Создание настольной игры для развития внимания «Учусь на 5»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание настольной игры для развития внимания «Учусь на 5»

Стафий А.А. 1Стафий Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мало-Вязёмская средняя общеобразовательная школа
Короткова В.И. 1Комарова И.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мало-Вязёмская средняя общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Успехи в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у вас способности быть внимательным» - так говорят нам наши учителя. «Внимание - это умение сосредоточиться на определенном объекте. А объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир» - объясняют наши наставники1. Почти на каждом уроке мы слышим: «Если вы будите внимательны – не сделаете ошибок при списывании», «Внимательно проверьте написанное, а потом сдайте тетради», «Будьте внимательны и не забудьте завтра взять краски на рисование».

Дома мама тоже часто нам говорит: «Внимательно пиши!», «Внимательно читай!», «Внимательно решай!». А если хорошо подумать то не только в учебе, но и в повседневной жизни мы часто слышим: «Будь внимателен переходя дорогу!», «…выходя из электрички!», «… пользуясь эскалатором!». Тренер тоже нам говорит на каждой тренировке: «От вашей внимательности зависит ваш результат!».

Как много в нашей жизни завит от нашей внимательности! Но как же можно стать внимательнее и учиться на «отлично»?

Ответ который дал Google нам очень понравился: НУЖНО ИГРАТЬ В НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ!

Мы сразу начали их искать в интернет магазинах, и оказалось, что цена таких игр колеблется от 280 до 1000 рублей.

Поиграв во многие, мы решили создать свою собственную игру, которая поможет нам, нашим друзьям и одноклассникам стать внимательными, а главное будет не дорогой. Так и определилась тема нашего проекта: «Создание настольной игры для развития внимания «Учусь на 5».

Цель проекта - создать настольную игру для развития внимания.

Задачи:

- проанализировать игры на развитие внимание, которые есть у нас дома;

- выбрать тип игры, которую мы сможем создать;

- провести анкетирование обучающихся в начальных классах нашей школы;

- проанализировать и обобщить результаты анкетирования;

- создать настольную игру для развития внимания;

- разработать правила и апробировать игру дома;

- презентовать игру в своих классах и обучить в нее играть;

- подготовить проектную работу для участия в научно-практической конференции муниципального научного общества обучающихся «ЛУЧ» Одинцовского муниципального района Московской области.

Планируемый результат - авторская настольная игра.

Наш проект осуществлялся в 4 этапа: I этап – подготовительный. Мы определились с выбором формы игры, изучили настольные игры на развитие внимания, которые есть у нас дома. II этап – исследовательский. Уточнили цель и задачи проекта. Разработали анкету для обучающихся начальных классов с целью подтверждения или опровержения актуальности создаваемой нами игры. Определили план создания игры, разрабатали эскизы и правила игры. Провели апробацию игры на наших родителях. Оформлялся конечный продукт проекта и презентовали ее одноклассникам. III этап – аналитический. Провели обобщение материалов проектной работы, сформулировали общие выводы, оформили материалы. IV этап – презентация полученного продукта на научно-практической конференции научного общества обучающихся «ЛУЧ».

Анализ настольных игр, которые есть у нас дома

В нашей семье очень любят настольные игры. Свою работу мы решили начать с изучения тех игр, которые уже есть у нас дома. Мы достали все игры и внимательно перечитали правила. Оказалось, что почти все можно отнести к развивающим внимание (см. Приложение1).

Мы разделили все наши игры на 2 группы. К первой мы отнесли традиционные игры. Несмотря на давнюю историю изобретения, многие до сих пор пользуются популярностью. К таким играм мы отнесли шашки, домино, «Русское лото»2. Ко второй группе мы отнесли все многообразие современных игр. Потому что для многих людей их названия ни о чем не говорят (например «Друг-утюг», «Борбарон», «Дубль», «Боброугольник», и многие другие).

Для того что бы определиться, какую именно будем создавать игру, мы разделили их на группы по признаку используемых в них предметов3, например:

Карточные игры («Акулина», «Верю-неверю», «Кафе чудищ»ми пр.)

Игры с карандашом и бумагой («Крестики-нолики», «Балда» и пр.)

Настольные игры с игровым полем (бродилки, шахматы и пр.)

Ролевые игры («Мафия», «Угадай кто?», «Изумрудный город» и пр.)

Словесные игры («Друг-утюг», «Крокопати» и пр.)

Самые удобные, компактные и интересные игры, на наш взгляд – это карточные игры.

