Мой прадедушка — участник Великой Отечественной войны

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадедушка — участник Великой Отечественной войны

Докшин А.А. 1Докшина У.А. 1
1МОУ "СОШ №30" г.Сыктывкара
Табаева С.А. 1
1МОУ "СОШ "30" г.Сыктывкара
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель проекта: Проследить историю семьи и роль войны в этой истории. Оставить память о наших прабабушке и прадедушке, которые прожили долгую и нелегкую жизнь.

Задачи:

Изучить и систематизировать документальные источники из семейного архива об истории моей семьи в годы войны и в мирное время;

Подобрать фото и документы по теме проекта;

Собрать воспоминания родственников о ветеранах нашей семьи;

Изучить сайты, содержащие информацию о погибших в годы Великой Отечественной войны;

Подготовить сообщение о прапрадедушке и прабабушке;

Провести беседу в наших класса и рассказать одноклассникам о прапрадедушке и прабабушке;

Изготовить памятные броши, посвященные 75-летию победы над фашизмом, с детьми класса.

Гипотеза: Чем чаще мы будем говорить про подвиги ветеранов Великой Отечественной войны, тем дольше сохранится память о них.

Объект исследования: Великая Отечественная война.

Предмет исследования: семья в годы войны.

Методы исследования:

Анализ литературы и информационных источников по теме проекта;

Интервьюирование родственников и сбор информации из семейного архива, обобщение воспоминаний родственников;

Обработка и систематизация полученных данных для подготовки сообщения.

Актуальность: изучая историю семьи и роль войны в этой истории, мы должны бороться за мир. Наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма прадедов, не должно допустить вновь войны! Исследовательский проект показывает важность знаний истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: работа может быть использована на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, уроках истории с целью воспитания уважения к предшествующим поколениям.

Введение

В этом году празднуется очень важная для нашей страны дата — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Прошло много лет, но героизм и мужество русского народа навсегда останется в нашей памяти. Нет ни одной семьи в нашей стране, в чьей жизни война не оставила бы свой кровавый след.

В нашей семье мы каждый год 9 мая ходили на парад, а потом в гости к прадедушке Леше. Он надевал свой праздничный пиджак с медалями, и мы с интересом рассматривали медали и ордена. Как рассказал наш папа, у дедушки было еще больше медалей, но в связи с переездами часть была утеряна.

Очень жаль, но прадедушка в этом году не будет рассказывать нам военные истории, так как его не стало на 96 году жизни, и до памятной даты он не дожил. Но память о нем будет жить, пока мы о нем помним. Мы очень гордимся своим прадедушкой. Он воевал за то, чтобы его дети, внуки, правнуки жили в великой и свободной стране!

2. Основная часть

2.1. Великая Отечественная Война.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Армия и население СССР не были готовы к началу войны: в первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов, свыше 8000 из них - на аэродромах. Новые, более современные виды военной техники, разработанные накануне войны, еще не получили массового распространения. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за репрессий 1937-38 годов был укомплектован в основном малоопытными военачальниками.

Сталин, пребывая в растерянности, не обращался к советскому народу до 3 июля. Тем не менее, на защиту своей страны поднялся весь народ. Стойкость, героизм советских людей сумели переломить ход событий. Немецкие войска встретили упорное сопротивление Красной Армии.

Несмотря на героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров, остановить врага в первые недели войны не удалось. Дали о себе знать многие ошибки, допущенные государственным и военным руководством накануне войны.

Великая Отечественная война явилась самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества. На огромном фронте, простиравшемся от Баренцева до Черного морей, с обеих сторон в различные периоды сражались от 8 до 12 млн. человек, применялось от 5 до 20 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, от 150 до 320 тыс. орудий и минометов, от 7 до 19 тыс. самолетов. Такого огромного размаха боевых действий и концентрации такой большой массы военной техники история войн еще не знала. На борьбу с поработителями встала вся страна. На фронте и в тылу людей всех наций и народностей объединяла одна цель - выстоять и победить. Фронт и тыл стали едины.

Уже в 1941 году план молниеносной войны, разработанный германским генералитетом, был перечеркнут под Москвой. Мир помнит несгибаемое мужество героев Брестской крепости, защитников Ленинграда и Сталинграда, Киева и Минска, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска. Эти города стали городами-героями, так как героями стали их защитники. Лишь на оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР.

