1. ВВЕДЕНИЕ
В процессе жизнедеятельности человека появляются бытовые отходы и различный мусор, которые загрязняют окружающую среду. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалку.
Актуализация проекта:
Экологи говорят, что на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Эта угрожающая цифра! Поэтому у меня возникла гипотеза: возможно ли вторичное использование мусора в виде полезных и нужных вещей?
Твердый бытовой мусор загрязняет окружающую среду. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь.
Работая над проектом «Применение мусора в быту», я постарался внести свой небольшой вклад в борьбу с твердыми бытовыми отходами. Считаю тему проекта актуальнoй, интересной, познавательной.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная цель моего проекта – научиться находить применение твердому бытовому мусору и другим отходам после их первичного использования.
Задачи:
изучить информацию о способах утилизации мусора в разных источниках;
способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, дав им вторую жизнь;
подготовить поделку из природного материала.
Твердые бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения.
Приведу несколько примеров:
- газеты разлагаются 1-3 месяца;
- картонные коробки разлагаются 1-5 месяцев;
- фотографии, спички разлагаются 3-14 месяцев;
- журналы, пакеты из-под молока разлагаются 1-5 лет;
- пакеты разлагаются 15 лет;
- консервные банки разлагаются 50 лет;
- батарейки, алюминиевые банки разлагаются 200 лет;
- пластик разлагается 400-450 лет;
- рыболовная леска разлагается 600 лет;
- стекло – не разлагается никогда.
Отходы бывают органические (трава, ветки, растения) и неорганические. В свою очередь, неорганические отходы делятся на 2 вида: опасные (градусники, батарейки, шины, краска, лекарства) и не опасные (бумага, металл, стекло, пластик, текстиль).
Мусор так же наносит опасный вред животным. Выбрасывая мусор у рек, озер, в лесу, люди тем самым убивают животных. Так, например, пластиковые бутылки застревают в головах животных, морские обитатели путаются в рыболовных сетях.
Из разных источников информации я узнал о разных способах утилизации мусора. Выбор способа утилизации зависит от вида отходов:
- захоронение (закапывание твердых бытовых отходов на специализированных полигонах);
- метод компостирования (утилизация отходов органического происхождения);
- сжигание (осуществляется в специализированных комплексах);
- плазменный метод (процесс переработки мусора происходит путем его газификации).
Я хочу рассказать, как моя семья научилась использовать и применять мусор в домашних условиях.
2.1. Кормушка для птиц
Подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и учит нас заботиться о птицах.
Всем известные удобные пластиковые бутылки разлагаются в земле сотни лет. Мы с папой решили дать бутылке «вторую жизнь» и сделали кормушку. Теперь у наших пернатых друзей зимой будет птичья столовая (Приложение 1).
2.2. Пластиковые стаканы из-под йогурта
Пластиковые стаканчики из-под йогурта мама использует для выращивания весной рассады в домашних условиях (помидоры, перец, огурцы и т.д.) (Приложение 2).
2.3. Применение органических отходов в быту
Заботясь об окружающей среде, мы нашли применение органическим отходам (свежескошенной газонной траве, цветам, листьям, веткам и т.д.). Просто сбрасываем органические отходы в отдельную компостную кучу. Через 2-3 года она превращается в великолепное удобрение. Осенью и весной вносим его в огород на грядки во время перекопки земли. Тем самым мы содержим в чистоте садовый участок (Приложение 3).
2.4. Сбор макулатуры
Сбор старой, ненужной бумаги (макулатуры) проводится в МОУ ЛИЦЕЕ №10 два раза в год в рамках акций «Забота» и «Чистая Земля». В ход идут старые газеты, скопления давно прочитанных и ненужных журналов и книг (Приложение 4).
Чтобы производить новую бумагу для выпуска книг, журналов, тетрадей требуется вырубить много деревьев. Сдавая макулатуру, люди спасают леса, уменьшают количество бумажного мусора на свалках. Вот зачем нужно собирать макулатуру!
Есть простая арифметика: соберешь 10 тонн макулатуры – спасешь 100 деревьев, сэкономишь стране 10 000 КВт энергии, 200 000 литров воды.
На деньги, вырученные от сданной макулатуры, приобретаются подарки, которые лицеисты традиционно вручают маленьким пациентам Детской городской больницы г.о. Клин.
