ВВЕДЕНИЕ
Сменились поколения, другой стала наша страна, изменился мир, но не может быть забыт подвиг нашего народа – великая Победа! Среди погибших в Великой Отечественной войне были и наши сверстники. Кто-то из них минировал и подрывал мосты, кто-то подрывал себя гранатой, кто-то закрывал собой дзот. Для этих ребят преданность и любовь к своей Родине, своему народу и готовность идти на любые жертвы во имя них (то есть патриотизм) были не пустыми словами, а абсолютными понятиями. Именно это предопределило выбор темы исследования.
Актуальность исследования: в преддверии празднования75-летия со дня победы над фашизмом необходимо повышать патриотизм путём формирования у современных школьников таких качеств, как справедливость, чувство ответственности, любовь к добру с целью воспитания у них твердого характера и чувства незыблемой традиции: когда Родина в опасности на ее защиту должны встать все – от мала до велика. На это указывает и президент нашей страны В.В. Путин, поддерживая слова главы Якутии Айсена Николаева в ежегодном послании 2020 года о том, что «Этот год должен укрепить преемственность исторических традиций, создать крепкую основу для воспитания молодого поколения в духе уважения к Родине….»1
Проблема исследования: определить, что способствует повышению патриотизма у современных школьников.
Объект исследования: Великая Отечественная война.
Предмет исследования: действия детей-героев в партизанских отрядах, в тылу врага, на фронте
Цель работы: вызвать интерес у сверстников к мужественным поступкам детей-героев и необходимость помнить их бессмертный подвиг.
Задачи:
прочитать рассказы и повести о детях-героях, участвовавших в Великой Отечественной войне, определив их личностные качества;
посмотреть фильм «Орлёнок» и доказать, что образ детей-героев является собирательным;
выяснить путем анкетирования, что известно одноклассникам о детях-героях, и сделать выводы.
Гипотеза исследования: доказать, что знания современных школьников о подвигах детей-героев, участвовавших в Великой Отечественной войне, отрывочны и разрозненны.
Методы исследования:
Анализ изученных информационных источников: учебная литература и интернет-источники.
Анкетирование одноклассников.
Опрос сотрудника библиотеки.
Сравнение знаний советских школьников и современных школьников о детях-героях, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Системно-исторический метод, позволяющий выяснить условия передачи знаний о событиях Великой Отечественной войны и подвигах детей-героев от предыдущих поколений будущим поколениям, а также возможные перспективы повышения патриотических чувств у современных школьников.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх частей, заключения, списка литературных источников по теме исследования.
Предполагаю, что тема настоящего исследования актуальна и интересна каждому человеку, даже ребёнку. Тема войны меня интересовала с самого детства. Мне до сих пор нравится читать стихи, рассказы и повести о войне, смотреть художественные фильмы, слушать диски. Особенно мне нравятся рассказы о детях-героях. Эти ребята любили свою семью, свою страну и ненавидели фашистов. На примере их подвигов мы можем научиться дружить, любить, преодолевать трудности, быть верными своему слову, смелыми, исполнительными. Их поступки во временя войны заставляют задуматься над тем, на что способен человек во имя спасения своей Родины. Мне захотелось понять, на сколько патриотичны дети нашего времени, помнят ли они подвиги детей-героев, понимают ли цену победы.
Для того чтобы получить ответы на свои вопросы, мне понадобилось прочитать много рассказов и повестей о войне и детях-героях, документальную литературу, заглянуть в Интернет. Кроме того, на уроках литературного чтения наш учитель рассказывала много интересного о детях-героях, о том, что им пришлось пережить.
Глубже понять суть самых лучших человеческих качеств и отчетливее представить все ужасы и трудности военного времени мне помогло посещение с родителями спектакля «Сын полка» в театре Н. Сац.
Следующим этапом был просмотр советского фильма «Орлёнок», в котором были показаны подвиги детей-героев во время войны.
После этого было проведено анкетирование одноклассников, опрос сотрудника библиотеки.
Работа над исследованием помогла мне узнать реальные судьбы многих детей-героев, о которых даже не написано художественных произведений, но подвиги их потрясают. Они жертвовали собой во имя освобождения человечества от немецко-фашистских завоевателей. То, через что им пришлось пройти, невозможно описать словами.
