Создание цивилизации в мире разумных динозавров. Поиск решений с помощью технологий творческого мышления.

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание цивилизации в мире разумных динозавров. Поиск решений с помощью технологий творческого мышления.

Суровенкова М.Д. 1Кетов Т.Д. 1
1МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха Московской области
Суровенкова А.А. 1Нагорнюк Е.Н. 1
1МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Этот проект называется «Мир разумных динозавров». Идея его создания возникла, когда авторы размышляли вовсе не о древних рептилиях, а о том, какими разными бывают люди, и как трудно им, порой, договориться. Одни из нас, словно хищники, преследуют свои интересы, не жалея никого на пути. Другие нередко становятся жертвой. Последствия плачевные. Становясь жертвой, человек страдает от несправедливости, он злится или отчаивается, ожесточается и сам превращается в хищника. И эта борьба длится бесконечно. Так случается и в мире взрослых, и в. мире детей. А можно ли жить дружно?

Вот и родился главный вопрос этого проекта, а вместе с ним и цель: выявить идею, способную объединить очень разных жителей планеты для создания мирного общества.

И авторы на крыльях своего воображения отправились на далекую планету, населенную динозаврами, совсем такими же, как те, что жили когда-то на нашей Земле. И решили помочь им создать цивилизацию.

Любой мир, даже мир динозавров, развивается по определенным законам. И, даже придумывая что-то, надо следовать им. Авторам пришлось призвать на помощь науку о развитии – диалектику. Инструментами исследования станут технологии творческого мышления. Их несколько, но главный помощник – Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

А задачи стоят непростые:

Помочь динозаврам стать разумными.

Узнать, что нужно для создания общества и цивилизации.

Придумать, как же договориться между собой хищникам и травоядным.

Помочь динозаврам создать устойчивую мирную цивилизацию.

Авторы проекта столкнутся с множеством трудностей и противоречий. Но с поддержкой взрослых, думая, пробуя, ошибаясь, советуясь, помогая друг другу, выполняя множество творческих заданий, с задачей справятся. Результатом станут хорошие идеи, которые обязательно воплотятся в жизнь, пусть не в мировых масштабах, но, по крайней мере, в нашем классе и в наших семьях.

Создаем цивилизацию разумных динозавров

Инструменты для поиска идей. Технологии творческого мышления

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Мы познакомились с отдельными элементами этой теории в книге, написанной специально для детей и родителей: «Новейшие приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» [4]. Ее авторы Михаил Наумович и Зоя Григорьевна Шустерман много лет посвятили развитию творческих способностей детей. Их книга послужила для нас путеводителем на непростой сказочной дороге.

Помогли нам и другие технологии творческого мышления. Опишем их кратко, в той мере как мы использовали их в работе, в Приложении 1 [Прил1].

Как динозаврам стать разумными

Итак, пришло время начать нашу сказку. Почему сказку? Потому что сказка – лучшая модель жизни, но только если она без обмана. В сказке без обмана, пусть и не без вмешательства волшебных сил, все происходит по определенным законам. И так же, как в жизни, в ней должны быть решены все противоречия. Если динозаврам нужно создать цивилизацию, они должны стать разумными. Пусть им поможет в этом волшебство, но какими именно волшебными дарами их нужно наградить? Давайте разберемся.

Представим себя космическими путешественниками, которые открыли новую планету. О чудо, планета полна жизни. Удивительные растения и животные поражают нас своим видом. Но есть ли на планете разумные обитатели, кого мы должны поприветствовать как хозяев? Что отличает тех, с кем нужно договариваться?

Этот вопрос мы задали многим взрослым и детям, поискали ответ в интернете, и поняли, что все пытаются назвать те качества, которые, по их мнению, отличают людей от животных. У нас образовался целый список уникальных умений (Приложение 2 [ Прил2]). Но, как ни удивительно, ни один пункт не выделяет человека. Простой поиск во всемирной сети немедленно подтвердил: все это в разной степени умеют и животные.

