Введение
Актуальность
Сейчас трудно обойтись без знаний английского языка, потому что слова на английском языке встречаются абсолютно везде. Очень много людей пытается выучить английский язык, но редко у кого получается это делать без труда. Чаще всего, мы либо пытаемся освоить язык самостоятельно, либо обращаемся за помощью к специалистам. Кроме того, любителям путешествовать просто необходимо знать международный язык общения. Таким образом, очень важно изучать английский язык и пополнять свой лексический запас слов и выражений.
При изучении английского языка, мы можем столкнуться с проблемой эффективности запоминания слов. Несомненно, повторение необходимо, но это далеко не единственный способ, доступный тем, кто изучает английский или другие языки. Тем не менее, существуют достаточно простые и эффективные способы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто мы используем эти способы эпизодически, не задумываясь, что если взять их за правило, то можно учить английские слова гораздо более результативно.
Поэтому цель нашего исследования – обозначить и доказать эффективность существующих способов запоминания английских слов и выражений для дальнейшего развития памяти и личности в целом. Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи: узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память»; определить какие способы и приёмы запоминания слов используют школьники при изучении английского языка; доказать эффективность существующих способов и приёмов запоминания английских слов.
Предмет исследования служат эффективные способы запоминания английских слов, а объект исследования – английская лексика.
Гипотеза: существует большое количество способов запоминания английских слов и выражений, и среди них есть эффективные подходящие для разного возраста.
1. Что такое память
Мы часто задумываемся над вопросом, как нам развить нашу память, но никогда не вдаемся в глубь вопроса. По определению, взятому из интернет-словаря, память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию.
Как известно, в мозге есть два полушария: левое и правое. Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. Полушария не работают отдельно друг от друга, между ними существует связь. От того, насколько хорошо развита эта связь зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии. Правое полушарие производит новое, неизвестное, оригинальное, а левое упорядочивает находки и решения, выстраивает их и контролирует [6].
Память можно разделить на 3 главных вида:1) сенсорная (или иконическая) память; 2) кратковременная (или рабочая) память; 3) долговременная память.
Ультракороткая (иконическая) память удерживает информацию в течение очень короткого времени – нескольких миллисекунд. Если эта информация не была передана в другое хранилище, она стирается. В противном случае она попадает в кратковременную память. Здесь она хранится 15–30 секунд и также безвозвратно теряется в случае ненадобности. В обратном случае информация передается в долговременную память, где она обрабатывается и сохраняется довольно продолжительное время [4].
Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:
1. непреднамеренное (или непроизвольное)
2. преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует для этого специальные приемы запоминания. Дело в том, что на запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип вашей личности, (визуал, аудиал, или кинестетик).
Визуал- человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик- тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений [3].
Соответственно, нужно будет делать поправки и на эти ваши особенности — например, кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видео записи (даже намеренно закрыв глаза), а визуалу — изучать фото- и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы [5].
2. Существующие способы запоминания английских слов и словосочетаний
Зачем нам нужно развивать память? С возрастом люди начинают забывать многие вещи, поэтому нам необходимо уметь применять определённые способы запоминания. Существует большое количество интересных методов, которые облегчают процесс запоминания иноязычной лексики.
1. Метод ассоциаций. Данный метод основан на том, что к изучаемому иностранному слову подбирается созвучное слово в родном языке и создаётся смысловая связка. Например, запоминаем слово “commodity”, означающее «товар, предмет потребления». Слово созвучно русскому слову «комод». Представляем себе комод с открытой дверцей, из которой вываливаются коробки, свёртки, пакеты и т. д. Когда нам потребуется вспомнить, как по-английски будет слово «товар», в памяти возникнет комод, полный товаров. Использовав это слово пару раз, про комод можно забыть, слово и без того осядет в памяти [1].
2. Использование рифмовок, стихов и пословиц. Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.
3. Стикеры. На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Встречаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов.
4. Карта памяти. Более прогрессивный метод — карты памяти или блок-схемы. Берем большой лист бумаги, пишем в центре тему, по которой будем собирать слова. Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Кстати, такая центрированная схема — не единственно возможный вариант, вполне подойдет и схема в форме пирамиды или многоугольника, разбитого на сектора. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему почаще внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.
