Дорогами войны

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дорогами войны

Сазонов Н.В. 1
1МБОУ «Казанковская СОШ»
Злобина Н.П. 1
1МБОУ "Казанковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Память о прошлом не знает забвенья». Знать свое прошлое – долг каждого человека. Именно благодаря этой памяти мы можем вновь и вновь возвратиться в прошлое, возродить ушедшую навсегда действительность. В этом нам помогают рассказы ветеранов, хроники тех лет, фильмы, книги. Прошло 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Для нас минувшая война - уже история. Долгие 1418 дней продолжалась эта самая кровопролитная война в истории человечества. Русский народ сделал все, чтобы спасти родину и весь мир от фашизма. Слишком дорого стоила нам победа, миллионы жизней унесла она. Все, что вынесло поколение военных лет, - это подвиг, самопожертвование во имя Победы. Тема Великой Отечественной войны будет актуальна еще долгие и долгие годы, так как вечно жива боль, памятны и не забываемы потери, которые принесла советскому народу война с фашизмом. С каждым годом мы отдаляемся от событий Великой Отечественной войны, всё меньше и меньше остается в живых участников войны, ее очевидцев и свидетелей. Тем ценнее становятся свидетельства о страшной войне, оставленные нам в наследство.

Исследовательская работа посвящена жизни и творчеству Борисова Михаила Фёдоровича, участника Великой Отечественной войны, писателя, Героя Советского Союза, прошедшего дорогами войны от начала и до Победы.

Актуальность исследования заключается в том, что через судьбу одного человека можно прочесть историю Родины. В этой судьбе, как в зеркале, отразились картины военного прошлого нашего народа. Не зная прошлого своего народа, Родины, невозможно разобраться в настоящем и тем более в будущем. Идёт время, но не меркнут в человеческой памяти годы Великой Отечественной  войны, величие нашей победы над фашизмом. Трудно переоценить значение Победы в истории. Редеют ряды ветеранов – солдат Великой Победы, тружеников тыла. Жизненный путь этих людей – путь неустанного труда, преодоления, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, Родине. Необходимо вспомнить события, которые представляют богатый материал для познания   судеб наших земляков и страны в целом.

Сегодня, когда снова есть угроза миру на земле, как никогда важно напомнить нашему поколению о патриотизме и готовности к защите Родины.   

 Цель работы: изучение долгого и трудного пути к победе, самоотверженного героического подвига Михаила Федоровича Борисова.

Задачи:

- найти и изучить литературу о жизни и творчестве М.Ф.Борисова;

- проследить этапы военного пути героя и сопоставить с историческим материалом (документами, фотографиями, воспоминаниями);

-  показать, как отразилась война на судьбах людей, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу;

- через анкетирование выявить отношение современных школьников к историческому прошлому нашего народа.

Объект исследования: этапы жизненного пути и хроника военного времени.

Предмет исследования: подробности военного лихолетья, вклад отдельного человека в Великую Победу. 

Методы исследования: контекстуальный анализ литературы по теме исследования, сопоставительный метод, обобщение, метод сплошной выборки, анкетирование.

В качестве гипотезы высказано предположение о том, что каждая судьба неповторима, и вместе с тем она лишь часть общей судьбы всего народа, у которого одно прошлое, одна память, одна Победа.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках, посвященных теме Великой Отечественной войны. Знакомство с героическим прошлым нашего народа дает возможность использовать материал в воспитательных целях при проведении классных часов, бесед, внеклассных мероприятий в 5-11 классах. Результаты исследования будут полезны учащимся, желающим расширить свой кругозор.

Структура данной исследовательской работы включает в себя следующие составляющие: введение, методику проведения исследования, содержание проделанной работы, заключение и список литературы.

Приложение: копии документов, анкета, диаграммы.

Глава 1. Методика проведения исследования

В данной работе были рассмотрены основные этапы жизненного пути Михаила Федоровича Борисова, связанные с его участием в Великой Отечественной войне. В работе мы стремились сопоставить факты истории с жизнью солдата-героя, что позволило взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбу конкретного человека.

