Дети и деньги

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети и деньги

Мартынцева А.Б. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4" г.Костромы
Комлева Н.Д. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4" г.Костромы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта. Трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних « личные карманные» деньги появляются раньше, у других позднее. Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Но понимают ли они сущность денег? Умеют ли они грамотно ими распоряжаться? Осознают ли они, что такое финансовая ответственность?

Для изучения вопросов, связанных с финансовой грамотностью младших школьников, и был разработан этот проект. Он является информационно-исследовательским. Здесь представлены результаты работы по формированию представлений об основных финансовых инструментах у младших школьников.

Цель проекта – получение детальной информации об уровне финансовой грамотности детей, а также оценка основных факторов, оказывающих влияние на их финансовое поведение

Задачи проекта:

узнать историю возникновения денег и их основные функции;

изучить наиболее популярные практики приобщения детей к финансовой активности за рубежом;

провести опрос среди одноклассников и узнать, как они относятся к вопросам финансовой грамотности;

оценить отношение и интерес родителей к обучению своих детей основам финансовой грамотности;

разработать цикл занятий для ознакомления одноклассников с основными темами, включенными в курс «Окружающего мира» и связанными с вопросами финансовой грамотности;

разработать интерактивные задания в формате веб-квестов на основе одной из образовательных платформ.

Объектом исследования в проекте является финансовая грамотность младших школьников, предметом исследования отношение младших школьников к деньгам, структура их расходования.

Гипотеза проекта – изучение вопросов финансовой грамотности поможет младшему школьнику научиться правильно обращаться с финансовыми средствами, будет развивать самостоятельность и ответственность.

Проект разбит на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части представлены результаты обзора литературных источников и электронных ресурсов по интересующим вопросам, а в практической результаты опроса одноклассников и их родителей по данной теме, а также примеры веб-квестов по изученной тематике.

Ход выполнения проекта:

Определение темы и целей проекта.

Определение источников, сбор и анализ необходимой информации.

Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Формулировка выводов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Основные методы исследования: изучение литературных печатных и электронных источников, беседы и опросы детей и родителей.

Структура проекта: реферат объемом 15 стр., в котором представлены основные результаты анализа источников по заданной теме, приложения объемом 8 стр., которые содержат иллюстративный материал по теме, результаты опросов одноклассников и их родителей.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ

Чтобы интересоваться у своих одноклассников, что же они знают из финансовых вопросов, необходимо было изучить несколько теоретических тем. И начали мы с темы «Деньги и какие они бывают». После изучения ряда вопросов мы предложили своим одноклассникам занятие по одноименной теме. В Приложении представлены основные слайды, сопровождавшие занятие. Кроме познавательного материала в урок также вошли упражнения и игры на закрепление изученного материала.

Иcтория дeнeг начинаeтcя c тeх давних пор, когда людям, приходилоcь мeнять одну вeщь на другую, чтобы получить то, что им было нужно. Ecли им был нужeн топор, они находили какого-нибудь чeловeка, у кого он был, и обмeнивали eго на что-нибудь нeобходимоe для eго владeльца. Такой обмен называется бартер. Эта форма обмена существует и сейчас. Но все-таки большее распространение получила другая форма обмена – купля-продажа, когда товар обменивался на деньги.

 Развитиe торговли вынудило продавцов и покупателей cоглаcовать такую cиcтeму, которая бы стала идeальным рeшeниeм проблeмы товарообмeна. Появились дeньги, уcтанавливающие цeну товара. Это нe вceгда были дeньги привычные  нам – монeты и банкноты.

Иcтория знаeт много примeров того, какие могли быть деньги. В различных странах были абсолютно разные, иногда даже неожиданные формы: камeнныe дeньги в Иcландии, шeрcть cлона в Африке, cлоновая коcть на Фиджие, табак на Cоломоновых  Оcтровах, брикeты чая в Cибири и т.д.

