Авиация в Первой Мировой войне (сравнительная характеристика)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Авиация в Первой Мировой войне (сравнительная характеристика)

Горбунов П.А. 1
1МАОУ СОШ №22
Горбунова О.В. 1
1МАОУ СОШ №22
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2018 году исполнилось 100 лет со дня окончания Первой Мировой войны. Она длилась с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918. В ней принимало участие 38 государств с населением 62% от мирового. В связи с этим событием было отмечено повышенное внимание к истории этой войны. История войн – это история развития вооружения. Мы видим, что Первая Мировая война не была исключением. Танки, самолёты, лодки были последним словом техники, а их применение во время сражения определяло исход противодействия. Мы всё чаще вспоминаем о той «неизвестной войне», так как на её протяжении многое было сделано впервые. Своё будущее я хочу связать с профессией военного, а именно стать военным инженером. Я спросил у одноклассников, что они знают о самолётах Первой Мировой войны. Получил отрицательный ответ. Считаю, что изучение данной темы позволит мне пополнить собственные познания в данной области. А также знания об истории военной авиации в этот период будет интересно тем, кто, как и я собирается посвятить жизнь авиации. В своей работе мы хотим проанализировать и сравнить самолёты стран - участниц войны. Актуальность темы заключается в том, что мы должны помнить о страшных днях этой войны. Первая Мировая война внедрила в военное дело и применила оружия нового поколения. К концу войны все ведущие страны обладали собственным военно-воздушным флотом. Сегодня оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники.

С интересом прочитал книги о самолетах, просмотрел интернет – источники по этой теме. В процессе поиска информации выяснил, что есть литература по ходу событий войны. В целом в статьях и интернет ресурсах рассказывается о самолётах, но отсутствуют работы, в которых они сравниваются. Наиболее фундаментальной работой касающейся самолётов была книга А. Харук «Истребители первой Мировой войны». [1] В ней дана исчерпывающая информация о 100 типах боевых самолётов – монопланов, бипланов, полуторапланов, трипланов. А также о первых опытах по установке пулемётов на аэропланы. Всё о рождении нового рода войск и развитии истребительной авиации. Ознакомились с военной энциклопедией «Полная энциклопедия вооружений и боевой техники 1914-1918 гг.» В. Шункова и др. [2] Настоящее издание представляет собой полный систематизированный обзор вооружений войск всех стран, участвовавших в Первой Мировой войне, – стрелкового оружия и артиллерийских орудий, бронетанковой, автомобильной и авиационной техники. По каждому образцу того или иного вида вооружения приведены история его создания и боевое применение, тактико-технические характеристики и конструктивные особенности. Книга содержит большое количество иллюстраций, схем, чертежей, таблиц, редких архивных материалов. Таким образом, мы видим, что в этих книгах имеются технико – боевые характеристики, но они рассматривают проблему отдельно от других образцов.

Цель – сравнить самолёты стран Антанты и Тройственного союза во время Первой Мировой войны.

Задачи:

Ознакомиться с литературой по теме.

По результатам исследования выполнить макеты самолётов.

Проанализировать наличие самолётов стран, участников Первой Мировой войны.

Объект исследования: самолёты времён Первой Мировой войны.

Предмет исследования: сравнение самолётов стран Антанты и Тройственного союза.

Гипотеза: в конце войны ведущее место в военном самолетостроении заняла Франция, Германия, Англия, чуть позже США. Италия и Россия в связи с низкой индустриализацией, отошла на задний план.

Методы исследования работы:

1. Сбор информации из разных источников;

2. Обработка имеющейся информации.

3. Моделирование.

Глава 1. Сравнительная характеристика авиации в годы Первой Мировой войны

Первая Мировая война была и остается одним из самых масштабных вооруженных конфликтов, который затронул большое число стран по всему миру.Война происходила между двумя группами стран:

Антанта: Российская империя, Франция, Великобритания. Союзниками выступали США, Италия, Румыния, Канада, Австралия, новая Зеландия.

Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя. Позже к ним присоединилось Болгарское царство, и коалиция стала именоваться «Четверной союз».