Невозможно говорить об истоках героического подвига, не зная биографии. Приступая к исследованию, мы обратились к книгам, рассказывающим о детстве, взрослении, о воспитании в семье. [9,10,15]

О начале боевого пути, обучении в Томском артиллерийском училище, о становлении характера: стремился попасть на фронт, будучи несовершеннолетним, повествуют авторы. [12,13]

Изученные документальные источники показывают насколько противоестественным и страшным предстает лицо войны, когда молодые, только что закончившие училище восемнадцатилетние ребята оказываются в самой гуще военных событий. Материалы исследования помогли проследить путь героя:

- боевое крещение в составе морского десанта, высадившегося на крымском побережье, в районе Камыш-Буруна, под Керчью[4,5,14];

- участник форсирования Дона севернее Сталинграда [16];

- наводчиком 76-миллиметрового орудия участвовал в освобождении Донбасса, неподалеку от Дебальцево [17];

- на Воронежском фронте участвовал в Курской битве в районе села Прохоровка (Белгородская область)[18];

- активный участник освобождения Киева и Варшавы[3,19,20];

- форсировал Одер и освобождал Зееловские высоты[21];

- дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге [2].

Каким трудным был путь к Победе, рассказал сам Михаил Федорович в воспоминаниях [1,22].

С целью выявления отношения современных школьников к историческому прошлому нашего народа проведено анкетирование (приложение 3).Материалом для исследования послужили заполненные школьниками анкеты в количестве 61 шт. Заполненные анкеты были рассмотрены, анализ извлечённого материала представлен в диаграммах (приложение 4). Приведем результаты исследования:

Основной задачей анкетирования является определение того, каков источник знаний о ВОВ у школьников. Ответы свидетельствует о том, что в каждой семье хранят память об участниках войны и передают их следующему поколению (46 из 61), другие (15) узнают из книг, школьных учебников, кинофильмов. (44) школьника осознают ценность и важность таких слов, как: отечество, патриотизм, Великая Отечественная война. День Победы для каждой семьи является большим праздником, об этом свидетельствуют ответы. Вопрос: считаете ли вы себя патриотом, вызвал затруднения, хотя если бы жили в 40-е годы, то пошли воевать за свою страну, свой народ, свою семью почти все. Данное противоречие объясняется тем, что в силу своего возраста ученики не осознают в полной мере понятие «патриотизм». Чтение литературы о событиях ВОВ не является приоритетом у современных школьников (читают постоянно -11 чел., иногда – 32 чел., не читают -18 чел.).

Таким образом, анкетирование показало, что мы помним и бережно храним память о событиях Великой Отечественной войны, помним героический подвиг наших дедов и прадедов.

Глава 2. Дорога длиною в жизнь

2.1. Истоки.

22 марта 1924 года в крестьянской семье Федора Сергеевича Борисова и его жены Анны Трофимовны Борисовой (Галицкой) родился мальчик, которого назвали Мишей.

Вот как Михаил Федорович вспоминал свое детство:

«Я родился на Алтае, в поселке Михайловском Баевского района. Поселок был небольшой – домов двадцать, притаившихся под зелеными кронами берез. Возле нашего дома бил родничок, соловьи гнездились. Дед, старый семиреченский казак, старался воспитывать внука по-своему. В два или три года он посадил меня в седло. Когда мне исполнилось четыре года, отец поставил в комнате табуретку, на двери нарисовал мишень, зарядил берданку слабеньким зарядом. Я выстрелил, он сказал, что я попал. Не знаю, может, и обманул». [22]

Когда Мише было шесть лет семья Борисовых перебралась в г. Камень-на-Оби. Здесь он пошел в школу. У Михаила очень рано пробудилась любовь к чтению, особенно к поэзии. В пятом классе он сам начал писать стихи.

Со мною любо-дорого

Играют в перегляд

Калина да черемуха –

Алтайский виноград.

Они за далью дальнею

Не раз напомнят мнеКамень-на-Оби

И юность беспечальную,

И свет в родном окне.

В 14 лет Михаил Борисов стал комсомольцем, активно занимался в спортивных и оборонных кружках, был пионервожатым в одном из младших классов. Когда ему исполнилось семнадцать лет, началась война.

2 . 2. Начало боевого пути.

