Введение
Однажды, у бабушки в шкафу я нашла стопку старых тетрадей. Там были тетради в линейку, в клетку, с серыми, желтыми, голубыми обложками (Приложение 1). На первый взгляд это обычные тетради, но страницы в них уже давно пожелтели, обложки выгорели. А на первой страничке лежала тоненькая шершавая бумажка (Приложение 2). Что это за бумажка? Зачем она в тетради? Я спросила у бабушки. Она посмотрела, улыбнулась и сказала – да это же промокашка. И мама подключилась, стала вспоминать, о своих тетрадях, ручках, чернилах и кляксах. Они рассказали мне много интересного о школьных принадлежностях, которыми пользовалась когда-то в школе.
Мне стало очень интересно, чем писали, на чем писали и рисовали наши родители, для чего нужна была промокашка?
Гипотеза: Школьные принадлежности всегда были полезными
Цель: Узнать, что такое промокашка? Для чего она была в каждой тетради?
Задачи:
Собрать информацию о том, как назывались и как выглядели школьные принадлежности прошлых лет.
Опросить родителей, знакомых, родственников.
Изучить, как и на чем писали школьники, использовали промокашку.
Посетить краеведческий музей, посмотреть экспозицию о школе.
Рассказать своим одноклассникам.
Актуальность: Историю надо знать каждому грамотному человеку, а историю школьных принадлежностей своих родителей еще и интересно знать.
Методы:
Теоретический (изучение литературы, фотоматериала, видеоматериала)
Практический (поиск школьных принадлежностей)
Исследование, опробирование
Социологический опрос
Анализ и обобщение
Фотоотчет
I. Что такое промокашка.
1.1. Тетрадь и ручка.
В 20 веке, когда учились наши бабушки и мамы, тетрадки были простенькие, без рисунков, с обложками бледных цветов: голубые, розовые, зеленые, желтые. На обратной стороне были напечатаны правила поведения школьников, таблица умножения или слова песен: «Взвейтесь кострами синие ночи», «День Победы», «С чего начинается Родина», «То березка, то рябина», «Гимн СССР» (Приложение 3). В тетрадках в клеточку не было полей. Бабушка рассказала, что поля нужно было самим чертить, причем обязательно красным карандашом (Приложение 4).
До начала 70-х годов прошлого столетия школьники писали деревянными ручками с металлическим пером. Перо макали в чернила в чернильнице-непроливайке. Чернильницу носили с собой каждый день. Чтобы не испачкать тетради и учебники, для непроливайки шили специальный мешочек, завязывали его, затянув шнурок. Если чернила заканчивались, дома доливали из баночки. Купить баночку с синими или фиолетовыми чернилами можно было в магазине канцелярских товаров. В магазине продавались и красные, и зеленые чернила. Они нужны были для оформительских работ. А школьники писали только синими или фиолетовыми чернилами. И как бы аккуратно не писал ученик, кляксы в тетради и на парте были всегда (Приложение 5).
Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листочком, который лежал в каждой школьной тетрадке – промокашкой. Наложение листа на только что написанное ускоряло процесс высыхания чернил и предотвращало размазывание чернил по тетради, рукам и одежде ученика (Приложение 6).
Пользоваться чернилами перестали постепенно в 70-е годы. Но встретить перьевые ручки ещё довольно долго можно было на почте, в сберкассах, ими писали тексты телеграмм и заполняли квитанции. Долгое время их использовали для рисования плакатов, стенгазет, оформления рисунков, заголовков, ведь фломастеров тогда еще не было.
Затем появились специальные наливные ручки, в которые чернила заливались и хватало их на целый день. Тогда непроливайки стали не нужны.
Позже появились совершенно замечательные ручки – шариковые. Легкая удобная пластмассовая трубка, внутрь которой вставляли чернильный стержень. На кончике стержня был малюсенький шарик, который при надавливании на ручку перекатывался с боку на бок и по нему стекали чернила. Получалось красиво, чисто, без клякс и помарок.
Среди ручек особой любовью пользовались автоматические - они забавно щелкали при нажатии. Автоматическая ручка — роскошь, которая была не у каждого школьника. Для нее даже был специальный короткий стержень с небольшими «ушками», который, если его необходимо было вставить в обычную ручку, удлинялся при помощи спички.
Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов XX века. Обыкновенные ручки стоили значительно дешевле, они были гораздо больше распространены и считались доступными для любого школьника.
1.2. Историческая справка.
Промокательная бумага – неклеенная, малоспрессованная бумага. В структуре этой бумаги много мелких капилляров, поэтому она быстро впитывает жидкость.
Промокашки делались из рыхлой непроклеенной (и поэтому гигроскопичной) бумаги. По одной версии промокательная бумага была изобретена случайно. В 1835 году на одной из бумажных фабрик в Англии нерадивый рабочий забыл добавить клей в неготовую бумажную смесь. Бумага стала шершавой и непригодной для письма. Но оказалось, что она очень хорошо впитывает жидкости. В начале XIX века она уже существовала и называлась протечной бумагой (Новый англо-русский словарь). Эту бумагу использовали в основном в фильтрах, а чернила осушали, как правило, при помощи сухого речного песка, которым посыпали только исписанный лист. Для этого в старинных письменных приборах (сейчас это антикварная вещь) существовали особые сосуды-песочницы. На стекольной фабрике в XVIII веке чернильницы изготовляли обязательно в наборе с песочницами. Их продолжали изготавливать и в XIX веке, когда уже пользовались промокашками.
Слово промокашка есть в Малом толковом словаре П.Е.Стояна (1913г.) Оно возникло в разговорном языке школьников из словосочетания промокательная бумага. Так официально назывался предмет. В толковом словаре В.И. Даля записано «Промочн а’я, промокательная бумага, впивная, неклеенная». Слово промокашка носило в начале XX века пренебрежительный оттенок. В романе А.Н.Толстого «Егор Абозов» (1915) написано: «Хозяйственно и с высоким почтением относился он [Кулик] ко всему, что касалось гимназии: к одежде своей, книжкам, швейцарам, к вешалке, даже промокашку называл чернильно-промокательной бумагой».
У промокашек было много названий. В рассказе Н.С.Лескова (1879) она называется протекучка. А в произведениях В.Крестовского (1885) - клякспапирная бумага. Позже она называлась просто клякспапир, так записано в Академическом словаре (1910).
Слово клякса тоже вышло из употребления, так как жидкими чернилами никто не пишет. В свое время за кляксы снижали отметку по предмету, называвшемуся чистописание (и этого предмета больше не существует!). Слово клякса сначала было мужского рода и писалась клакс. Так записано в словаре И.И. Татищева (1798). Через полвека оно уже употребляется как существительное женского рода клякса.
1.3. Какой замечательный предмет.
У школьников промокашка выполняла уникальное количество применений. Розовый, голубой, белый или сиреневый листик всегда был исписан, изрисован. Так как промокашка была в каждой тетради, ее использовали прежде всего как черновик. На ней считали столбиком выражения, находили икс в уравнениях, писали или рисовали условие задачи, а на русском языке подбирали проверочные слова и разбирали по составу, выделяя окончание, корень, приставку и суффикс, исправляли, зачеркивали, переделывали. Промокашка помогала при выполнении многих заданий, ведь все исправления оставались на ней, а в тетради уже старались написать аккуратно, красиво, без ошибок и помарок. Просто необходимый предмет был – промокашка, и если она терялась с готовым решением или примером, приходилось туго. Их начинали искать под партой, в учебнике, в дневнике, у соседа по парте. Настоящая палочка-выручалочка. Поэтому промокашки берегли, не выбрасывали, проверяли – лежит ли она в тетради.
Шпаргалки, записочки тоже было удобно писать и передавать соседу по парте именно на промокашках, так как если они вдруг падали, то бесшумно, неслышно, в отличии от другой бумаги. И самое главное – всегда была под рукой, не надо вырывать лист из тетради.
Под новый год из них вырезали красивые снежинки. Они получались легкие, пушистые, как настоящие. Зимой такие снежинки были в тетрадях у всех девчонок.
На уроках природоведения промокашку использовали при выполнении практических работ. Вырезали фильтр для воронки, чтобы провести опыт, для выращивания лука в стакане с водой, из промокашки вырезали кружочек, чтобы лук не падал в стакан, и одновременно пускал корни.
