Великая Отечественная война в произведениях живописи

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война в произведениях живописи

Губанова А.В. 1
1МБОУ «Школа № 51»
Петухова Л.Н. 1
1МБОУ «Школа № 51»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Искусство отражает эпоху —

и в этом отношении нет зеркала

более верного и убедительного, чем искусство.

(Лев Любимов)

Страшной страницей вошла в историю нашей страны Великая Отечественная война. Сколько искалеченных, изломанных жизней! События 1941-1945 гг. оставили след в сердцах миллионов человек.В народной памяти Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. незыблемо сохраняется как свидетельство не только величайшей трагедии, но и великого подвига советских людей.

Тема Великой Отечественной войны находит отражение во всех сферах искусства, в том числе и изобразительного. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и театральных постановках. Участники сражений становились героями живописцев, скульпторов, графиков, режиссеров и сценографов.

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Одни сражались на фронте, другие – в партизанских отрядах и народном ополчении. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. Будучи свидетелями событий, художники не могли не перенести их на полотна. В послевоенные годы художники продолжают обращаться к теме Великой Отечественной войны. В этом году мы отмечаем 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Это и определило тему моейнаучно-исследовательской работы«Великая Отечественная война в произведениях живописи».

Проблема данной научно-исследовательской работы: поскольку живопись сама по себе является мощным средством развития образного мышления и способности сверхчувственного восприятия мира, учащимся

1

необходимо знакомиться с живописными произведениями о Великой Отечественной войне.

Объект исследования: культурно-историческая реальность как условие создания и развития батальной живописи о войне 1941-1945 годов, предмет исследования: произведения живописи о Великой Отечественной войне.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать отражение в живописи исторических событий Великой Отечественной войны в хронологическом порядке.

Были определены следующие задачи для достижения поставленной цели:

Собрать и систематизировать информацию о художниках, отразивших в своем творчестве основные события ВОВ;

Проанализировать произведения живописи по теме ВОВ;

Создать ЭОР для использования на уроках ОО «Искусство» и внеурочной деятельности.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме, анализ материалов сайтов сети Интернет, систематизация найденной информации, проведение анкетирования среди учащихся 8-х классов.

Актуальность исследования обуславливается тем, что сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее.

Новизна: впервые представлена достаточно полная информация об отражении в живописи исторических событий Великой Отечественной войны в хронологическом порядке, показав путь к Победе.

2

Теоретическая ценность данного исследования заключается в популяризации изучения живописи о Великой Отечественной войне для формирования правильной оценки итогов войны и воспитания патриотизма.

Практическая значимость:материалы и выводы исследования могут быть использованы учителями и учащимися на уроках гуманитарного цикла, на внеклассных мероприятиях в школе, во внеурочной деятельности.

В необходимости проведения исследовательской работы меня убедили результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 8-х классов. В анкетировании приняли участие 50 человек (приложение 1). Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство учащихся немного знают произведения живописи, в которых отражены события ВОВ, и значит, тема исследовательской работы выбрана правильно, она актуальна и должна быть интересна многим.

Личным вкладом в решении вопроса по изучению живописи о Великой Отечественной войне я считаю свою художественную деятельность.

3

2. НАЧАЛО ВОЙНЫ. ПЛАН «БАРБАРОССА»

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистские войска вторглись на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецких захватчиков. Гитлеровский план «Барбаросса» предусматривал молниеносную войну на трех основных направлениях – на Ленинград, на Москву и на Киев. Предполагалось разгромить Красную Армию в кратчайший срок. Уже на сороковой день войны планировалось подойти к Москве и к началу осени захватить ее.

Превосходство врага было настолько велико, что советским войскам не удавалось сдержать его натиск, несмотря на ожесточенное сопротивление. И все же молниеносной войны у Гитлера не получилось. Красной Армии удалось нанести врагу ощутимый урон. За первый месяц войны фашисты потеряли больше, чем за все предыдущие войны, вместе взятые.

Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись.Защита Брестской крепости стала первым подвигом советских бойцов в Великой Отечественной войне. Этот подвиг отобразил в своём полотне Пётр Кривоногов. В 1951 году в память о героико–трагическом событии и великом подвиге он пишет картину «Защитники брестской крепости» (приложение 2).

