Мед - жидкое золото природы

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мед - жидкое золото природы

Жарков К.А. 1
1МАОУ СШ №5 г. Павлово
Жижина Н.А. 1
1МАОУ СШ №5 г. Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

У нас большая и дружная семья. У меня два брата. Очень часто нас мама кормит медом. Придем с братом с прогулки и мама нам чай или молоко с медом приготовит. Видел, как она мед в выпечку кладет. Очень вкусные получаются медовые лепешки. А бабушка рассказывает, что от простуды медом вылечилась. Бабушка и мама говорят, что мед очень полезен для человека. Чтобы убедиться во всем самому, я решил заняться исследованием. В своей работе я решил изучить вопросы:

- Весь ли мед такой полезный ?

- Любой ли мед натуральный?

Я считаю, что тема данного проекта актуальна, так как в наше время повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год дает возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях. Но закрадывается вопрос: любой ли мёд натуральный?

Гипотеза: если изучу литературу, смогу научиться определять натуральный мед, и смогу дать полезные советы одноклассникам и знакомым.

Цель моего исследования: провести экспертизу качества мёда разных производителей в домашних условиях и дать рекомендации потребителю- как выбрать качественный мёд.

Объект моего исследования:

Мёд натуральный цветочный.

Мёд разнотравье.

Мёд гречишный.

Предмет исследования: качество исследуемых сортов мёда.

Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

1. Изучить историю меда.

2. Изучить состав, свойства и качество меда.

3. Узнать о полезных свойствах меда.

4. Выяснить способы определения качества меда.

5. Выяснить с помощью опытов натуральный мед или нет.

Методы исследования:

Изучение литературы по данному вопросу.

Анкетирование.

Эксперимент.

Наблюдение.

Анализ.

2. Основная часть.

2.1 Откуда мед на столе?

В ходе изучения различных источников, я получил ответы на интересующие меня вопросы. Я узнал, что мёд – это сладкое вязкоеи ароматическое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений. Медоносные пчелы вырабатывают мед, чтобы кормиться во время долгой зимы. Сперва рабочая пчела собирает нектар и наполняет им свой медовый желудочек. Затем она возвращается в улей и передает собранный мед другой пчеле – приемщице. Приемщица перекачивает его в свой медовый желудочек и хранит его там. После приемщица находит свободную восковую ячейку в сотах и перекладывает туда каплю обработанного нектара. В процессе кропотливого труда нектар насыщается полезными микроэлементами, глюкозой, минеральными веществами, витаминами, кислотами, которые очень необходимы организму.

О пользе меда известно еще с давних времен. Оказывается, первобытный человек охотился за медом, как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания) и он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел извлекающего мед. В Египетских пирамидах были найдены сведения об использовании меда, как продукта питания и лечебного средства. В Древнем Египте мед давали в школах, т.к было замечено, что ученики, принимавшие мед, становятся более развитыми и физически, и умственно.

Греки полагали, что их боги бессмертны потому, что они питались так называемой пищей богов, в состав которой входил мед. Они приносили богам в жертву фрукты, намазанные медом. Когда-то, Екатериной 2 был издан Указ сечь торговцев, если они торговали негустым медом в ноябре и позднее. Сейчас этот Указ не исполняется, потому даже весной полки в магазинах сплошь заставлены прозрачным не засахаренным «медом», т.е. заведомым фальсификатом.

2.2 Состав меда и полезные свойства.

По ботаническому происхождению натуральный мёд может быть: цветочным, падевым или смешанным. В составе меда 65- 80% фруктозы и сахарозы содержат в себе уникальный набор витаминов, ферментов, минеральных веществ, органических кислот. Микроэлементов, противобактериальных веществ.

Цветочный мёд получают при переработке пчёлами нектара растений. Цветочный мёд в нашей стране насчитывает более 30 видов.

Падевый мёд образуется при переработке пчёлами медвяной росы и пади со стеблей и листьев растений.

Смешанный мёд состоит из естественной смеси цветочных или падевых медов.

Цветочный мёд может быть монофлорный - пчела собирает нектар с одного вида растений.

Также бывает полифлорный – нектар собирается с нескольких растений.

Липовый мёд – лучший из сортов янтарного цвета

Гречишный мёд – оттенки коричневого цвета

Боярышниковый мёд.

