Цель:
определить, влияют ли погодные условия на успеваемость школьника; изучить степень этого влияния.
Задачи:
провести наблюдение за изменениями погоды;
опросить учащихся с помощью анкетирования, проконтролировать артериальное давление учащихся и учителей нашей школы;
обработать полученные данные и подвести итог.
Основные этапы исследования:
наблюдение за погодой;
составление календаря погоды;
отслеживание поведения одноклассников, с целью оценки их работоспособности на уроках, обработка полученных данных;
анкетирование, выход на результат.
Введение
Проблема слабой успеваемости существует в каждом классе.
Рис.1
В нашем классе я заметила, что некоторые мои одноклассники, часто отпрашиваются домой из-за неважного самочувствия, другие жалуются на усталость, утомляемость, низкую работоспособность. Но это происходит не всегда. В какие-то дни у нас в классе всё очень хорошо: нами довольны учителя, мы активны на уроках «схватываем всё на лету», а иногда мы рассеяны, работаем медленно, в элементарных заданиях допускаем ошибки. Отсюда возникает вопрос: «Может, в этом виновата, погода?» Если выяснится, что погодные условия влияют на нашу работоспособность, а значит и на наши оценки, то для нас может всё измениться в лучшую сторону. А нашим учителям и родителям этот фактор придётся хоть немного учитывать.
Если погода влияет на здоровье и самочувствие человека, значит и влияет на успеваемость и работоспособность человека, и я решила это проверить. Чтобы подтвердить или опровергнуть мою теорию, нужны доказательства, и я постаралась их получить путём исследования двух явлений: погода и успеваемость. Объектами моего исследования будут мои одноклассники, учащиеся 8Б класса (одноклассники моей сестры) и наши учителя.
Теоретическая часть
Человек - часть природы.
Рис.2
В это трудно поверить, потому что люди часто пытаются изменить природу, вторгаются в недра земли, пытаются природу «подделать под себя», но никуда не деться от того что окружающая среда чрезвычайно сильно влияет на нас, подчиняя себе наше душевное и физическое здоровье.
Человек ощущает и пропускает через себя всё: солнечную активность, вызванные ей магнитные бури, высокую или низкую температуру воздуха и влажность.
Некоторые люди живут и не знают, для чего в сводках погоды рассказывают об атмосферном давлении и влажности воздуха, им бы было достаточно знать данные температуры и осадков. У других же людей личная метеостанция - это их тело: при перемене атмосферного давления болит голова, к дождю или снегу ломит ноги, руки и тому подобное.
Рис.3
Влияние погоды на человека известно давно. Существует целая наука изучающая влияние на организм человека климатических и погодных факторов, методы их использования в лечебно - профилактических целях - медицинская климатология.
Магнитные бури
Рис.4
Это один из сильнейших внешних факторов влияющий на наше самочувствие. На самом деле, кроме магнитных бурь, существуют так называемые «геомагнитные возмущения». Геомагнитные возмущения различаются по характеру локализации и продолжительности. Общемировые - возникают по всей Земле ( это и есть магнитная буря). Локальные - возникают и проходят на определённой местности.
Магнитная буря - это период, когда магнитное поле нашей планеты изменяется в ту или иную сторону относительно нормального значения. Обычно за 1 месяц происходит до 4 бурь.
Большинство людей, не ощущают начало магнитной бури, особенно если она носит локальный характер. Всего около 10% населения ощущают колебания магнитного поля.
Рис.5
Восприимчивость усиливается с возрастом, а также на фоне некоторых хронических заболеваний (заболевания сердечно сосудистой системы, вегето-сосудистая дистония, после инфарктов, инсультов). Данная закономерность - не моя выдумка, исследователи установили, что колебания магнитного поля чутко улавливаются микроскопическими рецепторами, расположенные на стенках крупных и мелких кровеносных сосудов. В результате наблюдается сужение сосудов головного мозга, кровообращение замедляется, течение крови становится недостаточным. Это вызывает болезненные спазмы, повышается артериальное давление, мигрень. Так же могут быть тромбозы (из-за вязкости крови), ухудшается кровообращение всех органов.
Особую опасность представляет начало, и конец магнитной бури.
Плохое самочувствие приводит к рассеянности, быстрой утомляемости и невнимательности, в результате увеличивается количество катастроф, аварий и несчастных случаев.
