Влияние хронотипов на жизнь человека

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние хронотипов на жизнь человека

Алексеев А.А. 1Богомаз А.Е. 2Крысюк М.Е. 2Ярошик В.Д. 2
1МОУ Лицей №8 "Олимпия"
2МОУ Лицей №8
Невзорова Т.В. 1
1МОУ Лицей №8 «Олимпия»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Кто рано встает, тому Бог подает» – кто не слышал этой пословицы! Так ли это, на самом деле?!

Известно, что продолжительность и устойчивость суточных ритмов у людей варьируется. Кроме всего прочего, большинство из нас по хронотипу делятся на «сов» и «жаворонков». Но мало кто задумывается о том, что жизнь с учетом природных ритмов – это путь к успеху. Итак, тема нашей работы: «Влияние хронотипов на жизнь человека»

Я – Сова. С самого рождения я пыталась донести этот факт до родителей. Засыпала за полночь, просыпалась за полдень. Такое расписание меня устраивало. Потом стало ясно, что счастье вечно продолжаться не может. Неласковый мир, скроенный под жаворонков, перестал прогибаться под меня, общество в виде детского сада стало предъявлять требования. Оно требовало, чтобы я рано вставала и успевала к каше. Люди сталкиваются с производными этой проблемы ежедневно: в семье, коллективе, в вопросах воспитания детей, а она остается не изученной. Единственный способ привлечь внимания общества к «птичьим проблемам» - это обратиться к миру с воззванием-проектом!

Объектисследовательской работы: хронобиологический тип человека.

Цель исследования:

выявление хронотипов учащихся 2- го класса «Б» МОУ «Лицей №8 «Олимпия» и установление влияния хронотипов на работоспособность учеников.

Задачи:

изучить специальную литературу, связанную с темой исследовательской работы;

провести анкетирование одноклассников для определения хронотипов;

исследовать успеваемость каждого хронотипа от времени проведение проверочных работ на примере нашего класса;

изучить мнение медицинской сестры по организации режима дня для учащихся с разными хронотипами;

разработать рекомендации для учащихся с разными хронотипами с целью сохранения здоровья и повышения успеваемости.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

анкетирование;

Рис.1 Проведение анкетирования среди учащихся

эксперимент;

беседа;

анализ и обобщение теоретической информации.

Практическое значение:

Результаты учебно-исследовательской работы по выявлению хронобиологического типа человека могут быть использованы педагогами для проведения классных, ученикам и родителям.

II Основная часть

Описание проделанной работы

Первым делом, поиск в интернете научных терминов по нашей теме привели нас в Википедию. Там мы и узнали о биоритмах. Выбор остальных материалов из интернет-сайтов, школьной библиотеки, используемых в работе, обусловлен последовательностью авторов, аргументированностью их мнения. Эти статьи обогатили наши познания в изучении хронотипов. Книга Аркадия Путилова, несомненно, является замечательным пособием для читателя любого уровня, интересующегося проблематикой сна и бодрствования. Автор излагает современные представления о различиях между людьми по типу их суточных биоритмов.

Рис. Изучение теоретической информации в библиотеке

Изучив множество статей о «совах» и «жаворонках», у нас выстроился четкий план исследовательского проекта. Вся работа делится на этапы, каждый из которых заканчивается самостоятельными выводами. Сначала был осуществлен подбор теоретической информации, практические исследования с математическим анализом результатов, затем, выдвинуты конкретные предложений по преодолению негативного отношения к распорядку дня, принятому в социуме и не совпадающему с собственными биологическими часами.

Знакомьтесь: «совы» и «жаворонки»

Несмотря на название, это не орнитологическая справка. Речь здесь пойдет о людях. Мы каждый день встаем с постели в определенное время: иногда легко, иногда с трудом. Учимся или работаем эффективно, или не очень в зависимости от времени суток. Кто-то любит завтракать, а кто-то ужинать. Одни засыпают у вечерних новостей, другие засиживаются с интернетом за полночь. И это касается каждого человека, влияет на его самочувствие, настроение, отношение с другими людьми. Итак, давайте познакомимся поближе.

