Календарь школьника «Хроника Великой Отечественной войны»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Календарь школьника «Хроника Великой Отечественной войны»

Савицкая З.Д. 1
1МАОУ СОШ № 22
Извина О.А. 1
1МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 22 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

2020 год Указом Президента России объявлен Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война - событие всемирно-исторического значения. Победа в ней Советского Союза в значительной степени определила ход и характер послевоенного мирового развития. Война оставила неизгладимый след в сознании миллионов советских людей, стала для них важнейшим событием личной биографии, вехой исторической памяти, разделив жизнь на периоды "до" и "после" войны. На протяжении всех послевоенных лет она неизменно входила в круг тех исторических событий, к которым было приковано внимание общества [26]

В преддверии 75-летия Великой Победы актуальность темы обуславливается тем, что в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии. А также в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Ведь, как сказал известный русский историк Василий Осипович Ключевский: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем"[19].

Говоря об актуальности темы исследовательской работы, необходимо также сказать, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

Цель: создать календарь школьника по истории Великой Отечественной войны.

Задачи:

Изучить хронику Великой Отечественной войны.

Выявить наиболее значимые события военного времени и систематизировать их.

Разработать методику составления календаря.

Гипотеза:Материалы и задания, представленные в календаре, помогут заинтересовать школьников в изучении истории нашей страны, а в частности Великой Отечественной войны.

Объект: Календарь.

Предмет: календарь школьника по истории Великой Отечественной войны.

Новизна проекта. Впервые сделана попытка создания календаря школьника, основанного на реальных событиях и фактах истории Великой Отечественной войны, разработана методика практических заданий по теме.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении материалов по истории страны, не входящих в школьный курс истории для 6-ых классов.

Практическая значимость исследования: предложенный сборник нацелен на создание у школьников целостного представления об истории Великой Отечественной войны. Также он направлен на формирование умения систематизировать исторические факты, пользоваться информационными источниками различных типов для решения познавательных задач (таблицами, текстовыми источниками, иллюстрациями, картами), аргументировать различные оценки и версии, используя исторические знания, описывать результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме. Материалы календаря можно использовать на уроках истории, для подготовки и проведения конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий, для организации самостоятельной работы обучающихся.

Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка проблем, исследование гипотезы; эмпирические методы: изучение источников, информации.

Глава 1. Календарь как источник информации

Календарь - это система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца - в солнечных календарях, Луны - в лунных календарях, и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях [17] .

Также календарём называются список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников, и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера.

Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ» [16].

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера. Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц.

В Набта-Плая (территория современного Египта) примерно 5 тыс. лет до н. э. полукочевыми племенами скотоводов был создан, возможно, первый годичный «календарный круг», начало года, на котором отмечалось появлением звезды Сириус. Этот календарь помогал племени установить, когда ожидать начало и окончание сезона дождей, превращавшего пустынный регион в цветущую саванну, пригодную для выпаса скота.

Еще в те времена, когда только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. Этот день самой продолжительной ночи и самого короткого дня называется днем зимнего солнцеворота и по современному календарю приходится на 22 декабря. Много веков назад в этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры. Праздничное действо включало много обязательных обрядов, с помощью которых люди помогали Митре родиться и победить Зиму, обеспечивая приход Весны и начало земледельческих работ. Все это было для наших предков очень серьезным занятием, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь.

Позднее из Персии бог Митра попал к римлянам и стал одним из почитаемых ими богов. В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. Когда же Римская империя официально приняла христианство, и выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился 25 декабря, это еще больше укрепило традиции празднования зимнего солнцеворота и стало удобным временем для новогоднего гулянья.

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчеты ученого Созигена, перешел к простым формам египетского солнечного года и ввел календарь, получивший название юлианского. Эта реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным, и ко времени проведения реформы это отставание от естественной смены времен года составляло уже 90 дней. В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января [16].

В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.

Вторая значительная реформа календаря была проведена папой Григорием XIII в 1582 году. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский календарь (старый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного. День весеннего равноденствия, очень важный для определения дат религиозных праздников, смещался и с каждым годом становился все более ранним. Введенный григорианский календарь стал более точным. Дата дня весеннего равноденствия закрепилась за 21 марта.