Погодные условия, влияющие на работоспособность и успеваемость школьников.
Рис.6
Я уже знаю, что погода характеризуется такими факторами, как: атмосферное давление, температура, влажность воздуха, атмосферные осадки, сила и направление ветра. Наблюдение за состоянием нижнего слоя атмосферы занимаются метеорологи на метеорологических станциях. Научной литературы по этой темы очень много, но ни в одной нет научных доказательств, что погодные условия могут влиять на успеваемость или работоспособность школьника. Давление 750 мм рт. столба считается идеальным для человека. Даже незначительные отклонения от нормы, могут повлечь за собой ухудшение самочувствия.
Рис.7
Циклон - это понижение атмосферного давления. Сопровождается потеплением, дождями и облачностью. К группе риска относятся люди с пониженным артериальным давлением, с проблемами в сосудах, нарушением работы органов дыхания.
Антициклон -это повышение атмосферного давления. Сопровождается ясной, безветренной, стабильной погодой. К группе риска относятся: люди с повышенным АД, астматики, аллергики, так как в безветренную погоду воздух не очищается от городских примесей.
Низкая влажность -30-40% влажности. Сухой воздух сильно раздражает слизистую носа. К группе риска относятся аллергики.
Повышенная влажность - может возникнуть из-за проливных дождей и достигать может до 80-90%. В основном такая погода характерна для субтропического климатического пояса (Сочи). В нашей местности такая погода бывает очень редко. К группе риска относятся люди с заболеваниями дыхательной системы.(обострение весной, когда тает снег)
Самая благоприятная температура для человека +16 - +18градусов. Во время сна в комнате должен поддерживаться именно такой режим. Во время снижения температуры воздух насыщается кислородом.
Все эти факторы мне нужны для моего исследования.
Из статей интернета, я нашла, как погода влияла на настроение людей. Немецкие учёные проводили исследование (более 2000 немцев). После исследования учёные пришли к единому выводу, что все люди чувствуют себя плохо, когда погода портится. Исследователи разделили людей на 4 категории. По словам Джаапа Дениссена (JaapDenissen) из университета Гумбольдта (Берлин), категории эти следующие: люди, на которых погода не влияет; люди, которым нравится лето; люди, которым лето не нравится; люди, которым нравится дождь. Учёные также выяснили, что дети относятся к той же категории, что и их матери, но они не знают, заложено ли это в детях генетически.
Рис.8
Однако причиной некоторых депрессий может быть дефицит витамина D, чаще этот дефицит проявляется у людей, которые живут в местах, где дефицит солнечной погоды.
В другой шотландской статье говорится о том, что именно воздействие на человека оказывают различные причуды погоды. Оказывается, дождь наиболее тяжело переживают люди, стремящиеся похудеть. Чаще всего именно в дождливую погоду человек начинает набирать лишний вес. Головная боль часто появляется на фоне грозы. Это природное явление также увеличивает риск развития астмы. Тем, у кого часто появляются проблемы с ушами, а также наблюдается нарушение обмена веществ, нужно быть особенно осторожными во влажную погоду. Сильные ветры, которые обычно случаются в холодные и влажные осенние и весенние дни, отрицательно воздействуют на впечатлительных малышей, на их неокрепшую нервную систему. Это ведёт к повышению у детей возбудимости, нарушению сна, зачастую к развитию чувства тревоги. Подобные расстройства у детей в медицине обозначили специальным термином – метеоневроз. У взрослых же подобные расстройства названы термином – метеопатия.
В другой американской статье рассказывается о том, что плохое самочувствие детей имеет сезонную зависимость. Особая зависимость у детей проявляется весной и осенью. Всего 3 вида реакции на погоду:
-самый лёгкий вариант, когда здоровый ребёнок ощущает незначительный дискомфорт при повышенной солнечной активности, перепадах атмосферного давления, изменениях температуры. В этом случае отмечается у детей сонливость, незначительная слабость, ухудшение настроения.
-метеопатия - в этой группе риска дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с нервно-психическими нарушениями, с бронхиальной астмой, дети перенёсшие травму головы.
-метеоневроз - самая тяжёлая форма нервного расстройства. Такие дети на погоду реагируют очень сильно. В этой группе риска дети с нарушением обмена веществ, дети с низким иммунитетом, а также крайне впечатлительные и психологически ранимые дети.
