Слово из плена

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Слово из плена

Прошкин К.С. 1
1МБОУ "Федоровская СОШ № 5"
Ибрагимова Ч.Ф. 1
1МБОУ "Федоровская СОШ № 5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из чужого норвежского края,

Я не шлю вам, родные, привет.

И тебе б написал, дорогая,

Да в плену возможности нет.

Никого я не резал, не грабил,

И в разбойничьей шайки не был.

Воевать долг гражданский заставил.

Да я раненным в плен угодил.

Я теперь – в лагерях у фашистов.

Нам не свидеться, видно, с тобой.

Впереди - лишь дороги тернисты,

Позади – неоконченный бой.

Введение.

Это стихотворение написано моим прадедушкой Беляевым Яковым Михайловичем, который находился в плену с 1 июля 1941 г. по 3 июля 1945 г. Много работ посвящено героям Великой Отечественной войны, которые сражались на фронте, но и военные, которые оказались в плену вели свою войну. Их борьба не закончилась в мае 1945 г., а продолжилась на территории СССР за свою совесть и честь.

Цель – изучить судьбу прадедушки Беляева Якова Михайловича в период нахождения его в немецком плену и после.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- найти и собрать информацию, хронологически восстановить годы жизни после плена;

- узнать, в каком лагере для военнопленных в Норвегии находился прадедушка;

- познакомиться с историческими документами того времени.

Объект исследования – плен Беляева Якова Михайловича.

Предмет исследования - нахождение Беляева Я.М. в фашистском плену и его судьба после плена.

Гипотезу составляет следующее предположение: в результате репатриации и, пройдя проверочно-фильтрационные лагеря можно восстановить свой права, как гражданина СССР.

В процессе решения указанных задач были использованы следующие методы: метод сбора и анализа материала, метод обобщения и анализа научной литературы, публикаций СМИ и информации сети Интернет, метод сравнения полученной информации, интервьюирование, изучение семейного архива.

Глава 1. Первые дни войны и пленение.

Беляев Яков Михайлович был призван в армию 15 апреля 1941 года и зачислен в ВЧ-2833 128-танковый полк 208-моторизованной дивизии в должности стрелок. В часть, которая стояла в 30 км от границы в Брестской области города Гайновка, прибыл 22 апреля 1941 года.

208 мд, входящей в состав 13 механизированного корпуса в июне 1941 г. дислоцировался в г. Гайновка (сейчас Гайнувка – Польша).
Что же имела на вооружении на начало войны 208-я мд? В качестве характеристики частной ситуации на начало войны. По официальным сведениям всего 27 танков (БТ линейный – 15 шт.; Т-26 линейный – 1 шт., Т-37/38/40 – 11 шт.) и 10 бронеавтомобилей БА-10. Остальным вооружением укомплектована на 70%.

Очень интересен, на мой взгляд, доклад командира 208-й мд о первых днях боев 1941 года. «208 моторизованная дивизия 13 мехкорпуса вступила в войну, не закончив своего формирования. Танковый полк, имеющий по штату 250 танков, в наличии не имел ни одного, а 2.000 бойцов этого полка не имели никакого вооружения, в остальном части были вооружены на 70-80%. В первый же день войны – 22 июня 1941 г. дивизия получила задачу на оборону, по линии: м. Брянск (прим, Браньск, Польша) - г. Бельск,– м. Гайновка – м. Беловеж и, в связи с беспорядочным отходом приграничных дивизий 86, 113, 49, эта оборона растянулась на 90 км отдельными участками. С остальными частями я успешно удерживал оборону до 25 июня, попадал два раза в окружение и выходил из него, а с 25.6.41 получил приказ прикрывать отход 10 армии по рубежам: м. Наревка, м. Свислочь  и Волковыск».
Таким образом, в перемещениях дивизии появляются белорусские города Свислочь и Волковыск.

