Введение
Мне очень нравится предмет в школе «Окружающий мир». Мы прошли тему «Воздух, вода, ветер», в ней говорилось о роли воды, воздуха и ветра для живой природы. Мне стало интересно, а что же еще влияет на живую природу и я заглянул дальше. Во второй части учебника говорится о значении леса для живой и не живой природы, а также о роли леса для человека.
Лес, прежде всего, источник жизни на Земле. Растения леса поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, очищают воздух. Также лес является домом для животных, снижает скорость ветра, снижает риск «парникового эффекта» и хранит большие запасы воды. Трудно представить жизнь человека без деревьев – это строительный материал, изготовление бумаги, резины, мебели, предметов быта, лекарств, парфюмерии и многого другого. Лес – это не только красота, но и одна из важнейших экологических систем.
В народе говорят: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади!».
Я задумался, а как обстоят дела у нас в городе с деревьями и лесополосами? Какие мероприятия проводятся по сохранению и восстановлению леса в г. Ижевке?
Цель работы: изучение состояния сохранения деревьев в г. Ижевске.
Гипотеза: можно сохранитьживыедеревья, используя материал из завалов валежника в лесополосах г. Ижевска и макулатуры.
Задачи:
Изучить влияние леса на природу.
Провести анкетирование «Роль леса в природе».
Изучить мероприятия, проводимые учениками школы № 31 по сохранению деревьев в г. Ижевске.
Изучить состояние лесополос в г. Ижевске.
Изготовить изделия из дерева и провести мастер класс.
Для решения поставленных задач я ознакомился с соответствующей литературой; провел анкетирование среди учащихся школ; изучил завалы деревьев в лесополосах; изучил мероприятия, проводимые учениками школы № 31 по сохранению деревьев в г. Ижевске, а также изготовил изделия и провел мастер класс по изготовлению изделий из деревьев, веток, коряг и валежника в парках и лесополосах.
Объект исследования: деревья
Предмет исследования: действия людей по сохранению деревьев.
Основная часть
Значение растений и лесов для планеты
Растительные сообщества оказывают существенное влияние на окружающую среду. Лес является не просто скоплением деревьев, а сложной экосистемой, объединяющей растения, животных, грибы, микроорганизмы и воздействующей на климат, состояние питьевой воды, чистоту воздуха [2].
Леса называют легкими планеты. Деревья- это основной источник кислорода. Все животные потребляют из воздуха кислород и выделяют углекислый газ. Растения же, наоборот, забирают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород [7].
Солнце посылает к Земле свет и тепло. Тепло поглощает живая и неживая природа, часть своего тепла они обратно возвращают в атмосферу. При сгорании различных веществ, при дыхании выделяется углекислый газ. Этот газ остается в тропосфере и удерживает тепло. Таким образом воздух сильно нагревается и возвращается на Землю. Это явление называется «парниковым эффектом» [8].
Световой режим леса зависит от растений древесного яруса, густоты насаждения. Под полог леса проникает всего от 5 до 40% дневного света.
В лесу создается своеобразный режим влажности воздуха и почвы. Кроны деревьев могут задерживать значительную часть осадков. Так в лесу на почве влаги оказывается больше, чем на соседних безлесных участках, с которых она легко испаряется.
Лес защищает воздух от пыли и болезнетворных организмов. Разные виды деревьев выделяют неодинаковые по качеству фитонциды, а все вместе они способствуют оздоровлению среды обитания [1].
Последствия вырубки леса и его восстановление.
Люди часто наносят вред растениям: они вырубают леса, промышленные предприятия загрязняют землю, воздух и воду ядовитыми отходами и делают окружающую среду не пригодной для обитания растений. В результате за последние десятки лет с лица Земли полностью исчезли многие виды растений. Вместе с растениями исчезают и многие виды животных – обитателей вырубленных лесов. Кислорода в атмосферу выделяется все меньше, и в конечном счете человек наносит вред сам себе.
