Тайный мир пчел

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайный мир пчел

Ашихмин С.О. 1
1МАОУ СОШ №22
Рыкованова Г.В. 1
1МАОУ СОШ №22
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Часть своих летних каникул я провожу в деревне у бабушки и дедушки. Мой дедушка занялся разведением пчел. У нас на пасеке имеются пять домиков для пчел, то есть улья. Наблюдая за пчелами, я задался вопросом: «А как устроена их жизнь, есть ли у них семья? Чем питаются, как у них развиты органы зрения, обоняния, вкуса, как они летают? Что надо делать, чтобы пчёлы не кусали меня? И как же у них получается очень вкусный и полезный мёд?» Преодолевая страх, а я очень боюсь укуса пчелы, у меня появилось огромное желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых. Большую помощь в моем исследовании оказал мне дедушка, отвечая на мои вопросы и показав мне жизнь пчел в обычной для них обстановке (РИС. 1).

РИС. 1. Пасека моего дедушки в деревне.

Актуальность: В настоящее время очень остро стоит вопрос о здоровье нации. Нездоровье людей чаще всего объясняется экологической обстановкой, низким уровнем здравоохранения, наличием продуктов, напичканных химическими заменителями и консервантами. В связи с этим всё актуальнее становится тема использования природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Ведь все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность.

Цель работы:изучить жизнь пчел и ценность продуктов их жизнедеятельности. Обобщить накопленный материал в исследовательской работе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Узнать, как давно люди занимаются пчеловодством;

Исследовать, как устроена жизнь пчёл в улье;

Провести наблюдение за медоносной пчелой;

Выяснить какие продукты производят пчёлы;

Провести эксперимент по определению качества мёда.

Объектом исследования является пасека моего дедушки в деревне.

Предмет исследования – пчелиная семья, продукты пчеловодства.

Методы исследования:

Изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета;

Наблюдение, беседа;

Эксперимент, анкетирование.

ИСТОРИЯ ПЧЕЛОВОДСТВА

Пчелы – древнейшие обитатели нашей планеты, а пчеловодство - одно из древнейших занятий человека [1, 5]. Пчелы существуют на Земле давно – их останки найдены среди окаменелостей других насекомых. Пчела появилась на 28 млн. лет раньше человека. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек знал и любил мед. Это подтверждают древние наскальные рисунки.

Современное пчеловодство связано с открытиями украинского пчеловода П.И. Прокопович, который изобрел разборный рамочный улей, Немецкого пчеловода Меринга, наблюдение которого за строительством сотов в улье навело на мысль давать пчелам готовые тонкие листки из воска с выгравированными на них шестиугольными донышками ячеек, чешского пчеловода Грушка который изобрел медогонку (РИС. 2).

П.И. Прокопович Франц Грушка Меринг

РИС. 2. Известные пчеловоды

ТАЙНА ЖИЗНИ ПЧЕЛ

На первый взгляд может показаться, что разведение пчел и получение меда дело не хитрое, на самом деле это целая наука, требующая от пасечника знаний и опыта. Изучив теоретические сведения, факты, содержащиеся в разных источниках [1,2,3,4], я перешел к познанию тайн жизни пчел путем наблюдений.

Однажды сняв крышку с одного из ульев, я увидел «подушку». Оказывается, что это мешковина, которая  необходима для утепления домика (РИС. 3).

РИС. 3. Верхнее утепление пчелиного домика.

Затем располагаются верхние вынимающиеся рамки, в которых пчелки производят мед (РИС. 4). И вот я наблюдаю небольшую часть пчелиной семьи. Что же она из себя представляет?

РИС. 4. Медоносная рамка.

Я узнал, что в каждой семье есть родители и дети (РИС. 5). Гармоничная семья состоит из:

- мамы (единственной полноценной самки);

- десятков тысяч рабочих пчел детей (медоносных пчёл);

- сотен трутней - пап.