5. Тематические карточки. Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова автоматически запоминаются. Например, тематические карточки по теме: «Домашние питомцы».
6. Аудио-лингвистический метод. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно, как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском языке. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
7. Метод физического действия. Так удобно запоминать глаголы, а также хорошо тренировать временные формы глагола. Вы называете определенное действие и совершаете его. I am striking a match - я зажигаю спичку (сейчас, в этот момент).
8. Пассивное восприятие слов. Запишите на диск несколько десятков слов с переводом или текст, который Вам необходимо запомнить. Слушайте эту запись в любой удобный для Вас момент времени. После многократного прослушивания слова как бы сами запомнятся [2].
Так же широко используемый метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX века. Эта система — простое применение принципа интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы.
В этом методе так называемые флеш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флеш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации. Зная о таком разнообразии способов, можно легко приступить к изучению иностранного языка, ведь каждый способ по-своему интересен, а самое главное, что каждый их них легок в применении [7].
3. Наше исследование
Каждый человек изучающий английский часто сталкивается с проблемами в изучении грамматики, произношения или синтаксиса. Но больше всего вызывает затруднение изучение лексический единиц, так как очень сложно запомнить большое количество слов за определенный период времени. Чтобы узнать с какими трудностями сталкиваются ученики нашей школы и какими способами запоминания английской лексики они пользуются, было проведено анкетирование из двенадцати вопросов.
3.1. Анкета
Мы провели анкетирование, используя 12 вопросов (см. Приложение 1, рис.1). В анкетировании приняли участия 76 учеников и учителей, из них участников женского пола 28, остальные 45 мужского пола. Всего лишь 3 анкеты принадлежали людям старше 16 лет, остальные 73 были заполнены учениками от 11 до 16 лет. Из всех опрошенных на оценку 5 пишут диктанты только 6%, а на 4 и 5 – 19%. На тройки пишут 53%, что радует, ведь двоечников по итогу оказалась меньше – 24%.
На приведенной ниже диаграмме вы можете увидеть количество людей в процентах, заинтересованных в изучении английского языка (см. Приложение 2, рис. 2).
Как мы можем видеть, количество учеников, которые изучат английский язык в школе без энтузиазма, намного больше, чем те, кто заинтересован изучением английского. Из данной диаграммы мы можем сделать вывод, что дети сталкиваются с определенными трудностями, которые необходимо решить, чтобы обучение английском языку было в удовольствие. Итак, мы выделили несколько основных проблем, и свели их в диаграмму, которую можно увидеть ниже (см. Приложение 3, рис. 1).
Исходя из показаний данной диаграммы, становится понятно, что детям очень трудно даётся английский, так как показатель «всё вместе» лидирует в списке трудностей. На втором месте оказалась лексика, как раз то, на что мы делаем опор в данном исследовании. И если не все проблемы, то проблему с запоминаниями слов, приведенные методы и способы могут решить. Таким образом, нам осталось выяснить какими способами запоминания пользуются ученики и насколько они разнообразны. Данные представлены в следующей диаграмме.
Как мы можем видеть, дети редко прибегают к интересным методам запоминания слов, в большинстве своём они просто зубрят слова. Это не плохо, но ведь мы понимаем, что это не всегда эффективно. Так же, можно сказать, что сам процесс зазубривания отнимает у детей желание и интерес к обучению английского языка.
