ВВЕДЕНИЕ
Настоящим пчеловодом, господином пчел
может быть только тот, кто знает твердо
весь ход пчелиной жизни и умеет применять
свои знания к делу.
(русский ученый А. Бутлеров)
Существуют две наиболее популярные точки зрения о том, когда и откуда появились медоносные пчелы. Наука об ископаемых (палеонтология) нам говорит, что пчелы появились очень, очень давно, примерно 55-60 млн. лет до появления первобытного человека в том виде, который имеют и сейчас. А вот энтомологи (зоологи, изучающие насекомых) считают, что пчелки произошли от растительноядных ос. Впоследствии, эволюция сделала свое дело. Одни инстинкты угасали и появлялись другие. Изменялись, верхние совершенствовались внутренние и внешние органы, появлялись железы, выделяющие различные секреты. Ученые спорят, но нам ясно одно – пчелы насекомые очень древние.
Большинство научных умов сошлось во мнении, что изначально медоносные пчелы появились в Южной Азии и, откуда стали расселяться по континентам. Мы знаем, что пчелиная семья представляет собой единый организм и, следовательно, отдельные его особи никак не могут существовать обособленно. Посредством естественного размножения (роения), рои занимали все новые и новые дупла и заселяли новые территории. Это длилось очень долго – миллионы лет. Только вот на Американские материки их завезли относительно недавно – около двухсот лет назад.
Очень давно наши предки осознали ценность и пользу меда и других продуктов пчеловодства. Охота на пчел запечатлена на камне (Приложение № 2). В Испанской пещере есть наскальный рисунок, рассказывающий о пчеловодстве тех лет, если это так можно было назвать. Египетские жрецы широко применяли дары пчел, которых очень почитали. Использовали они продукты пчеловодства для своих нужд и церемоний. Об этом можно судить и по эмблеме Древнего Египта, на которой изображена пчела, и по фрескам на стенах Египетских храмов (Приложение № 2). Некоторые фараоны обладали титулом «Повелитель пчел», что так же говорит о высоком уважении и почтении к этим насекомым.Царь Минос, объединив Верхний и Нижний Египет, сделал эмблемой Верхнего Египта цветок лотоса, Нижнего – пчелу. Египтяне, выражая свою покорность фараону, на прошениях рисовали пчелу как эмблему преданности. Они считали пчел своими верными помощниками в борьбе против злого бога тьмы Аримана. Египтяне «видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к опасности и смерти, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. На гробницах первой династии фараонов (3200-2780 гг. до н. э.) изображена пчела.
В Древней Индии пчелы считались священными спутниками богов. Бог Вишну, который олицетворял солнце и давал жизнь Вселенной, изображен в виде маленькой пчелки, отдыхающей в чаше цветка лотоса. Бог Кришна изображен с летающей над его головой пчелой голубого цвета; бог любви Кама – с луком в руках, на котором тетиву составляли цепляющиеся друг за друга пчелы (это символически показывало, что стрелы бога кроме ЛЮБВИ приносили и страдание). В народной поэзии также можно найти ряд примеров замечательной деятельности пчел. Дошедшие до нас памятники культуры показывают, что в конце III и в начале IV тысячелетия до н. э. жители Вавилонского государства успешно занимались пчеловодством.
Пчеловодство в письменности впервые упоминается в восьмом веке до нашей эры. Гомер (Приложение № 3) увековечил сведения об использовании меда и воска в «Илиаде», а Аристотель (Приложение № 3), непосредственно, пчеловодство, как таковое: способы разведения и ухода.
В Древней Греции успешно использовалось кочевое пчеловодство: греки отправляли на кораблях ульи с пчелами в районы, где цвели медоносы. В храме Артемиды в городе Эфесе статую богини украшал венок фруктовых веток с отдыхающими на них пчелами. Жрицы этого храма назывались мелиссами (пчелами). Гербом богатого города Эфеса было изображение пчелы. Во время жертвоприношений в Древней Греции и Риме животных и фрукты обливали медом.
Более двух тысяч лет назад племя урарту – предки современных армян, а также грузины и другие народы использовали пчел в мирное время для получения меда и воска, а в военное время – для борьбы с иноземными захватчиками, которые часто двигались с Востока. Эти народы умело пользовались пчелами-воинами, от жал которых часто в панике отступали целые полчища храбрых и вооруженных до зубов воинов.
Известно, что во время крестового похода английский король Ричард I при осаде крепости Акру успешно применил в борьбе с противником пчелиные рои, которые находились в больших глиняных горшках-ульях. При помощи катапульты его войска забросили несколько сот глиняных ульев с пчелами, и турки вынуждены были бежать под натиском пчел, которые безжалостно их жалили.
Известен и такой случай. На небольшом морском судне, экипаж которого состоял из 40-50-ти человек, было несколько ульев из обожженной глины. Капитан судна решил сразиться с преследовавшей его турецкою галерою, на которой численность команды достигала 400-500 человек. В момент атаки ульи были сброшены с мачты судна на галеру, разбились на мелкие куски, и пчелы разлетелись. Турки, не ожидавшие такой необычной атаки, оказались совершенно беззащитными против нападавших на них пчел и стремились только поскорее от них избавиться. Экипаж судна, вооруженный перчатками и лицевыми сетками, бросился на турок с саблями и быстро овладел галерою.
Человеку свойственно бояться пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Если же они ближе познакомятся с жизнью этих удивительных насекомых, то поймут, что страх этот напрасный. Бывает, потом многие из них становятся страстными пчеловодами.
Для борьбы с наиболее опасными врагами природа наделила пчел грозным оружием: жалом со смертельным ядом (Приложение № 4). Только от одного укуса пчелы погибает любое насекомое и мелкие животные, например, грызуны, от укусов сотен пчел – и крупные четвероногие. В результате длительного общения с пчелами, сначала живущими в дуплах, а потом и в ульях, человек нашел не только средство и способы их усмирения, но и выработал правила обращения с ними. Знание этих правил полезно не только пчеловодам, но и всем, кто просто может столкнуться с этими уникальными насекомыми.
Наука говорит: только в результате появления насекомых, выделившихся потом в группу пчелиных, возникли все цветковые, растения на нашей планете. Как не изучать после этого маленьких тружениц, их жизнь, связи с растениями?
Изучая материалы об истории и пользе пчеловодства, о роли пчелы в природе и жизни человека мы задались вопросом: чего больше несет в себе существование пчел для человека и природы в целом, полезного или опасного. Размышляя над этим вопросом, мы выдвинули гипотезу: в жизнедеятельности пчел для человека и сельского хозяйства, полезного больше, чем опасного.
