Крестословицы в учебниках английского языка - релаксация или тренировка ума?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Крестословицы в учебниках английского языка - релаксация или тренировка ума?

Гилев А.А. 1Плотников Н.А. 1
1МБОУ СОШ № 9
Нямукова А.В. 1Попкова Л.М. 1
1МБОУ СОШ № 9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Мы часто видим людей в транспорте, в очередях, разгадывающих кроссворды, которые печатают в специальных журналах, таких как «Лед тронулся», «Кросс – хит», «Бабушкины рецепты». Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям, т.е. буквально переводится, как пересечение слов. В древности, ещё задолго до появления кроссвордов в том виде, котором мы привыкли их видеть сейчас, существовали различные буквенные головоломки, в которых применялся способ пересечения слов. Например, в 1936 году при раскопках Помпеи, на одной из колонн было найдено подобие современного кроссворда – римский "магический квадрат".

Люди разгадывают их для развития кругозора, улучшения памяти, гимнастики ума и для того чтобы просто скоротать время. Головоломки так же можно встретить и на страницах учебных пособий, как, например, в учебном комплексе «Spotlight» для пятого класса мы насчитали 14 головоломок. Кто их составляет? С какой целью? Подобные задания на уроке английского языка нужны только для того, чтобы мы отдохнули от изучения трудного грамматического материала или они тоже развивают наши языковые способности.

Мы выбрали эту тему, потому что хотели попробовать себя в роли авторов кроссвордов, узнать историю происхождения, виды головоломок, кто первый придумал, где и для чего. Нам хотелось показать одноклассникам, что серьезное изучение иностранного языка может быть увлекательным и интересным.

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что в настоящее время каждый человек, чтобы стать успешным должен владеть хотя бы одним иностранным языком. Это пригодится ему для общения с людьми из разных стран, он сможет читать литературу, слушать и понимать песни, разбираться в новейших технологиях.

В начале нашего исследования возникла гипотеза: если мы отгадываем или сами составляем чайнворды, ребусы, филворды, это для нас не только увлекательно, но и полезно при изучении новых слов, так как, пролистав учебник «Spotlight» мы пришли к выводу, что в нем дается большое количество новой лексики.

Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы поставили перед собой цель – придумать различные головоломки. Как результат нашего исследования, мы решили выпустить сборник с филвордами, ребусами, чайнвордами на английском языке. Мы планируем предложить своим одноклассникам разгадать наши задания. Так мы сможем достичь поставленной цели – заинтересовать ребят английским языком, помочь им в запоминании новых слов.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

• Изучить научно-популярную литературу по данной теме

• Изучить все виды головоломок в учебнике «Spotlight» и рабочей тетради для пятого класса

• Прочитать и узнать историю происхождения головоломок и виды кроссвордов

• Составить несколько крестословиц на английском языке

Нам нужно было собрать информацию, изучить уже существующие кроссворды с английскими словами, узнать об их структуре и особенностях составления. Мы планировали найти то, что нам нужно в книгах, в социальной сети Интернет, библиотеках города. Нам предстояло составить несколько ребусов, чайнвордов и оформить их в виде сборника, написать теоретическую часть исследования. Мы сделали свой сборник на английском языке, для этого мы распределились, кто и по какой теме будет составлять головоломки, иллюстрировать их. Наши одноклассники тоже подключились к работе.

Для достижения поставленных целей мы составили план работы:

I этап - организационный.

После выборатемы мы еще обдумывали и уточняли для себя её название.

II этап - поисковый, исследовательский.

Нам нужно было собрать информацию. Изучить уже существующие кроссворды с английскими словами, узнать о их структуре и особенностях составления. Мы планировали найти то, что нам нужно в книгах и социальной сети, а для этого посетить библиотеки города, найти информацию в интернете .

III этап – творческий.

Нам предстояло составление сборника кроссвордов на английском языке, а для этого нужно было составить несколько кроссвордов, а может быть, и других головоломок и оформить их в виде сборника. Мы хотели сами проиллюстрировать кроссворды, по необходимости, дополнить сборник готовыми иллюстрациями. Наконец, было необходимо написать письменную часть проекта.