На Руси применялось летосчисление, придуманное римлянами, и действовал юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое, по христианскому учению, произошло 5506 лет до нашей эры, а начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля [22].

Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель «пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции, Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако реформу отклонили.

Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954 году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том, чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых проектах изменения календаря сведений пока нет.

Все виды календарей основаны на григорианском календаре (кроме православного календаря).

Нам удалось найти календари с разнообразными названиями: «Семейный», «Молодежный», «Спортивный», «Кулинария и заготовки», «Благослови, душе моя, Господи» (Патриарший Православный календарь) и др.

Содержание  современных видов календарей соответствует их названию. Например, в календаре «Семейный» даются советы родителям по вопросам воспитания в семье, затрагиваются нравственные и этические нормы поведения детей. Некоторые листки  календаря посвящены поэзии, спорту, знаменательным датам и другим вопросам.

Виды календарей по содержанию (по тематике) [22]

- профессиональные (учительские, бухгалтерские, медицинские);

- производственные;

- исторические;

- православные;

- лунные;

- садоводческие;

- календари народных примет;

- календари знаменательных дат;

- календарь рыболова;

- календарь праздников и т.д.

Основные виды календарей по форме следующие:

настольный

настенный

отрывной

перекидной

квартальный

карманный

плакатные

Таким образом, первые календари появились давно, поэтому определить точную дату появления их невозможно. Сейчас известно много разнообразных календарных систем, созданных разными народами и жрецами различных религий. Некоторые из них ограниченно используются до сих пор. Большинство календарей рассчитывалось на основе выявленных астрономических закономерностей, прежде всего, движения небесных светил. Виды календарей в современном обществе составляются, исходя из их содержания и, основаны на григорианском календаре (кроме православного). Функции и назначения календарей схожи: они помогают правильно организовать время, планировать дела, встречи, позволяют не забывать дни рождения родных, праздники, знаменательные даты.

Я не напрасно беспокоюсь

Чтоб не забылась та война

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила, нам нужна

Ю. Воронов

Глава 2. Создание календаря «Хроника Великой Отечественной войны»

За основу нашего календаря мы взяли календарь школьника   80-ых гг. XX века СССР.  Календарь выходил ежегодно и был направлен на расширение кругозора на основе изучения материалов из самых разных областей знания. Мы же в своем календаре сузили сферу знания до истории конкретного события, а именно истории Великой Отечественной войны. При составлении календаря мы не только изучили и систематизировали материал по истории войны, но и учли уровень осведомленности наших одноклассников, обратившись к ним с вопросами: Назовите героев ВОВ. Назовите города, где проходили крупные сражения. Какие фильмы о войне ты знаешь. Какие книги о войне ты читал. Какое значение имела Победа советского народа в ВОВ. Назовите памятные места города Тюмени, связанные с событиями ВОВ. Какой вклад в Победу внесла Тюмень и Тюменская область.

В календаре, в хронологической последовательности отражены важные даты и события, связанные с Великой Отечественной войной, дается краткая информация о них (см. приложение 1).

Важной частью календаря является раздел с вопросами и заданиями для самопроверки. Их в календаре около 30 заданий.

Примеры заданий.

Май 1942г.

Апрель 1943. Какой орден не выдавали во время Великой отечественной войны?

Орден Нахимова Орден Кутузова Орден трудовой славы

Календарь носит ярко выраженный эмоционально-игровой характер. В ряде случаев читателям предлагается стать участниками конкретных ситуаций военного времени. Например, предлагается представить себя в роли художника - плакатиста и придумать агитационную фразу для плаката с призывом к действию, защиты Родины.

Так же, в качестве примере можно привести задания по работе с историческими картами и схемами. Это позволит сформировать у обучающихся пространственное мышление, представления о локализации исторических событий.

Конечным результатом нашей работы является викторина «Тюмень в годы Великой отечественной войны». С помощью викторины можно узнать и вспомнить, какую роль играла Тюмень в годы Великой Отечественной войны и какой вклад внесли в победу жители города. В приложение 2 можно увидеть, как выглядит викторина.

