Введение
В истории европейской цивилизации есть немало притягательных периодов, изучение которых, позволяет иначе взглянуть на закономерности развития общества в целом и отдельных народов. К такой уникальной эпохе, на наш взгляд, относится эпоха Средневековья V-XVI вв. [9].
Особенностью эпохи является – главенство христианской католической церкви в духовной жизни общества. Церковь долгое время оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран Западной Европы в условиях общего упадка культуры после падения Рима. Постепенно она трансформировалась в мощную организацию, предлагающую людям стройную систему знаний о мире и действующих в нем законах. Но ее стремление к единому, «истинно правильному» для человека и общества породило некую крайность, нашедшую выражение в печально знаменитой системе церковных судов – инквизиции [3, c. 139].
Феномен инквизиции до сегодняшнего дня является предметом споров и пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Примером могут послужить работы американских историков Генри Чарльза Ли «История инквизиции» [6] и Д. Хичкока «Инквизиция» [17], отечественных исследователей: И.Р. Григулевича «Инквизиция» [7], А.В. Кураева «Доброе слово об инквизиции» [10], З.И. Плавскина «Испанская инквизиция: палачи и жертвы» [13], Н.В. Будур «Повседневная жизнь инквизиции в Средние века» [5] и др.
В исследованиях по теме инквизиции подробно разбирается каждый элемент, количество жертв, этапы становления и развития системы. Проводится связь с современностью. Например, правомочность использования тайных свидетелей в современной судебной практике [1, c. 106]. Также одним из мнений является то, что инквизиции современное общество обязано появлением самой структуры судебного процесса, а также института адвокатуры [16].
В современном европейском обществе влияние религиозного компонента существенно ослабло. Однако, стремления к стройным идеологическим системам, позволяющим иначе понимать мир, его устройство и законы, остаются. А значит, вновь появляется теоретическая возможность возврата к своеобразной системе инквизиции, где деятельность адвокатской защиты будет зависеть от схожих условностей, что и в эпоху Средневековья. В этом ключе, настоящая тема является актуальной для изучения.
Целью работы является выяснение особенностей применения способов защиты в инквизиционном процессе в период европейского Средневековья.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Найти и проанализировать информацию о появлении и развитии инквизиции, как яркого процесса эпохи Средневековья;
2. Выявить основные характеристики, структуру инквизиционного процесса;
3. Изучить особенность и возможность применения способов защиты в условиях инквизиции;
4. Обобщить полученную информацию и сделать вывод.
5. По итогам проведенной работы составить лекцию и провести классный час для обучающихся 1 курса ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ» по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Объектом исследования является инквизиционный процесс, как одно из ярких явлений эпохи Средневековья.
Предметом исследования выступают особенности защиты в инквизиционном процессе.
Хронологические рамки исследования: периоды эпохи Средневековья V-XVI вв., согласно концепций российской историографии – это Раннее Средневековье (конец V — середина XI века), Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века), Позднее Средневековье (XIV—XVI века) [9, c.10].
При проведении исследования применялись методы обобщения, систематизации, логические приемы классификации объектов изучения, определения понятий, доказательства, анализ и синтез.
Практическая значимость работы определяется тем, что полученный результат можно использовать на уроках всеобщей истории, истории права и на иных специализированных дисциплинах.
Структура исследовательской работы соответствует задачам и внутренней логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, списка использованных источников и литературы.
Глава 1
Становление системы инквизиции
Прежде чем перейти к описанию истории формирования инквизиционной системы следует отметить, что до настоящего времени инквизиция не вышла за рамки религиозной жизни. Сегодня этот процесс находится в ведении одного из ведомств Римской курии – Конгрегации доктрины веры, чьей основной компетенцией является продвижение и охрана повсюду в католическом мире доктрины веры и морали [8].
По мнению авторитетного исследователя периода расцвета европейской инквизиции З.И. Плавскина, слово «инквизиция» имеет латинское происхождение (inquisitio (p.n. inquisitions). Это имя существительное, производное от глагола inquirere - «искать», «разыскивать», означавшее «розыск», «расследование» [13, c. 5]. Инквизицией в средневековой Европе были обозначены особые церковные католические суды, учрежденные папскими указами в разных странах для розыска, расследования деятельности и наказания еретиков, т.е. противников католической веры в среде христиан. Сам термин «инквизиция» впервые стал известен в XIII столетии [19, c.206].