Предмет исследования – пчёлы и пчеловодство как отрасль сельского хозяйства.
Объект исследования – роль пчелы и продукции пчеловодства в сельском хозяйстве и жизнедеятельности человека.
Актуальность: В нашем веке всё актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Многие люди повышают свой иммунитет и лечат многие заболевания медом или другими продуктами, производимыми пчёлами. Именно поэтому нам захотелось больше узнать о пчелиной семье, а особенно, о продуктах их деятельности, о тех продуктах, которые используются в лекарственных целях. Данная работа может быть использована на уроках окружающего мира и естествознания, а также для расширения кругозора учащихся в результате самостоятельного прочтения.
Цель: доказать пользу пчел для сельского хозяйства и пользу продуктов пчеловодства для здоровья человека.
Задачи:
1. Найти с помощью научно-популярной литературы и интернет ресурсов информацию об организации жизни в пчелиной семье и об истории возникновения пчеловодства.
2. Выявить значение пчёл в природе и сельском хозяйстве.
3. Выяснить значение продуктов пчеловодства для жизнедеятельности и здоровья человека.
4. Определить особенности строения пчелы, приспособленность к сбору пыльцы и нектара.
5. Изучить вероятные угрозы жизнедеятельности медоносных пчел.
7. Провести среди младших школьников статистическое исследование на предмет осведомленности о пользе медоносных пчел и продуктов пчеловодства.
8. Организовать встречу с пчеловодом и провести интервьюирование.
Методы исследования: теоретические(анализ научно-популярной литературы и интернет ресурсов, синтез полученных знаний), эмпирические (наблюдение, опрос, интервьюирование).
Чтобы выяснить значение пчёл и продуктов пчеловодства, мы изучили научно-популярную литературу, из которой узнали о породах пчёл, болезнях, вредителях пчёл, об истории и продуктах пчеловодства. Некоторый материал мы взяли из ресурсов сети Интернет. Мы ознакомилась с рецептами и технологиями получения продуктов пчеловодства с целью выяснения их значения для здоровья человека. Взяли интервью у пчеловода, который рассказывал об использовании меда и других продуктов. Провели анкетирование среди учащихся младших классов, чтобы выяснить степень их осведомлённости о пользе пчел и продуктов пчеловодства.
Глава 1. ПЧЁЛЫ, ИХ РОЛЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Организация жизни в пчелиной семье и история пчеловодства
Наша исследовательская работа посвящена одному виду пчёл, наиболее известному и интересному для нас, медоносной пчеле. Всего же в семействе пчёл более 20 тысяч видов.В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу в дуплах деревьев (Приложение № 5), а охотники за мёдом находили их там и разоряли «пчелиные города». Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл борти: выбирали дуплистые брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом. Расцветом примитивного пчеловодства (бортничества) считают XVI и начало XVII в.(Приложение № 6), когда пчеловоды (бортники) собирали большое количество меда. Бортники с одной только Лебединской дачи («Угожи») в Киевском полесье получили 24 тыс. пудов меда, а таких дач тогда насчитывалось не менее тысячи, следовательно, было получено 24 млн. пудов меда. Таким образом, одно бортевое пчеловодство могло доставлять нашим предкам меда и воска на 1 млрд. рублей, не говоря о прибыли от домашнего. «Не удивительно, что отечество наше и недавно славилось медом за границею и называлось медотекущим» (Витвицкий, 1861).
В 1523-1524 гг. Альберт Кампензе в донесениях римскому папе Клименту VII «О делах Московии» сообщает о значительном сборе меда и воска в России. Он указывает, что население держит близко от своих жилищ «домашних» пчел, которые передаются по наследству из рода в род.
В XVII в. часто встречались деревни и села, население которых занималось только бортничеством. В начале XVIII века бортничество постепенно приходит в упадок. Оно начинает терять экономическое значение главным образом в связи с усиленной рубкой леса. В результате пчелы лишались богатейшей кормовой базы. Развитие винокуренной, а затем сахарной промышленности также значительно способствовало сокращению бортничества. Со временем, по мере сокращения площади лесов, на смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство. Пчёл стали разводить вблизи жилья на специальных участках – пасеках: в деревянных колодах, похожих по устройству на борти.
Настоящий прорыв в пчеловодстве был связан с изобретением талантливого украинского пчеловода Петра Ивановича Прокоповича (1775-1850), (Приложение № 7).Он изобрел первый разборный рамочный улей, в который легко можно было проникнуть, сняв крышу улья, и в котором были установлены выдвижные рамки для сотов (Приложение № 7). Это изобретение рационализировало технику пчеловодства, значительно повысило его продуктивность и доходность. Улей Прокоповича избавил пчеловодство от «рое-бойной» системы, при которой наиболее сильные семьи пчел, собравшие много меда, «закуривались» - уничтожались. В 1814 г. он разработал конструкцию улья, состоящего из двух частей: гнезда для выращивания расплода и магазина — пространства, в которое ставили рамки с сотами, предназначенными для складывания меда. Подлинно разборный улей Прокоповича получил распространение не только в России, но и за рубежом.
В 1851 г. разборный улей усовершенствовал француз Л. Лангстрот, живший в Америке. Он предложил конструкцию улья, открывающегося сверху, что позволяло подвешивать рамки с сотами на выступы (плечики) по бокам верхнего бруска рамок. В результате пчеловоды получили возможность осматривать и переставлять все соты в гнезде и, главное, воздействовать на пчелиную семью, чтобы увеличить выход меда и воска.
Изобретение и усовершенствование рамочного улья вскоре привело к новым открытиям — появлению искусственной вощины и медогонки.
В пчелином гнезде всё размещено очень рационально. Верхние части сотов – кладовая, здесь хранится, готовый мёд. Средняя часть – «детский сад», она находится ближе к летку (отверстию, через которое пчёлы вылетают из улья), здесь больше свежего воздуха, и потому здесь пчёлы растят потомство. Наконец, нижняя часть сот – это «производственный склад», сюда загружается собранный с цветков нектар, здесь он перерабатывается в мёд, после чего загружается в верхние ячейки и запечатывается воском. Кроме мёда пчёлы запасают также цветочную пыльцу – белкововитаминный корм для личинок.
Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы – трутни. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого-либо задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет вполне определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи – матка, продолжательница пчелиного рода. Примерно через неделю после своего рождения матка достигает зрелости и, выбрав тёплый солнечный день, она вылетает из улья и отправляется в «свадебное путешествие». Вернувшись в улей, увеличивается в размерах, теряет способность летать и начинает откладывать яйца. В сутки матка может отложить до 2 тысяч яиц. Во время такой усиленной кладки матке просто не остаётся времени, чтобы на хождение к медовым ячейкам и на самостоятельное питание. Всю пищу ей обеспечивают 8-10 рабочих пчёл, входящих в её постоянную «свиту». Они чистят матку, кормят её высокопитательным кормом – маточным молочком. Состав свиты всё время обновляется.