Поэтому каждый по мере возможности должен стремиться оберегать растения. Вместо вырубленных деревьев сажать новые, чтоб леса не исчезали. В лесу нельзя мусорить, портить деревья и другие растения, а также экономно и рационально их использовать. Большая роль в этом принадлежит школьникам. Охранять растительные сообщества, значит сохранить множество видов растений, а также животных, для которых растительное сообщество — это среда обитания [4].
Вырубить лес можно быстро. А чтобы вырастить его снова, уходят десятки лет. Несмотря на то что леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства.
Сжигание лесов вызывает загрязнение воздуха окисью углерода, его выбрасывается больше, чем поглощается. Также при сведении лесов поступает в воздух углерод, скапливающийся в почве под деревьями. Это вносит примерно четвертую часть в процесс создания парникового эффекта на Земле.
Многие территории, оставшиеся без леса в результате вырубки или пожаров, становятся пустыней, так как утрата деревьев приводит к тому, что тонкий плодородный слой почвы с легкостью вымывается осадками. Эрозия почвы, развивающаяся после вырубки, приводит к наводнениям, так как ничто не может задержать потоки воды.
Повторная высадка деревьев часто не покрывает ущерб, нанесенный вырубкой. Для того чтобы уменьшить ущерб от вырубки, необходимо: увеличивать территории высадки новых лесов, расширять уже имеющиеся и создавать новые охраняемые территории, лесные заповедники. Внедрять эффективные меры по предотвращению лесных пожаров. Проводить меры, в том числе профилактические, по борьбе с болезнями и вредителями. Проводить селекцию пород деревьев, стойких к экологическим нагрузкам. Охранять леса от деятельности предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых. Осуществлять борьбу с браконьерами. Использовать эффективные и наименее вредные методики лесоповала. Минимизировать древесные отходы, разрабатывать способы их применения. Внедрять способы вторичной обработки древесины. Поощрять экологический туризм. Человек не может существовать вне природы, он часть ее. И в то же время сложно представить нашу цивилизацию без тех продуктов, которые дает лес [6].
Лесовосстановлением называется искусственное выращивание леса или содействие естественному его возобновлению там, где лес недавно был — например, на вырубках или гарях.
Существуют различные схемы выращивания посадочного материала в лесных питомниках. В больших государственных лесных питомниках крупномерные саженцы хвойных пород чаще всего выращивают по схеме 2+2 (то есть 2 года в посевном отделении, 2 — в школьном), лиственные — по схеме 1+1 или 1+2, в зависимости от породы и ситуации.
Порядок лесовостановления:
Выбор пород деревьев для выращивания.
Выбор места для посадки леса. Место, где вы сажаете лес, в течение нескольких ближайших десятилетий не должно быть распахано, расчищено под сенокос, застройку или иные хозяйственные нужды. Можно также сажать лес или отдельные деревья около родников, по берегам рек, ручьев, прудов (это водоохранная зона).
Заготовка, хранение и подготовка семян к посеву. Семена деревьев разных пород созревают и опадают в разное время, поэтому и собирать их надо в соответствующие сроки.
4. Создание питомника для выращивания саженцев. Если вы хотите выращивать в год 1-2 тысячи саженцев деревьев, то вполне хватит половины сотки земли (участка 5 на 10 м). Необходимая площадь зависит от того, какие породы деревьев вы хотите выращивать и какого размера саженцы хотите получить.
5. Посадка саженцев деревьев на постоянное место. При посадке сплошного массива леса следует высаживать 1-1,5 тысячи саженцев на 1 га (это соответствует посадке деревьев через 2,5-3 м друг от друга). Деревья наиболее светолюбивых пород можно высаживать несколько реже (березу или лиственницу — через 3,5-4 м друг от друга) [9].
