Книга памяти "Я Помню!Я горжусь"

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книга памяти "Я Помню!Я горжусь"

Терехова А.А. 1
1МКОУ СОШ № 17
Малахова Г.Г. 1
1МКОУ СОШ № 17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение. Обоснование темы, выбранного проекта

75 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества - Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Тема войны всегда нас будет волновать – она принесла великую победу, но унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи.

Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но ветераны уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу. Понимание этого очень важно с младшего возраста.

Актуальность:

Тема Великой Отечественной войны всегда будет актуальна в современном обществе. Мы не можем отблагодарить тех, кто отдал свою жизнь за спасение нашей Родины. Но мы можем быть достойны их памяти, благодаря добрым делам, добросовестному труду, заботе о своей Отчизне.

Знать свое прошлое – долг каждого человека. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому до тех пор пока живы участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети военной поры, которые могут рассказать о прошедших событиях: как жили, как сражались, как работали, во что верили, на что надеялись – эти документальные факты необходимо собрать и сохранить.

На данный момент в нашем селе остался один участник Великой Отечественной войны (Приложение 1. Фото 1. Мальцев А.Н. – ветеран), но еще остались в живых люди, которые трудились в тылу и были детьми во время войны. Но о них мы мало что знаем, поэтому данный проект поможет нам собрать материалы о наших земляках, воевавших на фронтах войны, трудившихся в тылу и детях войны. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о минувшей войне. Так родилась тема нашего проекта «Книга Памяти».

Наш долг помнить и заботиться о ветеранах, уважать их. И поэтому свою исследовательскую работу мы посвящаем памяти участников ВОВ нашего села.

Объект исследования: архивный материал и устные рассказы односельчан по сохранению памяти о героизме, проявленном гражданами нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945годов.

Предмет исследования: история жизни русского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Цель: отдать долг памяти тем, кто не вернулся с войны в виде Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!», посвящённой 75-летию со дня Великой Победы.

Задачи:

расширить знания о Великой Отечественной войне и подвигах близких и односельчан во время войны, сохраняя в памяти подвиг русского народа в победе над фашизмом;

организовать сбор материала о родственниках и односельчанах, участниках ВОВ у учащихся школы.

провести социологический опрос одноклассников по знаниям о событиях Великой Отечественной войны;

создать Книгу Памяти «Я помню! Я горжусь!» в память об односельчанах, погибших в Великой Отечественной войне, воспитывая уважение к вдовам, ветеранам, труженикам тыла, детям войны через исследовательскую работу;

выпустить несколько экземпляров книги и познакомить жителей села и обучающихся с Книгой Памяти.

Гипотеза. Мы предполагаем, что написанная нами Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!», как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль в истории села Сухая Буйвола.

Место проведения исследования: с. Сухая Буйвола Петровского городского округа Ставропольского края.

Сроки проведения: декабрь – февраль 2020г.

II.Основная часть

2.1 Обзор основных источников информации

В данном разделе нашей исследовательской работы мы постарались собрать информацию о ВОВ.

Итак, Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война. В смертельной схватке победил советский народ вероломного врага [2].

По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет [1].

Что такое «27 миллионов»? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это страшные для нас и вообще для любого нормального человека цифры [3].

Наши земляки тоже участвовали в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, в Прибалтике, Карелии, а в 1944 -1945 годах освобождали от фашистских захватчиков страны Европы.

Нет в нашей стране такой семьи, которую бы не опалила война. Вот и в нашем селе на фронт ушли 1210 человек, а вернулись живыми половина. Имена тех, кто не вернулся с поля боя навечно остались в Книге Памяти Петровского района (Приложение 2. Книга Памяти. Газета «Петровские вести».1993 г.). Сколько бы лет не прошло ВОВ 41х-45х годов и память о наших дедах и прадедах – участниках этих событий, навсегда останется в наших сердцах [5].