1.1. Инквизиция в период Раннего Средневековья
Следует отметить, что христианская церковь с момента своего создания особо заботилась о вразумлении инакомыслящих. Но методы, используемые для достижения этой цели, были относительно гуманными. Право казнить за ересь присвоил себе последний император единой Римской империи Феодосий Великий. В 382 г. своём «Кодексе» он ввел титул «Инквизитор веры» [19, c. 206].
Падение Рима произвело существенные деформации в мироощущении церкви. Она стала отождествлять себя с государством: она укрепила свои структуры и приобрела такое влияние, что государство уже не могло существовать независимо от неё. Такому положению вещей способствовал процесс обращения варваров в христианство, ставший уникальным явлением в истории человечества. Церковь блестяще справилась с насущной задачей, создав за несколько столетий единое европейское религиозное пространство. Именно в это время, в течение приблизительно семи столетий преследования за ересь были очень редкими и весьма незначительными [19, c.206].
Новый этап в развитии церковно – общественных отношений пришелся на эпоху Классического Средневековья.
1.2. Инквизиция в период Классического и Позднего Средневековья
Поводом к началу нового этапа развития системы инквизиции стал масштабный протест жителей юга Франции, получивший известность как восстание альбигойцев. Ересь альбигойцев была осуждена в 1165 г. на Ломберском соборе. Однако, их воинственность и непокорность подтолкнула Папу Иннокентий III к решительным действиям – крестовому походу и жестокому преследованию еретиков. Именно Иннокентия III следует считать основателем Священной инквизиции. При его правлении сфера преследования еретиков, которая до сей поры целиком принадлежала светской власти, перешла в руки духовенства [14]. Позже против ереси выступили последователи монашеского ордена доминиканцев, особая миссия которых заключалась в разоблачении и уничтожении ереси. Статус постоянного подразделения церкви, контролирующего деятельность доминиканцев, Святой инквизиции определил новый римский иерарх Григорий IX, вошедший на престол в 1227 г. [6, c. 165]. Серьезную поддержку церковной власти оказала власть светская в лице императора Священной Римской империи Фридриха II, издавшего эдикт против еретиков [18, c. 35].
В последующее время инквизиция была введена, кроме Арагонского королевства, во Франции – в 1233 г., в Центральной Италии – в 1235 г., в Северной и Южной Италии - в 1237 г. [3, c. 141].
Но наибольший размах инквизиционные процессы приобрели в Португалии и Испании. Испанская инквизиция, созданная в 1478 г. папой Сикстом IV, стала эталоном для учреждений такого же рода во всем христианском мире. Главными особенностями для Испании, управляемой католическими монархами, стали спаянность государственной и церковной репрессивных систем, жестокость и явный расовый компонент [4, c. 105]. Так основными жертвами испанских инквизиторов стали как «новые христиане» – народности, проживающие на территории Испании в силу исторических коллизий поздно вошедшие орбиту католической церкви, так и сохранявшие свою религиозную традицию: мориски, мавры и марраны (евреи). К 1492 г. были лишены своего имущества и изгнаны почти все евреи из Испании, кроме новообращенных. В ответ на действия испанской инквизиции в Гранаде вспыхнуло восстание мавров в 1568 г., которое было жестоко подавлено через два года [12, c. 152].
В эпоху Великих географических открытий сфера влияния инквизиции была существенно расширена на новые территории Центральной и Южной Америки. Народности, проживавшие там до прихода европейцев, теперь стали подданными европейских монархов и постепенно входили в юрисдикцию новой религиозной системы, а стало быть, попадали под действие инквизиции.
Таким образом, становление инквизиции, как системы церковных судов и института борьбы с инакомыслием произошло в длительный период времени. Преимущественно в Средневековье. Основой для её развития послужило постепенное возвышение христианства и накопления им моральных и материальных средств для борьбы с любым инакомыслием. Начало инквизиции было положено римскими императорами, а продолжено римскими папами. Наивысший расцвет борьба с инакомыслием достигла в период Классического и Позднего Средневековья, особенно в Испании, где она приобрела выраженный расовый оттенок. Начавшись локальной борьбой с альбигойцами в XII веке, к концу XVI века инквизиция охватила все европейские государства, а также территории Нового Света.