По сравнению с другими членами пчелиной семьи матка может жить довольно долго – до 5 лет, но в трёхлетнем возрасте она стареет, откладывает меньше яиц. В естественных условиях своевременную смену маток подготавливают сами пчёлы. Они отстраивают большие ячейки- маточники (тратя на это в 100 раз больше воска , чем обычно). Когда из отложенных туда яиц появляются личинки, пчёлы-кормилицы наполовину заполняют ячейку маточным молочком. Вскоре личинка превращается в матку. Старую матку пчёлы удаляют из улья. Также из улья изгоняются трутни, когда они уже больше не нужны пчелиной семье, так как они ничего не делают, а только поедают готовый мёд.
1.2. Пчелы и сельское хозяйство
Пчелы — частица живой природы. Без пчел обеднели, а может быть, и совсем исчезли бы с лица Земли многие представители высшей растительности. На планете Земля жизнь пчел и цветочных растений тесно взаимосвязаны. Цветы поставляют пчелкам нектар и пыльцу, а они взамен опыляют их. Подсчитано, что выгода от пчелоопыления энтомофильных растений во много раз больше, нежели стоимость всего меда, собранного во всем мире.
Опыления требуют более 200 тысяч видов нашей флоры. В первую очередь – это те, что не могут без насекомых плодоносить и производить семена.
Продукты энтомофильных культур являются основным источником витаминов и минералов. Они обеспечивают 98% потребности людей в витамине С; больше 70% – в липидах, а также большую часть нужд в витамине Е, К, А и В.
Эти продукты также удовлетворяют наши потребности в кальции – на 58%; фторе – на 62%; железе – на 29%, и многих других элементах. Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность.
Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Ведь только при многократном посещении пчелами цветков возможно избирательное опыление, определяющее высокое качество плодов. Необходимо сказать, что эти культуры дают людям 35% всей мировой сельскохозяйственной продукции. Благодаря опылительной работе медоносных пчел повышается урожайность многих культур: гречки и подсолнуха – на 50%; арбузов, дынь и тыквы – на 100%; а плодовых деревьев и кустарников – в 10 раз. И это далеко не полный перечень того, какую пользу приносят пчелы.
Это значит, что тысячи тонн овощей, фруктов и семян люди получают благодаря пчелам.
От опыления пчелами улучшается также качество семян, увеличивается размер, сочность и вкусовые качества плодов. Польза, которую приносят пчелы при опылении сельскохозяйственных культур, в 10-15 раз превышает прямые доходы от пчеловодства.
Пчел по праву считают помощниками земледельца. Их роль в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав трудно переоценить. Не случайно, поэтому пасеки можно увидеть в цветущих садах и на полях возле цветущих массивов, к которым их специально подвозят.
Ученые посчитали, что вклад пчел в мировую экономику, в качестве опылителей растений, составляет около 160 миллиардов долларов ежегодно. В Европейском Союзе его оценили в 15 миллиардов. Все это в десятки раз превышает стоимость меда и всех продуктов пчеловодства вместе взятых.
Но вся беда в том, что люди легко подсчитывают стоимость меда и всех продуктов пчеловодства на мировом рынке. А польза, которую приносят пчелы от опыления растений, не видна на первый взгляд. Мы покупаем овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные продукты, кушаем их – и легко забываем, что только благодаря пчелам они попали на наш стол.
Благодаря пчеле человек развил сельскохозяйственную деятельность. Даже самая современная техника не сможет заменить их и выполнить работу так деликатно.
Польза пчел очевидна. Человеку не выжить без этих трудолюбивых насекомых. Пчела работает ежедневно, умирая в полете.
1.3.Общая характеристика пчелы
Пчёлы относятся к членистоногим. Как и все насекомые, пчела имеет тело. Тело пчелы состоит из трех основных частей: головы, груди и брюшка.(Приложение № 3).
Голова пчелы представляет собой, так называемую хитиновую коробку, в которой располагается мозг пчелы (головные нервные узлы), от которого идут нервы к органам чувств, а так же специальные железы, используемые пчелами в процессе их жизнедеятельности. Так же в голове есть мышцы, которые приводят в движение саму голову и все ее подвижные части (ротовой аппарат, усики). Внутри головы есть внутренний скелет, который называется тенториум. Тенториум защищает все органы, находящиеся внутри головы.
На самой голове пчелы есть два больших фасеточных глаза. Расположены они по бокам. Эти фасеточные глаза состоят из множества мелких глазков (фасеток). Большими фасеточными глазами пчела видит на далеком расстоянии. С помощью них она ориентируется в пространстве во время полета.
Но это еще не все! На голове пчелы есть еще три глаза, помимо двух фасеточных. Эти глаза гораздо меньшего размера и расположены на затылке (Приложение № 3). Их еще называют простые глаза. Они пчеле обеспечивают зрение на близком расстоянии. Например, когда пчелка работает на цветке.
На лбу у пчелы есть еще и усики, которые выполняют обонятельную и осязательную функцию.
Ротовой аппарат пчел довольно сложен. Состоит он из верхней губы, парные верхние челюсти (еще их называют жвала) и хоботка. Жвала пчела использует для разгрызания воска, вощины, крышечек ячеек, чистит ячейки и улей и т.п. Хоботком пчела собирает нектар — жидкий корм.
Длина хоботка у различных пород медоносных пчел отличается. Как правило, у южных пород хоботок длиннее, чем у, северных. От длины хоботка зависит то, насколько продуктивно пчела может работать с медоносами, у которых нектар расположен на большей глубине.
Грудь пчелы представляет собой четыре кольца, первое из которых соединено с головой подвижно. В груди расположены развитые мышцы. Это необходимо для обеспечения подвижности крыльев и ножек. Ножек у пчелы три пары. Каждая ножка состоит из пяти члеников. На задней паре ножек с наружной стороны голени располагаются углубления, называемые корзиночками. В них пчелы складывают собранную и скатанную в шарик пыльцу (обножку).
У пчелы две пары крыльев, которые прикреплены непосредственно к груди. Задняя пара крыльев меньше и в спокойном состоянии прикрыта передними крыльями. На вид крылья очень слабые и хрупкие, однако они позволяют лететь пчеле с довольно приличной скоростью до 65 км/ч без груза. Во время полета пчела делает до 440 взмахов в секунду и кончики крыльев в воздухе описывают продолговатую цифру 8.
