Английские художники Золотого Века

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Английские художники Золотого Века

Былина В.А. 1
1МБОУ СОШ№ 1 имени И.Ф.Вараввы
Ященко Ю.Н. 1
1МБОУ СОШ№ 1 имени И.Ф.Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность:

Тема живописи актуальна в любое время. Я считаю, что знания в художественной культуре являются неотъемлемым критерием в образовании человека и его интеллекта. Работы английских художников и по сей день остаются классикой и пользуются большой популярностью у многих ценителей искусства. А современная живопись берет свои истоки еще из далекого прошлого,она основывается на знаниях и мастерстве художников. Объект: Английские художники Золотого Века. Предмет изучения: Английские художники XVII-ХIX веков и их характерные черты в творчестве. Цель: Популяризация английских художников и их искусства, среди современных школьников. Задачи: Узнать, что такое Золотой век; выявить основных тенденции развития живописи в Англии; исследовать творчество наиболее популярных английских художников XVII-ХIX веков; узнать о таком живописце как – Джошуа Рейнольдс и узнать о его особенностях стиля, вкладе в Английскую живопись; узнать о мнении школьников о Живописи Золотого Века в Англии. Методы: Изучение литературы по заданной теме. Знакомство с картинками Английских художников. Проведение опроса среди школьников. План работы: изучение теоретического материала. В работе использовалась, как монографическая, так и энциклопедическая литература.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что: были выявлены основные тенденции развития живописи в Англии; было исследовано творчество наиболее популярных английских художников XVII-ХIX веков. Настоящая работа может быть использована лицами, занимающимися изучением живописи Английских художников.

Золотой век в Англии.

1.1 Основные тенденции развития живописи.

Целое столетие XVIII и XIX веков по праву считается золотым веком английской живописной школы. Ни в какую другую эпоху Англия не принесла такого большого вклада в историю мировой живописи. Лондон превратился в самый главный культурный центр искусства, где столь быстро стала расцветать богатая художественная жизнь. Быстрый рост городов в корне изменил лицо старой доброй сельской Англии. В начале столетия еще ощущается сильное влияние иностранного искусства, но со временем появляется целый ряд выдающихся национальных мастеров, получивших всемирную известность. Лишь начиная с последних десятилетий XIX столетия вся Европа стала восторгаться английской живописью XVIII века, вклад которой в сокровищницу искусства иногда даже переоценивался.

Английской живописи надо было многое наверстать. Ее быстрый подъем, начиная с половины XVIII столетия, как ни был он национален по духу, совершился прежде всего на путях, указанных великими итальянцами и нидерландцами XVII и XVIII веков. В течение всего расцвета в XVIII столетии английская живопись, оставалась дочерью не только своего времени, но и своего народа. Английской является уже область сюжетов. По-английски проявляется ее пристрастие к благородному и изящному тону, в рамках тепло прочувствованного домашнего быта. Отсюда же — известная декоративная черта, отличающая ее.

Все Английские Художники работали на заказчиков, поэтому преобладали некоторые жанры, такие как – портрет с пейзажем и бытовая живопись. Главным национальным жанром стал портрет. Пейзаж достиг расцвета только в первой половине XIX столетия. К концу XVIII века господствующей стала жанровая живопись.Также, Европейская культура имела такие направленности как: Романтизм (противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее.) , классицизм (В основе классицизма лежат идеи античности) (см. приложение I, рис. 1-2). Реализм (направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах). Импрессионизм (Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления) (приложение II, рис. 1). Постимпрессионизм(Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.) [8].

2. Знаменитые английские живописцы Золотого Века.

