Введение
Летом на машине мы семьёй отправляемся к морю. Я смотрю в окно и не могу оторвать глаз от тысяч крупных ярко-желтых солнц в полях, от бело-сиреневых облаков на цветущих холмах, от сочных и густых волн лугов.… Вдруг мимо моего взора проносится грязный пакет, потом еще один, затем еще что-то грязное и непонятное.… Сначала испытываю недоумение, но потом понимаю, что из открытого окна впереди идущей машины прямо на ходу люди выбрасывают мусор. Смотрю по сторонам и уже не вижу сиреневых холмов. На обочине дороги вижу пакеты, пластиковые стаканчики, тарелки, бутылки, объедки. Тысячи машин едут к морю, тысячи взрослых людей оставляют вдоль дороги мусор. Я загрустила. Душу охватило жгучее чувство стыда за этих взрослых.
Я задумалась: «Почему я никогда не сделаю подобное?». Ответ прост: «Потому, что я знаю, какой урон экологии нашей планеты ежедневно наносит человек». Мне рассказывала об этом мама, эти вопросы мы обсуждаем в школе, я сама читала и много размышляла на тему того, что наша планета даёт нам для жизни все необходимое, а взамен получает пластиковые пятна, размером с целую страну и озоновые дыры, размером с целый континент. Именно из-за того, что я обладаю этими знаниями - я бережно отношусь к природе и никогда не оставлю за собой мусор в неположенном месте. Вот уже второй год я – эко-волонтёр и убеждена, что в моих силах сделать нашу планету чище.
Моя цель: доказать зависимость бережного отношения к природе от осведомлённости человека, от его экологической грамотности. В процессе работы, мои силы будут направлены на то, чтобы обратить внимание сверстников на проблемы, которыми могут обернуться безобидные и общепринятые действия и поступки; рассказать, что под маской красивых и ярких картинок скрываются чудовищные последствия для окружающего нас растительного и животного мира.
Я планирую подготовить несколько изображений и предложить ребятам сформулировать своё отношение к тому или иному объекту или явлению и ответить на несколько очень простых вопросов. После первого анкетирования я предполагаю проведение беседы, за которой последует повторное анкетирование. Таким образом, объектом исследования станет отношение ребят к определённой ситуации до и после проведения беседы. Предметом исследования: влияние осведомлённости ученика на его отношение к окружающему миру.
Гипотеза: с увеличением знаний, происходит переосмысление поступков и поведения человека.
Задача: посредством разъяснения того, что было не совсем ясным при наблюдении, доказать сверстникам, что очень много безобидных на первый взгляд вещей, могут приносить огромный урон окружающей среде: растениям и животным.
План исследования:
На основе собственных наблюдений и фотографий подготовить демонстрационные слайды;
Для массового сбора материала подготовить анкеты;
Провести анкетирование и беседу среди учащихся моей школы разных возрастов;
Изучить данные, полученные в результате анкетирования до и после беседы;
Сделать вывод: подтвердить, или опровергнуть выдвинутую мною в начале исследования гипотезу.
Методы исследования, используемые в данной работе: анализ, прямое наблюдение, эксперимент, сравнение. Методы опроса: беседа, анкетирование.
Глава 1 - Изучение, анализ и обобщение изученной по теме литературы, обоснование темы исследования
«На ловца и зверь бежит» - не успела я конкретизировать тему исследования, как, открыв популярную социальную сеть, вижу следующее объявление:
Ц веточный магазин предлагает «лесную корзинку с подснежниками». Я не смогла остаться равнодушной и написала в комментариях: «Подснежник кавказский занесён в Красную книгу, за его продажу полагается штраф», - однако комментарий был удалён администратором, а к продаже была выставлена следующая корзинка…
По большому количеству отметок «нравится», по восторженным отзывам и высокой скорости продажи можно утверждать, что подобные цветочные композиции пользуются спросом. Я подсчитала: в первой корзинке около семидесяти веточек подснежника, во второй не меньше девяноста.
