Кокошник - головной убор русских красавиц

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кокошник - головной убор русских красавиц

Филимонова Е.Д. 1
1МАОУ "СОШ №55" г. Пермь
Галямина В.О. 1
1МАОУ "СОШ №55" г. Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали.

2018г. чемпионат мира по футболу – пик популярности кокошника. Этот головной убор просто взорвал интернет, телеэкраны, журналы и газеты. Его популярность сместила на второй план матрешки и шапки-ушанки. И вот уже слово «кокошник» становится интернациональным, тысячи иностранных болельщиков развозят их по разным уголкам нашей планеты.

Я решила изучить историю кокошника, узнать откуда произошло это слово, кто носил кокошники, из чего его делали и попробовать изготовить свой кокошник.

Актуальность данной темы заключается в том, что, рассматривая кокошник, мы соприкасаемся с историей русского национального костюма, который является частью нашей национальной культуры. Познакомившись с кокошником, можно более ясно представить, как жили люди раньше, каковы были традиции.

Русский народный костюм, в том числе головной убор, – это источник творчества и вдохновения современников.

Цель моей работы:

изучить историю кокошника;

исследовать его значимость в русском народном костюме;

изготовить кокошник.

Задачи:

изучить научную и историческую литературу по данной теме;

выяснить значимость кокошника в русском народном костюме;

провести опрос-анкетирование одноклассников и их родителей с целью выяснения их знаний о русском головном уборе – кокошнике;

изучить способы его изготовления и изготовить кокошник.

Гипотеза: я предполагаю, что, изучив историю кокошника, культурные традиции и обычаи русского народа, кокошник можно изготовить собственными руками.

Объект исследования – кокошник.

1. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОКОШНИКА.

Несмотря на то, что в обиходе кокошник стал повсеместным явлением, история его возникновения до сих пор неоднозначна. Даже происхождение слова «кокошник» («кокош» – «петух» или «курица») оставляет за собой вопросы, так, как первое упоминание о нем датировано лишь XVII веком.

Стоит упомянуть, что описания головного убора, похожего на кокошник, ученые-историки смогли обнаружить еще в новгородских летописях десятого столетия.

1.1. «Византийская» версия

История русского кокошника насчитывает несколько версий его появления. Самой основной и популярной является, так называемый «византийский» вариант. Когда между Русью и Византией была налажена торговля, дочери русских князей переняли у визайнтиских модниц их высокие и необычные головных уборы. И неудивительно, что эта трактовка является наиболее правдоподобной и первостепенной. Ведь гречанки еще со времен античности носили на своих прическах диадемы, закрепленные при помощи шелковых лент. А активное развитие торговых отношений между двумя странами могло познакомить русских красавиц с пленительным стилем зарубежных девушек.

1.2. «Монгольская» версия

Второй версией происхождения кокошника является «монгольская», суть, которой заключается в том, что монгольские женщины носили похожий головной убор. Тем не менее, несмотря на то, от куда к древним славянам пришел такой предмет одежды, главное, что он органично вписался в уклад русского костюма.

В любом случае кокошник органично вписался в структуру русского костюма. Однако не следует забывать что кокошник это вариант головного убора замужней дамы, для девушек же существовал головной убор называемый "венец", не закрывавший волосы. Кокошники имели различные формы.

2. ВИДЫ КОКОШНИКОВ

Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы — вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках.

Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник.

По конструкции выделялось несколько видов кокошников:

Однорогий кокошник - это кокошник мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Очелье такого кокошника украшалось вышивкой золотыми нитками, жемчугом, бисером, цветными камнями в металлической оправе, имитировавшими драгоценные камни, цветной фольгой. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась также и затылочная часть кокошников. Однорогие кокошники обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины почти до бровей. Кокошники надевались обычно с платком из шелка, сложенным по диагонали и заколотым под подбородком, или с длинным покрывалом из кисеи, шелка, закалывавшимися под подбородком или спускавшимся с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
Однорогие кокошники были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

Двурогий кокошник - кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.

«Шишак» - особую декоративную выразительность и оригинальность головному убору придает пришитая к его лицевой части жесткая накладка, украшенная характерными удлиненными выступами - «шишками», которые полностью отделаны речным жемчугом.