Яркой и самобытной фигурой первой половины XVIII столетия стал Уильям Хогарт(приложение II, рис. 2). Величайшей его заслугой стал протест против искусственных правил «Большого стиля». Реализм художника и яркая сатирическая окрашенность его творчества позволила открыть ему совершенно новые пути перед всей европейской живописью. Его привлекала улица и увиденные там сценки из жизни. Остроту ситуации Хогарт переносил в свои картины. Большое значение придавалось нравоучительной стороне произведений. От этого именитого художника берет своё начало и групповой портрет, и бытовая живопись, и английская карикатура [10].

Джозеф Хаймор – талантливый портретист и тонкий живописец. У Хаймора впервые появляется сентиментальность, которая так пришлась по вкусу английскому обывателю [10]. Самый величайший живописец Англии XVIII века Томас Гейнсборо(приложение III, рис. 1) . Классические традиции почти не оказали влияние на его творчество. Его палитра светла и воздушна, сочетает изысканную гармонию цвета. Свободой и легкостью поражает живописная техника [10].

Оригинальной фигурой английского искусства является Уильям Блейк. Его творчество проникнуто мистической символикой. Надуманность и претенциозность часто соединяются с полной беспомощностью художественных средств, хотя работы его завораживают внутренней одушевленностью [4]. Идеи своего времени Джон Констебль, его называют искусствоведы отцом пейзажа реалистического XIX века. Художник отбрасывая нормы традиций и образцов выступает как последовательный реалист, который стремился сочетать живость и непосредственность впечатления с глубочайшим изучением окружающего мира [7].

2.1 Джошуа Рейнольдс.

Больше всего меня заинтересовал художник – Джошуа Рейнольдс (16 июля 1723 — 23 февраля 1792) (приложение III, рис. 2). Джошуа Рейнолдс, первый президент в Академии художеств и талантливый теоретик. Тяготение к большой теме и содержательности образов превращает его портреты в картины, которые выходят за рамки портретного изображения. Гармоническое равновесие в распределении цветовых пятен на полотне, прирожденное чувство ритма, все это показывает Рейнольдса как большого мастера.

Родители надеялись, что сын станет доктором. Вероятно, так и случилось бы, попади ему в руки какой-нибудь медицинский трактат – человеком он был от рождения, во-первых, очень увлекающимся, а во-вторых, чрезвычайно одарённым. Но в восемь лет Джошуа прочёл книгу о перспективе. Вкупе с тем, что к этому возрасту у Рейнолдса недурно выходило копировать старинные гравюры, книга решила его судьбу.

Отец направляет его в Лондон, в мастерскую Томаса Хадсона – популярного, хотя и весьма поверхностного портретиста. Прилежание и талант Джошуа были таковы, что уже через 2-3 года учитель Хадсон стал испытывать творческую ревность, и ученик вынужден был вернуться домой, в Девоншир [2].Рейнолдс оседает в Лондоне и очень быстро получает известность как портретист, причем капитан Кеппел во второй раз невольно посодействовал успехам друга. В благодарность за Италию Рейнолдс написал «Портрет коммодора Кеппела». Бравый и прекрасный капитан стоит в позе Аполлона Бельведерского на фоне мятежного моря и грозового неба, всем своим видом олицетворяя лозунг «Англия – владычица морей». Портрет вызывал у зрителей такое восхищение, что, по легенде, Рейнолдс даже не отдал его Кеппелу, оставил висеть у себя в мастерской в качестве образца для заказчиков. Их поток год от года только рос: заказать портрет у Рейнолдса «в возвышенном статуарном стиле» считали за честь писатели и политики, актёры и представители британской знати. Рейнолдс становится своего рода законодателем моды, арбитром элегантности. Он очень удачно умеет передать на портрете сходство с моделью и в то же время тонко польстить, идеализировать и возвысить портретируемого. Само перечисление портретов светских красавиц, написанных [2]. 10 декабря 1768 года в Лондоне состоялось торжественное открытие Royal Academy of Arts– Королевской Академии художеств(приложение IV рис.1). Круг академиков и в наши дни узок, ограничен всего 80-ю местами, а тогда путем голосования от всего Королевства были избраны наидостойнейшие, лучшие из лучших, числом в 40 человек. И лишь вопроса о том, кто первым возглавит Академию, ни у кого не возникло: разумеется, Джошуа Рейнолдс (Joshua Reynolds)! Самый известный лондонский портретист и мастер исторической живописи, он отличался широчайшей эрудицией, немало путешествовал, выступал как теоретик искусства и действительно много сделал для институализации и мирового признания английского изобразительного искусства ХVIII века[1].

