ВВЕДЕНИЕ
Что больше жизни я люблю?
Пройти на цыпочках по залу.
Зайти, послушать тишину.
И роль свою начать сначала.
Взлететь и снова опуститься.
Послушать запах дерева станка.
Из неба в воду превратиться,
На зрителей смотреть издалека…
1.1.Актуальность
Я занимаюсь гимнастикой 3 года. Одним из видов подготовки спортсменок в эстетической гимнастике является хореография (или хореографическая подготовка). Хореография - это все то, что связано с искусством танца. Мне очень нравиться танцевать. Маленькие дети еще до того, как научатся говорить, и даже не видя кого-либо танцующим, часто находят выражение своим эмоциям посредством ритмических движений. Даже существуют птицы, которые совершают в унисон групповые движения, такие, как кружение, наклоны, продвижение вперед и назад. И я задалась вопросом: как влияет танец на жизнь людей, и какое значение он имеет? Цельюмоей работы стало изучение влияния занятий танцами на жизнедеятельность человека.
Исходя из цели, я обозначила следующие задачи:
Изучить историю танца;
Раскрыть понятия танца народного, классического и современного;
Провести социологический опрос среди своих ровесников и взрослых;
Выяснить, что развивают танцы и чем они полезны для здоровья;
Провести танцевальный флэш-моб с одноклассниками и узнать о влиянии танца на настроение с помощью цветового теста.
Объект моего исследования– танец и его эффекты.
Предмет исследования – эмоциональное состояние человека.
Гипотезамоей работы – танец благотворно влияет не только на здоровье человека, но и на его эмоциональное состояние.
Методы исследовательской работы: анализ литературы и статей интернета, социологический опрос, обобщение опыта, эксперимент.
Теоретическая значимость – в моей работе раскрыта история и классификация танцев, а также изучен материал о влиянии танца на здоровье и умственное развитие.
Практическая значимость – данную информацию считаю полезной для моих сверстников, родителей и педагогов, которая доказывает, что занятия танцами положительно сказываются на эмоциональном состоянии человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1.Немного из истории
Сначала древний человек танцевал инстинктивно. Он обнаружил, что повторяющиеся ритмические движения вызывают приятные чувства, влияют на сознание и эмоции. Это придало танцам магическую силу. И когда человек хотел вызвать эти приятные чувства снова, он начинал танцевать. Это привело к развитию группового танца. И даже сегодня в глубине Африки существуют племена, которые танцуют для привлечения «волшебной» силы.
Эти обрядовые танцы стали составной частью религиозных церемоний. Танцевали в храмах Древнего Египта. Древние иудеи танцевали при исполнении своих религиозных обрядов. В Библии написано, что царь Давид танцевал перед Ковчегом Завета, выражая свои религиозные чувства. Греки развили танец до такой степени, что он превратился в источник развлечения, стал основой для развития театра и драмы. Греки также использовали танец для физической тренировки солдат.
Римляне копировали греков, но их танцы стали дикими и искаженными. Поначалу христиане пользовались танцами в ритуалах богопочитания, но после того, как римляне извратили танец, он стал запрещён в церковных службах.
В странах Востока также прибегали к помощи танца для выражения религиозных чувств.[4]
2.2.Классификация танцев.
Одна из наиболее значительных форм танца возникла в глубине веков – это народный танец. Термин «народный танец» иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в европейской культуре и истории.
Характерные особенности общеславянской культуры начали формироваться в далёком прошлом. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль.[8]
Известный исследователь фольклора народов России Якоб Штелин в XVIII веке писал: Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. ... Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской.
Классический танец. В таком виде, каким он является сейчас, классический танец стал зарождаться в XVI-XVII веках. Толчком к этому стало признание балета как самостоятельного вида искусства, а не просто “сопроводительного танца” театральных постановок. Тогда же и была разработана целая наука о постановке ног и положениях рук. Непременное условие для человека, решившего заниматься классическим танцем – хорошая выворотность рук и ног, отличная физическая подготовка, гибкость. Вряд ли танцевать классический танец получится у того, кто решил им заняться после двадцати лет, так как основы хореографии надо постигать с детства.[7]
Современные танцы - это отличный способ не только проявить и показать себя на танцполе, но также возможность лучше узнать самого себя, погрузиться в глубины самосознания. Современный танец – это передача понимания окружающего мира через призму современности – поп-музыку, стиль одежды, раскованность.