По моему наблюдению, в нашем крае с первых чисел февраля, на рынках, на городских улицах, вдоль проезжей части магистральных дорог продают первоцветы. Признаюсь честно: раньше и я с восхищением и радостью любовалась милыми, ароматными, предвещающими весну букетиками, покупала их для мамы и бабушки. Позже, я узнала, что эти предвестники весны относятся к уязвимым и редким видам, занесенным в Красную книгу России, Адыгеи и Краснодарского края. Из-за интенсивного сбора луковиц и цветов на букеты, исчезают: пролеска двулистная, цикламен кавказский, голубой и бледный мускари, подснежник кавказский. В результате столь варварского отношения, первоцветы полностью исчезли с территорий, расположенных вблизи населённых пунктов. С приходом знаний, моё отношение к факту появления в городе букетиков с первоцветами изменилось. Я никогда не сорву в лесу цветы и никогда не куплю их у торговцев.
***
Еще один яркий пример моего собственного переосмысления связан с запуском в небо воздушных шаров. Казалось бы, что может быть красивее массового выпуска шаров на школьных линейках первого сентября, или на выпускных? Яркие шары летят в голубое небо, символизируя собой начало новой жизни, большие надежды, светлые и радостные грядущие перемены… Но на деле все далеко не так радужно и весело. Выпускать воздушные шары в воздух – ничуть не лучше, чем выбрасывать мусор в м оря и леса. Пролетев от одного до сотен километров, все шары опускаются на землю и создают серьёзную опасность для дикой природы. Упав в лес, воздушные шары формируют горы мусора, отравляя окружающую среду химическими добавками и красителями. Я представила, сколько тонн лопнувших или сдувшихся шариков ложится мусорным слоем на почву. Упав в море, сдутые воздушные шарики становятся похожими на основной рацион морских черепах – медуз. Голодные черепахи, рыбки и птицы принимают остатки шариков за пищу, или запутываются в лентах от шаров, в результате чего - гибнут. Так частички чьей-то радости становятся причиной чей-то смерти.
С приходом знаний, моё отношение к факту массового выпуска воздушных шаров на мероприятиях изменилось. По моей инициативе и при поддержке директора, в нашей школе уже создан эко-отряд, целью которого является поиск приемлемого способа замены традиционного выпуска в небо воздушных шаров на школьных мероприятиях.
***
Сфотографироваться на память с редким экзотическим животным нравится всем детям без исключения. Это знают и предприимчивые фотографы, которые очень часто прогуливаясь вдоль побережья, предлагают фото с попугаем, обезьянкой, лемуром, змеёй или даже с крокодилом. Яркие эмоции, сиюминутное счастье – ничего не напоминает? (мне напомнило вышеописанные букеты первоцветов и выпуск шаров…) А что на самом деле? На самом деле фотографы на пляжах и набережных издеваются над животными для заработка. Я лично видела бедного, еле живого крокодила, с замотанной скотчем пастью. В Геленджике в 2017 году был случай, когда трёх породистых собак от лап до кончика хвоста покрасили в неестественные цвета: розовый и оранжевый, а потом предлагали за плату всем желающим сфотографироваться с ними. Животных в течении сезона использовали в качестве реквизита для платных уличных фотосессий, а когда они "отработали своё", хозяева сначала несколько раз выстрелили в них, а затем оставили в лесу, в 60-ти километрах от города. О голодных, раненых и испуганных собаках, спустя время, сообщили грибники. Волонтёры спасли собак и сейчас им ничего не угрожает.
30 января 2019 года в сети Интернет появились фотографии крокодила и питона, лежащих на груде мусора в Сочи. Позже, правоохранители нашли место, где были выброшены тела мертвых рептилий. Прежде чем стать «фотомоделями», эти животные прошли через мучительную перевозку из-за границы в тесных, грязных контейнерах, без еды и воды. Животным вырвали когти и зубы, им давали таблетки, чтобы они не представляли опасности для клиентов – вот она, обратная сторона счастливых и ярких курортных фотографий.
