1. Введение. Обоснование темы, выбранного проекта
75 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества - Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Тема войны всегда нас будет волновать – она принесла великую победу, но унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи.
Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но ветераны уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу. Понимание этого очень важно с младшего возраста.
Актуальность:
Тема Великой Отечественной войны всегда будет актуальна в современном обществе. Мы не можем отблагодарить тех, кто отдал свою жизнь за спасение нашей Родины. Но мы можем быть достойны их памяти, благодаря добрым делам, добросовестному труду, заботе о своей Отчизне.
Знать свое прошлое – долг каждого человека. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому до тех пор пока живы участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети военной поры, которые могут рассказать о прошедших событиях: как жили, как сражались, как работали, во что верили, на что надеялись – эти документальные факты необходимо собрать и сохранить.
На данный момент в нашем селе остался один участник Великой Отечественной войны (Приложение 1. Фото 1. Мальцев А.Н. – ветеран), но еще остались в живых люди, которые трудились в тылу и были детьми во время войны. Но о них мы мало что знаем, поэтому данный проект поможет нам собрать материалы о наших земляках, воевавших на фронтах войны, трудившихся в тылу и детях войны. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о минувшей войне. Так родилась тема нашего проекта «Книга Памяти».
Наш долг помнить и заботиться о ветеранах, уважать их. И поэтому свою исследовательскую работу мы посвящаем памяти участников ВОВ нашего села.
Объект исследования: архивный материал и устные рассказы односельчан по сохранению памяти о героизме, проявленном гражданами нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945годов.
Предмет исследования: история жизни русского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Цель: отдать долг памяти тем, кто не вернулся с войны в виде Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!», посвящённой 75-летию со дня Великой Победы.
Задачи:
расширить знания о Великой Отечественной войне и подвигах близких и односельчан во время войны, сохраняя в памяти подвиг русского народа в победе над фашизмом;
организовать сбор материала о родственниках и односельчанах, участниках ВОВ у учащихся школы.
провести социологический опрос одноклассников по знаниям о событиях Великой Отечественной войны;
создать Книгу Памяти «Я помню! Я горжусь!» в память об односельчанах, погибших в Великой Отечественной войне, воспитывая уважение к вдовам, ветеранам, труженикам тыла, детям войны через исследовательскую работу;
выпустить несколько экземпляров книги и познакомить жителей села и обучающихся с Книгой Памяти.
Гипотеза. Мы предполагаем, что написанная нами Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!», как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль в истории села Сухая Буйвола.
Место проведения исследования: с. Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского края.
Сроки проведения: декабрь – февраль 2020г.
II.Основная часть
2.1 Обзор основных источников информации
В данном разделе нашей исследовательской работы мы постарались собрать информацию о ВОВ.
Итак, Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война. В смертельной схватке победил советский народ вероломного врага [2].
По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет [1].
Что такое «27 миллионов»? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это страшные для нас и вообще для любого нормального человека цифры [3].
Наши земляки тоже участвовали в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, в Прибалтике, Карелии, а в 1944 -1945 годах освобождали от фашистских захватчиков страны Европы.
Нет в нашей стране такой семьи, которую бы не опалила война. Вот и в нашем селе на фронт ушли 1210 человек, а вернулись живыми половина. Имена тех, кто не вернулся с поля боя навечно остались в Книге Памяти Петровского района (Приложение 2. Книга Памяти. Газета «Петровские вести».1993 г.). Сколько бы лет не прошло ВОВ 41х-45х годов и память о наших дедах и прадедах – участниках этих событий, навсегда останется в наших сердцах [5].
2.2 Характеристика содержания Книги Памяти
Обсудив на классном часе, тот факт, что с каждым годом становится все меньше тех людей, которые отстояли мир на планете, было принято решение поработать над проектом и создать книгу Памяти, в которой будет содержаться информация о родственниках, живших и сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Так вышли на проблему и составили план деятельности.
Сначала ребята в школьной и сельской библиотеке взяли книги о Великой Отечественной войне, начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков - иллюстраций к книгам (Приложение 3. Выставка рисунков).
Затем на классном часе каждый из ребят составил возможные вопросы для интервью по сбору информации о своем родственнике, все вместе обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей и родственников.
А теперь об авторах книги и их рассказах. Всего в классе 23 ученика. Большая часть класса приняли участие в создании книги. Но ещё помогли нам в создании книги обучающиеся 6 класса. Много времени у ребят заняло оформление страниц.
Александров Артём «Горжусь прадедушкой». Ромашов Михаил Алексеевич, пошёл на войну добровольцем.Прошёл все ужасы войны. Вернулся с фронта живым. Имел боевые награды. После войны работал в колхозе на комбайне. Был ударником коммунистического труда.
