Участник Великой Отечественной войны в моей родословной

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Участник Великой Отечественной войны в моей родословной

Филиппова А.В. 1
1МОУ "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Алексеева Э.В. 1
1МОУ "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое воевало с фашизмом. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.

Введение

Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся не задумываются, какой след оставила война в их семьях? Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны. Я, представитель четвертого поколения нашей семьи. Я не знаю, что такое война, беда, голод, чего нельзя сказать о моих предках, переживших тяготы и лишения войны. Я слышала о своих родственниках – участниках войны, но ответить конкретно на вопросы: где воевали? на каких фронтах? какие города освобождали? в чем конкретно их заслуга? – не могла.

Цель моей работы:  изучить материал о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны.

Задачи:

Собрать сведения об Иванове Николае Ивановиче

Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами.

Изучить семейный архив.

Найти информацию, документы в поисковых сайтах участников ВОВ.

Провести анкетирование среди одноклассников.

Рассказать о своей работе своим одноклассникам.

Методы исследования:

беседы с родственниками:

изучение семейного архива;

работа с Интернет - ресурсами;

анкетирование одноклассников и изучение результатов анкетирования;

анализ и обобщение собранной информации.

Работа актуальна: 1. каждый человек должен знать свою родословную; 2. с «уходом» ветеранов - участников войны, исчезают и воспоминания, дающие нам возможность лучше понять войну, поэтому важно сохранить память о ветеране.

Объект исследования: история семьи и ее связь с историей страны.

Предмет исследования: архив семьи Ивановых.

Практическая значимость: работу можно использовать  во внеклассной работе, пополнит архив семьи

Мой родственник – участник Великой Отечественной войны

Мой прадедушка, Иванов Николай Иванович, родился 22 апреля 1915 года в деревне Нижняя Моркинского района (приложение 1). В 1927 году окончил Мало-Кушнинскую 5-летнюю начальную школу. 17 сентября 1937 года был призван на военную службу в 37 авиаполк и был уволен в запас 15 ноября 1940 года. Вернувшись со службы в армии, женился на девушке из д.Чукша, на моей прабабушке.

28 июля 1941 года Моркинским районным военкоматом прадедушку призвали на фронт. В 26-летнем возрасте, оставив молодую жену, он ушёл защищать свою Родину. Неблизким оказался его боевой путь от родной деревни до Победы.

Николай Иванович был телефонистом 1122 стрелкового полка 334 стрелковой Витебской ордена Суворова дивизии, сформированной 9 августа 1941 года в городе Казани Приволжского военного округа.

Боевые действия прадедушки.

битва за Москву (с ноября по декабрь 1941г.);

освобождение п.Нелидово (январь 1942г.);

бои под городом Велижем (с февраля 1942 по октябрь 1943 года);

бои за освобождение города Витебска, освобождение Белоруссии (с ноября 1943 по май 1944);

освобождение Прибалтики, боевые действия на территории Латвийской республики (с августа по ноябрь 1944 года);

боевые действия в Восточной Пруссии (с января по май 1945 года).

За образцовое выполнение боевых заданий, устранение порывов линии связи под сильным огнем противника прадедушка был награжден (приложение2):

Медаль «За отвагу»

Медаль «За оборону Москвы»

Медаль «За взятие Кенигсберга»

Медаль «За победу над Германией»

Победу Иванов Николай Иванович встретил восточнее города Кенигсберга, но домой вернулся только в ноябре 1945 года.

Из рассказа моей мамы, я узнала, что пройдя этот трудный долгий военный путь, мой прадедушка не был ни разу ранен.

Жизнь после войны.

После окончания Великой Отечественной войны, Николая Ивановича встретили любимая жена (моя прабабушка) и трехлетняя дочь Людмила, которую он впервые увидел. Потом он начал работать в колхозе им.Кирова бригадиром.

