ВВЕДЕНИЕ
«…Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!..»
Р. Рождественский
История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа.
9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Великой Победы.
Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа,о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.
Цель проекта: - воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину на основе расширения представлений о роли Советской Армии и её победе в Великой Отечественной войне, на примере своей семьи.
Задачи:
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
Провести социологический опрос на тему «Память о войне»
оформить страницы "Книги памяти" о жизни родственников в годы войны;
привлечь родителей учеников к участию в проекте по созданию Книги Памяти;
Представить полученную информацию на классном часе " Вклад семьи в историю Победы ".
Актуальность исследования: прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и родители немного знают об этой войне. Многие даже не задумываются, какой след оставила война в их семьях и какой вклад сделала их семья для Победы.
Гипотеза: создание Книги Памяти познакомит учеников с историей Великой Отечественной Войны, что будет способствовать расширению их представлений о вкладе представителей семей (родственников) в Победу, о значимости празднования Дня Победы.
Объект исследования: изучение истории семей учеников, проживавших в годы Великой Отечественной войны (воевавших на полях сражений или ковавших победу в тылу).
Предмет исследования: воспоминания родных, записи семейных архивов, фотоматериалы, личные документы, наградные листы, письма с фронта, газетные публикации военных лет.
Вид проекта: информационно-исследовательский; среднесрочный (работа над проектом декабрь 2019 г- февраль 2020г)
Ожидаемый результат: создание Книги памяти, стенгазеты «Мы помним, мы гордимся».
Созданную "Книгу памяти «Эхо войны в моей семье»" можно использовать на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях. Учащиеся должны помнить, какой ценой досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
Методы исследования: теоретический (изучение литературы), практический (проведение эксперимента и анкетирования).
Этапы проекта |
Содержание |
Участники |
I Подготовительный |
Сбор информации(литература, интернет), СМИ. |
Ученики 3«В» класса, родители, педагоги школы. Родители, учащиеся и педагоги принимали участие в анкетировании. Учащиеся собирали информацию о своих родственниках, создавали свою страничку памяти совместно с родителями. |
II Организационный |
Анкетирование. Беседа на тему «Вклад семьи в Великую Победу». Сбор информации о жизни родственников в годы войны, для создания Книги памяти. |
|
III Заключительный |
Продукт проекта: создание Книги памяти «Эхо войны в моей семье», проведение классного часа на тему «Мы помним, гордимся, благодарим" |
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность —самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм —одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в нашей школе проводится достаточно активно. В образовательном учреждении воспитание по направлению «Ученик – гражданин и патриот» проводится в урочной, внеурочной и во внеклассной работе с учащимися. В учебной деятельности проведение уроков, которые изучают события Великой Отечественной войны, произведения о войне: окружающий мир, литературное чтение, музыка, русский язык.
Мероприятия по воспитательной работе по направлению «Ученик – гражданин и патриот» ежегодно проводятся в большем количестве в сравнении с мероприятиями по другим направлениям.
В этом учебном году в сентябре были проведены книжная выставка «Во славу Отечества» (победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турками), внеклассное мероприятие «День воинской славы России «На поле Куликовской битвы», в октябре - информационный час «Помним. Славим. Гордимся» (победа русской армии под командованием М.И. Кутузова над турецкой армией).
Одним из значимых мероприятий является старт школьного проекта, посвящённого 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне «Водрузи флаг Победы».
Целью проекта является уважительное отношение учащихся к участникам Великой Отечественной войны, чувство гордости за одержанную советскими людьми Победу.
Задачи проекта: углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг, об участниках важного в судьбе страны исторического события; организация деятельностного подхода в воспитании учащихся; расширение кругозора учащихся через различные виды искусства: кино, литература, театр, музыка, изобразительное искусство; сплочение классных коллективов в совместной деятельности.
В ноябре состоялся фестиваль национальных культур «В единстве наша сила!», выставка-просмотр «Отступать некуда! За нами Москва!» (7 ноября 1941г Парад на Красной площади). 2 этап школьного проекта «Кинозал «Великая Отечественная война глазами советских кинорежиссёров» и «Брейн-ринг «Война в кино».
В течение Года Победы и Славы планируется проведение мероприятий, посвящённых памятным датам, школьный проект «Водрузи флаг Победы», встречи с ветеранами, участие в городских мероприятиях патриотической направленности, участие в Фестивале семейного творчества.
К участию в мероприятиях патриотической направленности привлекаются все педагоги образовательного учреждения, родители и учащиеся образовательного учреждения.
Несомненно, чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается в семье. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является первой школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, честности, ответственности. Вот почему главным условием нравственно - патриотического воспитания детей я считаю тесную взаимосвязь с родителями.
Как же воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке всевозможных гаджетов, цифрового телевидения, когда во многих молодых современных семьях, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Идет время. меняются века, года, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Совместное сотрудничество «Школа-ученик-родитель» позволит сформировать у учащихся ценностные мотивы и отношение учащихся к исторически значимому для страны событию Победе советского народа в Великой Отечественной войне, а также привить чувство любви, чести и уважения к своей Родине.
