Как слово наше отзовётся?!

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как слово наше отзовётся?!

Казарин И.С. 1
1МОУ «СОШ №221» г.Заречный Пензенской обл.
Арефьева И.А. 1
1МОУ «СОШ №221»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер

Введение.

«Красота», «любовь», «солнце», «мир» - слова, знакомые нам с детства. Ежедневно мы произносим большое количество слов, не задумываясь о том, что каждое наше слово несет в себе огромное значение, влияет и на окружающих, и на нас самих. Язык может быть добрым другом и злым, жестоким врагом. Наряду с прекрасными, добрыми словами в повседневной и школьной жизни я часто слышу в речи некоторых учащихся нецензурные слова. От взрослых я не раз слышал, что применять в своей речи бранные слова – это очень неправильно и некрасиво, а порой, и опасно для собственного здоровья. Мне стало интересно, а действительно ли это так? Зачем же тогда люди их употребляют? Может они не знают вовсе об этом? И как с этим бороться?

Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна.

В Толковом словаре русского языка Даля сквернословие определяется как «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное…».

Сегодня подобная речь слышна везде: на улице, в транспорте, в кино, на телевидении, в семье и даже в школе. Бранные слова вошли в обыденную речь многих людей. Наибольшую тревогу вызывает то, что люди начинает воспринимать их как норму. Но особенно острой проблема сквернословия становится в среде подростков. Ведь подростки воспринимают бранную речь, как признак взрослости, как способ самовыражения, а иногда они просто подражают своим кумирам — звездам, певцам, телеведущим. По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 71% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи.

Объект исследования: сквернословие.

Предмет исследования: влияние сквернословия на здоровье человека.

Цель работы: изучить влияние сквернословия на здоровье человека.

Задачи:

изучить литературные и информационные источники по данному вопросу;

установить историю возникновения сквернословия в России;

рассмотреть разные проявления сквернословия;

раскрыть отрицательное влияние сквернословия на здоровье человека;

провести анкетирование обучающихся 9 классов на тему «Сквернословие в моей жизни»;

проанализировать результаты анкетирования;

опытным путем убедиться в негативном влиянии нецензурной лексики на живой организм

изготовить буклет на тему «Мир без сквернословия».

Гипотеза: сквернословие оказывает негативное влияние на здоровье человека.

Методы исследования:

- изучение, анализ научной литературы и Интернет – ресурсов по теме исследования;

- обобщение изученного материала;

- анкетирование;

- проращивание семян пшеницы при благоприятных и неблагоприятных условиях;

- наблюдение.

1. Основные подходы к изучению сквернословия.

1.1 Что такое сквернословие?

Думай, что говоришь,

когда говоришь что думаешь. Цицерон.

Начал я свою исследовательскую работу с изучения понятия «сквернословия». Что это за слово? Каково его лексическое значение?

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна.

Вот как значение данного слова трактуется в толковых словарях.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н.: сквернословие - речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань.

Толковый словарь ОжеговаС.И.: сквернословие - речь, наполненная скверными, непристойными словами.

В словаре В.И.Даля, сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски́ и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.»

Вот куда вы попадаете, если ругаетесь матерными словами!

1.2 От древности до современности

Откуда же оно пришло к нам, это сквернословие?

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани».

Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному Уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание. Сквернословящего подвергали публичной порке, а если это не помогало, то наказывали вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила «интеллигенция», особенно гуманитарная. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.

Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно.

1.3 Почему люди сквернословят?

Речь — это показатель ума. Сенека

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, а иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, слабость и неуверенность. Подобная лексика также свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь». Почему же люди употребляют нецензурную брань в своей речи?

Ответом на этот вопрос служат высказывания учащихся нашей школы.

Для оскорбления людей, на которых держат зло.

Потому что плохо воспитаны.

Потому что находятся в нетрезвом состоянии.

Хотят показать, какие они «крутые».

Чтобы успокоить душу, выпустить пар.

Иногда доводят до такого состояния.

Когда не знают культурных слов, а хотят выразить свои эмоции.

