Введение
По мнению исследователей из Оксфорда, в ближайшие 20 лет исчезнет 47% существующих ныне профессий. В мире происходят быстрые и радикальные изменения. [1] Многим ныне живущим людям придется менять профессии, «перезагружать» свои знания, навыки, качества и даже облик (новые технологии позволят и это). При этом, конкурировать вскоре придется не только друг с другом, но еще и с роботами и компьютерами, которым человек будет вынужден соответствовать и умом, и ответственностью, и скоростью реакции на изменения среды, чтобы не остаться за бортом этого прекрасного мира будущего.
Цель: проследить трансформацию инженерных профессий от настоящего к будущему, определить своему увлечению робототехнике место в мире инженерных профессий, оценить заинтересованность детей в инженерных профессиях и готовность высших учебных заведений России обучать новой профессии инженер-робототехник.
Задачи:
изучить информацию о профессии инженера;
узнать подробнее о некоторых инженерных профессиях настоящего;
познакомиться с мнениями ученых об инженерных профессиях будущего;
подробно изучить информацию о профессии инженер-робототехник;
узнать о перспективе получения профессии инженер-робототехник в ВУЗах России;
провести опрос среди школьников общеобразовательных школ города Тюмени с целью выявления заинтересованности инженерными профессиями, проанализировать полученные данные;
продемонстрировать свои личные достижения в робототехническом направлении.
В качестве источников информации мы использовали информационные сайты: Атлас профессий (atlas100.ru), Профгид (www.profguide.io), Rusbase - издание о технологиях и бизнесе (rb.ru) и многие другие. Также, в тексте работы мы указали ссылки на наши проекты, размещенные на сайте Российской Академии Естествознания.
Глава 1. Инженерные профессии настоящего
Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность», а значит, эти специалисты работают везде, где нужно что-то придумать, сконструировать, усовершенствовать. [2] В большинстве случаев специалисты вовлечены в жизненный цикл какого-либо технического изделия: осуществляют его проектирование, конструирование, пробные испытания, составляют описание процесса производства, отвечают за эксплуатацию. В России первые инженеры появились благодаря Петру Первому, который отправлял талантливых молодых людей учиться за границей. [3] В наше время в зависимости от сферы работы инженера можно выделить следующие его специализации:
физик – нацелен на прикладное использование знаний о физических процессах, разработку новых технологий,
конструктор – проектирует какой-либо механизм или прибор,
технолог – выявляет минусы и оптимизирует процесс производства различных изделий,
программист – автоматизирует разнообразные процессы путем написания алгоритмов и компьютерных программ,
экономист –анализирует и планирует экономические показатели,
военный инженер – конструирует и обслуживает военную технику АСУ,
биоинженер – применяет знания биологии для решения актуальных технических проблем.
Широкий спектр направлений работы позволяет выбрать специальность по душе. Таким образом, если вы любите точные науки, то, выучившись на инженера, сможете работать где угодно: в промышленности, научно-исследовательских организациях, в военном деле, в авиации и космонавтике, в строительстве и других отраслях.
Глава 2. Инженерные профессии будущего
Инженерные специальности в обозримом будущем не утратят своей востребованности. И будут только лучше. Есть несколько профессий инженера будущего. [4]
Инженер-робототехник— это одно из самых перспективных направлений инженерии, создание и обслуживание роботов. К этому направлению относятся специальности - создатели домашних, промышленных, медицинских роботов и роботов для развлечений (Приложение, Рисунок 2.1).
Пищевой инженер. Это межотраслевая профессия. Специалист по пищевым технологиям как профессия существует и в наше время. В будущем, используя знания в биологии, химии, генетике и материаловедении, фуд-инженеры должны будут буквально конструировать новые продукты.
