2. Тезисы
В одном из ничем не примечательных домов Красноярска во время ремонта квартиры там были обнаружены замурованные в стене фотографии девушки, сделанные в конце Великой Отечественной войны и сразу после неё. На оборотной стороне фотографий обнаружились различные надписи, из которых стало понятно, что девушка, изображенная на данных фотографиях, является немкой. Русский мужчина, спрятавший фотографические снимки в квартире, познакомился с ней в Германии в 1945 году. Эта находка и вызвала у нас неподдельный интерес и побудила исследовать факты, связанные с ней.
В данной работе I-я глава теоретическая: в ней авторы размышляют о том, что такое история, историософия, о важности знаков, символов, вещей в процессе исторического познания. Вторая глава посвящена истории находки в одной из квартир г. Красноярска. Авторы подробно останавливаются на том, как были обнаружены фотографии; какая информация есть на их оборотной стороне; кто такая девушка, изображенная на фотографиях. Была изучена карта передвижений неизвестного русского военного по территории послевоенной Германии, выдвинуты предположения о его роде занятий в 1945-1946-м годах. Далее приводятся другие примеры «запретной» любви из жизни и литературы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что жители города, края и страны проявили к данной истории «запретной» любви неподдельный интерес. Материал исследования может быть использован на уроках истории в старших классах.
3. Введение
Актуальность: обнаружение подобных находок случается нередко, и реконструкция событий времён Великой Отечественной войны – наше право и одновременно наша обязанность. Такие события, как Великая Отечественная война, затрагивают не только большие и малые государства. Огромные жернова истории перемалывают отдельные человеческие судьбы, и в маленьких событиях нужно постараться увидеть отражение больших, судьбоносных для всей страны.
Постановка и формулировка проблемы: «река времён», жернова истории перемалывают судьбы людей; зачастую человеческие судьбы преломляются сквозь призму политики. И устная личная история владельцев фотографии добавляет красок в эпические картины истории общей, истории государств.
Разработанность исследуемой проблемы: материал, связанный с находкой в стене жилого дома, в научный оборот вводится впервые.
Цель: изучить доступные нам факты, связанные с находкой в тайнике; определить, кому принадлежали найденные фотографии, в контексте фактов истории и художественной литературы. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: изучение сведений, связанных с необычной находкой в стене жилого дома; соотношение с реальными историческими событиями конца Великой Отечественной войны; реконструкция отношений между мужчиной и женщиной, чьи фотографии были найдены в тайнике; поиск подобных случаев в истории и художественной литературе.
В ходе работы применялись такие методы, как интервьюирование, аналитический метод, сопоставительный метод, методы реконструкции, синтеза и выдвижения гипотез.
ГЛАВА I. История как наука о больших и малых судьбах
1.1. Что такое история?
История – это наука, которая изучает законы и закономерности развития человеческого общества [1]. Объектом изучения истории является прошлое - события, социальное устройство, хозяйственные отношения, культура и т.д. Но при этом история — это не просто констатация фактов или изучение социальных процессов, которые имели место десять, сто или тысячу лет назад. В первую очередь, история — это кладезь социологических, военных, политических знаний, которые можно применять и в наше время или, наоборот, учиться на ошибках прошлого и не повторять их.
История является точной наукой, так как требует хронологии событий - т.е. наличия фактов, привязанных к конкретным датам. Как наука она имеет несколько функций: мировоззренческую (осмысление событий прошлого); практическую (понимание объективных исторических процессов); воспитательную (формирование нравственности, патриотизма и сознательности); познавательную (дает сведения о событиях и эпохах) [пересказано с сайта 15].
История скрывает в себе огромное количество тайн и загадок. Есть история государств, которая изучает условия их возникновения, закономерности развития и функционирования. Есть история народа, изучающая культуру, традиции и обычаи, сложившиеся веками и характерные разным народам. Есть история общественной информации, которая носит общественный и социальный характер, так как связана непосредственно с общением и людьми. А есть истории личные, отраженные в индивидуальных судьбах. Именно последнее является объектом нашего исследования. Мы реконструируем личное прошлое на основе писем, дневников, устных историй и т.п. Это направление в изучении истории принято называть микроисторией, устной историей.