3.2. Практические уроки
Во всем многообразии способов запоминания, мы выделили 2 самых удобных и, на наш взгляд, приемлемых, для учеников нашей школы. Для того чтобы понять насколько он эффективны, мы решили провести специальные уроки в двух разных по возрасту и уровню образования классах. Мы провели два урока в 2 и 8 классах, и применили способ запоминания ассоциациями, и второй способ по картинкам. Метод ассоциаций более трудный, нежели по картинкам, поэтому урок запоминания новой лексики решили начать с более легкого. В время подготовки к уроку, нами была выбрана тема «животные». Мы взяли шесть более интересных и необычных слов из данной темы, и разделили их на три слова для каждого способа. Первый урок проходил во 2 классе, где было 13 детей. С самого начала ученики показали большой интерес, работать с ними было одно удовольствие. Дети были согласны на всё, отвечали легко, быстро и с интересом. Способ с картинками понравился больше и, соответственно, он помог легче запомнить слова. А вот способ по ассоциациям дался немного сложнее. Во-первых, дети не сразу поняли, что нужно делать, так как в силу своего возраста ещё не научились составлять правильные ассоциации. Во-вторых, после приёма с картинками, им трудно было переключится на другой тип задания. Урок прошёл весело, энергично и быстро. Через два дня, мы проверили детей, и увидели, что с обоих способов есть результат: слова не были забыты и дети с радостью поделились своими обретенными знаниями.
Следующий урок был в 7 классе, и сразу было заметно, что при всей нашей воодушевленности, у детей не было никакой заинтересованности. Их больше обрадовал тот факт, что урок начнётся не сразу. Как бы мы не старались, картинки и ассоциации не вызвали никого внимания. Спустя какое-то время слова мы всё-таки выучили. Но уже через два дня, было понятно, что результаты будут ниже, чем у третьего класса. В памяти семиклассников остались только пара слов с каждого способа запоминания, но и то они были самые легкие.
Применив оба эти способа, можно сделать вывод что оба они эффективны, но единственное отличие, заключается в том, что один из них более занимательный и вызывает больше внимания со стороны школьников. Таким образом, в 3 классе детям было намного интересней учить слова по картинкам, потому что, скорее всего, они визуалы. А 7 класс находится в том возрасте, когда их трудно чем-либо заинтересовать, поэтому их реакция и полученный результат не удивительны. Но самое главное, что мы получили результат применив оба способа.
Заключение
В ходе нашего исследования мы пытались доказать высокую значимость и необходимость изучения английского языка, так как роль иностранного языка в нашей жизни неумолимо растет. Знания английского языка делает человека более развитым, расширяет его кругозор, позволяет улучшить коммуникативные навыки. Путем запоминая новых иностранных слов, мы также развиваем нашу память. Не всегда легко запомнить слова, просто заучивая их наизусть. Намного продуктивнее использовать различные способы запоминания, ведь тогда изучение иностранного языка станет более интересным.
Углубляясь всё в тему нашего исследования, мы выделили некоторые способы запоминания английских слов и выражений, а также доказали, что среди них существуют те, которые эффективно работают с разными поколениями школьников. Тем самым, наша гипотеза не может быть опровергнута.
В ходе данного исследования мы так же узнали, как происходит процесс запоминания слов, и смогли дать определение термину «память». Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию. Благодаря проведенному анкетирования, мы смогли выяснить и определить какие способы и приёмы запоминания слов используют школьники при изучении английского языка.
В практической части этого исследования, нам удалось доказать эффективность некоторых существующих способов и приёмов запоминания английских слов и выражений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут нашим одноклассникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.
Список использованной литературы:
1. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.
2. Арнаутова Ю.Е. Memoria: «Тотальный социальный феномен». Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003, с. 19-37.
3. Гарибян С.А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г.
4. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2003.
5. Литвинов П. Моя первая 1000 английских слов/Айрис Пресс. Москва.2007
6. Медина Джон «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям» https://newtonew.com/science/pravila-mozga-kotorye-oblegchajut-obucheni
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995
Приложение
Приложение 1
табл. 1
Анкета: 1. Вы изучаете иностранный язык? 2. Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему? 3. Труден ли английский язык для изучения? 4. Что вызывает особую трудность? 5. Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова? 6. Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их. 7. Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант? 8. Как долго вы изучаете его? 9. Вам хватает одного занятия английского, чтобы запомнить новые слова? 10. Вам часто приходится сталкиваться с проблемой запоминания новых слов? 11. Назовите способ, которым вы пользуетесь, чтобы запомнить новые слова? 12. Вы предпочитаете больше игровые формы запоминания слов, или обращаете внимания лишь на их эффективность? |
Приложение 2
рис. 1
рис.2
Приложение 3
рис.1