Пекинская опера: от истоков к современности, значение костюма и грима

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пекинская опера: от истоков к современности, значение костюма и грима

Черняева А.А. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Москвы «Школа №1501»
Коробкина Т.Ю. 1
1ГБОУ школа 1501 города Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пролистывая книгу о Китае, увидела фото необычных масок и костюмов, меня это заинтересовало. Что это? Почему такие яркие цвета? Что они значат? Зачем?

За информацией отправилась на просторы интернета и узнала очень много интересного. Оказывается, это неотъемлемая часть китайской оперы, а именно Пекинской. Мне показалось это очень интересным и я решила сделать проектную работу на эту тему. В ходе работы над проектом, у меня появилась идея, а что, если использовать эти маски в дизайне интерьеров, н-р, кафе, ресторана, комнаты.

Я поставила перед собой цель: показать значение костюма и грима в китайской культуре, проанализировав символическое значение, отраженные в форме и цвете, найти применение масок в современном дизайне.

Объект исследования: Пекинская опера

Предмет исследования: костюмы, маски.

Методы и способы исследования: анализ, обобщение, описание, моделирование.

Основные идеи работы: изучить историю Пекинской оперы, значение костюмов и маски-грима в опере, использование масок, применение масок в интерьере.

Поставила следующие задачи:

Найти информацию по данной теме.

Изучить значение цветов в масках-гримах и костюмах.

Сделать маски для оформления дизайна кафе.

Этапы:

1.Сбор информации.

2.Изучение литературы.

3.Практическая часть: изготовление масок.

4.Проведение мастер-классов.

Китайская опера  — вид музыки, соединяющий в себе драму и мюзикл, очень популярный в Китае, где корни оперы восходят к III веку н. э.. Существует множество региональных течений китайской оперы, наиболее значимым из которых является Пекинская опера.

I. История Пекинской Оперы

Пекинская опера представляет собой мост с великим прошлым Китайской Империи. Её история насчитывает более 200 лет, но старинная опера и современная ничем не отличаются. То есть в наши дни мы можем узнать о культурных традициях Китая времен династии Цин (конец XVIII века)

Пекинская опера называется "оперой Востока". Она является подлинным национальным наследием Китая и называется так потому, что как самостоятельный театральный жанр она сформировалась и вызрела в Пекине.

Пекинская опера берет начало от нескольких видов древних местных музыкальных драм. В 1790 г. по случаю празднования юбилея цинского императора, в Пекин прибыла из провинции Аньхой театральная труппа. Успех ее выступления побудил приехать в Пекин и другие аньхойские труппы.

В конце ХIХ в. и начала ХХ в. на основе отбора и заимствования художественных средств появился жанр "Цзинцзюй" - собственно Пекинская опера. Унаследовав лучшие традиции китайского национального театра, Пекинская опера в художественном отношении поднялась над другими местными театральными жанрами, заняла среди них особое положение. Усиление политического и культурного влияния Пекина способствовало распространению Пекинской оперы по всей стране. Наиболее полно воплотив в себе специфику древнекитайского театра, этот жанр получил общенациональное признание.

Пекинская опера - это синтетическое исполнительное искусство, поскольку в ней представлены движения, акробатика, жесты и мимика. Обычно считают, что конец XVIII в. был первым периодом полного расцвета Пекинской оперы. В то время Пекинская опера пользовалась популярностью не только в народе, но и в императорском дворце. Дворец предоставлял артистам превосходные условия костюмы, грим, а также сценические декорации. 20-40 годы ХХ в. - это второй период расцвета Пекинской оперы. В этот период возникли разные школы Пекинской оперы. Самыми известными были школа Мэй (Мэй Ланьфан - 1894-1961 гг.), школа Шан (Шан Сяоюнь - 1900-1975 гг.), школа Чэн (Чэн Яньцзю - 1904-1958 гг.) и школа Сюнь (Сюнь Хойшэн -- 1900-1968 гг.). В каждой имелась большая группа известных артистов, которые выступали на сценах крупных китайских городов, таких как Шанхай и Пекин.

В годы реформ и открытости искусство Пекинской оперы получило новое развитие. Как драгоценное достояние искусства Китая Пекинская опера получила большую помощь и поддержку со стороны китайского правительства. Ныне в большом театре «Чанъань» в Пекине круглый год идут спектакли Пекинской оперы. А ежегодный конкурс любителей Пекинской оперы привлекает многочисленных приезжих со всех концов мира, любителей этого вида театрализованных представлений. Кроме того, Пекинская опера еще играет важную роль в культурном обмене Китая с другими странами мира.

II. Актерское мастерство

Для того чтобы соответствовать требованиям артиста Пекинской оперы, необходимо знать основы национального актерского мастерства, это "четыре умения" и "четыре приема".