22.06.41 года 13 мехкорпус развернулся для обороны и попал под мощный прессинг вражеской авиации. Дивизии и отдельные части – подразделения корпуса потеряли связь, как со штабами, так и между собой. Дрались разрозненно. В течение 22 июня дивизии потеряли все танки и артиллерию, плюс фактически были истреблены корпусные части, типа мотоциклетного полка и понтонно-мостового батальона. Танковые дивизии, потеряв материальную часть (танки) и израсходовав все боеприпасы, уже к вечеру начали откатываться к Беловежской  Пуще.

208-я мд продержалась еще сутки, причем 128-й полк полег почти без остатка отбив два десятка атак противника. Начальник штаба 263-й пд немцев, воевавшей против 208 мд, в книге Kriger, Heinz: «Bildband der 263 I.D» считает, что его дивизия одной из первых на Восточном фронте столкнулась с «варварскими рукопашными контратаками русских», использовавших даже саперные лопатки [1].

Из воспоминаний Якова Михайловича: «Во всей школе из 12 танков боеготовыми были только два. Отступать пришлось вслед за пограничниками. И ведь ни одной топокарты, ни одного компаса на всех» [2].

В дальнейшем дивизия отступила к г. Волковыск и удерживала его до 1 июля 1941 г. Именно под Волковыском 1 июля Яков Михайлович попал в плен.

Сначала прадедушка попал в лагерь города Слоним, а за тем неоднократно их перебрасывали по лагерям Польши: Свислочь, Белосток, Белая Подляска, затем повезли в Германию в лагерь 315 Хаммерштейн.

Таким образом, в результате того, что 208-моторизованная дивизия не закончила своего формирования и не была готова вести боевые действия, пришлось отступать, и мой прадедушка, Беляев Яков Михайлович оказался в плену.

Глава 2 . Жизнь в плену.

До лагеря Хаммерштейн 315, в Германии из 2000 тысяч пленных добрались 800 человек.

Stalag 315 / II B / II F Hammerstein- лагерь для военнопленных (рядового сержантского состава). С началом вторжения в СССР был использован для приема советских военнопленных. Был расположен недалеко от Чарны. Расположен в лесу на расстоянии 1 км. от основной автомагистрали Щецинек-Чарне.

Освобожден в феврале 1945 года. Мемориал на месте лагеря создан в 1968 году, и включает в себя могилы советских заключенных численностью около 65 000 тысяч человек [3].

И этого лагеря попал на сельскохозяйственные работы, чем и спасся от голода и истощения, а в 1942 году перевели работать на завод сельскохозяйственных машин. В июле 1943 года бежал в составе 7 человек. Но уже на 9 день был схвачен полицией недалеко от Данцига, попал в лагерь, который находился в данном городе.

В результате исследования мы обратились к сайту Министерства обороны РФ «ОБД-Мемориал». Как оказалось, что на Беляева Якова Михайловича заведено две записи, в одной написано, что погиб, в другой, что освобожден. Вместе с научным руководителем обратились с запросом к ОБД Мемориал и получили следующий ответ: «Наша организация – корпорация «Электронный архив» - в рамках данного проекта по заданию Министерства обороны занимается оцифровкой архивных документов из бумажного вида в электронный формат и сопровождением сайта. Никакой другой информацией, кроме той, которую мы размещаем на сайте, мы не располагаем. На человека на этом сайте существует столько записей, сколько раз он упоминается в документах (и упоминания могут различаться по содержанию и полноте информации)» [4]

Поэтому следующим этапом было обращение в Федеральную службу безопасности. Ответ пока ждем. Мы предполагаем, что такая путаница произошла из-за побега из лагеря.

После неудачного побега, группу самых непокорных, немцы направили в Норвегию, на строительство железной дороги Осло-Нарвик.

Главной особенностью положения военнопленных в Норвегии являлся суровый климат Скандинавского полуострова, особенно в северных регионах, где и находилось наибольшее число пленных. Высокая влажность, холод, плохо отапливаемые бараки, мизерный продовольственный паек стали причинами высокой смертности [5].

