ОТ СОЛНЦА ДО НЕПТУНА ЗА 45 ШАГОВ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОТ СОЛНЦА ДО НЕПТУНА ЗА 45 ШАГОВ

Авдолиан А.А. 1Полюхов Ф.Д. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Шлыкова Т.В. 1Шебанов Я.О. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

 

История нашего проекта началась три года назад, когда ученики 3 «А» класса решили разместить в своем кабинете модель Солнечной системы. Став в этом учебном году пятиклассниками, они передали модели планет в школьный музей. Модели планет размещены под потолком в рекреации естественно-научных дисциплин с соблюдением расстояния от Солнца в астрономических единицах. Мы проверили данный факт, отсюда и название нашей работы «От Солнца до Нептуна за 45 шагов».

Во втором классе мы уже познакомились с составом и строением Солнечной системы, и эта тема заинтересовала нас. Мы дополнительно изучали различные источники информации и литературу по астрономии и выяснили, что астрономия – очень интересная и увлекательная наука, которая за всю историю существования человечества прошла долгий и тернистый путь.

Хотя в настоящее время состав Солнечной системы известен, но большие телескопы и космические миссии меняют наши знания о ней. Ученые Земли ежедневно получают новую информацию со спутников, телескопов, исследовательских аппаратов. Качество фотографий растет, информация уточняется. Каждая планета Солнечной системы уникальна и является чрезвычайно интересным объектом для изучения.

В ходе работы над проектом мы узнали много новой и интересной информации, и захотели поделиться ею с одноклассниками, учениками посетителями школьного музея. Эта работа позволила нам выйти за пределы материала, изучаемого на уроках «Окружающего мира»

Постановка проблемы.

Сделать процесс изучения темы «Солнечная система» в начальной школе интересным и …….

Цель работы: - создание серии плакатов, на которых представлена информация о планетах Солнечной системы, сопровождающих модель Солнечной системы в школьном музее «Физическая среда».

Задачи работы:

- узнать состав Солнечной системы;

- для этого изучить различные источники и подобрать информацию о планетах Солнечной системы;

- отобрать и систематизировать информацию для размещения на плакатах;

- создать плакаты на основе полученных материалов;

- разместить плакаты в школьном музее.

Актуальность проекта:

Материалы данной работы помогут учащимся начальных классов на уроках окружающего мира, сделают процесс обучения увлекательней. Эта информация будет полезна и старшеклассникам, и гостям школы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический раздел.

Солнечная система – это часть галактики - Млечного пути. В центре находится Солнце – самый большой объект Солнечной системы. Солнце – это горячая звезда, состоящая из газов – водорода и гелия. Вокруг него вращается 8 планет, у которых есть спутники, а также астероиды, кометы и различные метеорные тела (рис.1).

Рис.1. Карта Солнечной системы

Общим для всех планет является то, что все они движутся относительно Солнца против часовой стрелки, кроме Венеры. Но есть и различия – по своим характеристикам они делятся на земную группу и планеты-гиганты.

Для характеристики и полного описания планет Солнечной системы ученые используют широкий перечень показателей, а именно орбитальные и физические характеристики (таблица 1).

Таблица 1.

орбитальные характеристики

физические характеристики

Большая полуось (км; а.е.)

Экваториальный радиус (км;

земного)

Перигелий (км; а.е.)

Полярный радиус (км; земного)

Афелий (км; а.е.)

Средний радиус (км; земного)

Эксцентриситет

Сплюснутость

Орбитальный период (суток; юлианского года; звездных суток планеты)

Площадь поверхности (км², земной)

Синодический период (суток)

Объем (км³; земного)

Средняя орбитальная скорость (км/с)

Масса (кг; земной)

Средняя аномалия (°)

Средняя плотность (г/см³)

Наклонение орбиты

(° относительно плоскости эклиптики;

° относительно солнечного экватора;

° относительно инвариантной плоскости)

Ускорение свободного падения на поверхности (м/с²; g)

Долгота восходящего узла (°)

Вторая космическая скорость (км/с)

