Хлеб не бросай - в дело пускай!

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Хлеб не бросай - в дело пускай!

Кузнецов Д.С. 1
1МБОУ Лесногородская СОШ
Якубовская Ж.Ю. 1
1МБОУ Лесногородская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В моей семье существует традиция. Несъеденный зачерствевший хлеб мы собираем, сушим и передаём в собачий приют «Умка». Я задумался, а как поступают с таким хлебом в других семьях? И зачем это делать? Не проще ли выбросить?

Я решил выяснить, почему мои родители учат меня уважительному отношению к хлебу, как можно поступить, если хлеб всё-таки не используется весь и рассказать о том, что я узнал, одноклассникам.

Сегодня мы видим хлеб на своем столе каждый день. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Но не все задумываются о цене хлеба, о его значимости в жизни человека.

А были годы, когда люди голодали, и далеко не каждый день видели хлеб. Так было в годы Великой Отечественной войны. Хоть и давно закончилась эта война, но всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о том, какой ценой доставался им этот хлеб.

Я считаю, что выбранная тема проекта очень актуальна, особенно в этом году, так как наша страна отмечает 75 лет со Дня победы в ВОВ. Все люди нашей страны должны помнить о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о ветеранах, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Цель проекта:

Целью работы является – создание буклета-памятки для моих одноклассников с рекомендациями по использованию чёрствого хлеба.

Задачи:

- Провести анкетирование среди учеников начальной школы для выяснения, как в их семьях поступают с несъеденными, зачерствевшими остатками хлеба.

- Изучить литературу и ресурсы Интернет о значимости хлеба в жизни человека, о роли хлеба в годы Великой отечественной войны;

- Выступить с докладом перед одноклассниками «Хлеб и война»

- Провести акцию «Собираем сухой хлеб»

- Взять интервью у заведующей столовой.

- Изучить кулинарные рецепты, основой которых, является подсохший хлеб.

- Подобрать информацию и оформить буклет-памятку.

Методы работы:

Сбор информации из книг и ресурсов Интернета

Анкетирование (опрос) учащихся начальных классов МБОУ Лесногородской средней общеобразовательной школы

Интервью с заведующей школьной столовой

Анализ информации, сравнение и обобщение информации

Выступление с докладом

Глава 1. Теоретическая часть

Происхождение хлеба

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастет больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. [1],[2]

Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, одно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. На смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки. [1],[3]

Значение хлеба на Руси

Во все века хлеб обоготворяли, ему посвящены народные обряды, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов, друзей хлебом и солью.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

«Хлеб - дар божий», - говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.

Чтобы испечь булку хлеба надо потратить много труда, это очень трудоемкая работа. Редко кто задумывается, когда берёт хлеб в руки, о том, сколько же людей приложили свой труд, чтобы хлеб появился на нашем столе. Хлеб это дело тысячи и тысячи человеческих рук.

Значение хлеба для здоровья

Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более, чем наполовину - в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Его питательная ценность и вкусовые качества не пропадают в течение длительного времени. Знаменитый учёный, К.А. Тимирязев, называл хлеб «величайшим изобретением человеческого ума» из-за его высокой энергетической и биологической ценности.[3]

В питании человека хлеб имеет важнейшее не только пищевое, но и психофизическое значение, его неповторимый вкус и аромат, приятный внешний вид воздействует на подсознание, возбуждает аппетит и стимулирует выделение пищеварительных соков, таким образом, способствует хорошему усвоению, как самого хлеба, так и других продуктов, употребляемых с ним.[1]

У хлеба есть еще одна бесценная особенность – он никогда не приедается, его употребляют все, ежедневно, в течение всей жизни. Он обладает постоянной, не снижающейся усвояемостью, которая обусловлена благоприятным состоянием входящих в его состав различных пищевых веществ.

Хлеб и война

Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. Нельзя было допустить провала на хлебном фронте, ведь это означало бы подрыв всей потенциальной мощи страны. В очень сложных условиях была организована выпечка хлеба для фронта и ни на минуту не останавливалась. [6]

Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время. [2]

В декабре 1941г суточный паек ленинградца служащего – 125г, рабочего- 250г. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы. Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль - значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его. [2][6]

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование.

Чтобы узнать, как поступают с хлебом в других семьях, я провел анкетирование. Было опрошено 58 учеников начальной школы. Анкета содержала следующие вопросы:

Употребляют ли в твоей семье хлеб? Да Нет

Как часто в твоей семье едят хлеб?

Каждый день Несколько раз в неделю ____________________ (другое)

Что вы делаете с несъеденными, зачерствевшими остатками хлеба?

__________________________________________________________________

Результаты оказались такими.

Вопрос 1. .Употребляют хлеб все участники опроса – 58 человек.

Вопрос 2.. Каждый день употребляют хлеб – 45 человек

Несколько раз в неделю – в 13 человек

Вывод: хлеб употребляется в каждой семье часто.