К сожалению, неизвестно, в каком лагере мой прадедушка был в плену. Мы с научным руководителем отправили письмо Мишелю Стокку, который занимается исследованиями времен Второй мировой войны и готовит к публикации книгу о советских военнопленных, находившихся на территории Норвегии с просьбой выяснить в каком лагере находился Беляев Яков Михайлович. Был получен следующий ответ: «Архивы в Норвегии небольшие, так как немецкие военные уничтожили архивы в мае 1945 г. Я проверил списки города Му-и-Рана, но это трудно найти из какого он лагеря. Но это должно быть по пути из Му-и-Рана и на север в Бьёрнэльва на Сальтфьеле » [6].

Таким образом, исходя из данного письма мы решили, что мой прадедушка находился в лагере Бьёрнэльва (Bjоrnelva).

Полярный круг пересекает Норвегию на вершине горы Сальтфьель (Saltfjell), почти на самой высокой ее точке. Тут, на высоте почти 700 метров над уровнем моря, когда-то находился концентрационный лагерь Бьёрнэльва (Bjоrnelva), куда фашисты отправляли работать военнопленных. Сосланные на каторжные работы пленные, работали в нечеловеческих условиях. А также подвергались жестоким издевательствам со стороны немцев. Тяжкий труд военнопленных сыграл важную роль в дальнейшем развитии инфраструктуры северной Норвегии. Руками наших соотечественников велось строительство самых сложных отрезков северной железной дороги. По замыслу Гитлера, советские пленные, использовавшиеся как рабы, должны были проложить железную дорогу через весь север до Киркинеса [7].

В ответе на запрос Мишель Стокк отправил следующую информацию: «» [8].

Из воспоминаний Якова Михайловича о норвежском плене: «Климат был суров. Условия содержания пленных в лагере были просто жестокими. Охранники издевались над военнопленными. Прикажут, бывало, выбрать несколько крупных камней, и велят отнести их под гору. А это чуть не километр, да по несколько раз так до обеда. После же эти камни изволь поднять на гору».

Тяжелая лагерная жизнь довела до дистрофии. В 1945 году он мог ходить только с палочкой и весил 32 кг. Там в фашистских лагерях он и встретил окончание войны. Четыре долгих и тяжелых года он провел на чужбине, на Родину вернулся в июле 1945 года. Пароходом из Норвегии в Мурманск, а в родной Красноуфимск в 1946 году.

Глава 3. Репатриация из Норвегии.

В соответствии с соглашением от 10 июня 1945 года морской маршрут должен был проходить из портов Мосьен, Мо, Буде и Тромсе в Северной Норвегии в советский порт Мурманск. Для реализации этого соглашения были задействованы пять норвежских судов. В «Административной инструкции № 101» оговаривалась степень участия союзников в репатриации бывших военнопленных. С 19 мая в Норвегии было организовано пять территориальных зон под командованием британских офицеров. В каждой из зон находился базовый лагерь бывших военнопленных, готовившихся к отправке на родину. Транспортировкой бывших пленных морским путем занимались Норвежское пароходство и британская Военная грузовая компания. Помощь оказывалась советскими представителями и переводчиками, которые должны были присутствовать на каждом судне. Все перевозимые были поделены на три категории: бывшие военнопленные, депортированные и лица, работавшие на немецкие власти. Более того, было выделено два критерия, по которым осуществлялась транспортировка. В первую очередь вывозились те лица, которые находились ближе остальных к месту отправки. Вторым критерием служило состояние здоровья бывших пленных. В первую очередь отправляли больных. Тяжело больные вывозились по железной дороге. Вопрос о состоянии здоровья бывших пленных был очень важен: многие из репатриантов были крайне истощены. Командование союзных войск несло ответственность за ежедневный медицинский контроль. Перед репатриацией все личные вещи репатриантов подвергались дезинфекции, все проходили полное медицинское обследование. «Ни у кого не должно быть вшей и инфекционных заболеваний. Одежда должна быть чистой», - отмечал майор Л. Крейберг.