Все направления в исторической науке осмысляются философией истории, или историософией. Это раздел философии, отвечающий на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.
Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности. Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру (конец XVIII века), вопрос о существовании общих законов развития истории, о рассуждении над этой обширной темой, непосредственно связанной с философией истории в современном понимании, поднимали многие историки.
Среди российских историков и мыслителей в XIX веке известные историософские размышления А.С.Хомякова, такие же философские размышления обнаруживаются в обобщающих исторических произведениях Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, далее в XX веке в работах Г.В.Вернадского. В зарубежной науке об истории известны американские историки и их труды в этой области: Ричард Уайт, Сэмьюэл Морисон. Кроме того, важны взгляды Арнольда Тойнби в гигантской работе «Постижение истории».
В европейской науке известна Школа «Анналов» и труды ее представителей Марка Блока («Апология истории, или Ремесло историка»), Люсьена Февра («Бои за историю»). Мишель Фуко в своём труде «Слова и вещи» говорит о важности показаний обычных, рядовых свидетелей исторических событий для построения истории, о значимости «взгляда снизу».
1.2. Мишель Фуко «Слова и вещи»
Разгадать тайну вещей не так уж просто. Такие, как Мишель Фуко и его последователи, задавались вопросом, почему закономерности жизни проявляются в столь необычном формате: знаки, символы, вещи. Почему они несут в себе важность и порой даже решают человеческие судьбы. Но все эти философы как один утверждали, что мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке. Каждая вещь несет в себе скрытую информацию. Это может быть информация всемирного масштаба: о государстве, о народах, племенах; а может и определять отдельные человеческие судьбы простых людей.
Существует видимая примета. Она проявляется по-разному, и одна из форм проявления, как и случилось в нашем случае, это вещь. Возможно, скрыты тайны и загадки, которые не по силам разгадать человеку. Невысказанное слово, спящее в вещах, хранит энергию человека, информацию о нем, а значит, и память.
Нужно обнаружить знаки и заставить вещи говорить, считал М. Фуко. Говорить нам историю. Передавать тайны сквозь время и поколения. «Чтобы знак был знаком, нужно, чтобы он был дан сознанию вместе с тем, что он обозначает» [8], - утверждал философ.
ГЛАВА II. История одной находки в Красноярске
2.1. С чего всё начиналось
Квартира в одном из домов на пр. имени газеты «Красноярский рабочий» 1962 года постройки требовала ремонта. Хозяева решили осуществить масштабные перемены, в том числе установить новые межкомнатные двери.
Два мастера принялись устанавливать двери, одна из них никак не вставала в дверной проём, потому что когда-то ранее неправильно была смонтирована стена. Поскольку данная стена не была несущей, поступило предложение сломать её и собрать новую, вывести по уровню. Хозяева квартиры, немного подумав, решились на этот затратный шаг.
Когда часть злополучной стенки была разобрана, откуда выпал большой черный фотографический пакет. Все присутствующие замерли от неожиданности. Содержимое пакета представляло собой несколько фотографий, причем небольшие по формату фотографии были завернуты в пергаментную бумагу, помеченную кровью. Очевидно, что эти фотографии сделаны в профессиональной фотостудии и профессиональным фотографом. Среди них можно увидеть снимки обнаженной девушки, но отрицательных чувств они не вызывают. Свое же внимание мы обратим на два портрета девушки с указанием на обороте определенных немецких городов, поселений, имени девушки и штампа студии. На одном из фото указан год.
