Введение
Стремительное развитие техники столь же стремительно меняет способы освещения. В наш быт входят все новые и новые осветительные приборы, и мы даже не представляем, какими они были сто – двести лет назад. Разбирая с дедом старые вещи в гараже, я увидел предмет, назначение которого меня крайне удивило. Это была керосиновая лампа. Но еще больше меня удивило то, что дедушка, как то по особенному, очень бережно взял ее в руки. И стал рассказывать о том, что когда он был маленьким, при свете этой лампы семья собиралась за обеденным столом, а он сам готовил по вечерам уроки и читал книжки. Как его бабушка ругала его, что он жжёт много керосина. Как любил он тогда зимние вечера, потрескивание дров в печи и причудливые тени по стенам комнаты напоминали ему сказочных героев из любимых книжек. Через несколько дней посещая супермаркет я обратил внимания, что оказывается керосиновые лампы продаются до сих пор. И сразу родился вопрос, кому они сейчас нужны. Вот так и родилась идея изучить историю создания и использования керосиновой лампы. Но закономерно возник вопрос. А что знают мои одноклассники о керосиновой лампе? Вопросы анкетирования и результаты приведены в Приложении 1,2. Всего в опросе приняли участие 56 учащихся. Результаты исследования были следующие:
На вопрос: Как называется предмет, представленный Вам? Были следующие ответы: керосиновая лампа -12 человек; елочное украшение - 2 человека; кувшин -1 человек; предмет интерьера -7 человек; не знаю – 34 человека
На вопрос: Какую функцию он мог выполнять? Были следующие ответы: это прибор для освещения 12 человек; украшать жилище – 14 человек; использоваться в быту – 7 человек; не знаю -23 человека. На вопрос: где Вы видели данный предмет? Были следующие ответы: у бабушки – 8 человек; в музее - 4 человека; на картинке в книгах- 5 человек; вообще не видели – 40 человек.
Данные исследования привели меня к мысли о необходимости провести исследование и познакомить учащихся школы с его результатами.
Объект исследования – осветительные приборы 19 - начало 20 веков.
Предмет исследования – керосиновые лампы.
Цель исследования – определение значения керосиновой лампы в жизни людей в 19 - 20 веках.
Задачи:
Изучить историю керосиновой лампы.
Сравнить керосиновую лампу с другими осветительными приборами 19 века.
Доказать опытным путем, что керосиновая лампа 19 века может осуществлять свою функцию осветительного прибора в 21 веке.
Определить роль керосиновой лампы в семейном воспитании.
Гипотеза исследования: как осветительный прибор – керосиновая лампа, могла играть воспитательную роль в семьях 19 – начало 20 веков.
Методы и приемы работы:
Для осуществления цели мы использовали следующие методы:
- метод сбора информации (изучение научной и художественной литературы)
- описательный метод
- сравнительный метод
- анкетирование
- эксперимент
Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях по неурочной деятельности, на уроках истории, литературы при изучении соответствующей темы, на классных часах.
Основная часть
Глава I История осветительных приборов
Часть 1 Осветительные приборы до изобретения керосиновой лампы
Самыми старыми на Земле «настольными лампами» можно считать глиняные и бронзовые светильники, которыми пользовались жители Древней Греции и Рима,— в плоские чаши наливали оливковое масло и клали фитиль.
Даже деревенскую лучину, известную на Руси с незапамятных времен, мы можем считать одной из прародительниц нашей настольной лампы. И для этого, пожалуй, самого примитивного источника света создавались специальные, художественно оформленные приспособления — светцы. (Приложение 4)
До XIX века людям верно служили свечи. Раньше других появились сальные, затем восковые, стеариновые, парафиновые и, наконец, спермацетовые, которые и горели дольше, и давали меньше нагара и дыма. А каких только подсвечников не существовало! Одиночные и многосвечные, с экраном, защищающим глаза от прямого света, и с часовыми механизмами. Делались эти светильники из бронзы, мельхиора, серебра, золота, украшались в соответствии с господствовавшей тогда модой. Но свечи давали мало света, надо было постоянно подрезать фитиль, стеарин капал «слезами» на стол. Нередко свечи становились и причиной пожара.
