Введение
Изучая на уроках истории становление российского государства и наблюдая за современным развитием России, мы задумались, а что нас привело к тому, что есть сегодня? Что явилось отправной точкой изменения социально-политического, общественного, экономического уклада России. Проанализировав и рассмотрев исторические факты, а также изучив литературу, мы пришли к выводам, что переломным моментом стали годы Перестройки.
Актуальностью является рассмотрение перестройки с точки зрения представителя нового поколения, а также представление выводов в виде сравнительной таблицы. Хотя вопросы перестройки изучены достаточно широко, но несколько однобоки, то есть при опросе большинство респондентов даёт ответ на вопрос: «Как вы относитесь к перестройке?». Либо не знаю, либо отвечают, что это были трудные годы в стране. Также взгляд из современности является одним из аспектов новизны.
Тема: «Перестройка. Зло или благо?»
Целью нашей работы является изучение влияния и последствия реформ М.С. Горбачёва (внутренних) на советское общество.
Задачи:
1.Изучить внутренние реформы М.С Горбачёва.
2.Рассмотреть влияние реформ на разные группы социума.
3.Рассмотреть последствия реформ.
4. Представить выводы
Исходя из цели и задач, мы предположили:
Гипотеза: Если предположить удачное проведение реформ внутри страны, то социально-политическое и экономическое обновление прошло бы без негативных последствий.
Предмет исследования: влияния и последствия внутренних реформ М.С. Горбачёва на советское общество.
Объект исследования: внутренние реформы М.С Горбачёва периодас 1985-по 1991 г.
Методы: Интервьюирование, синтез, анализ, изучение литературы, опрос.
I.Основная часть
1.Предыстория Перестройки
1.1.Реформа А.Н Косыгина
Чтобы подступить к самой перестройке, мы считаем нужно рассказать о её предыстории. Начну, пожалуй, с единственной экономической реформы времён Л.И Брежнева - с реформы А.Н Косыгина. Реформа А.Н. Косыгина представляла собой внедрение экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования, а также главной целью реформы являлось повышение эффективности работы народного хозяйства, повышение темпов его роста. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Основными показателями являлись:
- сокращение количества директивных плановых показателей (с 30 до 9) (действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования);
- расширение хозяйственной самостоятельности предприятий (предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража);
- ценовая политика (оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции).[3]
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении восьмой пятилетки (1966—1970 годы). К осени 1967 года по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 года — 32 тыс. предприятий (77 % продукции). Объём промышленного производства вырос на 50 %. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В промежуток 1966-1970 годов национальный доход вырос с 6,5% до 7,7%.[6]
Начавшиеся экономические преобразования встретили глухое недовольство со стороны разросшейся после прекращения сталинских репрессий бюрократии. В качестве примера можно привести начатый в 1967 г. на Щекинском химическом комбинате эксперимент: было разрешено сокращать излишний персонал, а часть заработной платы уволенных распределять между оставшимися. В результате численность работников комбината за два года сократилась с 6 до 5 тыс. человек, а выпуск продукции, наоборот, увеличился на 80%. Казалось бы, все плюсы были налицо.
Однако, прогрессивный опыт Щекинского химкомбината не получил широкого распространения, так как, по мнению партийных функционеров внедрение подобной практики на других предприятиях могло привести к появлению безработицы, что было недопустимо в рамках концепции «развитого» социализма и дальнейшего построения коммунизма. Вследствие чего реформа была свёрнута.[1]
Изменения в народном хозяйстве мыслились, прежде всего, как сумма организационно-технических мер, не связанных напрямую с изменением общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла.
Противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставит под сомнение сущность социалистического строя. В процессе противостояния реформаторских и консервативных сил, последние получили поддержку в лице главы КПСС Л. Брежнева. По свидетельству В.А. Крючкова, бывшего руководителя КГБ и близкого соратника Ю.В. Андропова, принципиальные разногласия разделяли также А.Н Косыгина и Андропова. Ю.В Андропов опасался, что предлагаемые Косыгиным темпы реформирования могут привести не просто к опасным последствиям, но и к размыву советского социально-политического строя.