Так же в груди расположены органы дыхания, железы и нервный узел.
Брюшко пчелы состоит из десяти сегментов, но явно различить можно только шесть из них. Сегменты соединены между собой тоненькими хитиновыми пленочками, в связи с чем, брюшко может изменить свой размер — растягиваться и сжиматься, а так же сгибаться.
В брюшке находятся жизненно важные внутренние органы: пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, половые органы, жалящий аппарат, нервные узлы.
В брюшных полукольцах располагаются удивительные восковые железы. Воск начинает выделяться у пчел уже на 3-4 день жизни, но в малых количествах. Пик выделения приходится на 12-18 день жизни рабочей пчелки. Любому пчеловоду нужно знать то, что пчелы выделяют воск только тогда, когда в природе есть взяток. Существует еще и зависимость между количеством выращиваемого расплода и выделением воска. Чем больше расплода, тем интенсивнее работают восковые железы.
Пчелу легко узнать по тонкой «осиной» талии между грудным отделом и брюшком.
У пчелы сильное жало (Приложение № 3).
Жалящий аппарат пчел — очень интересный, сложный и эффективный защитный механизм. Пчелы используют жало для защиты своего гнезда. В спокойном состоянии жало спрятано в брюшке. При ужаливании пчелка сгибает брюшко и выталкивает жало, которое имеет зазубринки. Жало прокалывает кожу и через прокол в организм поступает пчелиный яд. Так как жало имеет зазубринки, то вынуть его не представляется возможным и при попытке улететь, жало остается в теле жертвы вместе с частью вырванных внутренних органов. Улетев, пчела через некоторое время погибает. Стоит отметить, что такой печальный исход пчелку ждет только в случае ужаливания человека или животного. Если же пчела жалит насекомое, то жало проходит легко как внутрь, так и обратно. И защитница своего гнезда остается невредимой. Большинство самок, так же имеет жало, которое может быть выброшено с конца брюшка. Насекомое окрашено в отпугивающие тона.
Пчелам, как и людям необходимо общаться. Для этого, как и у людей служат осязание, обоняние, зрение и слух. У пчел существует более необычный способ передачи информации. Вернувшись домой, с порцией нектара, пчела часто использует сложный «танец», треща крылышками и виляя брюшком на глазах у своих товарок. По рисунку и ритму этого танца остальные пчелы определяют, где удачливая добытчица обнаружила хороший источник нектара и как туда долететь.
1.4. Пища пчелиной семьи и продукты жизнедеятельности пчёл,
используемые человеком как лекарственные препараты
Инстинкт – единственный и безраздельный «хозяин» пчелиной семьи. Ему подчинены важнейший и в высшей степени совершенный цикл заготовки сырья и законченное производство разнообразной продукции всего «пчелообъединения» в составе 40-60 тыс. рабочих пчел.
Для питания пчел, как и других животных, нужны белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Все эти вещества пчелы находят в цветках растений. Собирая нектар, они получают углевод—сахар. Цветочная пыльца богата белками, жирами, витаминами. Минеральные соли содержатся и в нектаре, и в пыльце.
Ароматную сахаристую жидкость—нектар—выделяют многие цветковые растения. Пчелы собирают нектар в период их цветения, приносят в улей в медовом зобике и перерабатывают в мед.
Переработка нектара в мед начинается еще в медовом зобике пчелы-сборщицы. Нектар смешивается с выделениями слюнных желез пчелы, которые содержат фермент инвертазу. Под действием ее тростниковый сахар начинает расщепляться (распадаться) на виноградный и плодовый.
Окончательная переработка нектара в мед происходит в улье. Эту работу выполняют молодые пчелы, принимающие нектар от полевых пчел-сборщиц.
Свежим, только что принесенным нектаром пчелы не заполняют ячейки доверху, а распределяют его небольшими порциями в виде напрыска. Благодаря этому образуется большая поверхность, что усиливает испарение избытка воды из нектара. Для ускорения выпаривания влаги пчелы усиленно вентилируют гнездо, освобождая свое жилище от воздуха, насыщенного водяными парами. По мере сгущения нектара пчелы перекладывают его из одних ячеек в другие, постепенно перенося в верхнюю часть соты и заполняя ячейки почти целиком. Лишь, после того как мед “созреет”, т. е. когда ему будет придана необходимая густота и вязкость, пчелы запечатывают медовые ячейки тонкими восковыми крышечками. Такая печатка, или забрус, почти не пропускает воздуха и влаги и тем самым предохраняет мед от порчи.
Кроме нектара, пчелы иногда собирают так называемую падь — сладкую жидкость, появляющуюся временами в большом количестве на многих растениях. Обильное появление пади в природе наблюдается главным образом при резком колебании дневных и ночных температур, особенно в засушливые годы и чаще в конце лета. Падь бывает животного и растительного происхождения. Мед, выработанный из нее пчелами, называется падевым.
Пыльца и перга. Пчелиная обножка или пыльца – это первый по значимости продукт питания всей семьи пчел и второй продукт по объему потребления.
Пыльцу, собираемую с цветков растений, пчелы смачивают нектаром, отчего она легче склеивается в комочек и лучше укладывается в “корзиночки”. В улей пчелы приносят пыльцу в виде обножки.
Принесенная в улей и сложенная в ячейки пыльца снова смачивается нектаром и только после этого утрамбовывается пчелой (с помощью головы) до состояния плотного комка. Под влиянием ферментов, находящихся в пыльце, в ней происходят химические изменения; бактерии перерабатывают сахар в молочную кислоту, отчего сладковатая вначале пыльца приобретает кислый привкус. Утрамбованную пыльцу пчелы заливают сверху медом, а затем запечатывают восковыми крышечками. Все это способствует длительному сохранению ее в ячейках сотов.
Исследование, учеными, химического состава пыльцы, собранной пчелами с плодовых деревьев, показало, что в ней содержится более 20% белка, 28,4% сахара и 19,8% жиров. В пыльце одуванчика оказалось около 11 % белка и 13% жиров, а в пыльце колокольчика 19,5% белка и 19,5% жиров. В пыльце содержатся также минеральные соли и витамины.
Сложенная в ячейки сотов и переработанная пыльца называется пергой.
Перга или пчелиный хлеб – продукт, получаемый из пчелиной обножки благодаря дополнительной обработке. Собранная пыльца помещается пчелами в соты, утрамбовывается, заливается смесью меда и нектара с добавлением секрета слюнных желез, герметично закупоривается. В результате ферментации под воздействием разнообразных микроорганизмов получается перга, продукт темно-коричневого цвета с приятным кисло-сладким вкусом. При недостаточном питании пергой пчелы быстрее изнашиваются и преждевременно погибают. Недостаток перги ведет и к другим ненормальным явлениям: пчелы мало или совсем не выделяют воска, плохо выкармливают расплод, а молодые пчелы выходят из ячеек недоразвитыми, неполноценными. При отсутствии перги пчелы прекращают выкармливание личинок, и они погибают. Следовательно, перга для пчелиной семьи в период активной жизнедеятельности пчел нужна не меньше, чем мед.
