Психология и педагогика подготовки космонавтов

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Психология и педагогика подготовки космонавтов

Яркаева Л.Р. 1
1кратовская сош 28
Тимонина М.А. 1
1кратовская сош 28
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проекта:

В настоящее время полеты в космос становятся все чаще и чаще. Быть космонавтам – очень сложная профессия. Им постоянно приходится сталкиваться с разными трудностями, которые оказывают серьезное влияние на психику человека. С развитием технологий удалось увеличить длительность полетов, а значит и психологическая нагрузка на космонавтов увеличилась. Для этого специалистам в этой области и психологам необходимо отбирать наиболее психологически устойчивых космонавтов и разрабатывать специальные упражнения, помогающие справиться с психологическими трудностями.

Цель проекта:

Изучить, какую психологическую помощь оказывают космонавтам и ее эффективность.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу о подготовке космонавтов.

Узнать, как происходил отбор первых космонавтов.

Узнать, какие методы, мероприятия используются для психологической подготовки космонавтов к полету.

Выяснить, какие существуют требования, чтобы стать космонавтом.

Гипотеза исследования:

Психологическая подготовка обеспечивает повышение эффективности деятельности космонавтов в полете.

Как происходил отбор первых космонавтов?

Впервые публика узнала о реальности осуществления возможности космических полетов в 1920-х годах из газетных сообщений американского ученого Роберта Годдарда и немецкого ученого и инженера в области космонавтики Германа Оберта. В это время советский философ К.Э. Циолковский уже работал над проектом ракеты, которая доставила бы человека в космос.

В начале 1959 года в СССР состоялся первый совет, на котором ученые и представители министерств решали главный вопрос- подготовка первого полета человека в космос. Перед ними сразу встал вопрос: представителей каких профессий следует отправлять? Поскольку полет был первый, основной задачей космонавта было исследовать состояние и реакции своего организма. Вариантов было много: врачи, инженеры, летчики и др. Выбор остановился на летчике-истребителе. Эта профессия была достаточно схожа с профессией будущего космонавта в необходимости таких определенных качеств для человека, как собранность, дисциплинированность, выносливость, стремление. В связи с этим были сформулированы требования к кандидатам в космонавты: не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличная лётная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность, рост не выше 175 см, вес 70-72 кг. Требования при отборе были очень жесткими и строгими, особенно при медицинском осмотре, потому что в то время практически ничего не знали о воздействии условий полета на организм человека. Ко всем врачам нужно было приходить по множеству раз на осмотр, они в свою очередь очень тщательно выполняли свою работу. Комиссия испытывала кандидатов на специальных приборах, проверяющих вестибулярный аппарат, проводила проверки способности работать в усложненных условиях, предлагала производить арифметические действия с отвлекающими сигналами, учитывая скорость работы и правильность ответов, проводила психологические обследования, выявляла память, сообразительность, насколько развит кругозор. Чтобы выяснить степень переносимости нагрузок, проводились функциональные нагрузочные пробы - испытания человека в барокамере, на центрифуге и др. С помощью этого можно было выявить скрытые заболевания у человека, о которых он мог не знать, также на основании данных определялась прочность человека и его резервные возможности.

Т акой «сверхотбор» был оправдан, так как космос был неизведанной областью, таил в себе много неизвестного, возможно ужасного, и никто не догадывался, возможно ли там пребывание человека. Но после первого полета Юрия Гагарина эти страхи исчезли. Люди со временем стали накапливать знания о самочувствии человека в космосе, в связи с чем изменялись системы отбора, подготовка, даже некоторые тесты и методы тренировок были исключены. Ну и конечно, новые разработки космических кораблей и развитие технологий не требовали от космонавтов высокого уровня знаний о пилотировании, одним из главных для них было желание учиться и умение приспосабливаться в сложных условиях.

Космонавт готовится к тренировке Тренировка «на невесомость».

на центрифуге

Как становились космонавтами во времена Юрия Гагарина?

Юрий Гагарин – летчик-космонавт СССР, ему присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космос. После чего он получил мировую известность.

Своим смелым поступком Юрий Гагарин доказал, что полет в космос возможен и не стоит бояться. Навсегда он изменил представление человечества о космическом пространстве. Для всех начинающих и желающих попасть в космическое пространство он был хорошим примером. Все те, кому не хватило уверенности и выносливости первыми совершить тот подвиг, что сделал Юрий Гагарин, стали стремится к таким же высотам. А ученых подтолкнуло это к новым открытиям в области космоса.

В те времена подготовить человека к первому полету в космос было чрезвычайно трудно, потому что опыт авиационной медицины был недостаточен, а такой профессии, как космонавт вообще не существовало. Было ясно, что вести одновременную усиленную подготовку к полету всех двадцати человек, отобранных для первого полета, невозможно. Сначала были выбраны шесть человек для усиленной подготовки, а затем встал финальный выбор между Юрием Гагариным и Германом Титовым. 10 апреля 1961 года состоялось заседание Государственной комиссии, которая и определила то, что первым в космосе будет Юрий Гагарин.

