Картины Великой Отечественной войны. Легенды и факты

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Картины Великой Отечественной войны. Легенды и факты

Ковалева А.А. 1
1МОУ "СОШ № 5"
Ковалева Ю.Е. 1
1МОУ "СОШ №5"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Я не раз с родителями была на Поклонной горе. Больше всего каждый раз меня поражает Зал памяти и скорби. 2 миллиона 600 тысяч подвесок – это малая часть слез людей.

К году 75- летия Победы Музей и поисковое движение России создали совместный проект «Фронтовой портрет. Судьба солдата». Я сама люблю рисовать. И когда на Манежной площади открыли выставку «Память поколений», мы посетили и ее. Здесь я услышала интересные факты о некоторых картинах времен Великой Отечественной войны и меня заинтересовал вопрос: а сколько еще мне неизвестного и интересного можно узнать о них.

Цель исследования: изучение картин, написанных в годы Великой Отечественной войны, выявление значимости этого вида искусства как документов эпохи.

Для своей работы я исследовала историю создания некоторых картин и отобрала легенды и малоизвестные факты о них. Считаю, что это будет интересно и ребятам, и взрослым.

Задачамисвоей деятельностисчитаю:

Сбор информации о картинах художников ВОВ , интересных и малоизвестных фактов

Получение навыка исследовательской деятельности при обобщении собранного мною материала

Провести классификацию найденной информации 

Оформить исследовательскую работу и материалы по теме в альбом

Работа имеет практическое значение: обобщается материал по теме «Война», который в дальнейшем будет использован при проведении уроков, классных часов и внеклассных мероприятий.

2.Основная часть.

Исследовательская работа.

Кукрыниксы. Листовки.

22 июня 1941 года… Уже вечером был нарисован эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

Всю войну художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов ( они работали под псевдонимом кукрыниксы) боролись с фашистами с помощью сатиры. Если враг смешон, он уже повержен – поэтому листовки и плакаты сопровождали бойцов Красной армии вплоть до Берлина.

Есть легенда,будто одна из их работ попала на стол к самому Гитлеру – фюрер был страшно обижен и пообещал расстрелять юмористов.

Картина «Фашист пролетел». Художник Пластов А. А. 1942 г.

Далеко в небе фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь маленького пастушка .На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление.

Когда на выставке в1942 году, появилось это полотно, зрители застывали в глубоком молчании. Только слезы навертывались, да руки сжимались в кулаки. Хотелось мстить врагу, мстить жестоко, беспощадно.

Существует легенда, что В 1943 году  Сталин взял эту картину с собой на конференцию. Рузвельт (32 президент США) и Черчилль (премьер –министр Великобритании) были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта.

Вера Мухина. Портретные изображения героев войны.

Все мы знаем скульптора Веру Мухину и ее скульптуру «Рабочий и колхозница».

Но мало кто знает, что Мухина писала портретные изображения героев Великой Отечественной войны, и именно они открыли собой целую галерею, продолженную потом другими художниками того времени.
За свои портреты В. И. Мухина в 1943 году была удостоена Государственной премии.

Серов Владимир Александрович. «Здесь прошел враг».

В своем стремлении к молниеносной победе враг не щадил никого.

У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая 12 правил в обращении с русскими, где говорилось: «Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

В блокадном Ленинграде 1942 года художником Серовым была написана картина “Здесь прошел враг». Эта картина изображала эпизод, характерный для той суровой поры. Фашисты только что совершили своё очередное преступление: вновь пролилась кровь, и на земле распласталась ещё одна невинная жертва – растерзанная молодая женщина и рядом – умирающий, но непонимающий произошедшей трагедии ребёнок.

Мало кто знает, но с этой картины было выполнено внушительное по своим размерам панно. Оно было помещено у Казанского собора на Невском проспекте. Высокоподнятое над крышами домов, оно издалека просматривалось бойцами, направлявшимися на фронт. Панно не сохранилось, но этот образ врезался в память ленинградцев – защитников города и его героических жителей блокадной поры.

Мало кто знает, что за первые 30 дней войны Кремль «исчез» с лица Москвы. Немецкие летчики были удивлены, что их карты врут. Все дело в том, что по плану маскировки звезды на башнях и кресты на церквях зачехлили, а купола покрасили в черный цвет. По всей Кремлевской стене поставили макеты деревянных построек. Мавзолей стал трехэтажным.