Рейнолдсом, более напоминает список приглашённых на придворный приём: «Кэтрин, леди Бамфилд», «Джорджиана, герцогиня Девонширская», «Элизабет, герцогиня Гамильтон-Эрджилл», «Мэри Амелия, графиня Салсбери»… Эти портреты заурядны в своей торжественности, а вот реалистический и отнюдь не парадный «Портрет Нелли О`Брайен» – истинная вершина творчества Рейнолдса.

Рейнолдс не принадлежал к типу художников, которых не интересует ничего, кроме живописи. Выдающийся общественный темперамент и амбициозность вводят его в круг современных политиков. Вместе с друзьями-писателями он учреждает Лондонский литературный клуб, организует выставки и аукционы. Создание Королевской Академии художеств – тоже во многом инициатива Джошуа Рейнолдса. По сложившейся традиции, раз в два года Рейнолдс читал в Академии лекции об искусстве, поражая широтой познаний, мощью обобщений и грандиозностью задач, которые, с его точки зрения, должны ставиться перед искусством. 15 лекций Рейнолдса многократно переиздавались, были переведены на многие европейские языки [3].

За заслуги Рейнолдс получил титул пэра, и с того времени его именуют «сэр Джошуа». Именно так к нему обращается в письмах Томас Гейнсборо. Вообще, говоря о Рейнолдсе, никак нельзя не упомянуть о Гейнсборо. Два самых даровитых мастера своего поколения, два знаменитейших британских портретиста - конечно, молва приписывала им все сложности взаимоотношений конкурентов. Но не следует забывать, что, будучи соперниками, оба были до мозга костей английскими джентльменами. Да, Гейнсборо предпочитал более камерные стиль жизни и стиль живописи и не имел такого веса в обществе, как Рейнолдс. Да, Рейнолдс ревниво относился к лёгкости кисти и виртуозности исполнения некоторых вещей Гейнсборо. Но оба старались сгладить антагонизм в отношениях. Рейнолдс однажды даже предлагал кому-то из коллекционеров выменять своего Тициана на «Девочку с поросятами» Гейнборо, дескать, «это лучшее из того, что Гейнсборо написал и еще напишет». А Гейнсборо перед смертью очень просил «дорогого сэра Джошуа» прийти посмотреть и оценить его «Дровосека». И Рейнольдс вправду без промедления пришёл, а после смерти Гейнсборо опекал его вдову и включил в свои «Лекции» раздел о значении живописи соперника [2].

Рейнольдс пережил Гейнсборо всего на 4 года и тоже умер от рака. За несколько лет до смерти он постепенно начал терять слух и зрение, а в последний год своей жизни был абсолютно слеп. Его последними картинами, настоящими шедеврами светотени, написанными незадолго до полного погружения во тьму, стали три аллегорических

полотна, заказанные Екатериной II и князем Потёмкиным и хранящиеся теперь в Эрмитаже. Похоронен выдающийся просветитель, глава английской школы живописи Джошуа Рейнольдс в лондонском соборе Святого Павла [1].

Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам- композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона) (приложение IV, рис. 2). «Младенец Геркулес, удушающий змей» (приложение V, рис. 1).

2.2. Эпоха невинности.