Бороться с погодной зависимостью у детей очень сложно, но можно.
Для этого у ребёнка должно быть рациональное питание, обогащённое витаминами(C, E), умеренные физические нагрузки, свежий воздух, как можно больше.
Рис.9
Единственное исследование, которое подтверждает мною гипотезу, провели несколько лет назад специалисты кафедры гигиены детей и подростков Омской Государственной Медицинской Академии (ОмГМА), сопоставившие успеваемость учеников со сводкой погоды. Результаты исследования, не имеющего, кстати, аналогов, удивительны: чаще всего на учёбу школьников влияли средняя температура воздуха за сутки и скорость ветра. Стоило ветру задуть сильнее, как каким-то непостижимым образом у половины класса буквально сдувало желание учиться. Выяснилась и другая необычная взаимосвязь: если изменения температуры в течение дня играли главную роль в самочувствии и работоспособности детей, то межсуточные перепады на них никак не отражались. На такие факторы, как влажность воздуха и колебания атмосферного давления, в течение дня реагировали всего два человека из класса. Причём давление мешало учиться одним, влажность — другим, а температура — третьим. Но при этом, как выявило исследование, девочки более мальчиков оказались чувствительны к погоде, а из 27 учеников на погоду вообще реагировали 13 человек. Самое удивительное, что метеозависимости оказались подвержены не только дети с ослабленным здоровьем, но даже и те, кто на него не жалуется. Выяснилось и то, что помимо погоды за окном на желание учиться влияет и микроклимат в кабинете. При повышении температуры в помещении всего на 3-4 градуса работоспособность резко снижалась. Если при положенных 18 градусах дети даже в неблагоприятные дни более или менее воспринимали учителя, то при 22 градусах «ворон начинали считать» почти все. Зато такой показатель, как трудность и интенсивность самого урока, почти никак не влиял на работоспособность школьников.
Практическая работа
Наблюдение за погодными условиями: ежедневно в одно и то же время я фиксировала показатели температуры воздуха, атмосферного давления, силу и направление ветра.
Следила за поведением, настроением, работоспособностью и успеваемостью моих одноклассников.
Замеряла АД моим одноклассникам электронным тонометром.
Провела анкетирование учащихся 8 Б класса( одноклассники моей сестры).
Провела опрос учителей нашей школы о влиянии погоды на их самочувствие.
В феврале и марте я наблюдала за погодой: записывала данные термометра, фиксировала погодные явления (снег, дождь), с помощью интернета записывала данные направления и скорости ветра, и данные атмосферного давления.
1.02 |
-5℃ * |
Ю-З 1-2м/с |
753мм рт ст Вл.94-96% |
16.02 |
-7℃ * |
З 1-2м/с |
771мм рт ст Вл.88-90% |
2.02 |
-8℃ * |
Ю-З 2-3м/с |
763мм рт ст Вл.91-93% |
17.02 |
-6℃ * |
Ю-З 3-4м/с |
772мм рт ст Вл.86-88% |
3.02 |
-6℃ |
Ю 3-4м/с |
749мм рт ст Вл.80-82% |
18.02 |
-2℃ * |
Ю-З 7-8м/с |
759мм рт ст Вл.94-96% |
4.02 |
+1℃ дождь |
Ю-З 4-5м/с |
743мм рт ст Вл.87-89% |
19.02 |
0℃ облачно |
Ю-З 6-7м/с |
758мм рт ст Вл.96-98% |
5.02 |
-3℃ * |
Ю-З 4-5м/с |
747мм рт ст Вл.92-94% |
20.02 |
0℃ облачно |
Ю-З 3-4м/с |
760мм рт ст Вл.97-99% |
6.02 |
-9℃ * |