РИС. 5. Виды пчел в пчелиной семье:

а) матка — пчелиная самка; б) трутни — пчелиные самцы;

в) рабочие пчёлы — основная масса пчёл семьи

(пчёлы-сборщицы, пчёлы – кормилицы, пчёлы- охранники).

Матка предназначена для откладывания яиц. Её легко отличить по внешнему виду от рабочих пчёл: она  длиннее и больше их. В нормальной пчелиной семье матка одна.

Трутни – пчелиные самцы, тоже легко отличаются от рабочей пчелы: они значительно большего размера. Сбором мёда трутни не занимаются.

Основную часть пчелиной семьи составляют рабочие пчёлы. Они выполняют все многочисленные работы в улье (РИС. 6). Они чистят, охраняют и вентилируют гнездо, строят соты, выкармливают расплод, собирают нектар и пыльцу, перерабатывают их в мёд и пергу и складывают в запас, поддерживают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, приносят в улей воду, прополис (пчелиный клей), которым замазывают все щели в улье.

РИС. 6. Пчелиная семья.

Всего в природе около 30 тысяч видов пчел. Среди них самая интересная медоносная пчела [7]. Тело обычно черное, густо опушенное, покрыто тонким прозрачным веществом - хитином. Длина около 7-15мм. Все тело пчелы ясно разделяется на три подвижно соединенных между собой части: голову, грудь и брюшко (РИС. 7).

П чёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. Хоботок служит пчелам-работницам не только для собирания нектара и воды, но и для других целей. При помощи хоботка работницы кормят трутней, хоботками они раскладывают корм в ячейки,

РИС. 7 Рабочая пчела. в которых помещаются воспитываемые ими

личинки, хоботком пчелы-приемщицы принимают нектар от пчел-сборщиц и т.д. У них также имеются усики, их ещё называют антеннами. У всех особей пчелиного семейства их два. В усиках пчелы размещены органы осязания, обоняния и, возможно, слуха.

Крылья и глаза. У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. Пчелы различают шесть цветов: ультрафиолетовый, фиолетовый, пурпурный, желтый, синий и сине-зеленый.

У пчелы две пары крыльев — передняя и задняя. Передняя пара больше и сильнее задней. Тоненькие, прозрачные и хрупкие на вид крылья позволяют пчеле развивать большую скорость и переносить груз, собранный с цветов. А иногда случается, что вес груза вдвое превышает вес самой пчелы. Пчела при полете делает 190—440 взмахов в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание. Скорость полёта пчелы около 60 км/час

Наблюдая за жизнью пчелиной семьи нельзя не заметить удивительную способность их передавать друг другу информацию. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого танца на сотах.

РИС. 8. Круговой танец пчел

Если корм находится близко, то исполняется круговой танец – пчела двигается по кругу. Если же расстояние до корма более 100 м, то исполняется виляющий танец. С помощью танца пчела-разведчица сообщает не только расстояние, но и направление полета пчелам-сборщицам. Ориентиром для этого служит солнце, ультрафиолетовые лучи которого пчелы различают даже, если небо затянуто тучами. Хорошо известно, что пчелы могут ощущать запах растений медоносов на расстоянии километра. Поэтому пчелы сборщицы не только наблюдают за танцем пчелы-разведчицы, но и запоминают запах нектара и пыльцы на ней и соответственно безошибочно находят по имеющимся ориентирам их источник.

Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам. Помимо нектара, пчелы собирают с растений цветочную пыльцу, являющуюся их белковым кормом. Тело пчелы густо опушено волосками. При посещении пчёлами цветков между волосками накапливается большое количество пыльцевых зёрен. Их пчелы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки (углубления на задних ножках). Пыльцу при сборе пчелы увлажняют нектаром, благодаря чему пыльцевые зерна надёжнее удерживаются в корзиночках в виде плотных шариков, называемых обножкой.

