"Анализ лирики группы "The Beatles" в рамках реализации основных концертов английской ментальности и их роли в молодёжной культуре 60-х-70-х годов ХХ века"

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Анализ лирики группы "The Beatles" в рамках реализации основных концертов английской ментальности и их роли в молодёжной культуре 60-х-70-х годов ХХ века"

Галкина Ю.А. 1
1Муниципальное Общеобразовательное Учреждение "Средняя Общеобразовательная школа №42"
Кривошеев Н.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как известно, с середины 50-х годов XX века в музыке появляется новое направление рок-н-ролл. Сначала в США: Little Richard, Gene Vincent, Eddie Cochran овладевают умами американской молодежи. В 1954 году Bill Haley и его группа «Comets» записали «Rock Around the Clock», но уже в 1955 году во многом благодаря фильму « Blackboard jungle» новые ритмы достигают берегов Англии.

В Великобритании особую популярность снискал «skiffl» — особый ритмический стиль, берущий свое начало в джазе, британском фольклоре и кантри. Будущие битлы, не получив никакого музыкального образования, взяли в руки инструменты, следуя всеобщему музыкальному увлечению. Не меньшее влияние на всемирное распространение рок-н-рола оказал Elvis Presley, участник группы «The Beatles».

«The Beatles» — британская рок-группа из Ливерпуля, основанная в 1960 году. Начав с подражания классикам американского рок-н-ролла 1950-х, участники группы пришли к собственному стилю и звучанию. «The Beatles» оказали значительное влияние на рок-музыку и признаются специалистами как одна из наиболее успешных групп XX века. Неутомимые экспериментаторы, они использовали в студийных записях новейшие технологии и многослойные аранжировки, комбинировали различные стили, включая симфоническую и психоделическую музыку. Это первая британская группа, получившая международное признание и сделавшая рок по-настоящему интернациональным феноменом.

Интерес к творчеству одной из наиболее успешных групп XX века, оказавшую значительное влияние на рок-музыку и на общественность в целом, недостаточный уровень сформированных знаний у современного поколения о творчестве, большое влияние этой группы на молодежь в 60-70 гг. XX века, а также интерес к английскому языку, культуре Британии, стремление узнать особенности, индивидуальность музыки группы «The Beatles» и определили актуальность нашей научной работы.

Основная цель научной работы состояла в изучении и анализе творчества группы «The Beatles», его влияния на молодежное общество 60-70 гг, а также на современное общество.

Объектом исследования является творчество группы «The Beatles».

Предмет исследования — анализ лирики группы «The Beatles» в рамках реализации основных концептов английской ментальности.

Цель исследовательской работы – изучение и анализ творчества группы «The Beatles», ее влияния на молодежное общество 60-70 гг. XX века.

В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

1. Изучить историю создания группы «The Beatles»;

2. Провести анализ текстов песен одной из самых известных рок-групп Великобритании XX века;

3. Выявление концептов английской ментальности в текстах песен группы «The Beatles».

Гипотеза данного исследования заключается в том, что песнях группы «The Beatles» отражены основные концепты молодежной культуры 60-х-70-х годов XX века.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость исследовательской работы: материалы, полученные в результате данного исследования, могут быть задействованы в образовательных и культурных учреждениях в качестве информации о знаменитой рок-группе XX века.

Практическая значимость исследовательской работы основывается в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня. Использованные в работе методы исследования позволяют овладеть навыками научного поиска. Данная работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы на уроках английского языка при рассмотрении страноведческих и лингвострановедческих тем.

Глава 1. Творческий путь группы The Beatles

1.1 История создания группы « The Beatles»

История «The Beatles» — наглядное подтверждение того факта, что сумма может оказаться гораздо больше частей, ее составляющих. Поиск истоков этого феномена уносит нас в 1957 год, когда Paul McCartney познакомился John Lennon, лидером группы «Quarrymen», уже несколько лет неизлечимо болеющим рок-н-роллом. В течение года «Quarrymen» пополняются двумя новыми участниками — гитаристом George Harrison и басистом Stuart Sutcliffe.

В начале 1956 года John , впечатлённый музыкой Bill Haley и Elvis Presley, решил организовать собственную группу. В неё вошли школьные приятели Джона: Peter Shotton, Nigel Wally, Ivan Vochen и другие. К тому времени John немного играл на губной гармонике и банджо, начал осваивать гитару. Первоначально группа называлась The Black Jacks, а через неделю была переименована в Quarrymen — в честь их школы. Они выступали на школьных концертах, вечеринках.

6 июля 1957 года во время концерта в саду церкви st.Peter произошло знакомство John Lennon с Paul McCartney. Джон был впечатлён музыкальными познаниями Пола и через две недели Джон передал Полу приглашение войти в группу «Quarrymen».