2.2. Поиски героев находки
Д ля того, чтобы получить перевод текста, написанного от руки на обратной стороне одной из фотографий, мы встретились со студенткой из Германии Яной Хайс, которая на целый семестр приехала работать в Центр изучения немецкого языка в Красноярске, который является партнёром Гёте-Института в России. В дни проведения ставшей для красноярцев традиционной выставки КРЯК была организована площадка для детей 14+ «Разговорный клуб «Немецкий – потому что… Freunde!», куда мы и принесли фотографии, а также обратились с просьбой помочь с переводом немецкого текста. Дословный перевод записи на оборотной стороне фотографии звучит так: «Мои мысли, которые у меня есть, –они все о тебе. На вечную память. От твоей Хильдегарды. Дан. 6. II. 46». Можно предположить, что «Дан» — это сокращение названия городов Люхов-Данненберг или Данциг. Это подтверждает стремление адресанта к конкретике при создании прощальной записи.
Печать на второй фотографии также информативна. Это именная печать Артура Гезберга – хозяина фотостудии. Здесь указана дата – 14 апреля 1944 года, город - STETTIN, улица, номер дома - BISMARCKSTR, 12. STETTIN –Штатин (в переводе «сердце», «гора»).
HANDWERKLICHES – дословно: ремесленная (то есть организация, изготовляющая фото).
На обратной стороне одной из фотографий верхняя запись до знака «тире» зачёркнута, далее указано имя женщины: Гиллигорда Зауль. Ниже перечислены названия восьми немецких городов в следующей последовательности: Хальберштадт, Геринсдорф (Херингсдорф), Гардемтин, Берлин, Гарденгин, Бранденг, Гали (Галле), Лейпциг, Олимпишесдорф. Ниже – подпись: Германия, июнь 1945 г. – февраль 1946 г.
На доступных нам сайтах и словарях мы пытались обнаружить материал, связанный с именем, указанным на фотографии. Как выяснилось, и имя девушки, и некоторые города написаны с ошибками. Мы выдвигаем предположение, что человек записывал их на слух или просто плохо знал немецкий язык.
Сопоставив записи, сделанные на фотографиях, мы пришли к выводу, что на самом деле девушку звали Хильдегарда. Это достаточно распространенное немецкое женское имя. Есть несколько вариантов происхождения этого немецкого имени. В первом случае имя Хильдегарда происходит от норвежского «Светлая»; второй вариант - от скандинавского «Святая». Женщины по имени Хильдегарда – это борцы с сильным, подчас трудным характером. Уравновешены в дружбе и любви, скрывают свои чувства и привязанности, пока не убедятся в бескорыстии других. К неудачам относятся спокойно, выдержка и терпение помогают им преодолеть любые препятствия[10].
Свои новые знания об имени Хильдегарда мы невольно попытались соотнести с историей фотографий, которой занимались: быть может, девушка, которая смотрит на нас с фотографий, тоже наделена качествами, свойственными для носителей её имени?
При повторном внимательном изучении надписей на обороте фотографий мы выяснили, что зачеркнута фраза «Это моя первая любовь». Мы окончательно убедись, что фотографии, оказавшиеся в стене жилого дома, - это тайна двух молодых людей, встретившихся сразу после войны на территории Германии и полюбивших друг друга вопреки политическим и национальным табу.
Х ильдегарда: кем она могла быть в своей жизни? Обыкновенная девушка, каких миллионы проживало на территории Германии, когда советские войска метр за метром освобождали территорию от фашизма. Одна из фотографий сделана 19 апреля 1944 года, за год до окончательного разгрома фашисткой Германии. Где-то за пределами Германии шла ожесточенная война, а жители пока ещё великой Германии жили привычными для них заботами: Хильдегарде важно было запечатлеть себя на память в одной из элитных фотомастерских. Одно можно сказать точно: она не была военной: иначе бы на ней была надета форма. Города Штеттина, где была сделана фотография в 1944 году, в списке городов, указанных на фотографии девушки, нет. Значит, в судьбе девушки за год произошли перемены. Знакомство молодых людей состоялось, скорее всего, в Хальберштадте – городе, расположенном юго-западнее Берлина. Можно предположить, что девушка бежала от войны.
2.3. Гипотеза: кем мог быть герой истории?