К середине октября 1941 года немцы вплотную подошли к столице,

преодолевая отчаянное сопротивление советских войск. Они уже видели в бинокли башни московского Кремля. Но 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад, бойцы, которого уходили прямо на фронт. Благодаря беспримерному мужеству и героизму защитников Москвы, в начале ноября наступление немцев удалось остановить. Это событие отражено в картине К. Юона «Парад на красной площади 7 ноября 1941 года» (приложение3). Глядя на картину, зритель сразу видит небо – низкое, серое и облачное. Оно навевает чувство тревоги, страха. Красная площадь заснежена и, что необычно для этого места, пустынна. Только войска ровными рядами идут через площадь. Солдаты уверены в своих силах и победе, они шагают четко, чеканя шаг и зная, что с

4

парада они вступят сразу в настоящий смертельный бой. Все изображенное на картине строго, четко и спокойно. Страна готова к войне и бою, никто не страшится поражения. Юон хочет показать, насколько торжественен этот момент, как он говорит о силе русского народа. На заднем плане картины видны работающие трубы заводов, это говорит о том, что Москва трудится, дабы обеспечить воинов всем необходимым. Тыл не подведет. Картина глубоко западает в душу благодаря своей суровости и мужественности шагающих в бой солдат.

Страшные годы войны вставали во всей своей действительности на картинах русского художника Аркадия Пластова. Одним из самых сильных полотен советской живописи времени Великой Отечественной войны считается картина «Фашист пролетел» (приложение 4). Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина А. Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне. Полотно «Фашист пролетел» замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный акцент помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты.

3. БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

8 сентября 1941 немецкие войска полностью блокировали Ленинград, отрезав все подступы к нему. Началась героическая оборона города, которая длилась почти 900 дней. Об этих страшных событиях мы узнаём не только из исторических архивов, но и по произведениям искусства, созданным в этот период ленинградскими художниками.

Художники показали удивительно трагическую красоту города, нашли художественные средства, чтобы донести свои нравственные идеалы,

5

отраженные в пейзаже, до сердец блокадных ленинградцев и бойцов, лежащих в госпиталях после ранений или защищающих рубежи Ленинграда. Страшные блокадные дни мы видим на картине Ю. Непринцева «Блокада» (приложение 5). Сдавать Ленинград нельзя... Это чувство, эта страстная убежденность были сильнее голода, страданий, болезней, сильнее смерти. И потому город стоял насмерть.

ПУТЬ К ПОБЕДЕ

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБРАЗАХ А. ДЕЙНЕКИ

Севастополь - город русской боевой славы. Его слава не меркнет с годами. Оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны стала трагической страницей истории города. Но она стала примером массового героизма и самопожертвования советских людей. Эти события отобразил на своём полотне «Оборона Севастополя» А. Дейнека (приложение 6), объединив их в обобщающий образ и подняв его до символа народной эпопеи. Композиция картины построена так, что ощущаешь себя непосредственным участником боя, как, будто сам являешься участником рукопашной схватки, потому что это героическое полотно писал художник, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний.

Картина А. А. Дейнеки - не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: богатырских фигур советских моряков в белоснежных одеждах с надвигающейся темно-серой, почти безликой массой захватчиков. На картине крупным планом изображен матрос. В его позе, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в крепко держащих связку гранат руках, в решительном лице - во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага. Картина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Мы видим жертвенность русского

6

бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ

Оборонительные сражения на Сталинградском направлении началисьв июле 1942 г. После ожесточенных боев вражеские войска прорвались на окраины Сталинграда, где были остановлены. Но ценой неимоверных усилий Красной Армии к зиме удалось сначала остановить наступление немцев, а затем перейти в контрнаступление. В результате успешных боевых действий была окружена южная группировка войск противника. Его попытки прорвать кольцо были безуспешны. 2 февраля 1943 года немцы объявили о своей капитуляции. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, ставший символом величайшего мужества. Сталинград останется в веках в памяти человечества. Эта память не может не отразиться в живописи. В картине Г. Марченко «На окраине Сталинграда» (приложение 7) передана атмосфера самой кровавой битвы этой войны.

КУРСКАЯ БИТВА НА ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ

Летом 1943 г. Советское командование своевременно раскрыло вражеские планы наступления в районе Курской дуги. Это позволило хорошо подготовить оборону, а затем перейти в контрнаступление. В ходе грандиозного танкового сражения враг был разбит, что предопределило окончательный крах наступательной стратегии германской военной машины. Этой теме посвящена картина «На Курской Дуге» (приложение 8) художника П. А. Кривоногова, который с первых дней войны был на фронте и дошёл до Берлина. В картине художник демонстрирует мастерство многофигурной композиции и тонкую живописную гамму красок и тонов. На багряном закате изображено русское поле с подбитыми, еще дымящимися фашистскими «тиграми» и «фердинандами». Глубокая тишина. Апофеоз жестокого танкового сражения.