Архитектор виртуальной реальности. Вся сфера IT продолжит бурно развиваться ближайшие десятилетия. Разработчики информационных систем, специалисты по работе с данными, разработчики интерфейсов, специалисты по искусственному интеллекту и другие профессионалы цифровой эпохи будут стабильно востребованы в обозримом будущем. В скором времени в цифровых мирах будут обучать, работать и даже лечить людей. Архитектор виртуальности - это будет типичная профессия будущего, когда все больше активностей станут переходить в виртуальную реальность. (Приложение, Рисунок 2. 2).
Проектировщик умной среды. Крупнейшие города мира стремительно «умнеют». Существующие технологии Smart City, которые помогут сделать жизнь в городах безопаснее, приятнее и гармоничнее. Проектировщик умной среды будет создавать системные решения для городов. Они будут объединять различные сети, устройства и датчики с физическим местом обитания человека — домом, улицей, транспортом, местом работы.
Космонавт. Для работы в космосе активно используют роботов, однако, как бы опасно не было в космосе, люди никогда не перестанут летать за пределы земной атмосферы (Приложение, Рисунок 2.3).
Специалист по превентивной медицине. Медицина в ближайшие 20-30 лет сделает огромный шаг вперед: будут побеждены многие неизлечимые болезни, медики поймут механизм психических расстройств, вовсю начнут применяться роботизированные протезы с обратной связью, медики будут принимать большинство пациентов по видеосвязи, во время операций хирургам будут ассистировать роботы (Приложение, Рисунок 2.4).
Подведем итоги. Профессий будущего очень много. Мы рассказали только про 6 инженерных профессий, которые показались нам лучшими. Все эти профессии нужны и отказаться от одной из них, тоже самое, что остановить развитие человечества.
Глава 3. Инженер-робототехник
Мир будущего из книг писателей-фантастов ХХ века уже наступил. Видеозвонки, всемирный «информаторий» и, конечно же, рóботы — наша реальность. Роботы нужны в промышленности, военном деле, сфере безопасности, медицине, быту [5].
Условно специальность, связанную с робототехникой, можно разделить на специалистов теоретиков (специалистов, занимающихся созданием, разработкой, модернизацией проекта) и практиков (специалистов, занимающихся реализацией, внедрением, монтажом, наладкой, эксплуатацией и техническим обслуживанием проекта). Движущую силу направлений робототехники составляют инженеры различных специализаций, располагающие знаниями о работе устройств, свойствах материалов, и IT-специалисты, занимающиеся программированием (Приложение, Рисунок 3.1).
Несмотря на существующий успех робототехники, по мнению экспертов, главные открытия и изобретения еще впереди. [6]. На сегодняшний день существуют и будут широко развиваться в будущем следующие профессии робототехничекой отрасли:
1) Проектировщик детской робототехники (Приложение, Рисунок 3.2);
2) Проектировщик медицинских роботов (Приложение, Рисунок 3.3);
3) Проектировщик домашних роботов. Домашние роботы предназначены для выполнения различных функций: робот-сиделка может ухаживать за больным, робот-клинер приводит дом в чистоту, а робот-садовник поддерживает жизнь растений в саду. (Приложение, Рисунок 3.4).
4) Проектировщик-эргономист роботизированных систем. Такой специалист проектирует роботов с учетом эргономических требований пользователя, которые включают физические и психические особенности (Приложение, Рисунок 3.5).
5) Робототехник создаёт и обслуживает роботов и автоматизированные технические системы, обладает широкими навыками конструирования.
6) Проектировщик промышленной робототехники создает промышленных роботов на производствах (Приложение, Рисунок 3.6).
7) Специалист по мобильной робототехнике занимается монтажом, наладкой, эксплуатацией и техническим обслуживанием мобильных робототехнических комплексов (Приложение, Рисунок 3.7).
8) Проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами – это специалист, который занимается разработкой и модернизацией искусственного интеллекта, созданием виртуальных «персоналий», способных взаимодействовать с человеком (Приложение, Рисунок 3.8). [7]
Робототехника развивается быстрыми темпами и открывает возможности как для творческой реализации, так и для практического использования знаний математики и информатики. Поэтому необходимо заранее определиться с направлением будущего профессионального развития, чтобы грамотно выстроить траекторию обучения и максимально раскрыть свой потенциал.
Глава 4. Подготовка кадров по специальности инженер-робототехник в ВУЗах России, востребованность специалистов
Чтобы стать робототехником, нужно получить высшее образование по направлению «мехатроника и робототехника». В частности, к этому направлению относится специальность «роботы и робототехнические системы». Высшее образование дает квалификацию «инженер».
Робототехника (роботехника) – это прикладная научная отрасль, посвященная созданию роботов и автоматизированных технических систем. Такие системы также называют робототехническими системами (РТС). Ещё одно название – роботостроение. Робототехника находится в родстве с мехатроникой.
Мехатроника – это дисциплина, посвященная созданию и эксплуатации машин и систем с программным управлением. Часто мехатроникой называют электромеханику и наоборот [8].
Отрасль «Робототехника и мехатроника» вошла в число одной из 25 в атласе новых профессий Сколково. Предполагается, что выпускник направления сможет стать проектировщиком домашних, медицинских роботов, заняться подбором композитных материалов для производства деталей роботов, обслуживать роботизированные системы [9].
Специальность «Мехатроника и робототехника» подходит тем, кто любит и хорошо разбирается в физике, математике, черчении и информатике. В процессе обучения студенты изучают программирование, электронику, инженерное дело, кибернетику, механику, гидравлику и другие предметы в теории и практике [10].
Сейчас обучение бакалавров и магистров по этому направлению ведется в более чем 50 ВУЗах России. В некоторых из них студенту предлагается выбрать профиль. Наиболее популярные ВУЗы обучающие специальности “Робототехника и мехатроника”:
г. Москва
Московский физико-технический институт (МФТИ);
Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ);
Московский государственный технологический университет «Станкин»;
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;
г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
г. Томск
Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
Национальный исследовательский Томский государственный университет.
г. Екатеринбург
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
г. Новосибирск
Новосибирский государственный технический университет.
г. Тюмень
Тюменский государственный университет.
Выбор достаточно большой. Робототехник-инженер сможет работать в конструкторских бюро, на заводах, в IT-компаниях. Данная профессия требует навыков конструирования, знаний механики и программирования и очень интересна для мальчиков.
Глава 5. Заинтересованность в инженерных профессиях школьников общеобразовательных школ
Нам было очень интересно знакомиться с профессией инженера. Мы узнали, что в будущем многие инженерные профессии значительно изменятся, а некоторые даже исчезнут, вместе с тем, появятся новые. Нам стало интересно узнать о мнении наших одноклассников и других школьников города Тюмени об инженерных профессиях. Мы создали тест на платформе onlinetestpad.ru. Всего мы сформулировали 8 вопросов (Приложение, Рисунок 5.1, Рисунок 5.2):
В какой школе ты учишься?
В каком классе ты учишься?
Знаешь ли ты, кто такой инженер?
Выбери правильный вариант, где указаны верные профессии инженера будущего;
Будет ли профессия инженер популярна в будущем и почему?
А ты знаешь, кто такой инженер-робототехник?
Занимаешься ли ты робототехникой?
Хотел бы ты стать инженером в будущем? А инженером-робототехником?
В результате, тест успешно прошли 109 человек. Самое большое чисто тестируемых было из общеобразовательных школ № 88 (37 человек), № 65 (32 человека), № 27 (17 человек) и Физико-математической школы Тюменской области (16 человек). В тестировании принимали участие ученики 1-9 классов, больше всего было обучающихся из 2 (31 человек), 4 (47 человек), 5 (17 человек), 7 (8 человек) классов.