Как и в любом другом виде искусства, а современный танец – это искусство! – каждый отдельный стиль и направление – это отдельная история со своими особенностями, набором движений. Существует две большие группы танца современности со своими подкатегориями: клубные танцы (джаз-фанк, индастриал, хаус, стрип-данс, шафл, хакка, джампстайл, гоу-гоу, вог и другие); уличные стили (хип-хоп, локинг, попинг, дабстеп, электродэенс, драмнбасс, крамп и т.д.)[ 5]
Какой бы стиль вы ни выбрали, он поможет любому, даже самому застенчивому человеку раскрыться навстречу окружающим, проявить свою личность через движения под модную современную музыку.
2.3.Что развивают танцы и чем они полезны для здоровья?
Танцы хороши тем, что практически в любом возрасте можно начинать ими заниматься. Они не требуют непомерных физических нагрузок. Сложность выполняемых элементов растет по мере получения тобой танцевального опыта. Во время занятий нагрузка и темп чередуются, что так благотворно сказывается на здоровье.
Занятия танцами помогают развить координацию движений, они благотворно влияют на сердце.Танцы прекрасно развивают дыхательную систему, что способствует излечению от многих, даже хронических заболеваний, таких, например, как астматические приступы или хронические бронхиты, тонзиллит. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, приходят в норму, улучшается обмен веществ, реже простужаешься, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливаешь.
Вследствие занятий танцами у человека выработается красивая походка, исправляется осанка, мышцы находятся в постоянном тонусе, значительно сокращается количество подкожного жира.
Занимаясь танцами, человек продлевает себе активную жизнь. И не только потому, что будет здоровым и активным, но и потому, что моральное состояние претерпевает большое количество положительных изменений.
Танец выпрямляет спину, разворачивает плечи и удлиняет шею. Грациозная походка и горделивая танцевальная осанка делает тело человека особо привлекательным.[1]
Каждый стиль танца имеет собственное влияние на организм. Например, бальные танцы полезны тем, что они способствуют укреплению сердца, танец живота – спине, латина понижает кровяное давление. Но все стили объединяет одно: они улучшают дыхательную систему, что уменьшает риск простудных заболеваний и бронхита, даже астма у танцоров протекает нет так заметно, как у обычных людей. От регулярных занятий улучшается гибкость, реакция, появляется грация. Человек начинает чувствовать себя энергичным и бодрым. Это является отличительными чертами каждого танцора. Даже в старости можно определить, что этот человек занимался танцами.[11]
2.4.Влияние занятий танцами на умственное развитие
Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всесторонне образование.
Из ряда исследований было выявлено, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебе. [10]
Чем это объясняется? Человеческий мозг состоит из двух полушарий и каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела. Как же взаимосвязаны между собой межполушарная ассиметрия, занятия танцами и учебная деятельность? В начале занятия всегда выполняется разминка, в которой используется много перекрёстных движений, пересекающих среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы нашего тела, но и активизируют работу полушарий, дают высокую умственную энергию, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.[2]
Ученые считают, что занятия танцами улучшают работу нервной системы человека. Вырабатывается большое количество веществ, отвечающих за образование нервных волокон. Улучшается мозговая деятельность обоих полушариев: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости. Также происходит улучшение памяти. И еще: у людей, занимающихся танцами, минимизируется риск появления такого заболевания как «Болезнь Альцгеймера», которое способствует деградации мозга.[ 11]
2.5.Практическая часть
Из изученной мною литературы и источников интернета я выяснила, что танец полезен для здоровья.