Аргумент перицентра (°)

Период вращения (суток)

Спутники

Солнечные сутки (суток)

 

Экваториальная скорость вращения (км/ч; м/с)

 

Наклон оси (°)

 

Прямое восхождение северного полюса (°)

 

Склонение северного полюса (°)

 

Альбедо (сферическое;

геометрическое)

 

Температура поверхности (средняя, К)

 

Видимая звездная величина (m)

 

Угловой диаметр (")

Принимая во внимание большое количество и сложность понимания указанных данных, нами были отобраны наиболее доступные и интересные для одноклассников и посетителей школьного музея и размещения на плакатах. В этот список вошли:

орбитальные характеристики (орбитальный период, спутники, среднее расстояние от Солнца),

физические характеристики (средний радиус, масса, период вращения, наклон оси, температура поверхности),

история изучения планеты, дата открытия,

интересные факты о планете.

Все данные представлены на плакате в виде графических символов, рисунков или текста (Приложение 1). Так, например, для иллюстрации массы планеты в сравнении с массой Земли были выбраны чашечные весы, которые отражают данную физическую характеристику, а амплитуда температур показана в виде столбчатой диаграммы красно-синего цвета с указанием температуры. Плакаты дополняют: символ планеты, её порядковый номер от Солнца (вверху слева и справа) и вид планеты из космоса (внизу).

2. Практический раздел.

Для работы над проектом был составлен план.

На первом этапе каждый выбрал планеты на основании своих предпочтений.

На следующем этапе мы собирали материал о планете (физических свойства, истории открытия и исследования). В этом нам помогали наши родители.

Работая над проектом вместе с нами, даже они открывали для себя новое и интересное. Важно было собрать такую информацию, чтобы она стала интересна людям разного возраста и отражала главные факты о планете.

Только собрав все необходимые сведения о планетах, мы приступили к созданию плакатов, которые оформили на уроках информатики (Приложение 1,2). Таким образом мы создали серию из восьми плакатов. Плакаты напечатаны на пластике и размещены в школьном музее «Физическая среда».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершив работу над проектом мы:

подробно познакомились и изучили состав Солнечной системы;

изучили планеты Солнечной системы;

получили навыки планирования работы;

работали с различными источниками информации;

приобрели опыт по работе с информацией;

научились создавать плакаты в Power Point.

Результат – серия плакатов для школьного музея.

Проект был выполнен в соответствии с планом, соблюдая календарные сроки.

Демонстрация плакатов на школьной научно-практической конференции вызвала живой интерес со стороны учащихся и педагогов.

В состав Солнечной системы входят астероиды, кометы, метеоры, метеориты и метеорные тела, следовательно, возможность для продолжения работы над нашим проектом еще сохраняется.

Плакаты могут использоваться на уроках окружающего мира и географии, а также во внеурочной деятельности в качестве наглядного пособия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Любительская астрономия: люди, открывшие небо/И.Ю. Позднякова—Москва: Издательство АСТ, 2018. -334, [2] с.:ил-(Библиотека Гутенберга)

2. Сурин В.Г. Астрономия. Популярные лекции. —Изд.2-е, расширенное. —М.: Издательство Московского Центра Непрерывного Математического Образования, 2019. —352с.

3. С. Дубкова Увлекательная Астрономия. -М: ООО «печатная Слобода», 2014. -288 с.

4. Удивительные планеты/ Натарадж, Нирмала; [пер с англ. К.Л.Маленникова]. —Москва: Эксмо, 2019. —256 с.: ил.— (Подарочное издание. Миссия «Космос»).

5. Сетевое издание Ин-Спейс (https://in-space.ru) (даты обращения с 09.12.2019г. по 29.12.2019 г.)

6.Проект «О– Космосе.ru» Статья «Венера» https://o-kosmose.ru/solnechnaya-sistema/opisanie-i-harakteristiki-planety-venera (даты обращения с 09.12.2019г. по 29.12.2019 г.)

Приложение 1.

Приложение 2.

8

Просмотров работы: 49