Жаворонки легко просыпаются, легко засыпают, наиболее продуктивное время суток для них – утро, к вечеру могут чувствовать утомление. Совы неохотно отходят ко сну, склонны поздно просыпаться, наиболее продуктивное время суток для них – вечер или ночь, утром могут чувствовать себя сонными.

Рис. Хронотип «Сова» Рис. Хронотип «Жаворонок»

Голуби относятся к промежуточному типу между этими двумя, не имея серьезных колебаний производительности в течение суток и не испытывая серьезных неудобств при раннем или позднем отходе ко сну или пробуждении. Есть предположение, что разница между ними состоит в продолжительности суточного ритма, не в точности равной продолжительности астрономических суток. У жаворонков эта продолжительность меньше 24 часов, у сов – больше. Физиологические причины этого явления являются предметом обсуждения.

Современный мир живет в режиме бодрствования «жаворонков» - это факт. Все обязательное и необходимое – работа, учеба, сдача анализов в поликлинике и т.д. – начинается довольно рано, и никаких там разговоров про свободные графики, как правило, не происходит. Что есть, конечно, жесткая дискриминация «сов», и ходят слухи, что где-то в мифических зарубежных странах с этой дискриминацией уже идет борьба! С другой стороны, «жаворонки» крупных городов последнее время стали жаловаться, что рабочее утро среднестатистического офиса теперь начинается не раньше 10.00, а совещание может затянуться далеко за полночь. Магазины работают практически круглосуточно, интересные программы начинаются только после 7 часов вечера, даже официальные презентации назначаются на все более позднее время. И неважно, какой повод – выход новой детской книги или показ модной коллекции, – в любом случае, на событие вас пригласят не раньше 23.00. Никого не удивляет встреча, назначенная на 21.00, или звонок «по работе», раздавшийся в квартире ровно в полночь.

Было бы здорово, если бы все начальники учитывали при приеме на работу принадлежность работника к тому или иному хронотипу. Это позволило бы более эффективно использовать потенциал сотрудника для достижения высоких результатов, что, конечно же, пошло бы на благо компании в целом. А если решить этот вопрос на государственном уровне! Представляете, на предприятии для «сов» один режим, для «жаворонков» - другой. Тогда компания сможет поймать пик активности и работоспособности всех категорий сотрудников, и прогресс точно пошел бы вперед семимильными шагами! А может быть, очень скоро и учебные заведения будут формироваться по таким принципам для лучшего усвоения материала, и в дошкольных учреждениях маленького «совенка» не будут заставлять спать в общепринятый «тихий час», если он только к обеду окончательно проснулся. Это, конечно, фантазии! Но, может быть, в них есть рациональное зерно?!

Откуда появились совы и жаворонки

Проблема «сов» и «жаворонков» возникла в научном мире сравнительно недавно. Термины «сова» и «жаворонок» возникли в Европе только в 70-е годы.

Однако, о существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие.

При этом одни ученые считают, что человек всегда был, есть и остается дневным существом. На протяжении всей эволюции, в течение почти 7 млн. лет природа приспосабливала человека к дневной жизни: ночью ему было незачем проявлять активность, это могло окончиться для него печально: ночные хищники или лихие люди, поджидающие припозднившегося путника, быстро прогоняли любые мысли о ночной прогулке. В Африке, где нет электричества, «сов» - нет. Когда становится темно - ночные хищники бродят. Вот все и спят. А просыпаются - с солнышком. Так же было и у всех народов, пока не было электричества: все были «жаворонками». «Совы» появились только тогда, когда появилось вечернее освещение.

Другие исследователи считают, что еще в древности люди разделились на «охотников» и «сторожей». «Охотники», занимались днем добычей пропитания, а ночью «сторожа» стерегли их сон и поддерживали огонь. Так «древние совы» спасли человечество от уничтожения!