Ранним утром 7 ноября 1941 года в Москве шёл густой снег.

К Красной площади подтягивались солдаты, конница, бронетехника, оркестр. Накануне была снята маскировка с Мавзолея и кремлёвских звёзд. Через несколько минут начнётся военный парад, который потрясёт мир и войдёт в историю войн как не имеющая аналогов войсковая операция.

Художник Павел Корин был свидетелем того парада. Когда уже после войны, к нему обратились с предложением оформить новую станцию метро, Корин вспомнил и парад, и речь нашего вождя Сталина.

Мозаика «Вручение гвардейского знамени на Красной площади 7 ноября 1941 года»

Этот сюжет - тот самый памятный парад. Товарищ И.В. Сталин вместе со знаменем будто вручает в руки солдата саму судьбу страны.

Кривоногов «Взятие Рейхстага»

Рассказывают, что у каждого солдата, участвовавшего в штурме Рейхстага, был отрез ткани алого цвета, сделанный из чего угодно — из скатертей, штор. Занимая помещения, лестницы, этажи, солдаты прикрепляли то тут, то там свои маленькие Знамёна Победы.

Подлинное Знамя Победы хранится в Центральном музее Вооруженных сил. Мало кто знает, что его запрещено хранить в вертикальном положении: сатин, из которого сделан флаг, материал хрупкий. Поэтому знамя уложено горизонтально и покрыто специальной бумагой. Из древка выдернуты все 9 гвоздей, которыми к нему прибили полотнище. Во всех остальных случаях присутствует дубликат этого Знамени Победы. Он выставлен в стеклянной витрине и давно воспринимается в качестве настоящего Знамени Победы. И даже стареет копия точно так же, как историческое героическое полотнище, вооруженное 75 лет назад над Рейхстагом.

Константин Антонов «Победители».

Художник Антонов был на фронте. Три раза ему отказывали – не хватало нескольких месяцев до восемнадцати, – и только на четвертый раз настойчивого юношу отправили на курсы младших командиров. Константин Михайлович Антонов прошел всю войну. Был сержантом, командиром орудия. Он награжден орденами Отечественной войны I степени и «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть».

А Победу пришлось встретить в госпитале под Горьким, где он лежал после тяжелого ранения. Долгие месяцы врачи боролись за его жизнь, много раз он был на грани смерти. Победила жизнь, но как горько было сознавать, что в двадцать лет – инвалид.

Парад победы в 1945 году сам по себе просился на холсты художника Константина Антонова. На своей картине «Победители» он изобразил советских солдат, бросающих вражеские знамёна.

Парад Победы, состоявшийся 24-го июня 1945-го года, тем, что по Красной Площади пронесли в наклонном к земле положении немецкие знамена. Все солдаты были в перчатках, чтобы не запачкать руки о знамена разгромленного врага. Отвращение к ним у советского народа было огромным!

Что интересно, многие люди до сих пор уверены, что эти знамена, брошенные к подножию Мавзолея, были потом сожжены. Это ошибочное мнение. На самом деле их не сжигали. Их поместили в Центральный музей Вооруженных Сил.

Мало кто знает, что в костре сгорели только перчатки, в которых солдаты эти знамена пронесли и сбросили и вот постамент специально для фашистских знамен сооруженный.

3.Заключение.

Наша Родина….. Наше время… Проблема нашего времени в том, что сегодня зарубежные политики искажают историю Великой Отечественной войны. Разрушается историческая память. Я хочу, чтобы мы знали прошлое нашего народа. Я хочу, чтобы мы зналипрошлое нашей страны. Я хочу, чтобы наши представления о милосердии, великодушии, добре, патриотизме сохранились.

4.Список литературы.

http://www.bolshoyvopros.ru

Гапеева В. И., Кузнецова Э. В. Беседы о художниках. – М., Просвещение, 1964 г.

Долгополов И. В. Мастера: новеллы о художниках . – М., Воениздат, 1981г.

Ненарокомова И. С. «Люблю большие планы…» Художник Александр Дейнека. М., Советский художник,1987 г.

Языкова И. В. Монография «Илья Глазунов». – М., Изобразительное искусство ,1973 г.

5

Просмотров работы: 111