2.2 Характеристика содержания Книги Памяти

Обсудив на классном часе, тот факт, что с каждым годом становится все меньше тех людей, которые отстояли мир на планете, было принято решение поработать над проектом и создать книгу Памяти, в которой будет содержаться информация о родственниках, живших и сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Так вышли на проблему и составили план деятельности.

Сначала ребята в школьной и сельской библиотеке взяли книги о Великой Отечественной войне, начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков - иллюстраций к книгам (Приложение 3. Выставка рисунков).

Затем на классном часе каждый из ребят составил возможные вопросы для интервью по сбору информации о своем родственнике, все вместе обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей и родственников.

А теперь об авторах книги и их рассказах. Всего в классе 23 ученика. Большая часть класса приняли участие в создании книги. Но ещё помогли нам в создании книги обучающиеся 6 класса. Много времени у ребят заняло оформление страниц.

Александров Артём «Горжусь прадедушкой». Ромашов Михаил Алексеевич, пошёл на войну добровольцем.Прошёл все ужасы войны. Вернулся с фронта живым. Имел боевые награды. После войны работал в колхозе на комбайне. Был ударником коммунистического труда.

Зуев Никита «Вечная благодарность моему прадедушке». В самом начале войны, мой прадедушка, Лосев Василий Антонович, был призван Гофицким РВК (Петровский район). Ушёл на фронт в первых рядах. Воевал на Белорусском фронте, беспощадно громя врага. В середине войны, был тяжело ранен в бою. С поля боя его, истекающего кровью, полумертвого, вынесла молодая девушка- медицинская сестра. Потом тяжёлое, продолжительное лечение в госпиталях. После боевых ран, к сожалению, Василий Антонович не смог вернуться в строй красной Армии, был комиссован. Вернулся в родное село Сухая Буйвола. Победу встречал дома, продолжая болеть от боевых ран. В послевоенные годы правительством страны был награждён юбилейной медалью – 20 лет победы в ВОВ 1941-1945 гг. А в 1970 году у ветерана вновь открылись раны, он долго болел, был прикован к постели, затем умер.

Кравцова Мария «Горжусь своим прадедушкой». Бредихин Петр Трофимович пошел на фронт служить добровольно в 1941году. А 1942 году был ранен. Долгое время был в госпитале на лечении. С фронта вернулся живым.

Шаталов Арсений «Мой прадедушка герой». Фадюшин Михаил Федорович, служил в стрелковых войсках рядовым, 49 стрелковой Рославльской дивизии. Принимал решающее участие в битве за Берлин, освобождал Белоруссию и Польшу. 5 февраля 1945 года в бою за господский двор Аурат (Германия) уничтожил огнём из автомата и гранатами засевшую в доме группу немцев, тем самым расчистил путь для наступления роты. Бал награждён орденом «Отечественной войны 2-ой степени.2, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина.», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945».

Стехов Илья «Памяти прадеда». Сотников Иван Иванович призван на фронт Приютинским РВК в 1941 году. Служил в 91 Передвижной ремонтной базе в звании рядовой, в должности шофёр. Был награждён Орденом «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги.», «За победу над Германией». С войны вернулся в родное село, работал автослесарем. Умер в 1987 году.

Смелов Мирослав «Я горжусь своим прадедушкой». Соколов Алексей Иванович родился в 1907 году в селе Александрийское Благодарненского района Ставропольского края. Мой прадедушка участник боёв за город Керчь, инвалид ВОВ. Во время войны получил осколочное ранение. Осколок находился в его теле до самой смерти. Родина отметила его медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», юбилейными военными медалями, которыми он гордился всю жизнь. Умер мой прадедушка 1994 году.

Григорова Лина«Военное время». Горбенко Василий Павлович родился в 1926 году. Служил рядовым в Пехотных войсках. Участвовал в военных действиях с 1943г. по 1945г., получил серьёзное ранение в глаз. Имел награды.