Со временем выделились товары, которые легко обменивались. Это были  меха, драгоценные камни,  зерно, соль, мебель, посуда, одежда, драгоценные металлы и т.п. Как раз из драгоценных металлов (золота и  серебра) стали чеканить первые монеты.

Cначала они обращалиcь в видe cлитков, а потом, cлитки cтали клeймить, – так появилиcь монeты - металлические пластинки с рисунком. Для подтверждения установленного веса кусочков металла на них штамповался рисунок. Отчеканенный рисунок играл роль печати, или клейма, которым правитель гарантировал точность веса монеты. Монеты быстро распространялись в эллинском мире. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился в Европу.

На Руcи монeты появилиcь в Х вeкe, они чeканилиcь из ceрeбра (ранee иcпользовалиcь дeньги отчeканeнныe в других cтранах). Cохранилиcь «ceрeбряники» руccкого князя Владимира. На одной cторонe изображeн князь, cидящий на прecтолe («cтолe»), а на другой — родовой знак. Надпиcь на монeтe глаcит: «Володимир на cтолe, а ce eго ceрeбро».

Бумажные деньги - банкноты - могут разных размeров, цвeтов и доcтоинcтва. Но их цeнноcть заложeна в экономичecкой cилe cтраны, которая их выпуcкаeт.

Считается, что дрeвнeйшиe банкноты (cудя по найдeнным оcтанкам) могли быть отпeчатаны в Китаe. Кван — это дрeвнeйшиe уцeлeвшиe бумажныe дeньги.

 Пeрвая eвропeйcкая банковcкая запиcка — банкнота была отпeчатана в Швeции в 1661 году. В России первые бумажные деньги появились при императрице Екатерине II.

C тeчeниeм врeмeни, появилcя тeрмин валюта. Это национальные денежные единицы разных стран:  рубль – RUB, официальная валюта Роccии (Р), доллар – USD, официальная валюта CША и Cальвадора ($), eвро – EUR – официальная валюта Eвроcоюза (€) и другиe.

Наше занятие с ребятами включало и интересные задания из истории денег и задания на смекалку, логику и быстроту реакции. Интересно было всем. За свою работу отличившиеся зарабатывали «денежки». Для этого был разработан макет наших классных денег «гэшек», включавших «счастливые монетки» и «счастливые пятачки».

Рис. 1 «Счастливые» монетки и «счастливые» пятачки

Таким образом, в ходе занятий мы узнали, когда и откуда появились деньги. Просмотрели научное видео об истории возникновения денег. Познакомились с денежными знаками разных стран. На следующем занятии мы анализировали ситуации и разбирались, из чего складывается семейный бюджет, как ведется хозяйство семьи, определяли приоритеты семейных расходов, обсуждали, что такое запланированные семейные расходы. Основные слайды и фотоотчет о занятиях представлены в Приложении. Главный вывод, который мы сделали - все мы должны помнить, что семейная экономика, прежде всего, это правильное ведение семейного хозяйства.

Третье занятие было посвящено вопросам финансовой безопасности. На этом занятии мы узнали, какие виды финансового мошенничества бывают и какие способы защиты от них существуют. Мы узнали, что такое фишинг, вишинг, скимминг, ливанская петля и нигерийское письмо. На занятии мы с ребятами смотрели фрагменты фильмов, познавательных передач, ролики о том, как можно распознать мошенников и как грамотно реагировать на их действия. Все материалы по занятию также представлены в Приложении.

А в качестве закрепления изученного материала был разработан веб-квест, проходя который ребята могли повторить все пройденные темы. В качестве основы для веб-квеста мы выбрали платформу Learnis.ru. Это электронный набор инструментов для эффективного обучения на основе игровых методов. С использованием этого сервиса можно создавать интерактивные комнаты, из которых нужно выбраться, открыв дверь, решив несколько заданий.

Рис. 2 Интерфейс платформы LEARNIS.RU

В таких квестах перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Для создания образовательного квеста, подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по сюжету квеста.