Тем лучше, это значит, что динозавры, которые на нашей планете, например, жили и развивались в течение миллионов лет, тоже вполне могли бы проявлять перечисленные умения.

Тогда мы попросили ребят нашего класса выделить в списке те качества, которые помогли бы разумным существам создать общество, а затем и цивилизацию. А также отметить те, которые, наоборот, будут мешать. Вот главные из них. (Таблица 1)

Таблица 1 Качества, присущие разумным существам

«Созидающие» качества

«Разобщающие» качества

Умение договариваться

Зависть

Умение мириться

Ненависть

Умение прощать

Ложь

Умение сочувствовать

Предательство

Умение делиться

Жадность

Умение фантазировать и изобретать

Лень

Умение воспитывать детей

Эгоизм

Умение ставить цели и добиваться их

Упрямство, «твердолобость»

Ребята были практически единодушны в оценке качеств, присущих разумным существам. Разногласия вызвали лишь два умения: приспосабливаться и действовать по собственному выбору. И неудивительно, оба эти понятия нейтральны и обретают окраску в зависимости от сделанного выбора.

Теперь в наших руках то, что в ТРИЗ называется вещественно полевыми ресурсами (ВПР) разумных существ. Мы оценили их качество и теперь сможем осознанно использовать их при поиске возможностей для создания общества: наши динозавры смогут проявлять какие-то склонности или, напротив, подавлять. И ситуация будет меняться.

Итак, мы нашли то, что нужно для создания разумного динозавра, но не забудем, что при этом он не перестает быть собой: животным из класса рептилий отряда хищников или травоядных. Это значит, что у него еще множество ресурсов, а каких именно, нам подскажет системный анализ по технологии ТРИЗ.

Каждый объект в системе ТРИЗ рассматривается на трех уровнях: система, надсистема и подсистема. Система – это сам объект, например хищный динозавр. Надсистема – это то, частью чего является объект, в нашем случае он является частью своего класса и отряда. Подсистема – это то, из чего он сам состоит: он имеет острые зубы и когти, быстрые ноги, развитый мозг, систему полезных навыков и инстинктов. Представим в виде схемы (Таблица 2):

Таблица 2 Системный анализ ВПР хищника

НС

Частью чего он является

Отряд хищников

С

Сам хищный динозавр

Хищник

ПС

Из чего состоит хищник

Острые зубы и когти, быстрые ноги, повадки, инстинкты, умение чувствовать тепло, улавливать движение и др.

Причем все это можно рассматривать и во времени: прошлое, настоящее и будущее. Вместе это составит схему талантливого мышления. Рассмотрим ее:

Таблица 3 Пример схемы талантливого мышления

Вопросы

Прошлое

Настоящее

Будущее

Частью чего является рассматриваемый объект

Экосистема1 – живой мир планеты

Экосистема

Общество разумных динозавров

Сам объект

Хищник

Разумный хищник

Цивилизованный динозавр

Из чего состоит рассматриваемый объект

Тело, инстинкты, повадки

+ качества разумного существа

+ умение жить в обществе

Пояснение: ПВ прошлом наш хищник был обычным динозавром, одиноко бегающим в поисках добычи. Его ресурсы мы перечислили в таблице выше. В настоящем он уже разумный динозавр, и к его качествам добавились, те, из которых мы формировали список умений разумных существ. А в будущем мы хотим, чтобы среди его ВПР появились умения жить в мире с другими динозаврами. Тогда надсистемой хищника станет общество, а в будущем и цивилизация.

Что нужно для создания цивилизации

Для начала разберемся с определениями: что такое общество, и что такое цивилизация.

Общество – это объединение разумных существ, связанных между собой сходным образом жизни и общими целями.

Цивилизация – это развитое общество, в котором разумные существа достигли такого уровня развития, что вместе могут противостоять многим трудностям: нападению врагов, засухе или наводнению, даже перемене климата.