У каждого, кто познакомился с найденными фотографиями, возникал вопрос: кем мог быть тот солдат, которому красавица немка подарила два своих фото? По датам, указанным на фото, понятно, что военный находился в Германии с июня 1945-го по февраль 1946-го года. Первым в списке городов, где побывал мужчина, отмечен город Хальберштадт. К началу XX века Хальберштадт имел довольно развитую для того времени промышленную инфраструктуру. Функционировали несколько фабрик и заводов; велась оживлённая торговля медью и другими продуктами горнодобывающей промышленности [13].Город находится в 172-х километрах от Берлина. Затем путь солдата лежал Херингсдорф – 200 километров от Берлина. Далее – возвращение в Берлин. Затем – Бранденг (89 км.), Галле (176 км.), Лейпциг (188 км.). Во Второй мировой войне Галле почти полностью сохранил свой исторический центр, в то время как в Лейпциге, всего в 40 километрах от Галле, уцелели лишь отдельные постройки [14].
Исходя из служебного задания военного командования, можно предположить, что военнослужащий мог быть шофёром, военным корреспондентом, для которых свойственен разъездной характер работ. Мужчина владел фотографическим делом, документально точно фиксировал свои передвижения по Германии, имел возможность писать не карандашом, а перьевой ручкой, однако не владел в достаточной степени немецким языком. Мы не исключаем, что он мог быть работником комендатуры, военным строителем.
Размышляя о герое и его пребывании в послевоенной Германии, мы ещё раз убедились, что история складывается из отдельных эпизодов, судеб, и исследуемый нами эпизод многое говорит о психологии героев истории, переживаемых ими человеческих чувствах.
2.4. Судьба Германии 1945-1949 годов
В конце апреля 1945 г. советские войска завершили последнюю крупную операцию Второй мировой войны в Европе — взятие Берлина. Над поверженным Рейхстагом было водружено Знамя Победы. 30 апреля Гитлер покончил с собой. К этому времени продвигавшиеся с запада и востока войска союзников соединились. Произошла историческая встреча на Эльбе. В Европе Вторая мировая война закончилась капитуляцией Германии. Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945 г. От имени германского правительства свою подпись поставил фельдмаршал Кейтель. На торжественной церемонии подписания Акта председательствовал маршал Г. К. Жуков [7].
После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции, которая проходила летом 1945 г., Германия была разделена на 4 оккупационных зоны: восточную, северо-западную, юго-западную и западную зоны оккупации. В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами.
В 1949-м году произошло разделение Германии и образование двух самостоятельных государств – ГДР и ФРГ. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга.
Раскол Германии, ставший неизбежным из-за противоположности намерений западных держав и СССР, завершился. Обе стороны представляли себе единую Германию только в виде страны с их собственной, западной или советской, социально-политической системой. Что касается ведущих западногерманских политиков, то у них не было выбора.
Все города, отмеченные на найденном фото, находились в восточной зоне оккупации.
2.5. Подключение СМИ
В надежде обнаружить, кто тот солдат, которому были подарены фотографии немецкой девушкой Хильдегардой, мы проделали ряд шагов.
Для начала были опрошены жители подъезда: мы надеялись обнаружить тех, кто живет в этом доме если не с начала его заселения, то хотя бы с 70-80-х годов. К сожалению, таковых жителей не оказалось. Но от хозяйки квартиры, где были найдены фотографии, было известно, что осенью 1995 года ключи от квартиры им вручил ранее проживавший там Тимофеев Сергей Васильевич, чей отец как ветеран войны получил квартиру в новом элитном доме на левом берегу Красноярска.
З апрос в Красноярский городской архив и военкомат также ничего не дал. Данные, касающиеся Тимофеева Василия, не были сохранены. Было принято решение обратиться в СМИ: возможности средств массовой информации могли дать новые направления в поиске.