«Шишак» плотно покрывал голову, полностью скрывал волосы. Обязательной принадлежностью головного убора был широкий расшитый золотыми нитями белый плат («фата»). Накинутый поверх «шишака», плат оставлял открытой только украшенную его часть и завязывался крупным узлом под подбородком. Концы узла при том тщательно расправлялись наподобие банта. Угол «фаты», свободно спущенный на спину, достигавший поясницы, а в cтарину доходивший почти до пят, сиял пышными золотошвейными розанами. Носился «шишак» в комплексе с шелковым - штофным, атласным или парчовым — сарафаном.

Кокошник, с высоким очельем, в виде шапочки и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.

Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.

Однодворческий кокошник - получил свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

Кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской

3. ТРАДИЦИИ НОШЕНИЯ КОКОШНИКА

Одежда россиян имела много интересного и в каждой регионе России имела свои отличия и особенности. Одежда делилась на на мир верхний и мир земной. Головной убор — относился к миру верхнему. Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и от воздействия недобрых сил, духов.

Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функцию. Без головного убора комплект одежды был бы не полным и согласно обычаю древних восточных славян и не мыслился. «Простоволосой», т.е. с непокрытой головой, женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома.

Головные уборы при этом делились на женский и девичий. Термин «женский» на народном языке означает «бабий», т.е., принадлежащий замужней женщине. Основной тип женского головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков и шалей.

В течение длительного времени складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытым волосы. С детства девочки носили на голове простые тесемки сделанные из материи.

Головной убор девушки состоял из платка, завязанного концами назад. В праздники, идя в молельный дом, на голову надевали повязки с бисерными кистями.

Кокошник, составляющий праздничный головной убор, надевался поверх кички, соответствуя ей по форме. Шили его с небольшим закругленным очельем. Кокошник богато украшали, сплошь покрывали узором из серебряной или золотой нити, или вышивал, оставляя просветы фона.

В новое время вплоть до 1920-х годов кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, в день свадьбы, считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у богатых соседей «жемчужный».

В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы.

Большинство кокошников были высокими, но даже для ношения низких требовалась хорошая осанка и высоко поднятая голова, иначе головной убор – особенно высокий – не удержался бы и съехал или упал. Прообразом кокошников были более старинные женские головные уборы – кики или кички. И точно также их нельзя было носить, опустив голову. Чем выше кичка, тем выше приходилось поднимать голову и ровнее держать спину. С тех времен пошло выражение «кичиться», значит, выделяться, считать себя выше других.

Умение носить кокошник заставляло даже простых женщин, которые надевали этот головной убор только по большим праздникам, следить за своей осанкой. Что уж говорить о дворянках и женщинах рангом выше. Необходимость всегда следить за осанкой благотворно влияла не только на их здоровье, но и на статус внутри семьи. Статной женой муж гордился, так как выглядела она величаво.

4. КОКОШНИК В «БОЛЬШОМ СВЕТЕ»

Вообще-то все дамы королевских (и не очень) кровей Европы с давних времён использовали и по сей день используют русские головные уборы, в частности кокошники, в качестве парадных головных уборов.

В России же эта традиция была прервана Петром I, который запретил боярыням использовать этот головной убор и носить русское платье. Он всерьёз был озабочен искоренением привычки носить русское платье. Указы по этому поводу издавались постоянно. Сначала это касалось только придворной знати, а затем также и чиновников и всех городских жителей. Причём устанавливался даже порядок ношения европейсеих платьев – немецкое по будням и французское – по праздникам, а чтобы «тёмный» народ в точности знал, что от него хотят, «...по градским воротам... для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью». Наблюдение за исполнением указов велось строжайшее – упрямых сторонников ношения старого платья штрафовали за неподчинение. Дальше – больше. Те, кто продолжал носить русское платье и бороды, отправлялись на каторгу с конфискацией имущества. Несмотря на это, люди продолжали следовать вековым традициям и носить удобный и привычный русский костюм, поэтому в 1704 году Пётр I издал указ о запрещении пошива и продажи платья русского покроя. Всего в период своего правления Петр издал 17 указов, в разной степени регламентировавших внешний вид подданных и правила ношения различных видов одежды.

После более чем 60 лет интенсивного искоренения русского костюма, он вернулся. Моду на него при дворе ввела Екатерина II (1729-1796), издав соответствующие указы, строго регламентировавшие – какие придворные платья и в какие дни надлежало носить. По правде говоря, то, что ввела Екатерина, русским костюмом в полном смысле не являлось. Это было вполне европейское декольтированное платье с некоторыми элементами от русского костюма – откидные рукава верхнего платья, оформление переда наподобие крестьянского сарафана в виде сквозной застёжки на пуговицах – остроумно прозванный современниками «офранцуженым сарафаном».