Вернувшись в улей, пчёлы сбрасывают принесённые комочки пыльцы в ячейки сотов. Молодые пчёлы тут же утрамбовывают пыльцу головой, а когда ячейка будет почти заполнена, заливают её доверху мёдом.

В июле у пчёл наступает пора главного медосбора. Дедушка ставит в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамками). Когда «магазины» заполняются мёдом, он их снимает и откачивает мёд [2, 3]. Мёд обязательно должен быть зрелым т.е. должно быть запечатано не меньше ¾ части рамки, иначе мёд при хранении начнёт бродить. Технология извлечения мёда проста. В этом году дедушка разрешил мне поучаствовать в этом интересном процессе. Я был в восторге!

Чтобы подойти к ульям, мы оделись по всем правилам пчеловода. На голову-маску с защитной сеткой, тем самым закрыв лицо и голову, а чтобы не разозлить пчёл-халат белого цвета. Моей главной обязанностью было вовремя подымить из дымаря на пчёл (РИС. 9). Дымарь нужен для того, чтобы пчёлы стали более спокойными и незлобными. Итак, мы извлекаем рамки с помощью дымаря. Сначала с рамок стряхиваем пчёл в улей, а оставшихся убираем при помощи щётки.

РИС. 9. Работа с пчелами на пасеке моего дедушки.

Затем помещаем рамки в специальный ящик и катим к медогонке. Нам обязательно потребуется специальный нож с изгибом, жестяное сито и посуда для мёда. Мы аккуратно обрезаем горячим ножом запечатанные соты (РИС. 10).

РИС. 10. Распечатывание медоносных рамок.

Рамку устанавливаем в медогонку и начинаем вращать. Тяжёлый мёд разбрызгивается по стенкам медогонки и стекает на дно. Рамку обязательно нужно перевернуть и выкачать с другой стороны. Самая интересная работа закончена! Дедушка открывает кран медогонки и через сито в чистую ёмкость медленно вытекает ароматный мёд (РИС. 11).

РИС. 11. Откачка мёда из рамок в медогонке.

Мёд уникальный продукт природы, богатый ценными питательными веществами [6]. Это эффективное лекарственное средство с антибактериальным, бактерицидным, противовоспалительным действием.

ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА

Если мёд- лучшее средство для профилактики и лечения простудных заболеваний, то прополис- великолепное обезболивающее, противомикробное, тонизирующее и повышающее иммунитет средство (РИС. 12).

 

б) прополис

 

а) мёд

 

в) пчелиный воск

РИС. 12. Продукты пчеловодства.

Пчелиный воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения.

Пчелиный яд: оказывает противовоспалительное, обезболивающее, противомикробное действие.

Маточное молочко повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, повышает аппетит, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.

Пыльца используется в медицине для лечения малокровия, повышает содержание эритроцитов и гемоглобина.

Забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии

Практическая часть

Анкетирование

Продолжая работу, начатую в прошлом году, для решения поставленных задач, я провел анкетирование (см. Приложение1). Мне стало интересно, а знают ли мои ровесники что – либо о продуктах пчеловодства?

По результатам опроса я сделал следующие выводы:

Большинство опрошенных любят мед;

70% опрошенных знают процесс получения мёда;

60% знакомы с полезными свойствами пчелопродуктов;

80% не знают как определить качество меда

Эксперимент по определению качества меда

Мёд используют как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. Но всякий ли мёд полезен?

О качестве мёда говорят его вкус, аромат, вязкость, цвет. Полноценным мёдом по вкусу и питательности является зрелый мёд. С течением времени извлечённый из ячеек мёд становится твёрдым, зернистым. Такой переход мёда из жидкого состояния в твёрдое называется кристаллизацией, или, как говорят в быту, засахариванием. Это один из признаков, позволяющих отличать натуральный мёд от фальсифицированного. На качество мёда влияет также наличие в нём различных примесей: муки, крахмала, сахара и других веществ. Чтобы Всемирная Организация Здравоохранения установила, что натуральным можно считать только мёд, который содержит пыльцу. Как отличить качественный продукт от искусственного? Ответить на эти вопросы я провёл эксперимент по определению качества мёда в домашних условиях. В эксперименте участвовали 4 образца мёда: №1- мёд, купленный на рынке, №2- мёд с пасеки моего дедушки №3- дешёвый мёд, приобретённый у случайных торговцев №4- мёд из продуктового магазина.