На следующий день после нападения фашистской Германии Михаил тайком от родителей побежал в военкомат и попросился добровольцем на фронт. Ему отказали по возрасту. Михаил проявил упорство и упросил строгого военного комиссара взять его. Так, в августе 1941 года его приняли в ряды Красной Армии, но отправили не на фронт, а на подготовку в Томское артиллерийское училище № 2.

«С июля 1941 года на базе Томских курсов усовершенствования командного состава повышенного типа  было сформировано ещё одно артучилище, получившее второй порядковый номер: ТАУ-2 и расформированное в 1947 году. Томское артиллерийское училище произвело 54 выпуска. На фронт отправлено более 4000 офицеров. Тысячи выпускников награждены боевыми орденами и медалями. На стенах поверженного рейхстага есть одна выразительная надпись: Знайте сибиряков, мы из ТАУ — Томского артиллерийского училища.За годы существования училище дало Родине множество генералов и двух маршалов артиллерии: Е.В. Бойчука и П.Н. Кулешова.Основной формой обучения по огневой подготовке оставался стрелковый урок, на котором каждый курсант отрабатывал  приёмы стрельбы из всех положений, по любым целям, в условиях дня и ночи.Томское артиллерийское училище дало путёвку в жизнь многим крупным военачальникам - Кутейникову Михаилу Петровичу, участнику Курской битвы Шуринову Алексею Сергеевичу, генерал-майору Мойсеевскому АлександруГавриловичу, Трифонову Феоктисту  Андреевичу, Борисову Михаилу Фёдоровичу, генерал-лейтенанту Осетрову и многим другим.» [12,13]

2. 3. Первое боевое крещение.

Спустя 4 месяца, в начале ноября 1941 года, Михаила Борисова в составе большой группы курсантов отправили в Подмосковье, для обороны столицы, однако там ему не довелось поучаствовать. Сразу же он был отправлен дальше в Краснодар, где был зачислен в наводчики 50-мм ротного миномета. Свое первое боевое крещение солдат Михаил Борисов принял в с оставе морского десанта, высадившегося в декабре 1941 года на крымском побережье, в районе Камыш-Буруна, под Керчью.

Еще в проливе десантники подверглись массированному налету вражеской авиации. Несколько сейнеров, на которых они шли, были потоплены. Однако высадились успешно, и Керчь освободили почти с ходу. Десантники упорно удерживали захваченный плацдарм, хотя потери были очень большими. Минометная рота, где Михаил был наводчиком, таяла на глазах, не хватало боеприпасов …

Высадка десанта под Керчью.1941г.

«26 декабря было высажено: у Камыш-Буруна – свыше 1600 человек, у Старого Карантина – 55 человек, севернее Эльтигена около 500 человек и в Эльтигене 19 человек.Последующие эшелоны десанта на Керченский полуостров доставлялись в ночь на 28 декабря.На 31 декабря общая численность высаженных войск 51 армии с вооружением и техникой доведена до 17383 человек. Кроме того, на плацдарм в районе Камыш-Буруна 29 декабря были доставлены 2393 десантника отрядом кораблей, который имел задачу высадить их в районе горы Опук, но из-за плохой погоды и ошибок, допущенных его командованием, сделать этого не смог.Ночью 29 декабря прорывом катеров со штурмовым десантом в Феодосийский порт была обеспечена высадка первого броска десанта. 30 и 31 декабря продолжалась высадка десанта в Феодосии (23000 человек, 133 орудия и миномета, 34 танка, 334 автомашины, 1550 лошадей, около 1000 тонн боеприпасов). Цель Керченско-Феодосийской операции частично была достигнута. Но с угрозой окружения гитлеровцы поспешно оставили Керчь» [4,5,14]

Минометная рота просуществовала всего несколько часов. Оставшихся в живых бойцов распределили по другим подразделениям. Михаил Борисов попал в разведку, но через несколько недель его назначили наводчиком 82-миллиметрового миномета. Два месяца непрерывных боев не прошли даром: где-то под Владиславовкой он был ранен в ногу и тяжело контужен. Это случилось 22 марта 1942 года, в день, когда ему исполнилось 18 лет. За годы войны такое совпадение происходило еще дважды: в 1943 и в 1945 годах.

Ночью в темном железном трюме какого-то судна вместе с другими ранеными его переправили на побережье Кавказа.

2.4. Бои под Сталинградом.