Глава 2
Инквизиция как тип уголовного процесса
Современный подход в изучении истории государства и права относит инквизицию к одному из четырех типов уголовного процесса. Основанный на римском праве, он пришел на смену более древнему – обвинительному процессу с его процедурой Божьего суда Раннего Средневековья [16]. Отличительные особенности инквизиционного процесса – это отсутствие состязания между обвинителем и обвиняемым, развитие процесса не усилиями потерпевшей стороны, а специальными чиновниками [11]. Поединок происходил только между судьей и обвиняемым [1, c. 105]. Также к особенностям относятся тесное объединение в одно целое структуры следствия, суда и карательного органа, вторжение во все сферы частной и общественной жизни, право контроля за всеми видами духовной деятельности общества, секретность всех этапов судопроизводства. Все вышеперечисленное характеризовало одиозность самого характера инквизиционного процесса на фоне весьма суровой юридической системы Средневековья [13, c. 6].
Кроме догматов, основанных на Священном Писании, инквизиционное судопроизводство строилось на определённой законодательной базе. Это решения (указы, декларации, буллы) соборов и верховного лица церкви – Римского Папы. Основные документы, регламентирующие судебный процесс: решения соборов в Монпелье (1162 г.), в Туре (1163 г.), в Вероне (1184 г.), конституция папы Григория IX (1231 г.). Следующие документы – две буллы папы Григория IX (1233 г.) возлагали на монахов – доминиканцев особые полномочия и власть по проведении следствия и исполнения наказания. Также учреждался постоянный трибунал, чьи полномочия были расширены буллой папы Иннокентия IV (1252 г.) применением пыток для получения сведений от подозреваемого. В епархиях учреждались специальные комиссии из епископа и двух монахов, в чьи полномочия входил арест, допрос еретиков и конфискация имущества. Помощь трибуналам и комиссиям оказывали светские власти и все верующие [1, c. 104]. К окончанию периода Классического Средневековья структура инквизиции, как судебного учреждения была полностью сформирована. В эту структуры входили следующие компоненты: инквизиционные трибуналы, лица, осуществляющие процесс осуждения, обвинение, следствие, приговор и наказание. Подробная характеристика компонентов представлена в таблице. (Прил.1, 2. Таб.1, 2)
Из приведенных данных видно, что среди лиц, принимающих участие в инквизиционном процессе, отсутствовала должность адвоката или защитника. В проведении допросов и в ходе следствия защитник также отсутствовал. Единственной возможностью для обвиняемого спастись от наказания было признание все собранные против него обвинения, отречься от ереси и согласиться на всякое наказание [3, c. 140]. Подобная коллизия, по мнению исследователей, была связана с постепенным утверждением незыблемости правоты и непререкаемости авторитета Святой инквизиции [6, c. 280], как носителя авторитета христианской идеологии, основывающейся на непререкаемости догматов Священного Писания. В частности, для уверенного завершения судебного процесса и обязательного осуждения обвиняемого был изобретен и внедрен элементы тайного ведения дела и тайных свидетелей, позволяющий полностью исключить возможность спора обвинителей и обвиняемого между собой [1, c. 106]. Однако, как это ни странно, инквизиционный процесс изначально предполагал наличие и возможность применения адвокатуры, которая с течением времени постепенно утратила свои позиции.
Таким образом, инквизиционный процесс, как один из видов уголовного процесса, имел законодательную основу и четкую структуру с участием определенного круга лиц. Однако, в сравнении с предшествующей более древней формы – обвинительного процесса, был ограничен в возможности ведения состязательного поединка между обвиняемым и обвинителем [16]. Связано это было с главенством одной идеологической модели мировоззрения, довлеющей над всеми участниками судебного процесса, единством его обвинительного и судебного элементов.
Глава 3
Адвокатура и способы защиты
Согласно данных энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, адвокатура – это социально-правовой институт, который занимается защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде любыми законными способами. Основные функции адвоката – предоставление своих знаний законов в распоряжение клиента и стремление дать тяжбе благоприятное для последнего направление [2, c. 168].