Ю-З 4-5м/с |
753мм.рт.ст Вл.91-93% |
21.02 |
-1℃ дождь |
З 2-3м/с |
764мм рт ст Вл.92-94% |
7.02 |
-9℃ * |
В 2-3м/с |
750мм.рт.ст Вл.82-84% |
22.02 |
-1℃ облачно |
З 1-2м/с |
769мм рт ст Вл.89-91% |
8.02 |
-12℃ * |
З 2-3м/с |
751мм рт ст Вл.92-94% |
23.02 |
0℃неболльш. облачность |
Ю-З 1-2м/с |
765мм рт ст Вл.89-91% |
9.02 |
-17℃ облачно |
З 2-3м/с |
761мм рт ст Вл.91-93% |
24.02 |
-1℃ дождь |
Ю 4-5м/с |
752мм рт ст Вл.94-96% |
10.02 |
-14℃ * |
Ю-З 5-6м/с |
759мм рт ст Вл.90-92% |
25.02 |
+1℃ дождь |
Ю-В 0-1м/с |
753мм рт ст Вл.95-97% |
11.02 |
-8℃ * |
Ю-З 4-5м/с |
759мм рт ст Вл.90-92% |
26.02 |
-1℃ облачно |
З 3-4м/с |
743мм рт ст Вл.96-98% |
12.02 |
-5℃ пасмурно |
З 0-1м/с |
761мм рт ст Вл.78-80% |
27.02 |
0℃ облачно |
Ю-З 6-7м/с |
755мм рт ст Вл.95-97% |
13.02 |
-4℃ * |
В 1-2м/с |
758мм рт ст Вл.90-92% |
28.02 |
+1℃ * дождь |
Ю-З 5-6м/с |
758мм рт ст Вл.85-87% |
14.02 |
-5℃ * |
В 0-1м/с |
761мм рт ст Вл.76-78% |
29.02 |
+1℃ облачно |
Ю-З 5-6м/с |
752мм рт ст Вл.94-96% |
15.02 |
-2℃ * |
З 1-2м/с |
765мм рт ст Вл.89-91% |
Погода за февраль 2020г.
Погода за март 2020года
1.03 |
-3℃ * |
Ю-З 3-4м/с |
761мм рт ст Вл.90-92% |
17.03 |
-2℃ * |
Ю-З 6-7м/с |
761мм рт ст Вл.80-02% |
2.03 |
-3℃ * |
Ю-З 5-6м/с |
766мм рт ст Вл.92-94% |
18.03 |
-1℃ дождь |
Ю-З 4-5м/с |
767мм рт ст Вл.90-92% |
3.03 |
-5℃ * |
Ю-З 4-5м/с |
767мм рт ст Вл.93-95% |
19.03 |
+1℃ дождь |
Ю-З 7-8м/с |
758мм рт ст Вл. 90-93% |
4.03 |
-4℃ * |
З 1-2м/с |
764мм рт ст Вл.97-99% |
20.03 |
0℃ дождь |
Ю-З 2-3м/с |
749мм рт ст Вл.98-100% |
5.03 |
-11℃ ясно |
В 1-2м/с |
773мм рт ст Вл.86-88% |
21.03 |
-9℃ * |
С-З 4-5м/с |
751мм рт ст Вл.96-98% |
6.03 |
-8℃ * |
Ю-З 2-3м/с |
777мм рт ст Вл.94-96% |
22.03 |
-11℃ * |
С-З 3-4м/с |
765мм рт ст Вл.79-81% |
7.03 |
-9℃ пасмурно |
Ю-З 4-5м/с |
774мм рт ст Вл.71-73% |
23.03 |
-3℃ * |
В 4-5м/с |
773мм рт ст Вл.72-74% |
8.03 |
-4℃ * |
Ю-З 6-7м/с |
769мм рт ст Вл.91-93% |
24.03 |
+3℃ дождь |
Ю-В 4-5м/с |
773мм рт ст Вл.98-100% |
9.03 |
-1℃ * дождь |
Ю-З 2-3м/с |
765мм рт ст Вл.96-98% |
25.03 |
+4℃ дождь |
Ю-З 5-6м/с |
772мм рт ст Вл 98-99% |
10.03 |
+1℃ * дождь |
Ю-З 1-2м/с |
766мм рт ст Вл.99% |
26.03 |
+2℃ Небольш. дождь |
Ю-З 7-8м/с |
765мм рт ст Вл.75-77% |
11.03 |
+4℃ дождь |
Ю-З 3-4м/с |
763мм рт ст Вл.98-99% |
27.03 |
+3℃ дождь |
С-З 3-4м/с |
767мм рт ст Вл.76-77% |
12.03 |
+6℃ дождь |
Ю-З 3-4м/с |
755мм рт ст Вл.98-99% |
28.03 |
+10℃ пасмурно |
Ю-З 3-4м/с |
768мм рт ст Вл.77-79% |
13.03 |
+8℃ дождь |
Ю-З 4-5м/с |
751мм рт ст Вл.97-99% |
29.03 |
+4℃ пасмурно |
Ю-З 4-5м/с |
763мм рт ст Вл.68-70% |
14.03 |
+1℃ облачно |
Ю-З 6-7м/с |
750мм рт ст Вл.93-95% |
30.03 |
+11℃ Небольш. дождь |
Ю-З 3-4м/с |
760мм рт ст Вл.62-64% |
15.03 |
0℃ облачно |
З 3-4м/с |
749мм рт ст Вл 97-99% |
31.03 |
+13℃ Небольш. дождь |
Ю-З 2-3м/с |
755мм рт ст Вл.60-62% |
16.03 |
-2℃ * |
Ю-З 3-4м/с |
758мм рт ст Вл.90-92% |
В течение двух месяцев наблюдала за моими одноклассниками, за их настроением, работоспособностью и успеваемостью, и вот что у меня получилось:
В феврале, когда была более морозная погода. Наша успеваемость и активность была наиболее лучшей, а когда шёл снег, многие мои одноклассники были вялые, без настроения, растерянные.