Вопрос 3. Выкидывают – 14 человек.

Выкидывают или отдают птицам – 12 человек.

Отдают птицам – 21 человек

Не остается хлеб, весь доедают – 7 человек.

Делают сухарики – 4 человека.

Полученные результаты можно также представить на графике:

Результаты оказались в целом положительными. Больше половины учеников и их родителей, вероятно, знают о значении хлеба и ценят его. Чуть меньше половины выбрасывают или отдают птицам. Я думаю, что это ответ «социально правильный», но на самом деле хлеб, чаще всего, оказывается выброшенным. Поэтому говорить о значении хлеба, воспитывать бережное отношение к нему необходимо.

2.2 Интервью с заведующей школьной столовой

В дополнение к нашему опросу я и мой учитель Жанна Юрьевна решили взять интервью у заведующей нашей школьной столовой. По моим наблюдениям после завтраков и обедов на тарелках учеников остается много кусков недоеденного хлеба.

Главный вопрос, который нас волновал: «Как обходятся с остатками хлеба в школьной столовой?» Вия Яновна нам сообщила, что хлеб с другими пищевыми остатками является пищевым отходом и вывозится из столовой. Что с ними происходит дальше, она не знает.

2.3. Выступление с докладом на классном часу.

С информацией, изложенной в теоретической части, я выступил перед своими одноклассниками. Классный час получился интересным, и ребята узнали много нового. Я принёс в школу кусочек хлеба, весом 125 граммов и показал ребятам. В годы войны в Ленинграде – это была единственная еда. Ребята были поражены и сочувствовали, что многим людям пришлось пережить такое, а кто-то из одноклассников не мог понять и представить, как люди жили без еды с одним куском хлеба.

2.4. Акция «Соберём сухой хлеб»

Своим одноклассникам я предложил провести недельную акцию по сбору оставшегося хлеба, чтобы этот хлеб можно было передать в собачий приют. В Одинцовском районе я знаю два приюта: «Умка» и «Гав». В этих приютах содержится много собак и кошек, которых бросили хозяева. Чтобы прокормить их, требуется большое количество корма, которого часто не хватает. И тогда в голодное время рабочие приюта размачивают сухой хлеб, смешивают с другими продуктами и кормят животных. Хлеб выручает.

Многие одноклассники откликнулись, и мы собрали сухари. Собранных за неделю сухарей получилось не очень много. И это хорошо. Этот факт подтвердил еще раз, что мои одноклассники не переводят даром хлеб. Все собранные сухари и другие продукты и предметы помощи будут переданы в собачьи приюты.

2.5. Подготовка буклета

В настоящее время много возможностей изучать кулинарные рецепты: на страницах сети Интернет, в журналах и кулинарных сборниках. Оказалось, что существует много рецептов из полусухого хлеба.[1] Самые распространенные: это сухарики из ржаного и пшеничного хлеба. Но есть и более сложные: гренки с бананом, яблочный пудинг и др. [4,5] Мы с мамой выбрали для себя самые интересные, попробовали их приготовить и решили разместить рецепты в нашем буклете. Также мы решили поместить в буклете информацию о собачьих приютах. В процессе работы были сформулированы важные правила, которые должен знать каждый ученик. Этим правилам мы также отвели в буклете отдельную полосу. Буклет оформляли в программе Word, используя фотографии и печатную информацию. (Приложение 1)

Заключение

Эта проектная работа для меня оказалась очень интересной. Я научился составлять анкету, проводить опрос и брать интервью. Выступил перед одноклассниками с докладом о значении хлеба.

Все поставленные задачи были выполнены. Я достиг цели своей работы: подобрал информацию и оформил буклет-памятку с рекомендациями по использованию чёрствого хлеба.

В процессе работы, после интервью с заведующей столовой, я задумался об утилизации пищевых отходов, как это влияет на экологию. Что может сделать каждый из нас, чтобы отходы приносили пользу. Возможно это будет темой моей следующей работы.

Библиографический список

1) А.И.Корчега, А.И. Ковтуненко Л.Я. Подъяблонская Л. Хлеб на обеденном столе. https://www.litmir.me/br/?b=215826&p=1

2) Филушкина П. А., Соболева И. В. Ценность хлеба как важная составляющая жизни человека // Юный ученый. — 2016. — №1.1. — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/young/archive/4/396/

3) 4. Э. Емельянова. Расскажите детям о хлебе. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5816013&lfrom=329574480

4) Андреев А, Лазерсон И. «Хлеб – всему голова», М.: «Книголюб», 2003 г.

5) https://zen.yandex.ru/media/tartuffolo/desert-k-chaiu-iz-samyh-prostyh-produktov-bystryi-recept-5d285a3bbc228f00ad3abd56

6) Журнал:Хлебопродукты. – 2015. – №5. – С.8-10.

Приложение 1

10

Просмотров работы: 46