Влияние сотового телефона на здоровье школьника

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние сотового телефона на здоровье школьника

Исковских И.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Александровского района Оренбургской области «Александровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Рощепкина Василия Дмитриевича»
Сорокина Г.Г. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение Александровского района Оренбургской области "Александровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Рощепкина Василия Дмитриевича"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В настоящее время тяжело представить человека без сотового телефона. У кого-то смартфон, кто-то довольствуется обычным сотовым телефоном.

Сотовый телефон прочно вошел в нашу жизнь и занял в ней свое место. И дети, и взрослые не представляют своей жизни без мобильника. Сотовый телефон с нами на улице, на отдыхе, в школе, в кино, в гостях у друзей, даже купаться на речку мы не ходим без мобильника: «А вдруг кто позвонит?»

Мы не замечаем, как становимся зависимы от маленького электронного устройства, который может поместиться в нашей ладошке. Забыв его дома, мы нервничаем, тревожимся, ищем возможности вернуться за ним. Сидя в школе за партой, мы почти не выпускаем его из рук, отсчитывая при его помощи минуты до окончания урока, совершенно при этом забывая о самих уроках.

Каждый день появляются публикации, доказывающие вредное влияние мобильного телефона на здоровье человека Передачи, в которых дискутируют врачи по поводу этого вопроса, а также статьи в интернете заставляют задуматься, какое же влияние оказывает мобильный телефон на здоровье человека и в чём оно проявляется

Так появилась проблема: влияет ли мобильный телефон на здоровье детей, если да, то как уберечь себя от отрицательного воздействия мобильного телефона?

Я заинтересовался этой темой, потому что наблюдал, как мои одноклассники проводят много времени с мобильными телефонами на перемене. Наша учительница объясняла нам, что излишнее увлечение мобильными телефонами вредит здоровью, отрицательно влияет на нашу успеваемость. Мы становимся невнимательными, рассеянными, плохо запоминаем учебный материал. Я решил провести исследование и выяснить, как мобильный телефон влияет на здоровье школьников.

Данная тема актуальна в наше время. Актуальность темы обусловлена тем, что мобильный телефон очень распространен в нашей повседневной жизни, и нельзя не задумываться о том, какие последствия могут быть от использования этого устройства. Я считаю, что выбранная мною тема важна, так как большинство школьников много разговаривают и играют по мобильному телефону, он является неотъемлемой частью их жизни, но не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.

В связи с актуальностью сформулирована тема исследования: «Влияние сотового телефона на здоровье школьника».

Цель работы: изучить положительные и отрицательные стороны использования сотового телефона для снижения его вредного воздействия на здоровье.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

• собрать и изучить информацию о мобильных телефонах;

• провести анкетирование учащихся школы по проблеме исследования;

• сделать выводы о влиянии мобильного телефона на детский организм;

- проанализировать собранную информацию, сделать выводы и обобщить;

- создать презентацию и выступить с ней перед одноклассниками;

- сделать буклеты и распространить их среди учащихся начальной школы;

Гипотеза исследования: влияние мобильного телефона на организм будет минимальным, если узнать, как правильно его использовать.

Объект исследования: мобильный телефон

Предмет исследования: способность мобильного телефона оказывать вредное воздействие на организм человека.

Участники исследования: учащиеся 2 «а» класса, школьный психолог, школьная медсестра, врач-окулист, менеджеры салона сотовой связи.

Методы исследования:

Изучение и анализ научно-популярной литературы, периодической печати,

работа с ресурсами сети Интернет, анкетирование, опрос, проведение экспериментов.

Практическая значимость нашей работы заключается разработке рекомендаций и выпуске памяток для школьников по использованию мобильных телефонов и создание слайдовой презентации, которые могут найти свое применение на родительских собраниях и классных часах в школе.

Теоретическая часть

Понятие сотового телефона. История его возникновения.

Мобильный телефон — переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь — самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон.