2.5. «Добрые крышечки»
Наша семья постоянно участвует в социально-экологическом проекте «Добрые крышечки». Мы собираем чистые крышечки с нужными маркировками, сдаем их в пункт приема. Собранные крышечки волонтеры доставляют на завод по переработке пластика в г. Тверь. Все вырученные деньги поступают в фонд «Волонтеры в помощь детям – сиротам». На эти средства покупают кресла-коляски для детей, которым нужна помощь. Так крышечки становятся добрыми (Приложение 5).
2.6. Перезаряжаемые батарейки
Сегодня в каждом доме используются батарейки (в часах, пультах, игрушках и т.д.). Они работают достаточно долго, но наступает момент, когда требуется их замена. Люди покупают новые батарейки, а старые выбрасывают в мусорное ведро. Этого делать нельзя!
Как только батарейка попала на мусорную свалку, ее защитная оболочка начинает разлагаться. Содержащиеся в ней кадмий, свинец, никель, щелочи, ртуть и другие токсичные металлы загрязняют почву в радиусе 20 квадратных метров.
Наша семья использует перезаряжаемые батарейки (Приложение 6).
Обычные батарейки нужно сдавать на утилизацию в специальные пункты приема. Мы завели отдельный контейнер, куда складываем использованные батарейки, а при удобном случае отвозим и сдаем их по адресам: МО, г. Клин, Центральный рынок (оранжевый контейнер); МО, г. Клин, ул. Карла Маркса, 4; МО, г. Клин, ул. Миши Балакирева, 6/24, пом. 2А; МО, г. Клин, ул. Гагарина, 4/10. (Приложение 7).
2.7. Поделка из природного материала
Бытовому мусору (старым, уже использованным вещам) можно найти и творческое применение:дать им вторую жизнь в виде поделок. Ими можно порадовать родственников и друзей. Для создания своей поделки я использовал:
скорлупу от фисташек;
ветки дерева;
пластилин.
Скатал из пластилина 2 шарика разного размера. Плотно друг за другом вставлял в шарик фисташковую скорлупу. Когда все цветочки были готовы, я насадил их на веточки. Потом из пластилина слепил прямоугольник. По высоте пластилинового прямоугольника нарезал одинаковых палочек и расположил их вокруг прямоугольника, вдавливая палочки в пластилин. Получившийся горшок для будущего деревца обвязал ленточкой. Ветку с цветами вставил глубоко в пластилиновую «почву» в горшке. Подарок для мамы готов! (Приложение 8).
2.8. Вывод
Работая над проектом, я ставил перед собой задачи, которые смог воплотить в жизнь. Цель моего проекта - научиться находить применение твердому бытовому мусору и другим отходам после их первичного использования - мною была достигнута.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всем мире вторично перерабатываются макулатура, упаковка, стекло, дерево, металл, бытовые приборы. Переработка отходов стала одной из самых быстро развивающихся отраслей.
Если мы научимся сортировать мусор, использовать и применять его в быту, мы сбережем значительное количество сырья и энергии исохраним окружающую среду. Не нужно выбрасывать старые вещи и упаковки. Если проявить немного терпения и фантазии, то у вас получатся замечательные поделки и предметы, которые будут радовать вас еще долгое время.
Считаю тему проекта актуальной, содержание познавательным. Своими знаниями и опытом я могу поделиться с одноклассниками, друзьями и знакомыми на уроках окружающего мира, внеурочных занятиях, классных часах, «Менделеевских чтениях».
Соблюдайте чистоту и берегите природу!
4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю. Экологическая азбука для детей и подростков. – М.: Изд. МНЭПУ, 1995. с.14, 47-48, 50-52, 118
2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, часть первая. – М.:Вентана-Граф, 2018. с.32
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. с.52-55
4. Все животные мира. Мусор опасен для животных// http://zhivotnue.ru/index_ru.php?cat=interes&ind=251
5. Особенности переработки отходов в России// https://vtorexpo.ru/othody/pererabotka-v-rossii.html
6. Отходы// Википедия: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Отходы
7. Сроки разложения отходов. Фото: https://m.nnov.kp.ru/daily/26982/4041845/
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Кормушка для птиц
Приложение 2.
Использование пластиковых стаканов
Приложение 3.
Применение органических отходов в быту (на дачном участке)
Приложение 4.
Участие в акциях «Забота» и «Чистая Земля» в МОУ ЛИЦЕЕ №10
(сбор макулатуры)
Приложение 5.
Участие в акции «Добрые крышечки»
Приложение 6.
Перезаряжаемые батарейки
Приложение 7.
Пункт приема использованных батареек
Приложение 8.
Поделка из природного материала «Сюрприз для мамы»