Введение.
В мире комнатных растений много прекрасного и загадочного. С давних времён поселились «зелёные друзья» в наших домах и вокруг них.
Но мы живем в районах крайнего севера. Суровый климат не позволяет нам вырастить роскошные цветы у дома, на клумбах. Люди научились выращивать их на окнах своих домов, в теплых помещениях. На уроках окружающего мира мы познакомились с загадочным миром комнатных растений. Мне захотелось еще больше узнать о растениях, растущих в нашей школе, поближе познакомиться с «зеленым уголком», научиться правильно ухаживать за ними и поделиться своими знаниями.
Следует проявить немало старания и любви, чтобы растение выжило в необычных для него квартирных условиях. И тогда оно отблагодарит нас и доставит огромную радость.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что многие недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома.
Гипотеза: я думаю, что комнатные растения очень важны в нашей жизни.
Объект исследования: комнатные растения.
Предмет исследования: сведения о комнатных растениях.
Проблемный вопрос: нужно ли в школе разводить комнатные растения, приносят ли пользу комнатные растения, или они только для красоты.
Цель проекта:
познакомить учащихся с комнатными растения нашей школы;
рассказать о значение комнатных цветов в жизни человека;
расширить знания учащихся об уходе за комнатными растениями;
воспитывать любовь к природе, прививать интерес к цветоводству.
Задачи:
расширить знания о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в учебных кабинетах;
обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека;
познакомить с основными правилами ухода за комнатными растениями;
формировать исследовательские навыки, научить планировать свою деятельность;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Участники исследования: ученики школы.
Методы исследования: изучение научной литературы, практическая работа, анкетирование.
Ожидаемый результат: посадка комнатных растений для озеленения класса, школы, составление паспорта растений.
Глава 1. Теоретические исследования.
1.1.Знакомство с комнатными растениями.
Первая часть: защита проекта построена по принципу известного телевизионного шоу «Своя игра», но с некоторыми отклонениями. В игре участвует 2 команды. Игровое поле разбито на 3 темы, включающих по 5 заданий (лэпбуков) различной «стоимостью» от 1 до 5 баллов. Максимальное количество баллов – 45 баллов.
Перед этим обязательно вспоминаются принципы работы в группе - законы дружбы и уважения человеческого достоинства («Мудрое слово о человечности и жизни в мире людей»)
На обдумывание вопроса команде даётся полминуты, затем следует ответ. Если команда отвечает правильно на вопрос, ей даётся право на выбор нового задания. Однако, для того чтобы избежать игры «в одни ворота», оговаривается условие: после двух верных ответов выбор вопроса переходит второй команде.
Начисление штрафных баллов возможно за «неспортивное поведение» - нарушение дисциплины, неуважение чувств и достоинства одноклассников.
Право первой выбрать задание предоставляется команде, ответившей правильно на вопрос-зачин.
Команда выбирает любой лэпбук. После ответа появляется правильный ответ.
Растение имеет вид деревца, нередко высокого (может вырасти до 3 метров).
Название переводится как «самка дракона».
Это растение родом из Африки.
Это растение имеет вид деревца с толстыми мясистыми листьями. Название происходит от латинского «крассус» - толстый.
Нередко её называют «деревцем счастья».
Родина – Африка. На родине высота может достигать 3 метра.
Это высокое колючее растение. В его листьях содержится млечный сок (отсюда название).
Этот сок ядовит.
Этот кустарник или деревце, если его не обрезать, может вырасти выше 4метров.
Цветёт с весны до зимы, хотя отдельные цветы живут недолго - день или два.
Родина – Китай.
Растение названо в честь итальянского князя Сансевиеро. Бывает с листьями различной формы.
Растение с узкими длинными листьями в народе часто называют «щучий хвост».
Родина – Африка.
Глава 1. Теоретические исследования.
1.2. Значение комнатных растений в нашей жизни.
Ученики большую часть времени находятся в закрытом помещении, где испытывают недостаток кислорода. В воздухе находится огромное количество бактерий, вирусов. Это вызывает различные нарушения в работе внутренних органов учащихся, а правильно подобранные растения для кабинетов помогают сохранить, и физическое, и психическое здоровье.
Название происходит от арабского «алоэх» - горький: по горькому вкусу сока.
Листья применяют при лечении порезов, воспалений и некоторых желудочных заболеваний. Родина – Африка.
Растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые растеньица-детки. Родина – Африка. Растение способно отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в помещении.