Навсегда останется в народной памяти немеркнущий подвиг защитников Ленинграда, сражение за который продолжалось 900 суток (10 июля 1941 - 27 января 1944). В условиях блокады, острейшей нехватки продовольствия и топлива защитники и жители города устояли под натиском врага с воздуха, с моря и суши. Около 600 тысяч воинов и жителей города погибло, до конца выполнив патриотический долг. Враг не прошел.

Немецкие офицеры были поражены мужеством и героизмом советского народа. Отмечая этот факт, лондонское радио 11 октября 1942 года вещало: "...за 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 29 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за это же время фашисты продвинулись с одной стороны улицы на другую".

В жестоких сражениях Красная Армия изматывала врага, накапливала опыт и силы, училась побеждать.

Страна выстояла. Переломился ход событий. Советские воины разгромили фашистские войска под Москвой, Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, нанесли врагу сокрушительные удары на Курской дуге, Правобережной Украине и в Белоруссии, в Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. На протяжении почти четырех лет войны Вооруженные Силы СССР разгромили 607 дивизий фашистского блока. На Восточном фронте немецкие войска и их союзники потеряли почти 7,5 млн. человек. Были истреблены десятки тысяч танков и боевых самолетов. Тем самым военная машина фашизма была разбита, вместе с ней рухнул фашистский третий рейх, государственный строй нацистской Германии.

В борьбе против фашизма СССР не был одинок. В этой войне союзниками СССР были герои Сопротивления во многих странах, союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Но главная тяжесть в войне выпала на долю советского народа, и его потери в Великой Отечественной войне, спасшей страну и человечество от фашизма, огромны: русский народ и братские ему народы нашего Отечества заплатили за это жизнями 47 млн. людей /включая прямые и косвенные потери. Больше всего погибло не военных, непосредственно участвовавших в боевых действиях, а гражданских лиц, мирного населения нашей страны. Из 5,7 млн. советских солдат и офицеров, попавших в плен, погибли от голода, холода, истязаний 3,3 млн. человек. На территории СССР погибли в результате бомбежек, боев, от жестоких условий оккупационного режима или были преднамеренно истреблены 11 млн. 520 тыс. человек. На принудительные работы в Германию было угнано 5,3 млн. человек. Из них репатриировались 2,6 млн., а погибло из-за жестокого обращения и тяжелых условий жизни около 2,2 млн. человек, не вернулись и стали эмигрантами 450 тыс. бывших советских граждан.

Кроме огромных человеческих потерь в период нашествия нашей стране был нанесен колоссальный материальный ущерб. Ни одна страна в мире за всю свою историю и во второй мировой войне не имела таких потерь и варварских разрушений от агрессоров, обрушившихся на СССР. Были полностью разорены оккупированные области, разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тыс. деревень и сел. Полностью или частично было разрушено и разграблено 31950 заводов, фабрик и других промышленных предприятий и мастерских, ресторанов и других торговых предприятий, 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, радиостанций и других предприятий связи, 6 тыс. больниц, 33 тыс. поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 656 домов отдыха, 82 тыс. начальных и средних школ, 1520 специальных заведений-техникумов, 334 высших учебных заведения, 427 музеев, 43 тыс. библиотек общественного пользования и 167 театров.

В секретном приказе немецкого генерала Рейхенау, одобренном Гитлером, заявлялось, что все, что относится к исторической памяти русского народа, должно быть уничтожено, ибо "исторические и художественные ценности на Востоке не имеют значения". Практически во всех русских городах, оккупированных немцами, были уничтожены или вывезены в Германию все лучшие произведения искусства и книжные сокровища. Истребление исторической памяти народа являлось государственной политикой Германии. Идеолог Третьего Рейха Альфред Розенберг заявлял: "Достаточно уничтожить памятники народа, чтобы он уже во втором поколении перестал существовать как нация".

За всю историю человечества ни одна страна в мире не испытывала на себе такой чудовищной тяжести как человеческих потерь, так и материальных лишений, но выдержала все тяготы и утраты. Стойкости и жертвенности советского народа мир обязан победой над Германией и творцами "нового мирового порядка".

Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч. Прошло семьдесят пять лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

Великая Отечественная война, трагедией вошедшая почти в каждую советскую землю, окончилась победой СССР. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, а 24 июня в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.

С тех пор 9 мая - День Победы - отмечается во всем мире.

История прадедушки. Хронология службы

Н ашего прадедушку зовут Семеновский Алексей Ефимович. Он родился в деревне Митягино Липецкой области в многодетной семье 30 октября 1923 года. Но неизвестно почему, в документах напутали и поставили дату рождения 15 ноября 1923 года. Так что наш прадедушка праздновал по два раза в год свой день рождения и был прав.