В 1946 ведущими специалистами компании AT&T BellLabs было принято решение о создании первого в мире портативного телефона. Путем недолгих научных изысканий было решено совместить обычный телефон с радиопередатчиком. В России компания «Дельта Телеком» появилась в Санкт-Петербурге 9 сентября 1991 года. Телефонная трубка называлась Mobira MD59-NB2; выпущена она была финской компанией Nokia и весила около 3 кг.

. Польза мобильного телефона в жизни человека.

Сегодня роль мобильного телефона в жизни человека сложно переоценить. Благодаря ей всегда можно связаться с окружающим миром, позвонить родителям, друзьям.

Одной из самых главных причин, по которой обычно родители покупают своим детям сотовые телефоны – безопасность. Если у детей с собой есть сотовый телефон, то намного проще следить за ними и знать, что они в безопасности. Благодаря сотовым телефонам мы становимся более ответственными. Также мы может пользоваться дополнительными функциями телефона: калькулятор, Интернет, музыка, будильник, Bluetooth, календарь. Современные сотовые телефоны компактны и многофункциональны.

Отрицательное воздействие мобильного телефона на здоровье и жизнедеятельность человека.

Многие знают, что пользоваться мобильными телефонами нельзя в самолетах и больницах. Дело в том, что электромагнитные излучения могут повлиять на работу сложного оборудования.

Повышают риск ДТП. Разговоры по телефону за рулем опасны. Разговор по телефону повышает риск попадания в аварию в четыре раза.

Сотовый аппарат может спровоцировать попадание в человека молнии. При этом по нему можно и не звонить, достаточно, чтобы он был включен.

В театре и кино, на уроках нужно отключать телефон. На занятиях звонок очень мешает его ведению, отвлекая всех, а в театре необходимо уважайте игру актеров и других зрителей.

Мобильный телефон, как и вся техника, излучает вредное воздействие, которое называется SAR (единица измерения удельной величины поглощения излучения организмом человека вредного воздействия сотового аппарата). Чем больше в телефоне функций, тем, как правило, выше уровень SAR. И в точности наоборот). Причем, по мнению медиков, это влияние имеет “отрицательную направленность”. Но, в отличие от других приборов, мобильный телефон в момент работы находится в непосредственной близости от мозга и глаз.

1.4. Влияние мобильных телефонов на здоровье детей.

Подарив ребёнку мобильный телефон, вы превращаете его в… антенну!

Детский организм обладает большей чувствительностью к электромагнитному полю, чем взрослый. Электромагнитное поле влияет на формирование процессов высшей нервной деятельности. Современные дети пользуются мобильными телефонами с раннего возраста и будут продолжать их использовать взрослыми, поэтому стаж контакта детей с электромагнитными излучениями будет существенно больше, чем у современных взрослых.

По мнению членов Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений у детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие возможные ближайшие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессовым реакциям, повышение эпилептической готовности.

Медики также рекомендует родителям «ограничить детей и подростков до 16 лет в использовании сотовых телефонов». Из-за того, что нервная система детей еще не сформировалась, они «более уязвимы для «неизвестного» воздействия на здоровье».

Факт того, что мобильная связь очень удобна и полезна в отношениях детей, не отрицается. Я не предлагаю отказаться от использования мобильных телефонов. Надо только позаботиться о том, чтобы у детей была качественная защита от электромагнитного излучения, и он пользовался правилами использования мобильным телефоном.

Вывод: на детский организм влияние телефона вызывает особую тревогу. Излучение мобильников особенно сказывается на детском организме, что связано с недостаточным развитием у них иммунной системы. Эксперты, советуют детям и подросткам ограничивать время пользования телефонами, поскольку их мозг и нервная система все еще находятся в процессе формирования. Но многие дети пользуются сотовыми телефонами уже сейчас, какие последствия для здоровья у них могут возникнуть через несколько лет или десятилетий - никто не знает.

1.5. Беседа со специалистами.