В марте многие мои одноклассники заболели, многие были несобранные, но в некоторые дни, когда проглядывало солнышко, наш класс был активный.
По интернету я узнала, что 4 -5 марта будет магнитная буря. И я решила померить у одноклассников в этот день давление. Вот что у меня получилось: всего было 19человек
одноклассники |
Нормальное АД |
Повышенное АД |
Пониженное АД |
мальчики |
100/60-90/60 5чел |
4чел |
0 |
девочки |
100/60-90/60 3чел |
6чел |
1чел |
всего |
8чел |
10чел |
1чел |
В нашем классе есть дети , которые чувствительны к магнитным бурям, хотя некоторые из класса не чувствовали повышенного давления, а у других было недомогание, сонливость, болела голова. Успеваемость в классе в этот день была самой низкой.
С помощью соц.сетей я провела анкетирование у одноклассников моей сестры( 8 Б класс),вот что получилось:
Вопросы |
нет |
да |
Не знаю |
Очень влияет |
Влияет ли погода на ваше самочувствие, здоровье? |
3 |
10 |
8 |
|
В чем это выражается (если вы заметили такое влияние)? |
- |
Головная боль - 7 Бессоница3 |
Сильные головные боли - 5, кружится голова -2, раздражительность -1 |
|
Влияют ли погодные условия на ваше настроение, эмоциональное состояние? |
3 |
10 |
1 |
|
Оказывает ли погода влияние на вашу работоспособность (память, внимание и др.) и успеваемость в школе. |
3 |
10 |
5 |
Оказывается, переменчивая погода влияет и на учащихся 8Б класса.
Опрос учителей нашей школы о влиянии погоды на их самочувствие.
Болит голова |
4 |
Повышается АД |
2 |
Ломит суставы |
4 |
Моё самочувствие не зависит от погоды |
3 |
От солнечной погоды становлюсь счастливее |
1 |
Кружится голова |
1 |
Падает настроение,хочется спать |
1 |
всего |
12 учителей |
Наши учителя тоже метеозависимы.
Вывод: исходя из всех моих наблюдений и измерений, я пришла к выводу, что все мы очень зависим от погодных условий. Поэтому для снижения метеозависимости школьники, как и все остальные люди, должны вести здоровый образ жизни. Сюда включается: правильное питание, спорт, закаливание, отдых, прогулки на свежем воздухе, сон. Также нужно принимать дополнительные комплексы витаминов и минералов.
Я доказала, что лучше нам давать контрольные и самостоятельные работы в благоприятные дни, и мы сделаем их, на отлично!
Будьте все здоровы, несмотря ни на какую погоду!
Список литературы:
«Основы медицинской и биологической климатологии»,автор Воронин Николай Михеевич, 1981г, издательство Медицина.
Статья от11:00 ,22 сентября 2009г,
«НАУКА, ПОГОДА, ОБРАЗОВАНИЕ»,автор: САН-Омск
«Проблема повышенной метеочувствительности у детей и подростков», автор Григорьев К. И,Поважная Е.Л.
«Энциклопедический справочник медицины и здоровья». Медицина., Русское энциклопедическое товарищество , 2005 г.
Интернет:https://www.gismeteo.ru/,https://cyberleninka.ru/