Машенцева Софья «Герои среди нас». Гематудинов Рахим Минулович родился 14 ноября 1924 года в семье рабочих-нефтянников в городе Грозном. До войны работал токарем. На военную службу был призван 4 августа 1942 года Ставропольским РВК г. Грозного. 20 октября 1942 года принял присягу при 191 стр. дивизии 559 стр. полка. Воевал в 171 стр. дивизии 713 стр. полка до 05.12.1945 года. С 1942 г. по 1945 г. воевал в составе 2-го Белорусского фронта. Освобождал Белоруссию, Польшу. Рахим Минулович награждён орденом «Красной звезды», медалью «За победу над Германией», имеет множество благодарностей. Демобилизовался 3 февраля 1947 года.

Леденева Арина «Вечная благодарность моему прадедушке». Василий Алексеевич, родился 27 февраля 1911 года в селе Большая Джалга Апанасенковского района. Прошёл Великую Отечественную войну, как говорится, от звонка до звонка. С первых дней войны оказался на фронте. 30 июня 1941 года прадедушка принял присягу 158 зенитного артиллерийского полка, телефонист артиллерийских частей, а Шавкун также служил командиром орудийного расчёта, старшим сержантом. Продвигался вместе с линией фронта вперёд от родной земли до самого фашистского логова. Я горжусь своим прадедом, так как он прошёл всю войну, дошёл до Берлина, получил ранение в руку в 1945 году в Берлине. После войны вернулся домой.

Родина отметила его вклад в Победу медалями: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Польши», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», юбилейными военными медалями («20 лет Победы в ВОВ» и др.), которыми он гордился всю жизнь. Умер прадедушка 6 мая 1971 года.

Павленко Ирина «Я горжусь прадедушкой». Павленко Петр Яковлевич, родился в г. Астрахань в 1917 г. Великую Отечественную войну он прошел от первого дня до последнего, подвозил артиллерийские снаряды на боевые позиции. Он участвовал в Сталинградской битве, освобождал Прагу, Берлин, за что награжден несколькими орденами и медалями. К сожалению, многие документы и награды утеряны, сохранилась только Книжка красноармейца и орденская книжка. Не сохранились и устные рассказы о войне, потому что прадед не любил об этом говорить. Прадед умер в 1990 г.

Терехова Ангелина «Памяти прадеда». Кузнецов Иван Захарович, родился 1 января 1920 года В селе Сухая Буйвола. На фронт Иван Захарович ушёл по призыву Гофицкого РВК Ставропольского края в самом начале войны. Прошёл всю войну. У нас осталось очень мало сведений о нём. Но мы знаем, что Кузнецов И.З. был награждён орденом Кутузова, различными медалями, в том числе и юбилейными медалями ВОВ.

Я очень горжусь своим прадедушкой, хотя лично с ним не знакома.

2.3 Методика проведения исследований

Методы исследования: теоретические и практические.

I. Теоретические: изучение информационных источников, фотодокументов; систематизация; обобщение.

II. Практические: беседа; опрос;анкетирование; поиск; описание; сопоставление; анализ; осмысление.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. Созданную "Книгу памяти" можно использовать на уроках окружающего мира, истории, во внеклассных мероприятиях. Ведь все должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.

2.4 Изучение литературы

В ходе изучения литературы мы узнали, что День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

Из сети Интернет узнали о подвигах простого народа, о детях войны и тружениках тыла.

2.5 Социологический опрос

Мы провели социологический опрос среди учащихся школы со 2 по 6 класс и работников школы. Всего в исследовании было задействовано 70 человек. Мы попросили их ответить наследующие вопросы: «Есть ли в вашей семье родственники, которые воевали в годы Великой Отечественной войне?», «Хотите ли вы сохранить память о Вашем родственнике – участнике ВОВ», «Существует ли необходимость создание Книги Памяти для школьного музея».

По результатам социологического опроса можно сделать вывод: большинство опрошенных знают о родственниках, участниках Великой Отечественной и уверены в необходимости создании Книги Памяти для школьного музея. (Приложение 4. Результаты опроса).

