Волшебная соль

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебная соль

Конограй В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5""
Валиева Д.А. 1
1МБОУ "СОШ №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Однажды, во время приготовления еды, моя бабушка забыла посолить. Попробовав приготовленное блюдо, я заметила, что не хватает в нем соли. Это было не очень вкусно. И я задумалась, что в жизни есть такие простые вещи, которым мы не придаем большого значения, но люди не смогут без них «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. Я решила более подробно узнать про соль и рассказать об этом своим одноклассникам.

Цель исследования: изучение области применения пищевой соли и её свойств.

Задачи:

Изучить исторические сведения о соли.

Узнать о значении соли в жизни человека.

Провести опыты с пищевой солью.

Объект исследования: пищевая соль.

Предмет исследования: свойства пищевой соли .

Гипотеза: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Для моих наблюдений и опытов потребовался два пакета пищевой соли.

Практическое значение: опыты и исследования, которые я провела, могут применяться на уроках окружающего мира и технологии, на занятиях внеурочной деятельности и кружковых занятиях. Они интересны и познавательны.

«Волшебная» соль

1.1. Что представляет собой соль?

Чистая поваренная соль – бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде и плавящееся при 801° С. В природе поваренная соль встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Основная масса галита чаще всего находится на глубине 5 км под поверхностью земли. Однако давление слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращает ее в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные «купола», выходящие в ряде мест наружу.

1.2. Немного истории

Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека.

Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

Соль была очень дорогим товаром. Соль подавали на стол, как признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

1.3. Способы добычи соли

Существует 4 вида соли:

каменная  (добывают из осадочных пород), 

выварочная (выпаривают из морской воды), 

самосадочная (отлагается сама)

садочная (выращивают люди).

Раньше, соль добывали преимущественно выпариванием, занимались этим жители жарких засушливых стран, находившихся недалеко от соленого водоема (будь то море, или соленое озеро). Методы добычи соли были очень просты: морскую, соленую воду либо кипятили на огне в сосудах, и при испарении воды соль отлагалась в сосуде. Иногда же просто поливали водой дрова, лежащие в огне, и соль отлагалась еще быстрей - прямо на дровах.

Но существовал еще один забавный способ добычи соли – «выжиганием». Этот способ использовали около тех  побережий современной Германии, где недалеко от воды находились залежи торфа. При шторме или приливе соленая морская вода насыщала торф. Когда вода уходила, торф подсыхал, а соль оставалась. Постепенно в нем накапливалось много соли. Насыщенный торф выкапывали и сжигали, а золу выщелачивали в воде и  раствор выпаривали.

В настоящее время, в зависимости от вида, соль добывают разными способами. Каменную соль добывают 3-мя способами: карьерами (если соль расположена не очень глубоко) и шахтами, если соль погребена глубоко, и подземным растворением – если пласты маломощные и часто переслаиваются пустой породой. Кроме того, добывают и природные подземные рассолы и их вываривают. Самосадочную соль добывают в озерах. Морскую (выварочную) соль добывают с помощью системы бассейнов, соединенных каналами, из которых постепенно отводят воду. В каждом бассейне отлагается один из эвапоритовых минералов, последовательно, от труднорастворимых до легкорастворимых соединений.

1.4 Хлеб-соль

По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил.

Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.

Поваренная соль – не только пищевой продукт, но издавна распространенный консервант, ее применяли при обработке кожевенного и мехового сырья.

Поваренная соль входила и в состав самых древних лекарств, ей приписывали целебные свойства, очищающее и дезинфицирующее действие, причем с давних пор подмечено, что поваренная соль разных месторождений имеет разные биологические свойства: самая в этом отношении полезная – морская.

Сейчас соляные пещеры используют для лечения различных аллергий, болезней верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы, хронического воспаления бронхов, болезней горла, гортани и кожных болезней.

Однако в употреблении соли надо соблюдать меру. При ее избытке изменяется строение сосудов, стенки их становятся хрупкими, утолщаются, плохо проводят кровь. Чтобы излишки соли не откладывались в наших костях, необходимо делать физические упражнения.

У разных народов во все времена рассыпать соль значило накликать беду, вызвать ссору.

