Влияние газированного напитка на организм детей младшего школьного возраста

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние газированного напитка на организм детей младшего школьного возраста

Кунгурова С.В. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"
Рогачкова К.А. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Фундамент здоровья на всю жизнь – правильное питание в детстве. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно приобрести самые разнообразные продукты питания, зачастую не самые полезные.

В последнее время в связи с развитием широкого использования консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок тема «Правильного и полезного питания» стала достаточно актуальной. Многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же в свою очередь привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья. Перед нами встал вопрос, так ли вредна «Кока-Кола», как нам говорят взрослые?

Цель: проанализировать состав газированного напитка и выявить его влияние на организм человека.

Задачи:

1. Изучить историю создания напитка;

2. Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с газированным напитком;

3. Закрепить знания детей о вредном влиянии напитка на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Гипотеза: употребление газированного напитка негативно сказывается на организме детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – газированный напиток.

Предмет исследования: влияние ингредиентов напитка на здоровье человека.

Методы исследования: теоретический (изучение литературы), практический (проведение эксперимента и анкетирования).

Этапы проекта

Содержание

Участники

I Подготовительный

Сбор информации (литература, интернет), вводное анкетирование

Ученики 2 «В» класса

II Организационный

Опытно-экспериментальная деятельность.

Беседа на тему «Влияние газированного напитка на организм детей младшего школьного возраста»

Итоговое анкетирование

III Заключительный

Продукт проекта: брошюры, памятки «Польза правильного питания!», социальная реклама «Мы за здоровое питание»

I. История создания газированного напитка

Газированный напиток был придуман в Атланте 8 мая 1886 года. Его создатель — фармацевт Джон Стив Пембертон. Данный напиток был экзотическим запатентованным лекарственным средством «от любых нервных расстройств» и начал продаваться через автомат в крупнейшей городской аптеке Джекоба в Атланте сначала в виде сиропа.

В нём содержался кокаин из листьев коки и кофеин из орехов колы (3:1). Листья коки были излюбленным наркотиком индейцев Боливии, которые жевали их во время работы. Из этих же листьев в 1859 году Альберт Ниман выделил особый компонент (наркотик) и назвал его кокаин.

В то время кокаин не являлся запрещённым веществом и о его вреде для здоровья ничего не знали. Поэтому кокаин свободно продавали и его часто добавляли для удовольствия и тонуса в напитки. Вскоре продавцы аптеки стали смешивать сироп с газированной водой. Так возник газированный напиток.

Изучая информацию, обозначенную на этикетке напитка, мы установили наличие:

Состав газированного напитка

1. Очищенная газированная вода

2. Сахар. В одном стакане (250 мл) колы содержится 6(!) чайных ложек сахара.

3. Натуральный краситель (сахарный колер 4). Сахарный колер (жжёный сахар) получают путём переработки сахара с добавлением химических реагентов или без них. В данном случае, добавляют сульфат аммония.E150d

4. Регулятор кислотности - ортофосфорная кислота- подкислитель. Пищевую ортофосфорную кислоту применяют в производстве газированной воды и для получения солей (порошки для изготовления печенья, сухарей). Ортофосфорная кислота - оказывает токсическое действие на почки, печень и нервные клетки, «вымывает» кальций (причина ломкости костей), разрушает зубную эмаль. E338

5. Диоксид углерода СО2 - угольная кислота. Обязательно есть в любом газированном напитке. Сам по себе он безвреден (его используют для лучшей сохранности напитка), но его присутствие в воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока и провоцирует метеоризм – обильное выделение газов и возникновение гастрита и язвенной болезни.

6. Кофеин. Под воздействием кофеина ускоряется сердечная деятельность, поднимается кровяное давление, примерно на 40 минут слегка улучшается настроение за счёт высвобождения дофамина, но через 3-6 часов действие кофеина проходит: появляется усталость, вялость, снижение трудоспособности. Кофеин, как и другие стимуляторы ЦНС, противопоказан при повышенной возбудимости, бессоннице, выраженной гипертензии и атеросклерозе, при органических заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

7. Натуральный ароматизаторТартразин, хинолиновый желтый, желтый солнечный закат, азорубин, эритрозин, красный 2G и так далее.

Хочется отметить, что состав на этикетке написан очень мелким шрифтом и среди текста трудно читаем.

Пищевая ценность напитка на 100 мл

Калорийность - 42 ккал

Белки- 0 г

Жиры- 0 г

Углеводы- 10,6 г

Общие сахара- 10,6 г

Для производства газированного напитка используют большое количество синтетических веществ в виде Е-добавок, не все из которых являются полезными для нашего организма. Хочу отметить, что в состав входит кофеин, который возбуждающе действует на центральную нервную систему и достаточно большое количество угольной, ортофосфорной кислот.

II. Влияние ингредиентов газированного напитка

на здоровье человека.