Но на самом деле нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

1.4 Сквернословие и здоровье

Влиянием сквернословия на жизнь человека занялись ученые.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком - ведь тело человека примерно на 80 процентов состоит из воды!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук Доктор биологии Иван Белявский и Доктор биологии, академик медико-технических наук, Петр Горяев пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоровляют гены, другие травмируют, подобно радиации. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Таким образом, еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

2. Методы исследований и их результаты

2.1 Анкетирование учащихся школы

Нами было предложено обучающимся 9 классов ответить анонимно и предельно честно на вопросы нашей анкеты по теме: «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).

Цель анкетирования - выявить отношения учащихся к проблеме нецензурной речи, причины употребления ими бранных слов, а тек же способов борьбы со сквернословием среди подростков.

Исследование выявило (см. Приложение 3):

подростки считают, что люди используют бранные слова, чтобы выпустить свою злобу или снять стресс;

большинство опрошенных используют в своей речи бранные слова достаточно часто, причем более половины из них делают это обдуманно с целью выражения своих эмоций;

у подавляющего большинства анкетируемых не вызывают негативных эмоций люди, использующие в своей речи нецензурную речь;

74 % участников исследования уверены, что бранные слова никак не влияют на их здоровье;

но есть и такие, которые сказали, что бранные слова имеют положительное влияние на здоровье;

не смотря на это, большинство анкетируемых 82% сказали, что они перестанут употреблять бранные слова, если им приведут доказательства негативного влияния сквернословия на здоровье;

что касается отношения к употреблению бранных слов в речи, практически все опрошенные подростки 92% ответили, что это плохо, и они не хотели, чтобы их будущие дети использовали эти слова в своей речи.

В качестве борьбы с употреблением бранных слов подростками предлагалось:

сдерживать свои эмоции – 46%

ввести штрафы – 23 %

наказывать – 17%

читать больше книг, смотреть качественные фильмы – 12%

Были и радикальные предложения, например, отрезать языки тем, кто употребляет бранные слова в своей речи – 10% или исключать из школы – 8%

Большинство учащихся (59%) считают, что сквернословие нужно искоренять, хотя сделать это будет трудно. Но есть такие учащиеся, которым это безразлично (15%)

Результаты анкетирования подвигли нас на поиск экспериментальных доказательств правоты выдвинутой нами гипотезы здесь и сейчас. Мы решили экспериментальным путем доказать негативное влияние мата на живой организм, а его результаты зафиксировать и предоставить анкетируемой группе учащихся в качестве «почвы для рассуждения» в рамках классного часа.

2.2 Мы исследуем

Для эксперимента мне понадобилось две горстки пшеницы, стакан со святой водой (вода, которая была освящена священником на Крещение) и стакан с водой, на которую в течение двух минут говорили матерные слова, два контейнера и две марлевые салфетки.

Выложив на салфетку зерна пшеницы, мы смочили их:

1- водой, над которой читалась молитва

2- водой, пропущенной через поток нецензурной брани;

и поместили в разные по форме контейнеры. Затем оба контейнера мы поставили в тёплое и светлое место. (Приложение 2, рис. 1,2)

Каждые день мы проверяли опытные образцы.

Первые результаты мы увидели на второй день эксперимента. Опытные образцы из 1 контейнера набухли и начали прорастать. В то время как, образцы второй группы пока не дали видимых изменений. (Приложение 2, рис. 3,4)

Прошло три дня. Мы с интересом наблюдал за изменениями в прорастании зерён.

Итоги мы подвели спустя 3 дня от начала нашего эксперимента. (Приложение 2, рис. 5,6,7)

Вот что получилось:

1 - зёрна, обработанные святой водой, дали большее количество проросших зёрен (практически 100%), ростки выглядели крепкими, светлыми.

2 - Зёрна обработанные «плохой» водой, дали меньшее количество проросших зёрен. Ростки выглядели маленькими, «замученными». Более половины зерен так и не набухли, и не проросли.

Вывод: Нецензурные слова негативно влияют на все живые организмы. В этом мы убедились, проведя данный эксперимент. Хорошая структура воды помогла прорасти семенам пшеницы крепкими, светлыми и в большем процентном количестве. Структура плохой воды снизила всхожесть семян, и ростки показали себя слабыми.

А спустя еще 2 дня, нами было замечено появление плесени на зернах пшеницы опытной группы №2.

Такое же влияние оказывают матерные слова и на наш организм.