В восемнадцать лет, в сентябре 1941 года наш прадедушка Алексей был призван в ряды Советской Армии.

С сентября 1941 по ноябрь 1943 он служил в 3 роте 304 стрелкового полка, 22й стрелковой дивизии Восточного фронта, которая дислоцировалась на Дальнем Востоке в 14 км от Гродекова  в горах на границе с Китаем. В боях с Германией и сателлитами данная дивизия участия не принимала, но в период с 1941 по 1943 гг., дивизия отправила на Западный фронт, в составе маршевых рот и батарей 6086 человек, среди которых оказался и наш дед, которого в ноябре 1943 года по собственному заявлению перебросили в Белоруссию. Там немецкой группе армий "Центр" на восточной границе Белоруссии противостояли четыре советских фронта - Калининский (3-я и 4-я ударные, 43-я и 39-я армии), Западный (31-я, 68-я, 10-я гвардейская, 21-я, 33-я, 49-я, 10-я армии), Брянский (50-я, 3-я, 11-я, 11-я гвардейская, 63-я армии), Центральный (48-я, 65-я, 61-я, 13-я армии).

С ноября 1943 года наш прадед воевал на Западном фронте в составе 775-го стрелкового полка, 217-ой стрелковой дивизии, 48-й Армии, Белорусского фронта. 24 октября 1943 г. 217-я дивизия вошла в состав 25-го стрелкового корпуса. В течение восьми суток она вела подготовку к наступлению и форсированию реки Сож. В ночь на 12 ноября 1943 г., преодолев мощное огневое сопротивление, 755-й стрелковый полк форсировал реку Сож, прорвал оборону врага на правом берегу и овладел траншеями немцев. 26 ноября 1943 г. на левом фланге гомельской группировки гитлеровцев дивизия заняла сильно укрепленные пункты обороны противника: Старое Село, Калиновка, Поколобичи, вышла во фланг группировки и создала угрозу ее окружения в районе Гомеля. Противник, боясь окружения, начал отход в направлении города Жлобина - важного узла железнодорожных и водных путей. За отличные действия по овладению сильным узлом обороны немцев на реке Сож - городом и железнодорожным узлом Гомель - приказом Верховного Главнокомандующего всему личному составу, участвовавшему в этой операции, была объявлена благодарность, а Указом Президиума Верховного Совета СССР дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Продолжая преследование противника, дивизия переправилась на западный берег реки Днепр и в течение декабря 1943 и января 1944 г. находилась в резерве командующего 48-й армией. 11 февраля 1944 г. дивизия провела удачную операцию по захвату плацдарма на северном берегу реки Березина в районе Шацилки (в 80-90 км от р.Сож, Гомеля). Этот период характеризуют тяжелые позиционные бои, в результате которых полк понёс значительные потери — со слов деда «То мы наступали, отжимая немца, то немец давил, а нам приходилось отходить... и так раз за разом. Было очень тяжело. Часто бывало так, что шли в атаку полнокровной ротой, а возвращалось человек десять-двадцать. После недели на передовой, ротация в тыл на отдых — как глоток свежего воздуха».

Боевое ранение и счастливое знакомство

В феврале 1943 года, при форсировании Березины, дед получил тяжелое осколочное ранение в голову, в результате которого потерял глаз, но чудом остался жив. Два следующих месяца после ранения он провел в госпитале. Из-за тяжести ранения командованием было принято решение о его комиссовании, но по настоятельной просьбе деда он был оставлен в действующей части №12097, 121 военно-строительного отряда санинструктором.

Из виртуальной энциклопедии «Википедия» я узнал, что Санита́рный инстру́ктор (сокращённо санинстру́ктор) — лицо младшего медицинского состава военно-медицинской службы, прошедшее специальную военно-медицинскую подготовку (в учебном подразделении), и ответственное за медицинское обеспечение роты или батареи.

Санинструкторы служат в войсковых подразделениях, медицинских подразделениях войсковых частей, и военно-медицинских частях и учреждениях. В военное время санинструктор организует медицинское обеспечение своего подразделения (роты, батареи), используя штатных (в мотострелковой роте), приданных или выделенных для этой цели из числа солдат так называемых боевых санитаров.

Санинструктор совместно с санитарами должен обеспечить розыск, вынос и вывоз пострадавших с поля боя и принимать меры к их эвакуации.