Как человек использует дерево в своей жизни
Не так уж много в природе таких совершенных и разноликих творений, как дерево. Осмотритесь внимательно в квартире, где вы живете, или в помещении, где работаете, выйдите на городскую улицу, в сквер или парк, на околицу поселка, деревни, аула, и вы убедитесь, как прочно вошло в нашу жизнь древесное растение живым или отжившим свой век.
Лесные массивы включают в план строительства и озеленения городов и других населенных пунктов. В лесу размещены санатории, дома отдыха, туристические базы, лагеря для отдыха детей.
Десятки, сотни тысяч европейцев избавились от страшного заболевания с помощью целебной коры перуанского дерева
Береза используют при озеленении городов и сел. Это также высококачественная фанера, и мебель, отличающаяся нежным, оригинальным рисунком, ложи охотничьих ружей, посуда; из древесины березы путем перегонки получают метиловый спирт, уксус, ацетон.
Препараты, изготовленные из черных небольших грибов (ложных трутовиков, паразитирующих на березовых стволах), известных под названием чаги, с некоторых пор стали применять для борьбы с болезнями.
Древесину лиственницы используют в современном судостроении, в производстве самолетов, автомобилей, в машиностроении. Из продуктов переработки лиственничной древесины изготовляют скипидар и уксусную кислоту, канифоль и сургуч, спички и многое другое.
Из целлюлозы древесине сосны стали получать искусственный шелк, пластические массы, искусственную кожу, целлофан, разную бумагу, смолу, скипидар и т.д. Для животных сосновые побеги, их кора и семена шишек – это пища. Золотистые кусочки янтаря — это смолистые выделения хвойных деревьев, прародителей нашей сосны
Еловые кряжи идут на лучшие сорта бумаги, искусственный шелк, шерсть, кожу, спирты, глицерин и пластмассы. Древесина ели незаменима при изготовлении музыкальных инструментов.
Широко применяется кора дуба в кожевенной промышленности. Дубовые листья — хороший корм для одного из поставщиков натурального шелка, дубового шелкопряда. Из желудей приготовляют суррогат кофе, масло растительное, а также их скармливают свиньям.
Из кедровой древесины изготавливают дорогую мебель и рояли, карандаши, аккумуляторный шпон и много других нужных вещей. Из кедровых опилок получают спирты (по 300 литров из каждой тонны), скипидар и немало других продуктов.
Многочисленные препараты из эвкалипта применяются для лечения малярии, скарлатины, дифтерии, бронхита, гриппа. Отварами и настойками из эвкалиптовых листьев лечат гнойные раны, ангину, радикулит, язву двенадцатиперстной кишки и желудка, верхние дыхательные пути.
Эфирное масло, добываемое из листьев мирта, очень ценится в парфюмерной промышленности
Драгоценное содержимое эвкоммии (гутта) — незаменимый компонент при изготовлении резины, пользующейся на мировом рынке огромным спросом. Особенно ценится эвкоммиевая гутта в производстве химической аппаратуры, медицинских инструментов и приборов (зонды, шприцы и т. П.), а также при изготовлении разных видов изоляции, в частности тех, что требуют большой стойкости материала в трудных подводных и космических условиях. Она противостоит также действию кислот, щелочей и разных солей [6].
Люди берут от леса многое: материалы для строительства, пищу, лекарства, сырье для бумажной промышленности. Древесина, хвоя и кора деревьев служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Около половины добываемой древесины поступает на топливные нужды, а треть идет на строительство. Четверть всех используемых медикаментов получают из растений тропических лесов [2].
Кроме того, люди используют в своих целях их плоды и древесину. Плоды употребляют в пищу, из древесины изготавливают мебель, предметы быта, игрушки, используют в строительстве. Из коры изготавливают пробку, из сока каучукового дерева резину, экстракты цветов и сока древесины используют в парфюмерии, а также из целлюлозы изготавливают бумагу. Смолу деревьев используют для изготовления красок и лаков, как клей и замазку швов, мази для лечения ревматизма и кожных заболеваний. [7]
Состояние леса на территории Удмуртии
Общая площадь лесов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2018 года составляла 2065,6 тыс. га, в том числе лесов, расположенных на землях лесного фонда в границах Удмуртской Республики, - 2029,6 тыс. га (98,3% всех лесов). Общая площадь лесов на землях иных категорий – 36,0 тыс. га.