На основании изученной информации, мы решили провести анкетирование среди учащихся 2 «В» класса. Целью, которого являлось – выявление уровня знаний о газированном напитке (Приложение 1).

В анкетировании принимали участие учащиеся нашего класса, в количестве 30 человек (100%).

После проведения анкетирования можно сделать вывод, что 83 % учащихся (25 человек) употребляют в пищу газированные напитки. 10 % опрошенных (3 человека) отдали предпочтение соку, 2 человека (7%) указали, что употребляют чай. Большая часть учащихся 18 человек (80%), которые употребляют в пищу газированные напитки, и лишь 40 % (12 человек) из всех опрошенных считают, что газированный напиток наносит вред нашему здоровью. На вопрос «Если Вам предложат воду или газированный напиток, что вы выберете?», 83 % учащихся (25 человек) выбрали газированный напиток, 17 % (5 человек) указали воду. Мнения учащихся на вопрос «Чем вам нравиться газированные напитки?» разделились, 50 % (15 человек) привлекает яркая реклама напитка, остальные 50 % учащихся привлекает приятный запах и сладкий вкус напитка (Приложение 2).

На основании полученных данных, нами были проведены эксперименты для выявления влияния ингредиентов газированного напитка на здоровье человека.

Ход эксперимента:

Опыт 1.

Мы взяли 4 тусклые монеты. На 12 часов поместили их в напиток. Через 12 часов на монетах из напитка появился блеск (Приложение 3).

Вывод: Газированный напиток разъедает ржавчину.

Опыт 2.

Самое твердое вещество в теле человека – это эмаль зубов. Она состоит главным образом из кальция. В скорлупе куриного яйца также содержится много кальция. Мы поместили яйцо в напиток. Через 2 часа оно окрасилось. Через 12 часов на скорлупе появились трещины. (Приложение 3)

Вывод. Употребление газированного напитка может привести к повреждениям эмали зубов. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.

Опыт 3.

Опыт, доказывающий высокую калорийность газированного напитка. В стакан налили напиток и оставили его на неделю. Через неделю вода испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.

Вывод: В этом напитке очень много сахара. Следовательно, чрезмерное употребление приводит к ожирению организма (Приложение 3).

После проведения эксперимента и полученных нами данных, мы провели беседу на тему «Влияние газированного напитка на организм детей», с учащимися 2 «В» класса и ознакомили с результатами ранее проведенного опыта, где учащиеся смогли наглядно убедиться в том, что употребление в пищу газированного напитка негативно сказывается на нашем здоровье. (Приложение 6)

В завершении беседы, мы решили выяснить, изменился ли уровень знаний учеников нашего класса на тему «Напитки, которые мы пьем».

И как показывают данные, уровень знаний по данной теме, повысился на 47% . На вопрос «Считаете ли Вы, что газированный напиток вреден для здоровья?» -87 % (26 человек) ответили «Да». На вопрос «Если Вам предложат воду или газированный напиток, что вы выберете?», 93% учащихся (28 человек) предпочли воду. ( Приложение 4).

Анкетирование показало, что после проведенной работы, большая часть учащихся задумалась о своем здоровье и вреде газированного напитка. Многие из учащихся считают вредным употребление газированных напитков и 80 % предпочитают воду. Это говорит о хорошей информированности ребят о свойствах газированных напитков.

Результатом нашей работы стало изготовление брошюр и социальной рекламы по данной теме. (Приложение 7)

Изучив данный вопрос, можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, задачи, поставленные, нами были решены.

Заключение

Газированный напиток является одним из самых известных и распространенных видов напитков по всему миру. Данный напиток предпочитают подростки и дети младшего школьного возраста. Ребят привлекает яркая реклама, приятных запах и сладкий вкус газированной воды, но мало кто из них знает, какой вред они наносят сами себе, употребляя в пищу газированные напитки.

Целью нашей работы было выявить, какой вред наносят ингредиенты напитка нашему организму. С помощью, проведенной опытно - экспериментальной работы мы выяснили, что газированный напиток разрушает зубы, в нем много красителей. В напитке есть такие вещества, которые разъедают ржавчину, а также очень много сахара, который вредит нашему организму.

Газированные напитки, вызывают расстройство желудка и, при постоянном употреблении, могут привести к нарушению работы печени. При длительном употреблении данного напитка может проявиться аллергия на ее компоненты.

Список литературы

1. «Основы безопасности жизнедеятельности» .серия «Школа России» // Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский.- М.:Просвещение, 2014г.

2. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2008.

3. . http://ru.wikipedia.org/wiki/Coke

4. .http://ozdorovi.ru/saxar-uroven-saxara-v-organizme-saxar-v-krovi-cheloveka.html

Приложение 1

Анкета на тему « Напитки, которые мы пьем»

1. Какие напитки Вы употребляете?

1) сок 2) газированная вода 3) морс, компот 4) чай.

2. Как часто Вы употребляете газированные напитки?