Из всего числа опрошенных 52 человека интересуются робототехникой (14 - занимаются в школе, 8 – в центрах доп.образования, 30 – очень хотят начать заниматься), остальные дети 57 человек видят свое развитие в других не инженерных направлениях.
Из всех опрошенных 90 человек знают, кто является инженером. В четвертом вопросе мы предложили из списка выбрать возможные инженерные профессии будущего. На самом деле, все эти профессии могут быть в будущем, но не все они являются инженерными. В результате, 28 человек согласились с нашим мнением и выбрали следующие инженерные профессии будущего: пищевой инженер, инженер-робототехник, специалист по превентивной медицине.
Популярность профессии инженера подтвердили 98 человек. В качестве причин популярности большинство детей выбрали две из четырех предложенных: человек стремится отдать большую часть своей работы технике, человек стремится развиваться.
Не все дети знают о профессии инженера-робототехника. Только 81 человек ответил правильно: инженер-робототехник – это специалист по разработке роботов и их обслуживанию. Стать в будущем инженером-робототехником захотели 13 человек!
Нам очень понравилось проводить тестирование. Мы сделали вывод, что профессия инженера интересна детям, более 80% опрошенных имеют знания о профессии инженера и некоторые дети (12% из опрошенных) мечтают о профессии инженера-робототехника также, как и мы.
Глава 6. Мое развитие в инженерном направлении
В этой главе каждый из нашей команды расскажет про свои интересы и достижения в робототехническом направлении и планы на дальнейшее развитие.
6.1 «Будущее за роботами-помощниками», Александр Попов
Уже в 3 классе я начал заниматься робототехникой. Я создал робота-ускорителя (Приложение, Рисунок 6.1.1). Он, посредством повышающей зубчатой передачи, помогал раскрутить диск Ньютона. И при быстром вращении диск становился белым. В 6 классе я продолжил проект в команде и добавил превращение цвета в звук. Этот проект занял 2 место на Всероссийской конференции «Шаг в будущее - Юниор», мы также продемонстрировали работу модели на VI Международном конкурсе «Старт в науке» в г.Москва [11] и стали призерами на нескольких региональных соревнованиях в городе Тюмени (Приложение, Рисунок 6.1.2).
В этом году я вместе с командой работал над проектом «Умная тележка покупателя гипермаркета будущего» (Приложение, Рисунок 6.1.3). Эта удивительная разработка поможет в ближайшем будущем экономить время на покупки. Этот проект принес нам победу на VIII Международном конкурсе «Старт в науке» в г. Москва [12] и прошел на Всероссийскую конференцию «Шаг в будущее», но из-за сложной эпидемиологической обстановки в мире мероприятие перенесли на октябрь.
Я могу сказать, что люблю робототехнику. Эта любовь появилась у меня не случайно. У меня мама – физик и преподаватель по робототехнике, папа – техник-механик линий с ЧПУ (числовое программное управление), бабушка – математик и главный бухгалтер. Есть все условия для моего обучения, получения опыта от старших и развития, чтобы я стал хорошим инженером.
Я с уверенностью могу сказать, что вижу себя в профессии инженер-робототехник. Роботы делают много полезных вещей, и в будущем смогут сделать даже то, что сейчас кажется нереальным. Я хочу стать инженером-робототехником не только потому, что я люблю робототехнику, но и потому что я хочу помогать людям и делать нашу жизнь лучше.
6.2 «Создание уникального автомобиля-робота – моя главная цель», Алексей Попов
Я люблю автомобили! Рев мотора, скорость, дрифт… Автомобили точно придумали очень умные специалисты, обладающие знаниями в физике, механике. Я обязательно стану таким специалистом!