Это вечнозелёная лиана с ползучим стеблем. Прикрепляется к опоре с помощью особых корней-присосок. Растение может поглощать пыль.
Это растение имеет листья необычной формы: они как будто кособокие. У многих из них листья яркие, пёстрые. Родина – тропические леса разных материков. Растение выделяет вещества, которые убивают болезнетворные микробы.
Это растение с крупными, кожистыми, блестящими листьями. Большинство видов содержит млечный сок. Родина – Индия. Это дерево высотой 1м 80 см способно поглощать до 25% шума.
Глава 2. Практические исследования.
2.1. Советы по уходу за комнатными растениями.
Вторая часть – практическая: уход за комнатными растениями, организация фотовыставки «Мир комнатных растений» (приложение 1), создание буклета «Удивительный мир комнатных растений» (приложение 2).
Уход за комнатными растениями совсем не так прост, как кажется. Если есть желание заниматься разведением комнатных растений самостоятельно, то стоит учесть ряд факторов. Для растения очень важна гигиена. Некоторым растениям требуется период покоя. Соблюдайте его. Если вы нарушите покой растения (например, начнёте его интенсивно подкармливать), то оно может заболеть.
У растения должно быть постоянное место. Нельзя переставлять его с места на место и из комнаты в комнату очень часто. Каждое перемещение - это не большой, но шок для растения.
Растения очень страдают от нехватки влаги, листва становится бледная и жухлая. В зимний период, когда …….. . в отапливаемом помещении ( не более 20%), растения нужно опрыскивать, чтобы хоть как-то уберечь их листву от пересыхания.
Почву у корней комнатных растений необходимо …….
Таким образом растения получают кислород.
Растению так же как и нашему организму
необходимо дополнительное …… в виде различных микроэлементов.
……. должен быть регулярным и
равномерным. Есть золотое правило …… растений - лучше …. меньше, но чаще, чем реже и помногу.
Листья растений накапливают пыль, она закрывает поры, и растению трудно дышать. Большие листья, как у фикуса, монстеры, хлорофитума, диффенбахии надо иногда …… влажной тряпочкой или салфеткой.
Глава 2. Практические исследования. 2.2. Анализ анкет школьников.
Площадь помещений и количество комнатных растений |
||||
№ |
Класс |
Количество цветов (шт) |
Площадь класса (м2) |
Рекомендованное количество комнатных растений (шт) |
1 |
2 «в» |
12 |
42 м2 |
14 |
2 |
3 «а» |
15 |
42 м2 |
14 |
3 |
4 «б» |
7 |
42 м2 |
14 |
Нравится ли тебе цветочный интерьер в классе? |
||||
№ |
Класс |
Нравится |
Изменили что-нибудь |
Не нравится |
1 |
2 «в» |
22 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
2 |
3 «а» |
13 (82%) |
3 (18%) |
0 (0%) |
3 |
4 «б» |
14 (67%) |
7 (33%) |
0 (0%) |
Уровень шума во время перемен |
||||
№ |
Класс |
Шумно |
Не шумно |
Я не замечаю шума |
1 |
2 «в» |
15 (68%) |
5 (23%) |
2 (9%) |
2 |
3 «а» |
6 (38%) |
0 (0%) |
10 (62%) |
3 |
4 «б» |
19 (94%) |
2 (6%) |
0 (0%) |
Заключение:
По результатам таблиц сделаны выводы: в классных помещениях придерживаться рекомендованного количества комнатных растений, высаживать растения, поглощающие много пыли, шума. А также разнообразить цветочный интерьер класса.
В школе лучше всего выращивать простые, нетребовательные растения, легко и обильно цветущие и легко размножающиеся. Наша задача на лето– создать паспорта растений, вырастить разнообразные комнатные растения для оформления школы.
Комнатные растения не только для красоты, они очищают воздух, создают уют, благоприятно влияют на наше здоровье. Растения действительно приносят немало пользы.
Цветы благотворно воздействуют на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Комнатные цветы минимизируют вредоносное воздействие бытовой техники, очищая пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта.
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Список литература:
1. Головкин Б. Н., Колобков Е.С., Костюченко Л.П. Всё о комнатных растениях. М.: Рольф, 2001.
2. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
3. Цветы дома: шаг за шагом. Издатель: ООО «Интернейшн мастерс паблишерс»
Приложение 1. Фотовыставка «Мир комнатных растений»
Приложение 2. Буклет «Удивительный мир комнатных растений»