Санинструктор также выявляет больных военнослужащих, оказывает им первую медпомощь, контролирует соблюдение гигиенических требований, обучает правилам оказания медицинской само- и взаимопомощи, обеспечивает личный состав индивидуальными средствами первой медпомощи.

Там рядовой Семеновский Алексей познакомился в 1945 году со своей будущей женой — нашей прабабушкой Клавдией Степановной.

О ни воевали вместе до самого окончания войны. Победу встретили в Берлине, расписавшись на Рейхстаге. 04 ноября 1945 года они зарегистрировали брак в Брестском горисполкоме, став мужем и женой. «Весь Брест лежал в руинах, не было ни одного целого здания — всё разбито в щебень. Еды не хватало. Люди ютились в землянках и палатках. Но, несмотря на это — мы были счастливы!»

Боевой путь прабабушки Клавдии Семеновны Токвель

Когда началась война и немецкие войска оккупировали территорию Белоруссии, бабушку вместе с молодежью деревни в 1942 году угнали на принудительные работы в Польшу. Бабушке вместе с другими девушками пришлось батрачить с утра до ночи в поле на польских панов вплоть до освобождения их Красной Армией в январе 1945 года.

После освобождения, бабушку направили в воинскую часть №12097, 121-го военно-строительного отряда, входящего в действующую армию 1-го Белорусского фронта. Девушки-воины строительного отряда наравне с мужчинами занимались восстановлением разрушенных дорог, мостов, территорий, где проходили бои. В этой же части наша бабушка познакомилась с нашим дедом – Семеновским Алексеем Ефимовичем, служившим там санинструктором.

После войны

В ноябре 1945 года они были демобилизованы и уехали на родину бабушки в Белоруссию. За время своей долгой совместной жизни они объехали полстраны: долгое время жили в г.Александрове Сахалинской области, потом в поселке Реттиховка в Приморском крае, вырастили дочь, в 2003 году переехали в город Сыктывкар Республики Коми к своей дочери. Вместе они прожили в горе и радости 68 лет. И хоть немало выпало на их долю тяжестей и невзгод в послевоенные годы, но наши прадедушка и прабабушка никогда не сдавались, вместе преодолели всё и выстояли с честью! Спасибо им за это!

В 2014 году нашей бабушки не стало. А 6 апреля 2019 года, на 95-м году жизни, ушел и наш дедушка, Алексей Ефимович. Он прожил долгую, интересную и замечательную жизнь. Всегда и во всём всем помогал, был заботливым мужем, отцом, хорошим товарищем и замечательным дедушкой! Внуки и правнуки много узнали о настоящей войне из его фронтовых рассказов. Спасибо ему за всё, что он для нас сделал - и за Победу, и за счастливую жизнь под чистым небом. Мы всегда будем помнить его Подвиг перед Родиной и нами!

Похоронен 10 апреля 2019 года в Республике Коми, город Сыктывкар, кладбище Нижний Чов, 67 квадрат, рядом с любимой женой.

Акция «Бессмертный полк».

Из миллионов индивидуальных воспоминаний рождается
объективная историческая коллективная память,

носителем которой является Бессмертный полк России.

«Бессмертный полк» — международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, а также название акций-шествий, организуемых данным движением.

Официальный сайт в интернете https://www.moypolk.ru/

Н аш дядя Докшин Сергей Николаевич ведет личную страницу Алексея Ефимовича и Клавдии Степановны на официальном сайте движения «Бессмертный полк».

Мы очень обрадовались, что информация о жизни и судьбе прадедушки размещена в интернете, где любой желающий сможет ее прочитать.

Участники шествия ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников — ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны, — и записывают семейные истории о них в Народную летопись на сайте движения.

Движение в его современном виде было инициировано в 2012 году в Томскежурналистами Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым. Там же, в Томске, народное движение получило название «Бессмертный полк», был создан Устав Полка, в котором сформулированы принципы движения как некоммерческой, неполитической, негосударственной гражданской инициативы. Ранее похожие акции под иными наименованиями проходили в других городах страны. Сейчас народное движение охватывает более 80 государств и территорий.

Когда нас еще не было, дедушка Леша и бабушка Клава ходили на парад, устраиваемый в каждом городе, в честь Великой победы.

А в 2015 году, когда и в наш город пришла акция «Бессметный полк», мы тоже принимали участие в шествии «Бессмертного полка». Бабушка с дедушкой несли плакаты, а мы шли рядом. Для нас это было первое шествие такого масштаба, очень много народу собралось, что бы почтить память о великом подвиге наших предков.Этот парад теперь проходит каждый год и все больше людей о нем узнают и принимают участие.