Карточные игры — это все настольные игры, в которых единственными или основными компонентами являются карточки4. Коробка у таких игр небольшая и легкая. Она легко поместится в карман или сумочку. Не нужно раскладывать игровое поле, а можно сразу начинать играть. Единственный минус – карточки могут помяться или порваться. Но этот минус мы обязательно исправим в своем проекте. Итак, мы решили создать карточную игру.

Анкетирование учащихся начальных классов МБОУ Мало-Вязёмской СОШ

Определив для себя, что внимание необходимо нам для успешной учебы, мы решили провести анкетирование обучающихся начальных классов нашей школы и узнать, что думают они. Для этого мы разработали анкету, в которой было задано три вопроса и на каждый предложено 4 варианта ответов. Обучающиеся должны били подчеркнуть один вариант из предложенных, который они считают верным (см. Приложение 2). Были опрошены 237 учащихся: 1х классов – 62, 2х классов – 64, , 3х классов – 59, 4х классов – 52 (см. Приложение 3).

Мы получили следующие результаты (см. Приложение 4):

На первый вопрос заданный нами «Что помогает тебе не допустить ошибку при списывании текста?» получены ответы: внимательность – 203, хорошая память – 35, умение фантазировать – 10, красивый почерк – 8 (см. Приложение 5)

На второй вопрос «Что помогает тебе найти ошибку в примере?» получены ответы: внимательность – 205, хорошая память – 31, умение фантазировать – 9, красивый почерк – 6 (см. Приложение 6)

На третий вопрос «Что помогает тебе читать без ошибок?» получены ответы: внимательность – 198, умение фантазировать – 99, хорошая память – 30, красивый почерк – 7 (см. Приложение 7)

Мы оформили отчеты по итогам анкетирования в виде диаграмм по каждому классу и передали классным руководителям.

Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что обучающиеся начальной школы ОСОЗНАЮТ, что внимательность ключ к успешному освоению школьной программы.

Данный вывод позволил нам утвердится в правильности направления выбранного для проектной работы.

Создание настольной карточной игры для развития внимания

У нас есть любимая игра «Котики»5, и именно ее идею мы взяли за основу своей игры.

Первое, что мы сделали – придумали название нашей игре - «Учусь на 5».

В любой карточной игре есть карточки, на которых с одной стороны изображение, а на обратной «рубашка» - картинка одинаковая на всех карточках. Мы решили, что «рубашкой» для наших карточек будет эмблема нашей школы и надпись с названием игры (см. Приложение 9).

Выбирая главного персонажа мы пришли к единому мнению – это обучающийся нашей школы, но дальше наши мнения разделилось. Мальчикам интереснее играть в игры, где персонаж мужского пола, а девочкам – женского. Что бы интересно было всем мы решили создать два варианта игры с разными персонажами: для мальчиков с УЧЕНИКОМ, а для девочек с УЧЕНИЦЕЙ (см. Приложение 8).

Мы определили что цель игры - собрать как можно больше карточек. Но собирать их нужно будет находя по одному отличию между стартовой картой (которая будет роздана в начале игры) и игровыми (выложенными на поле). Этот процесс и будет тренировать внимание.

Мы приступили к созданию УЧЕНИКОВ: взяли лист А4 и нарисовали мальчиков и девочек в школьной форме. Дорисовав всех персонажей, мы обвели их маркером и отсканировали рисунки переведя их в графический формат (см. Приложение 10).

Под руководством мамы, мы отредактировали, разукрасили и детализировали изображения в программе Adobe Photoshop (см. Приложение 11).

Далее мы четко определили отличия между персонажами. Их можно разделить на 4 группы (см. Приложение 12):

Персонаж с карандашом/Персонаж без карандаша и с поднятой рукой

Персонаж в голубой рубашке / Персонаж в белой рубашке

Персонаж в очках/ Персонаж без очков

Портфель слева/Портфель справа

Мы расположили персонажей на листе А4 так, что бы на 1 листе размещались 8 карточек (это самый удобный и общепринятый размер). Всего таких листов получилось 6 (2 вида по 3 экземпляра), а игровых карточек 48 штук (см. Приложение 13).

Далее мы распечатали листы с карточками и «рубашкой» после чего вырезали их, собрав игровые комплекты (см. Приложение 14).

Мы начали работать над формулировкой правил игры. Для этого мы разложили карточки, определив для себя самое удобное количество (6 в ширину и 4 в высоту). Взяли из оставшейся колоды по одной стартовой карте и начали набирать последующие карты отличающиеся только одним признаком. Так мы подтвердили правильность задуманного хода игры (см. Приложение 15).