Потребность пчел в воде очень велика. Когда в улей поступает много свежего нектара, пчелы обходятся той водой, которая в нем содержится. В без взяточное время или при слабом взятке пчелы бывают вынуждены вылетать за водой. В холодную и ветреную погоду много пчел-водоносов погибает, особенно если источник получения воды находится далеко от пасеки.
Пчелы берут воду из ручьев, луж, болот и других естественных больших и малых водоемов или собирают ее на влажной почве, например, около колодцев. При этом теплую воду они предпочитают холодной. Некоторые пчеловоды приучают пчел брать воду из общих поилок, поставленных на пасеке; также дают воду в ульи в индивидуальных поилках.
Пчелы нуждаются в воде не только в активный период жизни семьи, но и зимой, хотя при нормальных условиях зимовки им воду не дают. Пчелы получают ее из меда, который поглощает влагу из окружающего воздуха. Поэтому часть ячеек с медом пчелы держат зимой распечатанными.
Забрус. Если срезать полоской с запечатанных медовых сотов верхние крышечки, то это и будет забрус. Запасы такого сырья нужно делать на целый год, так как эти крышечки срезаются перед началом откачки меда.
Когда запечатываются соты, пчелы используют вещество, в состав которого входит секрет восковых желез пчел, цветочная пыльца, прополис. Продукты пчеловодства забрус в несколько раз превосходит прополис по своему составу и поэтому их используют при лечении вирусных и бактериальных заболеваний. Полезно и просто жевать забрус, так как он вызывает сильное слюноотделение, что повышает секреторную функцию желудка. Компоненты этого вещества улучшают обмен веществ, положительно влияют на кровообращение, а также мышечную работоспособность. Жевать забрус рекомендовано 7-10минут по одной столовой ложке каждого дня. Вкус у него приятный, потому можно жевать даже детям.
Мерва. Когда восковые крышечки были переплавлены любым способом, оставшейся материал из них называют мервой. По внешнему виду продукты пчеловодства мерва напоминают совсем бесполезный материал, хотя содержат пчелиный воск.
На цвет мерва темно-коричневая или черная комковатая масса и бывает она двух видов: пасечная (30—50%воска) и заводская (25%воска). Этот материал используется для воскобойных заводов (пасечная мерва) и для воскоэкстракционных заводов (заводская).
Раскладывают полученный материал тонкими слоями в помещении, которое хорошо проветривается и защищенное от осадков места просушки. Если количество мервы небольшое, то ее размещают на солнцепеке, при этом периодически перемешивая. Если материал высох, то его укладывают в тару, чтобы не заразить восковой молью.
Прополис. Другие названия – пчелиный клей, уза.
Клейкое вещество, собранное пчелами с почек и других частей растений, используемое пчёлами для профилактических работ в ульях и как дезинфицирующее средство. Прополис бывает разнообразных оттенков – серо-зеленого, желто-зеленого, коричневого, темно-красного. На вкус горький, слегка жгучий. Структура прополиса плотная, неоднородная. Запах – специфический смолистый.
Хранится прополис в герметично закрытой емкости в хорошо проветриваемом помещении при температуре не более 25 градусов в удалении от прямых солнечных лучей.
Прополис известен людям с древнейших времён. Известно, что Аристотель, желая пронаблюдать за проходящим в улье, сделал его прозрачным. Но пчёлы, не желая раскрывать своих секретов, покрыли стенки улья темным веществом, прополисом. Прополис применял Авиценна и другие лекари прошлого. Есть данные, что Страдивари использовал прополис для лакирования своих струнных творений.
Химический состав прополиса достаточно сложный, включающий более 50 веществ, зависит от различных факторов, таких как – видовой состав растения, время года, физиологическое состояние пчел и других факторов. Прополис содержит минеральные вещества - магний, калий, селен, медь, натрий, железо, цинк, марганец, кобальт, фосфор, серу, алюминий, фтор, кальций, а также витамины группы В, С, Е и А, большое количество аминокислот, многие из которых незаменимы для человека.
Прополис обладает выраженными противовирусными, противомикробными, противогрибковыми свойствами. Значимо, что в отличие от аптечных антибиотиков прополис не вызывает привыкание и устойчивость у микробов, вирусов и грибков. Благодаря этому прополис помогает организму удерживать высокий уровень защитных сил длительное время.
Другие свойства прополиса – противовоспалительное, ранозаживляющее, общеукрепляющее, капилляр укрепляющее, желчегонное, болеутоляющее, антиоксидантное. Болеутоляющее свойство прополиса в 52 раза превышает тот же показатель новокаина.
В отличие от других продуктов пчеловодства прополис сохраняет свои свойства даже при кипячении.
Маточное молочко. В пчелиной семье маточное молочко необходимо для питания пчелиной матки на протяжении всего периода ее развития и личинкам рабочих пчел в первые три дня их жизни. Такое молочко производят пчёлы-кормилицы (пчёлы, которым от 4-6 до 12-15 дней), поедая богатую питательными веществами пчелиную обножку и пергу.
Маточное молочко почиталось с древних времен и широко использовалось в лечебных целях. В средние века его считали средством от всех болезней и называли «королевским желе».
Сбор маточного молочка очень трудозатратное и сложное занятие. В силу популярности и известности данного продукта, а также его дороговизне пчеловоды стараются собрать маточное молочко различными ухищрениями. При этом не стоит надеяться, что все маточное молочко, а также мед с маточным молочком, что продается на медовых ярмарках, в действительности им является.
В состав маточного молочка входят вода, жиры, белки, углеводы, минеральные вещества – калий, кальций, натрий, цинк, железо, медь, магний; витамины группы В, фолиевую кислоту. Вкус – специфический, сладковато-кислый, жгучий.
Маточное молочко обладает следующими свойствами:
-нормализует обменные процессы в организме;
-регулирует клеточное питание;
-снижает уровень холестерина;
-помогает при гипотонии;
-оказывает антиоксидантное и иммуномодулирующее воздействие на организм;
-нормализует микроциркуляцию крови в тканях органов, прежде всего при миокарде;
-является адаптогеном, повышает устойчивость к физическим и психическим нагрузкам;
Применяется маточное молочко с медом, либо с медом и прополисом, либо с медом и пчелиной обножкой.