Когда наши друзья и знакомые узнали о нашем докладе, многие решили поделиться своими воспоминаниями и фотографиями.

Медали и ордена

К огда мы приходили к дедушке Леше в гости, то играли с ним в домино. Он с легкостью обыгрывал всех, так как это его любимая игра. А потом он доставал из старого шкафа свой парадный пиджак с медалями и орденами, и мы с восхищением разглядывали и слушали его.

Самая главная и значимая награда у дедушки - Орден Отечественной Войны I степени. Им награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.

Очень жаль, но во время переездов была утеряна Медаль «За Боевые заслуги», которую дедушке вручили 23 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками.

Четверть века назад, 9 мая 1994 года, Указом Президента РФ учреждены орден Жукова и медаль Жукова.

Учреждение ордена Жукова и медали Жукова восстановило историческую справедливость в отношении национального героя России и выдающегося полководца. Его называли Маршалом Победы — четырежды Герой Советского Союза, дважды удостоенный высшего военного ордена «Победа» именно он принимал в 1945 году в Берлине капитуляцию фашистской Германии и Парад Победы в Москве.

Медалью Жукова награждаются военнослужащие и лица вольнонаемного состава Красной Армии, ВМФ, войск НКВД, партизаны, участники подполья за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками, японскими милитаристами.

Каждую юбилейную дату Алексею Ефимовичу по указу президента вручали памятные медали.

Нами были проведены презенации в наших классах. Было очень трудно рассказывать такую не простую тему. Мальчиков очень заинтересовали медали и ордена, которые мы приносили в класс. Многие сказали, что видели такие в музеях, а у некоторых есть сохранились дома от их родственников. В конце мы раздали листки-опросники и попросили детей ответить на вопросы:

1. Есть (или были) ли в их семье родственники, которые воевали в Великую Отечественную Войну.

2. Как часто в их семье говорят о подвигах ветеранов Великой Отечественной Войны?

3. Как они сами участвуют в праздновании Дня победы?

(участвуют в шествии «Бессмертный полк», ходят на парад в своем городе, смотрят парад по телевизору, хотят в гости и поздравляют своих бабушек и дедушек. Можно подчеркнуть несколько вариантов или написать свой.)

Детям не составило труда ответить на эти вопросы, они с радостью писали ответы и обсуждали с одноклассниками свои истории. Наша немного грустная презентация стала радостной от воспоминаний детей. Всем хотелось рассказать, как именно они празднуют День Победы.

В опросе участвовало 23 ученика из 2 класса и 21 ученик 3 класса. Проанализировав ответы учеников мы увидели, что во всех семьях, в основном, были родственники, участвовавшие в Великой Отечественной Войне. Но разговаривают о них в семьях не часто. Мы так подумали, что это происходит только на памятные даты и на празднование Дня Победы. И по последнему вопросу, который вызвал больше всего положительных эмоций, все дети ответили, что они ходят на парад, по телевизору парад никто не смотрел. 27 учеников из 44 ходят в этот день в гости к бабушкам и дедушкам, кто-то из детей написал, что нет бабушки и дедушки. И 32 ученика добавили, что ходят смотреть салют в честь Дня Победы.

Наша мама предложила детям 2 класса сделать памятные броши на уроке технологии, в знак того, что мы помним подвиг наших предков, гордимся ими и выражаем огромную благодарность людям за то, что мы живем в мирное время и о войне знаем только из рассказов и книг.

Заключение.

Память вечна

Нам очень повезло, что мой прадедушка воевал и выжил в той страшной войне. Ему всегда было тяжело говорить на эту тему. И не только ему. Мама каждый раз, когда рассказывает о том страшном времени, плачет.

На этой фотографии наш прадедушка Лёша со своими правнуками Ульяной, Соней и Лешей. Я рад, что могу рассказать вам о своем прадедушке. Память о нем будет вечно жить в наших сердцах.

Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников.  Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. В каждой семье есть участники Великой Отечественной войны и необходимо всегда помнить и гордиться своими бесстрашными прадедушками, и учиться у них любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. 

Список литературы и интерент-источников

1. Великая Отечественная Война. Девствующая Армия. М., 2005

2. Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005

3. Великая Отечественная Война 1941-1945. М., 2012

Электронные ресурсы

1. https://ru.wikipedia.org/

2. https://www.moypolk.ru/

3. https://ordenrf.ru/su/ordena-i-medali-velikoy-otechestvennoy-voyny.php

Просмотров работы: 46