Введение
Советский Север в 1940ые годы - это территория, на которой располагались
шесть национальных округов, северные районы Якутской ССР, районы деятельности Главного управления Северного морского пути и Главного управления строительства на Дальнем Севере, Норильский горнопромышленный, Игарский транспортный узлы...
Значительную часть Советского Севера СССР - более 700 тыс. кв. км - занимал Ямало-Ненецкий округ, расположенный в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. На западе, по Уральскому хребту, Ямало - Ненецкий округ граничил с Архангельской областью и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским округом, на востоке - с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским национальными округами Красноярского края. Часть территории округа располагалась за Полярным кругом, охватывала низовья Оби с притоками, бассейны рек Надым, Пур и Таз, полуострова Ямал, Тазовский, Гыданский, группу островов в Карском море (Белый, Шокальский, Неупокоева, Олений и др.), а также восточные склоны Приполярья, Полярного Урала.
Ямало-Ненецкий округ образован 10 декабря 1930 как национальный округ в составе Уральской области, 17 января 1934 вошел в образованную Обь - Иртышскую область с центром в Тюмени, которая была упразднена в декабре 1934, после чего стал частью Омской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 включен в образованную Тюменскую область. На момент образования округа в нем было 6 административных районов (1931г). После нескольких территориально-административных реформ предвоенного десятилетия в округе стало 9 административных районов (Шурышкарский, Приуральский, Ямальский, Тамбейский, Надымский, Пуровский, Гыдоямский, Тазовский, Красноселькупский). Коренное население составляло 51,3% населения.
С 1977 года Ямало-Ненецкий округ имеет статус автономного. 18 октября 1991 года Ямало-Ненецкий округ принял декларацию о суверенитете. С 1992 года Ямало-Ненецкий округ стал полноправным субъектом Российской Федерации.
2020 год - Год памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Война непосредственно коснулась Ямала: его пересекал Арктический фронт. Тысячи ушедших на фронт бойцов, тысячи тонн рыбы, поставляемой фронту, деньги, сданные в Фонд обороны…
По данным архивного фонда «Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа» на Ямале было создано 7 взводов, состоящих из 366 человек. В Красную Армию по Ямало-Ненецкому национальному округу призвано 8982 человека. Ненцы, ханты, коми, селькупы вместе с русскими и другими народами СССР сражались на фронтах.
С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 2282 человека: 1881 человек погиб, 173 - пропали без вести, 228 - умерли от ран.
Более 3000 человек награждено орденами и медалями, из них 570 жителей коренных национальностей Севера. Звание Героя Советского Союза было присвоено 8 воинам - ямальцам.
Ямальцы самоотверженно работали на трудовом фронте. Призыв «Все для фронта, все для победы!» стал целью и смыслом жизни наших земляков в период тяжелых испытаний.
Ямало-Ненецкий автономный округ внёс достойную лепту в Победу.
Объект исследования - экономический вклад Ямала в Победу над фашизмом в период Великой Отечественной войны.
Предмет исследования - история промыслов (рыбного хозяйства) и транспортной системы в акватории северного побережья Ямала в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945гг).
Степень изученности проблемы в отечественной исторической науке.
В историографии экономического развития Севера Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны можно выделить два периода:
советская историография (1941-1991гг) и современная историография (1992 - 2000гг)
Историки советского периода Г.А. Мазуренко, Л.Е. Киселев, В.Н. Увачан, Ю.П. Прибыльский, М.Е. Бударин, В.Б. Базаржапов исследовали изменения в жизни северных народов в послеоктябрьский период, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Наряду с другими северными регионами рассматривались факты и по истории Ямала. Однако отдельных работ, посвященных непосредственно промыслам ЯНАО в 1941-1945гг, создано не было.
Ю.П. Прибыльский, Л.В. Алексеева, Г.П. Харючи, В.Д. Камынин, В.Н. Гриценко, Н.В. Гриценко - современные исследователи, в центр внимания ставят людей, их судьбы, и через них характеризуют социально-экономические и общественно-политические процессы. Но трудов на основе комплексного подхода по истории промыслов, в частности рыбного хозяйства, транспортной системы Ямало-Ненецкого округа периода Великой Отечественной войны, немного.
Изученная историография и привлечение комплекса источников определили цель и задачи исследования.