В нашем случае мы предложили три квеста в соответствии с темами наших занятий: «Деньги и какие они бывают» https://www.Learnis.ru/911309/, «Семейный бюджет» https://www.Learnis.ru/184690/, «Защитим свои финансы» https://www.Learnis.ru/184797/ . Задания были составлены с помощью различных программ Power Point, QR-кодер, Learning Apps, You Toube.

Таким образом, нам удалось рассмотреть основные вопросы, связанные с темой финансовой грамотности и потренироваться в решении некоторых вопросов, решая задачи и проходя задания квеста.

1.2 КАК ДЕТЕЙ УЧАТ ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

На втором этапе нам было интересно узнать, как же происходит приобщение к вопросам финансовой грамотности в других странах.

В 2013 году эксперты Кембриджского университета провели исследование, которое подтвердило, что все основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, а полученная информация сказывается на будущем поведении детей. В связи с этим возникает необходимость вовлекать учащихся начальной школы в такую деятельность, которая учит размышлять, прогнозировать, планировать и создает условия для самостоятельной финансовой активности.

Большинство экспертов считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 6-12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно увидеть, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран. В Великобритании, Голландии, Франции, Канаде, Италии и других странах активно вводят в школьную программу по математике модуль заданий с финансовой составляющей.1

В Германии, например, карманные деньги у детей приветствуются с раннего возраста. Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет. Управление по делам несовершеннолетних выпустило рекомендации, какое количество денег правильнее всего давать детям. Дошкольникам 4–5 лет полагается 0,5 евро в неделю, детям 10–11 лет — 13–16 евро в месяц, а подросткам 16–17 лет — до 45 евро в месяц. Школьникам рекомендуют давать полную сумму сразу на месяц, чтобы они учились распределять свои финансы и планировать траты. Но как выяснилось в ходе исследования журанла «Spiegel»2, родители выдают своим детям гораздо больше от 320 евро до 450.

Рис. 3 Рекомендации по объему выделяемых средств детям и подросткам в Германии

Разумеется, это не строгие рекомендации, но правительство настоятельно советует не выделять детям слишком много денег, чтобы дети из малообеспеченных семей не чувствовали себя неловко.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Французы в свою очередь уважают и занимаются денежным накопительством. Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

В США дети приучены работать с детства. Например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п. На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично)3.

В некоторых школах Америки за активную работу на уроке дети поощряются игрушечными деньгами — classroom cash.

Рис. 4 Пример классных денег в США

За эти деньги можно поучаствовать в лотерее, которую устраивает учитель. Обычно разыгрываются сладости, игрушки, канцелярские товары или возможность поиграть в компьютерные игры в свободное время. Каждый ученик сам решает, сколько потратить на участие в розыгрыше. Чем больше денег, тем вероятнее выигрыш.

Дети из государственных и частных школ иногда посещают учебные центры Junior Achievement4. Это организация, которая помогает молодёжи получить дополнительные знания о личных финансах, работе и бизнесе. Например, детям из начальной школы устраивают экскурсию в бизнес-городок — игровой парк, в котором всё выглядит по-настоящему. В заведениях города «работают» школьники — управляют банками, стоят на кассе в кафе и даже голосуют за мэра. Должности они выбирают за несколько недель до посещения парка вместе с учителями: пишут заявку, проходят собеседование и тесты на профпригодность. В городке детям выдаётся дебетовая карта и чековая книжка, которой они могут расплачиваться целый день.

Финансовая грамотность5 — обязательный предмет в британских школах с 2014 года. Ученикам средней школы рассказывают о кредитных и дебетовых картах, займах, кредитах и налогах. Также учителя советуют, как лучше распоряжаться своими деньгами, как их копить и планировать финансовые решения в будущем.