Мы решили продолжить наш эксперимент, высадив проросшие семена в землю. Для этого мы наполнили емкости одинаковыми образцами питательной земли.

В 1 емкость мы высадили 12 опытных образцов, пророщенных в святой воде. Во 2 емкость – 12 проросших зерен из второй опытной группы, создали благоприятные условия и оставили всходить. (Приложение 2, рис. 8,9,10, 11)

Продолжили наблюдать. Уже на следующий день в 1 емкости появилось 5 ростков. Емкость под номером 2 осталась без изменений. (Приложение 2, рис. 12, 13)

Спустя 2 дня в емкости №1 взошли все 12 ростков, а №2- 10 из 12. Очевидна и разница между растениями. (Приложение 2, рис. 14, 15, 16)

№1 – сильные, темно –зеленого цвета, высокие, прямые.

№2 – слабее, светло –зеленые по цвету, один росток – кривой.

Спустя еще два дня ситуация не изменилась. (Приложение 2, рис. 17)

Всходы в емкости №1 – прямые, сильные, высокие.

№2 – значительно отстают в росте, слабее, один росток продолжает вместо роста искривляться.

Спустя некоторое время один из самых больших ростков в емкости № 2 начал погибать. (Приложение 2, рис. 18, 19)

Вывод: Нецензурная лексика неблагоприятно влияет на всхожесть и рост живых организмов. Хорошая структура воды помогла взойти семенам пшеницы крепкими, ровными и в большем процентном количестве (100%). Структура плохой воды снизила всхожесть семян (83%), и всходы показали себя более слабыми, сильно отстающими в росте. Один из 10 ростков в ходе эксперимента погиб, один вырос «больным» и искривленным.

2.3 Практические советы по борьбе с данной привычкой

Без зла смотри на мирозданье,

а взглядом разума, любви,

Жизнь – это море из благих деяний,

Построй корабль и по волнам плыви.
Рудаки.

Немногие знают, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

К сожалению, запреты проблемы никогда не решали.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов слова-заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов - заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить «рододендрон» и кому-то это помогало.

Наше положение в обществе напрямую зависит от того, что люди слышат от нас. И хочется посоветовать следующее. Пока вредная привычка не переросла в

стойкую зависимость, необходимо избавиться от сквернословия.

Как?

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

Читать русскую классическую литературу.

Уметь противостоять влиянию среды.

Научиться позитивным методам расслабления.

Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний.

Для того чтобы эта привычка не стала нормой нашей жизни и не привела к непоправимым изменениям здоровья нашего поколения и к вырождению нашей нации в целом, нужно вовремя остановиться, замолчать и просто послушать природу, прислушаться друг к другу, ведь в нашем мире столько всего прекрасного. А в школе, в семье, в средствах массовой информации нужно уделять больше внимания этому вопросу, привлекать общественность, возможно, установить штраф за нецензурные выражения в общественном месте. И рассказывать в школе не только о вреде курения, алкоголя, наркотиков, но и о вреде сквернословия. Язык подобен живому существу. Он живёт. Развивается. Но может погибнуть, И всё это зависит лишь от нас. От того, насколько бережно мы к нему относимся.

Заключение

Новизна и практическая значимость нашей работы состоит в том, что сведения, полученные в результате исследования, могут использоваться на классных часах в средних и старших классах по теме «Влияние сквернословия на здоровье человека»

В результате проведенной исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

Матерные слова имеют исконно русские корни. Подобным образом вступали в общение с нечистой силой.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века являлось уголовно наказуемым.

Сквернословие – социально опасная проблема современного общества, наряду с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. Мат делает нашу речь отвратительной.

Особенно острой проблема нецензурной лексики становится в подростковом возрасте, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости.

Отношение к бранным словам у опрошенных школьников нашей школы разное. Существенных отличий в ответах мальчиков и девочек нет. Ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми» и продемонстрировать свою взрослость.

Научно доказано, что сквернословие действует разрушающе не только на душу человека, но и на его тело.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.

Большинство учащихся нашей школы уверены, что бранные слова никак не влияют на их здоровье, но готовы бороться с данной вредной привычкой, если у нас получится убедить их в обратном.

В негативном влиянии сквернословия на живые организмы можно убедиться экспериментальным путем в домашних условиях.