Для цивилизации характерно развитое сельское хозяйство, наличие городов, ремесел, разделение труда. Есть письменность, торговля, религия и искусство.

Мы должны пройти путь от того, что имеем – разумного динозавра – к тому, что ставим своей целью – общество, а затем миролюбивую цивилизацию разумных динозавров. По пути мы будем использовать все ВПР, найденные ранее.

Начинаем моделировать

Итак, представим, что по воле некоего волшебника на свете действительно появилось существо, соединившее в себе все качества разумного человека: и положительные, и отрицательные, как же без них.

Пусть это будет хищный динозавр, ведь у него всегда при себе орудие защиты и нападения – его зубы. Ему точно будет легче выжить. Он научится искусно охотиться, научит и своих детей. Они будут собираться в стаи и действовать сообща. Возможно, однажды они сумеют приручить других животных и начнут пасти стада. У них всегда будет в достатке пища, и ни к чему будет придумывать что-то новое. Так что, скорее всего, на этом развитие общества динозавров и остановится.

Противоречие 1: мы хотим, чтобы динозавры создали цивилизацию, но они не нуждаются в этом.

Подтверждением этому служит не так давно открытое племя на острове в Тихом океане, члены которого никогда не встречались с другими людьми. На своем теплом и изобильном пищей острове они не знали ни врагов, ни соперников. Хорошо приспособились жить в согласии с природой и до наших дней остались первобытными людьми.

Кто знает, может, так и было у настоящих динозавров. Есть, между прочим, археологические находки, подтверждающие, что динозавры разных видов могли охотиться вместе. Но такой уровень развития общества не помог динозаврам выжить в изменившихся природных условиях. Все они погибли. Мы же хотим придумать, как они могли бы научиться преодолевать трудности сообща.

Вывод очевиден: они все время должны встречать нарастающее сопротивление. Справившись с одной трудностью, сталкиваться с новой задачей. Им нужен достойный соперник! А кто может стать соперником для разумного хищника? Какое существо с прямо противоположными интересами, с другим опытом, с другим поведением? Конечно же - разумный травоядный динозавр!

Решение противоречия 1: динозавры захотят создать цивилизацию, если постоянно будут сталкиваться с нарастающим сопротивлением и даже давлением своей экосистемы.

Вот так у нас и родилась идея, что развитая цивилизация динозавров могла сложиться только при участии и травоядных и хищников. Но они же в неравном положении! Хищники всегда угрожают травоядным нападением. Чтобы иметь возможность развиваться, придумать сельское хозяйство, например, травоядным динозаврам необходимо научиться защищаться. Им нужно для этого гораздо больше времени, опыта и умений, чем разумным хищникам понадобится, чтобы их уничтожить или поработить.

Противоречие 2: мы хотим создать мирную цивилизацию, в которую входят и травоядные, и хищники.Но травоядные по природе являются пищей хищников. Они не могут жить в мире на равных.

На эту тему мы написали сочинения-рассуждения (Приложение 3) [Прил3]

Тогда возникла идея, что хищники и травоядные до определенного момента могли бы развиваться отдельно, например, на разных материках. Это дало бы травоядным динозаврам время на создание оружия и инструментов и чего-то еще привлекательного для хищников. Того, чем можно поделиться в обмен на сотрудничество.

Решение противоречия 2: используем оператор РВС (размер –время –стоимость). Пусть у травоядных будет время стать сильными, прежде чем они встретятся с хищниками. До тех пор их будет разделять океан.

Но как им встретиться? Для того чтобы построить корабли и переплыть океан, нужно достигнуть очень высокого уровня развития, а это у травоядных вряд ли бы получилось в отсутствие разумных хищников.

Противоречие 3: Океан разделял динозавров, чтобы они не могли встретиться. Но теперь встретиться необходимо.

Только чудо или необозримое время могли бы им помочь. Ведь материки могли бы рано или поздно столкнуться, и встреча произошла.

Решение противоречия 3: Материки могут столкнуться (снова работает оператор РВС).