Картина «Эпоха невинности», находится в Национальной галереи где находится до сих пор (приложение V рис. 2). Эта картина не была заказана как портрет. Настоящее название было придумано не Рейнольдсом. Считается, что картина была написана в 1788 году. Однако, говорят, что в 1785 году картина называлась «маленькая девочка». Личность модели Рейнольдса остается невыясненной. В 1788 году создал картину «Портрет Пенелопы Бутби» («Чепчик), где изобразил трёхлетнюю девочку, дочь состоятельного аристократа, поэта и переводчика Брука Бутби. Картина получила широкую известность и стала образцом для подобных изображений [3].

Он не просто рисовал портреты, но создавал персонажей. В его «Автопортрете» (1773) Рейнольдс производит впечатление не просто художника, а официального представителя искусства.

Противоречивые особенности творчества Рейнольдса проявились наиболее наглядно в его исторических картинах. Его работа «Младенец Геркулес, удушающий змей» была заказана русской императрицей Екатериной II. На этой картине Рейнольдс желал запечатлеть в аллегорической форме могущество молодой России, одерживающей победы над своими врагами с той же легкостью, с какой маленький Геркулес, сын Зевса и Алкмены, боролся с гигантскими змеями, запущенными в его колыбель ревнивой Герой, женой Зевса. Рейнольдс полностью посвятил себя портретной живописи. Он был одним из основателей английской портретной школы во времена индустриальной революции. Весьма часто он включал реальных персонажей в свои мифологические работы.

3. Школьники и английская живопись.

Среди своего класса я провела тестирование, в котором было несколько вопросов по теме «Английские художники Золотого века». В опросе принимало участие 27 учащихся. Позже, я провела подсчеты голосов.

Никто из учащихся не смог написать ,кто был Английским Художником Золотого Века и указать картины этого столетия. Но 60% (15 человек) из 100% (27 человек) были заинтересованы данной темой, что крайне меня порадовало. Остальные 40% (12 человек) совсем не были заинтересованы.

Заключение.

Написанная мною работа позволила по-новому взглянуть на Английскую Живопись Золотого века, мне и моим сверстникам. Я пришла к выводу, что живопись художников данного столетия очень повлияла на культуру Англии. Со временем появляется целый ряд выдающихся национальных мастеров, получивших всемирную известность. Эта эпоха дала начало для современных работ и их стилей написания. Также, эта работа даст ученикам новые знания об Английских мастерах и об их работах. Некоторым даже дало мотивации интересоваться данной темой

Список использованной литературы:

Cl. Phillips, «Sir Joshua Reynolds» (Л., 1893).

Collins, «Sir Joshua Reynolds as portrait-painter» (Л., 1873).

Farrington, «Memoires of the life of Sir Joshua Reynolds» (Лондон, 1809);

Irving Fiske (1951). «Bernard Shaw’s Debt to William Blake.» (Shaw Society)

Leslie and Taylor, «Life and times of Reynolds» (2 т., Л., 1864—1865).

Natalya Brodskaia. Post-Impressionism. — Parkstone International, 2010

Белова Ю.И.,Куклис М.С.,Леоник О.Я.Музеимира.100 шедевров-Mосква:Эксмо

Гнедич П.П. Мировая живопись.-Mосква:Эксмо,2011.–240с.

Жан-Поль Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов 1863—1883. — Москва: «Молодая гвардия», 1999.

Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 150, 288—289. — 416 с. — 500 000 экз.

Электронные ссылки: https://arts-dnevnik.ru/angliyskie-hudozhniki/

Приложение

Приложение I

Рис.1. Романтизм

Рис.2. Классицизм

Приложение II

Рис.1. Импрессионизм

Рис.2. Уильям Хогарт

Приложение III

Рис.1. Томас Гейнсборо

Рис.2. Джошуа Рейнольдс (1723-1792)

Приложение IV

Рис.1. Королевская академия художеств

Рис.2. «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона)

Приложение V

Рис.1. «Младенец Геркулес, удушающий змей»

Рис.2. «Эпоха невинности»

Просмотров работы: 236