IV этап – предъявление проектного продукта в виде сборника с занимательным языковым материалом для одноклассников.

2. Основная часть.

История появления и структура кроссворда.

После окончательного выбора темы проекта мы приступил к сбору информации. Мы посетили библиотеки нашего города и ознакомились с необходимой нам литературой. Затем в Интернете нашли материал о истории появления кроссвордов и их различных видах.

Слово кроссворд английское и может быть переведено как пересекающиеся слова.

На сегодняшний день существует множество версий того, когда и где впервые появились кроссворды. Сразу несколько народов считают, что именно их предки стали родоначальниками этой увлекательной головоломки, основанной на разгадывании слов.

К примеру, итальянцы полагают, что кроссворды возникли во время правления Римской империи. Данная точка зрения, кстати, имеет под собой некоторые основания. Так, в свое время археологам удалось найти сразу два произведения интеллектуального искусства, которые весьма напоминают современный кроссворд. Первая головоломка относится приблизительно к 4 веку н.э, другая – к 79 г. н.э.

Кроссворд в том современном виде, в котором люди знают его сегодня, появился сравнительно недавно. Однако и здесь есть споры относительно места его возникновения. За авторитетное право именоваться родиной кроссвордов борются сразу три государства – США, Великобритания и ЮАР.

Граждане Соединенных Штатов утверждают, что такая головоломка впервые была опубликована в 1913 году, ее автором стал журналист Артур Уинн. Жители же Великобритании настаивают на том, что кроссворды уже печатались в их местных изданиях в XIX веке. Пока что ни те, ни другие не могут доказать, что именно их государство является родоначальником кроссвордов.

21 декабря 1913 года в воскресном номере американской газеты New York World был впервые опубликован кроссворд, соответствующий современным представлениям о данном виде головоломки.

История кроссворда уходит в глубину веков. Исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные еще I — IV вв. н. э. В частности, во время раскопок, производимых в Помпеях, была обнаружена головоломка, удивительно напоминающая современный кроссворд, которую ученые датировали 79 годом н. э.

Прототипы современных кроссвордов появились в XIX веке. Самый первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в 1875 году в сентябрьском номере журнала «Святой Николас» в Нью-Йорке. И все же первый кроссворд в привычном

для нас виде был создан Артуром Уинном и опубликован в воскресном номере газеты New York World 21 декабря 1913 года.

Своё название эта головоломка получила от принципа построения, который заключался в необходимости заполнить буквами пустые клетки, выстроенные в линии и пересекающиеся друг с другом. Линии пустых клеток были пронумерованы, а под головоломкой располагались заданные значения слов, которые необходимо было вписать в пустые клетки.

Каждое значение слова соответствовало своему номеру. Из-за пересечения линий пустых клеток головоломка получила название «кроссворд». Название происходило от двух английских слов: cross (пересекать) и word (слово).

Интересно, что право США быть родоначальниками кроссворда оспаривают Великобритания и ЮАР. Англичане утверждают, что подобные головоломки печатались в Times ещё в конце XIX века. В ЮАР своя версия происхождения головоломки. Там утверждают, что ее придумал в начале XX века человек по имени Виктор Орвилл. Отбывая тюремный срок, он прислал из тюрьмы в редакцию газеты Кейптауна головоломку, по своей сути похожую на кроссворд, которая и была там опубликована.

Так или иначе, но однозначного и единственно верного ответа на вопрос о том, кто же всё-таки является изобретателем кроссворда, нет. Право на эту роль Артура Уинна более остальных подтверждается документально. В его пользу говорит и тот факт, что кроссворд, составленный Уинном, более других схож по строению с современным классическим кроссвордом. Так что дата 21 декабря 1913 года по-прежнему остаётся датой публикации первого в мире кроссворда

В современном мире существует большое количество разновидностей головоломок, которые призваны не только скрасить досуг, но и помогают укрепить человеческую память, развивают интеллектуальные способности, повышают эрудицию.