К своей работе относился ответственно, проявляя трудолюбие. У прадедушки была большая семья: четыре дочери и два сына. Все они с гордостью вспоминают своего отца, рассказывают своим детям и внукам об этом скромном и добром человеке. Умер 22 августа 1970 года.

Практическая часть

В ходе исследовательской работы, я провела анкетирование среди одноклассников, цель которого выяснить знания о Великой Отечественной войне, и участии в ней старшего поколения их семей. Значимость подобного опроса очень важна. Ведь мы, последнее поколение, которое застало в живых последних ветеранов Великой Отечественной войны. Среди моих одноклассников много тех, у кого прадедушки и прабабушки участвовали в Великой Отечественной войне. Было интересно узнать, есть ли в классе учащиеся, которые проявляют интерес к прошлому своей семьи, знают ли они имена, геройские подвиги, которые совершали наши земляки на фронтах Великой Отечественной. Хотелось бы выяснить, откуда они получают информацию о них. И в целом, интересуется ли нынешнее поколение историческим прошлым нашей малой Родины. В зависимости от их ответов, можно сделать прогноз – будем ли мы помнить эту страшную войну в истории нашей Родины через десятилетия или же забудем Великую Победу над фашизмом (приложение 3).

Мне стало интересно, откуда ученики узнали о прошлом своей семьи: из рассказов родителей, бабушек или дедушек, либо же обращались к архивным материалам, интернет - ресурсам или обращались к каким-то иным источникам информации. Выяснилось, что ребятам помогли бабушки и дедушки и еще обратились к интернет – ресурсам, например сайт «Подвиг народа».

В ходе беседы, мы пришли к выводу, что нужно знать и помнить о своих земляках-участниках Великой Отечественной войны. Нам нельзя, забыть о том, что совершили эти люди в те далекие и страшные годы.

Заключение

Для каждого человека семья – это самое ценное, что есть в жизни. Каждый человек должен знать историю своего рода. В результате проделанной работы я узнала, что мой прадед Иванов Николай Иванович, был ефрейтором-связистом, налаживал связь на фронте. Хоть я и родилась задолго после его смерти, я рада, что у меня был такой родственник – ветеран Великой Отечественной войны. 

Дедушка Коля – герой, подаривший мне беспечное детство. Из воспоминаний родных я узнала, какие тяготы, лишения ему пришлось преодолеть на фронте, сколько сил приложить для приближения победы, как сильно любить свою землю! Поэтому 9 Мая вместе с родителями участвую в акции «Бессмертный полк». Это самое малое, что мы можем сделать и должны делать ради того, чтобы не было войны, ради того, чтоб сохранить память о героях, защищавших нашу Родину.

Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости. И нам, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Список литературы:

Книга Памяти: «Они защищали Родину. Назовем поименно. Моркинский район»

сайт «Подвиг народа»

сайт «Память народа»

Информаторы: Филиппова Марина Евгеньевна, моя мама – внучка Иванова Николая Ивановича.

Приложение

Приложение 1

Фото отсканировано Филипповой Анастасией, с семейного архива

Приложение 2

Фото отсканировано Филипповой Анастасией, с семейного архива

Приложение 3

В опросе участвовали 28 человек.

Ребята отвечали на вопросы:

1.«Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?»все ответили: да.

2. Есть ли в твоей семье участники Великой Отечественной войны? 9 учеников ответили: да.

3.Знаешь ли ты, какие подвиги они совершили? 7 детей знают, это тоже не мало.

4.Откуда ты узнал о прошлом своей семьи? Ребятам помогли бабушки и дедушки, некоторые обратились и на сайт «Память народа»

4.Хотелось ли тебе узнать о подвигах твоих земляков-участников Великой Отечественной войны?» Все мои одноклассники 28 человек изъявили желание узнать о своих земляках-участниках Великой Отечественной войны. На мой взгляд, они осознают, что нельзя, невозможно, забыть о том, что совершили эти люди в те далекие и страшные годы.

Просмотров работы: 119