Введение
Актуальность. Экологическая проблема мусора в современном мире является глобальной задачей для всего человечества. Объемы потребления увеличиваются постоянно, что в свою очередь вызывает рост количества отходов. Грамотная утилизация мусора поможет избежать загрязнения планеты.
В настоящее время в обществе не утихают дискуссии о важности правильной организации переработки мусора и использования вторичного сырья. В нашем городе организованы контейнеры для раздельного сбора мусора: перерабатываемого и не перерабатываемого, а также ПЭТ тары. Но одного взгляда на эти мусорные площадки достаточно, чтобы понять, что жители нашего город в большинстве своем такой сортировкой не пользуются.
С другой стороны общеизвестен тот факт, что именно семья является первичным и главным источником формирования у ребенка основных жизненных принципов и приоритетов, в том числе и основ экологического мышления. Однако проведенное анкетирование среди учеников начальной школы МБОУ «Гимназия №16» показало, что 83% респондентов не практикуют раздельный сбор мусора дома и не знают, для чего это необходимо.
Таким образом, возникает противоречие междупотребностью общества в экологически воспитанных гражданах и недостаточной сформированностью системы экологического воспитания в семье.
Цель данного исследования – определить роль семьи в решении проблемы раздельного сбора мусора и привлечь к ней внимание.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- анализ литературных источников по изучаемой тематике,
- измерение количества производимого мусора семьей из четырех человек в неделю и составление на основе полученных данных прогнозов,
- организация и проведение совместного детско-родительского классного часа «Сортировка мусора – забота о будущем».
Объект исследования – раздельный сбор мусора.
Предмет исследования – роль семьи в решении проблемы раздельного сбора мусора.
Гипотеза исследования – эффективность раздельного сбор мусора повысится при грамотной просветительской работе с семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить федеральный и региональные законы о раздельном сборе мусора.
2. Составить анкету и провести анкетирование среди учащихся МБОУ «Гимназия №16», чтобы узнать применяют ли ученики начальной школы дома сортировку бытовых отходов для дальнейшей сдачи перерабатываемого мусора на переработку.
3. Проанализировать результаты анкетирования, составить наглядные графики и диаграммы .
4. Разработать и раздать информационные буклеты, где указаны простые правила начала деятельности по раздельному сбору мусора в доме и конкретные пункты приёма вторичного сырья.
5. Разработать сценарий урока для классного часа по раздельному сбору мусора (презентация и текстовое сопровождение)..
6. Провести детско-родительский классный час на тему «Сортировать мусор – заботиться о будущем» с мультимедийным сопровождением в 3 «а» классе МБОУ «Гимназия №16».
7. Организовать пункт приема отработанных батареек в коридоре рядом с классом.
8. В рамках учебной деятельности по предмету «Окружающий мир» планирование подгрупповых проектных работ на тему сортировки мусора и его переработки.
Основная часть.
В связи с ростом технического прогресса и потребления увеличилось количество производимого мусора, примерно 95% которого складируются на свалках, выделяя токсичные вещества в почву и атмосферу десятки, а некоторые даже сотни лет. И это при том, что от 60 до 80% мусора составляет вторсырье, которое при дальнейшей переработке способствует сохранению финансовых, а главное – экологических ресурсов. Организовав раздельный сбор мусора дома и сдавая отходы по видам в пунктах приема или в специальные контейнеры, мы можем способствовать улучшению экологической обстановки, сэкономить энергоресурсы. Значение сортировки отходов состоит в существенном сокращении доли складируемого мусора и уменьшении площади полигонов ТБО.
Для чего нужно сортировать мусор? Чтобы из общей массы мусора выделить отходы, пригодные для дальнейшей переработки и использования, нужно разделять его на этапе возникновения. Вот лишь основные задачи, которые могут быть решены благодаря раздельному сбору мусора:
снижение потребления природных ресурсов из-за использования вторсырья,
сокращение объема складируемого мусора на полигонах твердых бытовых отходов и несанкционированных свалках, а значит и уменьшение выделяемых вредных веществ,
улучшение экологической обстановки,
сокращение расходов на повторную переработку.
Приведем интересные примеры переработки мусора:
Из 400 стеклянных бутылок можно получить комплект стекловаты, достаточный для теплоизоляции одного загородного дома.
400 алюминиевых банок от напитков достаточно чтобы создать 1 детский велосипед.
Из 25 пластиковых бутылок можно сделать 1 флисовую куртку.
10 рулонов туалетной бумаги получатся из 1 килограмма прочитанных газет.
1 автомобильной покрышки хватит для производства 1 в.м. покрытия для детской площадки.