Решение кроссвордов многие называют «гимнастикой ума». Их некоторые составители проявляют чудеса изобретательности и оригинальности.

Кроссворды могут быть различными по форме и по содержанию. часто они составлены по темам, например исторические, литературные, спортивные.

Слова в кроссворд подбираются по данным определениям, по картинкам и вписываются в клеточки по цифрам - по горизонтали и по вертикали.

В обычных кроссвордах не бывает зашифрованных слов, и поэтому, давая правильное решение, надо всегда писать все ответы. Однако, чтобы решение было интереснее, во многих кроссвордах вы найдете зашифрованные слова.

На многих сайтах, в том числе и на project.1september.ru мы понаблюдали какого вида бывают кроссворды, какие кроссворды составляют ребята из других школ Мы проанализировали полученный материал и решили добавить к нашей работе не только кроссворды, но и чайнворды, ребусы,филворды.

Врачи стали применять кроссворд как успокаивающее средство. В своей работе применяют кроссворды и педагоги – это позволяет учащимся в игровой форме усваивать знания. Постоянно расширяется область применения кроссвордов, кроссворды используются для тестирования профессиональных знаний и качеств. Совсем недавно появились рекламные кроссворды, остается догадываться, какое применение найдут кроссворды в будущем. Но, несмотря на такую романтичность, естественно, что официальной была признана американская версия возникновения кроссвордов, так как сохранились и имя автора, и точная дата выхода, да и сам первый кроссворд. Однажды дома Артур нашел в своем шкафу листок со странным образом написанными словами. Позже он вспомнил, что это были «магические квадраты», или «магические слова» - игра, известная еще с античных времен, в которую с ним играл в детстве дед. Считалось даже, что «магические квадраты» приносят удачу, поэтому древние римляне часто изображали их на стенах своих домов. Принцип игры был следующим: одни и те же слова располагались в расчерченной сетке и по горизонтали, и по вертикали, Артур же упростил и усовершенствовал ее, словом, сделал то, что мы сейчас и называем кроссвордом.

Разгадывать кроссворды любили многие известные люди: Юрий Никулин, Константин Циолковский, Константин Станиславский, французская певица Мирей Матье.

Первый кроссворд на русском языке составлен писателем В.В. Набоковым (тем самым, который через 30 лет напишет "Лолиту") и опубликован в приложении «Наш мир» к газете «Руль» в феврале 1925 года в Берлине. А в СССР впервые кроссворд появился в журнале «Огонёк» в 1929 году.

Филворд - эторазновидность кроссворда. Бывает венгерский и немецкий филворд.

Венгерский кроссворд (другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда. 
Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым , с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. В филворде, как и в обычном кроссворде приводятся определения, ответы на них необходимо разгадать. Определения, в детском филворде, часто приводятся в виде иллюстраций. Мы пока предложили одноклассникам в качестве тренировки внимания просто находить в филвордах обозначенные слова.

Немецкий кроссворд разгадывается по тем же правилам, что и венгерский кроссворд. В нем также нет клеток черного цвета, а вписанные в сетку слова необходимо отгадывать и вычеркивать буквы отгаданных слов. Но есть небольшие отличия. В немецком филворде слова могут записываться в любом направлении, даже по диагонали, а буквы могут повторяться несколько раз. 

Чайнворды - это тоже головоломки первоначально появившиеся в Англии. Слово чайнворд означает цепь слов.

Принцип этой развивающей игры заключается в том, что слова следуют одно за другим в виде цепочки, в которой последняя буква первого слова является первой буквой следующего и т.д. В клеточки чайнворда вписываются или названия изображенных предметов или ответы на данные определения.

Мы завершили работу тем, что составили несколько кроссвордов, филвордов и чайнвордов на английском языке, подобрали к ним иллюстрации, готовые картинки, собрали их в сборник головоломок «Кроссворды, филворды и чайнворды на английском языке».