И С другой стороны, Первая мировая война дала сильный толчок для развития всей военной техники. Весь материал, что представлен в работе - малая часть знаний о развитии вооружения в годы Первой Мировой войны. Все виды вооружения просто невозможно поместить в единый проект. Уже в первые годы войны стало ясно, что обойтись без самолётов в этой войне не удастся. В период с 1914 по 1918 гг. непрестанно совершенствовались самолеты и авиационные бомбы. Эти образцы вооружения либо впервые появились, или пробрели своё истинное значение именно на полях сражений Первой Мировой войны. Именно на развитии авиации нам бы хотелось остановиться, потому что при изучении этого вопроса стало понятно, какую роль они сыграли. Каждый самолёт имел свои достоинства и недостатки, каждый был в чем- то лучше или хуже своего иностранного аналога.

Основные сходства в развитии авиации

Во всех странах авиация вступила в войну без вооружения. Основными чертами авиации были архаичность конструкций аэропланов, что увеличивало риск посадки на вражеской территории. Авиация была представлена дирижаблями, самолётами (аэропланами), воздушными шарами. Аэропланы занимались в основном воздушной разведкой. Но в деле передвижения вражеских войск они оказались незаменимы. Появление радиосвязи с землёй и массовый выпуск фотоаппаратов систем С.А. Ульянина и В.Ф. Потте резко повысили результативность разведки. Второе сходство заключалось в том, что началось быстрое их совершенствование. Конструкторы и пилоты воюющих стран начали работу над созданием оружия для аэропланов. От разведки произошла и бомбардировка. Пилоты сбрасывали на врага обычные ручные гранаты, стальные стрелы, малокалиберные артиллерийские снаряды. В 1914 году эффективность бомбардировок была низкой. Можно было наблюдать только панику у пехотинцев и конницы. Не было специальных прицелов для бомбометания, отсутствовали бомбодержатели. Наиболее радикальным способом уничтожения врага оказался таран, вызывающий разрушение конструкции и гибель аэропланов. Родоначальником воздушного боя можно считать русского летчика Петра Нестерова. 26 августа под городом Жопкеевым он таранным ударом сбил австрийский аэроплан, проводивший разведку русских войск. Однако при этом ударе на Моране Нестерова оторвался двигатель и герой погиб. [3]

Таким образом, мы видим, что в начале войны не существовало бомбардировщиков как особого типа боевых самолётов. Первая Мировая война началась, когда военно — воздушные силы находились в зачаточном состоянии. Франция, Англия и Германия имели всего лишь 160, 50 и 230 самолетов соответственно. Технически эти самолеты были весьма несовершенны; моторы имели мощность 70 - 130 л. с., вооружения вовсе не было; потолок не превышал 2.500 м, скорость 80 - 125 км/час, при этом время подъема на высоту 2.000 м. от 25 мин. до 1 часа. Рыцарская попытка русского летчика Нестерова - таранить неприятельский самолет – завершилась его гибелью.

Основные различия в авиастроении

В сравнении со сходством самолётов, различий между самолётами было множество. По мере развития влияния авиационной разведки на ход боевых действий, возникла необходимость в вооружении, способном предотвратить попытки противника войти в воздушное пространство. Ещё в 1913 году пилоты Владимир Гартман и Петр Нестеров настоятельно указывали на необходимость вооружения аэропланов пулемётами. Россия была единственной страной, имеющей в начале войны бомбардировочную авиацию дальнего действия - воздушный корабль - «Илья Муромец». Самолёт разработан под руководством И.И. Сикорского. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца». [3] Россия в то время не входила в число ведущих стран – разработчиков и строителей военных истребителей. Поэтому русские истребители в Первой Мировой войне воевали на самолётах иностранного производства (Приложение 5).