Тем не менее результаты анкетирования заставили меня задуматься над тем, что на сегодняшний день существует большая вероятность того, что из-за развития интернет-технологий школьники охотнее «сидят» в планшетах, компьютерных играх, телефонах, забывая о необходимости помнить бессмертные подвиги детей-героев, подаривших нам чистое небо и мир на Земле. У современных детей патриотические чувства уходят на второй план. Но эти чувства нужно возрождать, предпринимая попытки заинтересовать школьников путём бесед, чтения, посещения театров и музеев, чтобы сохранить живую память о Великой Победе над фашизмом.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Изучив много интереснейших источников о подвигах детей-героев, мне захотелось узнать, что известно моим одноклассникам о войне и детях-героях, которые так стойко преодолели все трудности войны. Для этого понадобилось провести анкетирование среди них.
Им было предложено четыре вопроса:
Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
Какие фильмы о войне Вы смотрели?
Имена каких октябрят-героев Вам известны?
Имена каких пионеров-героев Вам известны?
Результаты анкетирования меня не очень порадовали (диаграмма представлена в Приложении № 1). Но я верю, что эта тема заинтересовала многих моих одноклассников, и они в дальнейшем захотят получить больше информации о войне и подвигах детей-героев.
Вопрос 1. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
70 % ребят смогли точно назвать годы начала и окончания войны.
Вопрос 2. Какие фильмы о войне Вы смотрели?
10 % одноклассников смогли назвать фильмы о войне. Некоторые из ребят вспомнили и фильм «Орлёнок».
Вопрос 3. Имена каких октябрят-героев Вам известны?
10 % опрошенных назвали известных им октябрят-героев.
Вопрос 4. Имена каких пионеров-героев Вам известны?
10 % учащихся вспомнили пионеров-героев, например, Марата Казея, Зину Портнову, Лёню Голикова, Валю Котика.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Юные герои и их подвиги в Великой Отечественной войне
Военная тематика вызывала у меня интерес с самого детства. Особенно нравилось и нравится читать стихи, рассказы и повести о войне, смотреть художественные фильмы, слушать диски. Но среди этого разнообразия отдельное место занимали подвиги детей-героев, которые отдавали свои жизни во имя мира на земле. Они любили свою семью, свою страну и ненавидели фашистов. Это дети – герои: Марат Казей, Лёня Голиков, Зина Портнова, Витя Коробко, Валя Котик, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Олег Кошевой, Шура Кобер, Витя Хоменко, Геня Занько, Тихон Баран, сын полка - Афанасий Шкуратов (ему, разведчику, было тогда только 12 лет, он стал кавалером двух медалей «За отвагу»), сын полка – Александр Колесников (разведчик) и многие другие.
Одной из первых книг, которую я прочитал про детей-героев, была «Лёня Голиков» Ю. Королькова. Автор настолько интересно представил жизнь и подвиг Лёни, что от книги было невозможно оторваться. С каждой прочитанной страницей становилось ясно, что дети военного времени не играли в войну, а жили по ее суровым законам. При этом они испытывали огромнейшую любовь к своему народу и величайшую ненависть к врагу. Юный пионер-герой Лёня Голиков погиб в неравном бою с немцами под селом Острая Лука, но за свои подвиги он был удостоен самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.
Следующим произведением была книга «Шура Кобер, Витя Хоменко» М. Владимирова. Эти смелые мальчишки добывали секретные сведения для партизан, часто рискуя своей жизнью. Один из них – Витя Хоменко прекрасно знал немецкий язык, что пригодилось ему при выполнении важных и ответственных заданий. На протяжении всего рассказа не покидало ощущение сопричастности к тем событиям, очень хотелось оказаться на месте тех ребят, которые так самоотверженно, не боясь смерти, шли в логово врага и узнавали то, что некоторые взрослые были не в силах узнать. Их жизнь тоже закончилась трагически. Их выдал предатель, они были схвачены немцами и повешены. Отважные разведчики были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени. В родном украинском городе Николаев в честь них построен памятник.