Первая модель автомобиля у меня получилась в 6 лет в команде со старшим братом и мамой – модель машины реактивной артиллерии БМ13 «Катюша». Этот первый проект мне особенно запомнился, его высоко оценили на региональном конкурсе по робототехнике (Приложение, Рисунок 6.2.1), и с этого момента я стал изучать литературу про автомобили, трансмиссию, привод, виды моторов, смотреть видео передачи про испытание автомобилей на различных трассах. Я также подробно изучил все виды механических передач на уроках робототехники. Следующий большой проект был «Энергоэффективный дом» (Приложение, Рисунок 6.2.2). [13] В этой научной работе мы с командой изучили все виды альтернативной энергии, и я решил, что идеальный автомобиль должен обязательно работать за счет альтернативных источников энергии. В прошлом году мы начали работу над моделью автомобиля на базе конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Мне удалось собрать четырехступенчатую коробку передач, рулевое управление на системе рычагов через понижающую зубчатую передачу. Мы с командой испытали нашу модель в нескольких экспериментах. Проект «Автомобиль: трансмиссия и рулевое управление» неоднократно становился призером городских, региональных соревнований (Приложение, Рисунок 6.2.3), а также принес победу в VII Международном конкурсе «Старт в науке». [14] Это мои первые достижения. В данный момент я продолжаю изучать современные автомобили и совершенствовать свою модель. Планирую сделать её беспилотной.
Я считаю, что как бы не изменились инженерные профессии в будущем, разработка новых видов автомобилей, их совершенствование всегда будет актуальны. Возможно, профессии инженера в автомобильной отрасли будут иметь новые названия, главное я буду заниматься любимым делом в команде с единомышленниками.
6.3 «Программирование – главное в успехе любого робота», Артем Егоров
Занятия основами конструирования и робототехникой начались с 4 лет в Центре дополнительного образования Lego Education (Приложение, Рисунок 6.3.1). Сначала мы изучали и строили механизмы из LegoDuplo, затем перешли на конструктор WeDo 1.0, теперь я занимаюсь на конструкторе Mindstorms EV3.
Первое соревнование, в котором принял участие, проходило в городе Тюмени. Это был региональный этап робототехнического фестиваля Робофест-Тюмень 2017. Командой мы представляли проект «Пчела и птица: враги или друзья» на базе конструктора WeDo 1.0 (Приложение, Рисунок 6.3.2).
Второе соревнование принесло нашей команде победу в VIII Международном конкурсе «Старт в науке» Российской Академии Естествознания в Москве в марте 2020 года. [15] Мы собирали, запрограммировали и успешно презентовали механический сейф с потайной дверью, работающий на дистанционном электронном ключе (Приложение, Рисунок 6.3.3).
Я люблю собирать различные транспортные средства: машины, корабли. В будущем я хочу собрать и запрограммировать робота Валли, который так же как его прототип из одноименного мультфильма, будет помогать очищать нашу планету от мусора.
«Не важно из чего сделан робот: из новых деталей или запчастей – он всеравно можеь т должен блистать» = Мистер Бигвелд, цитата из мультфильма «Роботы».
6.4 «Робототехника – мой мир будущего», Егор Юрков
Я занимаюсь конструированием с раннего детства. Сначала это были самые простые конструкции из кубиков Lego duplo. Позже я узнал о шестеренках и зубчатой передаче, о шкивах и ременной передаче, кулачковом механизме и червячной передаче. Конструктор Lego Wedo 1.0 расширил границы конструирования, благодаря моторам, осям, штифтам, различным сложным механическим передачам и возможности программирования и познакомился с датчиком наклона, датчиком расстояния. Так я перешел к робототехнике (Приложение, Рисунок 6.4.1). С помощью этого конструктора я построил подъемник, шахту, черепаху, X-wing, «Катюшу», кран, ракету, крокодила, вратаря. Я получил первые навыки по созданию роботов и программ.