Пчелиный воск. Также как и другие продукты пчеловодства, пчелиный воск находил применение с древних времен. Его использовали для приготовления мазей. Но кроме применения для лечебных целей воск также использовали для покрытия картин и музыкальных инструментов, для изготовления свечей.
Воск – продукт восковых желез пчёл. С 12-дневного возраста летная пчела, прекратившая вырабатывать маточное молочко, питаясь нектаром, пыльцой, начинает вырабатывать воск. Это очень сложный процесс, для протекания которого, необходимо наличие в организме пчелы определенных ферментов. Установлено, что для производства 1 кг воска расходуется порядка 3,4 кг меда. За сезон пчелиная семья получает 0,5-3 кг, реже больше воска и использует его для строительных целей.
Натуральный пчелиный воск имеет кристаллообразную структуру, плавится при температуре 60-68 градусов, обладает приятным медовым запахом, который усиливается при нагревании. В момент выделения воска цвет его белый, но затем под воздействием прополиса и пигментов цветочной пыльцы воск желтеет.
В зависимости от способа получения воска различают вытопленный и экстракционный. Вытопленный воск получают путем плавления воскового сырья в специальном устройстве – воскотопителе. Экстракционный воск получают используя органические растворители, такие как петролейный эфир, бензин и другие. Воск, полученный вторым способом, уступает по своим органолептическим и физическим свойствам и чаще используется для технических нужд.
Воск может храниться длительное время, не теряя своих свойств, в сухом, тёмном, прохладном помещении.
В состав воска входит более 300 веществ. Основные компоненты воска – эфиры и спирты высших жирных кислот.
Пчелиный яд. Пчелиный яд (апитоксин) имеет большое защитное значение для жизни пчелиной семьи - с его помощью осуществляется охрана гнезд и борьба с врагами пчел. Функции защиты выполняются рабочими особями, которые имеют специальный жалоносный аппарат в брюшке под последним кольцом.
Пчелиный яд - прозрачная, чуть желтоватая жидкость с резким специфическим запахом, жгучая и горькая на вкус. Она достаточно густая, содержит в среднем 40 % сухих веществ. На воздухе высыхает, быстро превращаясь в твердую массу, при этом теряются ароматические вещества и около 25 % жирных кислот. Растворим в воде, кислотах, водноглицериновых смесях, косточковом (абрикосовом) масле, не растворяется в спирте.
В высушенном виде устойчив и может храниться длительное время.
Основным компонентом яда является полипептид мелитин (около 50 % в сухом веществе). Это очень ядовитый белок высокого молекулярного веса, состоящий из 26 аминокислотных остатков. Мелитин имеет чрезвычайно разностороннее физиологическое действие на организм, в частности, растворяет красные кровяные шарики, вызывает сокращения гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, снижает кровяное давление и т.д.
Действие яда на организм человека зависит от количества ужалений, распространения яда, защитной реакции и индивидуальной чувствительности организма. При отсутствии аллергии на укус пчел, 10 пчел значительных нарушений у человека не вызывают: появляется временная опухоль в зоне действия яда, покраснение, ощущение жгучей боли. Через несколько часов или на следующий день эти признаки, как правило, исчезают. Систематические укусы пчел, например, у пчеловодов, вырабатывают иммунитет. Небольшие дозы апитоксина считаются, как правило, полезными, поскольку оказывают лечебное и профилактическое действие. Но прием яда до 100 пчел и больше за короткое время отравляет организм, вызывая повышение температуры, учащение частоты пульса и дыхания, снижение кровяного давления, головные боли, потоотделение и другие изменения. Летальная доза - 500 и больше укусов пчел. Смертельная доза апитоксина вызывает расстройство функций мозга и парализует дыхательный центр. Для людей с повышенной индивидуальной чувствительностью (аллергией) опасным для жизни может стать яд от 1-2 пчел. Замечено, что аллергическая реакция проявляется в 0.5-2 % населения. Но малыми (нетоксическими) дозами пчелиного яда в виде специальных препаратов проводят лечение от многих заболеваний.
Применение яда с лечебной целью известно издавна. Ныне, благодаря широким исследованиям, изучены различные вопросы физиологического действия, химического состава и методики применения апитоксина. Он улучшает общее состояние организма, сон, аппетит, ферментативные процессы, кроветворение, повышает устойчивость к радиации. Экспериментальное изучение свидетельствует о большом значении препаратов при лечении нервной и сердечно-сосудистой систем (радикулит, неврит, плексит, гипертония, стенокардия, тромбофлебит, спондилит и др.).
Не назначают лечение пчелиным ядом людям с аллергической реакцией, сердечной недостаточностью, туберкулезом легких, при поражении печени, почек, поджелудочной железы и других болезнях.
Пчелиный подмор. Продукт пчеловодства подмор – это тела погибших медоносных пчел, которые используются для лечения различных видов болезней. Из него изготавливают мази, спиртовые экстракты.
Пчелы по разным причинам гибнут и осыпаются на дно улья. Тогда, во время зимовки и образуется подмор, количество которого показывает, как прошла зима у пчел: мало подмора – лучше прошла, больше – хуже. Продукты пчеловодства подмор использовали в Греции при карбункулах, при зубной боли и болезнях десен, при болезнях глаз и для укрепления волос. Английские ученые рекомендуют использовать подмор при ревматизме, водянке, спазмах живота, гнойничках и лишаях, как растворитель мочевых камней.
Мед – это непросто вкусная вещь, но и углевод, который наиболее эффективно усваивается организмом до и после физических нагрузок. Мед легко расщепляется и поступает в систему равномерно, таким образом, уровень глюкозы в крови остается постоянным. Такого эффекта нельзя добиться, употребляя в пищу сахар. Мед содержит почти все микроэлементы и по своему составу напоминает плазму крови человека. В состав меда входят важнейшие ферменты: диастаза, амилаза, каталаза, фосфатаза. Содержатся витамины В1, рибофлавин, пиридоксин, пантотеновая кислота, никотиновая кислота, никотиновая кислота, биотин, фолиевая кислота, а также аскорбиновая кислота. В меде найдены природные антибиотики, что определяет его важность в борьбе с болезнетворной микрофлорой. Своеобразен белковый состав меда: содержание протеинов составляет 0,5 – 15%, аминокислот -0,6 -500 мг в 100г меда.
Благодаря содержанию железа, магния и фолиевой кислоты с помощью меда можно увеличить количество гемоглобина у детей.
1.5. Интересные факты из жизни пчёл
Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 6-10 млн цветков. Сильная семья может собрать в день 5- 10 кг меда (10- 20 кг нектара).