Цель исследования - определение экономического вклада Ямала в победу над фашизмом, увековечивание памяти о героизме тружеников тыла, полярников в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Задачи:
1.исследовать на примере рыбного хозяйства (объемы рыбодобычи и производства рыботоваров) развитие промыслов в военное время;
2.изучить трудовые ресурсы, подготовку кадров, организацию социалистического соревнования в рыбной отрасли округа;
3.отразить трудовой героизм жителей Ямала, полярников Северного морского пути на арктических коммуникациях в акватории северного побережья Ямала.
Источники исследования:
- документальные публикации:в фондах Государственного архива Ямало-Ненецкого автономного округа хранятся документы периода Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Это фотографии, воспоминания, документы фронтовиков и тружеников тыла, окружных и городских органов власти и их структурных подразделений (Архивы Ямала. https://yamalarchives.ru/publications/);
- материалы периодической печати, которые компенсировали отсутствие архивных документов («Красный Север» - орган издания Ямало-Ненецкого ОК ВКП (б) и окрисполкома на страницах фотоальбома «Победа. Одна на всех. Ямал в годы Великой Отечественной войны».- Красноярск, 2015);
- эпистолярные источники: воспоминания и письма ветеранов Ямальского Севера (Моя судьба - судьба России. Воспоминания ветеранов. Департамент социальной политики Управление социальных программ. Совет ветеранов МО г.Надым и Надымский район.- Надым, 2005).
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания, а также системно-структурный, исторический и метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, приложений.
Полученные результаты исследования можно использовать в учебном процессе по курсу истории, краеведения.
Глава 1 Экономика Ямала накануне и в период Великой Отечественной войны
§1 Ресурсы Ямала накануне войны
По Всесоюзной переписи 1939 г. в Ямало-Ненецком округе были зарегистрированы 45 840 человек, из них мужчин - 23 451 человек, женщин - 22 389 человек. Соотношение русского и коренного населения было примерно одинаковым (таблица 1.).Увеличение численности населения в округе в предвоенное десятилетие происходило за счет принудительных миграций (крестьянская ссылка, лагерный труд).
Основными отраслями экономики округа в предвоенные годы оставались оленеводство, высокими темпами росли заготовки пушнины - в 10 раз с 1931года по 1940-й год. После образования округа стала развиваться совершенно новая отрасль - растениеводство. В При- и Заполярье стали выращивать картофель, овощи, кормовые корнеплоды.
Природные ресурсы округа состояли из прибрежных вод, рек и озер. Побережье Ямало-Ненецкого округа омывается водами Карского моря, к бассейну которого относятся Обь, Надым, Пур, Таз и другие реки. Обская губа - залив Карского моря, вдающийся глубоко в сушу. По размерам является самым крупным морским заливом Арктики. В водоемах округа водилась рыба, которая по «народной» классификации подразделялась на три группы: белая (муксун, сырок, нельма, пыжьян, щокур, обская сельдь); красная (осетр); черная (налим, ерш, щука, карась, окунь, язь).
Ведущей в промышленном производстве округа была рыбная отрасль. В рыбодобыче участвовал 71 колхоз, работали 7 рыбозаводов. В июле 1930 г. был заложен Обдорский консервный комбинат (рыбоконсервная фабрика в Салехарде) с проектной мощнотью 3,5 млн банок в год. 19 июня 1931 г. завод выдал первую продукцию - 935 тыс. банок консервов.
Проблемами в деятельности рыбопроизводства были недостаточная материальная база; примитивные способы лова (таблица 2).
Таким образом, в предвоенные годы за счет принудительных миграций увеличилась численность населения ЯННО. В регион были сосланы жители Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Молдавии; финны и немцы из Ленинградской области.
Рыбная отрасль оставалась ведущей в экономике округа. Основным перерабатывающим предприятием являлся Салехардский рыбоконсервный комбинат, производивший различные виды рыбной продукции, в том числе консервы.
§2. Промыслы в годы войны
Война потребовала перестройки всего хозяйства округа. После начала войны южные районы рыбодобычи для страны были потеряны. Перед тружениками округа встала задача резкого увеличения вылова рыбы и заготовки пушнины.
Решающее значение для развития рыбной промышленности региона имело постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 6 января 1942 г. «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке».
Основная нагрузка по добыче рыбы ложилась на национальные округа - Ханты - Мансийский и Ямало - Ненецкий.
В 1942 г. ЯННО предстояло добыть 205 тыс. ц рыбы. План рыбодобычи на 1943 г. для ЯННО составил 265 тыс. ц, на 1944 г. - 260 тыс. ц, на 1945 г. - 300 тыс. ц.