С приходом знаний, моё отношение к фотосессиям с животными изменилось. Если есть желание сфотографироваться, погулять и пообщаться с животными, я отправляюсь в приют для пострадавших животных «КрасноДог». Один-два раза в месяц приют устраивает День волонтёра – это день, когда каждый желающий может прийти, познакомиться, поиграть и погулять с собакой. Собаки годами живут в приюте в клетках или вольерах, их кормят, ухаживают за ними, но они тоскуют, дичают, болеют. Ведь собаке жизненно необходимо общение с человеком, а сотрудники приюта физически не успевают уделить каждому постояльцу достаточное количество внимания. Так я стала другом Лютику, Афине, Фьюше, Маргане и Тандеру.
Подготовительная работа к исследованию будет неполной, если не проанализировать наличие нормативно-правовой базы, касающейся обозначенных вопросов.
В соответствии с Лесным кодексом РФ, подснежники, цикламены, зимовники и прочие первоцветы срывать категорически запрещено. Многие из охраняемых растений находятся на грани вымирания. Именно поэтому их сбор строго запрещает природоохранное законодательство. Статья 7.3. Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N608-КЗ "Об административных правонарушениях", сообщает: уничтожение, добывание, сбор, содержание, приобретение, владение, пользование, продажа либо пересылка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и (или) растений, занесенных в Красную книгу Краснодарского края — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
П омимо штрафа, нарушителю предстоит еще и возместить нанесенный природе ущерб. За каждый цветок, сорванный на территории, к примеру, Сочинского нацпарка, придется заплатить 450 рублей, сообщает пресс-служба парка. Можно сделать вывод, что за продажу композиции в корзиночке, приведенной на рисунке 1.1, владельца магазина полагается оштрафовать на 40000 рублей, и взыскать на возмещение ущерба природе – 31500 рублей. Думаю, заплати положенное законом, в следующий раз предприниматель не станет продавать первоцветы. И эта, как он назвал «весенняя полянка» будет полянкой там, где ей и положено быть – В ЛЕСУ!
В конце 2018 года был принят нашумевший закон "Об ответственном обращении с животными". В законе написано, что животные — существа, способные испытывать эмоции и физические страдания, а человек отвечает за их судьбу. Жестоким считается такое обращение с животным, которое привело или может привести к его гибели, увечью или другому повреждению здоровья. Сюда входят истязания, в том числе голодом, жаждой, побои, нарушение требований к содержанию, причинившее вред здоровью животного. Хозяин, который отказывается содержать своего питомца и выгоняет его на улицу, попадает под ответственность за жестокое обращение, поскольку ставит его жизнь и здоровье в опасность. Если владелец не оказывает своему питомцу помощь, когда тот находится в опасном для жизни или здоровья состоянии, — это тоже жестокое обращение с животным.
Требованиями закона введено лицензирование зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов. Запрещается использовать животных для развлечений, основная цель которых — предоставление зрителям физического контакта с животными (то есть контактные зоопарки). Однако если мероприятие предполагает такой контакт, то он должен быть не опасным для жизни или здоровья людей и животных. Кроме того, для животного должна быть оборудована специальная зона с укрытиями, где его не смогут достать посетители.
Массовый выпуск воздушных шаров в настоящий момент никак законодательно не регулируется. Специалисты едины во мнении, что это мероприятие пагубно влияет на экологию планеты, однако в нашей стране никаких ограничений, даже рекомендательного характера мне найти не удалось.
Итак, на примере описания собственного опыта, а так же анализа литературы и законодательной базы, я убедилась в правильности выбранного направления и приступаю к подготовке материалов и проведению эксперимента.
Глава 2 - Эксперимент по выявлению закономерности осведомлённости человека на его отношение к окружающему миру
Для задуманного в рамках работы эксперимента мне понадобятся картинки и анкеты. Обозначу три темы для бесед: первоцветы; воздушные шары; фото с экзотическими животными.