Ещё одним произведением, потрясшим моё воображение, стал рассказ «Зина Портнова» Г. Набатова. Трудно было читать этот рассказ без слёз, так как он показывал подвиг даже не мальчишки, а девчонки, которая бесстрашно сражалась против фашистов до самого конца. Она не сдалась и не закричала от боли, она просто молчала, унося с собой всё, что знала… Гитлеровцы её зверски замучили и расстреляли в январе 1944 г. Ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Мной было прочитано ещё много художественных произведений о детях-героях, но мне хотелось узнать больше, выяснить их подлинные истории. У меня дома была очень ценная книга - книга «Наша Победа» (военно-историческая хроника). Из неё я узнал реальные судьбы многих детей-героев, о которых даже не написано художественных произведений, но подвиги их потрясают. Они жертвовали собой во имя освобождения человечества от немецко-фашистских завоевателей. То, через что им пришлось пройти, невозможно описать словами.
Анализ героических судеб Лёни Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Тихона Барана, Вити Черевичкина, Зины Портновой, Афанасия Шкуратова и некоторых других (дополнительная информация содержится в Приложении № 1) показал следующее. Юные партизаны, сыны полков, юнги стойко переносили все трудности, отважно сражались в боях, ходили в разведку, организовывали засады, диверсии, внезапные налёты, разрушали мосты и железнодорожные пути, подрывали машины врага, эшелоны с оружием и продовольствием.
Справиться с трудностями военного времени они смогли только благодаря таким качествам, которые они воспитали в себе. Это справедливость, чувство ответственности, мужественность, самоотверженность, любовь к добру и безграничная любовь к своей Родине.
Собирательный образ пионеров-героев в фильме «Орлёнок»
Изучив судьбы детей-героев, указанных в первой части исследования, захотелось посмотреть какой-нибудь советский фильм про них. Таким образом был найден фильм «Орлёнок», снятый на Одесской киностудии в 1957 году известным режиссёром и актёром Эдуардом Никандровичем Бочаровым.
Сюжет этого фильма разворачивается в небольшом украинском местечке, на которое осенью 1941 года напали фашисты. Городок, который еще совсем недавно жил полнокровной трудовой жизнью, оказался в окружении серо-зеленых автомашин, броневиков, мотоциклов с черными паучьими лапами свастики. При этом фашистский комендант города майор Гросс произносил речи о «свободе», которую несут на русскую землю войска «великого фюрера».
Затуманенные от слез две пары детских глаз наблюдали из-за кустов. Это пионеры Валя Котко (в реальности Валя Котик) и Зина. Их маленькие сердца больно сжимались от обиды за поруганную родную землю, горели острой ненавистью к врагу2.
На глазах ребят произошло страшное – был подбит советский самолёт. Валя Котко бросился в чащу леса, но был бессилен помочь пилоту. В нём еще больше вспыхнула ненависть к фашистам и появилось жгучее желание жестоко мстить фашистам за всё: за издевательства над советскими людьми, за разрушенную счастливую жизнь, за смерть неизвестного летчика.
Валя стал партизаном-Орлёнком. Он вместе с другими мальчишками и девчонками помогал взрослым сражаться с фашистами. Кажется, что они ничего не боялись, были готовы на все ради спасения своей деревни от врага, хотя часто это им стоило жизни. В конце фильма окружённый фашистами Валя Котко подорвал себя гранатой. Он боролся самоотверженно, с честью исполнив свой последний долг перед Родиной.
Проанализировав фильм, можно сделать вывод, что образ Вали Котко является собирательным, там как прототипами экранного образа стали Валя Котик и Марат Казей.
Реальная история пионера-героя Вали Котика такова. Самый юный Герой Советского Союза - Валентин Александрович Котик - родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской (сейчас Хмельницкой) области Украины. Украинский пионер учился в средней школе в районном центре - городе Шепетовке - до пятого класса.
Когда началась война, Вале Котику было всего 11 лет. Его родной Шепетовский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. По официальным данным, с первых дней войны мальчик вел работу по сбору оружия и боеприпасов, которые затем переправлялись партизанам, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев.
В 1942 году он вступил в Шепетовскую подпольную партийную организацию и выполнял ее поручения по разведке. В августе 1943 года юный разведчик был бойцом в шепетовском партизанском отряде им. Кармелюка под началом Ивана Алексеевича Музалева.