Первыми смогли добиться успеха в деле создания настоящего истребителя французы. Пилот Ролан Гарро пришел к выводу, что для поражения цели ему необходим пулемет, жестко закреплённый на капоте самолёта. И тогда Гарро обратился к авиаконструктору Раймону Солнье, который и предложил пилоту синхронизатор, который позволил пулемету стрелять сквозь вращающийся винт, пропуская очередной выстрел в тот момент, когда лопасть винта оказывалась перед его стволом. В 1915 году Гарро при помощи Солнье смонтировал на своем Моране эту установку. Правда, он оказался ненадёжным. Это выяснили при пристрелке на земле. Были сделаны стальные пластины, отражавшие «проскочившие» пули. Это ухудшило лётные качества аэроплана, однако теперь он был вооружен и мог сражаться! [4] Уже 1 апреля 1915 года Гарро сбил первый вражеский самолёт – этот день стал днём рождения истребительной авиации. Однако Гарро был подбит на вражеской территории. В это же время во французские авиачасти стали поступать специализированные истребители с курсовыми пулеметами Моран Солнье N. Машина была строгой в управлении, были неполадки с синхронизацией пулемета. Машина была исключена из состава частей. В июне 1915г. во французскую авиацию поступил истребитель – биплан Ньюпор – 10. Самолет выпускался в двух вариантах: тяжелый двухместный истребитель с двумя не синхронизированными пулеметами, и одноместный с одним зафиксированным курсовым пулемётом над верхним крылом. Последнее объясняется тем, что французский синхронизатор оставался несовершенным. Он оставался основным французским истребителем до 1960 года. Следующим самолётом во французских авиачастях был двухместный истребитель СПАД А2. Он оказался слишком тяжелым и медлительным, необычайной была и кабина стрелка, закреплённая прямо перед вращающимся винтом истребителя. Находившийся в этой кабине стрелок фактически был смертником. Французская авиация получила очень удачный для своего времени истребитель – полутораплан Ньюпор 11 с установленным над верхним крылом не синхронизированный пулемёт «Льюис». Летчики дали ему прозвище «Бебе» - «Малыш». По своим качествам он превзошел немецкий истребитель «Айндекер». «Бебе» обладал отличной маневренностью, легкостью в управлении и хорошей скоростью. Ньюпор -17 стал более удачным для того времени истребителем. Ньюпор -17 и его модификация Ньюпор -23 оставались основными французскими истребителями. Кроме того, ими были вооружены британские, бельгийские, итальянские, греческие и русские летчики. У истребителя Ньюпор -24 была улучшена аэродинамика по сравнению с предшественниками. Французские бипланы «СПАД - 7» имели полное превосходство над всеми истребителями. У них была высокой скорость, хорошая управляемость, устойчивость в полёте, надёжность двигателя и прочность конструкции. Машина Сопвич «Триплан» обладала хорошей скоростью и почти невероятной маневренностью. Недостаток заключался в том, что было слабое стрелковое вооружение. У истребителя SE – 5 была несколько худшая, чем у «Ньюпора», горизонтальная маневренность, но он обладал отличной скоростью и прочностью, легким пилотированием и хорошим обзором. В июне французы получили самолёт - «СПАД - 13». Он обладал большой скоростью и мощностью огня. Отрицательные качества: усложнилось пилотирование. [4]Это был самый массовый истребитель Первой Мировой войны и был основным истребителем второй половины войны. (Приложение 2)

Немцы изучили французские самолёты, и через некоторое время на германских самолетах, появились свои синхронизаторы, которые не были усовершенствованной копией французского. Голландский авиаконструктор Энтони Фоккер установил свой синхронизатор на аэроплан собственной конструкции. В 1915 году началось производство первого германского серийного истребителя Фоккер Е.I, более известного как «Фоккер – Айндеккер». Этот самолет полюбился немецким авиаторам и стал настоящей грозой для авиации Антанты – он легко расправлялся с неповоротливыми тихоходными аэропланами французов и англичан. На один потерянный в бою "Айндеккер" приходилось 17 уничтоженных аэропланов Антанты. В 1916 году немцы создали новую версию Фоккер Е.IV с более мощным двигателем и тремя синхронизированными пулемётами, но к концу года они утратили своё превосходство и были заменены более совершенными машинами. [4]

