Введение
«Успехи в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у вас способности быть внимательным» - так говорят нам наши учителя. «Внимание - это умение сосредоточиться на определенном объекте. А объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир» - объясняют наши наставники1. Почти на каждом уроке мы слышим: «Если вы будите внимательны – не сделаете ошибок при списывании», «Внимательно проверьте написанное, а потом сдайте тетради», «Будьте внимательны и не забудьте завтра взять краски на рисование».
Дома мама тоже часто нам говорит: «Внимательно пиши!», «Внимательно читай!», «Внимательно решай!». А если хорошо подумать то не только в учебе, но и в повседневной жизни мы часто слышим: «Будь внимателен переходя дорогу!», «…выходя из электрички!», «… пользуясь эскалатором!». Тренер тоже нам говорит на каждой тренировке: «От вашей внимательности зависит ваш результат!».
Как много в нашей жизни завит от нашей внимательности! Но как же можно стать внимательнее и учиться на «отлично»?
Ответ который дал Google нам очень понравился: НУЖНО ИГРАТЬ В НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ!
Мы сразу начали их искать в интернет магазинах, и оказалось, что цена таких игр колеблется от 280 до 1000 рублей.
Поиграв во многие, мы решили создать свою собственную игру, которая поможет нам, нашим друзьям и одноклассникам стать внимательными, а главное будет не дорогой. Так и определилась тема нашего проекта: «Создание настольной игры для развития внимания «Учусь на 5».
Цель проекта - создать настольную игру для развития внимания.
Задачи:
- проанализировать игры на развитие внимание, которые есть у нас дома;
- выбрать тип игры, которую мы сможем создать;
- провести анкетирование обучающихся в начальных классах нашей школы;
- проанализировать и обобщить результаты анкетирования;
- создать настольную игру для развития внимания;
- разработать правила и апробировать игру дома;
- презентовать игру в своих классах и обучить в нее играть;
- подготовить проектную работу для участия в научно-практической конференции муниципального научного общества обучающихся «ЛУЧ» Одинцовского муниципального района Московской области.
Планируемый результат - авторская настольная игра.
Наш проект осуществлялся в 4 этапа: I этап – подготовительный. Мы определились с выбором формы игры, изучили настольные игры на развитие внимания, которые есть у нас дома. II этап – исследовательский. Уточнили цель и задачи проекта. Разработали анкету для обучающихся начальных классов с целью подтверждения или опровержения актуальности создаваемой нами игры. Определили план создания игры, разрабатали эскизы и правила игры. Провели апробацию игры на наших родителях. Оформлялся конечный продукт проекта и презентовали ее одноклассникам. III этап – аналитический. Провели обобщение материалов проектной работы, сформулировали общие выводы, оформили материалы. IV этап – презентация полученного продукта на научно-практической конференции научного общества обучающихся «ЛУЧ».
Анализ настольных игр, которые есть у нас дома
В нашей семье очень любят настольные игры. Свою работу мы решили начать с изучения тех игр, которые уже есть у нас дома. Мы достали все игры и внимательно перечитали правила. Оказалось, что почти все можно отнести к развивающим внимание (см. Приложение1).
Мы разделили все наши игры на 2 группы. К первой мы отнесли традиционные игры. Несмотря на давнюю историю изобретения, многие до сих пор пользуются популярностью. К таким играм мы отнесли шашки, домино, «Русское лото»2. Ко второй группе мы отнесли все многообразие современных игр. Потому что для многих людей их названия ни о чем не говорят (например «Друг-утюг», «Борбарон», «Дубль», «Боброугольник», и многие другие).
Для того что бы определиться, какую именно будем создавать игру, мы разделили их на группы по признаку используемых в них предметов3, например:
Карточные игры («Акулина», «Верю-неверю», «Кафе чудищ»ми пр.)
Игры с карандашом и бумагой («Крестики-нолики», «Балда» и пр.)
Настольные игры с игровым полем (бродилки, шахматы и пр.)
Ролевые игры («Мафия», «Угадай кто?», «Изумрудный город» и пр.)
Словесные игры («Друг-утюг», «Крокопати» и пр.)
Самые удобные, компактные и интересные игры, на наш взгляд – это карточные игры.
Карточные игры — это все настольные игры, в которых единственными или основными компонентами являются карточки4. Коробка у таких игр небольшая и легкая. Она легко поместится в карман или сумочку. Не нужно раскладывать игровое поле, а можно сразу начинать играть. Единственный минус – карточки могут помяться или порваться. Но этот минус мы обязательно исправим в своем проекте. Итак, мы решили создать карточную игру.