Первым, кто познакомился с найденным материалом, был журналист телекомпании «Афонтово» Антон Шевчук. 17 декабря 2019 года сюжет об истории любви русского военного и немецкой девушки вышел в эфир. За всё время его посмотрели более 73-х тысяч человек. Журналист провел большую работу с информацией, указанной на штампе фотографии: он выяснил, что фотостудия Артура Гезбергав городке Штеттин существует и сейчас, есть даже сайт с фотоработами этой студии, однако найденного в Красноярске фото на сайте нет. Из сюжета ясно, что новость о находке получила большой резонанс и в Германии, а потому история найденных фотографий ещё не закончилась [9].
При личной переписке руководителя работы и журналиста выяснилось, что в Фейсбуке он обнаружил контактные данные пожилой женщины с именем Хильдегарда Зауль. Была надежда, что она может оказаться родственницей героини нашей истории. Однако журналисту одна из друзей женщины сообщила, что Хильдегарда – её учительница – уже умерла.
На следующий день свои сюжеты об этой истории опубликовали ежедневный интернет-журнал в Красноярске «Проспект мира» и газета «Комсомольская правда» в Красноярске. Журналистам данных изданий были предоставлены копии найденных фотографий.
В статье «Моя первая запретная любовь» [3] упоминаются имена авторов данной работы, а также включены 2 интервью: с обладателем фотографий и Алексеем Бабием, руководителем Красноярского отделения общества «Мемориал».
Вот что сказал в своем интервью А. Бабий: «В те годы связи с иностранцами, мягко говоря, не поощрялись. Если бы полковому гэбэшнику захотелось себе звездочек на погонах, он мог бы из этого слепить дело о шпионаже. Дескать, эта девушка специально завербовала военного, и они под видом свиданий обменивались шпионской информацией. По тем временам мог бы сесть лет на 25. Но ему повезло.
Приехал домой – новая проблема. Совсем уничтожить фото не мог – они были ему слишком дороги. Но и показывать тоже. До 60-х годов где-то жил, пока не начали строить «хрущевки». Видимо, образовалась семья, то есть скрывать снимки причины были.
Возможно, попал на этап строительства дома, возможно, сделал это при ремонте. Потому что в таких домах перегородки – из досок, обитых дранкой, а на ней – штукатурка. Достаточно было поместить конверт за дранку, заштукатурить. И пока капиталить не начнут, не нашли бы…» [3]. В своем интервью А. Бабий также заявил, что такая история довольно типичная для тех лет: молодым солдатам хотелось любить, а девушки их окружали немецкие. И, наоборот, у немецких девушек не было парней: многие сложили головы на войне.
2.6. Жизненные и литературные истории запретной любви
Действительно, история героев находки, о которой идет речь в работе, не единственная. На это указывают истории, художественно воплощенные в произведениях российских писателей, таких как Ю.В. Бондарев. И это несмотря на запреты и инструкции: «Постановление Военного совета 4-го Украинского фронта от 12 апреля 1945 года официально запрещало советским солдатам сожительствовать с немками, а тем более – заключать официальные браки. Но ведь не прикажешь же сердцу! Влюблялись тайком, заводили короткие интрижки и более серьезные отношения. Любимых даже пытались увезти с собой или остаться в Германии…» [2].
2.6.1. Адам и Маша
В интернет-журнале «Woman.ru» была опубликована статья «Один патрон на двоих: история любви немецкого офицера и русской партизанки» [11]. Герои данной истории - Отто Адам, оказавшийся в чине обер-лейтенанта в 30 лет на нашей земле вместе с армией оккупантов, и 18-летняя Мария Васильева. Он служил начальником оружейного склада в оккупированном городе Рыльске Курской области, а она работала переводчицей в немецкой комендатуре.
За службу у немцев её ненавидел, казалось, весь город, не подозревая, что девушка выполняет задание партизанского отряда. Ценная информация, которую добывала Маша, помогала выявлять информацию о передвижениях немецких войск. Адам же понял о её связи с партизанами быстро и не только не сдал Машу, но и сам стал помогать ей. На то было две причины: во-первых, он влюбился, во-вторых, после посещения концлагерей больше не верил в гитлеровский режим.