В январе 2018 года я впервые стал участником регионального робототехнического фестиваля «РобоФест Тюмень - 2018» (Приложение, Рисунок 6.4.2). Мы с командой представили проект «Свойства воды» в направлении FIRST JR.FLL. Это был наш первый совместный проект, я узнал, что такое работа в команде. Подготовительный этап был сложным, но интересным. Мы изучали свойства воды, каждый отвечал за свою часть единого проекта. Этот проект демонстрировал движение молекул воды в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Нам удалось привести в движение маленькие молекулы из лего с помощью механизмов и моторов. Работу демонстрационной модели мы контролировали с помощью датчика наклона. Наш проект «Свойства воды» принес победу в номинации «Стремление к знаниям».
Сейчас я работаю с конструктором Lego Mindstorms, в котором есть более мощные моторы, несколько датчиков и программируемый блок EV3 (Приложение, Рисунок 6.4.3). Мне нравится конструировать и развиваться, поэтому я работаю не только на уроках, но и самостоятельно занимаюсь дома, придумываю новых роботов. Особенно мне запомнились мои роботы: рыба, горилла, манипулятор, щенок. Больше всего мне понравилось создавать манипулятор. Он был запрограммирован на выполнение трех действий: вращение вправо-влево, подъем руки вверх-вниз, захват предметов.
В этом году я впервые стал участником основной категории в Региональном робототехническом фестивале "РобоФест - Тюмень 2020". Основная категория «Фишка» сложная и интересна. Наш робот должен был поворачиваться на определенный градус и расставлять фишки по цветам в определенном порядке.
Сейчас я приступаю к исследовательской работе в направлении возобновляемых источников энергии. Я думаю, мое исследование будет востребовано при проектировании автоматических роботов.
Заключение
В процессе нашей работы мы узнали очень много о профессии инженер, рассмотрели существующие сегодня инженерные профессии и познакомились с прогнозами ученых о будущих профессиях. Инженерные профессии не исчезнут в будущем, но значительно изменятся на фоне всемирной компьютеризации и роботизации. Если сейчас инженер-конструктор проектирует реальные здания, то в будущем появится профессия архитектора виртуальной реальности.
Сейчас мы увлекаемся робототехникой. Рады были увидеть среди профессий будущего инженера-робототехника. Робототехники и их изобретения расширяют возможности и открывают новое там, где одному человеку не справиться. Конструирование роботов перестало быть утопией — робототехнике обучают в детских садах, школа и вузах.
Чтобы стать робототехником, нужно получить высшее образование по направлению «мехатроника и робототехника». Сейчас обучение бакалавров и магистров по этому направлению ведется в более чем 50 вузах России, самые крупные расположены в городах: Москва, Санкт-Петербург, Томск, Екатеринбург. В Тюмени это направление открыто в Тюменском Государственном Университете.
Мы провести опрос среди школьников общеобразовательных школ города Тюмени с целью выявления заинтересованности инженерными профессиями. В результате тест прошли 109 человек. Мы сделали вывод, что профессия инженера интересна детям, более 80% опрошенных имеют знания о профессии инженера. Половина опрошенных (52 человека) интересуются робототехникой (14 - занимаются в школе, 8 – в центрах доп.образования, 30 – очень хотят начать заниматься), остальные дети 57 человек видят свое развитие в других не инженерных направлениях.
На протяжении нескольких лет мы занимаемся робототехникой в Центре дополнительного образования «Школа интеллектуального развития детей Мистер Брейн» и уже сделали свои первые проекты, успешно защитили их на городских, региональных и международных конкурсах. Мы планируем дальше развиваться в робототехнике и после окончания общеобразовательной школы поступить в Университет для получения профессии инженер-робототехник.
Это инженерная профессия будущего только зарождается, и мы точно знаем, что она будет очень востребована в скором времени. Роботы нужны людям. Государство всячески поддерживает начинающих инженеров-робототехников, помогая нам определиться в будущей профессии.
Наша исследовательская работа будет полезна всем школьникам при определении направления своего развития в период обучения в общеобразовательной школе и выбора дальнейшей профессии.
Инженер – это престижная работа всех времен! Инженер-робототехник – одна из самых востребованных профессий будущего!