Проводились многократные научные опыты: людей помещали в условия, где смена дня и ночи была незаметна, и не давали им часов. Люди сами выбирали, когда им заниматься делами, когда есть, когда спать. И выяснилось, что через месяц такой жизни у некоторых установился 19-часовой суточный ритм, а у некоторых даже 40-часовой. Многие же остановились на 25 часах, что

близко к земному циклу. Что, собственно, такое «жаворонок»? Это человек, для которого сутки слишком велики. Он быстро входит в бодрое состояние, быстро вырабатывает ресурс активности, и рано хочет спать. У него в 9 вечера – уже ночь. Его сутки короче 24 часов. А «сова»? «Сова» раскачивается долго, и у «совы», когда на общественных усредненных часах полдень, – все еще утро. День у нее наступает часов в 6 вечера, а ночь – только глубоко за полночь. Значит, что? Значит, у «совы» ее внутренние сутки – длиннее! Необходимость приспосабливаться к 24-часовому дню играет на руку «жаворонкам» – вспомните, сколько раз нам в запарке приходилось восклицать: «эх, где бы взять еще пару дополнительных часов в сутках»! Кажется, что тогда можно было бы все успеть. Так вот, у «жаворонков» эти лишние часы есть. А если с делами относительно спокойно и запарки нет – то «жаворонок» спокойно может проспать лишние часы и получить еще кусок дополнительного отдыха, или, если спать не хочется, употребить их на тихие и полезные развлечения и физзарядку. А «совы» этого подспорья, к сожалению, лишены.

Изучив множество статей на эту тему, мы пришли к мнению, что их авторы защищают ту или иную теорию, основываясь на собственном мироощущении. Они дают рекомендации, как перестроить свой режим дня в сторону утреннего типа или, наоборот (в последнее время появились и такие методики). Но если бы всё было так просто, то все бы тогда «переделались» в удобный хронотип и проблема была бы решена! Но побеседовав с окружающими людьми разных возрастов и профессий, можем сказать, что рекомендации совершенно не работают. Есть мнение, что во все виноваты гены!

Причины отличия биоритмов у людей

3.1. Наследственность

В результате новейших исследований были выявлены гены, которые и делают людей либо «жаворонками», либо «совами». По мнению доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника Института психологии РАН Татьяны Греченко, биологический ритм «сон – бодрствование» зависит от работы нервных клеток. Хитрость в том, что каждая нервная клетка наделена собственными биологическими часами. Как именно они работают, пока загадка. Но очевидно, что в определенный отрезок суток клетки начинают бурно проявлять активность. То есть они чувствительны к смене времени суток. Кроме того, уже установлено, что работа биологических часов тесно связана с генетической информацией. Грубо говоря, кто вы – «жаворонок» или «сова», определяется наследственностью.

За последние несколько лет японскими исследователями, наконец, были идентифицированы гены, которые отвечают за работу биологических часов. А в 2001 году удалось выявить ген, который присущ именно «совам». Он называется «ген, вызывающий синдром наследственной длительной фазы сна». Японцы пришли к выводу, что «сов» не нужно лечить и переучивать, провоцируя депрессии. Нужно просто найти им достойное применение в обществе.

Также ученые из Калифорнийского университета и Института Говарда Хьюза уверяют, что у «ранних пташек» есть ген, вырабатывающий определенный белок. Ген вживили мышам – и те тоже превратились в «жаворонков». Из этого был сделан вывод, что этот ген «является центральным компонентом биологических часов млекопитающих».

Значит, справедлива формулировка: «Я – «сова», как и мои родители!» И не правы те медицинские работники, которые считают, что «совы» - это избалованные «жаворонки», и все должны ложиться спать после телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».

3.2. Возраст

С другой стороны, нельзя сказать, что режим сна стопроцентно зависит от генов. Недавнее российское исследование показало, что динамика жизненного расписания зависит и от возраста. Поступили очень мудро, как считает Путилов А.А.Во-первых, изначально задали четкие критерии: к «совам» причисляли людей, которые засыпают после двенадцати и встают после десяти утра. Во-вторых, исследовали поведение людей во время отпусков и в выходные дни - то есть в условиях отдыха, когда на «сов» не давят внешние обстоятельства, вынуждающие рано вставать. Получилось, что среди тех, кому от 20 до 29 лет, почти половина «сов». В возрастной группе от 30 до 49 лет «сов» примерно 20%. А после пятидесяти уже мало кто придерживается «совиного» образа жизни.