Чтобы получше разобраться в данной проблеме, я решил встретиться со специалистами: школьной медсестрой Е.В. Шишкиной и школьным психологом И.А. Балашовой. Они рассказали мне о вредном воздействии мобильного телефона на организм, в особенности на детский. После проведения этой беседы я заинтересовался информацией и ещё больше насторожился.

Основные выводы, которые я сделал, поговорив со специалистами, отражены в таблице:

Влияние сотового телефона на детский организм

Вопросы

Мнение специалистов

Школьный психолог

Школьная медицинская сестра

Вреден ли сотовый телефон для детского организма?

Да, если пользоваться им неправильно.

В чём заключается вред телефона?

-снижается активность мозга, появляются головные боли и усталость;

-появляется психологическая зависимость от телефонных игр и общения в соцсетях;

-повышается агрессивность и резкая смена настроения;

-снижается внимание, появляются трудности в учебе;

-ребенок не умеет общаться со сверстниками.

-снижается зрение;

-ухудшается слух;

-нарушается работа сердца;

-ослабляется иммунная система ребенка, из-за чего детский организм еще хуже сопротивляется различным болезням в период эпидемии;

-телефон–это распространитель инфекций (бактерии на корпусе).

Можно ли пользоваться телефоном в школе?

Да. Но только на переменах и только для связи с родителями (родственниками).

Также я посетил врача-окулиста и проверил свое зрение. Ведь я тоже люблю проводить время за играми и перепиской с друзьями в сотовом телефоне. 

Она рассказала мне, что продолжительные разговоры и игры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения. Как известно, сотовые телефоны излучают микроволны. Они частично поглощаются тканями и переводятся в тепло, которое и вызывает изменения в хрусталике глаза. «У людей, часто и подолгу говорящих по сотовым аппаратам, в течение нескольких лет может развиться катаракта».

На основании рекомендаций, данных врачом, я сделал Памятку по сохранению детского зрения (см. Приложение 4).

Ещё я посетил салон связи, побеседовал менеджерами по продаже сотовых телефонов и узнал, как выбрать самый безопасный мобильный телефон.

Специалист рассказала мне, что для оценки максимальной величины излучения сотовых телефонов используют величину SAR. Данным показателем измеряют величину вредного воздействия сотовых телефонов на человека. Величины SAR указываемые в инструкциях для сотовых телефонов. Оно должно быть в пределах от 0,28 до 1,5 Вт/кг. Чем меньше SAR, тем безопаснее телефон для человека.

Оказывается, что наиболее высокие показатели излучения у марки Apple (айфоны), - даже минимальные показатели являются самыми высокими. Самые низкие средние показатели SAR у марок Philips и Samsung.

Выводы по теоретической части

1. Негативное воздействие излучения сотового телефона на организм человека на сегодняшний день не доказано. Учёные заявляют, что имеющихся наблюдений явно недостаточно – люди начали пользоваться мобильной связью относительно недавно. Обоснованные выводы можно будет делать лишь спустя несколько лет, а то и десятилетий.

2. Если ребенок, получив телефон, пользуется им так, как этого ожидают родители, они могут себе сказать, что «воспитали нормального человека». Если ребенок младшего возраста достаточно общается с родителями, которые всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для «борьбы» с одиночеством. Если подросток знает цену деньгам, у него есть опыт зарабатывания денег, то и телефон будет использовать разумно.

Практическая часть

2.1 Анкетирование одноклассников

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести исследование по данной теме в нашем классе.

Цель исследования - выяснить, как часто дети пользуются сотовым телефоном, сколько времени в день они на это тратят и, пользуются ли они какими-нибудь функциями телефона помимо звонков.

Задачами исследования стало выявление количества пользователей мобильной связью среди учащихся нашего класса; выявление уровеня осведомленности учащихся о вреде, который могут принести мобильный телефоны. В конце работы необходимо будет сделать общий вывод и подвести итоги моего исследования.