В мае 1942 года он вернулся к будням солдатской жизни. Попав в 36-й гвардейский стрелковый полк 14-й гвардейской стрелковой дивизии, он получил «работу по специальности» – стал наводчиком 45-мм противотанкового орудия, знаменитой «сорокопятки», которую солдаты между собой называли «Прощай, Родина» и «Смерть расчету». Почти сразу же после прибытия в полк Михаил Борисов стал участником форсирования Дона севернее Сталинграда, выдержав изнурительный многодневный марш-бросок через знойные калмыцкие степи. Ровно три месяца на занятом пятачке шли кровопролитные бои по удержанию и расширению плацдарма. В ходе боев под Сталинградом расчет Михаила Борисова полностью сменялся 5 раз, однако он сам ни разу не пострадал. При отступлении он несколько раз оказывался за линией фронта, однако всегда сохранял вверенную ему панораму от орудия и всегда выходил в свою часть. Топтание на месте

19 ноября 1942 года сменилось стремительным окружением вражеской группировки и умелым отражением рвавшихся ей на выручку полчищ Манштейна.

Форсирование Дона. 1942г.

«Еще в конце июня 1942 года на возвышенности, расположенной западнее сел Переезжее и Щучье, началось сооружение оборонительных позиций, которые 7 июля заняли полки и батальоны 309-ой стрелковой дивизии. Сформированная на территории Хакасской Автономной области в Сибири, она имела в своем составе преимущественно сибиряков со свойственной им закалкой и выносливостью, что само по себе уже укрепляло боеспособность дивизии. Имея приказ не допустить противника на донское правобережье, воины-сибиряки заняли полосу обороны по восточному (правому) берегу Дона между селами Покровка и Николаевка. На этом рубеже 8 июля 309-я стрелковая дивизия встретила наступающего врага и затем еще 5 дней вела ожесточенные бои за донскую излучину, самой природой предназначенной для размещения здесь плацдарма.» [16]

2.5. Освобождение Донбасса.

Уже наводчиком 76-миллиметрового орудия он участвовал в освобождении Донбасса. В те дни его приняли в партию. А вскоре (11 февраля 1943 года) молодой коммунист совершил подвиг, который был замечен командованием. Его орудие стояло на окраине совхоза «Челюскинец» неподалеку от Дебальцево. Оно оказалось оторванным от огневой поддержки мотострелков. В какой-то момент на горстку артиллеристов неожиданно навалились немецкие автоматчики. Их было много, около двухсот. Пришлось стрелять почти в упор буквально под свинцовым ливнем. А когда гитлеровцы залегли в глубоком снегу, наводчик ударил по кронам ближайших деревьев и, как шрапнелью, накрыл вражеских солдат. В этом бою Михаил Борисов уничтожил пулемет противника, бронемашину и до 140 человек живой силы.

«Советские войска продолжали успешное наступление на Донбассе. Соединения Южного фронта продвинулись вперёд восточнее и северо-восточнее Сталино (Донецк) и разгромив несколько крупных узлов сопротивления врага, освободили Дебальцево, Енакиево, Горловку и сотни других населённых пунктов. 6 сентября соединения Южного фронта освободили крупный населённый центр – Макеевку.

В это время войска Юго-Западного фронта наносили удар с северо-востока. Обойдя с северо-востока опорные пункты противника вдоль железной дороги Горловка – Славянск, они внезапным ударом выбили врага из Краматорска и Константиновки. Бросая вооружение и технику, противник поспешно отступал. 8 сентября совершив обходной манёвр, соединения 5-й ударной армии сокрушили оборону противника и ворвались на улицы Сталино (Донецка).» [17]

Освобождение Донбасса. 1943г.

2.6. Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

На Воронежском фронте, в должности комсорга артиллерийского дивизиона 58-й мотострелковой бригады, Борисов участвовал в Курской битве. Утром 11 июля 1943 года в районе села Прохоровка (Белгородская область) Михаил Борисов оказался участником неравного поединка одной из батарей с девятнадцатью тяжелыми танками противника.

Разбитая немецкая техника. Пленный немец. Июль 1943 г.