Данная история закончилась трагически: весной 1943 года Адам и Маша были захвачены карательным отрядом. Существует легенда, что Отто убил себя и Машу одной пулей: надежды на спасение не было. Позже родители Адама установили у себя на родине рядом с фамильным склепом памятник из белого мрамора, на котором изображены их сын и русская девушка.
2.6.2. Иван и Лизхен
Любовь между красноярцем-фронтовиком Иваном Бывших и Лизхен Вальдхельм вспыхнула в 1945-ом, сразу после войны. Русского разведчика Ивана Бывших, прекрасно говорившего на немецком, после официального объявления победы над Германией, назначили комендантом местечка Хейероде. Здесь он, обходя по служебной необходимости дома, и встретил свою любовь.
Иван и Лизхен стали встречаться, гулять по окрестностям Хейероде. Иван стал часто бывать в гостях у немецкой семьи. Скоро молодые не могли друг без друга ни минуты. Иван попросил руки Лизхен и начал писать письма своему военному руководству с просьбой разрешить официально зарегистрировать брак. Ответ так и не пришел, а Ивана скоро демобилизовали и отправили на Родину. «Десять лет влюбленные переписывались и просили дать разрешение на брак, пока, наконец, Ивана Бывших не вызвали «на ковер» в партком» [6].
Прошли десятилетия, изменилось отношение руководства страны к бракам наших соотечественников с иностранными гражданами. И Иван вновь встретился со своей Лизой. В 2005 году они зарегистрировали брак, а губернатор Красноярского края подарил молодоженам двухкомнатную квартиру. Иван и Лизхен были счастливы 5 лет, пока смерть Лизхен не разлучила их навсегда.
Авторам данной работы повезло: Иван Бывших и Лизхен Вальдхельм посещали нашу школу 7 октября в 2005 году. Об этом говорит автограф, который оставил ветеран на одной из своих двух книг, подаренных в память об этой удивительной встрече. Сегодня в музее книги и другие реликвии хранятся в зале Боевой славы. Сама история позаботилась о том, чтобы сошлись воедино судьбы Ивана, Лизхен и героев нашей находки.
2.6.3. История любви в романе Юрия Бондарева «Берег»
Среди русских советских писателей есть те, кто прошел дороги войны и на себе прочувствовал тяжесть и страдания того времени. Одним из таких писателей является Юрий Бондарев. Широко известны романы «Выбор» и «Горячий снег», сюжеты которых строятся на событиях, происходящих в военные годы или сразу после войны. В своем романе «Берег» Ю.Бондарев описывает удивительную историю о том, как русский лейтенант и немецкая девушка во время войны встретились в Берлине и между ними возникли чувства. Но жизнь сложилась так, что влюбленные вынуждены были расстаться. И спустя 20 лет после войны они вновь встречают друг друга. Рассмотрим эту историю подробней.
Батарея, в которой лейтенант Никитин командовал взводом, заняла Кёногсдорф. После трудного боя бойцов разместили в одном из загородных домов. Вечером следующего дня Никитин, поднявшись на второй этаж, спасает немецкую девушку Эмму от домогательств сержанта Меженина, и Эмма испытывает благодарность к своему спасителю. Между молодыми людьми возникают чувства. Эмма и Никитин не раз встречались у лейтенанта в комнате в тайне ото всех, и ни языковые преграды, ни политические события не могли помешать этим отношениям [1].
Через несколько дней была объявлена боевая готовность, и военные покинули загородный дом. Жизненные пути Эммы и Никитина разошлись.
Спустя много лет, когда каждый из героев уже живет своей жизнью, Эмма и Никитин вновь встречаются в Гамбурге. Сюда он и его друг писатель Платон Самсонов прилетели по приглашению фрау Герберт. Она пригласила их на собрание немецкого литературного кружка для обмена мнениями о современной культуре, и дискуссии на тему «Писатель и современная цивилизация».