На вопрос «Чем полезны танцы для здоровья?» я решила обратиться за ответом к нашему участковому педиатру – Огибаловой Любовь Владимировне. (Приложение 1) С ее слов я узнала, что занятия танцами очень полезны для здоровья. Если ежедневно танцевать хотя бы по 20 минут, то наш организм начинает активно работать. Все группы мышц, а также легкие и сердце получают больше кислорода. Более того, во время танца организм вырабатывает эндорфины, которые называются гормонами счастья. Человек моментально приобретает заряд бодрости. Движение тела заставляет кровь быстрее бежать по сосудам,это становится эффективной профилактикой сердечнососудистых заболеваний. С помощью танцев мы можем похудеть, нормализовать работу ЖКТ, улучшить эмоциональное состояние, исправить проблемы с позвоночником, укрепить нервы. Можно танцевать дома, когда никто не видит, а можно записаться в танцевальную школу. Эффект будет одинаково бесценным.
В свою очередь я решила провести исследование в своей школе (Приложение 2)
В опросе принимало участие 43 человека, из них – 13 взрослых и 30 детей. В итоге я выяснила следующее: танцами занимаются 33% (14 чел.), из них 21%( 3чел.) – взрослых и 79%(11чел.) детей.
На вопрос «Хотели бы вы заниматься танцами?» - «да» ответили 76%(10чел.) взрослых и 67%(20чел.) детей. Это означает, что большинство взрослых и детей хотели бы заниматься танцами.
62%(8 чел.) взрослых и 87%(26чел.) детей считают, что танцы влияют на физическое состояние. А 92%(12 чел.) взрослых и 33%(10чел.) детей полагают, что такие занятия влияют на настроение. Около 46% (6чел.) взрослых и 37% (11 чел.) детей уверены, что танцы способствуют работоспособности. 34%(10 чел.) детей считают, что эти занятия оказывают влияние на здоровье и гибкость, 24% (7чел.) говорят, что от занятий развивается ловкость, укрепляются мышцы, ноги, шея, позвоночник, они становятся активными и внимательными. У 3% (1чел.) вырабатывается чувство ритма. И все опрошенные -100% (и взрослые, и дети) уверены, что танцы приносят пользу для здоровья.
Чтобы узнать о том, как влияют танцевальные движения на эмоциональное состояние, я решила провести с одноклассниками небольшой танцевальный флэш-моб. (Приложение 3) После напряженного урока я сообщила ребятам: «Мы будем танцевать!». Настроение у многих было не совсем весёлое, поэтому я предложила отметить свое настроение «цветовыми полосками» (методика Лутошкина А.Н. «Цветопись») [12]. (Приложение 4)
К моему сожалению, настроение у них было грустное (синий цвет) – 4 чел (27%), они чувствовали тревогу и напряжение (фиолетовый цвет) – 6 чел. (40%), затруднились сказать(белый цвет) – 3 чел.(20%) и даже упадок (черный цвет) – 2 чел.(13%). Затем я включила задорную современную музыку и показывала ребятам движения, которые надо повторять за мной под музыку. Все очень быстро включились в наш танец. После окончания я снова попросила «цветовыми полосками» выбрать свое настроение. Оказалось, что настроение после танца повысилось!!! У многих оно стало восторженное (красный цвет) - 7 чел.(48%), приятное (желтый цвет) – 2 чел.(13%) и радостное (оранжевый цвет) – 3 чел. (20%), спокойное (зеленый) – 2 чел.(13%) и 1 чел.(6%) затруднился сказать (белый цвет). Ребята выбрали совсем другие цветовые полоски! Результаты анализа я отразила в таблице.
Результаты сравнительного анализа
эмоционального состояния испытуемых «до» и «после» эксперимента
Выбор цвета |
Красный |
Оранжевый |
Желтый |
Зеленый |
Синий |
Фиолетовый |
Черный |
Белый |
Испытуемые до эксперимента |
0% |
0% |
0% |
0% |
27% (4 чел) |
40% (6 чел.) |
13% (2 чел.) |
20% (3 чел.) |
Испытуемые после эксперимента |
48% (7 чел.) |
20% (3 чел.) |
13% (2 чел.) |
13% (2 чел.) |
0% |
0% |
0% |
6% (1 чел.) |
Таким образом, я выяснила, что занятия танцами не только полезны для ума и здоровья, но и повышают наше настроение!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, танцы активизируют нашу жизнь. Танцы дают правильную нагрузку на сердце. Это настолько нетравматичный вид физической нагрузки, что ими можно заниматься с четырехлетнего возраста. Кроме того, танцы хороши для развития ума, мышц, суставов, сосудов и положительно влияют на наше настроение.[9]
В своей работе я затронула лишь основные моменты и направления танцевальной культуры - изучила историю танца; раскрыла понятия танца народного, классического и современного. Провела социологический опрос среди своих ровесников и взрослых узнала, что развивают танцы и чем они полезны для здоровья. Провела танцевальный флэш-моб с одноклассниками и узнала о влиянии танца на настроение. Подтвердила свою гипотезу – о том, что танец благотворно влияет не только на здоровье человека, но и на его эмоциональное состояние с помощью методики «Цветопись» Лутошкина А.Н. и сопровождением соответствующей словесной характеристики.