Экспериментальная часть
Для того, чтобы увидеть значимость сортировки мусора, мы с братом решили узнать, сколько же мусора производит одна семья из четырех человек в неделю. С этой целью мы сортировали мусор в течение 7 дней и взвесили его. Вот какие результаты у нас получились:
Сухая перерабатываемая макулатура – 1 кг,
Перерабатываемая ПЭТ-тара – 0,3 кг,
Перерабатываемый текстиль – 0,2 кг
Неперерабатываемый полиэтилен – 0,2 кг
Неперерабатываемые пищевые отходы – 4 кг (Приложение 1 )
Таким образом, наша исемья из 4 человек за 7 дней без сортировки мусора производит 5,7 кг отходов, а при условии сортировки и вторичной переработки – лишь 4,2 кг, что на 27 % меньше. Следовательно, можно подсчитать количество отходов от одной такой семьи за месяц: 16,8 кг при сортировке и 22,8 кг при отсутствии сортировки. Все эти данные представлены в диаграмме. (Приложение2 )
Получив эти данные, мы заинтересовались, применяют ли ученики начальной школы дома сортировку бытовых отходов для дальнейшей сдачи перерабатываемого мусора на переработку. С этой целью нами была разработана анкета (Приложение 3).
В анкетировании приняли участие учащиеся 2-4 классов МБОУ «Гимназия №16» в возрасте 8-11 лет в количестве 60 человек. По итогам анкетирования были получены следующие результаты.
83% опрошенных не сортируют дома мусор для переработки, тем самым в разы увеличивая количество твердых бытовых отходов. При этом 66% респондентов знают, для чего необходимо сортировать мусор. Еще большее количество анкетируемых, а именно – 74% - знают, где расположены пункты приема вторичного сырья. Немногим меньше – 67% учащихся – информированы о вреде использованных батареек для окружающей среды и необходимости их отдельной утилизации.
Но самое интересное, что только 16% опрошенных смогли правильно ответить на вопрос о количестве производимого за неделю мусора семьей из 4 человек. Оставшиеся 84% указали меньшее число.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Учащиеся начальной школы не имеют реального представления о количестве производимого мусора одной семьей.
Большинство респондентов имеют представление о необходимости сортировки мусора для его дальнейшей переработки, однако сортировкой этой дома не занимаются.
Следовательно, необходимо проведение просветительской кампании в рамках начальной школы для привлечения внимания к вопросу сортировки и дальнейшей переработки мусора.
В связи с этим нами был подготовлен и проведен детско-родительский классный час на тему «Сортировать мусор – заботиться о будущем» с мультимедийным сопровождением в 3 «а» классе МБОУ «Гимназия №16». На данном мероприятии было рассказано о проведенном эксперименте, представлен фотоотчет сортировки мусора. (Приложение 4)
Были даны адреса пунктов приема вторичного сырья. Совместно было принято решение организовать пункт приема отработанных батареек в коридоре рядом с классом. Ответственным за сбор назначены учащиеся 3 «а» класса. В рамках учебной деятельности по предмету «Окружающий мир» планируется выполнение подгрупповых проектных работ на тему сортировки мусора и его переработки.
Заключение.
Ежегодно каждый житель нашей планеты производит огромное количество мусора. Это наносит невидимый, но огромный вред окружающей среде. А ведь такие крупные объемы отходов могут использоваться в качестве вторсырья и даже помогают добывать важные продукты – топливо, строительные материалы. Это позволит не только уменьшить проблему мусора, но и сохранить финансовые и экологические ресурсы!
На наш взгляд, данное направление исследовательской деятельности актуально и интересно. Важно понимать и всегда помнить, что каждый наш поступок формирует наше будущее. Нам искренне хотелось бы жить на чистой планете, поэтому заботиться о ней мы должны уже сейчас!
В дальнейшем в рамках продолжения данного эксперимента планируется изготовление и выпуск информационных буклетов о том, куда можно сдавать мусор на переработку и что из вторичного сырья получается.
Список использованной литературы
1. Восконьян В.Г. Пути снижения загрязнения окружающей среды твердыми отходами // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 9 – С. 30-34 Научный журнал.
2. Всероссийский экоурок "Разделяй с нами" организатор ЭРА, URL: http://www.разделяйснами.рф
3. Колбоковский Е.Ю. «Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. »-Ярославль Академия развития, Академия К. 1998г
4.Петров ВГ., Чечина А.Х «Линии сортировки мусора перспективы применения» В.Г.Петров., А.Х Чечина .-Ижевск ,2005 г.
5.Самкова В.А Экологический практикум« Город, в котором я живу» 2000г
6. Федеральный информационный портал "Вода России", URL: http://voda.org.ru.
7. Чижевский А. Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2005г.
Приложение 1
Приложение 2
Количество отходов от одной такой семьи за 7 дней и за месяц
Приложение 3
Анкета
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, отметив один подходящий Вам вариант ответа.
Вы сортируете дома мусор для дальнейшей переработки?
А) да
Б) нет
Знаете ли Вы, зачем нужно сортировать твердые бытовые отходы?
А) да
Б) нет
Знаете ли Вы, куда можно сдать вторичное сырье для переработки?
А) да
Б) нет
Знаете ли Вы, что нельзя выкидывать использованные батарейки в общий контейнер для мусора?
А) да
Б) нет
Как Вы думаете, какое количество мусора в среднем за неделю производит семья из 4 человек?
А) 2 – 3 кг
Б) 3 – 4 кг
В) 5 – 6 кг
Спасибо за Ваши ответы!
Приложение 3