Павел I, сын Екатерины II, в силу своего воспитания, отменил «русское» платье, а Николай I (1796-1855), его внук, вновь сделал его обязательным при дворе, чему несомненно поспособствовал всплеск патриотизма во время Отечественной войны 1812г. Ношение национального костюма было формой выражения патриотизма: «Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и нескоро с ним расстались», – писала английская п утешественница Марта Вильмот, посетившая в начале 19 века Россию.

В 1834 году Николай I издал указ о введении нового придворного платья с кокошником, опять же на основе модного тогда европейского платья с глубоким декольте с длинными рукавами «а ля бояр». Император утверждал не только сам наряд, но и орнамент шитья. Фрейлинам великих княгинь полагался красный «сарафан» с белой нижней юбкой и белый кокошник. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагался зелёный сарафан (настоящий, а не офранцуженый) с золотой вышивкой, с белой юбкой и красно-золотой узорчатый кокошник. Наставницы великих княжон должны были носить синий сарафан и золотой кокошник с узором по нижнему краю. Фрейлины императрицы должны были появляться в красном сарафане (офранцуженом) с белой юбкой, золотым шитьём и резным золотым кокошником-диадемой. Фрейлины великих княгинь должны были появляться при дворе тоже в красном «сарафане», но с белым или серебряным шитьём и таким же кокошником-диадемой.

Традиция носить русское платье при дворе продолжилась при сыне Александра III, Николае II – последнем императоре Российской империи. В императорской семье детей приучали носить его с раннего возраста.

Знаменитый бал-маскарад в русском стиле 11 и 13 февраля 1903 г. в Зимнем дворце. Все приглашённые должны были являться только в русском платье по моде 17 века. Готовиться к балу начинали заблаговременно, как минимум, за полгода.

5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОКОШНИКА

Кокошники изготавливались специальными мастерицами, которые именовались «кокошницами». Цена на это предмет гардероба всегда была высока, так как кроме того, что при изготовлении использовались весьма дорогостоящие материалы, сама работа требовала большого мастерства. Цена на некоторые экземпляры могла уже в новое время доходить до 300 рублей ассигнациями. Потому кокошники бережно хранили и передавали по наследству. В их изготовлении использовали галун, а в редких случаях парчу, расшивали золотыми и серебряными нитями, вшивали граненые стразы и цветную фольгу. Основу головного убора составлял шелк или бархат.

Украшение кокошника в виде орнамента имело большое значение. Середина головного убора обычно была украшена стилизованной «лягушкой», которая символизировала собой плодородие, на боках красовались фигурки лебедей, которые с давних времен являлись символом верности супругов. На тыльной стороне размещали древо жизни в виде куста. Ветки растения обозначали очередное поколение. На каждой ветви располагали птиц, плоды и другие значимые символы.

Русь издревле славилась своими умельцами и мастерами. Красивейший и практически уникальный способ вышивки – сажение по бели. Способ этот известен с 11 века. И со временем набирая обороты, достиг своего расцвета в 15 веке. Роскошная вышивка украшала костюмы знати, одежды священнослужителей, обувь и головные уборы, пояса и аксессуары, кисеты и сумки, иконные оклады. Широк спектр применения был у этой вышивки. Особое внимание уделялось женским головным уборам: кикам, венцам, корунам, кокошникам.

Что же такое сажение по бели? Это техника вышивки достаточно трудоёмкая и многоэтапная. Вышивка выполнялась жемчугом, бисером, драгоценными камнями, перламутром, фольгой, канителью.

Сначала выполняется по контуру рисунка настил из белого хлопчато-бумажного шнура. Затем бель пришивается тонкими белыми нитками поперёк на материал в два-три ряда. А в ложбинку между рядами уже вшивают («сажают») жемчуг. Рисунок получается чёткий, плавный и выпуклый. Работа достаточно кропотливая, но в результате получается необычно красивая вышивка, рельефная, «богатая». Главное - изделие было очень долговечным. У первоначального варианта появились вариации. Шитьё осуществлялось золотыми нитями, и, первоначально белый бисер, заменялся на разноцветный. От этого вышивка выглядела не просто красиво, а роскошно.