В дальнейшем я планирую не только заниматься танцами практически –от чего я получаю несказанное удовольствие, но и учить своих одноклассников танцевать. Занятия танцами вырабатывают у меня не только физические качества, артистизм и положительные эмоции, но и развивают мои волевые качества, умение распределять свое время и силы не только в танце, а и в учебной деятельности. У меня много друзей не только в общеобразовательной школе, но и в спортивной школе и ДК, где я занимаюсь еще и вокалом. Я стала намного подвижнее и открыта для общения.
В заключение хочу добавить слова танцовщицы Тоши Браун: « Я танцую — потому что я счастлива. Я танцую — потому что свободна».
Как часто для того, чтобы стать счастливым, нам не хватает совсем немного… Немного больше радости, свободы и красоты! «Где найти все это?» — спросите Вы. Есть один способ… Это танец! Да-да, именно это волшебное занятие способно вдохнуть в Вашу жизнь свежесть и красоту. Занимайтесь танцами и дети, и взрослые. Они способствуют гармоничному физическому, эмоциональному и эстетическому развитию.
Список используемой литературы:
1. Э. Кио, И. Токмакова. Давайте танцевать. // Литературно-музыкальный альманах, 2004.- № 3.- 304 с.1. З. Резникова. Танцуем и играем. – М.: Искусство, 1965. – 151 с.
2. . Психологический словарь [Текст] /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.— М.: Педагогика — Пресс, 1997.— 440 с;
3. Т. Т. Ротерс. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Искусство, 2006, 150 с.
4. Энциклопедия «Все обо всем», М.:Издательство «АСТ», 1996.,том II- 512с. ,том VI -478с.
5.http://dancedb.ru/modern-dance/article/sovremennye-tancy-chto-ehto/- современные танцы
6.http://elhow.ru/razvlechenija/tancy/kakie-byvajut/- виды танцев 7.tancy?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct – классический танец
8 http://fishki.net/1587811-16-russkih-narodnyh-tancev.html- народные танцы
9 https://www.baby.ru/ - влияние занятий танцами на физическое и интеллектуальное развитие детей
10.http://www.7ya.ru/article/Detskie-tancy/#null - влияние занятий танцами на умственное развитие
11. http://taybuy.ru/ - влияние занятий танцами на нервную систему
12.https://posidpo.ru/metodika-a-n-lutoshkina-emotsionalnaya-tsvetopis/ - описание методики «Цветопись», автор Лутошкин А.Н.
Приложение 1
Приложение 2
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Занимаетесь ли вы танцами? Да. Нет. (Нужное подчеркнуть)
Хотели бы вы заниматься танцами? Да. Нет. (Нужное подчеркнуть)
Как вы думаете, на что влияют занятия танцами: а) физическое состояние; б) настроение; в) работоспособность; г) свой вариант ответа
Приносят ли занятия танцами пользу для здоровья? Да. Нет. (Нужное подчеркнуть)
Вопрос 1: Занимаетесь ли вы танцами?
Вопрос 2: Хотели бы вы заниматься танцами?
Вопрос 3: На что влияют занятия танцами: а) физическое состояние; б) настроение;
в)работоспособность; г)другое?
Приложение 3
Настроение одноклассники после урока отметили «цветовыми полосками»
Танцевальный флешмоб
Настроение после танцевального флешмоба
11