Несмотря на это, 6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил полет на космическом корабле "Восток-2", став космонавтом № 2. Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток. Герман Титов был первым, кто провел испытания системы ручного управления космическим кораблем, осуществлял маневрирование, выполнил ряд других экспериментов. Он сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов. Позже этот опыт длительного полета позволил изменить систему подготовки космонавтов на Земле. Были даны ответы на многие вопросы, волнующие всех людей, но было не избежать и новых задач. Это стало толчком для последующих невероятных, современных открытий. Началось активное освоение космоса и всего, что с ним связано. И по сей день деятели не останавливаются и планируют полеты на другие планеты.

Юрий Гагарин и Герман Титов обсуждают план второго полета человека в космос.

Земля, снятая Титовым в космосе

Что такое космическая психология?

Космическая психология - это раздел психологии, изучающий воздействие специфических условий и факторов космического полёта на психологические аспекты деятельности космонавтов. В ее состав входят экспериментально-психологические исследования, связанные с отбором и подготовкой космонавтов, повышением эффективности их деятельности. Деятельность космонавта обладает рядом особенностей: практической непрерывностью, жестко регламентированным порядком работы, строгим ограничением времени, отводимого на рабочие операции, факторами, обусловленными специфическим воздействием космического полёта (невесомость, перегрузки и др.), фактором «новизны», связанным с большой эмоциональной нагрузкой, нервным и умственным напряжением. Эти факторы космического полета, которые мы редко встречаем в обычной жизни, ведут к возникновению состояний напряжения, преодоление которых требует психической адаптации. Космическая психология разрабатывает специальные экспериментально-психологические методики, направленные на обнаружение и мобилизацию функциональных возможностей организма и адаптацию к разнообразным факторам полета. Немаловажную роль в космической психологии играют вопросы взаимодействия космонавтов, коллективной организации их труда, проблемы взаимоотношений и общения членов коллектива, психологической совместимости, формирования группового настроения и т.д.

Как осуществляется психологическая подготовка космонавтов?

Психологическая подготовка космонавтов к тяжелому полету – одна из основных задач, поскольку от этого зависит успешность их деятельности и состояние их здоровья. Результатом психологической подготовки является формирование сильной, активной, целеустремленной личности, устойчивой в моральном и психологическом плане к воздействию специфических факторов профессиональной деятельности и обладающей высоким уровнем интеллектуального развития, профессиональными знаниями, практическими навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения полетного задания в космосе. Мероприятия психологической подготовки осуществляются на протяжении всего периода профессионального становления и активной деятельности космонавтов.

Первоначально проводится отбор кандидатов в космонавты, перспективных по психологическим свойствам и качествам, обеспечивающим успешную профессиональную подготовку. Прошедших отбор ждут два года общей космической подготовки, после которой им предстоит сдать Государственный экзамен и получить звание «космонавт-испытатель». После этого предстоит еще два года тренировок в группах. Если космонавта назначают в экипаж, от 18 до 24 месяцев уйдет на подготовку к первому полету по конкретной программе.

Методы и мероприятия психологической подготовки космонавта к полету:

Теоретическую подготовку по основам космической психологии.

Способствует овладению знаниями и навыками, необходимыми для освоения принципов психологической подготовки и ее применение на практике. Включает в себя ряд занятий, отражающих психологию личности космонавта, вопросы психологической подготовки, «психологической поддержки», вопросы безопасности космических полетов и др.

Ознакомление космонавтов с их индивидуальными особенностями личностной структуры, эмоционально-волевой сферы, познавательно-творческими способностями и методическими приемами их совершенствования.

Позволяет сформировать у космонавтов адекватную систему самооценки, правильное представление о своих наличных и потенциальных возможностях. Материалы для ознакомления подбираются по результатам психологических обследований. Обязательное условие метода- выдача конкретных рекомендаций по саморазвитию и дальнейшему совершенствованию своих свойств и качеств.

Метод разъяснительной психокоррекции.

Основан на логической аргументации меры соответствия определенных качеств космонавта условиям профессиональной деятельности. Включает в себя эмоциональные воздействия, педагогические приемы и элементы внушения. Данный метод направлен на создание оптимистического настроения и уверенности в преодолении каких-либо недостатков. Итогом является осуществление плана коррекции самооценок, разрешение внутреннего конфликта.

Обучение навыкам сознательной саморегуляции.

Метод психологической саморегуляции применяется для самостоятельного управления человеком своим психическим состоянием в интересах повышения надежности и эффективности профессиональной деятельности. На практических занятиях отрабатываются навыки в управлении мышечным тонусом верхних и нижних конечностей, сосудистыми реакциями конечностей, ритмом дыхания, сердцебиения, тонусом внутренних органов и фазам сна и бодрствования.

Натурные тренировки и испытания.