Пчелиный рой может весить до 7- 8 кг, он состоит из 40-60 тыс. пчел, имеющих в своих зобиках 2- 3 кг меда. Медовым запасом при ненастной погоде пчелы могут питаться в течение 8 дней.
Пчеловод при помощи дыма не успокаивает пчел, а создает как бы имитацию пожара. Пчелы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом и не гнется, она не может пустить в ход жало.
Пчела для наполнения медового зобика, вмещающего 40 мг нектара, должна посетить за один вылет не менее 200 цветков подсолнечника, эспарцета или горчицы, 15-20 цветков садовых культур, 130-150 цветков рапса озимого, кориандра или чины.
По шероховатой поверхности пчела способна тащить груз, превышающий в 320 раз вес ее тела (лошадь везет груз, равный весу ее собственного тела).
Пчёлам, родившимся весной или в начале лета, природа предназначила короткий век: они быстро изнашиваются, работая в поле, и нередко умирают в 30—40-дневном возрасте. Во второй половине лета и начале осени на свет появляются пчёлы-долгожители: они живут 8—10 месяцев, то есть до весны.
Пчелы, отжившие свой короткий век, умирают в улье только зимой, а летом старые пчелы, чувствуя приближение кончины, покидают улей и погибают на воле.
Пчелиная матка никогда не жалит человека, даже когда он причиняет ей боль. Но при встрече со своей соперницей она с яростью пускает в ход жало.
Чувство времени. Пчелы обладают способностью четко определять время суток. Так, если выставлять на пасеке сахарный сироп ежедневно в один и тот же час, то пчелы вскоре станут точно прилетать ко времени выставки для них сиропа. Пчелы точно различают время и в условиях искусственного (электрического) освещения, следовательно, это чувство не зависит от местоположения солнца.
Сила зрения пчелы превосходит орлиную. Острота её зрения в полтораста с лишним раз больше, чем у человека. На расстоянии 1 см взрослая пчела различает предмет размером в 8 мк.
Пчела больше всего любит жёлтый цвет: он лучше других виден издалека. Пчелы красный цвет не различают. Они видят его как темно-серый или черный. Но воспринимают как цвет ультрафиолетовые лучи, хотя для человека это только темнота.
У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого "танца" на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмерки говорит о направлении.
Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда.
Из всех пчел только рабочие покидают улей в поисках корма. Пчела оснащена жалом, но ужалив, она погибает.
Установлено, что люди погибали и от 100-300 укусов, однако летальная доза для взрослого человека – это 500 – 1 100 пчелиных укусов. Хотя, есть факты гибели людей, в исключительных случаях и от 10 укусов.
Пчёлы не переносят запах алкоголя. Поэтому пчеловодам приходится вести трезвый образ жизни. Они также не переносят и запахи различной парфюмерии. Что обязывает пчеловода следить за собственной чистотой и опрятной одеждой.
Пчёлы отличные синоптики. Перед дождем, как по «команде», они дружно возвращаются в улей. Ученые объясняют это явление тем, что до прихода дождя или бури атмосфера сильно насыщается электричеством и статический заряд — у пчел сразу же возрастает. Он-то и служит им сигналом тревоги, опасной обстановки, призывающим к возвращению в улей.
1.6. Негативные факторы, влияющие на жизнь пчел
В наше время человек мало заботится о флоре и фауне на своей планете и больше уничтожает природу, чем сохраняет ее. Многие виды животных погибают из-за его деятельности. К сожалению, пчёлы не исключение.
Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 года». Однако, современные ученые высчитали, что если на планете земля погибнут медоносные пчелы. Человечество погибнет через 40 лет.
Существует множество пагубных для пчёл факторов, таких как загрязнение окружающей среды, обработка полей инсектицидами для уничтожения вредных насекомых, сокращение площадей медоносных лугов, сокращение таёжных и лесных массивов и т. д.
Например, загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета, обработка полей инсектицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых, губит и пчел, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов – к вытеснению пчел с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели.
Интересным примером отрицательного влияния на жизнь пчел оказались факты о массовой гибели пчел из–за воздействия электромагнитного излучения мобильных телефонов. Учёные предполагают, что именно излучение мобильных телефонов является причиной таинственного исчезновения пчелиных колоний в США и континентальной Европе, которое сейчас распространилось на Британские острова и другие территории, приближаясь к России. По одной из теорий, у пчёл сбивается система навигации из-за мощных электромагнитных полей вокруг передатчиков GSM и рабочие пчёлы не могут найти обратную дорогу в улей. Оставшиеся в семье матка, яйца и небольшое количество молодых рабочих пчёл — все погибают без пищи.
На западном побережье в США вымерло 60% пчелиных семей, а на восточном — 70%. После этого данный феномен был отмечен в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии и Греции, а сейчас — и в Великобритании.
Все чаще слышно о коллапсе пчелиных семей. Пчелы гибнут в массовом порядке. И уже сейчас китайские фермеры испытали на себе, что опыление растений без пчел – это почти подвиг.
Хотя проблема существует во всем мире, она стала особенно острой в горном уезде Маосянь китайской провинции Сычуань, где вымерли все дикие пчелы, и фермеры вынуждены опылять яблоневые сады вручную.
Опыление яблонь в Маосянь должно быть завершено в течение пяти дней, иначе деревья не будут плодоносить. Теперь каждый год тысячи жителей приезжают в сады выполнять эту тяжелую работу.
Используя самодельные устройства для опыления, сделанные из куриных перьев или сигаретных фильтров, погружаемых в пластиковые бутылки, наполненные пыльцой, один человек может опылить 5-10 деревьев в день. Дети также участвуют в процессе. Они забираются на деревья, чтобы добраться до более высоких ветвей.
Проблемы, с которыми сталкиваются фермеры в Маосянь, дают представление о том, что может произойти в глобальном масштабе.
Дальнейшее исчезновение медоносных насекомых приведет к ухудшению глобальной продовольственной безопасности во всем мире. Произойдет исчезновение с Земли более 20 тысяч видов цветущих растений, что подорвет основы Земных экосистем. И предсказания Альберта Эйнштейна, могут сбыться.
Данный факт свидетельствует о том, что разумная деятельность человека и научно – технический прогресс имеют непредсказуемые последствия для окружающей нас живой природы.
Поэтому давайте беречь пчел, польза которых для человека неоценима.
ГЛАВА 2
Исследование уровня знаний учащихся о пчёлах
Цель: Исследование особенностей уровня осведомлённости учащихся младших классов о пчёлах.
Задачи:
1) Разработать методику диагностики, направленную на оценку уровня знаний у учащихся младших классов о пчёлах. (Приложение № 1).