7 февраля 2020год, проводится очное, сплошное, групповое анкетирование учеников 3-«Б» класса. Анкета состоит из опросного листа с семью вопросами, предполагающими два взаимоисключающих друг друга варианта ответа "да-нет". В анкетировании участвуют 32 человека.
Первое анкетирование
Показываю ребятам картинку №1: |
рис.2.1 |
Предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Считаешь ли ты привлекательными эти цветы в корзинке?
- Хотел бы ты купить и подарить эту композицию маме или бабушке?
- Одобряешь ли ты продажу на улицах города первых весенних цветов?
***
Показываю ребятам картинку №2: |
рис.2.2 |
Предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Нравится ли тебе процесс запуска воздушных шаров в небо?
- Хотел бы ты как можно чаще запускать шары в воздух?
***
Показываю ребятам картинку №3: |
рис.2.3 |
Предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Нравится ли тебе фотографироваться с экзотическими, необычными животными?
- Хотел бы ты иметь как можно больше таких фотографий?
После того, как первое анкетирование было произведено, перехожу к следующему методу исследования – беседе. Беседа проводится по ранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме, с использованием слайдов и разъяснением того, что не было ясным при наблюдении.
Беседа с ребятами
Рассказываю ребятам о том, что первоцветы – это однолетние и многолетние растения, которые цветут, когда на деревьях еще нет листвы. Пролеска двулистная, цикламен кавказский, голубой и бледный мускари, подснежник кавказский – это цветы, которыми можно любоваться у нас в крае, но они находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу. Собирая и продавая первоцветы, мы губим их, а покупая — поощряем браконьеров. Эти редкие весенние цветы красивее в естественной среде. Отказ каждого из нас покупать цветы, находящиеся под угрозой исчезновения, даст им шанс цвести каждую весну. Призываю всех задуматься, ведь каждую неделю на земле исчезает один вид растений. Неужели это не остановит нас?
***
Рассказываю ребятам о губительной силе красоты выпущенных в небо воздушных шаров. Показываю слайды захламленных пластиковыми отходами территорий, фотографии животных, погибших от заглатывания частей воздушных шаров, или запутавшихся в их верёвках. Предлагаю принять участие в акциях, проводимых нашим школьным эко-отрядом «экОшарики» и поддержать нашу инициативу по отказу от массового выпуска воздушных шаров. Поясняю, что достаточно просто не выпустить в небо гелиевый шарик, и ты сохранишь жизнь чайке, рыбке, черепахе и другим животным.
***
Рассказываю ребятам о том, как фотографы на пляжах и набережных издеваются над животными ради заработка. Привожу примеры о собачках из Геленджика и о сочинских рептилиях, обнаруженных на днях в мусоре, показываю слайды. Как утверждают зоозащитники, для любого животного, дикого или домашнего, фотосессии с человеком - это огромный стресс. Животным тяжело находиться весь день на жаре, без еды и воды, к тому же постоянно контактируя с посторонними людьми. А после того, как сезон окончен, животные оказываются не нужны своим хозяевам, и их попросту выбрасывают. Многие из них гибнут. Подчеркиваю, что заработок на фотосессиях с животными – это издевательство. Так что выход из ситуации один: для того, чтобы такой бизнес не процветал, нам самим стоит пересмотреть свои взгляды на фотографирование с животными на пляже. Если такого рода фото на память перестанет быть востребованным, будет меньше загубленных и замученных звериных жизней.
Второе анкетирование
Предлагаю ребятам ответить на те же вопросы, что и в первом анкетировании, но уже с учётом полученной информации.
Итоги эксперимента
Обобщу полученные ответы на вопросы.
7 февраля 2019 год, очное, сплошное, групповое анкетирование №1.
Участники анкетирования – школьники в возрасте 9-10 лет, 32 человека.
1.1 Считаешь ли ты привлекательными эти цветы в корзинке? Да – 32; Нет – 0.
1.2 Хотел бы ты купить и подарить эту композицию маме или бабушке? Да–32; Нет–0.