Малиновый мёд- светло- белого цвета с приятным ароматом

Вересковый мёд.

Акациевый мёд- прозрачный, при засахаривании становится белым и кристаллическим, напоминает снег.

Мед, который не извлечен из восковых сот, называется сотовым медом или медом в сотах. Находясь в сотах, мед сохраняет нетронутыми ферменты и другие полезные вещества. Пчеловоды нередко рекомендуют в пищу использовать мед в сотах.

Натуральный мед содержит в себе половину таблицы Менделеева.

Мед обладает лечебными свойствами:

Обладает бактерицидным действием, мед обеззараживает, убивает микробов.

Оказывает противовоспалительный и рассасывающий эффект.

Нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулирует функцию внутренних органов.

Повышает иммунитет, является мощной энергетической подпиткой, т.к. усваивается организмом на 100%.

Является очень ценным диетическим продуктом.

Является профилактическим средством от кариеса, стоматитов.

Нормализует сон.

Стимулирует защитные функции организма.

Мед можно назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм человека.

Образцы нашего исследования:

1. Мёд натуральный цветочный. Изготовитель: ООО «Медовея», Нижегородская обл., г. Нижний Новгород.

2. Мёд «Разнотравье». Изготовитель: ООО «Апидей», Ростовская область, г. Сальск

3. Мёд гречишный (куплен на Павловском рынке), г. Павлово Нижегородской области.

Если вы решили купить на зиму мёд, не спешите покупать его сразу много. Купите небольшое количество мёда. И проведите несколько несложных опытов в домашних условиях для определения его качества, как это сделал я.

Пчелы дают человеку не только мед, но и много других полезных продуктов пчеловодства:

- прополис;

-маточное молоко;

-пчелиный яд;

-пчелиный воск;

-пыльца и перга;

Таким образом, можно сделать вывод, что мед и его целебные свойства известны людям с древних времен.

3.Практическая часть.

3.1 Исследование качества меда в домашних условиях.

Я исследовал мед по нескольким критериям:

Для данного опыта я привлек ребят из моего класса.

Опыт 1:

Цель: Определение вкусовых качеств меда и внешний вид:

Цвет;

Консистенцию;

Запах;

Вкус;

Приготовили посуду;

Вылили мед в стаканчики;

Образцы: №1 №2 №3

Что меня должно насторожить:

мед не вызывает першения;

полное отсутствие аромата;

цвет, несвойственный сорту;

жидкое состояние продукта в осенний и зимний периоды.

Вывод:

- по цвету образцы разные;

- по консистенции – вязкое вещество все три образца;

- приятного аромата, без постороннего запаха;

- на вкус разный, но без постороннего привкуса;

Опыт № 2.

Цель: Обнаружение примеси муки или крахмала.

В 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) добавим 3-5 капель настойки йода. При наличии крахмала и муки в мёде, смесь окрасится в синий (фиолетовый) цвет. При отрицательной реакции раствор не изменит цвета.

Вывод:

Цвет в образцах не изменился, следовательно, крахмала и муки в меде нет.

Опыт № 3.

Цель: Обнаружение мела.

3-5 мл. водного раствора мёда (1:2)добавим 3-5 капель уксусной эссенции. Если раствор «закипит» с выделением углекислого газа, в мёде присутствует мел.

Вывод:

Смесь не закипела, следовательно, присутствие мела в образцах не обнаружено.

Опыт № 4.

Цель: Обнаружение сахара.

1 способ - выложить мёд на салфетку, если через час мёд не засахарился, то сахара нет;

2 способ - расплавить мед в ложке на огне. Настоящий мед разжижается и прозрачен. Если в нем сахарный сироп, то при расплавлении усиливается карамельный запах, "мед" становится густой и мутный.

Вывод:

Первым способ показал, что в образцах сахар не обнаружен. Вторым способом данные подтвердились.

Опыт № 5.

Цель: Обнаружение примесей:

Растворить ложку мёда в стакане воды. Никакого осадка быть не должно. Появление осадка на дне стакана свидетельствует о наличии примесей.

Вывод:

Мед данных образцов полностью растворился в воде. Осадка в стакане не обнаружено. Следовательно, примесей в меде нет.