1.5. Соль в народных приметах и народном творчестве

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава».: «Без хлеба несытно, без соли несладко», «Без соли стол кривой», «Несолоно хлебавши». «Плох обед, коли соли нет!», «Без соли и хлеб не естся». Много народных загадок сложено о соли:

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
( соль)
Меня одну не едят, 
а без меня мало едят.
(соль)
В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

Практическая работа

2.1 Выращивание кристаллов

Сделали концентрированный раствор соли и налили его в два стакана. Между ними поставили тарелку. Концы ниточки опустили в стаканы, при этом серединная часть ниточки осталась лежать на тарелке. Оставили как есть на неделю в сухом теплом месте. Ниточка впитала в себя соляной раствор, находящийся в стаканах. Затем этот соляной раствор начал выделяться из серединной части ленточки и стекать в тарелочку. Выделяемые капли содержали большую концентрацию соли. По мере испарения воды образовывались соляные кристаллы. Приложение 1.

2.2. "Наживка" для льда

Для проведения опыта нам понадобились: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
1. Опустили лёд в воду.
2. Нитку положили на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. 
3. Насыпали немного соли на лёд и подождали 5-10 минут.
4. Взяли за свободный конец нитки и вытащили кубик льда из стакана.

Вывод: соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Приложение 2.

2.3. «Плавающее» яйцо

Для проведения опыта нам понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Мы поставили 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положили по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

В Соль – Илецке на озере вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Приложение 3.

2.4. Незамерзающая соль

Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды. Приложение 4.

2.5. «Нетающий» иней

Мы взяли веточку cосны. Для «заснеживания» ветки мы приготовили крепкий солевой раствор. Дальше опыт проводила мама, а я наблюдала. Она вскипятила солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, на ветках ничего не было, они просто намокли. Мы их осторожно вытащили и положили сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы.

Вывод: ветки во время кипения пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.

Приложение 5.

2.6. Окрашивание соли

В аптечных магазинах мы видели в продаже разноцветную соль для ванн. Мы решили проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли мы использовали гуашь. Нам понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги мы налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. Поставили соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета.

Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить. Приложение 6

2.7. Солёное тесто

На уроке технология мы делали поделки из солёного теста. Для того чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки

1 стакан соли

примерно 125 мл воды

Полезный совет: если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится. Приложение 7

Заключение

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней мало. В ходе исследовательской работы я научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется подробнее узнать о способах добычи соли, о соляных месторождениях, а также, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.

Источники информации

Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.

Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.

Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.

Интернет-ресурсы:

«Занимательные опыты на кухне» -http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm

«Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706

Приложение 1

Выращивание кристаллов

Сделали концентрированный раствор соли и налили его в два стакана. Между ними поставили тарелку. Концы ниточки опустили в стаканы, при этом серединная часть ниточки осталась лежать на тарелке. Оставили как есть на неделю в сухом теплом месте. Ниточка впитала в себя соляной раствор, находящийся в стаканах. Затем этот соляной раствор начал выделяться из серединной части ленточки и стекать в тарелочку. Выделяемые капли содержали большую концентрацию соли. По мере испарения воды образовывались соляные кристаллы.

Приложение 2

"Наживка" для льда

Для проведения опыта нам понадобились: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
1. Опустили лёд в воду.
2. Нитку положили на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. 
3. Насыпали немного соли на лёд и подождали 5-10 минут.
4. Взяли за свободный конец нитки и вытащили кубик льда из стакана.

Вывод: соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Приложение 3

Плавающее» яйцо

Для проведения опыта нам понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Мы поставили 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положили по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

В Соль – Илецке на озере вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. 

Приложение 4

Незамерзающая соль

Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.

Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.

Приложение 5

«Нетающий» иней

Мы взяли веточки еловую ветку и сосновую. Для «заснеживания» веток мы приготовили крепкий солевой раствор. Дальше опыт проводила мама, а я наблюдала. Она вскипятила солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, на ветках ничего не было, они просто намокли. Мы их осторожно вытащили и положили сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы.

Вывод: ветки во время кипения пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.

Приложение 6

Окрашивание соли

В аптечных магазинах мы видели в продаже разноцветную соль для ванн. Мы решили проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли мы использовали гуашь. Нам понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги мы налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. Поставили соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета.

Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить

Приложение 7

Солёное тесто

На уроке технология мы делали поделки из солёного теста. Для того чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки

1 стакан соли

примерно 125 мл воды

Полезный совет: если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.

Просмотров работы: 41