Анкетирование учащихся начальных классов МБОУ Мало-Вязёмской СОШ
Определив для себя, что внимание необходимо нам для успешной учебы, мы решили провести анкетирование обучающихся начальных классов нашей школы и узнать, что думают они. Для этого мы разработали анкету, в которой было задано три вопроса и на каждый предложено 4 варианта ответов. Обучающиеся должны били подчеркнуть один вариант из предложенных, который они считают верным (см. Приложение 2). Были опрошены 237 учащихся: 1х классов – 62, 2х классов – 64, , 3х классов – 59, 4х классов – 52 (см. Приложение 3).
Мы получили следующие результаты (см. Приложение 4):
На первый вопрос заданный нами «Что помогает тебе не допустить ошибку при списывании текста?» получены ответы: внимательность – 203, хорошая память – 35, умение фантазировать – 10, красивый почерк – 8 (см. Приложение 5)
На второй вопрос «Что помогает тебе найти ошибку в примере?» получены ответы: внимательность – 205, хорошая память – 31, умение фантазировать – 9, красивый почерк – 6 (см. Приложение 6)
На третий вопрос «Что помогает тебе читать без ошибок?» получены ответы: внимательность – 198, умение фантазировать – 99, хорошая память – 30, красивый почерк – 7 (см. Приложение 7)
Мы оформили отчеты по итогам анкетирования в виде диаграмм по каждому классу и передали классным руководителям.
Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что обучающиеся начальной школы ОСОЗНАЮТ, что внимательность ключ к успешному освоению школьной программы.
Данный вывод позволил нам утвердится в правильности направления выбранного для проектной работы.
Создание настольной карточной игры для развития внимания
У нас есть любимая игра «Котики»5, и именно ее идею мы взяли за основу своей игры.
Первое, что мы сделали – придумали название нашей игре - «Учусь на 5».
В любой карточной игре есть карточки, на которых с одной стороны изображение, а на обратной «рубашка» - картинка одинаковая на всех карточках. Мы решили, что «рубашкой» для наших карточек будет эмблема нашей школы и надпись с названием игры (см. Приложение 9).
Выбирая главного персонажа мы пришли к единому мнению – это обучающийся нашей школы, но дальше наши мнения разделилось. Мальчикам интереснее играть в игры, где персонаж мужского пола, а девочкам – женского. Что бы интересно было всем мы решили создать два варианта игры с разными персонажами: для мальчиков с УЧЕНИКОМ, а для девочек с УЧЕНИЦЕЙ (см. Приложение 8).
Мы определили что цель игры - собрать как можно больше карточек. Но собирать их нужно будет находя по одному отличию между стартовой картой (которая будет роздана в начале игры) и игровыми (выложенными на поле). Этот процесс и будет тренировать внимание.
Мы приступили к созданию УЧЕНИКОВ: взяли лист А4 и нарисовали мальчиков и девочек в школьной форме. Дорисовав всех персонажей, мы обвели их маркером и отсканировали рисунки переведя их в графический формат (см. Приложение 10).
Под руководством мамы, мы отредактировали, разукрасили и детализировали изображения в программе Adobe Photoshop (см. Приложение 11).
Далее мы четко определили отличия между персонажами. Их можно разделить на 4 группы (см. Приложение 12):
Персонаж с карандашом/Персонаж без карандаша и с поднятой рукой
Персонаж в голубой рубашке / Персонаж в белой рубашке
Персонаж в очках/ Персонаж без очков
Портфель слева/Портфель справа
Мы расположили персонажей на листе А4 так, что бы на 1 листе размещались 8 карточек (это самый удобный и общепринятый размер). Всего таких листов получилось 6 (2 вида по 3 экземпляра), а игровых карточек 48 штук (см. Приложение 13).
Далее мы распечатали листы с карточками и «рубашкой» после чего вырезали их, собрав игровые комплекты (см. Приложение 14).
Мы начали работать над формулировкой правил игры. Для этого мы разложили карточки, определив для себя самое удобное количество (6 в ширину и 4 в высоту). Взяли из оставшейся колоды по одной стартовой карте и начали набирать последующие карты отличающиеся только одним признаком. Так мы подтвердили правильность задуманного хода игры (см. Приложение 15).
Когда один из нас счел, что больше подходящих карт для него - игра останавливается. Мы начали проверять правильность собранных карт. Каждый выложил собранные карты вряд по порядку и вместе проверяем, что каждая следующая карта в собранной колоде имеет только одно отличие. Соответственно если игрок прав, он берет одну карту дополнительно, а если ошибся - сбрасывает карту, которую взял ошибочно и все следующие за ней. Игроки подсчитывают собранные карточки (см. Приложение 16). Побеждает тот, кто собрал больше карточек.