В 1969 г. «косыгинскую реформу» фактически спустили на тормоза. На декабрьском пленуме ЦК были приняты решения, в которых была зафиксирована привычный приём административных методов управления: призывы к рациональному использованию производственных ресурсов, более жесткому режиму экономии в народном хозяйстве, укреплению трудовой и государственной дисциплины и т.д. Хотя формально реформу никто не отменял. Последний гвоздь в реформу вбил золотой дождь «нефтедолларов», пролившийся на нашу страну в 1970-е гг. Отношение этой реформы относятся к М.С. Горбачёву потому что наработки реформы 1965 года использовались при подготовке экономической реформы 1987—1988 годов, в том числе Закона «О государственном предприятии». Реформа А.Н Косыгина была попыткой ещё тогда реформировать сектор экономики. Отсюда перестройка берёт свои предтечи.[1]
1.2. Нефтяной кризис 1973 года
На окончательное завершение реформ повлиял кризис начавшийся 17 октября 1973 года, в этот день все арабские страны-члены ОПЕК (организация экспортёров нефти), заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось, прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено. Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.
Результатом экономического нажима организации экспортёров нефти стала декларация совета министров стран общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза. Поэтому партия совершенно забыла про развитие экономики так как был очень хороший доход от нефти и в целом всё же развитие было именно поэтому многие респонденты отмечают что середина 70-х лучшее время в их жизни.[9]
Итак, в конце 50-х гг. Н.С. Хрущев поставил перед народным хозяйством СССР грандиозную задачу: догнать и перегнать американскую экономику. Новая команда высказала более скромные амбиции: построение коммунизма было отодвинуто в далекую перспективу; задачи, поставленные в пятилетних планах периода «развитого социализма», были более реальными. В целом они предусматривали поддержание темпов роста промышленного производства на уровне 7 — 9% в год, не впадая в иллюзии в отношении прироста объемов сельскохозяйственной продукции (4% в год). Однако, даже эти весьма скромные для советского государства цели не были реализованы: в 1970 — 1985 гг. наметилось падение темпов роста как в промышленности (с 8,4% во второй половине 60-х гг. до 3,5% в 1981 — 1985 гг.), так и в сельском хозяйстве (с 4,3 до 1,4%), в производительности труда (с 6,3 до менее 3%), в объемах капиталовложений (с 7,5 до 1,8%). В середине 70-х гг. снижение всех показателей резко ускорилось. Начиная со второй половины 70-х гг. экономика действительно исчерпала резервы свободной рабочей силы. Прирост трудоспособного населения упал приблизительно с 2 до 0,25% в год. Таким образом, вход советской экономики в стагнацию стал неизбежен.
1.3. Приход к власти М.С. Горбачёва
До М.С. Горбачёва пробыли у власти ещё два человека Ю.В. Андропов (1982-1984) и К.У. Черненко (1984-1985), пробыли они правда не долго и обширных реформ не произвели. Из правления Ю.В. Андропова можно отметить борьбу с коррупцией на партийном уровне (грузинский и азербайджанские эксперименты), и кампания по трудовой дисциплине (облавы на рабочих). В начале 1983 года Ю. В. Андропов поручил М. С. Горбачёву и Н. И. Рыжкову начать подготовку экономической реформы. В ЦК КПСС был создан специальный Экономический отдел, который возглавил Н. И. Рыжков. К разработке партийно-государственного курса были привлечены видные учёные: академики А. Г. Аганбегян, Г. А. Арбатов, Т. И. Заславская, О. Т. Богомолов, доктора экономических наук Л. И. Абалкин, Н. Я. Петраков и некоторые другие.
«Считаю, – пишет Н. И. Рыжков, – что истоки перестройки относятся к началу 83го года, к тому времени, когда Ю.В. Андропов поручил нам – группе ответственных работников ЦК КПСС, в том числе мне и М.С Горбачеву, подготовить принципиальные предложения по экономической реформе». Ещё одна предтеча перестройки.
После смерти Ю.В. Андропова, партия опять предпочла человека в возрасте, это был товарищ К.У. Черненко. На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о “стадии развития общества”, которую предлагалось теперь именовать не развитым, а развивающимся социализмом. К.У. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая “мощное ускорение развитию народного хозяйства”. В июне 1983 года К.У. Черненко выступил с программным докладом «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии» содержанием этой работы является совершенствование социализма, ставка больших задач перед советской наукой: активизировать исследовательский поиск, обеспечить решительный поворот научных учреждений. Многие начатые им проекты не завершились в силу здоровья секретаря и 10 марта 1985 года К.У. Черненко умер.