Исследуя образцы меда №1 Мёд натуральный цветочный. Изготовитель: ООО «Медовея», г. Н. Новгород, №2 Мёд «Разнотравье». Изготовитель: ООО «Апидей», Ростовская область, г.Сальск, №3 Мёд гречишный (куплен на Павловском рынке), г. Павлово Нижегородской области , я пришел к выводу, что самый светлый образец №1 Мёд натуральный цветочный. Изготовитель: ООО «Медовея», г. Н. Новгород .

Самыми ароматными оказались образцы №2 Мёд «Разнотравье». Изготовитель: ООО «Апидей», Ростовская область,Сальск,ул.Ленина,49.

и №3 Мёд гречишный (куплен на Павловском рынке), г. Павлово Нижегородской области.

На вкус весь мед оказался очень приятным и сладким. Образцы данного меда не содержат посторонних примесей.

3.2 Анкетирование родных и одноклассников о меде.

С целью изучения информированности родных и одноклассников о меде,

мы провели анкетирование. В опросе участвовали мои родственники и одноклассники. Всего 36 человек.

Вопрос 1 : Любите ли вы мед?

Ответ: Да- 80%;

Нет- 20%;

Вопрос 2. Как часто вы употребляете мед?

Ответ: Из опрошенных 54 % употребляют мёд часто.

Вопрос 3: Знаете ли вы, чем полезен мед?

Ответ: - укрепляет здоровье – 30%;

- от простуды – 35 %;

- от кашля – 25 %;

- не знаю – 10%;

Вопрос 4:Какой мед вы чаще всего покупаете?

Липовый;

Гречишный;

Каштановый;

Смешанный;

Ответ: Из опрошенных большинство покупают гречишный и липовый мёд.

Вопрос 5: Где вы покупаете мед?: в магазине, на рынке, у знакомых.

Ответ: 48 % покупают у знакомых.

Вопрос 6: Как вы определяете качество меда?

по вкусовым качествам;

полагаюсь на продавца;

по отзывам знакомых;

по сертификату соответствия качества;

Ответ: Из опрошенных: 36 % определяют по вкусовым качествам, и 32 % полагаются на продавца, 15% по отзывам знакомых, 17% по сертификату соответствия.

Вопрос 7: В каких целях вы используете мед?

Ответ: - как лакомство- 28%;

- в качестве лекарства – 60%;

- для приготовления пищи- 12%;

Вывод: Большинство опрошенных любят мед. Некоторые одноклассники не знают о полезных свойствах меда. В основном мед приобретают у знакомых пчеловодов и распознают его по вкусовым качествам. Многие используют мед в качестве лекарства.

Заключение

Проделанная мною работа была очень интересна, увлекательна и необычна! Теперь я буду кушать мед часто. В результате исследований я пришел к выводу, что настоящий, ни с чем не смешанный мед, без добавок приносит несомненную пользу.

Изучая литературу, я узнал и открыл для себя много интересных фактов, связанных с этим целебным продуктом . А мои опыты и эксперименты стали весомым подтверждением того, что мед – это прекрасный источник здоровья и энергии для человека. Его можно употреблять как в лечебных, так и в профилактических целях. Самое главное – он очень вкусный и полезный.

В ходе своей работе я достиг поставленной цели -определить качество меда в домашних условиях. Используя методы исследования мне удалось доказать свою гипотезу и дать полезные советы родным и одноклассникам.

Приложение

5.1 Памятка. Как купить качественный мед.

Пчелиный мёд – это не просто лакомство, это ещё и чудесное лекарство. Врачи установили, что он убивает вредные бактерии, улучшает работу сердца, прогревает тело человека, чтобы тот не простудился, если сильно замерз, повышает аппетит и сопротивляемость организма болезням. Но если это мёд качественный!

5.2 Правила хранения меда.

Для того, чтобы мед долго был на вашем столе, его нужно правильно хранить.

Приятного всем аппетита!

Список литературы.э

Сластэнский И.В. Пчелы: мед и другие продукты. – Л: Лениздат, 1987.

Шалаева Г.П. «Большая энциклопедия дошкольника» - М.: Эксмо, 2005.

www.Fabrigators.ru интернет источник

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/04/09/proekt-udivitelnyy-mir-meda

интернет источник

Просмотров работы: 30