Сведения о землях, на которых располагаются леса, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о землях, на которых располагаются леса
Всего лесов |
Леса на землях лесного фонда |
Леса на землях особо охраняемых природных территорий (национальный парк «Нечкинский») |
Земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса |
Леса на землях обороны и безопасности |
в тыс. га |
||||
2065,6 |
2029,6 |
17,7 |
14,4 |
3,9 |
в процентах |
||||
100,0 |
98,3 |
0,8 |
0,7 |
0,2 |
Лесистость территории Удмуртской Республики на 1 января 2018 года составляет 46,2%, причем ее распределение по районам очень неравномерно. Так, самая низкая степень облесенности – в Каракулинском (6,9%), Алнашском (16,6%), Киясовском (23,1%), Сарапульском (25,4%), Юкаменском (26,3%) районах. Высокая степень облесенности – в Сюмсинском (72,5%), Якшур-Бодьинском (65,2%), Игринском (63,7%), Красногорском (63,8%), Селтинском (63,5%) районах.
Земли лесного фонда по своему функциональному значению делятся на лесные и нелесные.
Лесные земли составляют 97% от общей площади земель лесного фонда, расположенного в границах Удмуртской Республики (в целом по России – всего 75%). В свою очередь, лесные земли делятся на покрытые и не покрытые лесной растительностью. В составе не покрытых лесной растительностью земель представлены естественные редины, лесные питомники и плантации, несомкнувшиеся лесные культуры и фонд лесовосстановления (земли, требующие лесовосстановления). Нелесные земли включают в себя дороги, болота, сенокосы и прочие безлесные пространства.
Защитные леса на землях лесного фонда составляют 608,7 тыс. га, эксплуатационные леса – 1,4209 тыс. га.
Общая площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, за период действия прежнего Лесного плана Удмуртской Республики уменьшилась на 5253 га, что составляет 0,3%. Основное изменение площади земель лесного фонда связано с отнесением лесов в границах городов Воткинска, Глазова, Ижевска и Сарапула к лесам, расположенным на землях населенных пунктов.
Увеличение площади лесов, расположенных в границах Каракулинского и Киясовского районов, и соответственно лесничеств связано с уточнением площадей при проведении лесоустройства.
Общая площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов, увеличилась на 4547 гектаров, что составляет 46,4%. Основное увеличение городских лесов связано с тем, что ранее леса, расположенные в границах городов Воткинска, Глазова и Сарапула, относились к землям лесного фонда. В площадь лесов, расположенных в черте города Ижевска, на 1 января 2018 года не включены зеленые насаждения (скверы, парки).
Сведения о распределении площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов, по отношению к показателям предыдущего Лесного плана Удмуртской Республики приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о распределении площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов
N п/п |
Наименование населенного пункта |
Площадь, га (01.01.2008) |
Площадь, га (01.01.2018) |
Разница (+/-), процентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
г. Воткинск |
792 |
2324 |
+193,4 |
2 |
г. Глазов |
0 |
1796 |
|
3 |
г. Ижевск |
8749 |
8247 <*> |
-5,7 |
4 |
г. Можга |
265 |
0 |
|
5 |
г. Сарапул |
0 |
1985 |
|
Итого |
9806 |
14353 |
+46,4 |
* Из общей площади городских лесов лесоустройство проведено на площади 7951 га.
Площадь лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, за период действия предыдущего Лесного плана Удмуртской Республики не изменилась.