Леннон почти не уделял времени учёбе и имел репутацию первого школьного хулигана. В противоположность ему, Пол легко учился, с отличием сдал экзамены. В отличие от бунтаря Джона — Пол с раннего детства обладал дипломатическим даром мирно улаживать житейские конфликты. Пол и Джон много времени проводили вместе, часто прогуливали уроки и репетировали дома у Джона. С того момента как Пол начал осваивать гитару он сразу стал пытаться сочинять песни. Свои первые опыты Пол показал Джону. Между молодыми людьми возникла атмосфера конкуренции и Джон, дабы утвердиться в качестве лидера группы, тоже взялся за сочинение музыки.

Весной 1958 года для эпизодических выступлений, а с осени — постоянно к ним присоединился друг Пола, четырнадцатилетний Джордж Харрисон. Несмотря на возраст, парень подошёл всем по характеру и показал приличный класс игры на инструменте. Именно эти трое стали основным костяком группы, для остальных же участников Quarrymen рок-н-ролл был временным увлечением, и вскоре они отпали от коллектива.

К 1959 году название Quarrymen уже не имело никакого отношения к членам группы. Музыканты часто меняли название. Постоянные перемены названия происходили из-за того, что промоутеры находили имя слишком коротким и «неброским», кроме того у большинства групп название было более длинным и обычно содержало имя лидера. Побыв некоторое время «Johnny And The Moondogs», «Beatals», «Silver Beats», «Silver Beetles», «Silver Beatles», в 1960 году они превращаются в «Silver Beеtles», а затем просто в «The Beatles».

Группа получала всё больше и больше предложений выступить — как правило, в пабах и маленьких клубах, случалось и в весьма сомнительных заведениях. После расцвета в середине 1950-х всемирная популярность рок-н-рола в начале 1960-х пошла на спад. «Beatles» постепенно уходили от акустического стиля скиффл, играя более жёсткий электронный бит и ритм-энд-блюз. Их мастерство как музыкантов росло, хотя они продолжали оставаться одной из многих безвестных городских групп играющих на танцах.

Первые шаги группы в поп-музыке были связаны с копированием композиций и стиля заокеанских кумиров, но в это время в репертуаре группы начинают появляться свои песни. За два первых года Леннон и Маккартни успели написать около 100 композиций и некоторые из них вошли в более поздние альбомы: «Love Me Do», «One After 909», «When I'm Sixty-Four» и другие. Ещё до прихода большой популярности Джон и Пол договорились, что подписываться под песнями будут вдвоём, независимо от того кто и что написал. После 1963 года они уже достаточно редко сочиняли песни именно вдвоём, но все их композиции записанные для «Beatles» подписаны «Lennon-McCartney». Таким образом, интерес к творчеству одной из наиболее успешных групп XX века, оказавшую значительное влияние на рок-музыку и на общественность в целом, недостаточный уровень сформированности знаний у современного поколения о творчестве, роли этой группы на молодежь в 60-70 гг., а также интерес к английскому языку, культуре Британии, стремление узнать особенности, индивидуальность музыки группы The Beatles и определили актуальность нашей научной работы.

1.2 «Золотой состав»

Джон Леннон  является одним из основателей и участник группы «The Beatles», популярный музыкант  XX века, британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Еще в школе ему удалось раскрыть свои творческие способности — Леннон пел в хоре и издавал рукописный журнал, который сам иллюстрировал.

Сэр Джеймс Пол Маккартни — британский рок-музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист и продюсер, один из основателей группы The Beatles, пятикратный лауреат премии Грэмми, кавалер ордена Британской империи (MBE) (1965). В 2011 году признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен согласно опросу, проведенному журналом Rolling Stone.

РингоСтарр,настоящее имя  Ричард Старки, является британским  музыкантом, автором песен, актёром. Известен, как барабанщик группы The Beatles, занимающий 22 место в списке 50 лучших барабанщиков рока по версии журнала Classic Rock.

Джордж Харрисон  является английским рок музыкантом, певцом, композитором, писателем, продюсером, получившим наибольшую известность как главный гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Rolling Stone.

Глава 2. Анализ текстов песен, фрагментов фильмов на предмет выявления концептов английской ментальности в молодежной культуре 60-70гг. XX века

2.1 Концепт творчества группы и их связь с субкультурой хиппи (60-70гг. XX века)

В современной лингвистической науке все чаще прослеживаются тенденция изучения языка с учетом его участия и функционирования в процессах деятельности человека. Концепт – это оперативная содержательная единица мышления, единица структурирования знания. Концепты определяют как предметы или явления окружающего мира связанные между собой .