Мы придумали сказку-легенду, которая описывает такие события. (Приложение 4). Но эта сказка не помогла до конца понять, что же именно станет основой для прочного союза двух видов очень разных существ.

Противоречие 4: Динозавры стали равными по силе, они встретились, но что может заставить их жить в мире всегда?

Нам нужна новая модель. Нужна другая сказка!

Вепольное моделирование

Давайте подведем итог того, что уже появилось в нашем сказочном мире. У нас появились разумные динозавры: одни из них хищники, а другие – травоядные. Хищники умеют и любят искусно охотиться, а травоядные знают все о растениях и умеют предупреждать нападение. Они равны по силе и уму и умеют все, что должны уметь разумные существа. Не хватает, правда, умения делать сложные инструменты, ведь у динозавров нет золотых человеческих рук.

Но это поправимо, ведь есть и еще один герой в нашей сказке – это мы сами. Мы – полноправные волшебные герои, ведь эта наша заслуга в том, что динозавры стали разумными и получили возможность развиваться в спокойной обстановке. Мы помогаем нашим героям, наблюдаем за ними, оцениваем их успехи. Можно сказать, что мы – мудрые судьи сказочного мира. Если динозавры договорятся, мы обязательно наградим их тем, чего им так не хватает.

Давайте нарисуем схематично, что у нас получилось:

Рис.1 Схема взаимодействия персонажей сказки

Получился треугольник. И это не просто треугольник, а модель нашего будущего общества, т.е. социальная модель. В ТРИЗ модель такого типа называют «веполь» от слов «вещество» и «поле». Эта модель пришла из техники. Остановимся на ней подробнее.

Существует реальная закономерность: чтобы построить минимальную техническую систему, нужны два взаимодействующих вещества и энергия для их взаимодействия. Например: дерево, станок, электричество; или мясо, мясорубка, сила мускулов. То есть три угла технической системы:

В1 – вещество, названное изделием (мясо),

В2 – вещество, названное инструментом (мясорубка),

П – энергия взаимодействия, или поле (сила мускулов, чтобы прокрутить мясо).

Рис. 2 Веполь технической системы

Инструмент воздействует на изделие с помощью энергии. Но и в обществе происходят похожие процессы. Одни люди воздействуют на других таким образом, как позволяет им их культура, близость отношений или совесть. Т.е. в поле их общения есть некий судья. Таким образом, для социальной модели термин «поле» заменяют на «судья», а термины «изделие» и «инструмент» заменяют на «жертва» и «преследователь». Совсем как в нашей первой схеме!

Рассмотрим модель социальной системы.

Рис.3 Веполь социальной системы

Жертва и преследователь легко меняются местами, ведь каждый из нас может, как влиять на других, так и попадать под влияние.

Но мы видим, что в этой модели взаимодействуют всего два человека, а у нас - целый отряд хищников и целый отряд травоядных. А что, если и нам попробовать помочь договориться сначала всего двум динозаврам? Одному хищнику и одному травоядному. Они разберутся, что для этого нужно, а потом расскажут другим.

Для начала сказки наделим их способностью понимать друг друга, а в конце обязательно наградим способностью обучать, делать инструменты и добывать огонь.

Идеальный конечный результат

Теперь мы сложили сказку по-другому. Пусть с самого начала на одной земле появилось всего два разумных динозавра. И один из них был хищником, его звали Террей, а другой - травоядный динозавр по имени Листус. Их встреча произошла, и то, что потом будет происходить с каждым из их потомков, случилось и с ними. Столкнулись интересы. Приведем здесь отрывок из сказки.

«…И увидел Террей: за высокой травой:

одинокая жертва пасется в тиши.

Он погнался за ней, но не ведал того,

что недюжинный ум остановит порыв…

…Так три дня и три ночи, что сил есть, неслись

Два разумных и жаждущих жизни юнца.

Но не в силах догнать, и не в силах уйти,

бездыханно свалились они на траву.