С 1943 г. в Ямальском округе осуществляли деятельность 12 рыбозаводов: Полярный, Шугинский, Пуйковский, Гыдоямский, Новопортовский, Северный, Аксарковский, Салехардский, Кушеватский, Мужевский, Тазовский, Пуровский. Первенство по лову рыбы занимали чаще других Шугинский, Тазовский и Пуйковский рыбозаводы
На территории Надымского района находился Шугинский рыбозавод. В первом полугодии 1942 г. заводу был установлен план рыбодобычи 1 100 ц. План был успешно выполнен. Однако в докладной записке секретаря Надымского РК ВКП (б) Данилова в Окружком партии сообщалось, что на заводе не хватало кормщиков - распорщиков (8 человек), не доставало 8 парусных рыбниц, 8 распорных рыбниц, не лучше обстояло дело и с катерами, которых хоть и имелось 7 штук, но они по большей части были неисправны.
Всего рыбозаводами было добыто в 1941 г. 43,9 тыс. ц рыбы, в 1942 г.- 50,0 тыс. ц, в 1943 г.- 69,2 тыс. ц, в 1944 г.- 63,4 тыс. ц, 1945 г. - 52,0 тыс. ц.
К 1945 г. в округе насчитывалось 66 рыболовецких колхозов. Кроме них в рыбодобыче участвовали и сельскохозяйственные колхозы. Динамика добычи рыбы колхозами округа такова: в 1941 г.-71,8 тыс.ц, в 1942 г.-114,0 тыс. ц, в 1943 г.- 156,7 тыс.ц, в 1944 г.-107,1 тыс.ц, в 1945 г.- 98,7 тыс. ц.
Таким образом, добыча рыбы за годы войны (1941- 1945 гг.) составила 810 тысяч центнеров (на 70 процентов больше чем за пятилетие с 1936 - 1940 гг.). Увеличение вылова рыбы позволило также увеличить и выпуск рыбных консервов. Салехардский консервный комбинат в летний период 1944 г. отгрузил 331 вагон рыбопродукции. За годы войны комбинат выпустил консервов в 2,5 раза больше, чем за 10 довоенных лет.
Среди документов Салехардского рыбозавода (комбината) за военные годы имеются: отчеты, сводки, таблицы выполнения действующих норм на рыбоконсервном комбинате. Так, в докладной записке директора комбината т.Семенова Наркому рыбной промышленности о хозяйственной деятельности рыбоконсервного комбината за 1941 - 1944 гг. говорилось: «... Выработка консервов в 1943 г. по сравнению с прошлыми годами была значительно увеличена, в результате чего годовой план был выполнен на три месяца раньше, за 9 месяцев выработано 4501 туб высококачественных консервов.... Горя желанием помощи фронту, коллектив рабочих, ИТР и служащих, к 4-му ноября выпустил сверх плана еще 464 туб консервов».
Рыбаки национального округа нуждались в малом рыболовном флоте. Салехардская судоремонтная база успешно выполняла эту задачу. Это отражено в решении окрисполкома «О строительстве мелкого промыслового флота для колхозов и рыбозаводов» - дать рыбной промышленности как можно больше малых промысловных судов.
Оленеводство, наравне с рыболовством, тоже было основой экономики. По количеству оленей Ямало-Ненецкий автономный округ занимал в годы войны второе место среди национальных округов Севера, уступая только Чукотскому округу. Известно, что для ненцев самое дорогое – олень, и только в крайнем случае он расстается с ним. Во время войны ненцы передали в фонд обороны много собственных оленей. Населением Надымского района сдано фронту живых оленей - 4 109 голов.
Формировались транспортные отряды из оленьих упряжек, которые за время боевых действий доставили на фронт и через линию фронта 8000 воинов и партизан, эвакуировали с поля боя 10142 раненых, перевезли 17000 тонн военных грузов.
Пушной промысел также являлся важной отраслью хозяйства округа. В фонд государства сдавалось большое количество пушнины. Пушнина была важным источником валюты для оплаты закупаемых у союзников оружия и продуктов питания для фронта. В «Красном Севере» от 9 мая 1946г. сообщалось: «За годы война Надымским районом сдано государству пушнины и мехсырья на 1 826 200 руб».
Решением Ямало-Ненецкого окрисполкома было отмечено 450 человек, перевыполнивших план по пушнозаготовкам в 1 квартале 1945 года. За труд в годы войны 255 человек были награждены знаком «Охотник - ударник» и свыше 350 охотников - знаком «Отличник охотпромысла». Округ выполнил задание по изготовлению для Красной Армии меховой одежды, жители собрали и послали на фронт 65.000 вещей.