Зуев Никита «Вечная благодарность моему прадедушке». В самом начале войны, мой прадедушка, Лосев Василий Антонович, был призван Гофицким РВК (Петровский район). Ушёл на фронт в первых рядах. Воевал на Белорусском фронте, беспощадно громя врага. В середине войны, был тяжело ранен в бою. С поля боя его, истекающего кровью, полумертвого, вынесла молодая девушка- медицинская сестра. Потом тяжёлое, продолжительное лечение в госпиталях. После боевых ран, к сожалению, Василий Антонович не смог вернуться в строй красной Армии, был комиссован. Вернулся в родное село Сухая Буйвола. Победу встречал дома, продолжая болеть от боевых ран. В послевоенные годы правительством страны был награждён юбилейной медалью – 20 лет победы в ВОВ 1941-1945 гг. А в 1970 году у ветерана вновь открылись раны, он долго болел, был прикован к постели, затем умер.
Кравцова Мария «Горжусь своим прадедушкой». Бредихин Петр Трофимович пошел на фронт служить добровольно в 1941году. А 1942 году был ранен. Долгое время был в госпитале на лечении. С фронта вернулся живым.
Шаталов Арсений «Мой прадедушка герой». Фадюшин Михаил Федорович, служил в стрелковых войсках рядовым, 49 стрелковой Рославльской дивизии. Принимал решающее участие в битве за Берлин, освобождал Белоруссию и Польшу. 5 февраля 1945 года в бою за господский двор Аурат (Германия) уничтожил огнём из автомата и гранатами засевшую в доме группу немцев, тем самым расчистил путь для наступления роты. Бал награждён орденом «Отечественной войны 2-ой степени.2, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина.», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945».
Стехов Илья «Памяти прадеда». Сотников Иван Иванович призван на фронт Приютинским РВК в 1941 году. Служил в 91 Передвижной ремонтной базе в звании рядовой, в должности шофёр. Был награждён Орденом «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги.», «За победу над Германией». С войны вернулся в родное село, работал автослесарем. Умер в 1987 году.
Смелов Мирослав «Я горжусь своим прадедушкой». Соколов Алексей Иванович родился в 1907 году в селе Александрийское Благодарненского района Ставропольского края. Мой прадедушка участник боёв за город Керчь, инвалид ВОВ. Во время войны получил осколочное ранение. Осколок находился в его теле до самой смерти. Родина отметила его медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», юбилейными военными медалями, которыми он гордился всю жизнь. Умер мой прадедушка 1994 году.
Леденева Арина «Вечная благодарность моему прадедушке». Василий Алексеевич, родился 27 февраля 1911 года в селе Большая Джалга Апанасенковского района. Прошёл Великую Отечественную войну, как говорится, от звонка до звонка. С первых дней войны оказался на фронте. 30 июня 1941 года прадедушка принял присягу 158 зенитного артиллерийского полка, телефонист артиллерийских частей, а Шавкун также служил командиром орудийного расчёта, старшим сержантом. Продвигался вместе с линией фронта вперёд от родной земли до самого фашистского логова. Я горжусь своим прадедом, так как он прошёл всю войну, дошёл до Берлина, получил ранение в руку в 1945 году в Берлине. После войны вернулся домой.
Родина отметила его вклад в Победу медалями: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Польши», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», юбилейными военными медалями («20 лет Победы в ВОВ» и др.), которыми он гордился всю жизнь. Умер прадедушка 6 мая 1971 года.
Павленко Ирина «Я горжусь прадедушкой». Павленко Петр Яковлевич, родился в г. Астрахань в 1917 г. Великую Отечественную войну он прошел от первого дня до последнего, подвозил артиллерийские снаряды на боевые позиции. Он участвовал в Сталинградской битве, освобождал Прагу, Берлин, за что награжден несколькими орденами и медалями. К сожалению, многие документы и награды утеряны, сохранилась только Книжка красноармейца и орденская книжка. Не сохранились и устные рассказы о войне, потому что прадед не любил об этом говорить. Прадед умер в 1990 г.
Терехова Ангелина «Памяти прадеда». Кузнецов Иван Захарович, родился 1 января 1920 года В селе Сухая Буйвола. На фронт Иван Захарович ушёл по призыву Гофицкого РВК Ставропольского края в самом начале войны. Прошёл всю войну. У нас осталось очень мало сведений о нём. Но мы знаем, что Кузнецов И.З. был награждён орденом Кутузова, различными медалями, в том числе и юбилейными медалями ВОВ.
Я очень горжусь своим прадедушкой, хотя лично с ним не знакома.
2.3 Методика проведения исследований
Методы исследования: теоретические и практические.