Книга памяти «Эхо войны в моей семье»
На основании изученной информации, мы решили провести анкетирование среди педагогов, родителей и учащихся 3 «В» класса.
Целью, которого являлось – выявление уровня знаний о «Истории своих родных, участвующих ВОВ».
В анкетировании принимали участие педагоги школы, в количестве 24 человека, родители в количестве 28 человек (1 представитель от семьи ребенка) и учащиеся класса, в количестве 28 человек (Приложение 1).
Общее количество опрошенных составило 80 человек(100 %)
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что 100 % опрошенных считают, что вопрос памяти о войне действительно является достаточно актуальным. (Таблица 1)
На вопрос: «Что Вы знаете об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны?» - 65 % опрошенных (52 человека) ответили, что знают о своих родственниках, воевавших на фронте и работающих в тылу; 20% (16 человек) - немного слышали и хотели бы подробнее узнать; 15% (12 человек) - ничего не знают, но хотели бы узнать. (Приложение 2)
В результате полученных данных мною была проведена беседа с учащимися на тему «Вклад семьи в историю Победы». Я рассказала своим одноклассникам о истории своей семьи в годы Великой Отечественной Войны, а также о том, как наша семья спустя 75 лет помнит, чтит и уважает подвиг своего деда. (Приложение 3)
С 2015 года я с родителями начала участвовать в акции "Бессмертный полк", которая проводится 9 мая в День Победы в России и других странах. Это шествие, во время которого люди несут фотографии своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Принимаем мы участие в данной акции с портретом моего прадеда Шарапова Виктора Петровича, прошедшего всю Великую Отечественную Войну от начала и до победы. Со временем у меня появился вопрос, а что я о нем знаю? Я решила спросить у мамы, т.к. это ее дедушка.
Мама рассказала мне то, что узнала от своей мамы и бабушки. Мой прадед был призван в армию еще в 1939 году и на момент начала войны уже был военнослужащим. Он прошел всю войну механиком самолетов. Был в звании старшины. Был награжден орденами и медалями.
Мама показала мне красноармейскую книжку, медали и ордена моего прадеда. И если на некоторых медалях написано за, что они получены: «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», то за что давали Орден красной звезды или медаль за боевые заслуги? (Приложение 4)
Мама и бабушка затруднились ответить на этот вопрос, так как прадедушка был скромным человеком и не рассказывал о том, как получил награды. Долгое время в нашей семье не знали, как он получил эти награды, пока моя мама не нашла в интернете сайт Подвиг народа (http://podvignaroda.ru/). Это объединенная база данных «По́двигнаро́да в Вели́койОте́чественной войне́ 1941—1945гг.» — электронный банк документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. (Содержимое банка данных составляют документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО), а именно наградные дела и документы по оперативному управлению боевыми действиями. ).
На этом сайте мы смогли найти, по фамилии и дате рождения прадедушки, сканированные копии наградных листов. Из них мы узнали:
-медаль за боевые заслуги мой прадед получил за то, что самолет, обслуживаемый им, совершил 178 ночных боевых вылетов (5 из которых были с посадкой в тылу противника), а также усовершенствовал модель самолета в полевых условиях.
-орден красной звезды он получил за то, что в тяжелых зимних условиях на полевом аэродроме произвел восстановительный ремонт двум самолетам «У-2», выведенным из строя противником. А также за то, что обслуживаемый им самолет совершил 503 боевых вылета, без единой поломки.
В нашей семье мы бережно храним память о наших предках. Так же мама мне показала открытки, письма и поздравительные адреса, которые мой прадедушка получал после войны от родственников, сослуживцев и администрации.
Как говорил античный философ Аристотель «Когда забывают войну, начинается новая, память - главный враг войны».Именно поэтому мы должны сохранять память о своих предках и передавать ее будущим поколениям.
В заключении своего выступления я предложила ребятам создать книгу памяти, где каждый сможет поделиться и рассказать о герое своей семьи.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки: молодые и не очень, улыбающиеся и строгие, грустные и серьезные. Это поколение, прожившее трудную, яркую, героическую жизнь.
Идея создания книги заинтересовала моих одноклассников, и мы с удовольствием приступили к созданию книги. (Приложение 5)
Каждый ученик начал сбор информации у своих родителей. Но, к сожалению, родители немного знали о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Расспросив родителей, мы обратились с этим же вопросом к бабушкам и дедушкам, затем спросили у родственников. Информация пополнялась новыми данными. У бабушек и дедушек сохранились старые фотографии и некоторые награды уже прабабушек и прадедушек.
Собрав информацию, мы, с помощью родителей, написали небольшие сочинения о своей семье во время войны.