Список интернет-источников:
https://www.spb.kp.ru/daily/26454/3325088/;
https://legkopolezno.ru/rabota/karera/professiya-inzhener/;
https://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professiya-inzhener;
https://rb.ru/list/ne-prospi/;
https://www.aviasales.ru/blog/profesii-buduschego;
https://mentamore.com/robototexnika/professii-svyazannye-s-robototexnikoj.html;
https://zen.yandex.ru/media/postupi.online/8-professii-dlia-interesuiuscihsia-robotami-5b5257945e976b00ae583e94;
https://www.profguide.io/professions/robotics.html;
http://atlas100.ru/;
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Flegoteacher.ru%2Fmehatronika-i-robototehnika%2Fchto-takoe-mehatronika-i-robototehnika.html;
Проектная работа «Тайна радуги. Ди-джей Цвет». Режим доступа: https://files.school-science.ru/pdf/8/5e1f1bdaaf08c.pdf;
Проектная работа «Умная тележка покупателя в гипермаркетах будущего». Режим доступа:
https://files.school-science.ru/pdf/6/5c0a23221a0ed.pdf;
Проектная работа «Энергостанции прошлого, настоящего, будущего. Умный дом». Режим доступа: https://files.school-science.ru/pdf/5/34946.pdf;
Проектная работа «Автомобиль: трансмиссия и рулевое управление». Режим доступа: https://files.school-science.ru/pdf/7/5cbda32f842b3.pdf;
Проектная работа «Секретные конструкции. Модель «Домашний сейф" на базе конструктора Lego Mindstorms EV3». Режим доступа: https://files.school-science.ru/pdf/8/5e28328abf9ec.pdf.
Приложение
Рисунок 2.1 Инженер-робототехник |
Рисунок 2.2 Архитектор виртуально реальности |
Рисунок 2.3 Космонавт |
Рисунок 2.4 Специалист по превентивной медицине |
Рисунок 3.1 Робототехник-практик за работой |
Рисунок 3.2 Детская игрушка «Робот» |
Рисунок 3.3 Робототехника в медицине |
Рисунок 3.4 Домашний робот |
Рисунок 3.5 Работа проектировщика-эргономиста |
Рисунок 3.6 Промышленный робот |
Рисунок 3.7 Мобильный робот |
Рисунок 3.8 Проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами |
Рисунок 5.1 Вопросы и результаты тестирования школьников |
|
Рисунок 5.2 Вопросы и результаты тестирования школьников |
|
Рисунок 6.1.1 Робот-ускоритель для смешивания цветов диска Ньютона, 2016 год |
|
Рисунок 6.1.2 Усовершенствованная модель робота-ускорителя, 2019 год |
|
Рисунок 6.1.3 Проектом «Умная тележка покупателя гипермаркета будущего» |
|
Рисунок 6.2.1 Защита проекта «Легендарная боевая машина БМ13 Катюша» на региональном конкурсе по робототехнике, г. Тюмень, 2015 год |
|
Рисунок 6.2.2 Проект «Энергоэффективный дом», 2018-2019 гг. |
|
Рисунок 6.2.3 Защита проекта «Автомобиль: трансмиссия и рулевое управление» на областной выставке технического творчества и робототехники, г. Тюмень 2019 год |
|
Рисунок 6.3.1. Конструирую с детского сада! |
|
Рисунок 6.3.2. Регионального робототехнического фестиваля «РобоФест Тюмень - 2017» |
|
6.3.3. VIII Международном конкурсе «Старт в науке», г. Москва, март 2020 года |
|
Рисунок 5.4.1 Конструирую кран и других интересных моделей с помощью Wedo 1.0 |
|
Рисунок 5.4.3 Регионального робототехнического фестиваля «РобоФест Тюмень - 2018» |
|
Рисунок 5.4.2 Роботиз Lego Mindstorms EV3 |
7