Опрос проводился во 2 «а» классе. Число учащихся, принявших участие в анкетировании 22 ученика. Для большей наглядности, я решил отобразить результаты при помощи диаграммы.

Таким образом, большинство учеников используют телефон для быстрой связи с родителями, т.е. используя основные функции телефона. Но большая часть опрошенных использует его и для досуговых целей: игры, фото-, видеосъемка, поиска информации в сети Интернет.

Исходя из результатов опроса одноклассников, мы видим, что больше половины учащихся считают, что мобильные телефоны необходимы. Отсюда возникает вопрос: «Зачем в школе нужен мобильный телефон?» Я выяснил, что одноклассники любят поделиться новыми играми, поиграть.

В связи с этим мы с братом решили провести эксперимент на школьных переменах, где мы с одноклассниками обменивались интересной информацией, играли в развивающие игры, для того, чтобы отвлечь друг друга от телефонов.

Перед одноклассниками была поставлена цель: отказаться на день от мобильного телефона. Если ученики не будут испытывать дискомфорт без мобильного телефона, то зависимости от мобильного телефона нет, а если будут чувствовать дискомфорт, то стоит обратить на это внимание.

Вывод: Эксперимент проводился 2 раза. В ходе проведения эксперимента в первый раз было выявлена половина зависимых учеников от мобильного телефона. Это меня насторожило. Во второй раз количество учеников в группе риска снизилось в 2 раза, т.е. положительная динамика. В связи с выявленной проблемой нам предстоит ещё поработать. В конце 2-го класса проведём эксперимент ещё раз.

Своими исследованиями мы подтвердили выдвинутую гипотезу: мобильные телефоны оказывают негативное влияние на здоровье человека, особенно на организм ребёнка, и многие об этом не задумываются.

Таким образом, мы видим, что мобильный телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни – не только взрослых, но и детей. Однако, чтобы он не стал нашим врагом, ученики, а также родители должны соблюдать некоторые меры безопасности при использовании этих технических средств. Прежде всего, это относится к продолжительности «активного общения» и места размещения их, а также к контролю используемых функций телефона. Получается, что большинство наших одноклассников из-за неправильного обращения с мобильным телефоном могут потерять своё здоровье.

2.2. Эксперименты.

Изученный по теме материал о вреде сотовых телефонов на детский организм и проведенное анкетирование подтолкнули меня к мысли, что необходимо увидеть наглядное воздействие сотовых телефонов на живые организмы, показать влияние на живой организм и разработать общие рекомендации по пользованию и хранению сотового телефона детьми школьного возраста.

Для эксперимента мы с мамой купили в магазине два одинаковых яблока по размеру, виду, сорту и решили узнать воздействие электромагнитных волн, излучаемых телефоном, на живой организм.

Дома я положил их на тарелки. Рядом с одним яблоком положил телефон

Тарелки с яблоками поставил в одной комнате, но на расстоянии около 2-х метров друг от друга. Таким образом, были созданы одинаковые условия для эксперимента. Я стал наблюдать.

Уже на второй день на яблоке, рядом с телефоном, начались еле заметные изменения:

А на седьмой день эксперимента яблоко №2 испортилось значительно. Наглядны были потемнения, яблоко стало сморщенным и вялым: причем изменений на яблоке было больше с той стороны, ближе к которой лежал телефон!

Под воздействием электромагнитных волн яблоко превратилось в негодный продукт, а другое яблоко сохранило свой прежний вид:

Вывод: если сотовый телефон находится рядом с живым организмом, он сильно влияет на его состояние и внешний вид.

Во втором эксперименте я использовал два одинаковых кусочка черного (дарницкого) хлеба. Кусочки хлеба я слегка смочил водой. Условия были предложены те же, что и в первом исследовании: с одним из кусочков лежал работающий сотовый телефон. Спустя 10 дней наблюдений я был поражен результатом: тот хлеб, который лежал с телефоном просто высох, а на лежащем без телефона –выросла плесень. А ведь известно, что плесневые грибы – это тоже живые организмы!