На территории Удмуртской Республики к лесам, расположенным на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, относится национальный парк «Нечкинский». За ревизионный период общая площадь парка увеличилась на 327 га, или 1,9%. Увеличение связано с уточнением границ при проведении государственного кадастрового учета.
Сведения о распределении площади лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, по отношению к показателям предыдущего Лесного плана Удмуртской Республики приведены в таблице 3 [3].
Таблица 3.
Сведения о распределении площади лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий
N п/п |
Район |
Наименование лесничеств |
Площадь, га (01.01.2008) |
Площадь, га (01.01.2018) |
Разница, процентов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1 |
Воткинский |
Воткинское |
7428 |
7648 |
+2,9 |
|||
2 |
Завьяловский |
Завьяловское |
2059 |
2059 |
0 |
|||
3 |
Сарапульский |
Сарапульское |
7841 |
7948 |
+1,4 |
|||
Итого |
17328 |
17655 |
+1,9 |
Практическая часть
2.1 Анализ анкеты «Роль леса в природе»
Мы провели анкетирование ребят в нашей школе, чтоб выяснить, знают ли дети роль лесов и деревьев для природы, а также как можно сохранить его (приложение 1).
На первый вопрос «Какую роль играет лес для природы?» дети ответили, что выработка кислорода 73%, дом для животных 71%, еда для животных 29%, режим влажности воздуха и почвы 11%, защищает воздух от пыли и болезнетворных организмов 29%, изделия для человека 13%, влияет на температуру воздуха 2%, влияет на ветер 4%, никакую 0%.
На второй вопрос «Знаете ли вы, как можно сохранить леса и деревья?» дети ответили, нет 0%, что нужно сажать деревья 56%, не вырубать их 67%, собирать макулатуру 51%, очищать леса от завалов валежника 18%, не разжигать огонь в лесу 38%, не уничтожать животных в лесу 27% и только 4% использовать материал завалов валежника.
На третий вопрос «Что вы делаете для сохранения леса?» дети ответили, что собираем макулатуру 64%, сажаем деревья 31%, не разжигаем огонь в лесу 36%, не вырубаем деревья 53%, очищаем леса от завалов валежника 9%, делаем изделия из собранного валежника 2% и ничего не делают 2 %.
На четвертый вопрос «Что можно сделать из собранного валежника и вырубленных деревьев с целью разряжения леса?» дети ответили, что сжечь в специальных местах 22%, размельчить на специальном оборудовании 31 %, сделать изделия 71% и само сгниет 4%.
По результатам анкетирования сделали вывод, что дети плохо знают значение леса в природе, только половина знает, как можно его сохранить и что-то для этого делают. Также большинство написало, что из валежника можно сделать изделия, но всего один человек это делает.
Изучение завалов деревьев в лесополосах
Мы с мамой посетили лесополосы в Восточном поселке, в районе Нефтемаша в г. Ижевске, а также парк им. Кирова, чтобы узнать в каком состоянии находятся наши леса и лесополосы в г. Ижевске, а также изучили Указ Главы Удмуртской Республики от 18 февраля 2019 года N 17 «Об утверждении Лесного плана Удмуртской Республики». В лесополосах мы обнаружили большое количество завалов валежника, веток и отходов от вырубленных деревьев, а в указе прописано, что площади лесов на территории г. Ижевска уменьшаются (Приложение 2).
Организации, занимающиеся озеленением улиц,
парков и лесов г. Ижевска
Мы посмотрели, проанализировали и выяснили, что в г. Ижевске благоустройством и озеленением занимаются несколько организаций: лесничество УР (Заречный и Нагорный отдел), т: 90-10-62, управление благоустройства и охраны среды, т: 41-47-47, а также Управляющие компании.
Данные организации проводят следующие работы:
Организуют и участвуют в акциях «Живи лес», «Всемирный лес посадки леса» и другие по восстановлению леса.
Проводятся лесопатологическое обследование леса и деревьев в городе для своевременной вырубки больных и старых деревьев и кустарников и посадку новых.