Первые четыре - это пение, декламирование, перевоплощение и жестикуляция; вторые четыре - "игра руками", "игра глазами", "игра туловищем" и "шаги".

Пение занимает очень важное место в "Пекинской Опере". После своего образования "Пекинская Опера" стала богатым собранием певческого мастерства. Необычное использование голоса, тембр, дыхание и другие аспекты используются для достижения наибольшего сценического эффекта.

Декламирование - это монолог и диалог. Театральные пословицы гласят: "пой для вассала, декламируй для господина" или "пой хорошо, говори великолепно". Эти пословицы подчеркивают значимость произнесения монологов и диалогов. Театральная культура на протяжении истории развивалась основываясь на совокупности требований высокого сценического искусства и обрела яркие, чисто Китайские особенности. Это необычный стиль и три вида декламирования различного назначения - монологи на древнем и современном языках и рифмованные диалоги.

Жестикуляция - это элементы акробатики используемые во время представления. В "Пекинской Опере" есть такие персонажи которых можно представить только применяя акробатическое искусство. Это, так называемые амплуа "военного героя", "военной героини" и "женщины-воительницы". Все сцены жестокой войны в спектаклях составлены из акробатических трюков, есть даже специальные "военные пьесы".

Перевоплощение - одна из форм проявления "Гун-фу". Оно сопровождается пением, декламированием и жестикуляцией. Эти четыре элемента являются основными в искусстве мастера. Они красной нитью проходят от начала до конца представления.

В каждой части представления артист применяет особые способы игры: "игру руками", "игру глазами", "игру телом" и "шаги". Это и есть "четыре умения" о которых уже говорилось выше.

III. Персонажи Пекинской Оперы

Персонажи Пекинской оперы делятся на 4 основных вида, и каждый вид, в свою очередь, делится на разные, сценические роли.

Роль «шэн» - это мужская роль. В соответствии с социальным положением и возрастом роль «шэн» делится на персонажей категории «лаошен» - старых и пожилых людей с бородой и «сяошен» - молодых ребят, юношей.

Роль «дань» - это женская роль, среди них выделяются персонажи, изображающие молодых женщин и женщин средних лет. В роли «дань» входят: «циньи», т. е. роли спокойных, сдержанных женщин, «хуадань» - непосредственные, смелые девушки и «В настоящее», то есть собственно главные героини.

Роль «цзин» - это так же мужская роль, в которой показаны мужские персонажи с открытым смелым характером.

Роль «мо» - это второстепенная роль, он приближается к роли «лаошен»; по возрасту персонаж «мо» должен быть старше, чем персонаж «лаошен».

К роли «чоу» относятся добрые, комические персонажи или хитрые, коварные, но глупые злодеи. Подобные роли могут играть и женщины, и мужчины, и все это в Пекинской опере служит для изображения людей опять же из низших слоёв общества.

IV. Костюмы и грим.

4.1 Костюм и грим являются важными составляющими образа персонажа в традиционном театре китайского народа и, в частности, в жанре пекинской оперы, являясь одним из основных инструментов, с помощью которых актер передает свое настроение зрителю. Каждая деталь, каждый оттенок имеют свое значение, понятное зрителю. Это позволяет зрителю «читать» оперу. Исследование этой символики имеет важное теоретическое и практическое значение в изучении не только пекинской оперы как отдельного жанра в театре, но также и особенностей китайской культуры в целом.

Костюмы классифицируются по форме, а затем распределяются по статусу и рангу. Четыре главных типа костюма составляют те, что носят представители различных амплуа в Пекинской опере.

Ман -- судебный халат, считается самым высокопоставленным типом одежды, и носят его высокопоставленные должностные лица в суде.

Пи -- формальное одеяние, следующая по статусу, и носили ее вне суда.

Као -- броня, ее носили генералы, находясь в суде или в бою, идет третьей по статусу.

Сюэ цзы -- неофициальный халат, низкий по статусу, так как его могут надевать представители всех амплуа.

И -- все прочие костюмы одежда.

По конструкции костюм обычно делился на 4 категории:

длинный, от плеча до пят;

короткий, сочетающий две части, в верхней части и юбка или брюки;

специальные костюмы для определенных персонажей, как костюмы по эскизам известного актера двадцатого века -- Мэй ЛаньФана;

отдельные части костюма, которые добавляются в костюм, такие как накидки, жилеты, пояса, обувь.