В мае 1916 года появился новый немецкий истребитель «Хальберштадт». Он имел хорошую маневренность и прочность, но во всём остальном уступал «Ньюпором». Самым популярны самолётом стал «Альбатрос» DI, благодаря выдающимся для того времени, летным данным. [5] Истребитель Роланд DII имел сложность пилотирования, склонность к сваливанию в штопор, плохой обзор вниз на посадке, ненадёжность двигателя. В начале апреля на фронте появился лучший германский истребитель ФоккерD.VII, ставший основным немецким истребителем конца войны. (Приложение 3)

Самым распространённым британским истребителем был DH – 2. Самолёт имел хорошую горизонтальную маневренность, но был плох на вертикалях, тихоходен, сложен в пилотировании. Англичане сделали этот аэроплан не с тянущим, а с толкающим винтом. Установленный позади гондолы двигатель освободил нос аэроплана для пулемета. Это не позволило увеличить скорость и мощность машины. Следующим самолётом стал Е.Е.8, который превосходил по качествам ДН – 2. Особую любовь британских летчиков своей легкостью управления и прекрасной маневренностью вызывал истребитель Сопвич «Пап» (Приложение 4).

Итальянцы приняли на вооружение истребитель французского производства Анрио HD.1, Это был основной истребитель на Аппенинском полуострове, который применяли итальянцы до конца войны. (Приложение 6)

Основным истребителем австрийской авиации был спроектированный немцами истребитель «Ганза – Бранденбург». Позднее австрийская авиация стала оснащаться истребителем собственного производства Авиатик «Берг». Это был удачный истребитель, неприхотливый в эксплуатации приятный в управлении. По летным характеристикам Авиатик «Берг» превосходил «Альбатросы». Особенностями самолёта было то, что он обладал хорошей продольной балансировкой на малых скоростях и хорошей продольной управляемостью на большой скорости, а тыльники пулемётов находились рядом с пилотом, что позволяло легко обслуживать оружие. [2] На Западном фронте в австрийских частях применялся самолёт английской постройкиD.H.5. Он был неустойчив при рулежке, сложен в пилотировании, трудно набирал высоту и легко терял её в бою. Достоинством машины были большая прочность и хороший обзор. (Приложение 1)

Если в первой главе мы утверждали, что в начале войны во всех воюющих странах не было истребительной авиации, то с 1915 года всё обстоит иначе. С появлением французских самолётов Моран Солнье N, Ньюпор – 10, СПАД А2 и немецких самолётов ФоккерEI, “Фоккер – Айндеккер» можно говорить, что возникла истребительная авиация. Все самолёты отличались размером, количеством двигателей, размером экипажа, и установкой специфического оборудования: стрелкового, бомбардировочного, навигационного. Техника подняла потолок до 4.800 м и скорость до 150 км в час. Задача повышения грузоподъемности бомбовозов до 6.000 кг, из которых 1.500 кг приходилось на бомбы, была решена изготовлением крупных самолетов с установкой на них нескольких мощных моторов. Самолеты сначала стали вооружать автоматическими винтовками, а затем — одним или несколькими пулеметами. То есть получается, что в Первой Мировой войне появились гении - конструкторы самолётостроения. Не стоит забывать и о первом русском истребители дальнего действия «Илье Муромце», который немцы не смогли сбить. [3] В ходе войны некоторые типы самолетов отсеивались, не принимались на вооружение. Так шаг за шагом определился основной путь авиации.

Глава 2 Практическая работа над темой

2.1. Моделирование самолётов

Нужно подготовить рабочее место. Вырезаем по контуру деталь, необходимую для определенного этапа. Склеиваем детали специальным клеем. Тряпочкой или салфеткой убираем лишний клей. После сборки модели разукрашиваем самолет по модели.

2.2. Сравнение самолётов

В ходе исследования мы рассмотрим и сравним два самолёта, принадлежащих к различным военным блокам: L.F.G. Roland С.II (Тройственный союз, Германия), другойБристоль Ф-2 «Файтер» (Антанта, Англия).