К периоду расцвета инквизиции в Европе институт адвокатуры имел развитую структуру, определенные профессиональные требования и градацию, а также регламентировался государственным законодательством [15].
Регламентировалось участие адвокатов и в инквизиционных процессах. Например, постановлениями Латеранского собора (1215 г.) и собора в Безье (1246 г.). Первый предписывал открытое ведение следствия и знакомство обвиняемым с материалами дела. Решения последнего предоставляло обвиняемому широкую возможность защиты и необходимые судебные сроки для этого, а также возможность отводов и право опровержения [6, c. 280]. В начале XIII в. некоторые законодательные акты Англии и Испании предписывали предоставление обвиняемому бесплатного защитника.
Однако, позже появляется целый ряд законодательных актов, направленных на удаление адвокатов из инквизиционного процесса. Это декреталий Иннокентия III, запрещающий адвокатам и актуариусам содействовать закоснелым еретикам, постановления соборов Валанса (1248 г.) и Альби (1254 г.) направленных против методов адвокатской защиты в суде и регламентирующих наказание адвокатов за защиту еретиков.
Благодаря сложившейся системе для самого обвиняемого обращение к адвокату становилось опасным предприятием, так как адвокат не обладал правом тайны на сведения о клиенте от инквизиционного трибунала. В любой момент все сведения, которые он собрал, становились известны инквизиторам [6, c. 281].
Таким образом, адвокат, который вызвался защищать обвиняемого, сам становился объектом подозрения, обвинения и применения инквизиционного права. Он отстранялся от своих обязанностей и отмечался навсегда пятном позора, либо обвинялся в ереси и становился обвиняемым с получением сурового наказания. В течение недолгого промежутка времени участие профессиональной защиты в инквизиционном процессе были постепенно сведены на «нет».
Все же остальные способы защиты можно разделить на две условные категории. Способы, входящие в первую категорию, могли существенно повлиять на дальнейшую участь обвиняемого в ереси. Входящие во вторую, усугубляли его положение.
К первой категории относятся:
1. Объявление отвода свидетелю обвинения. Согласно действующему законодательству, свидетель мог быть отведен лишь в случае смертельной вражды, подтвержденной кровопролитием или, по крайней мере, стремившейся к нему. К сожалению, теоретическая конструкция на практике была существенно ограничена такими факторами, как тайной о свидетелях и уловками инквизиторов на допросах. Относительно тайных свидетелей – обвиняемому сложно было угадать среди них того, кто был в кровной вражде с ним. Второй фактор был тесно связан с подавленным состоянием допрашиваемого, когда тот, изнуренный допросом, по невнимательности отказывался признать вражду со стороны каких – либо свидетелей [6, c. 282].
2. Объявление отвода своему судье. По замечаниям Генри Чарльза Ли и Н.В. Будур на подобное рискованное мероприятие решится мог редкий человек [6, c. 284; 5, с. 10].
3. Сумасшествие и опьянение. Как ни странно, но они служили смягчающими обстоятельствами для еретиков при обязательном сердечном сокрушении и признании приговора инквизитора.
4. Апелляция к высшей инстанции – жалоба на Святую инквизицию Римскому папе. Учитывая иерархическую соподчиненность епископата митрополитам, такая жалоба могла принести пользу. Но, только до момента объявления приговора, который, согласно законодательству, был окончательным и обжалованию не подлежал. По мнению исследователя инквизиции Генри Чарльза Ли, возможность обращения непосредственно к первоиерарху церкви и помощь от него была возможна исключительно за внушительные материальное вознаграждение, которые готовы были платить лишь состоятельные люди. Охранные грамоты, получаемые от папы, обеспечивали им либо неприкосновенность, частичное помилование либо смягчение приговора [6, c. 285].