Нараставшие кризисные явления в экономике, среди которых резкое падение темпов прироста национального дохода, отчётливо ставили задачу перед руководством: изменить существующие порядки.
На следующий день генеральным секретарём избран М.С. Горбачёв
Таким образом, 20 лет застоя в политической и экономической жизни Советского Союза повлекло за собой неуклонно сокращающуюся производительность труда. Вместо модернизации экономики руководство страны поставляло на мировой рынок нефть, а полученные средства использовались для, строительства промышленных объектов и решения других хозяйственных вопросов. В экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание СССР от капиталистических стран. После падения цен на нефть в середине 1980-х гг. у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание однозначно реформировать экономику.[3]
1.4. Реформы Горбачёва и их последствия
Перестройка — масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя. Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов, реформирования социалистической экономики в направлении рыночной модели хозяйствования. Экономические реформы 1987 года предполагали вхождение в рыночные отношения в будущем. Во внешней политике ввелось «новое политическое мышление» согласно которому СССР не будет поддерживать просоветские страны и будет налажен диалог с Западом.
В первый год власти М.С. Горбачёв решает создать новую команду и постепенно избавиться от «старой гвардии».
«Чистка» Политбюро происходила поэтапно, по мере укрепления власти новой правящей группы; из Политбюро удалялись (с одновременным отстранением от государственных должностей) наиболее консервативно настроенные элементы, связанные с брежневскими временами: Г.В. Романов (июль 1985 г.), Н.А. Тихонов (октябрь 1985 г.), В.В. Гришин (февраль 1986 г.), Д.А. Кунаев (январь 1987 г.). Одновременно Политбюро пополнялось руководителями, придерживавшимися схожих с Горбачевым взглядов и принадлежавшими к его поколению: Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжковым, А.Н. Яковлевым.
В Центральном Комитете партии обновление достигло небывалого для такого короткого срока размаха — 85%. Даже в период 1934 — 1939 гг., в годы массовых чисток, оно составило 77%. Происходившие перемены, поначалу (1985 — 1987 гг.) медленные, затем все более и более стремительные, вызвали серьезное сопротивление местной партократии; в центральных органах консервативный лагерь после ухода старой брежневской «гвардии» возглавил член Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачев. Реформ было не мало, но я буду описывать лишь глобальные.[6]
Первой реформой последовала антиалкогольная кампания.
Проводящаяся в 1985-1990 гг. Постановление Совета министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».
К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в стране достигло рекордного уровня в истории страны. Потребление алкоголя, которое не превышало 5 литров на человека в год ни в Российской империи, ни в эпоху И.В. Сталина, достигло к 1984 году отметки в 10,5 л зарегистрированного алкоголя, на это так же повлияла кампания 1972 года.
Предполагалось сократить производство крепких алкогольных напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Реформа представляла собой повышенные на 45% цены на алкоголь, вырубку виноградников, алкоголь можно было купить с 14 до 19 часов дня, В театре, кино, на телевидении, по радиовещанию запрещалось пропагандировать выпивку.
Итоги реформы:
- уменьшение продаж алкоголя нанесло серьёзный ущерб советской бюджетной системе, поскольку ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд. рублей.
- потребление спиртного снизилось до 4,8 литра на человека за год.
- спустя 30 лет в 2015 году М.С. Горбачёв сам признал, что реформа была провальной.[12]
15 мая 1986 - началась всесоюзная кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. ЦК КПСС 15 мая 1986 г. принял решение «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». 23 мая 1986 г. по этому поводу был принят специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР, имеющий силу закона «Нетрудовые доходы - это самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «нетрудовые доходы» это репетиторство, спекуляция, сдача квартир в аренду.
Особенно жесткие карательные меры были приняты против «спекуляции» – торговать на городских рынках разрешалось только продуктами, которые выращены самим продавцом. Очень сильно уменьшилась рыночная торговля в центральных и южных районах Союза. Майский указ был отменен через полгода – в ноябре 1986 г. Недовольство было слишком большим, да и убытки для населения были очевидны.
9 Ноября 1986 года Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов «подпольное» предпринимательство. Это важная реформа, так как она разрешала работу по найму в целях полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда.