Кстати, получать карманные деньги наличными в Британии уже немодно. По данным опроса, который проводила исследовательская компания Censuswide6, более 25% родителей переводят карманные деньги на онлайн-счета подростков, чтобы те оплачивали контент в iTunes и Xbox.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить

А вот в китайских школах уроков финансовой грамотности нет. Но ещё в начальной школе на уроках математики дети разговаривают про деньги и решают лёгкие финансовые задачки. С карманными деньгами у китайского народа связана древняя традиция. Перед Новым годом родители и бабушки-дедушки дарят детям красные конверты с деньгами. По легенде, такие конверты защищают ребёнка и приносят удачу. Каждый ребёнок получает примерно $20. Обычно дети сами решают, на что потратить эти деньги.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В целях определения экономической осведомленности учащихся нашей школы о бюджете и рациональном расходовании денежных средств в январе-марте 2020 года мы провели анкетирование учеников 3-х классов и их родителей. Анкету можно было заполнить в электронной форме или в печатном варианте. Тест для школьников по ссылке https://docs.google.com/forms/d/1lK7vLlujEfDSjgS6raGlirxZZ-ddAE9DhvGEfesYV3Y/edit, тест для родителей https://docs.google.com/forms/d/1-tdBAeaOvCpgDtFp-2SoC7UZLypkm9Fhrf4sXNkh-i8/edit

Общее количество опрошенных нами учеников составляет 129 учеников и 126 родителей.

Ребята довольно много времени проводят в школе, часто приносят туда деньги, и нам захотелось выяснить, всегда ли они соблюдают правила безопасного обращения с ними. Анкеты и результаты опросов с диаграммами можно посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ.

Как показал опрос, карманные деньги есть у 97% опрошенных. Только четверо ребят сказали, что у них нет карманных денег. Среди же родителей, которые отвечали на вопросы «Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нужны карманные деньги?» И «Получает ли Ваш ребенок карманные деньги?» мнения разделились так – 72% родителей считают, что деньги нужны, то есть почти треть родителей уверены, что деньги их детям не нужны, но в то же время 92% дают своим детям карманные деньги (18% регулярно и 74% иногда).

Многие родители считают, что детей не надо баловать деньгами, что деньги могут «испортить» ребёнка. Ведь они и так покупают ему всё необходимое. Другая группа родителей считает, что ребёнок должен получить представление о том, как можно расходовать деньги. Истина, как обычно, где–то посередине. С того момента, как мы, дети, начинаем испытывать потребность в самостоятельной трате денег, мы должны осознавать, что это такое.

Родители довольно часто ведут со своими детьми разговоры о деньгах. В ходе нашего опроса выяснилось, что только 2 родителей не объясняют своим детям, откуда берутся деньги. А вот мнение, с какого возраста следует объяснять ребенку основы финансовой грамотности разделились так, что примерно по 30% родителей считают, что основы знаний о финансах нужно прививать с 4-5 лет, еще 30% - с 6-7 и еще 30% с 8-9.

Среди детей, которые отвечали на вопрос, учат ли их родители распоряжаться деньгами, 65% ответили – да и еще 14% - редко. В этой связи показательным является ответ на вопрос в родительской анкете «Как Вы думаете, осознают ли Ваши дети ценность дененг?». 56% родителей считают, что да, 44% не уверены в положительном ответе на этот вопрос. Получается, что примерно половина родителей полагает, что их дети не понимают ценности денег.

На вопрос «Знакомы ли Вашим детям такие понятия, как бюджет, налоги, кредит, страхование?» мнения также разделились примерно поровну по 30% с ответами «да», «нет», «не уверен». При ответе на тот же вопрос у детей 57% ответили «да», остальные разделились на «нет», «не все», «затрудняюсь ответить», в общем 43%.

На вопрос «Обсуждаете ли с детьми (обсуждают ли с тобой родители) вопросы, связанные с деньгами, финансами, экономикой?» положительно ответили 73% родителей и только 52% детей.

Однако, как бы родителям не хотелось иногда верить, что детей мало интересуют материальные и финансовые вопросы, сами дети о деньгах думают иначе. Рано или поздно все родители задумываются о том, что подросшему ребенку уже недостаточно покупок, сделанных во время совместных походов в магазин, - ему нужны собственные, «отдельные», деньги. И уже с малых мы лет должны знать, что деньги надо зарабатывать и правильно ими распоряжаться. Деньги не падают с неба и легких денег не бывает. Чтобы научить нас относиться к деньгам правильно, нам нужны карманные деньги. Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но мало готовит к решению финансовых вопросов.