Так же мы определили, играя с родителями, что «Учусь на 5» интересно играть не только детям, но и взрослым. Мы играли с родителями, их друзьями и бабушкой. В игру могут играть от 2 до 6 игроков, потому что разместиться большему количеству игроков будет трудно и неудобно, да и карточки будут разбираться очень быстро.
Завершением нашей работы над созданием игры стали верстка правил игры и упаковка (см. Приложение 17).
Заключение
Завершая работу над нашим проектом мы смело можем сказать, что цель достигли и задачи выполнены.
Мы реализовали запланированное – создали авторскую карточную игру для развития внимания «Учусь на 5».
В созданную игру мы играем не только дома, но и на перемене с одноклассниками. Она помогает всем нам стать внимательнее, больше общаться, учиться выигрывать без хвастовства, а проигрывать без слез.
Изменяя главного персонажа можно изменить внешний вид карточек и она станет индивидуальным подарком на любой праздник.
После защиты проекта, мы планируем разместить материалы игры в социальной сети и все желающие смогут распечатать ее и играть всей семьей не покупая. А уж если карточки испортились или помялись, всегда можно распечатать недостающие.
К практической значимости проделанной работы, так же можно отнести оформление отчетов по результатам анкетирования для классных руководителей.
Работа над проектом объединила нас, наших научных руководителей и родителей. Мы приобрели опыт аналитической работы, составления анкет, проведения анкетирования, работы в графическом редакторе, программах Word и Exel. Мы научились формулировать выводы и готовиться к презентации проекта.
Все полученные нами знания мы обязательно применим в своей учебной и научной деятельности.
Список литературы
Е. Я. Гик, А. В. Сухарев. Интеллектуальные игры и развлечения. Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 1999Роберт Белл. «Энциклопедия настольных игр народов мира». Центрполиграф, 2001 г.
Наталья Шаульская: «Интеллектуальные игры для старшеклассников». Феникс, 2008 г.
Энциклопедия Настольных Игр. Издательство АСТ, Харвест. 2001 г.
Используемые источники
https://babyzzz.ru/parents/kids/31695.html#i-2
https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра
https://www.mosigra.ru/page/luchshie-kartochnye-nastolnye-igry/
https://www.mosigra.ru/Face/Show/sm_kotiki/
https://infourok.ru/razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-1381993.html
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
1.Что помогает тебе не допустить ошибку при списывании текста? |
||||||||||||||||||||||||||||||||
внимательность |
18 |
11 |
12 |
16 |
19 |
23 |
21 |
18 |
16 |
14 |
20 |
15 |
||||||||||||||||||||
умение фантазировать |
0 |
5 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||||||
хорошая память |
2 |
4 |
7 |
4 |
3 |
7 |
0 |
5 |
0 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||||||||||||
красивый почерк |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
||||||||||||||||||||
1А |
1Б |
1В |
2А |
2Б |
2В |
3А |
3Б |
3В |
4А |
4Б |
4В |
|||||||||||||||||||||
2. Что помогает тебе найти ошибку в примере?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
внимательность |
15 |
12 |
19 |
14 |
19 |
23 |
19 |
19 |
16 |
14 |
20 |
15 |
||||||||||||||||||||
умение фантазировать |
1 |
3 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||||||
хорошая память |
6 |
5 |
2 |
6 |
0 |
4 |
1 |
4 |
0 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||||||||
красивый почерк |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||||||
1А |
1Б |
1В |
2А |
2Б |
2В |
3А |
3Б |
3В |
4А |
4Б |
4В |
|||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Что помогает тебе читать без ошибок? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
внимательность |
12 |
15 |
15 |
16 |
18 |
22 |
21 |
20 |
17 |
14 |
16 |
12 |
||||||||||||||||||||
умение фантазировать |
4 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
||||||||||||||||||||
хорошая память |
5 |
1 |
3 |
2 |
2 |
6 |
0 |
3 |
0 |
1 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||
красивый почерк |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||||||||||||||||
1А |
1Б |
1В |
2А |
2Б |
2В |
3А |
3Б |
3В |
4А |
4Б |
4В |
|||||||||||||||||||||
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
1 https://infourok.ru/razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-1381993.html
2 https://babyzzz.ru/parents/kids/31695.html#i-2
3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра
4 https://www.mosigra.ru/page/luchshie-kartochnye-nastolnye-igry/
5 https://www.mosigra.ru/Face/Show/sm_kotiki/