1.3 Одобряешь ли ты продажу на улицах города первых весенних цветов? Да–32; Нет–0.
2.1 Нравится ли тебе процесс запуска воздушных шаров в небо? Да–32; Нет–0.
2.2 Хотел бы ты как можно чаще запускать шары в воздух? Да–32; Нет–0.
3.1 Нравится ли тебе фотографироваться с экзотическими, необычными животными? Да–32; Нет–0.
3.2 Хотел бы ты иметь как можно больше таких фотографий? Да–32; Нет–0.
рис.2.4
7 февраля 2019 год, очное, сплошное, групповое анкетирование №2.
Участники анкетирования – школьники в возрасте 9-10 лет, 32 человека.
1.1 Считаешь ли ты привлекательными эти цветы в корзинке? Да – 2; Нет – 30.
1.2 Хотел бы ты купить и подарить эту композицию маме или бабушке? Да–0; Нет–32.
1.3 Одобряешь ли ты продажу на улицах города первых весенних цветов? Да–0; Нет–32.
2.1 Нравится ли тебе процесс запуска воздушных шаров в небо? Да–0; Нет–32.
2.2 Хотел бы ты как можно чаще запускать шары в воздух? Да–0; Нет–32.
3.1 Нравится ли тебе фотографироваться с экзотическими, необычными животными? Да–2; Нет–30.
3.2 Хотел бы ты иметь как можно больше таких фотографий? Да–0; Нет–32.
рис.2.5
Как видно из результатов анкетирования, после проведённой беседы, отношение детей к обозначенным фактам и событиям кардинально изменилось (99,12% респондентов изменили ответ). Гипотеза подтвердилась.
Информация о нашей презентации распространилась по школе. Для анкетирования и беседы меня пригласили в 1-«Е», 3-«Ж», 4-«В» и в 5-«Е» классы. Так за неделю у меня получилось «перезагрузить» представление о простых вещах у 154-х школьников в возрасте от 7 до 12 лет. И на этом просьбы о проведении презентаций не прекратились.
Заключение
В проведенном в рамках настоящей работы исследовании приняли участие 154 ученика в возрасте от 7 до 12 лет. Каждый из участников эксперимента открыл для себя новые знания о том, чем могут обернуться безобидные и общепринятые действия и поступки, такие как: покупка первоцветов на улицах города, запуск воздушных шаров и фотосессии с экзотическими животными. Цель достигнута – мы смогли обратить внимание сверстников на проблемы, которыми могут обернуться безобидные и общепринятые действия и поступки; рассказали, что под маской красивых и ярких картинок скрываются чудовищные последствия для окружающего нас растительного и животного мира; повысили уровень экологической грамотности школьников.
У ста процентов анкетируемых ребят ответы на одни и те же вопросы после проведения беседы кардинально изменились. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, нашла своё подтверждение - с увеличением знаний, происходит переосмысление поступков и поведения человека.
Я занимаюсь тем, что мне нравится, тем, что приносит мне истинное удовольствие – я делаю добро и стараюсь быть полезной людям, животным и окружающей природной среде. Останавливаться на достигнутом не в моих правилах, а поэтому, шаг за шагом я двигаюсь в намеченном направлении, развиваюсь, совершенствуюсь и самореализуюсь.
Специально для Леонардо, Дина Голуб, февраль, 2020.
#МирЧище #экОшарики
Список источников и литературы:
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2014.
Грекова Л. И. «В союзе с природой». - М.: Просвещение, 2010.
Шевчук Н.А. «Мир вокруг нас». - М.: Дрофа, 2013.
Энциклопедия для детей. Т.19.Экология / Гл.ред.В.А.Володин.-2-е изд. - М.: Аванта, 2010.
Информационно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/
Новости Краснодарского края https://www.yuga.ru/news/
National Geographic: http://www.nat-geo.ru.
https://capost.media/news/ekologiya/obratnaya-storona-foto-s-obezyankoy-v-sochi/
© capost.media
National Geographic Россия - журналы, статьи, фотографии.