Проведя анализ результатов анкет наших одноклассников и их родителей, мы выяснили, что школьники в целом готовы к управлению собственными деньгами, поскольку обладают основными теоретическими знаниями в этой области. Однако они еще не прочно закрепились в нашем сознании и требуют регулярной тренировки в повседневной жизни. Следовательно, этому им нужно еще учиться. И мы предполагаем, что таким искушениям больше подвержены те ребята, которым изредка удается возможность распоряжаться самостоятельно денежными средствами.

2.2 АНАЛИЗ ФОРМ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чтобы научиться грамотно распоряжаться даже карманными деньгами, нужны определенные финансовые навыки. Проанализировав анкеты учеников и их родителей, мы можем сказать, что наши одноклассники знакомы с основными способами и правилами использования денежных средств.

Карманные деньги есть почти у 97% школьников. Способ получения денег разнообразен: большинство получают от родителей и других родственников, получают подарок деньгами (однако, отвечая на один их вопросов анкеты, ребята даже подписывали, что с большей радостью ждут именно подарка, а не денежные купюры на праздник). Некоторые экономят, получая сдачу от покупок на преобретение других средств, а кто-то получает денежные средства за какую-то выполненую работу.

Из основных причин появления карманных денег большинство получают их просто так, на праздники, есть такие, кто получает деньги для накоплений или даже за оценки и хорошее поведение. В связи с этим был интересен вопрос, стали бы школьники учиться лучше, если бы родители платили за хорошие оценки. 40% ответили «да», 37% - «не знаю» и еще 23% - «нет».

Из результатов анкетирования мы видим, что родители не придерживаются какой – либо системы выдачи денег. Мало кто выдает деньги на личные расходы каждый день. Это происходит у кого – то каждую неделю, у кого-то каждый месяц, реже раз в четверть. И все-таки, большая часть родителей дает своим детям деньги, когда как.

Суммы так же непредсказуемы. Большинство получают от 50 до 100 рублей.

Мы знаем, что основными функциями денег являются платежная и накопительная. Поэтому нам было интересно, как же ребята оценивают возможности платежей и накоплений.

Ребята могут точно или примерно указать имеющуюся у них сумму карманных денег, что говорит об их контроле своих финансов(56% и 23% соответственно).

Сразу полученные деньги не тратит практически никто. Почти половина опрошенных сначала думает, куда потратить свои карманные деньги (46%).

Цели использования денег показаны на рисунке.

Рис. 5 Основные виды трат карманных денег

Надо отметить, что большая часть ребят тратят полученные деньги не в собственных интересах. Они хотят иметь возможность самостоятельно выбрать подарок близкому и дорогому человеку. А уже потом тратят на себя: на игрушки и на вкусности.

Школьники умеют делать накопления (74% опрошенных), рассчитывать свои траты, знают цену покупке (85%). С собой все свои накопления ребята тоже не носят, они хранятся у них в определенном месте (96%), это тоже является свидетельством определенной финансовой дисциплины.

Ребята хорошо знают правила безопасного хранения денег. Большая часть опрошенных указали, что не говорят о деньгах с другими людьми(71%)

На вопросы о том, одалживали ли ребята кому-нибудь или брали ли сами в долг, ответы распределились так:

Рис. 6 Распределение ответов на вопросы об одалживании денежных средств

В современном мире очень важно знать, какие есть формы осуществления платежей, как наличных, так и безналичных. Наше исследование показало, что 23% ребят самостоятельно пока платежи не осуществляли. А те, кто что-то оплачивал, покупали в основном товары в магазине(37%). Из современных средств оплаты большинство знакомы с оплатой банковской картой (36%) и через банкомат (26%). А вот в вопросе покупок через интернет 65% ответили, что пока не совершали виртуальных операций по купле-продаже. А из тех, кто что-то покупал основная масса совершали оплату банковской картой родителей(23%) или покупали что-то на сайте интернет-магазина(27%).