Немецкий самолёт L.F.G. Roland С.II и английский Бристоль Ф-2 «Файтер» были разработаны в один и тот же год, 1916. Оба они были двухместными, разведывательными самолётами. L.F.G. Roland С.II, получивший прозвище Walvis (кит) был разработан под руководством главного конструктора Танцена. Он представлял собой биплан с высоким фюзеляжем, установленным прямо на верхнем крыле. Это позволило улучшить аэродинамику самолёта, а также повысить жесткость бипланной коробки, которая представляла совершенную конструкцию. Правда, обзор вперед вниз был недостаточно хорошим. Танцен впервые применил революционный тип фюзеляжа. Бристоль Ф-2 «Файтер» представил английский конструктор Ф. Барнуэлл. Он представлял собой двухстоечный биплан цельно - деревянной конструкции с полотняной обшивки и фюзеляжем, «подвешенным» между верхним и нижним крыльями. Мы выбрали модификацию Бристоль Ф-2 «Файтер». На фирме проект именовали «боевым разведывательным самолетом» «Файтером» — бойцом, намекая на возможность борьбы с авиацией противника. Часто на верхней турели устанавливался не один пулемёт «Льюис», а два. Возможна подвеска до 130 кг бомб.

Двигателем у Roland С.II был Мерседес D.III (160л.с.), а у Бристоль Ф-2 «Файтер) - «Фальконами» II (275 л.с.).С этим мотором самолет обладал великолепными летными характеристиками.

Скорость, которую могли развивать самолёты тоже разная: английский самолёт двигался со скоростью 191 км в час, а немецкий 165км. /час.

Разной была и высота подъема. Выше мог летать английский самолёт. Он поднимался до 6000 тыс. метров, а немецкий только до 4000м.

И несмотря на то, что LFG Роланд С II являлся лучшим германским самолетом в своем классе, обладал значительной горизонтальной скоростью и мощным на то время вооружением. Иногда применялся в качестве истребителя. И в полёте он мог находиться 4 часа в отличие от английского – 3 час.

Что касается Бристоль Ф-2 «Файтер», то высокая скорость и хорошая маневренность позволяли ему на равных вести бои с одноместными истребителями, а наличие хвостовой огневой точки давало дополнительное преимущество. Кроме того, "Файтер" отличался большой прочностью конструкции планера. Бристоль Ф-2 «Файтер» оказалось на редкость удачной машиной, претендующей на звание лучшей машины Первой Мировой войны.

Таким образом, мы видим, что преимущество Антанты заключалось в лучшем состоянии двигателестроении. Однако невозможно судить о превосходстве только по одной модели.

Заключение

На основании сравнения, произведённого в этой работе можно сделать вывод: в каждой воюющей стране «на ходу» создавалась и развивалась истребительная авиация. У каждой стороны были свои уникальные самолёты.

Страны Антанты (Англия, Франция), Тройственный союз (Германия) в годы войны создали уникальные образцы самолётов - истребителей. На второе место вышли США и Италия. Россия на начало войны имела самый большой воздушный флот в мире из 263 самолетов, при этом она находилась в стадии формирования. Но к концу войны положение изменилось. Россия отставала не только от Германии, но и от своих союзников Франции и Великобритании.

Рождение нового рода войск и стремительное развитие истребительной авиации в годы Первой Мировой войны, дали возможность величать эту войну «войной моторов» и «первой войной в воздухе». [5]. Если в 1918 году авиация Антанты добилась качественного и количественного превосходства в воздухе, то немецкая авиация более была не в силах претендовать более чем на временное достижение локального доминирования на участке фронта. И как итог победа стран Антанты в этой войне.

Мировая война имела дело с авиацией, как совершенно новой отраслью военного дела и сделала авиацию полноценным родом войск.[1].Такая позиция сохраняется за авиацией ив настоящее время. Развитие авиации достигло таких захватывающих высот, что теперь нашу жизнь даже трудно представить без самолётов. Современные самолёты оснащены мощными приборами и вооружением. Для того, чтобы самолёты стали боеспособными, нужны также замечательные лётчики. Мы думаем, что своим проектом побудили своих одноклассников к исследовательской деятельности, касающейся Первой Мировой войны. Дальнейшее изучение истории авиации и самолётостроение ещё далеко не закончено, ещё не всё мы выяснили. Думаем, что впереди нас ждёт ещё много интересного.

Литература

1. А. Харук «Истребители первой Мировой войны».