Ко второй категории относятся:
1. Невежество или незнание – автоматически позволяло причислить обвиняемого к стороннику дьявола, известного как Отец Лжи;
2. Самоубийство в тюрьме считалось нераскаянностью признанием своего согрешения и вины;
3. Упорное отрицание обвинения. Не приводило к оправдательному приговору даже при готовности всецелого повиновения церкви и исповедования веры. Такие люди считались нераскаянными и закоренелыми преступниками недостойными снисхождения;
4. Отказ обвиняемого от защиты – не останавливал процесс судопроизводства и признавался равным отказу явиться в суд. В нем видели акт признания обвиняемого в преступлении и немедленно выдавали в руки светской власти на сожжении [6, c. 282 – 283].
Еще один элемент защиты, появившийся в начале XIV века, был связан с признанием инквизицией виною одного лишь подозрения в ереси. Для своего оправдания подозреваемый должен был в годичный срок по усмотрению инквизитора представить определенное количество свидетелей (от 3-х до 30-ти человек) готовых под присягой дать показания, положительно характеризующие подозреваемого. В противном случае, согласно закону Фридриха II, он приравнивался к еретику, и его ожидало сожжение на костре. При признании своей вины и раскаянии он мог рассчитывать на пожизненное заключение в тюрьме [6, c. 287 – 288].
Следует отметить, что при любом исходе дела, будь то доказанное обвинение или подозрение в ереси, или же доказательство невиновности – от жертвы в обязательном порядке требовалось совершение публичного обряда отречения от ереси. Это обстоятельство позволяло инквизиции при возникшем новом случае относится к обвиняемому с большим пристрастием и жестокостью, как к преступнику – рецидивисту [6, c. 289].
Из всех вышеуказанных способов защиты в уголовном процессе инквизиционного типа наиболее эффективными, то есть, сохраняющими жизнь с наименьшими репутационными потерями, на наш взгляд, являются:
1. Для статуса обвиняемого – объявление отвода свидетелю, апелляционная жалоба в вышестоящую инстанцию (при наличии имущества и возможности понести расходы), доказательства состояния невменяемости или опьянения;
2. Для статуса подозрения – возможность предоставления суду свидетелей.
Таким образом, несмотря на развитый в Средние века институт адвокатуры, наличия регламентирующих судопроизводство законов, защита обвиняемого в инквизиционных процессах претерпела существенную деформацию. Она проявилась в постепенном выведении из правового поля элемента состязательности и спора, профессиональных адвокатов, а также существенного снижения эффективности иных законных способов защиты. Наиболее эффективными средствами являлись: объявление отвода свидетелю, апелляционная жалоба в вышестоящую инстанцию, состояния невменяемости или опьянения. Последствия такого подхода выразились в невозможности вынесения оправдательного приговора, а также в росте числа виновных и подозреваемых, то есть потенциально – опасных членов общества. Контроль и высокую управляемость последних, обеспечивал тотальный диктат католической церкви.
Заключение
Эпоха Средневековья обладает богатейшим материалом для исследования общественных процессов и явлений европейской цивилизации. Некоторые из них и по сей день являются пищей для ума, позволяющей увидеть закономерности современного общественного развития. А стало быть, они выступают в роли своеобразного противоядия от системных мировоззренческих недугов.
К таким уникальным, одновременно, спорным явлениям относится инквизиция – средневековая система церковного судопроизводства.
В настоящем исследовании мы попытались выяснить особенности функционирования института адвокатуры и иных способов защиты в инквизиционных процессах в период европейского Средневековья.
При проведении исследования нами были сделаны следующие выводы:
Во – первых, становление инквизиции, как системы церковных судов и института борьбы с инакомыслием произошло в длительный период времени. Преимущественно в Средневековье. Основой для её развития послужило постепенное возвышение христианства и накопления им моральных и материальных средств для борьбы с любым инакомыслием. Инквизиция сочетала в себе элементы светской и церковной власти. Наивысший расцвет был достигнут в период Классического и Позднего Средневековья. Начавшись локальной борьбой с альбигойцами в XII веке, к концу XVI века инквизиция охватила все европейские государства, а также территории Нового Света.
Во – вторых, основным механизмом борьбы с инакомыслием являлся инквизиционный процесс. Он как один из видов уголовного процесса, имел законодательную основу и четкую структуру с участием определенного круга лиц. В тоже время, в сравнении с предшествующей более древней формы – обвинительного процесса, был ограничен в возможности ведения состязательного поединка между обвиняемым и обвинителем Связано это было с главенством одной идеологической модели мировоззрения, довлеющей над всеми участниками судебного процесса, единством его обвинительного и судебного элементов.