«11 июля 1943 г. для осуществления мощного удара на прохоровское направление в районе севернее Покровки гитлеровцы стягивают соединения 4‑й танковой армии – четыре танковые и одна пехотная дивизии, в том числе танковые дивизии 2‑го танкового корпуса СС «Адольф Гитлер», «Мертвая голова» и «Райх». В этой группировке насчитывается до 700 танков и самоходных орудий. Сто из них – «тигры». Кроме того, в полосу действий 4‑й танковой армии перебрасывается из Донбасса последний резерв гитлеровцев – 24‑й танковый корпус» [18]

Из воспоминаний Героя Советского Союза Михаила Федоровича Борисова: «Недавно мне довелось побывать на бывшей огневой позиции третьей батареи нашего отдельного истребительного противотанкового артдивизиона 58‑й механизированной бригады. Здесь мои товарищи сорок лет назад перекрыли гитлеровским «тиграм» дорогу на Прохоровку, встав, что называется, насмерть.

Я был тогда с третьей батареей, которой командовал старший лейтенант Павел Ажиппо. Утром 11 июля батарея получила приказ прикрыть Прохоровку… Работали мы тогда молча, в каком-то исступлении. Каждый делал свое дело: Красноносов подносил снаряды, Павел Ажиппо мгновенно заряжал пушку. Если требовалось, они производили нужный доворот. Я не отрывался от окуляра прицела.

Вот в перекрестке панорамы оказался «тигр». Выстрел! Танк вздрогнул и запылал, снаряд угодил в моторную группу. На второго потратили тоже один снаряд, на третьего – два.

Перенесли огонь на дальних: еще три «тигра» охвачены пламенем.

Ажиппо: «Танки слева!».

Мгновенно, одним рывком разворачиваем орудие. Резко работая маховичками, ловлю в перекрестке головной, нажимаю на спуск, но выстрела почему-то нет. Кричу:

– Снаряд!

Позади ни звука, ни шороха. Оборачиваюсь – раненый либо контуженый Ажиппо припал к земле, а чуть подальше лежит возле ящика с боеприпасами Красноносов.

Выхватываю из рук командира батареи снаряд. Пока заряжал пушку, появилась еще одна вражеская машина. Тут уж, думаю, не до выбора уязвимого места. Самому не попасть бы под гусеницы! Снаряд ударил в лобовую броню и срикошетировал, выбив лишь сноп искр. Ответного выстрела не слышал, он показался мне чудовищным всплеском огня. Последнее, что осталось в памяти, – это небольшой клочок прохоровского неба и летящее надо мной орудийное колесо…

Уже потом прикинули, подсчитали: бой длился 17 минут. За это время наша третья батарея – четыре орудия! – успела уничтожить 16 вражеских танков!» [22]

Сражение под Прохоровкой. Июль 1943 г.

Фашистские танки ползли и ползли, пытаясь обойти батарею. Борисов сам подносил снаряды, сам заряжал и сам прямой наводкой стрелял по танкам противника. За короткое время Борисов уничтожил семь вражеских машин. Не просто немецких танков, но семь «Тигров». Восьмую машину он остановил в шестидесяти метрах от орудия и упал тяжело раненный …

Из воспоминаний Героя Советского Союза Михаила Федоровича Борисова: «…Три танка загорелись. Из одного выскочил танкист. До сих пор помню: худой, в черном комбинезоне, стоит и грозит в нашу сторону кулаком. Я ему по башне и ударил. Он мне совершенно был не нужен, но такой азарт… Один из танков прорвался к самой пушке, на расстояние, может, 60-70 метров. Еще несколько секунд, и он бы меня раздавил. Я навел ствол ему в лоб и нажал на спуск – сноп искр. Ничего, конечно же, ему не сделалось. Но он остановился и выстрелил. Остался в памяти кусок голубого неба, и в нем крутится колесо от моего орудия …» [22]

В госпитале его прооперировали. Через неделю, когда стал лучше себя чувствовать, он, скопив немного черного хлеба, сбежал забинтованный, без документов в направлении фронта в поисках своей военной части. И уже по дороге узнал, что за подвиг у Прохоровки он (девятнадцатилетний!) представлен к званию Героя Советского Союза. На этот раз награждение, пусть и с некоторой задержкой, все же состоялось – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 г. за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему сержанту Борисову Михаилу Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2358), (приложение 1).