«О, безумный, зачем ты погнался за мной?

Я не стану, о, хищник, добычей твоей.

Я вынослив, умен, знаю тайны всех трав,

Мне природа подскажет к спасению путь!..»

Так Террея спросив, Листус вновь продолжал:

«Много ланей пугливых и кабанов

На пути нашей гонки я замечал,

отчего же из них, неразумных зверей,

себе жертву доступную ты не избрал?»

И ответил Террей: «Я слишком умен,

Чтобы тратить всю жизнь на поимку свиней.

А душа моя просит больших трудов,

Над тобою победа утешит меня.

Тут задумался Листус. «Что ж, хорошо.

Хищный твой интерес я не в силах отбить.

Но послушай и ты: есть мечта у меня.

На Заветной горе съесть волшебной травы.

Мне приснилось, что можно, травы той поев,

Стать мудрейшим из всех, суть природы познав,

Тебе будет еще интересней наш бег,

Если мне ты поможешь цели достичь…

Пораздумал Террей, прежде чем отвечать.

«Хорошо. Но запомни, тебе не уйти,

Ты добычей моей станешь, пусть через век!

Съешь траву – и начнется охота опять,

будь ты сто раз умен – не окончится бег!»…

В этом отрывке реализуется один из главных принципов диалектики: о единстве противоположностей: во всем есть и хорошее, и плохое. Если ты встречаешься с плохой для себя стороной явления, возникает противоречие. Но его можно разрешить, если обратиться к хорошей стороне.

Так Листус, желая отсрочить нападение Террея, предлагает использовать его качества хищника для того, чтобы помочь ему, Листусу, преодолеть трудный путь. В конце пути – награда для обоих. Говоря языком ТРИЗ, Листус воспользовался ресурсами ВПР Террея, подключив оператор РВС (размер – время-стоимость). Со временем Листус, видимо, рассчитывал найти новые ресурсы, чтобы окончательно спастись.

У этой сказки мы придумали начало, а вот предположить, чем она закончится просили разных людей. Прежде всего, взрослых, ведь у них есть опыт, как могут повести себя разумные существа в разных ситуациях. Итак, у нас появилось множество разных окончаний. Некоторые печальные, некоторые трагические, но в некоторых, рано или поздно, динозавры договорились вместе строить общество разумных рептилий.

Оставалось только понять, что же такое появлялось в этих счастливых сказках, что отличало их от тех, что закончились печально.

И оказалось, что это следующее:

Долгий совместный путь испытаний, на котором динозавры не вредят друг другу, а помогают и, в конце концов, становятся друзьями.

Жертва во имя друга.

Появление общей цели – создать общество счастливых динозавров.

И третий пункт, общая цель, – это самое главное, потому что возможны были варианты, когда оба динозавра, ради счастья друга, отказались каждый от своей мечты и просто ушли с Заветной горы. Они стали друзьями, они принесли жертву. Но они так и не решились посвятить свою жизнь созданию счастливого мира для своих братьев динозавров.

Решение противоречия 4: Динозавры сами поймут принципы мира и захотят жить дружно. Это в ТРИЗ называется Идеальный конечный результат (ИКР).

Проверяем модель

В технологии моделирования есть обязательный этап – контрольный. Мы должны обязательно проверить нашу сказку – не было ли в ней обмана.

В этом нам помогли наши друзья-эксперты. Нам нужно было рассказать им окончательный вариант сказки и попросить оценить его.

С помощью взрослых мы литературно оформили сказку и прочитали ее по ролям перед классом. Вы найдете сказку в Приложении 5 [Прил5]. В представлении мы использовали музыку и презентацию с иллюстрациями, чтобы впечатление было более ярким. Перед представлением мы попросили ребят в списках качеств разумных существ, с которыми они уже поработали (Приложение 2) [Прил2] отмечать, какие качества наши герои проявляют по сюжету.