То есть важны не только наследственность, но и жизненные условия, жизненные цели, которые меняются с возрастом. Каждый живет в соответствии со своими потребностями и интересами. И когда у человека возникают новые интересы и новые мотивы, он подстраивает под них свой режим, выбирая удобный график.

3.3. Род занятий

Работая дома, вы вполне можете оставаться самим собой и приспосабливать свой график работы к своим биологическим часам. В среднем человек тратит в поездках на место работы и домой от получаса до 3-4 часов в день, что составляет от 2,5 до 15-20 часов в неделю и от 10 до 60-80 часов в месяц. Работая дома, вы можете тратить это время более продуктивно. Если вы «сова» - то это от 10 до 80 часов полноценного утреннего сна в месяц, а если «жаворонок» - то вы можете потратить это время на утренние пробежки, чтение книг, общение с семьей. А может, именно в эти часы вам в голову придет гениальная идея, которая станет залогом вашего успеха или хотя бы основой нового этапа жизни! Однако, свободный график – это роскошь, которую могут позволить себе единицы. В основном, все встают рано и в одно и то же время с раннего детства, до школы, в школу, после школы, в университет, на работу, и, в конце концов, вырабатывается привычка просыпаться рано.

И все же при выборе профессии необходимо учитывать свой тип биоритмов, так как разумное планирование своего дня является залогом успешного продвижения по карьерной лестнице.

Определение своего хронотипа

Существуют разнообразные теории определения своего хронотипа, на случай, если он не понятен человеку. Например, те, кто родился в период с 4.00 до 11.00 – «жаворонки», «совы» же рождаются с 16.00 до полуночи. Рожденные в оставшиеся часы – «голуби».

Если же вы не знаете точное время своего рождения, есть еще один способ. Утром, как только проснетесь, измерьте пульс, а потом число вдохов за минуту. Если соотношение показателей приблизительно 4:1, то вы – «голубь», если 5:1 или 6:1, вы – «жаворонок», а если 3:1 и меньше, значит, вы – «сова».

Необходимо отметить, что очень многие люди принадлежат к промежуточным хронотипам и не являются яркими представителями «сов», «жаворонков» или «голубей».

Для того чтобы проверить, к какому типу принадлежит человек, можно воспользоваться анкетой Остберга (Приложение 1).

Подсчитываются баллы по всем вопросам. Сумма от 0 до 7 позволяет считать испытуемого «жаворонком»; от 8 до 13 — «голубем»; от 14 до 20 — «совой».

Мы провели тест среди одноклассников, учеников 2 «Б» класса. И вот результат:

Рисунок 1

(«Сов» 69%, «голубей» 27%, «жаворонков» 4 %)

5. Исследование зависимости успеваемости от времени

Итак, большинство нашего класса составляют «совы» и «голуби». Это позволяет нам выдвинуть гипотезу, что успеваемость будет расти, если проводить проверочные работы во второй половине учебного дня.

Рис. Проведение контрольной работы на 3 уроке

Исследование результатов контрольных работ одноклассников, учеников 2 «Б» класса, показали, что пик активности «жаворонков» приходится на первый урок, результаты работ «голубей» и «сов» улучшаются на втором и третьем уроке.

Значит, гипотеза подтверждается. Из этого можно логически заключить, что написание контрольных работ на третьем уроке может значительно повысить успеваемость класса. Можно продолжать набирать статистический материал по дальнейшему исследованию биоритмов и их роли в жизнедеятельности человека. Но уже сегодня можно сказать, что наш проект дал свои результаты. В качестве эксперимента наш классный руководитель проводит проверочные работы на третьем-четвертом уроке. И результаты улучшились, учитель говорит, что большинство нашего класса «спит» на первом уроке и даже неважно воспринимает новый материал.