7

5. ЛИКИ ПОБЕДЫ

Задачу окончательно разгромить врага в его логове советское командование успешно решило в ходе Берлинской операции. 30 апреля 1945 г. после тяжелых уличных боев советские войска штурмом взяли рейхстаг (ставку Гитлера), а 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Художник П. Кривоногов, побывавший свидетелем многих малых и больших сражений, награжденный орденом Красной Звезды и боевыми медалямихудожник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата, где сделал для памяти наброски карандашом. В 1948 году он создаёт свою знаменитую картину «Победа» (приложение 10). На фоне горящего Рейхстага с задымленными колоннами, со следами пуль и осколками снарядов на мраморных ступенях ликующие советские воины-победители. Многофигурная композиция передает атмосферу исторического момента, душевного подъема и торжества. И каждая фигура солдата, а их десятки, — это не безликая масса, а живой индивидуальный образ, характер. Эта картина стала знаковой в живописной истории Отечественной войны.

8

З

 

АКЛЮЧЕНИЕ

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: "Когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом. Многие художники встали на защиту Родины с оружием в руках. Они были свидетелями, а то и непосредственными участниками происходящих драматических событий. Многие из созданных в годы войны и послевоенные годы произведений по праву считаются непревзойденными. В наши дни вновь возрос интерес к Великой Отечественной войне, особенно среди молодежи. Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто воевал, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели победить фашизм. И не только победить, пережить горе, боль, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Несмотря на тяжелейшие условия военного, и послевоенного времени, художественная жизнь не угасала. Мастера живописи создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни, войне и Великой победе.

В своей работе я рассмотрела лишь малое количество работ художников, которые помогают нам понять, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу. А если собрать работы всех художников вместе, получится величественнейшая диорама той страшной битвы и войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение. По неумолимому закону времени уходит в прошлое год за годом. Только у памяти нет срока давности.

И сохранить эту память нам поможет искусство.

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Великие художники. Том 78. Аркадий Пластов. – Издательство «Директ – Медиа», 2012

Долгополов И. Мастера и шедевры. Т3- М.: Изобразительное искусство, 1990

Лавренко Б.М. Юрий Михайлович Непринцев //Сб. трудов Института им. И.Е. Репина. – СПб., 2000. – С.3-5.

Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. - СПб., 2010.

Суздалев П. Из книги об искусстве периода Великой Отечественной войны // Искусство. 1985, № 5. С.70.

6. Интернет-ресурсы:

Всё для фронта, всё для Победы - http://gym6.narod.ru/3/63/win.htm

Галерея картин о ВОВ - http://pobeda1945-art.ru/gal1/photo4.htm

Галерея картин о ВОВ - http://sergeymazanov.livejournal.com/170093.html

Как советские художники приближали славный день Победы - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16072/

Изображение К. Юон. "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года - http://3a-cccp.livejournal.com/523978.html

Изображение В. Болтышев « Бой под Калининым 1941. Битва за Москву» - http://artpo.ru/Boltyshev_Viktor

Статья В. Никитина Аркадий Пластов: «Всё должно быть напоено дыханием искренности, правды и оптимизма» - http://media73.ru/2013/26224-arkadij-plastov-vsyo-dolzhno-byt

Приложение 1

Результаты анкетирования

На первый вопрос: «В каких видах искусства отражена Великая Отечественная война?» - положительно ответили все 50 человек (100%). Были названы: киноискусство, театр, музыка, изобразительное искусство.

На вопрос: «Знаете ли Вы художников, отразивших в своем творчестве события Великой Отечественной войны?» - были разные ответы. В основном называли не большедвух художников (40%).

На вопрос: «Какие живописные произведения о Великой Отечественной войне Вы знаете?»–20человек (40%) назвали «Фашист пролетел» А. Пластова, «Мать партизана» С. Герасимова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки; 30человек (60%) не смогли ответить на данный вопрос.

На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым для человека знакомство с произведениями живописи о Великой Отечественной войне?» - положительно ответили все 50 человек (100%).

10

Приложение 2

Фото 1

Кривоногов П. «Защитники Брестской крепости». 1951.

Приложение 3

Фото 2

Юон К.

«Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».1942

11

Приложение 4

Фото 3

Пластов А. «Фашист пролетел»

Приложение 5

Фото 4

Непринцев Ю. «Блокада», 1943

12

Приложение 6

Фото 5

Дейнека А. «Оборона Севастополя», 1942 ГРМ

Приложение 7

Фото 6

Марченко Г. «На окраине Сталинграда»

13

Приложение 8

Фото 7 Кривоногов П. «На Курской Дуге», 1949

Приложение 9

Фото 8

Кривоногов П. «Победа». 1948

14

Просмотров работы: 1562