В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада. На его счету множество успешных засад.
29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя Котик заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской партизанский разведчик, которому только-только исполнилось 14 лет, был смертельно ранен. На следующий день он скончался. Его похоронили в центре парка города Шепетовка.
Уже в момент смерти Валя Котик носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.
27 июня 1958 года Валентину Александровичу Котику за проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Раньше о герое-пионере Вале Котике знал каждый советский ребенок. Его имя было присвоено не только пионерским отрядам, дружинам и школам, но и теплоходу. Памятник юному герою установили перед школой, в которой он учился. Его имя носят улицы в русских и украинских городах.
Реальная история белорусского школьника Марата Казея началась тогда, он ушёл к партизанам, ему тогда было чуть больше 13 лет.
Марат также был юным разведчиком: пробирался к вражеским гарнизонам, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Он взрывал мосты и пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская армия была уже совсем близко, подросток попал в засаду. Он отстреливался до последнего патрона и, когда у него осталась только одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку. Марат Казей стал Героем Советского Союза в 1965 году - тоже посмертно.
Изложенное выше доказывает, что образ детей-героев в фильме «Орлёнок» является собирательным, объединившим реальные факты из биографии пионеров-героев Вали Котика и Марата Казея, а также отдельные факты из жизни других детей-героев, которые были исследованы в предыдущей части.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа над исследованием заставила задуматься над тем, как сохранить память о тех, кто подарил нам мир на Земле. Ведь война была в 1941-1945 г.г. и скоро её реальных участников, тружеников тыла, детей войны уже не останется в живых. Как тогда можно будет узнать, что победа в Великой Отечественной войне была одержана нашей Родиной? Ответ очевиден – больше читать о войне, смотреть документальные фильмы о тех, кто так стойко, так бесстрашно, ценой собственной жизни, превозмогая боль и страх, совершал мужественные поступки. В нашей памяти непременно должны остаться и имена молодых ребят, которые выдержали суровое военное время, не сдались, не сломались, совершили героические поступки, спасая Родину от врага.
Эта работа - маленький вклад в большое дело – сохранение памяти о подвигах советского народа, в частности, о детях-героях.
Тем, кто застал пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие дети-герои, потому что эти имена советские школьники знали наизусть. Практически любой пионер мог назвать как минимум 5-6 мальчиков и девочек, сражавшихся в войне, и их подвиги. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Передо мной встала задача выяснить, что же происходит в наше время.
Вместе с учителем мы сходили в школьную библиотеку, чтобы задать несколько вопросов там. Основные вопросы, которые интересовали, были следующие:
1. Какие книги о войне читают дети?
2. Как часто приходят школьники за книгами о детях-героях?
3. Какие классы в большей степени интересуются военной тематикой?
Опрос показал, что книги о войне, о детях-героях берут в основном учащиеся старших классов. Что касается учащихся начальной школы, то они берут подобные книги только тогда, когда им нужно подготовиться к каким-то праздникам либо подобрать материалы для проектной или исследовательской работы.
В итоге мной был сделан вывод о том, что на сегодняшний день незаслуженно забыты имена многих молодых ребят, чьими подвигами мы должны гордиться. И это очень печально. Эти дети рано расстались с детством, хотя им, как и всем обычным ребятам, хотелось бегать, прыгать, веселиться, а не воевать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что задачи, поставленные в исследовании, были решены.
Я изучил художественную и документальную литературу о подвигах детей-героев и выявил качества, благодаря которым они смогли преодолеть все трудности жестокой войны.
Посмотрел фильм «Орлёнок» и определил, что образ детей-героев в нём является собирательным.
Выяснил, что известно моим одноклассникам о детях-героях.