У сказки было два окончания: трагическое, где динозавры окончили жизнь, так и не создав дружное общество; и счастливое – где они обрели новую общую цель, и в награду от Мудреца получили волшебные дары.

В результате получилось, что в счастливом окончании, в отличие от трагического, динозавры отказались от своих «разобщающих» качеств, и, напротив, проявили те, что ведут к миру. Это означает, что в нашей модели нет противоречий. Сказка удалась! Вы найдете ее в Приложении 9.

Результаты моделирования: главный вывод исследования

Итак, теперь нам стало ясно, что могло бы послужить основой для создания Мира разумных динозавров, в котором уживались бы и травоядные, и хищники.

Это, во-первых, время, чтобы лучше узнать друг друга, даже подружиться. Время совместной деятельности или пути, когда каждый старается помочь товарищу просто, чтобы завершить начатое.

Во-вторых, это жертва. Это слово может означать простую уступку ради товарища, с которым ты уже что-то пережил. Ради того, чтобы помириться, например. А может означать и готовность отдать свою жизнь ради будущего Родины, как было во время Великой Отечественной войны.

И, наконец, для создания Мира разумных существ необходимо желание создать такой мир. Желание жить ради общего счастья, не только для своего удовольствия. Такое желание обязательно возникнет, если были пройдены два первых этапа. Или оно станет основой для того, чтобы отправиться в совместный путь.

Из сказки в жизнь

В диалектике есть понятие об универсальности связей и отношений. Именно его мы имели в виду, начав сочинять сказку для того, чтобы решить совсем не сказочный вопрос. Все, что справедливо для наших героев, конечно справедливо и для нас, людей. Ведь мы сочинили сказку без обмана. В любой жизненной ситуации мы можем вспоминать сказку о Листусе и Террее и поступать, как они.

Это значит, например, что если у нас есть цель стать дружным классом, то мы будем поступать так, чтобы не обижать своих одноклассников и учителей. Для этого нам даже часто придется терпеть, сдерживать себя. Не беситься на переменах, не сквернословить, не шуметь на уроке. Это будет нашей посильной жертвой.

Если в классе появится новичок, возможно, он может показаться нам непохожим на других. В душе мы можем даже почувствовать неприязнь – всегда трудно привыкать к новым людям. Но мы, помня о принципе долгого пути, не будем его обижать. Наоборот, поддержим во всем и привлечем к нашим общим делам. Это даст новенькому возможность узнать класс и проявить себя с лучшей стороны. Тогда мы точно подружимся, ведь мы помним, что наша главная цель – быть дружным классом.

Обо всем этом мы рассказали ребятам из нашего класса. Потом мы сыграли вместе в игру «Не хочу – не буду». В этой игре мы сначала выяснили, что больше всего может раздражать ребят в поведении одноклассников. Многие с места предлагали варианты, а мы записывали их на доске, нумеруя. Мы попросили одноклассников на неподписанных листочках выписать номера пунктов, которые важны именно для них. А потом мы договорились, что выкрикнем громко все вместе «Не хочу – не буду ОДИН», «Не хочу - не буду ДВА» и т.д. А выкрикивая, мы все поднимали наши листочки, если в них встречался выкрикнутый номер.

Так мы все увидели, насколько важны выписанные на доске проблемы для всего класса и, как бы пообещали («Не буду…») не поступать так больше. Итоги опроса мы приводим в Приложении 2 [ Прил2].

Мир разумных динозавров спустя тысячелетия

Листериада – колыбель мира

Казалось бы, главной цели мы достигли: поняли, что необходимо, чтобы жить в мире. Мы подружили динозавров и сделали чуть дружнее наш класс. Но сколько времени мы будем помнить о своих важных открытиях? Просто необходимо придумать что-то, что будет постоянно напоминать и нам, и динозаврам о важных истинах!

Идею мы подсмотрели у Пьера де Кубертена – создателя современных Олимпийских игр. В своем произведении «Ода спорту», он сказал известную фразу: «О спорт, ты – мир!». И мы подумали, что эта мысль поможет и динозаврам.