Итог реформы
- трудовая деятельность стала неплохим заработком, она помогла гражданам сделать себе новый заработок в свободное время от работы, а также благодаря государственному комитету по материально-техническому снабжению и его органы, которые обеспечивали необходимыми ресурсами граждан занимающихся, индивидуальной трудовой деятельностью, однако налог с деятельности составлял 65%.[12]
Январский пленум 1987 г. считается обычно как новый план реформ, новый период в перестройке, когда М. С. Горбачёв изложил новый план преобразований. Главной ставилась реформа политической системы, которая должна была повлечь за собой и социально-экономическое обновление общества.[5]
30 июня 1987 года закон «О государственном предприятии (объединении)»
Этот закон радикально увеличил степень независимости предприятий и, соответственно, столь же сильно уменьшил контроль государства над экономическими процессами. Кроме того, закон серьёзно ограничивал административные возможности руководства предприятий по отношению к работникам, резко усилив при этом влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (распределение доходов предприятия, назначение менеджмента и т. д.).
Итоги реформы:
Вследствие принятия закона в советской экономике буквально за 2-3 года произошло очень существенное перераспределение ресурсов. Преобладающая часть материальных и финансовых потоков фактически ушла из-под контроля центральной власти и оказалась в распоряжении предприятий. Это обстоятельство окончательно подорвало основополагающие механизмы плановой экономики. Балансировать структурные диспропорции и устранять дефициты посредством накопления и крупномасштабной переброски ресурсов с этого времени стало практически невозможно.[3]
Значительная утрата госконтроля над предприятиями для плановой советской экономики имела разрушительные последствия. Под давлением трудовых коллективов, многие предприятия стали тратить свою прибыль не столько на развитие производства, сколько на повышение зарплаты своих работников. С одной стороны, это привело к резкому увеличению темпов роста доходов населения, которые намного превзошли темпы роста выпуска потребительских благ. И как следствие, рынок разбалансировалcя в ещё большей мере, чем раньше. С другой стороны, началось быстрое сокращение инвестиций. А вслед за этим последовал и экономический спад в стране.
5 февраля 1987 года «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления»
Объем товаров, продукции, работ и услуг, произведенных (реализованных, оказанных) кооперативами по производству товаров народного потребления и другими кооперативами в сферах производства и услуг, включается в отчет о выполнении плана предприятия, организации и учреждения, на основе договоров с которыми кооперативы осуществляют свою деятельность или при которых они созданы.
Целью реформы было оснастить производство ТНП современными технологиями, однако программа свёрнута в 88-89 годах.[14]
Гласность
Также в 1987 году в широкий обиход вошёл термин «гласность» предусматривающий свободу слова, печати, СМИ. Стали публиковаться раннее запрещённые книги: «Дети Арбата» A. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20- 30-х и более поздних годов. Стали обсуждаться бытовые проблемы: проституция, наркомания, бюрократизм партийного аппарата. В кино появляются запрещённые ранее фильмы («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), а также фильмы связанные со Сталиным - «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга». Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты все чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «До 16 и старше». Личности И.В. Сталина нужно уделить большее внимание, так как в годы перестройки его стали сильно критиковать, признавать его тираном и политическим преступником. В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.
В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20-50-х гг. В период гласности были освобождены многие диссиденты, и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями, в частности, распространение неподцензурной информации не подавлялось, более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати, появлялись критические публикации. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Ее лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была половина свободы - разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало. Но к концу восьмидесятых, как считает Арчи Браун, к весне 1989 года официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова. К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, начинают появляться радикалы, неформальные партии (НБП, Память). Хочется также отметить неотъемлемую часть культуры советского союза - плакаты ,плакаты в перестройку также стали «свободными». Цензура в СМИ была отменена 1 августа 1990 года, когда вступил в силу закон «О печати», и заменялась «охраной государственных тайн». Стал открыто и яростно критиковаться М.С Горбачёв, впрочем уже в 1991.
Вывод: Можно смело заявить, что М.С. Горбачёв сделал в СССР свободу слова, а также она послужила либерализацией умов кадров всех классов. Советское общество стало знакомиться с западным образом жизни и могло, не боясь заявить о своих взглядах.[14]
1 Декабря 1988 Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР». Выборы народных депутатов СССР прошедшие в 1989 году были первыми и самыми свободными выборами в СССР за многие десятилетия Советской власти. Весной 1989-го избиралось 2250 народных депутатов СССР - весь состав Первого Съезда Народных депутатов СССР - принципиально нового органа государственной власти в стране. Депутатами избраны оппозиционные кандидаты Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров
Вывод: Закон был сделан, дабы добавить ещё один элемент демократии в систему.[5]
Началом 1989 года послужил кризис в СССР — падение темпов экономического роста, введение ограничений на вывоз товаров из регионов и начало системы распределения отдельных продовольственных товаров по талонам.[13]
16 октября 1989 года – Закон о Кооперации в СССР, «Кооператив является организацией граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества». Легализован бизнес в виде кооперативов.