Многие проблемы были устранены с появлением масляных ламп. Первая такая лампа с куполообразным абажуром, почти аналогичная по устройству керосиновой, появилась в начале XIX века во Франции. Применявшиеся тогда масла и их смеси плохо впитывались фитилем, поэтому резервуар для масла помещался повыше, под абажуром. Лампы «экстра-класса» снабжались также часовым механизмом, который помогал вовремя нагнетать масло в горелку. И надо сказать, что широкому распространению керосиновых ламп в немалой степени способствовало то, что масляную лампу оказалось легко переделать в керосиновую — надо только перенести резервуар под горелку.[3]
Часть 2 История керосиновой лампы
Первый прототип керосиновой лампы — нефтяная лампа — была описана Ар-Рази в Багдаде IX века. Несмотря на известность процесса перегонки углеводородов и доступность лёгких продуктов перегонки, они не находили широкого применения в освещении. До середины XIX века в освещении господствовали растительные и животные жиры, сжигаемые в масляных лампах. Развитие масляных ламп к началу XIX века привело к появлению сложных конструкций, увеличивающих площадь горения, с принудительной подачей топлива, с увеличением полноты сгорания. Замена масел на керосин сразу уменьшила образование отложений в лампах, повысила яркость. Высокая текучесть и испаряемость керосина позволили упростить конструкцию масляных ламп, отказавшись от нагнетания топлива в зону горения под давлением.
Первые исторические упоминания об использовании керосина в освещении относятся к 1846 году, когда Абрахам Гестнер предложил использовать продукт перегонки угля для осветительных целей и указал на достоинства нового топлива: яркость и чистоту.
Сегодня трудно провести четкую границу между масляными и керосиновыми лампами. Тем не менее считается, что первые керосиновые лампы появились в 1853 году. В этом году австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе.( Приложение 5)
В том же году свою конструкцию керосиновой лампы с плоским фитилем предложил Рудольф Дитмар из Вены. Его конструкция стала прототипом серийной керосиновой лампы, производство которой начали в США в 1856 году.(Приложение 6)
Традиционно, до сих пор, керосиновые лампы, стёкла к ним и фитили указываются в линиях. Например, диаметр лампового стекла в нижней части — 20 линий (50,8 мм). Лампа с шириной фитиля 7 линий (около 18 мм) получила название семилинейная керосиновая лампа или семилинейка.
Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении. Название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники.
Принцип действия лампы примерно такой же, что и у масляной лампы: в ёмкость заливается горючее вещество (керосин), откуда оно дозированно подается в зону горения. Горелка может быть оборудована средствами подачи воздуха и отвода продуктов сгорания, а также защитой пламени. Конструкция снабжается каркасом для переноски и подвески лампы.
В настоящее время известны несколько вариантов конструкции керосиновых ламп. В первую очередь это традиционные фитильные лампы с плоским или кольцевым фитилем, в которых жидкий керосин поднимается из резервуара к зоне горения за счет капиллярного эффекта. Фитильные лампы требуют частых правок выгорающего фитиля, для чего в них предусматривают соответствующую конструкцию. Регулировка высоты фитиля также позволяет регулировать яркость лампы. Неровные излишки фитиля необходимо периодически подрезать ножницами во избежание копоти. Фитиль обычно делают из хлопка. Существовали многочисленные разновидности фитильных ламп — с системой подогрева воздуха для улучшения горения, с защитой от пролива керосина при опрокидывании, ветростойкие лампы для уличного применения, взрывобезопасные рудничные лампы, лампы с отражателями и т. п.
Также известны калильные лампы, по конструкции близкие к примусу. В них керосин находится в резервуаре под давлением, создаваемым ручной помпой. По трубочке керосин поднимается в зону горения, где нагревается и испаряется. Далее трубочка ведёт пары топлива к горелке, где керосин сгорает, нагревая калильную сетку. Такие лампы горели существенно ярче благодаря более полному и быстрому сгоранию керосина и использованию калильных сеток. Чтобы керосин сгорал ровным пламенем, фитиль в верхней части немного подрезают острыми ножницами, убирая ту часть ткани, от которой поднимается вверх коптящий «язычок». При необходимости процедуру повторяют. [10]
Глава II Практическая часть
Часть 1 Эксперимент
Транспортировка находки; Упаковали каждую часть лампы в ветошь и уложили в коробку из-под обуви. (использовали подручные средства) (Приложение 7)
Разработка памятки по технике безопасности. (Приложение 3)
Изучение устройства лампы: Топливный бачок, трубка с крышкой, донышко, трубка для фитиля, стойка, буртик для фиксации концентрирующего конуса, колба из лампового стекла, вкладыш для регулирования положения фитиля в отверстии конуса с целью увеличения или уменьшения пламени. (Приложение 8)
Подготовка лампы к эксперименту; Так как лампа находилась длительное время среди бытового мусора, ее нужно было просто почистить. Но просто ветошью, даже мокрой, очисть ее не удалось. Она была покрыта маслянистым налетом и пропитано пылью. Поэтому папа порекомендовал чистить лампу керосином, который растворяет маслянистый налет. Стеклянная часть лампы была отмыта с помощью Fairy. Далее, каждая часть была просушена и очищена. (Приложение 9)
Изучение принципа действия; Керосиновая лампа - это светильник, работающий на основе сгорания керосина, продукта перегонки нефти. Принцип действия ее таков: в емкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке, сконструированной таким образом, чтобы воздух подходил снизу. Менять фитиль необходимо не менее 1 раза в 2 месяца. Фитиль при этом должен заполнять всю трубку. Новый фитиль просушивается и только потом пропитывается продуктом нефти. Перед тем как зажечь, фитиль следует очистить от нагара и ровно подрезать ножницами. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло - для обеспечения тяги, а также для защиты пламени от ветра. Высоту пламени нужно держать в пределах 1-2,5 см: большая высота может привести к копоти, а низкая – уменьшить силу света.