В создании книги принимали участие:
Венгина Анастасия
Волосников Данил
Ерыкалова Юлия
Зайцев Никита
Коротченко Вероника
Кунгурова Софья
Макашова Дарья
Мясоедов Владислав
Никулин Андрей
Пугаев Максим
Родионова Диана
Савченко Даниил
Талагаева Алиса
Тарасов Кирилл
Филич Роман.
Заключение
Память... Это способность сохранять в сознании чувства, накопленный опыт из нашей истории, истории нашей родины, жизни наших прадедов, о жизни людей, которые воевали, защищали будущее своей страны.
Память о войне живет в каждой семье, потому что она коснулась всех – от мала до велика. В каждой семье хранятся старые фотографии, письма, награды, личные вещи тех, кого с благодарностью вспоминаем мы сегодня, благодаря кому наши дети не знают, что такое война, голод, разруха, детский каторжный труд на заводах и в колхозах ... Из поколения в поколение передаётся эта память о тяжёлом прошлом.
Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего.
Сколько советских людей, и не только солдат Великой Отечественной, но и тружеников тыла, женщин, стариков и детей полегло в сырую землю, недолюбив, недожив, недорадовавшись? Сколько умерло от ран в первые мирные годы? Сколько пропало без вести? Сколько осталось инвалидами?
Мы до сих пор не знаем, сколько по разным причинам потеряла наша страна в Великой Отечественной войне.
Прошло вот уже 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Они не знают о войне почти ничего. Дома в большинстве случаев об этом стараются не говорить. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 85 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины, о людях, ковавших победу...
Для молодого поколения нашей страны, которая понесла многомиллионные жертвы в борьбе за свою независимость, война уже забыта. Поэтому всегда актуальными должны быть слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Гипотеза нашего исследования в рамках работы над проектом подтвердилась, благодаря совместным усилиям учащихся и родителей создание Книги Памяти позволило ученикам познакомиться с историей Великой Отечественной Войны и способствовало расширению их представлений о вкладе представителей семей (родственников) в Победу, о значимости празднования Дня Победы.
Список литературы
База данных «По́двигнаро́да в Вели́койОте́чественной войне́ 1941—1945гг.» (http://podvignaroda.ru/ ).
Журнал «Начальная школа», № 3 – 2000г, с. 92 – 97.
История русской армии. Детская энциклопедия. М.,1999.
Кинофильм «Сын полка», СССР., В.Пронини,1946.
Наши земляки – герои Советского союза. Москва, 1984.
Шаблон презентации – автор Ранько Елена Алексеевна, http://elenaranko.ucoz.ru/.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета на тему
«Память о Великой Отечественной Войне»
Считаете ли Вы вопрос памяти о войне актуальным на сегодняшний день?
А) да
Б) нет
Знаете ли Вы историю своей семьи во время Великой Отечественной войны?
А) знаю
Б) не много слышал и хотел бы узнать подробнее
В) ничего не знаю, но хотел бы узнать
3. Хотели бы Вы больше знать о подвигах людей во время ВОВ?
А) да
Б) нет
4. Хотели бы Вы принять участие в создании Книги Памяти «Эхо войны в моей семье»?
А) да
Б) нет
Таблица 1
Результаты данных анкетирования
«Память о Великой Отечественной Войне»
№ п/п |
Вопрос |
Варианты ответа |
1 |
Считаете ли Вы вопрос памяти о войне актуальным на сегодняшний день? |
Да -80 человек (100%) Нет -0 человек |
2 |
Знаете ли Вы историю своей семьи во время Великой Отечественной войны? |
А)знаю – 52 человека (65%) Б) не много слышал и хотел бы узнать подробнее – 16 человек (20%) В) ничего не знаю, но хотел бы узнать – 12 человек (15%) |
3 |
Хотели бы Вы больше знать о подвигах людей во время ВОВ? |
Да- 70 человек (87,5%) Нет- 10 человек (12,5%) |
4 |
Хотели бы Вы принять участие в создании Книги Памяти «Эхо войны в моей семье»? |
Да- 60 человек (75%) Нет- 20 человек (25%) |
Приложение 2
Рис.1. Результаты анкетирования «Память о Великой Отечественной войне»
Рис.2. Результаты анкетирования «Память о Великой Отечественной войне»
Рис.3. Результаты анкетирования «Память о Великой Отечественной войне»
Приложение 3
Рис.4. Классный час на тему «Мы помним, мы гордимся!»
Рис.5. Классный час на тему «Мы помним, мы гордимся!»
Приложение 4
Рис.6. Знакомство учащихся с письмами и открытками со времен ВОВ
Рис.7. Знакомство с наградными медалями
Приложение 5
Рис.8. Учащиеся класса поддержали идею создания
книги памяти «Эхо войны в моей семье»
Рис.9. Работа по созданию Книги памяти «Эхо войны в моей семье»
Рис.10. Работа по созданию Книги памяти «Эхо войны в моей семье»
Рис.11. Работа по созданию Книги памяти «Эхо войны в моей семье»