Формирование концептов в сознании человека опосредовано следующим:

его чувственным опытом;

его предметной деятельностью;

мыслительной операцией с другими уже существующими в сознании индивида концептами;

языковыми концептами;

Теория концептов позволяют по-новому взглянуть на многие проблемы, дает новые перспективы для анализа языковых лакун, выявляемых в ходе сопоставления разных языков. Концепт формируется в сознании человека как чувственный образ, который подвергается абстрагированию и превращению в мыслительный образ.

Достаточно трудно бывает порой определить концепт той или иной группы, многое зависит от времени, в которое она творит, особенности культуры, политическая система, настрой общества. Что касается творчества группы «The Beatles», то, безусловно, одной из главных тем, является тема любви, равенства, доброты и счастья. «The Beatles» имели прямую связь с субкультурой 60-70 годов, которая носит название Хиппи. Мы считаем необходимым остановиться на некоторых особенностях этой субкультуры, что поможет более подробно понять тематику группы.

Как известно, Хиппи - это философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960 — начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали, некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war, что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“».

Основным принципом субкультуры являлось ненасилие. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, жили в коммунах, путешествовали  автостопом, увлекались медитацией, восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмоминдуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в 70-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

Кроме того, ко многим лозунгам данной субкультуры относятся названия многие песен группы The Beatles: «GivePeaceAChance» («Дайте миру шанс»), «AllYouNeedIsLove!» («Всё, что тебе нужно — это любовь!»).

И хотя сами участники этой группы никогда официально о принадлежности к субкультуре не заявляли. В их карьере был такой период, в котором они сменили свои сценические костюмы на одежду хиппи. На их концертах со сцены звучали лозунги хиппи, а название одной из их песен само стало лозунгом. Так же связь просматривается во взглядах битлов на жизнь. Они считали, что все люди едины. Расы, религии, страны не могут разделить человечество. Мир пронизан взаимовыручкой, добротой. Мир хиппи-мир без войн и бед. У «The Beatles» мир такой же. Гораздо лучше это можно понять через песню одного из Битлз Джона Леннона- «Imagine». Однако в творчестве группы находит свое отражение также тема политическая, социальная, философская. Проводя анализ отдельных песен и фильмов, мы столкнулись с тематикой творчества, о чем и будут свидетельствовать наши результаты.

2.2 Анализ текстов песен.

Проводя анализ текстов группы «The Beatles», нам хотелось бы рассмотреть направления в тематике этой группы. Одной из ключевых тем творчества является тема любви, незабываемой, чуткой, светлой. Однако в песнях также присутствует печаль, уныние, отчаяние. Одной из самых известных песен, посвященных теме любви, является песня «Yesterday».

«Yesterday»

Yesterday, all my troubles seemed so far away

Now it look as though they're here to stay

Oh, I believe in yesterday

Suddenly, I'm not half the man I used to be

There's a shadow hanging over me

Oh, yesterday came suddenly

В каждой строчке чувствуется вера во вчерашний день, внутренние переживания автора. Неуверенность в себе, чувство потери. Попытка уйти в себя, попытка спрятаться. Постоянноеповторениеслова«yesterday»вчера, чтохарактеризуетдинамикупереживаний.

Why she had to go I don't know, she wouldn't say

I said something wrong, now I long for yesterday

Yesterday, love was such an easy game to play

Now I need a place to hide away

Проведя анализ песни «Atasteofhoney» («Вкус меда») ощущается совсем другое настроение, боле позитивное. Не зря выбран именно «honey» – «мед», как на русском, так и на английском состоит из мягких звуков. Даже с фонетической стороны песня достаточно плавная, полная надежды. Не смотря на то, что влюбленные находятся далеко друг от друга, чувствуется близость встречи.

«A taste of honey»

A taste of honey

Tasting much sweeter than wine.

Do dut don du, do dut don du

I dream of your first kiss and then

I feel upon my lips again

A taste of honey,

A taste of honey

Tasting much sweeter than wine

I will return, yes, I will return,

I'll come back for the honey, and you.

Do dut don du, to dut don du

В песне «All you need is love» (Все, что тебе нужно - это любовь). В мелодии и тексте песни прослеживается яркое проявление принципов субкультуры Хиппи. Любовь должна объединять людей, жить в мире, помогать друг другу, поддерживать друг друга. «Любовь – вот то, что нужно в жизни». Не зря в песне неоднократно повторяются строки «All you need is love» – Все, что тебе необходимо - это любовь, с целью убеждения, внушения. Также не зря очень частое повторение такой лексической единицы nothing-ничего, ничего, кроме любви. В этой песни прослеживается призыв к любви, но не между двумя влюблёнными, а всеми людьми в целом.