Итоги реформы:
- сектор экономики буквально взлетел: число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, сфере бытовых услуг в 1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз.
- бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) — все говорило о том, что эти кооперативы — прообраз малых частных предприятий.[4]
7 февраля 1990 года - ЦК КПСС проголосовал за отмену 6-й статьи Конституции СССР «о руководящей роли КПСС».В СССР ввели многопартийность образовалась партия ЛДПСС (официальная оппозиционная, которая существует и по сей день).[12]
6 марта 1990 года — В СССР принят «Закон о собственности». После 1990 года частный собственник получил право поступать со своей собственностью по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т. п.) без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями).[12]
3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Закон ввели в силу в соответствии с 72 статьёй конституции СССР, в которой ССР может выйти из СССР. К началу 91-го распустили ОВД (впрочем, М.С. Горбачёв говорил, что он не будет поддерживать коммунистические режимы), из состава СССР вышли: Литва, Грузия, Армения.[2]
1 Сентября 1990 года были представлены на рассмотрение в ВС СССР программа «500 дней» предусматривающая за 500 дней полностью перейти к рыночной экономике. Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе и совместным решением М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина. Доктрина содержала следующие предложения:
- приватизация. Практически все предприятия (в том числе и крупные) должны были перейти в частные руки. Важный момент – стратегические предприятия предполагалось не грубо продавать, сначала переводить предприятие на форму акционерного общества, а затем уже продавать его акции. Но суть от этого не меняется.
- децентрализация. Государство полностью утрачивало механизмы воздействия на экономику. Плановый подход должен был полностью заменен рынком. Якобы, рынок будет сам себя регулировать. Но фокус в том, что даже в Западных странах этого нет, и рынок работает с элементами плановой экономики. А новые реформаторы СССР убеждали всех, что рынок сам выведет страну из кризиса.
Однако, она уже была не осуществима из-за точки невозврата. В стране назревал хаос: Разрушение союзных органов управления. Отсутствие единства в действиях РСФСР и других союзных республик привело к тому, что реализовать программу с участием всех хозяйствующих субъектов оказалось невозможно. Страны взяли курс на отделение от СССР. Итак, парад суверенитетов, отпуск цен, сильнейшая инфляция, противостояние политических сил — все это не позволило реализовать мягкий переход от плановой к рыночной экономике и создать прочные связи между республиками. В результате потребовалась срочная реанимация экономики, которую назвали шоковой терапией. Однако часть наработок программы «500 дней» легла в основу дальнейших реформ.[1]
В 1991 году приоритетом было не проведение реформ, а сохранение государства.
17 марта 1991 годапрошёл Всесоюзный референдум о сохранении СССР. Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым создать «обновлённый союз» - Союз суверенных государств. За обновление СССР проголосовало большинство граждан, исключая население шести республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), в которых высшие органы власти отказались проводить референдум, так как ранее объявили о независимости или о переходе к независимости.
Итог: Летом 1991 был разработан проект по заключению нового союза — Союз Суверенных Государств (Союз Суверенных Государств) как мягкой, децентрализованной федерации. Но он так не был сделан из-за беловежских соглашений и ГКЧП.[3]
20 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял Закон «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР»
Итог:В 1991-м уехало 197 тысяч граждан.
Это был последний закон, проведенный в самом конце существования СССР. М.С. Горбачёв 7 августа уехал отдыхать в Крым, позднее 17 августа был изолирован. Далее следовал Августовский путч в СССР: Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Объявление чрезвычайного положения в отдельных районах страны. Ввод войск в Москву. Обращение президента и правительства РСФСР «К гражданам России», в котором действия ГКЧП характеризуются как государственный переворот, и содержится призыв к населению дать отпор ГКЧП. Начало массовых митингов и демонстраций в Москве. Августовский путч в СССР: в Москве у Белого дома собрались около 100 000 человек, протестующих против переворота, ГКЧП ввиду массовых акций протеста отдал приказ о выводе войск из Москвы.