1) часто 2) редко 3) не употребляю

3. Чем Вам нравиться газированные напитки?

1) сладкий вкус 2) приятный запах 3) яркая реклама

4. Если Вам предложат стакан воды и стакан газированного напитка, что Вы выберете?

1) вода 2) газированный напиток

5. Считаете ли Вы, что газированные напитки вредны для здоровья?

1) Да 2) Нет

Таблица 1

Результаты данных анкеты «Напитки, которые мы пьем»

№ п/п

Вопрос

Начальный этап

Контрольный этап

1

Какие напитки Вы употребляете?

Сок

3 человека (10%)

7 человек (24 %)

Газированная вода

25 человек (83 %)

12 человек (40%)

Морс, компот

0

6 человек (20%)

Чай

2 человека (7%)

5 человек (16%)

2

Как часто Вы употребляете газированные напитки?

Часто

24 человека(80%)

5 человек (17%)

Редко

1 человек (4%)

20 человек (67 %)

Не употребляю

5 человек (16%)

5 человек (16%)

3

Чем Вам нравиться газированные напитки?

Сладкий вкус

15 человек (50%)

3 человека (10 %)

Приятный запах

7 человек(24%)

3 человека (10 %)

Яркая реклама

8 человек (26%)

24 человека (80%)

4

Если Вам предложат стакан воды и стакан с газированным напитком, что Вы выберете?

Вода

5 человек (17%)

28 человека (93%)

Газированный напиток

25 человек (83%)

2 человек (7 %)

5

Считаете ли Вы, что газированные напитки вредны для здоровья?»

Да

12 человек (40%)

26 человек (87%)

Нет

18 человек (60%)

4 человека (13%)

Приложение 2

Результаты данных на начальном этапе анкетирования.

Рис. 1. Результат данных «Какие напитки вы употребляете?» на начальном этапе исследования.

Рис. 2. Результат данных «Как часто Вы употребляете газированные напитки?» на начальном этапе исследования.

Рис. 3. Результат данных «Чем Вас привлекают газированные напитки? на начальном этапе исследования.

 

Рис. 4. Результат данных «Если Вам предложат стакан воды и стакан с газированным напитком, что Вы выберете?»на начальном этапе исследования.

Рис. 5. Результат данных «Считаете ли Вы, что газированные напитки вредны для здоровья?» на начальном этапе исследования.

Приложение 3

Опыт №1

Рис.6. Материалы для проведения опыта № 1

Рис.7. Монеты до начала эксперимента

Рис.8. Опускаем монеты в газированный напиток

Рис.9. Монеты через 12 часов после проведения эксперимента

Опыт №2

Рис.10. Материалы для проведения опыта № 2

Рис. 11. Опускаем яйцо в стакан с газированным напитком

Рис.12. Яйцо через 2 часа (изменение цвета)

Рис.13. Яйцо через 12 часов (появление трещин на скорлупе)

Опыт № 3

Рис.14. Стакан с газированным напитком до начала опыта № 3

Рис. 15. Стакан с газированным напитком через неделю

Приложение 4

Результаты данных на контрольном этапе анкетирования.

Рис.16. Результат данных «Какие напитки вы употребляете?» на контрольном этапе исследования.

Рис. 17. Результат данных «Как часто Вы употребляете газированные напитки? на контрольном этапе исследования.

Рис. 18. Результат данных «Чем Вас привлекают газированные напитки?» на контрольном этапе исследования

Рис.19. Результат данных «Если Вам предложат стакан воды и стакан с газированным напитком, что Вы выберете?»на контрольном этапе исследования.

Рис. 20. Результат данных «Считаете ли Вы, что газированные напитки вредны для здоровья?» на контрольном этапе исследования.

Приложение 5

Результаты анкетирования на начальном и контрольном этапах

Рис.21. Результат данных «Какие напитки Вы употребляете?» на начальном и контрольном этапах.

Рис.22. Результат данных «Как часто Вы употребляете газированный напиток?» на начальном и контрольном этапах.

Рис.23. Результат данных «Чем Вас привлекают газированные напитки?» на начальном и контрольном этапах.

Рис.24. Результат данных «Если вам предложат стакан воды и стакан газированного напитка, что вы выберете?» на начальном и контрольном этапах.

Рис.25. Результат данных «Считаете ли Вы, что газированные напитки вредны для здоровья?» на начальном и контрольном этапах.

Приложение 6

Рис.26. Беседа с учащимися 2 «В» класса, на тему «Влияние газированного напитка на организм детей»

Рис.27. Беседа с учащимися 2 «В» класса, на тему «Влияние газированного напитка на организм детей»

Приложение 7

Рис.28 Социальная реклама «Мы, за полезное питание!»

Рис.29 Социальная реклама «Мы, за полезное питание!»

Рис.30 Социальная реклама «Мы, за полезное питание!»

Просмотров работы: 73