В гостях у госпожи Герберт Никитин рассматривал домашний альбом, в котором были фотографии Германии военной поры. На одном из фото был изображен тот самый дом, в котором происходили события в начале мая 1945 года. Никитин вспомнил этот дом и понял, что перед ним была та самая Эмма, в которую он был влюблен 26 лет назад.
Произведение Юрия Бондарева доказывает нам тот факт, что истории «запретной» любви были в годы войны не редкость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Река времен в своём стремленье// Уносит все дела людей – заметил в своё время известный русский писатель Г. Р. Державин.
Действительно, «река времён», жернова истории перемалывают судьбы людей, и зачастую человеческие судьбы преломляются сквозь призму политики.
Тайник в стене «хрущевки» образовался именно потому, что у героев нашей истории не было общей судьбы. Пути Хильдегарды Зауль и её молодого человека, для которого девушка стала «первой любовью», разошлись в феврале далёкого 1946 года. Однако вещи продлевают жизнь человека: найденные фотографии побудили авторов данной работы к реконструкции отношений между Хильдегардой и её избранником.
Любовь сильнее расстояний, национальных распрей, что и доказывают истории «запретной» любви Адама Отто и Маши Васильевой, Ивана Бывших и Лизхен Вальдхельм, Хильдегарды Зауль и неизвестного русского военного.
Художественное постижение истории вдохновляет писателей к тому, чтобы правдиво отражать эпоху, в которой живут герои его произведений. Именно таким произведением стал роман Ю. Бондарева «Берег», в котором нашла отражение история любви лейтенанта Никитина и Эммы.
История любви Хильдегарды и русского военного остаётся открытой. Журналисты в частной беседе выразили надежду, что потомки той или другой стороны отзовутся и спустя 74 года их любовь перестанет быть тайной на двоих.
Как видим, устная личная история добавляет красок в эпические картины истории общей, истории государств.
ИСТОЧНИКИ
1.Бондарев Ю. «Берег». https://e-libra.ru/read/106309-bereg.html
2.Весна 45-го года. https://zen.yandex.ru/media/russianhistory/vesna-45go-goda-kak-nemki-vliublialis-v-nashih-soldat-5cdf3ce16a5bb500b3d592ba
3.Жукова А. «Моя первая запретная любовь». https://www.alt.kp.ru/daily/27066/4139057/
4.Зарубежное мнение. https://zen.yandex.com/media/zametki_taxista/amerikanec-i-francujenka-vstretivshiesia-vo-vremia-vtoroi-mirovoi-nashli-drug-druga-spustia-75-let-5d0a8565ef7fdf00afad29e7
6.Сокольникова Н. «Лизхен и Ваниляйн: история любви русского разведчика и немецкой красавицы». https://www.krsk.kp.ru/daily/25878/2841919/
7.Сороко-Цюпа О. С. «Всеобщая история - Новейшая история»
https://www.rulit.me/books/vseobshchaya-istoriya-novejshaya-istoriya-read-460342-65.html
8.Фуко М. «Слова и вещи». – М., «Прогресс», 1977.
9. Шевчук А. Фотоистория. https://vk.com/im?sel=89400723&z=video23543049_456248664%2Fd03a684fb7841bbc85%2Fpl_post_-39394191_443089
10.Galya.ru.https://www5.galya.ru/magic/names/word.php?id=644
11.Woman.ru. «Один патрон на двоих». http://www.woman.ru/relations/medley4/article/219325/
12.https://yandex.ru/q/question/hw.society/istoriia_eto_opredelenie_istorii_kak_nauki_d4120424/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=780b39fc-c7dc-4b81-ac9c-02b79dbc6fec
13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хальберштадт
14. ru.wikipedia.org/wiki/Галле_(город,_Германия)
15.https://yandex.ru/q/question/hw.society/istoriia_eto_opredelenie_istorii_kak_nauki_d4120424/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=780b39fc-c7dc-4b81-ac9c-02b79dbc6fec
16.http://значение-имен.рф/хильдегарда
17.https://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_истории
7