В – третьих, несмотря на развитый в Средневековье институт адвокатуры, наличия регламентирующих судопроизводство законов, защита обвиняемого в инквизиционных процессах претерпела существенную деформацию. Она проявилась в постепенном выведении из правового поля элемента состязательности и спора, профессиональных адвокатов, а также существенного снижения эффективности иных законных способов защиты. Последствия такого подхода выразились в невозможности вынесения оправдательного приговора, а также в росте числа виновных и подозреваемых, то есть потенциально – опасных членов общества. Высокую управляемость которых обеспечил тотальный диктат католической церкви.
По итогам проведенной работы была составлена лекция и проведен классный час для обучающихся 1 курса ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ» по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения с целью ознакомления будущих юристов с особенностями становления, развития и действия одного из видов уголовного процесса, каким является инквизиционный. Особый акцент сделан на использование элементов защиты, при участие в таком процессе.
Считаем, что цель нашего исследования достигнута.
Список использованных источников и литературы
Аверин, А.В., Гроза, Ю.Н. Инквизиция, тайные свидетели и современность. Правовая политика и правовая жизнь / А. В. Аверин, Ю.Н. Гроза. 2017. №2. Сс. 105-107
Адвокатура. А – Алтай. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.I. – СПб. 1890. С.167—169
Бежко, И.С., Моисеева, О.Г. Инквизиция и инквизиционный процесс в странах Западной Европы. Труды молодых ученых Алтайского государственного университета [Текст] / И.С. Бежко, О.Г. Моисеева: материалы Второй региональной молодёжной конференции «Мой выбор — НАУКА!», XLII научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. - Вып. 12 : в 2 т. – Барнаул: Изд-во. Алт. ун-та, 2015. – Т. 2. Сс. 139 – 142.
Белый, Э.Л. Инквизиция в Испании [Текст]: новый подход к исследованию событий / Э. Л. Белый // Латинская Америка. – 2016. № 10. Сс. 104-106.
Будур, Н.В. Повседневная жизнь инквизиции в Средние века/ Н.В. Будур. – М.: АО «Молодая гвардия». 2010. – 350 с.
Ли, Генри Чарльз. История инквизиции в Средние века. Под ред.С.Г. Лозинского. Т.1 / Генри Чарльз Ли – СПб. Издательство «Брокгаузъ – Ефронъ».1911 г. – 560 с.
Григулевич, И.Р. Инквизиция/ И.Р. Григулевич . – М.: Политиздат, 1985. 448 с.
Зарубина, Т. , Калитевская, И. Современная инквизиция / Т. Зарубина, И. Калитевская // Arzamas.academy. ru. – URL: https://arzamas.academy /materials/271. (дата обращения: 05.03.2020).
История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 4-е издание. – М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003. — 640с.
Кураев, А.В. Ответы молодым / А.В. Кураев. Саратов: Изд-во Сарат. епархии, 2003. 286 с.
Лузин, М. Илья Новиков: «У нас нет привычки к законности»/ М. Лузин. Ельцин центр. – Екатеринбург: 2020. 5 февраля. – URL: https://yeltsin.ru/news/ilya-novikov-u-nas-net-privychki-k-zakonnosti/. (дата обращения: 003.03.2020 ).
Мустафаев, В.Г. Конгрегация доктрины веры. Вестник Социально-педагогического института/ В.Г. Мустафаев – Дербент: Издательство: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Социально-педагогический институт». 2011. Сс. 151 – 153.
Плавскин, З.И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. Исторические очерки/ З.И. Плавскин – СПб.: Дмитрий Буланин,2000. – 197 с.
Сабатини, Р. Торквемада и испанская инквизиция/ Р. Сабатини - http://mirknig.com/knigi/history/1181274942-torkvemada.html.
Синеокий, О.В.. Парадигмы средневековой адвокатуры Адвокатура как институт правовой помощи и защиты / О.В. Синеокий. Электронная библиотека. Lib.Sale. – URL: https://lib.sale/advokatura_besplatno/paradigmyi-srednevekovoy-advokaturyi-61106.html. (дата обращения: 23.02.2020)
Тогоева, О. Суд инквизиции / О. Тогоева. POSTNAUKA. RU. – URL: https://postnauka.ru/faq/25542. (дата обращения: 12.03.2020).