Работа над исследованием помогла открыть много нового и интересного в образах детей-героев, которые изначально были известны исключительно по художественным произведениям. Несмотря на то, что художественные и реальные образы детей-героев в чём-то схожи, реальные события в жизни детей-героев были страшнее, чудовищнее и тяжелее, чем они описывались в художественной литературе. Зачастую было трудно читать о зверских издевательствах фашистов над детьми, в глазах стояли сцены ужасов и жестоких расправ, вызывающих невыносимую боль и сочувствие. Но эти дети, ведя борьбу наравне со взрослыми, справились, выстояли, не испугались врага, преодолев все трудности военного времени. Это им удалось благодаря тем качествам, которые они в себе воспитали: справедливость, ответственность, мужественность, самоотверженность, стойкость, доброта и безграничная любовь к своему народу и своей Родине.
Путём анкетирования и опроса было выяснено, что знания современных школьников о подвигах детей-героев, отрывочны и разрозненны, так как книги о войне и детях-героях ребята читают в основном по необходимости. Мало кто помнит о тех, кто получил Золотую Звезду героя, или кто такие Афанасий Шкуратов, Витя Черевичкин, Тихон Баран, Шура Кобер и другие. Таким образом гипотеза, поставленная в начале работы, доказана, а цель достигнута - одноклассники заинтересовались судьбами детей-героев, многие захотели подробнее узнать об их подвигах. Ведь трагедия войны – это трагедия всего народа. Война не знает возраста. Страдания детей на войне были безмерными. Поэтому наш долг состоит в том, чтобы не забывать тех, кого нет рядом с нами. Об этом говорил и маршал Г.К. Жуков. А еще он говорил о том, что такие качества, как терпение, мужество, величайшая стойкость и любовь к Отечеству были проверены огнем войны, и, обладая ими, наш народ всегда будет победителем3.
В процессе исследования стало очевидно, что значение подвигов детей-героев для нас велико, мы должны помнить о них. Это – наша память, наша история. Стирая прошлое, мы стираем будущее. Невозможно воспитать в себе настоящий характер и достойные человеческие качества, забыв кровопролитную и жестокую войну и героические подвиги, показывающие, что человек способен на многое и никогда не должен сдаваться и терять веру в себя и свои силы.
Именно поэтому необходимо повышать патриотизм у современных школьников. Это возможно сделать, если:
- читать художественные книги и документальные источники, рассказывающие о военном времени и подвигах детей-героев;
- учить стихотворения и песни о войне;
- проводить информирования
- сделать традицией в каждой семье просмотр старых советских кинофильмов и документальных фильмов о войне, о детях-героях, чтобы из поколения в поколение передавать то, что забывать нельзя;
- ежегодно принимать участие в акции «Бессмертный полк» и поздравлять оставшихся в живых ветеранов войны.
Данные меры помогут сохранить историческую и культурную память России, знание о великой дружбе и сплочённости советского народа перед жестокостью фашистских завоевателей.
Исследовательская работа может быть использована в учебном процессе во внеурочной работе, а также в качестве материала для докладов, имеющих патриотическую направленность.
Список литературных источников
Учебная литература:
Великая Отечественная война. 1941-1945: Рассказы, стихи, очерки, письма: сборник / [Л. Кассиль и др.] – М.: Лабиринт Пресс, 2019. – 131 с.
Владимиров М. Шура Кобер и Витя Хоменко. – М.: Малыш, 1981. – 27 с.
Корольков Ю. Лёня Голиков. – М.: Малыш, 1982. – 19 с.
Морозов В. Марат Казей. – М.: Малыш, 1988. – 19 с.
Наша Победа: Военно-историческая хроника / В.А. Илык. – М.,2009. – 264 с.
Нерсесов Я.Н., Волков В.М. Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. – М.: Белый город, 2015. – 48 с.
Рассказы о юных героях / сост. Р. Данкова. – М.: ОНИКС-ЛИТ, 2015. – 192 с.
Интернет-ресурсы:
5 юных героев Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // Ресурс доступа: https://rg.ru/2014/02/11/geroi-site.html.
Владимир Путин считает патриотизм единственной возможной идеологией современного общества [Электронный ресурс] // Ресурс доступа: http://ysia.ru/vladimir-putin-schitaet-patriotizm-edinstvennoj-vozmozhnoj-ideologiej-sovremennogo-obshhestva/.
Дети-герои Великой Отечественной [Электронный ресурс] // Ресурс доступа:
http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1484/.
Маленький герой большой войны: как Валя Котик стал настоящим орлёнком [Электронный ресурс] // Ресурс доступа: https://ria.ru/20100211/208693326.html.