В городе вырубленные деревья перерабатывают на специальном оборудовании в мелкую крошку, которая, разлагаясь, является удобрением для живых растений.
Проводят субботники для очистки леса, привлекая волонтеров и школьников.
Создали школьные лесничества для привлечения детей к проблемам экологии.
2.4 Питомники в г. Ижевске и рядом с ним
Мы посмотрели и проанализировали, какие есть питомники у нас в г. Ижевске и рядом с ним. Выяснили, что по УР достаточное количество питомников, которые занимаются выращиванием саженцев. Определили самые ближние питомники к г. Ижевску:
«Питомник 18», г. Ижевск, микрорайон Медведево, 51, т: 63-89-28
«Питомник - Русь», п. Русь, ул. Вишневая, 7, т: 89199049990
«Лесовод», с. Нечкино, ул. Заречная, 1, т: 89501528899
«Питомник Соковиковых», г. Можга, ул. Новая, 2, т: 89124543655
«Сияние», г. Воткинск, ул. Ордженикидзе, 21, т: 8-341-5-22-12
«Союз производителей посадочного материала Удмуртии Дивный сад», г. Воткинск, ул. М. Горького, 169, т: 8-341-5-17-59
2.5 Изучение мероприятий учеников школы № 31
по сохранению деревьев в г. Ижевске
Ученики школы №31 принимают активное участие в сохранении и восстановлении деревьев и лесного массива. В школе существует традиция: ученики 11 классов, выпускаясь из школы, сажают сирень. Ежегодно школа устраивает конкурс среди учеников по сбору макулатуры, в котором я принимаю активное участие. Также ученица нашей школы делала проектную работу по высадке деревьев (рябиновая аллея) у механического завода. Я с мамой из картонных коробок сделал декоративный камин, используя материал из макулатуры, а также осенью мы высадили у своего дома кустарники: акацию, шиповник, крыжовник и вишню (приложение 3).
2.6 Изготовление изделий из дерева
Из завалов в лесополосах мы набрали себе материал, из которых хотели сделать полезные для людей вещи, при этом не вырубая живые деревья. Для этого мы изучили порядок обработки деревянных изделий.
Мы решили изготовить подставку под горячее, карандашницу, брелок, стойку под цветы и люстру.
Для начала мы придумали эскиз, далее подготовили необходимые инструменты, напилили детали и стали собирать наши модели. После того как были они полностью готовы, мы обработали их специальным раствором, чтобы изделия служили дольше и не гнили (приложение 4).
Заключение
В результате проведенной работы я узнал, что леса поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, снижает риск «парникового эффекта», очищают воздух, снижает скорость ветра, и хранит большие запасы воды. Также лес является домом для животных. Лес - это строительный материал, изготовление бумаги, резины, мебели, предметов быта, лекарств, парфюмерии и многого другого. Вместе с растениями исчезают и многие виды животных. Многие территории, оставшиеся без леса, становятся пустыней. Вырубить лес можно быстро, а, чтобы вырастить его снова, уходят десятки лет. Поэтому каждый по мере возможности должен стремиться оберегать растения, а также экономно и рационально его использовать.
Дети плохо знают значение леса в природе, только половина знает, как можно его сохранить и что-то для этого делают. Также большинство считает, что из валежника можно сделать изделия, но никто их не делает.
Ученики школы №31 принимают активное участие в сохранении и восстановлении деревьев и лесного массива: ученики 11 классов, выпускаясь из школы, сажают сирень, сбор макулатуры, в котором я принимаю активное участие, сделали проектную работу по высадке деревьев (рябиновая аллея) у механического завода. Я с мамой из картонных коробок сделал декоративный камин, а также осенью мы высадили у своего дома кустарники.
В лесополосах г. Ижевска имеется большое количество завалов валежника, веток и отходов от вырубленных деревьев, а в указе Главы Удмуртской Республики прописано, что площади лесов на территории г. Ижевска уменьшаются.