Позже, уже став известным поэтом, автором нескольких больших и малых книг, Михаил Борисов в одном из своих стихотворений напишет:

С орок третий горечью полынной

На меня пахнул издалека –

Черною, обугленной равниной

Видится мне Курская дуга.

Те бои – как мера нашей силы.

Потому она и дорога,

Насмерть прикипевшая к России

Курская великая дуга.

Много лет спустя его беспримерный подвиг внесли в книгу рекордов «Планета» (аналог Книги рекордов Гиннеса).

2.7. Освобождение Киева и Варшавы.

Михаил Борисов – активный участник освобождения Киева и Варшавы.

«6 ноября 1943 года войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Николая Ватутина в ходе Киевской наступательной операции освободили от гитлеровских войск город Киев.

Цель киевской наступательной операции была полностью достигнута: войска 1-го Украинского фронта освободили Киев и в его районе на правом берегу Днепра образовали стратегический плацдарм глубиной до 150 километров. Советские войска разгромили 12 пехотных, 2 танковых и 1 моторизованную дивизии, противника. Было уничтожено и захвачено около 1200 орудий и миномётов, 600 танков и штурмовых орудий, 90 самолётов, около 2 тысяч автомашин. Киевская наступательная операция поучительна сосредоточением крупных сил на ограниченном плацдарме; скрытной перегруппировкой в сложной обстановке и в сжатые сроки массы танков и артиллерии с одного плацдарма на другой, обеспечившей достижение внезапности удара; успешным развитием наступления на нескольких направлениях» [3,19]

1-й Украинский фронт, ноябрь 1943 года

«ВАРШАВСКО-ПОЗНАНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ. Одной из задач операции являлось овладение столицей Польши Варшавой. Варшавско-Познанская операция развернулась 14 января, а в ночь на 17 января начался разгром варшавской группировки. 1-я армия Войска Польского форсировала Вислу севернее и южнее столицы Польши и утром ворвалась в город. С советской стороны наступление осуществляли 47-я армия генерала Перхоровича с севера и армия генерала Белова с юго-запада. В комбинированном ударе важную роль сыграла также 2-я гвардейская танковая армия генерала Богданова. К 12 ч. дня советско-польские силы полностью освободили разрушенную, разграбленную и опустевшую Варшаву. Для награждения непосредственных участников освобождения Варшавы по ходатайству Народного комиссариата обороны СССР была учреждена медаль «За освобождение Варшавы», которую получили более 690 тыс. человек» [20]

2.8. Форсирование Одера. Освобождение Зееловских высот.

С 1 сентября 1944 года Борисов был отправлен на фронтовые курсы младших лейтенантов. 23 февраля 1945 года получил звание младший лейтенант. После нескольких рапортов был вновь отправлен на фронт, форсировать Одер и освобождать Зееловские высоты. В день своего рождения, 22 марта 1945 года, Михаил Федорович получил ранение челюсти, но зная о предстоящем наступлении на Берлин, чуть подлечившись, вернулся из госпиталя в свою часть. Однако вскоре вновь был ранен, уже в ногу, но в госпиталь не пошел. После перевязки командовал взводом управления батареи на костылях.

«Сражение за Зееловские высоты — советская наступательная операция, проведённая с 16 по 19 апреля 1945 года в рамках Берлинской наступательной операции и последующее сражение с немецкими войсками, оборонявшими Зееловские высоты — многочисленные холмы недалеко от города Зеелов, примерно в 90 км к востоку от Берлина.

После взятия многократно превосходящими врага советскими войсками Зееловских высот была окружена и уничтожена 9-я немецкая армия. Таким образом, данная операция не только привела к уничтожению крупной немецкой группировки, но и не позволила противнику перебросить части 9-й армии в Берлин. Несомненно, в случае пополнения берлинского гарнизона за счёт 9-й армии, штурм Берлина стал бы намного более сложной и кровопролитной операцией.» [21]

Красноармейцы ведут наступление на Зееловских высотах. Апрель 1945 г.

2.9. Берлин. Рейхстаг. Май 1945 года.

Завершающую точку в Великой Отечественной войне Михаил Борисов поставил 3 мая 1945 года на одной из колонн рейхстага, над которым уже развевалось наше знамя.