Я хочу продолжить эксперименты. Сейчас у меня заложено 3 опыта на разных подоконниках, отделённых друг от друга бетонными стенными пролётами. В трех контейнерах во влажном песке лежат семена ячменя, завернутые в марлю: без телефона, с обычным телефоном и с телефоном, на который прикреплен нейтрализатор электромагнитного излучения. На телефонах были отключены звук и вибрация, чтобы исключить все виды воздействия, кроме электромагнитного излучения.

Ежедневно поддерживал влажность песка, в который посеяны семена. В течение дня осуществлялся многократный дозвон одновременно на оба телефона.

Через 4 дня началось прорастание семян в 1 опыте – 3 проростка (появились корни и молодые, зелёные побеги), во 2 опыте – 7 проростков (корни), в 3 опыте -5 проростков (корни).

Было замечено, что в контейнерах с песком, расположенных рядом с телефонами, вода испарялась гораздо быстрее. На данный момент эксперимент закончен. В результате наблюдения можно отметить, что наиболее интенсивное прорастание семян отмечается в том контейнере, около которого не было телефона совсем.

№ опыта

Телефон

Семена ячменя посевного.

Исходные данные. 02.02.2020г.

Наблюдение эксперимента.

06.02.2020г.

Результат эксперимента.

08.02.2020г.

1

-

20 шт.

3 пророста (появились корни и молодые, зелёные побеги).

17 побегов (темно-зеленые толстые ростки).

2

Телефон с нейтрализатором Gamma7. H – PT

20 шт.

7 проростков (корни).

15 побегов (светло-зеленые тонкие ростки).

3

Телефон без нейтрализатора

20 шт.

5 проростков (корни).

13 ростков (очень маленькие короткие ростки).

Вывод: влияние электромагнитных волн сотового телефона подавляет развитие и рост живых организмов.

Заключение

Я считаю, что вопрос о воздействии излучения сотовых телефонов на организм пользователя до сих пор остается открытым. В ходе решения поставленной перед нами проблемы были сделаны следующие выводы:

Сотовые телефоны необходимы в повседневной жизни.

Сотовые телефоны могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека.

Необходимо знать правила пользования сотовым телефоном и не пренебрегать ими, чтобы уберечь свой организм от вредного воздействия.

Если следовать этим элементарным правилам, то вред от излучения сотового телефона сведётся к минимуму.

В связи с этим мной были разработаны Рекомендации для одноклассников по правильному обращению с мобильным телефоном «Правила пользователя» Приложение 2. А также разработана памятка «Правила этикета пользования телефоном» (см. Приложение 3).

Итогом моей исследовательской работы стало выступление на школьной научной конференции.

Мы рассмотрели вопросы, посвященные использованию сотового телефона, его влиянию на организм школьника, каждый присутствующий задумался о важности сохранения собственного здоровья в сложном техногенном мире. Все вместе мы пришли к выводу, что сотовый телефон как средство связи с родными и близкими людьми, наполненный различными опциями (фото- и видео камера, игровая приставка, калькулятор, медиа-плеер) не должен мешать главной задаче каждого ребёнка – учебе.

Безусловно, мобильный телефон очень нужен в современном обществе. Это очень удобно. Но с другой стороны это большой вред. Телефоны оказывают негативное воздействие на здоровье человека. Необходимо знать правила пользования сотовым телефоном и не пренебрегать ими, чтобы уберечь свой организм от вредного воздействия. Человек сам может обеспечить свою безопасность, если будет обладать необходимой информацией. Каждый из нас может и даже обязан принять простые меры предосторожности.

Помните, что самое ценное, что есть у человека – это здоровье. Берегите себя!

Список использованной литературы

1. Бабина Ю.В. Электромагнитные излучения: будем ли мы платить за их вредные воздействия? Экосинформ, 1999, № 12.