Эксперимент;
- залили в топливный бачок керосин;
- вставили фитиль в трубку для фитиля;
- аккуратно отрезали ножницами обветшалую часть фитиля;
- пропитали фитиль керосином;
- вкладышем для регулирования положения фитиля отрегулировали высоту фитиля;
- подожгли фитиль;
- установили высоту пламени;
- поместили ламповое стекло в стойку для стекла. (Приложение 10)
Использование всех возможностей осветительного прибора; Проведение эксперимента по высоте пламени доказало, что от высоты пламени зависит яркость пламени. (Приложение 11)
Выступление с исследовательской работой перед одноклассниками; (Приложение 12)
Передача лампы в школьный музейный уголок в качестве экспоната. Из беседы с руководителем школьного музейного уголка Шестаковой Т.В. мы выяснили, что в музее нет аналогичного экспоната. Так как в нашем поселке данный вид осветительного прибора не использовался. Поселок возник в 1987 году, когда везде было электричество. И мы приняли решение передать лампу в дар школьному музею. (Приложение 13)
Часть 2Работа в музее
Попасть в музей, где я мог познакомиться с керосиновыми лампами мне удалось только летом, когда я с родителями ехал к дедушке в Северный Казахстан. Мы проезжали Омскую область и проездом оказались в городском поселении Любинский, где и посетили районный историко-краеведческий музей имени И.С. Коровкина. Керосиновые лампы в музее представлены в небольшом количестве, но все они датируются разным временем производства, разной степенью сохранности и разным материалом для изготовления топливного бочка. (Приложение 14) Есть лампа, датируемая началом 20 века (Приложение 15), а есть лампы в очень хорошем внешнем состоянии со стеклянным топливным бочком. О техническом состоянии экспонатов нам не могли рассказать, так как это не входит в компетенцию музея.
Нас познакомили со специальными документами «Актами приема предметов на постоянное хранение». В Акте указывается кем, когда, от кого был принят предмет на хранение, а затем предмету присваивается учетное обозначение, определяется степень сохранности в процентном выражении и подробно описывается сам предмет. (Приложение 16)
При рассмотрении экспозиции мы обратили внимание, что керосиновые лампы находятся рядом с самоварами. Их соседство подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Ведь самовар, это тот предмет, вокруг которого за чашкой чая велась беседа между членами семьи, которые всегда носили воспитательный характер. А как же чай в потемках, после трудового дня? Во тут и наступал черед керосиновой лампы. Рассказывала сотрудник музея Камакина Л.В.
Глава III
Образ керосиновой лампы в искусстве
В литературе:
Как не вспомнить стихи С.Я. Маршака «Вчера и сегодня»:
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему -
Я не пойму -
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали,
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур. [2]
Возможно, у многих людей свет керосиновой лампы оставил в душе самый яркий след, как в стихотворении Глеба Горбовского «Лампа керосиновая у тебя в избе»:
Лампа керосиновая у тебя в избе.
Стаи лет я думаю
только о тебе.
Водишь карандашиком
острым по письму,
как по неотступному сердцу моему.
В печке твоей временной
вымерли дрова...
...Двадцатитрехлетняя
ты моя вдова!
Захоронен в памяти я твоей давно,
точно неудавшийся
эпизод кино,
как пожар потушенный
вовремя,
без бед...
Свет мой керосиновый,
самый яркий свет. [4]
Написано это стихотворение было в 1960 году, когда уже повсеместно было электричество.
Светлана Пригоцкая. Керосиновая лампа.
Керосиновая лампа-
Огонек далеких лет.
Снова я увидеть рада
Трепетный твой добрый свет!
Помню в свете лампы ясной
В сельском домике в метель
Мать рассказывала сказки
И качала колыбель...
Сам медведь нас гладил лапой
И царевна пела нам...
Керосиновая лампа-
Сказок свет по вечерам!
Задували лампу вскоре,
Вся Вселенная спала...
Только ветер в чистом поле
Всё поёт нам: "Спать пор-А- Аа...Аа... " [6]
Татьяна Краузе
Лампы керосиновой тусклый огонек,
С книгой коротали мы каждый вечерок.
Сколько было читано, сидя за столом,
Книгами прекрасными был заполнен дом.