Из завалов в лесополосах мы сделали полезные для людей изделия: подставку под горячее, карандашницу, брелок, стойку под цветы и люстру. И я показал их одноклассникам, чтоб они знали, какие изделия можно сделать.
Список использованных источников и литературы
http://obrportal.ru/stati/biologiya/vliyanie-lesa-na-okruzhayushhuyu-sredu
https://greenologia.ru/eko-problemy/vyrubki-lesov.html
http://docs.cntd.ru/document/553160573 (Указ Главы Удмуртской Республики от 18 февраля 2019 года N 17 «Об утверждении Лесного плана Удмуртской Республики» (в редакции Указа Главы Удмуртской Республики от 16.04.2019 N 42))
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. Издание для детей / Оформл. Обложки А.М. Ефремова; ил. М. Ф. Аверьянова и др. – М.: РОСМЭН, 2017. – 256 с.
Джулиан Кассел, Кристин Франс и др. Золотые правила домоводства: 10000 полезных советов для дома и сада. – Китай: «Издательский дом Ридерз Дайджест, 2008. – 624 с.
Ивченко И.С. Книга о деревьях. – Москва: «Лесная промышленность», 1973 – 232 с.
Паркер Стив, Стил Филип, Уокер Джейн. Детская энциклопедия от А до Я / Пер. с англ. Н. Г. Деркач, И.Я. Дихтер, Н.Д. Кортуновой, И.Н. Чаромской, С.Э. Шафранского. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 256 с.
Федотова О.Н. Окружающий мир.3 кл.: в 2 ч. Ч. 2: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. трофимова, С.А. Трофимов, Л.А. Царева. – 3-е изд., стерелтип. – М.: Академкнига / Учебник, 2017. – 144с.: ил.
Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М.: Изд. Эксмо, 2002. – 512 с., илл.
Ярошенко А. Ю. Как вырастить лес: Методическое пособие. Изд. 4е, перераб. И доп. — М.: Гринпис России, Сибирский экологический центр, Всемирная лесная вахта, 2006. — 48 с., илл.
Приложение 1
Анкета «Роль леса в природе»
Какую роль играет лес для природы?
А. Выработка кислорода
Б. Дом для животных
В. Еда для животных
Г. Никакую
Д. Влияет на ветер
Е. Режим влажности воздуха и почвы
Ж. Защищает воздух от пыли и болезнетворных организмов
З. Изделия для человека
И. Влияет на температуру воздуха
Знаете ли вы, как можно сохранить леса и деревья?
А. Нет
Б. Не вырубать лес
В. Сажать деревья
Г. Собирать макулатуру
Д. Очищать леса от завалов валежника
Е. Не разжигать огонь в лесу
Ж. Использовать материал завалов валежника
З. Не уничтожать животных в лесу
И. Свой вариант___________________________________________________
Что вы делаете для сохранения леса?
А. Ничего
Б. Собираем макулатуру
В. Сажаем деревья
Г. Не разжигаем огонь в лесу
Д. Не вырубаем деревья
Е. Очищаем леса от завалов валежника
Ж. Делаем изделия из собранного валежника
З. Свой вариант_____________________________________________________
Что можно сделать из собранного валежника и вырубленных деревьев с целью разряжения леса?
А. Сжечь
Б. Размельчить на специальном оборудовании
В. Сделать изделия для человека
Г. Само сгниет
Д. Свой вариант ____________________________________________________
Приложение 2
Завалы деревьев в лесополосах г. Ижевска
Приложение 3
Мероприятия учеников школы № 31 по сохранению деревьев в г. Ижевске
Мои грамоты по сбору макулатуры
Камин из картонных коробок Посажанные нами кустарники
Приложение 4
Изготовление изделий из дерева
Стойка под цветы
Брелок
Карандашница
Люстра
Подставка под горячее