Один край у промокашки был вырезан зубчиками и на уроке русского языка по ней можно было ровно и красиво подчеркивать волнистой линией имена прилагательные (Приложение 7).
Из промокашек делали отличные самолетики, потому что промокательная бумага была легче и летали они классно.
Это совершенно замечательный предмет, забытый, ушедший в прошлое вместе с чернильными ручками. И слово очень доброе – промокашка.
Мы бы тоже наверняка нашли много различных применений для такой промокашки. Жаль, что ее нет в наших тетрадях сейчас.
II. Урок чистописания.
2.1. В краеведческом музее.
Мы с мамой посетили Саткинский краеведческий музей. Научный сотрудник музея Богданюк Наталья Геннадьевна рассказала о зарождении и развитии образования в Саткинском районе (Приложение 8). Оказывается первая гимназия в нашем городе была основана в 1900 году, и в ней обучались только мальчики. Затем на обучение грамоте стали принимать и девочек. Тогда возникла необходимость построить здание школы. В 1900 году по улице Карла Маркса дом №1 в старой части города было построено 2-классное училище, потом это была начальная школа №1. Сейчас в этом здании находится детский сад.
Рассматривая стенды музея, я увидела фотографии первых школьников Саткинского района, свидетельства о полученном образовании, учебники, задачники, грамоты учеников начала ХХ века (Приложение 9). Все они заполнены красивым ровным каллиграфическим почерком перьевой ручкой. Даже удалось увидеть портфель Г.М. Лаптева – участник ВОВ, Герой Советского Союза и наш земляк (Приложение 10).
Школьная парта, которую я увидела в музее, меня немного удивила. Поверхность её расположена под наклоном – это для удобства размещения тетради под правильным углом, а скамья прочно приделана к столу на определенном расстоянии. Наталья Геннадьевна пояснила, это чтобы глаза школьника располагались строго на этом уровне до тетрадей и учебников. Такая парта называется партой Эрисмана (Эрисман Ф.Ф. – изобретатель такой парты). Я присела за парту, выпрямила спину, попробовала пописать на листочке. (Приложение 11). Очень непривычно, но удобно!
В музее я увидела несколько разных чернильниц, а так же перьев и перьевых ручек. В разные времена чернильницы были разного типа – от стеклянных до фарфоровых, и даже сделанных из драгоценного камня (Приложение 12). Но самые распространенные чернильницы Советского времени это чернильницы-непроливайки, которыми пользовались в школах до конца 70-х годов. Чернильницы были изготовлены из пластика, для простоты, безопасности и удобства школьников. Для чернильницы на парте было специальное круглое углубление, чтобы она крепко держалась на парте и не падала.
2.2.Каллиграфия.
В архивах краеведческого музея хранятся документы, свидетельства об окончании школы. Все они заполнены красивым, ровным каллиграфическим почерком синими чернилами. Каллиграфия - в переводе с греческого языка «красивый почерк». Сейчас это одна из отраслей изобразительного искусства. Каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Инструментами каллиграфии являются птичьи и стальные перья, кисти, заточенные тростниковые палочки. Для каллиграфии используются чернила на водной основе (менее вязкие) или разведенная чернильная паста.
Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне писали смесью сажи и масел. Бумага для каллиграфии должна быть плотной и хорошо впитывать жидкость. Считалось, что текст написанный чернилами можно уничтожить только вместе с бумагой. Существует такая пословица «Что написано пером – не вырубишь топором».
Сейчас каллиграфия применяется в основном для написания пригласительных открыток и поздравлений, а также при оформлении рекламных плакатов, стендов, афиш. Существуют даже музеи и библиотеки каллиграфии (в России, в Австрии). В последнее время во многих городах открываются курсы каллиграфии. Она помогает улучшить почерк, влияет на развитие памяти, раскрывает творческие способности, учит прекрасному классическому письму.
В советской школе был урок чистописания. Умению красиво и аккуратно писать уделялось очень большое внимание. Считалось, что правильный почерк воспитывает усидчивость и приучает к аккуратности. Чистописание – был обязательным учебным предметом в начальной школе. Потом изменился учебный план, появились новые предметы и чистописание сократили до нескольких «минут чистописания» на уроках русского языка.