Тайно Солженицына прятали от глаз
И читали ночью, помню,как сейчас.
В этом тихом чтении мудрость прошлых лет,
В лампе керосиновой просвещенья свет.
Ярко окна светятся и светло, как днем,
Только не читаются книги за столом. [7]
Валерий Пономарев
Прошлого святая правда,
Навсегда остался след,
Керосиновая лампа,
Светлячок далеких лет.
Она греет мое сердце,
Памятью о временах,
Зажигали ее в детстве,
Когда свет в деревне гас…
Я запомнил те минуты
И твержу всегда себе,
Ведь при лампе почему – то,
Наступал уют в избе?
Гости все бросали тени,
Иногда валил вдруг дым,
Как сигнал: - За полночь время,
На исходе керосин… [7]
Живопись: Даниил Гранин, страницы книги «Керогаз и все другие: Ленинградский каталог» (Приложение 18) [1]
Скульптура: Памятник изобретателям керосиновой лампы установлен в исторической части Львова в 2008 году возле музея-ресторана «Керосиновая лампа» на улице Армянская, д.20 (Приложение 17) [8]
Вывод
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, мы показали, что керосиновая лампа - это осветительный прибор, появившийся в середине 19 века и широко используемый до 60 -70 годов 20 века не только в селе, но и в городе;
Во – вторых, мы экспериментальным путем доказали, что устройство керосиновой лампы настолько просто, что ее можно реанимировать спустя десятилетия, что нельзя сказать о современных осветительных приборах;
В- третьих, керосиновая лампа – это не только осветительный прибор, это предмет, создающий условия для тесного общения между членами семьи, способствующий процессу обучения, ведь не зря же в стихах и живописи ее ставят по соседству с самоваром, книгами, в центре обеденного стола. Поэты пишут о том, что она «создает уют», «греет душу», «дает свет просвещения», «мама сказки рассказывает» и так далее;
В – четвертых, в работе показаны ее преимущества перед осветительными приборами данного периода (свеча, масленая лампа и даже электричество);
В - пятых, в настоящее время керосиновые лампы покупают туристы (батарейки быстро садятся); дачники, при отсутствии электричества; рыбаки для зимней рыбалки.
Следовательно, цель работы достигнута, гипотеза доказана.
Список источников
Гранин Д.А., Керогаз и все другие: Ленинградский каталог, Центрполиграф, 2003 г. с. 76-82
Маршак С.Я., Вчера и сегодня, Художественная литература, 1968г. с.32
Ратина А., Ивашкова Т., Ульяненкова М., Величайшие изобретения и открытия всех времен и народов. Litres. 2017 г., с. 156.
https://rustih.ru/gleb-gorbovskij-lampa-kerosinovaya-u-tebya-v-izbe/ горбовский
http://lukoshko.net/marshak/marsh14.shtml маршак
http://www.stihi.ru/2009/09/05/6184 приготская
https://www.liveinternet.ru/users/vm1955/post361635287/ Понаморев, Краузе
http://turbina.ru/guide/Lvov-Ukraina-91218/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Pamyatnik-izobretatelyam-kerosinovoy-lampy-4718 памятник
https://sovets.net/18217-kerosinovaya-lampa.html устройство кер. Ламп.
http://travel-in-time.org/istoriya-izobreteniy/istoriya-kerosinovoy-lampyi/ история
Приложение
Приложение 1
Анкета
Как называется предмет представленный Вам?
Какую функцию он мог выполнять?
Где Вы видели данный предмет?
В анкетировании приняли участие учащихся 4х классов МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Приложение 2
Всего в опросе приняли участие 56 учащихся.
Как называется предмет представленный Вам?
Керосиновая лампа -12 человек
Елочное украшение - 2 человека
Кувшин -1 человек
Предмет интерьера -7 человек
Не знаю – 34 человека
Какую функцию он мог выполнять?
Это прибор для освещения 12 человек
Украшать жилище – 14 человек
Использоваться в быту – 7 человек
Не знаю -23 человека
Где Вы видели данный предмет?
У бабушки – 8 человек
В музее - 4 человека
На картинке в книгах- 5 человек
Вообще не видели – 40 человек
Приложение 3
Памятка по работе с керосиновой лампой
Все действия производить только в присутствии взрослых.
Убрать с экспериментального стола все посторонние предметы.
Перед каждым этапом эксперимента застилать рабочее место одноразовой салфеткой.
При работе с легковоспламеняющейся жидкостью не допускать наличие источников огня.
Проявлять максимальную осторожность в работе со стеклянной частью экспоната.
Все работы с огнем производит только взрослый.
После каждого этапа убрать рабочее место.
По окончанию каждого этапа убирать экспонат на недосягаемое для младшего брата место.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18