2) С помощью тестовой методики провести диагностику уровня знаний у младших школьников о жизни пчёл.
3) Провести количественный и качественный анализ ошибок, допускаемых учащимися.
Характеристика испытуемых. Экспериментальное исследование проходило в групповой форме в первой половине дня на уроках окружающего мира. В экспериментальном исследовании участвовало 72 обучающихся из начальных классов, МБОУ-СОШ с. Ягодного, Асиновского района, Томской области.
Вопрос 1. Диаграмма 1.
Вывод: более 50% учащихся относятся к пчёлам положительно и не испытывают страха по отношению к ним.
Вопрос 2. Диаграмма 2.
Вывод: большая часть учащихся осознаёт полезность пчёл для человека и природы.
Вопрос 3. Диаграмма 3.
Вывод: около 80% учащихся знают, как следует вести себя при встрече с пчёлами.
Вопрос 4. Диаграмма 4.
Вывод: осведомлённость детей о пчелиных предпочтениях ниже нормы. Данный вопрос должен быть проработан на уроках «Окружающий мир» или классных часах.
Вопрос 5. Диаграмма 5.
Вывод: учащиеся не знают, к какой отрасли сельского хозяйства относится пчеловодство. Это объясняется непопулярностью продуктов пчеловодства среди учащихся и слабым освещением этого вопроса в учебных изданиях.
Вопрос 6. Диаграмма 6.
нектар
Вывод: учащиеся мало знакомы с продуктами пчеловодства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ и ВЫВОДЫ
Работа над проектом нас увлекла. Так много поучительного и полезного почерпнули мы из специальной литературы! Это и история пчеловодства, и какими целебными свойствами обладает мед и другие продукты, производимые пчёлами. Того, кто хоть немного проник в тайны поведения пчёл, не может не восхищать целесообразность и мудрость организации их жизни.
Пчелы — частица живой природы, жизнь пчел и цветочных растений тесно взаимосвязаны. Без пчел обеднели, а может быть, и совсем исчезли бы с лица Земли многие представители высшей растительности, ведь опыления требуют более 200 тысяч видов нашей флоры.
Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Это значит, что тысячи тонн овощей, фруктов и семян люди получают благодаря пчелам. От опыления пчелами улучшается также качество семян, увеличивается размер, сочность и вкусовые качества плодов. Польза, которую приносят пчелы при опылении сельскохозяйственных культур, в 10-15 раз превышает прямые доходы от пчеловодства.
Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, пчела приносит неоценимую пользу человеку.
В процессе работы была проанализирована научная-популярная литература по изучению жизни пчёл и их роли в природе и жизни человека. Был составлен оригинальный тест-опросник, направленный на исследование особенностей уровня осведомлённости учащихся младших классов о пчёлах. Результаты исследования показали, что у большинства тестируемых детей уровень осведомлённости о пчёлах соответствует норме, но исходит он из опыта личного общения детей с пчёлами. Характер ошибок, допускаемых учащимися, свидетельствует о том, что на уроках окружающего мира вопросу роли пчёл в природе и жизни человека уделено недостаточно внимания.
Многие загадки, связанные с жизнью пчёл, человеку ещё предстоит разгадать. Маленькое трудолюбивое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье, дикой природе сохранение различных видов растений, деревьев и кустарников. А сельскому хозяйству не соизмеримый ни с чем, качественный семенной материал различных растений и существенный доход от сельскохозяйственной деятельности.
Поэтому давайте беречь пчел, польза которых для человека неоценима.
Список литературы и источники информации.
1. Большая книга афоризмов. Мудрость тысячелетий: Сборник / Под ред. И.В. Резько – Минск: Харвест, 2006. – 506 с.
2. Гребенников В.С. Миллион загадок [Текст]. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980.
3. Губарева Л.И и др. Экология человека: практикум для вузов [Текст] /Л.И Губарева, О.М. Мизирева, Т.М.Чурилина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4. Ивлев А. В чудесном мире пчел [Текст]. - Л.,1988.
5. Иванов Ц., Шкендеров С. Пчелиные продукты [Текст]. – София: Земиздат, 2008.
6. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. В 4 т. Т. 2. – М.: Аванта+, 1996. – 706 с.
7.Суворин А.В., Суворина С.Т. Целебный улей [Текст]. - Красноярск : Апиас, 1992.
8. Фриш К. Из жизни пчёл [Текст]. – М.: МИР, 1980.
9. http://www.monax.ru [Электронный ресурс].
10. http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/medovyy-spas/ [Электронный ресурс].
11.http://paseka.pp.ru/pchely-cheloveku-iojrish/101-istoricheskij-obzor-razvitiya-pchelovodstva.html [Электронный ресурс].
12.https://bochkameda.net/produkciya-pchelovodstva/kratkii-ekskurs-produkty-pchelovodstva.html#pyltsa---chudo-produkt-pchel[Электронный ресурс].
Приложение № 1.
Тест для учащихся.
1. Как Вы относитесь к пчелам?
a) они мне нравятся, б) они мне не нравятся, в) я их просто боюсь
2. Чем пчелы полезны для природы?
А) они защищают лес от незваных гостей
б) своими укусами они сокращают количество хищников
в) они помогают размножению растений (опыляя их)
г) они бесполезны для природы
3. Что следует делать при встрече с пчелами?
А) кричать и размахивать руками, чтобы напугать их
б) начать тихо жужжать, в) замереть на месте
г) распылить духи или любой аэрозоль, ведь пчелы любят сильные запахи
4. Какие духи особенно любят пчелы?
А) цветочные, б) фруктовые, в) тяжелые мускусные
г) они не переносят искусственных запахов
5. К какой отрасли с\х относится пчеловодство?
А) к цветоводству, б) к растениеводству, в) к животноводству
г) к садоводству
5. Какие продукты не относятся к пчелиным, т.е. изготавливаемым пчелами?
а) нектар, б) маточное молочко, в) мед, г) прополис, д) воск
Приложение № 2
Приложение № 3
Аристотель -
древнегреческий
философ
Гомер -
древнегреческий поэт-
сказитель,
создатель эпических поэм
«Илиада» и «Одиссея».
Приложение № 4
Голова пчелы
Жало пчелы под микроскопом
Приложение № 5
Дупло с «гнездом»
диких пчел
Приложение № 6
Бортево́е пчеловодство, бо́ртничество — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Дупла могли также выдалбливаться в колодах, которые затем вешали на стволах деревьев.
Приложение № 7
Украинский пчеловод Петр Иванович Прокопович (1775-1850). Он изобрел первый разборный рамочный улей, в который легко можно было проникнуть, сняв крышу улья, и в котором были установлены выдвижные рамки для сотов.