2.6 Экскурсия в Народный Музей села

В ходе экскурсии в сельский музей работник музея Клочек Л.И. рассказала нам об участниках ВОВ нашего села, поделилась фотохроникой и архивными материалами для Книги Памяти. (Приложение 5.Фото 2,3. В музее).

III. Заключение

Закончив работу, в результате мы улучшили свои знания о Великой Отечественной войне. Перелистав многие книги и газеты, узнали много нового о войне. Из рассказов близких узнала о своём прадедушке –участнике ВОВ, а также из рассказов учителя и работников музея, бесед и чтения документов мы узнали об участниках ВОВ нашего села.

В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась, что написанная нами Книга Памяти «Я помню! Я горжусь!», как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль в истории села Сухая Буйвола. (Приложение 6. Книга Памяти «Я – помню! «Я - горжусь!»).

Пройдут годы и столетия, а благодарное человечество из поколения в поколение, как легенды, будут передавать рассказы о беспримерном подвиге советских воинов. Ценой неимоверных усилий и тяжёлых жертв завоёвана советским народом Победа над фашизмом. Однако, эти жертвы не были напрасными. Наши солдаты с честью и достоинством отстояли Родину, спасли народ от фашизма.

3.1 Выводы

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

Всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Мы благодарны ветеранам за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все лишения, и ужасы военного времени и победили.

Мы обязаны не только помнить всё, но и передавать из поколения в поколение историю подвига советского народа, но покланяться их мужеству и стойкости.

Пока мы будем интересоваться историей своей семьи, своего народа, своей страны, пока будем благодарны предкам за жизнь и свободу, будем чтить подвиг народа - память о героях ВОВ будет жива.

Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить.

3.2 Результаты

В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов:

- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;

- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;

- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;

- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;

- получили радость от общения со всеми участниками проекта.

Нам с ребятами хотелось привлечь внимание наших сверстников к изучению истории нашего государства. А именно, к самой страшной войне 20 века - Великой Отечественной войне. Необходимо сохранить все, что связано с Великой Отечественной войной. Фотографии, письма, воспоминания – это бесценные для истории и для нас материалы.

Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего. Наш долг – передать память о подвиге солдат и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям.

Своей работой я заинтересовала одноклассников. Ребята прочитали книги о Великой Отечественной войне, побывали в сельском музее, расспросили своих близких о событиях Великой Отечественной войны. А в апреле месяце мы готовим большое мероприятие «Вы навсегда в наших сердцах», на котором состоится презентация нашей книги Памяти «И помнит мир спасённый…». Каждый учащийся представит свою работу, оформленную на страничке нашего альбома.

И хочется верить, что наша книга Памяти будет пополняться новыми страницами и новой информацией.

IV. Библиографический список

1.Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. / Под общ. ред. О.А. Ржешевского; Сост. Е.К. Жигунов. М.: Политиздат - 1990

2.Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

3. Книга Памяти района. Статья из газеты «Петровские вести» от 3 апреля 1993 года.

4.Наша Победа. Военно-историческая хроника. – М.: Полезная библиотека, 2009.

5. Энциклопедия для школьников. 1941-1945. Великая Отечественная Война, Олма-Пресс,2001 г.

6. http://forum.vgd.ru

V. Приложения

Приложение 1. Фото 1. Мальцев А.Н. – ветеран

Приложение 2. Статья из газеты «Петровские вести».1993г.

Приложение 3. Фото. Выставка рисунков «Война глазами детей»

Приложение 4. Результаты опроса.

Есть ли в вашей семье родственники, которые воевали в годы Великой Отечественной войне?

Хотите ли вы сохранить память о Вашем родственнике – участнике Великой Отечественной войне?

Существует ли необходимость создание Книги Памяти для школьного музея?

Приложение 5. Фото в музее

Фото 1. Фото 2.

Просмотров работы: 3129