Репатрианты формировались в отряды по 50 человек под начальством британского офицера, который должен был сделать две копии поименного списка своей группы. Одна копия отправлялась командующему союзными войсками в Норвегии, вторая – ответственному за репатриацию. Обе копии подписывались медицинским работником, ответственным за состояние здоровья бывших военнопленных.

Пароходы, предназначенные для перевозки бывших пленных, были разными по величине и вместительности. Среди них «Король Хакон VII», «Ангон», «Король Даг», «Гордиас». На «Короле Хаконе VII» предполагалось разместить 1900 человек, на «Короле Даге» и «Нордкуне» - по 1300, на «Брабанте» - 700 бывших пленных.

Уже к 15 июля из района Мо были вывезены все бывшие военнопленные, что подтверждается словами ответственного за репатриацию с норвежской стороны майора Л. Крейберга: «Все русские лагеря в Мо уже пусты. Остался только госпиталь. Около 100 человек вывезено на судне «Анго». Бывшие пленные остались только в двух госпиталях в Фауске. Несколько больных были отправлены на «Полярной звезде», которая вышла из Бергена 14 июля и прибыла в Квеслис 18 июля, чтобы забрать оставшихся больных. После этого пароход отправился в Мурманск». К 26 июля 1945 года репатриация бывших военнопленных морским маршрутом была завершена.
Таким образом, репатриация бывших военнопленных из Норвегии в СССР осуществлялась двумя основными маршрутами. Основной, – железнодорожный,- начал функционировать с 13 июня 1945 г. и проходил из норвежских портов Осло, Трондхейма и Нарвика в порты Швеции. Оттуда – через Балтийское море в Финляндию и далее - в СССР. Всего этим маршрутом были репатриированы 64199 человек. При этом были задействованы 8 финских транспортов, каждый из которых совершил по 7 рейсов. Больных перевозили первым классом на пассажирском лайнере «Велламо». Из шведского порта Гевле на нем вывезено 24166 русских, из Лулео – 23212, из Сюннвалля – 16420, из Стокгольма 401 бывшего пленного. Финской стороной было принято 40951 человек в Раумо, 23212 – в Улеаборге, 36 – в Обо.

Второй маршрут проходил по морю из норвежских портов Мосьен, Мо, Буде и Тромсе в советский порт Мурманск. Этим путем было репатриировано 18852 человека. К 15 сентября 1945 года была получена официальная цифра репатриированных в СССР советских граждан. Исполнительный орган по репатриации кратко отметил число советских репатриантов в своем последнем рапорте: «Было репатриировано следующее число советских граждан:

Здоровые. По железной дороге через Швецию – 64070 человек.

Больные. По железной дороге через Швецию – 1429 человек.

Здоровые. Морем в Мурманск – 17270 человек.

Больные. Морем в Мурманск – 1582 человек.

Всего: 84351.

Это были официальные цифры, сообщенные союзникам от имени норвежских властей. После расследования, проведенного советско-норвежской комиссией, советские власти также подтвердили эти данные. Таким образом, в ходе репатриации советских граждан из Норвегии через территорию Швеции по железной дороге и морским путем из норвежских портов в Мурманск было переправлено 84351 человек. Из них 18852 человека было репатриировано морским путем, 74499 человек - поездами через Швецию в Финляндию и далее в СССР [9].

Вывод: информация о репатриации моего прадедушки подтвердилась. Беляев Яков Михайлович был отправлен в Мурманск 12.07.1945 г., из Рогнана- административного центра муниципалитета Салтдал на корабле «Барбант».

Глава 4. Жизнь после плена.

В годы Великой Отечественной войны военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен, выходившие из окружения вне состава своей части и при прочих подозрительных обстоятельствах, а также обнаруживаемые наступавшими советскими войсками на освобождаемой от противника территории становились объектом особого внимания органов государственной безопасности. Сама проверка/фильтрация представляла собой сложный процесс, состоящий из нескольких компонентов: организационного, контрразведывательного, идеологического и экономического. Наиболее известны такие фильтрационные учреждения, как созданные проверочно-фильтрационные лагеря НКВД (ПФЛ). Всего с января 1942 года по июнь 1945 года на территории СССР было развѐрнуто 68 ПФЛ [10].