Михаил Горбачёв по приезду подал в отставку с поста Генерального секретаря ЦК КПСС и призвал ЦК КПСС объявить о самороспуске партии.
Таким образом, после распада СССР на карте появились 15 новых государств, образовался СНГ.
II.Практическая часть
В практической части мы хотели представить позитивные и негативные последствия реформ М.С. Горбачева и перестройки в целом с точки зрения представителя молодежи. А также провести сравнительный анализ мнений разных возрастных групп, и представить выводы.
2.1 Сравнительная таблица реформ
Посмотрев данную таблицу, можно сразу увидеть плюсы и минусы реформ, а также узнать краткое содержание нововведений.
«Чистка» Политбюро |
|
+ |
- |
пополнялось руководителями, придерживавшимися схожих с Горбачевым взглядов и принадлежавшими к его поколению |
удалялись (с одновременным отстранением от государственных должностей) наиболее консервативно настроенные элементы |
2. «Антиалкогольная кампания» |
|
+ |
- |
-Потребление алкоголя на человека в год снизилось с 10,5 до 4,8 |
Ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд. рублей. |
3. «Об индивидуальной трудовой деятельности» |
|
+ |
- |
Заработок в свободное время от работы. |
Налог 65%. |
4. «О государственном предприятии (объединении)» |
|
+ |
- |
Трудовые коллективы сами могли влиять на экономические решения. |
Преобладающая часть материальных и финансовых потоков фактически ушла из-под контроля (приложение) центральной власти и оказалась в распоряжении предприятий. Это обстоятельство окончательно подорвало основополагающие механизмы плановой экономики. |
5. «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» |
|
+ |
- |
Повысить качество ТНП, внедрить в производство новые технологии. |
Отмена реформы в 1988-1989 гг. |
6. «Гласность» |
|
+ |
- |
Свобода слова, возможность иметь альтернативную точку зрения, возможность проводить митинги, читать диссидентов. |
Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех республиках. Появились неформальные общества. |
7. «О выборах народных депутатов СССР» |
|
+ |
- |
Можно было сделать свой выбор, и выбрать достойного депутата |
Нет |
8. «Закон о Кооперации в СССР» |
|
+ |
- |
Стал хорошим заработком бизнес. |
Организованная преступность стала очень большой проблемой в 90-е в связи с рэкетом. |
9. «Многопартийность» |
|
+ |
- |
Способность проголосовать за оппозицию. |
|
10.Программа «500 дней» |
|
+ |
- |
Рыночная экономика |
Произвелась только в 1993 |
2.2. Опрос респондентов
В качестве респондентов выступали 3 группы граждан в количестве 20 человек следующих возрастных категорий, мы решили посмотреть как относятся простые граждане к данным событиям. (возраст респондентов указан на момент 2020 года):
1 группа: граждане в возрасте 60 – 70 лет.
2 группа: граждане в возрасте 40 – 50 лет.
3 группа: мои сверстники.
Каждой группе были заданы вопросы соответствующей тематике моего проекта (Приложение 1-3)
1 группа отвечала на вопросы:
Как Вы относитесь к Горбачёву?
Ответы были следующие:
15% (3 человека) ответили «положительно»; 30 % (6 человек) ответили «нейтрально» и 55 % - «негативно».
Как изменилось Ваше материальное благосостояние?
Ответы были следующие:
15 % ответили «в лучшую сторону», 85% - «в худшую сторону»
Воспользовались ли Вы экономическими реформами?
Ответы были следующие:
15 % ответили «да», 85% - «нет»
2 группа отвечала на вопросы:
Как на Вас отразились последствия перестройки?
Ответы были следующие:
25% (5 человека) ответили «стало лучше жить»; 30 % (6 человек) ответили «не знаю / не помню» и 45 % - «негативно».
Ваше отношение к Б.Н. Ельцину.
33% (7 человека) ответили «положительно»; 67 % (13 человек) - отрицательно».
3 группа отвечала на вопрос:
1. Вы знаете, что такое перестройка?
Ответы были следующие:
10% (2 человека) ответили «да»; 90 % (18 человек) ответили «нет».
2.3. Диаграммапроцентного соотношения респондентов к последствиям перестройки
В целом, можно сделать вывод, что отношение народа к изменению строя внутри страны и проведённым реформам было у большинства крайне негативное, так как респонденты в своей массе вспоминали лишь (Приложение 4):
- задержку зарплат (16 человек, 80%);
- товарный дефицит (20 человек, 100 %);
- массовое обесценивание вкладов (20 человек, 100 %);
- рост детской наркомании, беспризорников (20 человек, 100 %);
- ОПГ (20 человек, 100 %);
- коррупцию (20 человек, 100 %);
- и позже войну в Чечне (20 человек, 100 %).