До 1970 года в нашей стране школьников учили писать пером и чернилами. Перо представляло собой деревянную палочку с металлическим наконечником. Чернила наливались в чернильницы-непроливайки – это цилиндрические стаканчики, верхняя часть которых выглядит как перевернутый конус с небольшим отверстием для ручки. Школьники использовали фиолетовые чернила на водной основе и поэтому они требовали достаточно долгого времени для высыхания. Требования к помаркам были очень строги. Вот тут выручали промокашки. Если у ученика в тетради появлялись кляксы, то он переписывал уже написанное заново.
У маминых друзей я нашла металлические перья и ручку для пера, купила чернила и решила попробовать освоить каллиграфию. В тетради написала несколько строк теста пером и чернилами. Рука быстро устала, а пальцы занемели. Сделала пальчиковую гимнастику и продолжила письмо. Медленно, очень медленно выводила буквы. Несколько строк написать у меня получилось. Правда буквы были неровные, хотя у меня красивый почерк. Надо поучиться писать таким пером. Я поняла, что писать чернилами очень увлекательно, но намного сложнее, чем шариковыми ручками (Приложение 13).
2.3. Социологический опрос.
Интересно ребята знают, что такое промокашка, перьевая ручка, чернильница? Я решила расспросить их о школьных принадлежностях, которые были у наших родителей, бабушек и дедушек. Провела анкетирование среди своих одноклассников, а также учеников, 5-Б и 9-Б классов. Результаты опроса занесла в таблицу (Приложение 14):
№ |
Вопрос |
Нет/не знаю |
Да/Знаю - дали объяснение: |
Это …. |
1. |
Ты знаешь, что такое промокашка? |
24 чел |
2 чел |
- слышали от родителей, что это бумага для промакания чернил |
2. |
Ты видел промокашку когда-нибудь? |
26 чел |
- |
|
3. |
Какими ручками писали в школе твои бабушки и дедушки? |
24 чел |
2 чел |
- пером, наливными ручками |
4. |
Что такое каллиграфия? |
26 чел |
- |
|
5. |
Урок чистописания? |
26 чел |
- |
Из таблицы видно, что практически никто из учеников не знает о существовании промокашки, её свойствах и областях применения. Только 2 человека из опрошенных школьников видели перьевые и наливные ручки. Про урок чистописания и искусство «каллиграфия» тоже никто ранее не слышал.
Я очень рада, что смогла познакомить ребят с этими предметами и у каждого из них появилась возможность окунуться в школьные времена наших родителей.
2.4. Урок чистописания в нашем классе.
Как же раньше ученики писали такими ручками на всех уроках? Интересно у наших ребят получится? Я предложила провести в нашем классе урок чистописания. Учительница поддержала мою идею, ребята согласились попробовать.
Сначала я рассказала и показала ребятам старинные тетради, промокашки, деревянные перьевые ручки. Потом в тетради написала несколько строк перьевой ручкой, обмакивая несколько раз в чернила. Показала как надо держать ручку, писать не надавливая сильно на перо, макать в чернила, но не все перо полностью, а только кончик. Ребята принялись за дело. Получалось очень медленно. Большинство сумели написать только одно слово и устали. Женя нацарапал только несколько букв и остановился, Ксюша написала два слова растянув их на всю строку, у Насти получились очень тонкие буквы. Егор не смог написать письменные буквы, он их напечатал, но получилось грязно.
Самая красивая и ровная запись оказалась у Евы. Она смогла написать два
предложения без ошибок. У Ярослава чернила стекли и залили букву, у Вари все пальцы были в чернилах. Вообщем, постарались на славу. Кляксы, конечно, посадили, но промокашки помогли ребятам аккуратно высушить записи. Промокашки оценили все, и правда полезный предмет под руками. И чернила промакнули, и перо вытерли, и руки. Ребятам урок понравился. Писать такой ручкой было трудно, но интересно. Все заметили, что они писали очень медленно. А шариковой ручкой писать удобнее и быстрее. При письме не пачкаются руки и одежда, на листе не остаются кляксы от чернил и шариковая ручка свободно помещается в наш школьный пенал (Приложение 15).