6. ДЕТАЛИ КОКОШНИКА

Классический кокошник имеет несколько частей:
начельник(очелье); донец(волосник); обнизи; рясны – нити (часто жемчужные) спадающие на плечи с краев.
Поверх кокошников часто носили дорогие вышитые платки — урусы расшитые золотыми нитями или тонкое покрывало из кружева — фату.

Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – это повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег.

Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.

Обнизи — скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.

Рясны — украшение кокошника, спадающие до плеч нити жемчуга.

Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.

7. СОЗДАНИЕ КОКОШНИКА

Изучив литературу и узнав составные части кокошника приступаю к созданию кокошника (Приложение 1)

Для создания кокошника нужны следующие материалы:

простая тонкая бумага (газета) нужного формата

ткань, подходящая по цвету к сарафану

нитки и иголки

картон

клей ПВА, момент «Кристал»

бисер, бусины, золотая тесьма

ножницы

линейка

карандаш

канцелярские зажимы

проволока

1 этап. Размер головы для кокошника я сняла при помощи проволоки. Накинула проволоку на голову и зафиксировала под подбородком. По краям плотно прижимала проволоку к голове, что бы более точно снять окружность или размер моего кокошника.

2 этап. Получившуюся окружность моей головы я уложила на газету и обвела по контуру, так начала выстраиваться моя выкройка. Далее от окружности я начала набрасывать форму кокошника.

3 этап. Получившуюся выкройку формы кокошника я вырезала из газеты и перенесла ее на плотный картон. Так получилась основа кокошника.

4 этап. Готовую прочную основу я разложила на ткань. Ткань я выбрала красный атлас. Вырезала две детали из ткани.

5 этап. Наложила ткань с оборотной стороны кокошника на картон и, загибая припуски на лицевую сторону, приклеила их. Зафиксировала зажимами.

6 этап. То же самое проделала с лицевой стороны. Обтянутый тканью кокошник положила под пресс.

7 этап. Украшение кокошника. Свободные края кокошника и часть прилегающую к голове я украсила золотым шнуром.

8 этап. Самый трудоемкий и требующий фантазии этап. Разложив полуготовый кокошник перед собой на столе я начала выкладывать на нем узоры из бусинок, каменьев и золотой тесьмы. После того как был выбран понравившийся мне вариант я начала приклеивать узор.

9 этап. Из бисера сделала «жемчужные» нити-сеточку и пришила ее к кокошнику, так у меня получилось обнизь.

10 этап. Из красного атласа сделала две ленты для банта, пришила их к кокошнику.

При работе над изделием, я поняла, что сшить кокошник- это очень трудоёмкое и долгое дело. Оно требует фантазии, усидчивости. Рядом со мной были мои помощники - это руководитель и родители. Руководитель давал советы и поддерживал меня, а родители помогали не только словами, но и физически. Результат работы сейчас на мне и я могу сказать, что мой кокошник удался!

8. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

После того, как я изучила материал о кокошнике и сшила кокошник для себя, решила узнать у моих одноклассников и их родителей, что они знают об этом. Им была предложена анкета (см. Приложение 2 и Приложение 3).

В опросе приняли участие 28 моих одноклассников. Из диаграммы (Приложение 4) я получила следующие результаты: оказалось, что 99% знают, что кокошник это головной убор; 64% - сравнивают кокошник с веером, гребнем; 75% - утверждают, что им известно кто изготавливал кокошник; 78% - не известно как изготавливался кокошник; 85% - указывают основание кокошника — картон, бересту; 60% - встречают кокошник на выступлениях народных ансамблей.

Из диаграммы (Приложение 5) опроса родителей (28 человек) мне стало известно, что: 99% опрошенных — уверенны, что кокошник — это головной убор; 86% - сравнивают кокошник с гребнем, веером; 64% - известно кто изготавливал кокошник; 64% - известно как его изготавливали; 99% - выбрали для основания кокошника — картон и бересту; 89% - опрошенных родителей утверждают, что редко посещают музей и выставки со своими детьми.

Из данного опроса можно сделать вывод, что о кокошнике детям известно не много. В связи с чем, мы с руководителем, решили рассказать о русском народном головном уборе на параллели классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я с большим увлечением и интересом проводила данную исследовательскую работу. Чтобы создать кокошник, требуется не только желание, но и усердие, трудолюбие, внимание, любовь к прекрасному. Создавая кокошник, я поняла, что работа «кокошниц» было делом трудоёмким и долгим. Только про изготовлении кокошника стало мне ясно, почему его передавали по наследству, и он мог стоить целое состояние. Изучая различные источники и материалы о кокошнике, как головном уборе русских женщин, я прикоснулась к малой частице русской традиционной культуры, к русскому наследию.