ОПЫТ 1. Проверка наличия примесей в мёде представленных образцов.

Растворил мёд представленных образцов в воде (РИС. 13).

 

РИС. 13. Образцы меда, растворенного в воде.

Результат:

В образце №2 мёд растворился без осадка, слегка окрасив воду.

В образце №1, №3,№4 появился осадок.

Это указывает на наличие примеси в мёде.

ОПЫТ2. Проверка примесей муки и крахмала.

Разбавил 4 образца меда водой и добавил несколько капель йода (РИС. 14).

РИС. 14. Образцы меда для определения муки и крахмала в составе меда.

Результат:

В образцах №1 №2 №4 раствор мёда не изменил цвет.

В образце №3 раствор посинел.

Значит, в мёде присутствует примесь крахмала.

ОПЫТ3. Проверка наличия сахара

На бумажную салфетку капнул мёд представленных образцов (РИС. 15).

РИС. 15. Образцы меда для определения в составе наличия сахара.

Результат:

В образце №1, №4 на салфетке появилось влажное пятно, содержимое просочилось на обратную сторону салфетки.

Это указывает на наличие в мёде сахара

В образцах №2, №3 капли мёда сохранили свою форму, не просачиваясь на обратную сторону.

Мёд не содержит сахара.

ВЫВОДЫ:

Эксперимент показал, что образцы мёда №1 №3 №4 не являются натуральными. Самым некачественным оказался мёд, приобретённый у случайных торговцев. Часто на рынок попадает мёд, содержащий сахар, который не имеет полезных свойств. Мёд с пасеки моего дедушки, натуральный, он не содержит никаких посторонних примесей. Образец мёда из продуктового магазина ненатуральный. Он содержит посторонние примеси.

.

Заключение

Тема моего проекта оказалась очень интересной и увлекательной. Я узнал много нового из истории пчеловодства, укладе и жизни пчелиной семьи. Жизнь пчёл многогранна, со своими особенностями и тайнами. Они живут по своим особым законам далёким от законов людей, имеют свой способ общения. Я выяснил, что сбором мёда занимаются медоносные пчёлы, а откачка мёда- интереснейший процесс. Особенно, когда это делаешь сам. Работая над проектом я изучил много литературы о пчелопродуктах и их пользе для человека. Благодаря эксперименту, я понял, что не всякий мёд полезен. Некоторые виды мёда могут быть не полезнее сахара. Кажется, я серьёзно увлёкся пчёлами. В будущем я хочу вырастить свою пчелиную семью и собрать свой первый «урожай» мёда.

Список используемой литературы

Библиографический список

1. Н.Н. Зарецкий, Уход за пчеламиМ.: Россельхозиздат, 1981. — 63 с.;

2. В. Орлов, Самоучитель пчеловода (пчелы и здоровье) Краснодар: Когорта, 2005. — 64 с.;

3. В.М. Николаевский, Справочник по пчеловодству Казань: Татарское книжное издательство, 1979 г. - 256 с.;

4. В. Смирнов, Энциклопедия пчеловодства Серия: Домашняя энциклопедия фермера. Издательство: М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2001 г.- 384 с.

Интернет ресурсы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F7%B8%EB%FB Пчелы. Википедия.

2. http://pudmeda.com/article/Sposoby_poluchenija_pchelinogo_jada Пуд меда. Все о пчелах.

3. http://ivanov-petrov.livejournal.com/905759.html Пчела медоносная.

Приложение 1

Результаты анкетирования

 

1

Просмотров работы: 76