Олимпийские игры сегодня уже нельзя назвать примиряющими. Они больше похожи на спортивные войны между странами. Мы решили усовершенствовать их для мира динозавров, привнеся в них наши открытия. Так появились Листерийские игры. Мы придумали ряд видов спорта, правила которых направлены на воспитание трех принципов мира разумных динозавров: долгий путь дружбы, жертва во имя друга и жизнь ради общей цели.

Рассказ о Листерийских играх вы найдете в нашем сборнике «Листериада. Спорт в стране разумных динозавров» (Приложение 4) []

Листерийские игры нашего класса

Нам удалось создать устойчивую мирную цивилизацию динозавров. Им помогли Листерийские игры. А почему бы и нам в классе не проводить иногда такие игры? Тогда мы тоже будем помнить о принципах дружбы.

Мы подобрали ряд игр, в которых, также как в Листериаде, воспитывались бы идеи долгого пути дружбы, жертвы ради друга и общей цели. Их мы также приводим в Приложении 4 [Прил4]

Мы провели Листериаду в нашем классе. И нашим ребятам понравилось выполнять такие задания, в которых они лучше узнают друг друга, а также стараются показывать лучший результат ради общего успеха.

Надеемся, это станет нашей классной традицией.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что этот проект стал для нас настоящей школой организованной мысли. Мы ознакомились на практике с несколькими технологиями креативного мышления и смогли сделать для себя важные выводы: если уметь правильно думать, то можно решить даже очень сложные вопросы.

В этой работе мы ставили задачу найти ответ на актуальный в нашей жизни вопрос – как жить в мире? Для себя мы открыли этот секрет, и, при желании им может воспользоваться каждый, кто поставит для себя такую цель – поддерживать мир. В своей семье, в своем классе, на работе, в своей стране и даже на планете мы можем жить дружно, если будем уступать друг другу и помогать друг другу на общем пути.

Но уступать нужно только на том пути, который ведет к общей цели – к миру и совместному развитию. Если же жертва уступит преследователю во время охоты, то прольется кровь. Только когда хищник превратится в защитника, травоядный сможет превратиться в исследователя или земледельца.

М ы поделились всеми своими открытиями с одноклассниками и получили от них благодарность: и за хорошие идеи, и за истории про любимых динозавров, в которых они не вымерли. И, кто знает, может быть, однажды планету Земля посетит инопланетный корабль с листерийцами на борту. Мы теперь знаем, как с ними подружиться! И не стоит опасаться, что инопланетяне захотят завоевать нашу планету. Мы верим, что только мирная цивилизация способна развиться до космических высот!

Список использованной литературы

Берган М. На планете динозавров/ Пер. с англ.Е. Ерохиной. – М.: ООО «Издательская Группа Актикус», 2008.

Гальперштейн Л.Я. Как начиналась жизнь: Научно-популярное издание для детей. – М.:ООО «Росмэн-Издат», 2000.

Ферт Р. Динозавры./ Пер. с англ. Е. Ясного. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013.

Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 3. – СПб.:ИГ «Весь», 2018.

Интернет-ресурсы.

Описание приложений, предоставляемых на плакатах и в виде книг.

Приложение 1 Как нам помогли методы творческого мышления – схема.

Приложение 2 Опросный лист на основе списка умений разумных существ.

Приложение 3 Сочинения-рассуждения на тему противоречий в интересах хищников и травоядных.

Приложение 4 Легенда о столкнувшихся материках – сочинение.

Приложение 5 Чего не любят наши одноклассники – опросник и результаты.

Приложение 6 Правила спортивных игр – брошюра и плакаты.

Приложение 7 Контроль соответствия правил спортивных игр принципам мира – опросник.

Приложение 8 Листерийские игры нашего класса – фотографии, сборник игр

Приложение 9 Сказка о двух разумных динозаврах – книга.

1 Экосистема – содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

13

Просмотров работы: 80