Шариковая ручка – сейчас это предмет, без которого сложно представить каждый наш учебный день. Она устроена очень просто и доступна в магазинах для любого человека. При письме чернила переносятся из специального резервуара (стержня) на бумагу вращающимся шариком. Чернила для шариковых ручек (чернильная паста) создаются на масляной основе, с добавлением разных красителей для придания им различных цветов. В некоторые добавляются ароматизаторы, что придаёт чернилам приятные запахи.
Не зря ручку называют «королевой канцтоваров» - это самый необходимый школьнику предмет. От правильного выбора ручки зависит наш красивый почерк. Освоить искусство каллиграфии можно и сегодня.
Вывод.
Тихо и безвозвратно уходят в далекое прошлое многие школьные принадлежности. Исчезла ручка со вставным пером, исчез обязательный вкладыш в школьные тетради - промокашка, исчезла чернильница-непроливайка. На смену старым ученическим предметам приходят новые школьные принадлежности.
Сейчас уже никто из нас и не представляет, что когда то не было такого разнообразия канцелярских товаров. А социологический опрос показал, что большинство ребят не слышали даже названий некоторых школьных принадлежностей прошлого, и не знают для чего они были нужны. А ведь это интересно. Я почитала энциклопедии, расспросила родственников, посетила краеведческий музей, увидела и рассмотрела старинные школьные принадлежности. Провела среди знакомых и друзей опрос и поиск, нашла некоторые ученические предметы школьников прошлого века. Попробовала себя в роли ученика середины 20 века. Полученные в ходе исследования знания помогли мне и моим одноклассникам понять как учились в далеком прошлом наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Какие школьные принадлежности были у них, чем и как они писали, что им помогало на уроках.
Эта работа оставила очень хорошие впечатления. Мне стало интереснее учиться, зная, что находится в моём пенале, портфеле и как это всё появилось. А так же бережнее относиться к учебным принадлежностям, ведь они являются нашими «помощниками» в учебе.
Литература
1. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.
–М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Дети, в школу собирайтесь… Издание Таврида, 2000.
3. Богдеско И.Т. Каллиграфия. – СПб.: Агат, 2005.
4. Кондрашов А.П. Новейшая книга фактов. Том 3, Издательство Литагент «РИПОЛ», 2008.
5. Енё Й. Тершански Приключения карандаша, Издательство Прогресс, 1970.
6. Школьная мебель // статья из Большой советской энциклопедии (2-е издание).
7. Стоян, Петр Евстафьевич Краткий толковый словарь русского языка / Сост. П.Е. Стоян. - Санкт-Петербург : В.Я. Макушкин, 1913.
8. Интернет ресурсы:
- https://fishki.net/1313971-sovetskaja-shkolnaja-promokashka.html;
- https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fru.wikipedia;
- https://just-interes.ru/news
Приложения.
Приложение 1
Т етради наших родителей
Приложение 2
Что это такое в каждой тетрадке ?
Приложение 3
Что было напечатано на обложках тетрадей
Приложение 4
Поля в тетрадях чертили сами
Приложение 5
Писать чернилами очень увлекательно
Приложение 6
А вот и промокашка пригодилась
Приложение 7
Промокашка – замечательный предмет
Приложение 8
В Саткинском краеведческом музее
Приложение 9
Стенд о зарождении образования в Саткинском районе
Приложение 10
Книги, учебники, задачники, грамоты прошлого века
Приложение 11
За школьной партой (парта Ф.Ф.Эрисмана)
Приложение 12
Рассмотрела чернильницы-непроливайки, перья и перьевые ручки
К акая ручка! Какая чернильница!
Приложение 13
Изучаю и осваиваю каллиграфию
Приложение 14
Анкетирование одноклассников
№ |
Вопрос |
Нет/не знаю |
Да/Знаю - дали объяснение: |
Это …. |
1. |
Ты знаешь, что такое промокашка? |
24 чел |
2 чел |
- слышали от родителей, что это бумага для промакания чернил |
2. |
Ты видел промокашку когда-нибудь? |
26 чел |
- |
|
3. |
Какими ручками писали в школе твои бабушки и дедушки? |
24 чел |
2 чел |
- пером, наливными ручками |
4. |
Что такое каллиграфия? |
26 чел |
- |
|
5. |
Урок чистописания? |
26 чел |
- |
Приложение 15
Урок чистописания во 2- Б классе
Все руки в чернилах!
А вот и промокашка пригодилась
Как много клякс посадили