Функции костюма можно разделить на четыре составляющие: создание образа, дополнение характеристики персонажа, разделение действия по месту (улица, внутренние помещения и т. д.) и помощь при исполнении некоторых элементов. Костюм, вместе с маской и прической, создают единое целое с внутренним миром и характером персонажа, его настроением и совершаемым им действием. Для понимания Пекинской оперы одинаково важно знать как правила покроя костюмов, так и символику и правила сочетания цветов и орнаментов, так как одной из основных особенностей Пекинской оперы является то, что образ персонажа может быть понят через его внешний облик.

«Лучше надеть рваный костюм, чем ошибиться в костюме», - все актеры, работающие в Пекинской опере, знают это изречение. Узор на костюме не менее важен, чем сам костюм.

Во многих спектаклях, изображающих императора и его двор, должна быть видна градация чиновников, что можно выразить только через цвет и узор костюма. На примере этих спектаклей видно, какое большое значение в Пекинской опере имеет символика цвета. Покрой одежды этих спектаклей имеет научную историческую основу.

В костюмах Пекинской оперы важнейшими узорами являются дракон и феникс. В истории Китая именно дракон и феникс были символами представителей китайской власти, эти же символы перешли и в Пекинскую оперу. Помимо дракона и феникса существуют также и другие варианты рисунка - цветы, птицы, рыбы, животные.

Узор и орнамент костюмов пекинской оперы часто имеют двойной аллегорический смысл. Орнамент и отделка костюма Пекинской оперы имеют тесную связь с человеческим характером, задачей роли и внутренним действием. Важно использование большого количества символов и образных выражений, так как этот прием позволяет сильнее раскрыть образ персонажа.

Эти аллегорические образы, соединяясь с мастерством Пекинской оперы, гиперболизируют, украшают, дают более полное описание характеристики персонажа.

4.2 При создании роли особое значение имеет маска. Маска пекинской оперы - это не традиционная европейская накладная маска, скорее ее можно назвать гримом.

Пекинская опера насчитывает довольно много композиций грима, отличающихся друг от друга не только цветом, но и методами наложения рисунка. Каждый вид грима символизирует определенные особенности характера, одновременно он может восполнить недостатки мимики актера.

Способы наложения и орнаменты грима различны в зависимости от роли. Каждый вид грима символизирует определенные особенности характера, личность сценических персонажей. Насчитывается достаточно много разновидностей композиций грима, отличающихся друг от друга цветом, методом наложения рисунка, богатством орнамента.

Маска Пекинской оперы - это национальная система: каждый персонаж имеет свою форму маски, по которой можно «прочитать» его характер, его внутренние и внешние качества. Известно несколько тысяч видов композиций грима для персонажей пекинской оперы, символизирующих тот или иной образ. Цветовая гамма в традиционном театре строго регламентирована, и каждый из двенадцати цветов символизирует определенные свойства и черты характера. Основные цветовые гаммы грима - красный, фиолетовый, белый, желтый, черный, синий, зеленый, розовый, серый, бурый, золотой и серебряный.

Говоря о цветовой гамме грима, принято говорить о символическом значении цвета.

Цвет грима показывает характер персонажа:

красный цвет символизирует честность и верность;

белый - обман;

черный цвет свидетельствует об удали и силе;

синий и зеленый - жестокость и строптивость;

лицо «с кусочком доуфу" говорит о лести и низости.

Золотая и серебряная краска нужна в гриме сверхъестественных существ - оборотней, небожителей и др.

Помимо маски в создании образа участвует и полумаска -накладные усы или борода. Усы представляют собой часть маски, закрывающую нижнюю часть лица (от носа), которая должна обозначить пол персонажа, так как в Пекинской опере мужчины часто играют женщин и наоборот.

Грим демонстрирует также кровное родство персонажей. Грим указывает и на социальное положение персонажа. Современный грим-маска - это особое национальное искусство живописи.

V.Практическая часть.

Раскрашивание масок из папье-маше.

Использование: кафе г.Наро-Фоминска Московской области.

Заключение

Пекинская опера является драгоценным национальным наследием Китая. Как самостоятельный театральный жанр пекинская опера существует более двухсот лет. Она родилась и сформировалась в Пекине и в ноябре 2010 года была включена в состав культурного наследия UNESCO. Китайские оперные маски - явление уникальное, они обладают особой спецификой, своим неповторимым языком и используются в искусстве театрального грима и стиля образов героев, они несут скрытый смысл, тайну, магию. Именно поэтому всё чаще мы видим маски в интерьерах, посуде, сувенирах. В планах придумать свою маску со значением.

Литература

1.Бичурин Н.Я. «Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение»

2. http://cheloveknauka.com/pekinskaya-opera-kak-sinteticheskoe-stsenicheskoe-deystvo

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BC_%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5

4. https://gdz-onlain.ru/wrk/5716606

10

Просмотров работы: 304