«All you need is love»

There's nothing you can do that can't be done

Nothing you can sing that can't be sung

Nothing you can say but you can learn how to play the game

It's easy

Nothing you can make that can't be made

No one you can save that can't be saved

Nothing you can do but you can learn how to be you in time

It's easy

All you need is love

All you need is love

All you need is love, love

Loveisallyouneed

Кроме любовной темы, в творчестве группы присутствуют песни, посвященные теме политической, религиозной. Одним из более ярких примеров политической темы является песня «Revolution». Стремление изменить мир к лучшему, желание революции, соединение страстного желания изменений и одновременно с этим неуверенность в своих силах, что – то изменить. Эта неуверенность просматривается в постоянных вопросах. И это внутренняя борьба внутреннего мира с внешним. Постоянно противопоставляют местоимения youwe, ты и мы. Как будто герои отделяют себя от внешнего мира. Кроме того, акцент делается и на свободе мысли.

«Revolution»

You say you want a revolution

Well, you know

We all want to change the world

You tell me that it's evolution

Well, you know

We all want to change the world

But when you talk about destruction

Don't you know that you can count me out.

Don't you know it's going to be alright?

You say you got a real solution

Well, you know

We'd all love to see the plan

You ask me for a contribution

Well, you know

We're doing what we can

But if you want money for people with minds that hate

All I can tell you is brother, you have to wait

Don't you know it's going to be alright?

И наконец, одна из известнейших песен группы «Imagine» . Данная композиция содержит в себе не только тему единения, мира и добра, но и религиозная тема тоже находит свое проявление. Герои призывают к добру, любви, отсутствию собственности, зла, в чем и проявляются главные принципы бытия в религии.

«Imagine»

Imagine there's no heaven

It's easy if you try

No hell below us

Above us only sky

Imagine all the people

Living for today...Imagine there's no countries

It isn't hard to do

Nothing to kill or die for

And no religion too

Imagine all the people

Livinglifeinpeace...

Заключение

Таким образом, начав с подражания классикам американского рок-н-ролла 1950-х, «The Beatles» пришли к собственному стилю и звучанию. Музыканты оказали значительное влияние на рок-музыку и признаются специалистами как одна из наиболее успешных групп XX века как в творческом, так и в коммерческом смысле. Группа своим творчеством дала начало глобальному явлению под названием «битломания». Основными темами творчества стали тема любви, равенства, доброты и счастья, тема политическая, социальная, философская. Четвёрка: Джон Леннон, Пол МакКартни, Ричард Стар и Джордж Харрисон, стала первой британской группой, пластинки которой завоевали популярность и первые места в чартах США.

В современной лингвистистике все чаще прослеживаются тенденция изучения языка с учетом его участия и функционирования в процессах деятельности человека. Теория концептов позволяют по-новому взглянуть на многие проблемы, дает новые перспективы для анализа языковых лакун, выявляемых в ходе сопоставления разных языков. Рок-группа в текстах своих песен использовала концепты философии хипии. Один из самых известных лозунгов, которых был: «Make love, not war, что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Так, проведя анализ текстов песен и помогла нам достигнуть поставленной в начале работы цели, а именно: изучение и анализ творчества группы «The Beatles», его влияния на молодежное общество 60-70 гг. XX века было выявлено использование концептов философии субкультуры хиппи, где помимо тем равенства и любви затронуты актуальные политические и религиозные темы.

Список использованной литературы

Багиров А. (Багир-Заде А. Н.) «Битлз» — любовь моя. — Мн.: Ред. журн. «Парус», 1993. — 207 с.

Белоусов В. Сон золотой. The Beatles. СПб.: Алетейя, Проникая в мир Битлз . - 2011. 616 с.

Бенсон, Росс Пол Маккартни. Личность и миф = Paul McCartney : behind the myth. — М.: Новости, 1993.

Буркин Ю., Фадеев К.«Осколки неба, или Подлинная история „Битлз“» . Роман/ Ред.- Королев К./ Худ.- Дубовик А. - М.: АСТ, 1997, 560c.

Воробьёва, Т. История ансамбля «Битлз». Л.: Музыка, 1990.

Голдман, А. Жизни Джона Леннона = The Lives of John Lennon. — М.: Молодая Гвардия, 2004. — 624 с.

Шмидель Г. "Битлз" - жизнь и песни" , 1989г. Серия "Звезды музыкального мира". Москва.1989г.

Ястребов В. В. The BEATLES: Иллюстрированный справочник / В. Ястребов, Ю. Герасимова, Н. Миронова. — Ульяновск: РИА «Симбвестинфо», 1999. — 936 с.: ил. — (Справочники от «Симбвестинфо») 

17

Просмотров работы: 838