I. Теоретические: изучение информационных источников, фотодокументов; систематизация; обобщение.
II. Практические: беседа; опрос;анкетирование; поиск; описание; сопоставление; анализ; осмысление.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. Созданную "Книгу памяти" можно использовать на уроках окружающего мира, истории, во внеклассных мероприятиях. Ведь все должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
2.4 Изучение литературы
В ходе изучения литературы мы узнали, что День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.
Из сети Интернет узнали о подвигах простого народа, о детях войны и тружениках тыла.
2.5 Социологический опрос
Мы провели социологический опрос среди учащихся школы со 2 по 6 класс и работников школы. Всего в исследовании было задействовано 70 человек. Мы попросили их ответить наследующие вопросы: «Есть ли в вашей семье родственники, которые воевали в годы Великой Отечественной войне?», «Хотите ли вы сохранить память о Вашем родственнике – участнике ВОВ», «Существует ли необходимость создание Книги Памяти для школьного музея».
По результатам социологического опроса можно сделать вывод: большинство опрошенных знают о родственниках, участниках Великой Отечественной и уверены в необходимости создании Книги Памяти для школьного музея. (Приложение 4. Результаты опроса).
2.6 Экскурсия в Народный Музей села
В ходе экскурсии в сельский музей работник музея Клочек Л.И. рассказала нам об участниках ВОВ нашего села, поделилась фотохроникой и архивными материалами для Книги Памяти. (Приложение 5.Фото 2,3. В музее).
III. Заключение
Закончив работу, в результате мы улучшили свои знания о Великой Отечественной войне. Перелистав многие книги и газеты, узнали много нового о войне. Из рассказов близких узнала о своём прадедушке –участнике ВОВ, а также из рассказов учителя и работников музея, бесед и чтения документов мы узнали об участниках ВОВ нашего села.
В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась, что написанная нами Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!», как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль в истории села Сухая Буйвола. (Приложение 6. Книга Памяти «Я – помню! «Я - горжусь!»).
Пройдут годы и столетия, а благодарное человечество из поколения в поколение, как легенды, будут передавать рассказы о беспримерном подвиге советских воинов. Ценой неимоверных усилий и тяжёлых жертв завоёвана советским народом Победа над фашизмом. Однако, эти жертвы не были напрасными. Наши солдаты с честью и достоинством отстояли Родину, спасли народ от фашизма.
3.1 Выводы
В ходе работы мы сделали следующие выводы:
Всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Мы благодарны ветеранам за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все лишения, и ужасы военного времени и победили.
Мы обязаны не только помнить всё, но и передавать из поколения в поколение историю подвига советского народа, но покланяться их мужеству и стойкости.
Пока мы будем интересоваться историей своей семьи, своего народа, своей страны, пока будем благодарны предкам за жизнь и свободу, будем чтить подвиг народа - память о героях ВОВ будет жива.
Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить.
3.2 Результаты
В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили радость от общения со всеми участниками проекта.
Нам с ребятами хотелось привлечь внимание наших сверстников к изучению истории нашего государства. А именно, к самой страшной войне 20 века - Великой Отечественной войне. Необходимо сохранить все, что связано с Великой Отечественной войной. Фотографии, письма, воспоминания – это бесценные для истории и для нас материалы.
Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего. Наш долг – передать память о подвиге солдат и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям.
Своей работой я заинтересовала одноклассников. Ребята прочитали книги о Великой Отечественной войне, побывали в сельском музее, расспросили своих близких о событиях Великой Отечественной войны. А в апреле месяце мы готовим большое мероприятие «Вы навсегда в наших сердцах», на котором состоится презентация нашей книги Памяти «И помнит мир спасённый…». Каждый учащийся представит свою работу, оформленную на страничке нашего альбома.
И хочется верить, что наша книга Памяти будет пополняться новыми страницами и новой информацией.
IV. Библиографический список
1.Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. / Под общ. ред. О.А. Ржешевского; Сост. Е.К. Жигунов. М.: Политиздат - 1990
2.Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
3. Книга Памяти района. Статья из газеты «Петровские вести» от 3 апреля 1993 года.
4.Наша Победа. Военно-историческая хроника. – М.: Полезная библиотека, 2009.
5. Энциклопедия для школьников. 1941-1945. Великая Отечественная Война, Олма-Пресс,2001 г.
6. http://forum.vgd.ru
V. Приложения
Приложение 1. Фото 1. Мальцев А.Н. – ветеран
Приложение 2. Статья из газеты «Петровские вести».1993г.
Приложение 3. Фото. Выставка рисунков «Война глазами детей»
Приложение 4. Результаты опроса.
Есть ли в вашей семье родственники, которые воевали в годы Великой Отечественной войне?
Хотите ли вы сохранить память о Вашем родственнике – участнике Великой Отечественной войне?
Существует ли необходимость создание Книги Памяти для школьного музея?
Приложение 5. Фото в музее
Фото 1. Фото 2.