2. В. Шункова и др. «Полная энциклопедия вооружений и боевой техники 1914-1918».

3. Прерванный полёт. Ж. Родина №8-9, 1993 стр.68-74.

4. Самолёты Первой мировой войны. Красные соколы..airaces.ruwarplane/

5. Авиация Первой мировой войны – энциклопедия.ru.wikipedia.org

6. Таблица. Первая Мировая война. worldtable.infoistorija…tablica…mirovaja-vo.html

Приложение 1

Авиация в Первой Мировой войне.

Страна, год

1914

1915

1916

1917

1918

1914-1916

Австро Венгрия

64

281

732

1272

1989

1077

Британская империя

193

1680

5716

14832

32536

7589

Германская империя

694

4532

8182

19646

14123

13408

Италия и её колонии

0

382

1255

3861

6488

1637

Российская империя

535

1305

1870

1897

0

3710

Франция и колонии

541

4489

7549

14915

24652

12579

Приложение 2

Французская авиация в годы Первой Мировой войны

год

Истребитель

количество

1915

МоранСолнье N

49

 

Ньюпор - 10

1000

 

СПАД А2

99

1916

Ньюпер 11 «Бебе»-«Малыш»

1200

 

Ньюпер 17

2000

 

«СПАД – 7»

35000

 

Ньюпер 24

1100

1917

«СПАД – 13»

9300


Приложение 3

Немецкая авиация в годы Первой Мировой войны

год

Истребитель

Количество

1915

ФоккерEI, “Фоккер – Айндеккер»

415

 

«Пфальц»

 

1916

“Хальберштадт»

227

 

«Альбатрос» DI

 
 

«Альбатрос» D.III

1340

 

Роланд D.II

440

 

ФоккерDr.I«Триплан»

2

 

ФоккерDr.I

320

 

Фоккер Dr. II

3100

 

L.F.G. Roland С.II

300

Приложение 4

Британская авиация в годы Первой Мировой войны

год

Истребитель

количество

1916

DH - 2

400

 

F.E.8

300

 

«СПАД – 7» (фр)

405

 

Сопвич «Пап»

1850

 

Бристоль Ф-2 «Файтер»

3301

1917

Сопвич «Триплан»

150

 

SE - 5

 
 

D.H.5

550

 

«Кэмелов»

5700

 

Пфальц D. III

1000

 

Сопвич «Дольфин»

1500

Приложение 5

Русская авиация в годы Первой Мировой войны

год

Истребитель

Количество

1915

МоранСолнье N(фр)

11

 

СПАД А2(фр)

57

1916

Ньюпер 11(фр)

100

 

«СПАД – 7» (фр)

143

Приложение 6

Итальянская авиация в годы Первой Мировой войны

год

Истребитель

количество

1916

Ньюпер 11(фр)

650

 

«СПАД – 7» (фр)

214

 

АнриоHD.1 (фр)

900

Приложение 7

Австрийская авиация в годы Первой Мировой войны

год

Истребитель

Количество

1916

«Ганза – Браденбург» (нем.)

95

 

Авматик «Берг»

740

1917

ОЕФАГ

526

 

«Феникс»

236

Приложение 8

Технические характеристики самолётов

Модификация.

L.F.G. Roland С.II

Бристоль Ф-2 «Файтер»

Двигатель

1 х Мерседес D.III

«Фальконами» II

Мощность л.с.

1 x 160

275

Размах крыльев м.

10,3

11,96

Площадь крыла кв.м.

26

 

Длина самолёта м.

7,7

 

Высота самолёта м.

2,9

 

Масса пустого кг.

764

878

Нормальная взлётная кг.

1284

1262

Максимальная скорость км.час.

165

191

Время набора высоты 2000 м.мин

 

6,5

Потолок м.

4.000

6.100

Продолжительность полёта час.

4

3

Вооружение

Один 7.92-мм пулемет Parabellum в задней кабине и на поздних серийных самолетах один 7.92-мм пулемет LMG 08/15 переднего огня

Часто на верхней турели устанавливался не один пулемет «Льюис», а два. Иногда дополнительно монтировался также курсовой «Льюис» над верхним крылом.

Просмотров работы: 1777