С точки зрения финансового поведения важно знать вопросы, связанные с регулированием и контролем семейного бюджета. Поэтому нам было интересно узнать мнение и детей, и их родителей относительно вопроса о привлечении детей к обсуждению финансовых аспектов семьи.

На вопрос «Привлекаете ли Вы (привлекают ли тебя) к учету семейных доходов и расходов своих детей?» 59% детей ответили «нет», в то время как среди родителей таких было только 27%. Основная масса родителей обсуждают с детьми данные вопросы, но мнения их не спрашивают 64%. При этом непосредственно учетом доходов и расходов в семьях занимаются всего 23% родителей.

Таким образом, подводя итог нашему исследованию, мы можем сделать следующие выводы.

Наличие карманных денег развивает самостоятельность, позволяет школьникам самим составлять бюджет, в котором они будут учитывать все свои расходы. Лишая своих детей карманных денег, родители делают нас зависимым от своих решений и выбора покупок. Регулярная выдача наличных средств будет формировать чувство ответственности. Мы будем планировать свои траты, начнем экономить и копить.

Регулярная выдача наличных средств даст возможность ребятам тратить их на необходимые вещи. Ведь отсутствие минимальных возможностей может развить комплекс неполноценности. А у большинства наших одноклассников и сверстников имеются уже средства для покупки нужных вещей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что проект «Деньги и дети» осуществлен мною успешно, поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта достигнута, гипотеза проекта нашла свое подтверждение. В своем проекте нам удалось найти информацию об истории появления денег, о том, какие они современные деньги и какие функции выполняют.

Я училась находить необходимую информацию в книгах и энциклопедиях, а также на различных интернет-ресурсах, причем не только на русском, но и на английском и немецком языках. Я узнала много интересных фактов, нашла ответы на основные вопросы.

В качестве практического результата можно назвать работу с образовательной платформой Learnis.ru. С помощью этого ресурса я научилась создавать очень интересные интерактивные веб-квест-комнаты, где можно размещать практические задания разных форматов. А самое главное то, что очень интересно эти веб-квесты проходить.

В ходе проекта нам удалось провести достаточно масштабный опрос по интересующей нас теме не только среди детей, но и среди их родителей. Было очень интересно узнать их мнение по основным вопросам, связанным с формированием финансовой грамотности.

Считаю, что мой проект может стать наглядным пособием на уроках окружающего мира. Материал можно использовать и во внеклассной работе. Содержание и практическая часть проекта служит для расширения кругозора и повышения интереса одноклассников к вопросам грамотного управления финансами.

В качестве ближайшей задачи мы ставим перед собой разработку большого веб-квеста по всему пройденному материалу. Это будет хорошее практическое воплощение темы «Дети и деньги».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

'Money' to be taught in schools - with lessons on state spending. Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/finance/personalfinance/10304896/Money-to-be-taught-in-schools-with-lessons-on-state-spending.html

Parents are paying children in 'digital currency', report finds. Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/11753533/Parents-are-paying-children-in-digital-currency-report-finds.html?dm_i=14DE,3JSDZ,5WF96M,CQB40,1

TaschengeldfürSchüler. Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.spiegel.de/lebenundlernen/schule/taschengeld-jugendliche-in-hamburg-haben-am-meisten-a-1112881.html

Блискавка Е. Дети и деньги, изд-во «Манн, Иванов и Фербер», Москва 2014

Выгодный вклад: как повышают финансовую грамотность в разных странах. Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/370565-vygodnyy-vklad-kak-povyshayut-finansovuyu-gramotnost-v-raznyh-stranah

Дети и деньги: как обучать детей финансовой грамотности? Интервью Натальи Шумаковой, эксперта проекта Министерства финансов России по повышению финансовой грамотности. Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.radiorus.ru/brand/60510/episode/2211347?fbclid=IwAR1nQaJHNWnDwnx_QY0KM0hqed0ajSxfJGow8oPme5ehBmS4nY9jgPkkC4M

Дети и финансы. Исследование НАФИ Электронный ресурс.- Режим доступа: https://nafi.ru/projects/finansy/deti-i-finansy/

Как учат финансовой грамотности за рубежом. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://nbj.ru/publs/aktual-naja-tema/2019/08/16/kak-uchat-finansovoi-gramotnosti-za-rubezhom/

Плешаков В.В. Окружающий мир. Москва: изд-во «Просвещение», 2014.