Хичкок, Д. Инквизиция/ Д. Хичкок – М.: Эскмо, 2010. – 356 с.
Эдикт Фридриха II. История средних веков: хрестоматия / сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. Ч.1. – С. 35.
Яковлева, О.Ю., Становление инквизиции в Европе. VI МАШЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебский государственный университет имени П.М. Машерова / О.Ю. Яковлева. 2012 Издательство: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск). С.206.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 – Лица, осуществлявшие процесс осуждения.
Лицо/должность |
Статус/Функция |
|
1 |
Римский Папа |
Глава судебной системы. Носитель неограниченной власти. Законодательное регулирование судебного процесса. Высшая инстанция для апелляции и влияния на комиссии в епархиях. |
2 |
Инквизиторы |
Розыск еретиков. Ведение следствия. Сбор свидетельств. Имели особые полномочия от Римского Папы и подчинялись только ему. Принадлежали к одному из монашеских орденов. |
3 |
Квалификаторы (юристы) |
Формулирование обвинения без противоречия с законодательством. Фиксация статуса подсудимого – обвиняемый, подозреваемый. Фиксация степени тяжести обвинения или подозрения – легкая, средняя, тяжелая. |
4 |
Нотариус |
Обеспечение беспристрастности процесса. Скрепление своей подписью всех документов и придание им законности. |
5 |
Понятые |
Обеспечение беспристрастности процесса. Удостоверение подлинности данных допроса. |
6 |
Прокурор |
Монах, инквизиционный чиновник, выступающий в роли обвинителя. |
7 |
Врач |
Обеспечение медицинской помощи обвиняемому. Особенно во время пыток. Главная задача – не позволить умереть заключенному до вынесения приговора. |
8 |
Палач |
Должностное лицо, приводившее приговор в исполнение. |
9 |
Шпионы и др. |
Сбор информации о населении, формирование групп свидетелей, настроения масс. |
Приложение 2
Таблица 2 – Этапы инквизиционного процесса
Название этапа |
Основание |
Содержание |
Виды процедуры |
Примечания |
|
1 |
Обвинение |
Розыск |
Опрос всего населения местности |
Общее расследование |
Инквизитор должен был совершать постоянные объезды своего участка. За доносы выдавалась индульгенция. Исповедь – источник доносов. Регламентировался возраст доносчиков: юноши с 14 лет, девушки с 12 лет Возраст обвиняемого не регламентировался |
Донос |
Вызов через приходского священника определенного человека |
Индивидуальное расследование |
|||
Сыск |
Поиск обвиняемого, не явившегося по вызову к инквизитору |
||||
2 |
Следствие |
Подозрение в ереси или сочувствие к ней со стороны конкретного человека по решению инквизитора |
Негласное расследование |
Арест обвиняемого |
Основная цель следствия – добиться от обвиняемого признания в еретических взглядах. Инквизиторы считали ,что их действия совершаются исключительно в интересах обвиняемого. |
Сбор всех возможных свидетельств |
Изоляция в секретной тюрьме |
||||
Сбор слухов и сплетен и фабрикование дела |
Допрос с пристрастием |
||||
Использование пыток |
Продолжение таблицы
3 |
Приговор |
Выводы следствия |
Отсутствие смягчающих вину обстоятельств |
Репутационные потери – пятно позора на всю жизнь |
Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал |
Данные доносов |
Лишение гражданских прав |
||||
Показания свидетелей |
Лишение имущественных прав |
||||
4 |
Наказание |
Степень выраженности виновности и раскаянности осужденного |
Тяжелая степень |
Смертная казнь |
Важным элементом завершения процесса был процесс отречения от ереси, что автоматически являлось признаком виновности. Документ об отречении хранился в личном деле всю жизнь и служил основанием для нового обвинения в случае необходимости. |
Средняя степень |
Публичное телесное наказание |
||||
Легкая степень |
Епитимия |
||||
Милосердие и снисхождение |
Конфискация имущества |
||||
Тюремное заключение |