Работая над проектом, мы расширили свои знания по истории Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война останется наиболее важным и скорбным событием последних столетий в нашей истории. В связи с этим каждый из нас обязан знать свои корни и исторические военные события, происходившие с участием нашего народа.

Заключение

Работая над проектом, мы изучили историю календарей, рассмотрели их разнообразие. В результате был создан собственный календарь школьника, посвящённый 75-летию  Победы Великой Отечественной войне, который, как мы думаем, на сегодняшний день очень актуален.

Разработанный нами календарь поможет учащимся узнать о крупных сражениях, об отступлении наших войск и значимых победах, о жизни в тылу врага, о тяжёлых буднях людей, трудившихся для фронта, для победы и.т.д. Предлагаемые задания в календаре, помогут расширить кругозор учащихся о Великой Отечественной войне.

В войну была вовлечена вся страна, каждый её житель, и наш город не стал исключением. В календаре показана история города Тюмени и Тюменской области во время ВОВ, где говорится о подвигах наших земляков, воинах Советской Армии.

Список использованных источников

Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

Алещенко Н.М. Во Имя победы. М., «Просвещение», 1985.

Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975

Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. М., 1984

Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века.- Мн.: Современный литератор, 2004.- 896 с.

Верт, Н. История Советского государства: пер. с фр. / Н. Верт.- 3-е изд., испр.- М.: Весь мир, 2006.- 560 с.

Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия / сост. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.- 447с .

Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 / Под ред. Хлевнюк О.П. - М.: Академия, 2007

Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987

Великая Победа: духовная преемственность поколений: материалы пленарного заседания межрегиональной науч.-практ. конф., посв. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 21-22 апреля 2005 г.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005.- 86 с.

Всемирная история: Вторая мировая война / сост. А.Н. Бадак.- Мн.: Харвест, 2002.- 592 с.

Зуев, М.Н. Отечественная история: учебное пособие / М.Н. Зуев. В 2-х кн. Кн.2. Россия в ХХ - начале ХХI века.- М.: ИД «ОНИКС», 2005.- 672 с.

История России: учебное пособие / под ред. Л.И. Семенниковой.- 2-е изд., испр.- М.: КДУ, 2005.- 656 с.

Календарь. История и современность. / пер. с франц. В. Шабаевой. — М.: Издательство Астрель; Издательство АСТ, 2006.

Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990

Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря. М., 1991

Лубченков, Ю.Н. Сто великих сражений Второй мировой.- М.: Вече, 2005.- 480 с.

Официальный сайт Министерства Обороны России "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  www.podvignaroda.mil.ru (дата обращения 21.10.2019)

Общедоступный электронный банк «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httr://www.podvignaroda.ru/ (дата обращения 13.12.2019)

Порожняков А.Е. Фотоальбом по книге Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления». – М.: Планета,1989.-239с.

Селешников С.И. История календаря и хронология / С.И. Селешников. - М.: Наука, 2017. - 223 c

Соловьёв, Б.В. Цена Победы / Б.В. Соловьев, В.Н. Суходеев // Военно-исторический журнал. 1997. № 4. С. 3 - 53.

Шацилло, В.К. Новейшая история ХХ века / В.К. Шацилло.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.- 319 с.

Интернет ресурсы

www.abc-people.com/event/calendar.htm

www.dissland.com/catalog/vel

 www.infourok.ru/nauchnoissl

www.biblioteka.agava.ru/vi/zametki_o_nash.htm

www.bibl.ru/vi/zametki_o_nash.htmhttp://biblioteka.agava.ru/vi/zametki_o_nash.htm

www.bibl.ru/vi/zametki_o_nash.htm

www.chat.ru/~fatus/easter.html

ftp://login.dknet.dk/pub/ct/calendar.faq

www.hbar.phys.msu.su/gorm/chrono/christ0.htm

www.britannica.com.

www.webexhibits.com/calendarshttp://www.webexhibits.com/calendars

www.petals.newmail.ru

www.anime.ru/Articles/calendar.htm.http://www.astrolab.ruhttp://www.astrolab.ru

www.net4lady.ru/kalendar-visokosnyx-let/

www.rusevik.ru/blog/1444

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просмотров работы: 145