В ходе работы мы столкнулись с трудностями в подборе слов для кроссвордов и особенно для чайнвордов. Нужно было продумывать мета пересечения слов, продолжение цепочек в чайнвордах. Для этого пришлось много поработать со словарем.

В начале работы мы задумывали составить только кроссворды. Но в ходе работы мы приняли решение изменить проектный продукт, так как решили, что сборник станет только интереснее, если добавить туда чайнворды и ребусы.

3. Заключение.

Закончив свой проект, мы можем сказать, что пока наши кроссворды и чайнворды, может быть очень простые. Мы чувствуем, что нам нужно знать больше слов. Мы стали внимательнее на уроках, больше обращаемся к словарям.

Работа над проектом показала нам, что выражать свою мысль, выстраивать кроссворд или чайнворд не так-то просто. Чтобы составить даже один короткий, но интересный кроссворд, надо много времени.

В дальнейшем мы продолжим эту работу для того, чтобы создать новый сборник с кроссвордами и чайнвордами, но уже для 6 класса, а, может быть, составим небольшие головоломки для тех, кто только начинает изучать язык. Они помогут ребятам лучше запоминать слова. Когда отгадываешь эти головоломки, то не просто заучиваешь слова к уроку, а играешь и учишься одновременно.

Нам удалось решить поставленную проблему и достичь цели своего проекта с помощью созданного сборника кроссвордов и чайнвордов, так как и сами мы еще больше увлеклись английским языком и, надеемся, что ребят они не только увлекут, но помогут им полюбить английский язык. Одноклассникам наши кроссворды понравились. Они с интересом их отгадывали. Некоторые ребята тоже захотели составить кроссворды и чайнворды.

Выводы: Изучив литературу по теме, решив много кроссвордов, мы узнали, что регулярно разгадывая ребусы, филворды, чайнворды, наша память тренируется, мысли работают быстрее, мы лучше соображаем и запас слов обогащается. Если мы не знаем слово на английском языке, нам необходимо обратиться к словарю, а умение работать со словарем – важно при изучении языка. На уроке становится увлекательнее, если учитель предлагает нам разные головоломки, решая которые, мы видим свои пробелы и недостатки словарного запаса, ведь одним из главных принципов авторов нашего учебника являются слова «учимся, играя» - в этом и есть практическая значимость нашей работы.

Список источников информации.

Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 6 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул,2013.

Англо-русский словарь. - М., -1991.

Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.

Клеменьтева Т.Б. 555 диалогов, текстов, стихов и творческих заданий на английском языке для начальной школы. - М.6 Дрофа,2001.

Превращения слов: Кн. для учащихся начальных классов/ Сост. А.В. Полякова. - М., Просвещение,1991.

http://applikaciya-detyam.ru

http://dizign4you.blog.ru

http://metylancreativ.

http://ru.gofreedownload.com

http://skazki-raskraski.in

http://uznavaka.ru

http://pomozgui.ru

Приложения

Работа над проектом.

Кроссворды из УМК «Spotlight -5»

Анкета

1. Какие 3 страны спорят за право считаться родиной кроссвордов?

А) США

Б) Франция

С) ЮАР

В) Бразилия

Г) Россия

Д) Китай
Е) Великобритания

2. Граждане Соединенных Штатов Америки утверждают, что первая головоломка была сделана именно у них. Кто был ее автором?

Александр Белл

Артур Уинн

Марк Твен

Генри Форд

Волт Дисней

Какие качества у человека помогает развить кроссворд?

Память

Смекалку

Сообразительность

Ум

Эрудицию

Изобретательность

Мышление

С какой целью авторы р/т и учебников в конце каждой главы включают кроссворды?

Что такое филворды и чайнворды?

Любите ли вы сами разгадывать головоломки?

На какую тему вы бы хотели составить кроссворд?

Вас больше увлекает разгадывание:
1) кроссвордов
2) ребусов
3) чайнвордов
4) филвордов
5) сканвордов

16

Просмотров работы: 11