Яков Михайлович прошел фильрацонный лагерь и с достоинством выдержал допросы следователей КГБ и оправдал своё честное имя. Вернулся домой в Красноуфимск, лишь в 1946 г.

В 1946 принят в Красноуфимский ремонтно-механический завод в качестве ученика шлифовщика в цех № 2. В 1972 году назначен начальником бюро НОТ, 1975 г. – назначен старшим инженером НОТ, 1983 г. – переведен инженером-технологом. Проработал на данном заводе до выхода на пенсию, в 1983 г.

Таким образом, мой прадедушка, пройдя суровые годы плена, испытав на себе суровые допросы следователей КГБ смог все вынести и восстановить своё честное имя, создать крепкую семью. Он не любил вспоминать о годах, проведенных в плену. День победы для него был самым значимым праздником.

Заключение.

Цель исследовательской работы подтверждена - изучена судьба моего прадедушки Беляева Якова Михайловича в период нахождения его в немецком плену и его судьба после плена.

В результате исследования гипотеза подтверждена: Яков Михайлович пройдя тяжелые годы плена, проверочно-фильтрационные лагерь смог восстановить свои права, как гражданина СССР.

Пусть не был у моего прадеда большим боевой путь, но и там они сражались, боролись и побеждали, веря в нашу победу. У него есть награды как у участника войны, награжден Орденом Отечественной войны II степени.

В результате исследования:

- найдена и собрана информация, хронологически восстановлены годы жизни после плена;

- приблизительно установлен лагерь для военнопленных, в котором находился в плену в Норвегии;

- ознакомились с историческими документами, того времени.

- систематизирован полученный материал.

Практическая значимость:

- данный материал может быть использован в школе на уроках истории и внеклассных мероприятиях, посвященных ВОВ;

- информация о прадедушке размещена на сайте «Бессмертный полк»;

- систематизирована информация для семейного архива.

Список литературы и источников:

http://www.sgvavia.ru

Симонов В. Песня в плен не сдается//Вперед. - 18 июля 1995 г.

Из электронного письма ОБД-Мемориал Ибрагисмовой Ч.Ф.

Паникар М.М. Условия содержания советских военнопленных в годы Второй мировой войны //Научная публикация.

Электронное письмо Мишеля Стокка Ибрагимовой Ч.Ф

https://arcticchihuahua.livejournal.com/2547.html

http://os.x-pdf.ru

Латышев А.В. МГУ им. М.В. Ломоносова Проверочно-фильтрационные лагеря НКВД/МВД СССР. Структуры и практики фильтрационной политики года на территории СССР было развѐрнуто 68 ПФЛ.

Приложение 1.

 

Месторасположение лагеря Хаммерштейн 315

 

Расположение 208-мд

Приложение 2.

 

Электронный архив – ОБД-Мемориал

 
 

Приложение 3.

 

Из электронного письма «ОБД-Мемориал»

 

Запрос в ФСБ

Приложение 4.

 

Строительство железной дороги Осло-Нарвик

 
 

Приложение 5.

 

Репатриация из Норвегии

 
 

1 http://www.sgvavia.ru

2 Симонов В. Песня в плен не сдается//Вперед. - 18 июля 1995 г.

3 http://www.sgvavia.ru

4 Из электронного письма ОБД-Мемориал Ибрагисмовой Ч.Ф.

5 Паникар М.М. Условия содержания советских военнопленных в годы Второй мировой войны //Научная публикация.

6 Из электронного письма Мишеля Стокка Ибрагимовой Ч.Ф

7 https://arcticchihuahua.livejournal.com/2547.html

8 Из электронного письма Мишеля Стокка Ибрагимовой Ч.Ф.

9 http://os.x-pdf.ru

10 Латышев А.В. МГУ им. М.В. Ломоносова Проверочно-фильтрационные лагеря НКВД/МВД СССР. Структуры и практики фильтрационной политики года на территории СССР было развѐрнуто 68 ПФЛ.

Просмотров работы: 346