Когда один из нас счел, что больше подходящих карт для него - игра останавливается. Мы начали проверять правильность собранных карт. Каждый выложил собранные карты вряд по порядку и вместе проверяем, что каждая следующая карта в собранной колоде имеет только одно отличие. Соответственно если игрок прав, он берет одну карту дополнительно, а если ошибся - сбрасывает карту, которую взял ошибочно и все следующие за ней. Игроки подсчитывают собранные карточки (см. Приложение 16). Побеждает тот, кто собрал больше карточек.

Так же мы определили, играя с родителями, что «Учусь на 5» интересно играть не только детям, но и взрослым. Мы играли с родителями, их друзьями и бабушкой. В игру могут играть от 2 до 6 игроков, потому что разместиться большему количеству игроков будет трудно и неудобно, да и карточки будут разбираться очень быстро.

Завершением нашей работы над созданием игры стали верстка правил игры и упаковка (см. Приложение 17).

Заключение

Завершая работу над нашим проектом мы смело можем сказать, что цель достигли и задачи выполнены.

Мы реализовали запланированное – создали авторскую карточную игру для развития внимания «Учусь на 5».

В созданную игру мы играем не только дома, но и на перемене с одноклассниками. Она помогает всем нам стать внимательнее, больше общаться, учиться выигрывать без хвастовства, а проигрывать без слез.

Изменяя главного персонажа можно изменить внешний вид карточек и она станет индивидуальным подарком на любой праздник.

После защиты проекта, мы планируем разместить материалы игры в социальной сети и все желающие смогут распечатать ее и играть всей семьей не покупая. А уж если карточки испортились или помялись, всегда можно распечатать недостающие.

К практической значимости проделанной работы, так же можно отнести оформление отчетов по результатам анкетирования для классных руководителей.

Работа над проектом объединила нас, наших научных руководителей и родителей. Мы приобрели опыт аналитической работы, составления анкет, проведения анкетирования, работы в графическом редакторе, программах Word и Exel. Мы научились формулировать выводы и готовиться к презентации проекта.

Все полученные нами знания мы обязательно применим в своей учебной и научной деятельности.

Список литературы

Е. Я. Гик, А. В. Сухарев. Интеллектуальные игры и развлечения. Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 1999Роберт Белл. «Энциклопедия настольных игр народов мира». Центрполиграф, 2001 г.

Наталья Шаульская: «Интеллектуальные игры для старшеклассников». Феникс, 2008 г.

Энциклопедия Настольных Игр. Издательство АСТ, Харвест. 2001 г.  

Используемые источники

https://babyzzz.ru/parents/kids/31695.html#i-2

https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра

https://www.mosigra.ru/page/luchshie-kartochnye-nastolnye-igry/

https://www.mosigra.ru/Face/Show/sm_kotiki/

https://infourok.ru/razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-1381993.html

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

1.Что помогает тебе не допустить ошибку при списывании текста?

           

внимательность

18

11

12

16

19

23

21

18

16

14

20

15

   

умение фантазировать

0

5

3

0

0

0

0

1

1

0

0

0

   

хорошая память

2

4

7

4

3

7

0

5

0

1

0

2

   

красивый почерк

1

0

0

0

0

3

0

3

0

0

1

0

   
 

   

2. Что помогает тебе найти ошибку в примере?

 

         

внимательность

15

12

19

14

19

23

19

19

16

14

20

15

   

умение фантазировать

1

3

1

0

1

2

0

0

1

0

0

0

   

хорошая память

6

5

2

6

0

4

1

4

0

1

1

1

   

красивый почерк

1

0

0

0

1

4

0

0

0

0

0

0

   
 

   
 

 

                       

3. Что помогает тебе читать без ошибок?

 

                       

внимательность

12

15

15

16

18

22

21

20

17

14

16

12

   

умение фантазировать

4

1

3

2

1

4

0

2

0

0

2

0

   

хорошая память

5

1

3

2

2

6

0

3

0

1

3

4

   

красивый почерк

0

3

1

1

0

0

0

2

0

0

0

0

   
 

   
                           

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

1 https://infourok.ru/razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-1381993.html

2 https://babyzzz.ru/parents/kids/31695.html#i-2

3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра

4 https://www.mosigra.ru/page/luchshie-kartochnye-nastolnye-igry/

5 https://www.mosigra.ru/Face/Show/sm_kotiki/

Просмотров работы: 307