Из воспоминаний Героя Советского Союза Михаила Федоровича Борисова: «…Вокруг известка, копоть, все обгорелое, полуразрушенное. Везде надписи. Я не удержался, тоже взял кусок известки и написал: «Я из Сибири». И подписался – Михаил Борисов. Это был первый в жизни автограф. Я решил, что на этом моя война закончилась. Только позже я понял, что она осталась во мне на всю жизнь» [22]

Автографы советских воинов на стенах Рейхстага. Май 1945 г.

В поверженном Берлине Михаилу Федоровичу Борисову было присвоено звание лейтенанта. После войны, имея несколько серьезных ранений, продолжил службу в армии. В 1946 году ушел в запас.

Жизнь Михаила Федоровича после мая 45-го была насыщенной и разнообразной, но война никогда не покидала его душу, став для начинающего поэта одной из основных тем его творчества (приложение 2).

Я возвращаюсь всякий раз туда –

В окопный быт,

В обугленные дали,

Где мы не так уж много и познали,

Но без чего не вышли бы сюда.

Тогда ни ночи не было,

Ни дня,

Тогда земля и небо цепенели,

И мы нередко различали цели

В пределах только сектора огня.

Без выси, широты и глубины

Казался мир в винтовочную прорезь.

Он и сейчас спрессован,

Словно совесть

Мальчишек, не вернувшихся в войны.

1983

Заключение

В данной работе мы поставили перед собой цель изучить долгий и трудный путь к победе, самоотверженный героический подвиг Михаила Федоровича Борисова.

Проанализировав и сгруппировав все проведенные наблюдения, мы выделили самые основные моменты:

- судьба солдата-героя слита воедино с судьбой нашего народа, его жизнь и подвиг – бесценный вклад в общую Великую Победу;

- сопоставление военного пути с историческими документами показало насколько трудными и тяжелыми дорогами войны пришлось пройти нашему герою (трижды был тяжело ранен);

- анкетирование, проведенное среди школьников 5-11 классов, показало, что мы помним и бережно храним память о событиях Великой Отечественной войны, помним героический подвиг наших дедов и прадедов.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что каждая судьба неповторима, и вместе с тем она лишь часть общей судьбы всего народа, у которого одно прошлое, одна память, одна Победа, оказалась верна.

Мы являемся наследниками Великой Победы, поэтому наш долг помнить, какой ценой завоеван мир. Важно изучать историческое прошлое по хроникам, документам, по книгам, кинофильмам, рассказам и воспоминаниям очевидцев. И пока мы будем помнить наших героев, пока будем хранить в памяти эти бесценные свидетельства о прошлом, их жизнь будет продолжаться в нас самих, в наших делах и поступках.

Список литературы

1.“Борисов Михаил Федорович”, из книги А. Драбкин “Я дрался с Панцерваффе. Двойной оклад – тройная смерть”, М., “Яуза”, “Эксмо”, 2007 г.,  с. 107 – 128.

2. Воробьев Ф.Д, Паротькин И. В. , Шиманский А. Н. Последний штурм (Берлинская операция 1945 г.). — М.: Воениздат, 1975. — 454 с.

3. Гpeчко А.А. Освобождение Киева. Краткий военно-исторический очерк. М., 1973

4. Зубков А. И. Керченско-Феодосийская десантная операция. — М.: Воениздат, 1974.

5. Керченская операция. Декабрь 1941 г.-январь 1942 г. ГШ КА, Военно-исторический отдел. — М.: Воениздат, 1943.

6. Край мой отчий: стихотворения и поэмы / предисл. Е. Е. Парфенова. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1985. - 144 с.

7. Материалы Государственного архива Кемеровской области, Центральной детской библиотеки им. А. М. Береснева

8. На линии огня: стихи. - М.: Современник, 1985. - 110 с.

9. Пантюхов, И. "Слушай, сердце, исповедь солдата!.."// Молодежь Алтая.- 1986.- С. 6.

10. Павлова, Г. Наш герой // Белый Камень. - Камень-на-Оби, 2009. - 21 мая: фото

11. "С рассветом вздыбилась земля…": стихи // Правое дело на Алтае. -2001. -№ 7.- С.8.