Своей работой я подтвердила свою гипотезу. Изучив материал о кокошнике я смогла создать своими руками кокошник в русских традициях.

В процессе работы пришла к следующим выводам:

-коко́шник– это старинный русский головной убор в виде гребня (веера, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма

- «кокошник» известен со времен Древней Руси

- слово "кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха

- существует две версии появления кокошника: византийская и монгольская, связанные с развитием торговли на Руси

- кокошник представляет собой лёгкий веерили гребень из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Позатыльник – ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке, а, соответственно спереди, налобник – расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски.

- главная часть кокошника- гребень; его украшали орнаментом- оберегом, выполненным парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом,драгоценными камнями.

- форма гребня в разных губерниях была различной. Но можно выделить следующие виды: однорогий кокошник, двурогий, сшитый в виде конуса, в виде шапочек с высоким очельем, в виде цилиндрической шапки с плоским дном, с плоским овальным верхом, выступом над лбом, однодворческий и двухгребенчатый

-кокошники изготавливались кокошницам, и считались не только украшением женщины, но и оберегом от злых чар, и большой семейной ценностью

- кокошник служил индикатором статуса женщины: незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку, чего не могли позволить замужние: кокошник для неё был символом её брачной жизни

- опрос показал, что, не смотря на то, что все знают, что такое кокошник, никто не знает, как изготавливались кокошники в давние времена и кто изготавливал кокошники.

- к сожалению, родители признаются, что редко посещают музеи и выставки со своими детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Кирсанова Р.М.. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С.143-135

[2] Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Л., 1984, с. 29-30

[3] Вейс Г. История культурв народов мира. Загадки великой культуры. Россия Х-ХХ вв., М.: Издательство Эксмо, 2005, ст. 144

[4] Васильев А. Красота в изгнании. М., 2000, с. 181—195

[5]Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских)славян.URL:http://diderix.petergen.com/plz-slavia.htm (Дата обращения 05.12.2018).

[6] Федерова О. Женский головной убор и украшения. URL: .http://larussie.narod.ru/odezhda/od06_01.htm(Датаобращения05.12.2018)
[7] Вавулина А. Народный костюм от А до Я. URL: http://www.narodko.ru (Датаобращения08.12.2018)

[8] Калашникова О. Изготовление кокошника. URL: http://nnov-2orang.narod.ru(Дата обращения 01.12.2018)

[9] Пища Ра, Хронология. 17. Русская культура. URL: http://www.peshera.org/khrono/khrono-17. htm(Датаобращения08.12.2018)

[10] Русский наряд. Традиции против моды. URL: http://www.naryad.narod.ru/izgoto/kokoskargopol2. htm(Датаобращения 06.12.2018)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Уважаемые одноклассники!

Прошу ответить на вопросы анкеты по теме «Кокошник».

С уважением, Филимонова Лиза

Что такое кокошник?

Головной убор

Русский народный танец

Старинная одежда

На что похож кокошник?

Платок

Бейсболка

Веер, гребень

Знаете ли вы кто изготавливал кокошники?

Да

Нет

Знаете ли вы как изготавливался кокошник?

Да

Нет

Основанием кокошника может быть:

Картон, береста

Пластмасса

Проволока

Где можно встретить кокошник в наше время?

На выступлениях народных ансамблей

Иллюстрациях и картинах

На дискотеке

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уважаемые родители!

Прошу ответить на вопросы анкеты по теме «Кокошник».

С уважением, Филимонова Лиза

Что такое кокошник?

Головной убор

Русский народный танец

Старинная одежда

На что похож кокошник?

Платок

Бейсболка

Веер, гребень

Знаете ли вы кто изготавливал кокошники?

Да

Нет

Знаете ли вы как изготавливался кокошник?

Да

Нет

Основанием кокошника может быть:

Картон, береста

Пластмасса

Проволока

Как часто вы с детьми посещаете музеи, выставки?

Часто

Редко

Никогда

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Диаграмма результатов опроса мнения учеников 5 «К» класса по теме

«Кокошник – головной убор русских красавиц»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Диаграмма результатов опроса мнения родителей учеников 5 «К» класса по теме «Кокошник – головной убор русских красавиц»

25

Просмотров работы: 2339