Сайт «Национальная программа повышения финансовой грамотности населения»: https://vashifinancy.ru/child/

Сайт http://финграмотностьвшколе.рф

Сайт https://хочумогузнаю.рф

Сайт Департамента занятости США Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.juniorachievement.org/web/ja-usa/home

Школа «Яндекс.Деньги» Электронный ресурс.- Режим доступа: https://vashifinancy.ru/child/video/shkola-yandeks-deneg/

Мультфильм «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WyObIc899OE

Обучающая игра для младших школьников для iPad, iPhone «Мои первые деньги» http://itunes.apple.com/us/app/moi-pe...

«Трое из Простоквашино», советский мультипликационный фильм Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=hkc9Ce_HVmQ&feature=emb_logo

Художественны фильм «Приключения Буратино», советский двухсерийный музыкальный телевизионный фильм по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик.

«Остров сокровищ», советский полнометражный мультипликационно-игровой телефильм, созданный по заказу Гостелерадио СССР https://www.youtube.com/watch?v=4103lGUfoPA

Советский цветной музыкальный художественный комедийный фильм «Сватовство гусара», телефильм по мотивам водевиля Н.А. Некрасова "Петербургский ростовщик".

«Как старик корову продавал» https://www.youtube.com/watch?v=vz8048f_Ilw

Смешарики. Финансовая грамотность. https://www.smeshariki.ru/mult/sCDrF1wQZ6s?page=0

«Волшебное кольцо» мультфильм, 1979 г. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=dpXSlHMjlLw&feature=emb_logo

«Муха-цокотуха», мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=AEPqaZe_VzM&feature=emb_logo

«Незнайка на Луне», https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Re8m8QdSjhc&feature=emb_logo

Музыка:

1. Money, Money, Money. Исполнитель. ABBA. Writers. Benny Andersson. ... ABBA-Waterloo Eurovision Song Contest Second Performance (After Winning 1974)

2. Joel Grey, Liza Minnelli – Money, Money Cabaret "Money, Money" — The New Last Orchestra

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фотоотчет о проведенных занятиях

Примеры из материала к теме «Деньги и какие они бывают»

П римеры из материала к теме «Семейный бюджет»

 

Примеры из материала к теме «Финансовая безопасность»

Комната веб-квеста «Деньги и какие они бывают»

Комната веб-квеста «Деньги и какие они бывают»

Комната веб-квеста «Защитим свои финансы»

Образец анкеты для родителей

Образец анкеты для детей

Р езультаты опроса родителей

Р езультаты опроса детей

1http://финграмотностьвшколе.рф/page/46

2Taschengeld für Schüler https://www.spiegel.de/lebenundlernen/schule/taschengeld-jugendliche-in-hamburg-haben-am-meisten-a-1112881.html

3 Как учат финансовой грамотности за рубежом

http://nbj.ru/publs/aktual-naja-tema/2019/08/16/kak-uchat-finansovoi-gramotnosti-za-rubezhom/

4 https://www.juniorachievement.org/web/ja-usa/home

5 'Money' to be taught in schools - with lessons on state spending https://www.telegraph.co.uk/finance/personalfinance/10304896/Money-to-be-taught-in-schools-with-lessons-on-state-spending.html

6 Parents are paying children in 'digital currency', report finds https://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/11753533/Parents-are-paying-children-in-digital-currency-report-finds.html?dm_i=14DE,3JSDZ,5WF96M,CQB40,1

Просмотров работы: 44