Выше мы уже упоминали, что «ломать» свой хронотип нельзя, так как это может плохо сказаться на здоровье человека. Поэтому, для того чтобы сохранить наше здоровье, мы обратились в медицинский кабинет лицея, где взяли интервью у медицинской сестры Меджидовой Ульяны Родимовны, которая дала нам рекомендации по организации режима дня для «сов» и «жаворонков».

Рис. Интервью у медицинской сестры Меджидовой У.Р.

Мы прекрасно понимаем, что наше общество пока ещё не готово перестроить образовательную систему с учётом различных хронотипов детей, но мы разработали свои рекомендации по режиму дня учащихся нашего лицея:

В настоящее время в школе

Наши рекомендации

I. Занятия проводятся в одну смену

I. Занятия проводить в две смены:

1 смена – для «жаворонков» и «голубей»

2 смена – для «сов».

II. Общее расписание для всех учащихся.

II. Обучение по индивидуальному учебному плану.

III. Спортивные секции и консультации проводятся в одно и тоже время для всех учащихся.

III. Проведение спортивных секций и консультаций для «сов» - с 17 00 до 19 00; для «жаворонков» - с 15 00 до 1700; для «голубей» с учетом их желания, либо с «совами», либо с «жаворонками».

III Заключение

Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к каждому из нас, мне кажется, актуальность уважительного отношения к своим биологическим часам сегодня очевидна. Чтобы сохранить здоровье человека, работоспособность, всесторонне развивать его физические и духовные качества, необходимо не только понимать внутренние ритмы организма, но и найти пути управления ими. На данном этапе исследования биоритмов, можно предложить два направления в разрешении существующей проблемы:

Во-первых, по возможности планировать деятельность в соответствии со своими биоритмами, что может значительно улучшить качество жизни.

Во-вторых, найти себе стимул в жизни. Подниматься тогда, когда это необходимо, если есть дело, а жизнь нравится, то какая разница кем вы себя считаете «Совой» или «Жаворонком» - просыпаться легко! Помните ситуацию, в школе праздник, День рождения, 8 марта, 23 февраля, другие мероприятия, которые сулят подарки, радость, удовольствие, утром просто спрыгиваешь с постели.

Нужно найти себе дело по душе, думаю, тогда люди перестанут болеть «птичьими» недугами, а просто начнется счастливая жизнь!

Мы считаем, если провести подобные исследования в каждом классе, то можно будет повысить успеваемость и ускорить процесс усвоения материала обучающимися. Это не займет много времени, а проект принесет практическую пользу и педагогам, и ученикам, и родителям. Ведь чуткое отношения к своим биологическим часам – это, безусловно, путь к гармонии и счастью.

Список источников

Путилов А.А. "Совы", "жаворонки" и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003, 608 с.

Программа «Военная тайна», 2009г..

www.wikipedia.ru

www.zdorovia-vam.com.ua/blog/2010-08-04-118

www.psychologos.ru

http://vlirt.ru/archives/3132

Фотографии из личного архива.

Приложение

Анкета Остберга (сокращенная)

1. Трудно ли Вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда (3)
б) иногда (2)
в) редко (1)
г) крайне редко (0)
2. Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером?
а) после часа ночи (3)
б) с 23 до 1 ч (2)
в) с 22 до 23 ч (1)
г) до 22 ч (0)
3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?
а) плотный (0)
б) менее плотный (1)
в) можно ограничиться вареным яйцом (2)
г) достаточно чашки чая или кофе (3)
4. Если вспомнить Ваши последние размолвки в школе и дома, когда они преимущественно происходят?
а) в первой половине дня (1)
б) во второй половине дня (0)
5. От чего Вам легче отказаться:
а) от утреннего чая или кофе (2)
б) от вечернего чая (0)
6. Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту?
а) меньше минуты (0)
б) больше минуты (2)

7. Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время каникул, поездок?
а) очень легко (0)
б) легко (1)
в) трудно (2)
г) не меняете (3)

8. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше Вы ложитесь спать?
а) более чем на 2 часа (3)
б) на час-два (2)
в) меньше чем на час (1)
г) как обычно (0)

Просмотров работы: 1012