2. В.Зайцева «Дети и мобильник» №2;

3. Газета «Биология» №12/2002. Статья «Сотовый телефон: “За” и “Против”» И. Сколотнев

4. Газета «Звезда» №41/2019. Статья «Воспитание гаджетами» Н. Голикова.

5. Журнал «Здоровье детей» №1,2 2008г.

6. Журнал «Каталог мобильных телефонов». №7.

7. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589288/

8. https://ychitelrozhkova.ucoz.ru/publ/mobilnyj_telefon_i_ego_vlijanie_na_zdorove_shkolnikov/1-1-0-2

Приложение 1. Анкета

Вопрос

Да

Нет

Есть ли у тебя сотовый телефон?

   

Как ты считаешь: вреден ли сотовый телефон для организма человека?

   

Нужен ли мобильный телефон в школе?

   

Ты пользуешься телефоном в основном для игр и развлечений?

   

Приложение 2.Правила пользователя мобильным телефоном

Не следует разговаривать непрерывно более 3 – 4 минут; пользуйтесь чаще услугами SMS

Слушайте музыку через наушники не более 10 – 15 минут.

Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.

Предпочитайте телефон с внешней антенной.

Самый высокий уровень радиации наблюдается во время звонков и в первый момент установления связи. В эти моменты телефон нужно держать подальше от головы, прежде чем начать говорить, нужно подождать 1-2 секунды.

Старайтесь не использовать телефон в учебных заведениях, т.к. обычно в таких зданиях блокируется прием сигнала, а если телефонная сеть ловит, то от вашего мобильного телефона исходит еще большее излучение, чем когда-либо.

Желательно не вести бесед в местах, где возникают проблемы со связью. И совсем не потому, что плохо слышно. Когда аппарат теряет связь, он начинает увеличивать интенсивность излучения – вашему здоровью это совсем не полезно.

Носите телефон в чехле в отдельном кармашке сумки или портфеля; ни в коем случае не носить мобильный телефон на шее, в карманах пиджаков, курток, джинсах.

Самой распространенной ошибкой положить телефон возле себя во время сна. Мобильный телефон ночью не "спит", а постоянно, даже в состоянии ожидания вызова работает в пульсирующем режиме.

Контролируйте уровень заряда аккумулятора, при слабой зарядке – уровень излучение сотового аппарата возрастает.

Регулярно протирайте телефоны бактерицидными салфетками.

Приложение 3. Правила этикета пользования телефоном

Не нужно разговаривать по мобильному телефону в библиотеках, музеях, в ожиданиях у приёма у врача. В театре и кино отключайте телефон, это создает помехи для усилительных приборов, и уважайте игру актеров.

Пользование телефоном во время вождения автомобиля может привести к аварии.

Вы поступите вежливо, если не будете выбирать для сигнала звонка громкую и раздражающую музыку.

Кричать в телефон не стоит, особенно если рядом находятся люди. Если есть возможность, надо отойти или выйти из комнаты.

Уважайте правила. Когда в учреждении или в самолёте вас просят воздержаться от использования сотовых телефонов, не делайте вид, что ничего не слышали, это может подвергнуть опасности жизнь других людей.

Приложение 4. Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза на 2 минуты нужно наложить ладони, сцепив пальцы рук: «Спи глазок, спи другой, Глазки ручками прикрой».

«Быстро моргать – отдыхать» – чередование этих действий снимает спазм аккомодации.

Распутывать сложные лабиринты не только очень интересно, но и полезно.

Проделать в темпе 3 круговых движения глазами влево – вправо, расслабиться.

Сильно зажмуриться — широко открыть глаза. Повторить 3 раза.

10 секунд рассматривать точку, нарисованную на оконном стекле, затем перевести взгляд на удаленный объект на горизонте.

Смотреть, не отрываясь, на пальцы вытянутой руки, медленно приближающиеся к носу.

Провести самомассаж надбровных дуг и закрытых век для улучшения кровоснабжения зрительного аппарата.

Просмотров работы: 2264