Лишь немногие респонденты отметили положительные стороны перестройки:
- гласность и свобода слова (20 человек, 100 %) ;
- вседозволенность (20 человек, 100 %);
- ИП (6 человек, 33 %).
III.Выводы
Таким образом, изучив тему, и проведя, практическую часть мы пришли к выводам:
1.Перестройка Михаила Горбачёва носила негативный характер, но реформы были необходимы Советскому Союзу, как средство обновления сложившегося в стране социально-экономического и политического строя.
2.Реформы на наш взгляд, должны были носить очень умеренный характер, без перегибов.
3.Последствия перестройки привели большинство народа к обнищанию, и в целом страны.
4. Распад СССР привёл к геополитической катастрофе.
Наши выводы подтверждают и историки современности. Например, один из историков Николай Стариков говорит: «М.С Горбачев за 6 лет уничтожил Советский Союз, который был значительно более сильным, чем нынешняя Россия, во всех отношениях: в экономике, в идеологии, в территории, в населении и т.д. Так что 6 лет – это ударный труд Михаила Сергеевича, который смог ликвидировать сверхдержаву в такой короткий срок.» А историк Александр Проханов: «Если бы не перестройка, СССР мог бы следовать по китайскому пути. Для этого необходимо было сохранить государственный контроль, контроль партии над всеми процессами, чтобы ни в коем случае не допустить децентрализации. Для этого должны быть сохранены все символы государства, вся его история.» Кроме того, философ Александр Дугин считает: «Падение берлинской стены в 1989 году, это катастрофа для нашего народа, это приговор абсолютно неадекватной политике нашего правительства» - цитируемый имеет в виду, геополитическую катастрофу произошедшую в 1991 году, подразумевает расширение НАТО на Восток в 1999 и 2004 году.
Так или иначе перестройка явилась отправной точкой для становления современного российского государства. Нам не удалось ни подтвердить не опровергнуть свою гипотезу так как:
- реформы могли быть успешными при ином к ним подходе (к примеру, можно было не сразу удалять консерваторов из команды , а наоборот заручиться их поддержкой)
- в перестройке имелся смысл, смысл что-то менять, также имелись положительные стороны
- при всех неудачах перестройки, многие респонденты отмечали её необходимость.
Нельзя однозначно сказать чем являлась перестройка, злом или благом, но одно можно сказать точно, что перестройка являлась горьким, но важным уроком в истории. Мы достигли поставленной цели и решили исходные задачи.
Список литературы
1. Аникин А.В. «Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма», Издательство «Политиздат», М.: 1990 год.
2. Андреева Е.М., Дарской Л.Е., Харькова Т.Л.: «Население Советского Союза. 1922-1991», Издательство «Политиздат», М.: 1990 год.
3. Безбородов А.П., Елисеева Н.В., Шестаков В.В.: Перестройка и крах СССР. 1985-1993, Издательство «Норма», М.: 2011 г.
4. Бузев Е.Ю. «Она развалилась», Издательство «Университет Дмитрия Пожарского», М.: 2017 г.
5. Бурлацкий Ф. М.: «Уроки горькие, но необходимые», Издательство «Мысль», Л.: 1988 г.
6. Верт Н. «История советского государства», М.: 1991 г.
7. Горбачёв М.С. «Новое политическое мышление для нашей страны, и всего мира», Издательство: «Издательство политической литературы», М.: 1988 г.
8. Горбачёв М.С.: «Октябрь и перестройка. Революция продолжается 1917-1987» Издательство: «Издательство политической литературы», М.:1987 г.
9. Эриксен Т.Л. «Всемирная история с 1850 года до наших дней» Издательство «Гюлендаль», Н.: 1994 г.
10. Политико-экономический справочник «Советский Союз» Издательство: «Издательство политической литературы», М.: 1978 г.
11. Шубин А.В.: «От застоя к реформам. СССР в 1977 – 1985 гг. М.: РОССПЭН, 2001 г.
12.Интернет ресурс //studfiles.net
13.Интернет ресурс //historyportret.ru
14. Интернет ресурс //lavinrussia.ru
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4