Наша гипотеза подтвердилась полностью.

В заключении хотелось бы сказать, что наше положение в обществе напрямую зависит от того, что люди слышат от нас. Прежде чем сказать, вспомните что…

Слово – это то, что отличает человека от животного.

Всё важное начинается в духовно-словесной сфере – как доброе, так и злое.

Попробуйте овладеть своей силой воли – противопоставьте каждому плохому слову хорошее.

Сдерживайтесь от брани и слов паразитов, постоянно контролируя себя, и вы увидите, как постепенно, шаг за шагом, ваше состояние и самочувствие начнут улучшаться, а интеллект прояснится.

Не смотрите на других, спросите себя – «А что я могу сделать?

Как я могу измениться?»

И если вы понимаете, что грязные слова уничтожают человека,

то зачем же их произносить?

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. А добрым словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Дарите всем прекрасные слова!

Список литературных источников:

Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - № 20.

Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.

Влияние слова на здоровье. http://www.zdorovuchka.ru/psihologiyazdorovya/borba-so-stressom/85-vliyanie-slova-na-zdorovie.html

Влияние слова на механизм наследственности. http://festival.1september.ru/articles/579264/

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка М. Русский язык. Том 1-4;1989-1990

Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15.

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Мат не наш формат, или вся правда о сквернословии. http://midi.ucoz.ru/publ/2-1-0-26

Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745

http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

Приложение 1.

Анкета "Сквернословие в моей жизни"

Класс _______
Пол м / ж
1. Как часто ты используешь в своей речи бранные слова(мат, ругательства)?

а) Постоянно

б) Часто

в) Иногда

г) Редко

д) Никогда

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова, то объясни почему?

а) Выражаю свои эмоции

б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого

в) Хочу оскорбить собеседника

г) Это придает мне значимости

д) Не использую

3.Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляет бранные слова, ругательства?

а) Чтобы казаться «крутым», значимым

б) Для связки слов, как «слова-паразиты»

в) Чтобы оскорбить окружающих

г) Чтобы выпустить злобу, свои эмоции

д) Свой вариант __________________________________________________

4. Как вы относитесь к людям, которые сквернословят?

а) безразлично

б) они вызывают отвращение

в) не знаю таких

5. От кого вы впервые услышали нецензурную брань?

а) от родителей

б) от друзей

в) от посторонних людей

6.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?

а) Никак не влияют

б) Плохо

в) Хорошо

г) Не знаю

7. Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?

а) Нет не перестал бы

б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы

в) Конечно, перестал бы

8.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?

а) Да

б) Нет

Если да, то почему?___________________________________________

9. Нужно ли искоренять сквернословие? Если нужно, то как?

а) Да. Нужно. Как?

1). Учиться сдерживать свои эмоции

2). Исключать из школы.

3). Отрывать язык.

4). Штрафовать

5). Наказывать.

6). Внести закон, что нельзя так выражаться

7). Читать больше книг, смотреть качественные фильмы.

8). Выставлять на линейке.

9). Нужно, но не знаю как.

б). Нет, не нужно. Почему?

1). Не нужно, так человека не будут уважать.

2). Свой вариант___________________________________________

в). Где-то нужно, а где-то не нужно.

г). Мне безразлично.

Спасибо за откровенность!

П риложение 2. Наше исследование

Рис.1 Рис.2

З ёрна, смоченные святой водой Зёрна, смоченные «плохой» водой

Рис.3 Рис.4

Рис.5 Рис.6

Рис.7

З ёрна, смоченные святой водой Зёрна, смоченные «плохой» водой

Рис. 8 Рис. 9

Рис. 10 Рис. 11

Спустя 2 дня…

Всходы, поливаемые святой водой Всходы, поливаемые «плохой» водой

Рис. 12 Рис. 13

8 день эксперимента …

Рис. 14 Рис. 15

Рис. 16

10 день эксперимента…

В сходы, поливаемые святой водой Всходы, поливаемые «плохой» водой

Рис. 17

12 день эксперимента…

Рис. 18

Всходы, поливаемые «плохой» водой Всходы, поливаемые святой водой

Рис. 19

Приложение 3. Результаты анкетирования

Просмотров работы: 16