Представляют собой тренировки по усвоению действий жизнеобеспечения при автономном существовании в различных климатических условиях. Такие занятия отражают состояние нервно-психической устойчивости к различным стрессовым воздействиям и достигают совершенствования способностей адаптации организма в разных условиях.

Летную, парашютную, физическую (спортивную) и другие виды подготовок.

И менно во время длительных тренировок у космонавтов вырабатывается набор определенных качеств. Одним из самых сложных испытаний на проверку психологической устойчивости является сурдокамера (от лат. Surdus – «глухой»). Это специальное помещение со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенками для проведения наблюдений за космонавтом. Метод заключается в непрерывной деятельности и продолжительном бодрствовании в течение 72 часов. Целью данного эксперимента является практическое ознакомление космонавтов с самостоятельной работой в экологически замкнутой системе «человек — машина», моделирующей условия профессиональной деятельности. Пребывание в замкнутом помещении при осознании полной оторванности от Земли тоже серьёзная психическая нагрузка, усугубляющаяся постоянным ожиданием опасности на орбите.


Еще одно упражнение, которое может смоделировать реальную стрессовую обстановку и развить морально - волевые качества - парашютная подготовка. Космонавту даются разнообразные задания, которые он должен выполнить за ограниченное количество времени при свободном падении и после раскрытия парашюта. Кроме того, нужно вести репортаж, он записывается на магнитофон и затем анализируется, чтобы определить эмоциональное напряжение парашютиста.

З аключительный этап предполетной подготовки —  тренировки на быстро вращающейся центрифуге, внешне напоминающей огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом —  противовес. Используется для моделирования перезагрузок. Это тоже очень важная тренировка: на спуске космонавт подвергается воздействию перегрузок, особо ощутимых после длительного пребывания в невесомости. А в нештатных и аварийных ситуациях перегрузки могут быть гораздо больше.

Большое значение в жизни космонавта играет его семья, ее благополучие, отношения между ее членами. Это важный фактор, который может сказаться на психологическом состоянии космонавта в любой форме. Прежде всего семья должна поддерживать и давать позитивный настрой. Поэтому психологи уделяют огромное внимание семье космонавта, наблюдают за отношениями, общаются со всеми членами. В этот важный период должна чувствоваться сплоченность, это и придает сил космонавтам. Если у него какие-либо серьезные проблемы в семье, их ни в коем случае не допускают к полету, поскольку все это негативно сказывается на его состоянии, может вызвать стресс, не дает возможности правильно и адекватно действовать в экстренной ситуации на орбите, также влияет на отношения между членами экипажа. Экипаж, как правило, формируется с учетом психологической совместимости во избежание конфликтов на орбите. Все личные вещи космонавтов, которые они берут с собой на орбиту, перед полетом очень тщательно и досконально осматриваются специалистами и психологом, потому что любая мелочь, это может быть даже раздражающий запах, приведет к катастрофе.

Безусловно, для повышения эффективности деятельности космонавтов на Земле каждый день проводится огромная работа большого количества специалистов Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Они готовят человека к выполнению очень сложного и ответственного задания — полету в космос и работе на орбите.

Выводы.

Профессия космонавта является очень сложной, серьезной, психологически-трудной, поэтому не каждый человек сможет реализовать себя в ней.

Со временем знания о космосе расширяются, интерес к профессии возрастает. В космическом полете специалисты получают новые знания для фундаментальных наук, проводят различные исследования на орбите, отрабатывают высокопродуктивные технологические процессы, продолжают изучать влияние космоса на организм человека.

Космонавты должны обладать развитым интеллектом для решения непростых задач в космическом пространстве.

В таких неблагоприятных условиях космического полета, как невесомость, перегрузки, изоляция, гиподинамия и др., у космонавтов формируется определенный стиль трудовой деятельности, на их поведение накладываются свои особенности, изменяется их мышление, память, восприятие, по-другому протекают психические явления.

При такой психологической подготовке космонавт формируется, как сильная, целеустремленная, выносливая, активная личность, устойчивая к специфическим факторам космического полета.

В результате исследования гипотеза подтвердилась: психологическая подготовка сильно влияет на профессиональную деятельность космонавтов и повышает эффективность их работы во время полета.

Список литературы:

https://tass.ru/spec/stat_kosmonavtom Как стать космонавтом: требования, подготовка, перспективы.

https://m.habr.com/ru/post/362067/ Средства и методы профессиональной подготовки космонавтов.

Драматический телесериал «Частица вселенной» режиссер Алена Званцова, 2017.

Документальный фильм «Звезда по имени Гагарин» режиссер Людмила Снигирева, Анна Филимонова, 2016.

Документальный фильм «Герман Титов. Первый после Гагарина» — 2010.

Медико-психологическая подготовка. — Космическая энциклопедия ASTROnote.

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/065/132.htm Космическая психология.

https://molva33.ru/kak-vybiralis-pervye-kosmonavty-v-soyuze/ Критерии отбора космонавтов для первого полета.

Просмотров работы: 1371