Орлёнок (1957) [Электронный ресурс] // Ресурс доступа: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4791/annot/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Результаты анкетирования
Вопросы анкетирования:
1. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
2. Какие фильмы о войне Вы смотрели?
3. Имена каких октябрят-героев Вам известны?
4. Имена каких пионеров-героев Вам известны?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Реальные факты из жизни некоторых детей-героев
Марат Казей
В 1941 году Анна Казей, жена «врага народа», прятала у себя раненых партизан — за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом — когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было — Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие — две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу? Скорее всего — и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны — все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной военной тайной.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен 8 мая 1965 года звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Леня Голиков
Единственный юный герой, получивший звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, а не после неё.
Леня Голиков был разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Был очень храбрым и незаменимым в ценные трофеи – важный документы. Но особую похвалу заслужил в августе 1942 года в районе дороги Псков-Луга. Голиков подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.
Воевал Лёня меньше года. Погиб в бою. Но за это время успел сделать многое. Участвовал в 27 боевых операциях. На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».
В 1944 году, когда народные мстители вошли в Ленинград, все узнали о Лёне Голикове. В газетах появилось его полное имя и отчество – Леонид Александрович, хотя для многих это было непривычно и странно. Но улица в Ленинграде всё-таки была названа просто улицей Лёни Голикова.
Тихон Баран
О подвиге 12-летнего белорусского пионера Тихона Барана узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясённый подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои».
Вся семья Тихона ушла в партизаны. Но один из полицаев выдал мать и детей. Мать угнали в Германию. Детей вернули в деревню. Тихон ушел к партизанам и стал связным.
21 января 1944 года Тихон пробрался в родную деревню, которую окружили фашисты и хотели стереть с лица земли этот опорный пункт партизан. Всех жителей в трескучий мороз выгнали за околицу и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать, Тихон успокаивал и прижимал к себе сестёр. Один из гестаповцев приметил Тихона и понял, что он является партизанским связным. Он приказал мальчику, чтобы он показал немцам, где спрятаны партизаны.
Тихон согласился и повёл немцев в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Когда солдаты начали проваливаться в трясину, офицер заподозрил неладное и спросил у Тихона, куда он их привёл. Мальчик им ответил, что привёл он их туда, откуда они не выйдут.
— Это вам за всё, гады: за маму, за сестёр, за родную деревню!
Прозвучал одиночный выстрел. В панике метались фашисты по болоту, которое их медленно засасывало.
Афанасий Шкуратов
На фото третий слева
Сын 1191-го стрелкового полка. Он был разведчиком. Во время боёв за город Сурож в Витебской области был тяжело ранен майор А.Д. Стариков. Мальчик перевязал раненого, нашёл лошадь и ночью перевёз майора в медсанбат. За этот подвиг юный разведчик был награждён первой медалью «За отвагу». Вторую медаль «За отвагу» он получил за мужество, проявленное при прорыве линии Маннергейма в Карелии.
В 1944 году ефрейтора А. Шкуратова приняли в Горьковское суворовское училище, в 1945 году он участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве.
Зина Портнова
Война застала девочку в деревни Зуя Витебской области, куда она приехала на каникулы. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, вела разведку.
В декабре 1943 года Зину, которая возвращалась с задания, выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку и пытали. Но она молчала, презирая и ненавидя фашистов, решив бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор расстреляла фашистского следователя. Вбежавший офицер был также убит. Зина пыталась бежать, но фашисты её настигли и зверски замучили. До последней минуты она оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила её подвиг, 1 июля 1958 года присвоив ей звание Героя Советского Союза.
1Владимир Путин считает патриотизм единственной возможной идеологией современного общества [Электронный ресурс] // Ресурс доступа: http://ysia.ru/vladimir-putin-schitaet-patriotizm-edinstvennoj-vozmozhnoj-ideologiej-sovremennogo-obshhestva/
2Орлёнок (1957) [Электронный ресурс] // Ресурс доступа: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4791/annot/
3Наша Победа: Военно-историческая хроника / В.А. Илык. – М.,2009. – С.227.