12. Тарасова, Н., Гусева, Е. Богатырь в бою и творец в жизни : о М. Ф. Борисове // Барнаул. – 2010. – № 1. – C.7–11.

13. Томск и томичи для фронта и Победы. — Томск: издательство Томского университета, 1995. — Сс. 30—34 и 57—60. — Электронные ресурсы: vital.lib.tsu.ru (1) и vital.lib.tsu.ru (2).

14. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 1. С 21 июня по 31 декабря 1941 г. — М.-Л: Управление Военно-морского издательства НКВМФ, 1945.

15. Шевченко, В. Память, как порох…: о М. Ф. Борисове // Алтайская правда. – 1985. – 21 нояб. – С. 4.

16. /istoriya/kratko-o-stalingradskoj-bitve-hronologiya.html

17. https://pamyat-naroda.ru/ops/osvobozhdenie-donbassa/

18. https://tanksdb.ru/article/kurskaya_bitva/

19.  https://eadaily.com/ru/news/2019/11/06/etot-den-v-istorii-1943-god-sovetskie-voyska-osvobodili-kiev

20. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/osvobozhdieniie-varshavy)

21. https://topwar.ru/73814-srazhenie-za-zeelovskie-vysoty.html

22. /media/pobeda23102018/ne-dai-bog-perejit-eto-snova-vospominaniia-veteranov-o-srajenii-pod-prohorovkoi-5d7759766d29c100aed642ef

Приложение 1.

Приложение 2

Послевоенная биография

После войны продолжал службу в армии. С 1946 года — в запасе.Пришлось долго и серьезно лечиться: ранения и контузии дали о себе знать.

В 1948 году окончил Новосибирскую юридическую школу. Работал помощником прокурора и следователем, был депутатом городского Совета народных депутатов Новосибирска.

С 1952 года служил в органах госбезопасности. В 1954 году окончил Алма-Атинский юридический институт, в 1960 году — Кузнецкий горный техникум. Строил шахты Кузбасса и Западносибирский металлургический завод.С 1968 года служил в милиции. Работал в журнале внутренних войск МВД СССР «На боевом посту» и в Академии МВД. Публиковался в газете «Кузнецкий рабочий».

В 1981 году М. Ф. Борисов вышел в отставку в звании полковника. Был членом правления Московского клуба Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы. Шестьдесят лет своей жизни Михаил Федорович Борисов посвятил военно-патриотическому воспитанию молодежи. С его участием снято два документальных фильма – «Первый салют» и «Поле под Прохоровкой».

Занимался литературной деятельностью. Михаил Борисов — автор 25 поэтических сборников.

Жил в городе-герое Москве. Умер 9 марта 2010 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награды

Герой Советского Союза (10.01.1944),

орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени,

орден Ленина (10.01.1944),

орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985),

два ордена Красной Звезды,

орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени,

медали.

Заслуженный работник МВД СССР,

Почётный сотрудник МВД РФ.

Являлся лауреатом 4 литературных премий:

1980 — им. А. Фадеева (1980),

1990 — им. Н. Скоморохова,

2000 — им. К. Симонова,

2002 — «Прохоровское поле».

Приложение 3.

Анкета

1. Откуда  вы  знаете  о  Великой Отечественной войне?

Из книг, школьных учебников______________________

От родителей (бабушки, дедушки, других родственников)________

2. «Патриотизм», «Отечество», «Великая Отечественная война» - как эти слова  оцениваются в вашей жизни?

Это  святые  слова______________

Обычные  слова______________

Другое____________________________________________

3. ДЕНЬ  ПОБЕДЫ – будет  ли  этот  день  праздником   в  вашей семье, для вас?

Да, это большой праздник______________________

Нет (если ответили «нет» - поясните почему?)_________________

Другое___________________________________________________

4. Считаете  ли  Вы  себя  патриотом?

Да____________

Нет__________

Затрудняюсь ответить_________________

5. Если бы  вы  жили в 40-е годы ХХ века, пошли  бы  вы на фронт

воевать за  свою страну, свой народ, свою семью?

Да___________  

Нет____________

Затрудняюсь ответить___________

6. Читаете ли Вы литературу о  Великой Отечественной войне?

Да ________________

Нет_______________

Иногда_______________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 4.

Результаты анкетирования

Просмотров работы: 39