Глава 2 Все для фронта! Все для Победы!
§1Трудовые ресурсы
За период войны численность населения в округе не сократилась. Наоборот, отмечался его некоторый рост за счет эвакуированных и переселенцев из западных районов СССР. Образование Красноселькупского района (10 августа 1944 г.), переданного из Красноярского края, увеличило население округа. Депортированные в округ в 1941-1944 гг. составили около 8 тыс. человек.
Мужчины ушли на фронт. Их места на производстве заняли женщины, юноши, подростки. В годы войны в ЯННО на производство пришли 2,5 тыс. женщин, которые стали рыбаками, охотниками, пастухами. Расширилось по сравнению с предвоенным временем участие коренного населения в общественном производстве. В 1943 г. на рыбодобыче трудилось 1 245 женщин коренных национальностей (в 1940 г.- 439 человек).
Проблемой военного времени стала нехватка квалифицированных кадров.
Важную роль в подготовке кадров должны были сыграть трудовые резервы. Система государственных трудовых резервов была создана в СССР в 1940 г. В нее входили вновь открываемые училища и школы ФЗО. В области было создано Омское областное управление трудовых ресурсов. Была создана такая школа и в г.Салехарде. Она должна была в короткие сроки подготовить рабочие кадры из числа молодежи, преимущественно подростков. 4 февраля 1942 г. Омский обком ВКП (б) и облисполком приняли постановление № 25-186 «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Омской области», предусматривавшее организацию курсов повышения квалификации для работников среднего звена (звеньевые, бригадиры, зав. рыбоучастками).
Основными формами повышения квалификации служили стахановские школы и курсы. Первые стахановские школы квалифицированных рыбаков на предприятиях Ямала возникли весной 1941 г. В их задачи входили передача опыта стахановцев рабочим, обучение женщин, повышение производственно - технической культуры рабочих. На курсах повышали квалификацию рабочие и колхозники массовых профессий: ловцы, кормплавичи, приемщики, обработчики рыбы
Наряду со взрослыми работали и школьники (таблица 3). В ЯННО к концу войны подростки составляли около 1/3 всех рабочих, занятых на рыбных промыслах.
Ребята старше 12лет вынуждены были бросать школу, поскольку обстановка, сложившаяся в годы войны, требовала мобилизации всех способных к труду. Но 2/3 школьников составляли ученики в возрасте от 8 до 11 лет, обучавшиеся в 1-4классах, т.е. моложе 12лет, они к общественному производству не привлекались.
В путину 1942 г. учащиеся салехардской школы Ю. Прибыльский, Г. Мингалеев, С. Трандин работали на промысле Каменный по 14 часов, перевыполняя нормы вылова в полтора-два раза.
Учащиеся Пуйковской школы в два с половиной раза перевыполнили свой план рыбодобычи. Во время весенней распутицы школьники перевезли на детских санках для рыбозавода 137 тыс. сетных грузил на расстояние более 2 км.
В областной газете была напечатана заметка о 12-летнем подростке К.Колыванове, который вышел на рыбалку, его лодка несколько раз переворачивалась, но он не утонул, сумел не только выбраться, но и наловил 17кг рыбы и принес ее на рыбоприемный пункт. Приемщик отправил его в контору за расчетом, на что ребенок ответил: «Эта рыба в Фонд обороны».
Только за 1942 - 1943 гг. школьники 12 -16 лет добыли 13 000 ц. рыбы.
Всего в Ямальском округе работало 11 ученических производственных бригад, вместе со взрослыми добывавших рыбу. Двум из них 5 июля 1943 г. было присвоено звание фронтовых.
Немало пушнины сдали юные охотники И. Самойлов и А. Кугаевский из посёлка Яр-Сале. В Надымском районе было широко известно имя 17-летней Вэлы Опту. Она добывала в среднем по 360 белок в год, перевыполняя установленное для охотников задание на 150%.
Всего за войну юные патриоты Ямала доставили на приемные пункты 26 тыс. ц. рыбы.
Юные ямальцы работали на огородах сельхозартелей и на зональной станции, ездили за кормом для скота совхоза, собирали металлолом и ягоды, трудились на воскресниках, выгружая муку и овощи с пароходов, шили теплую одежду для солдат, организовывали платные концерты. Деньги, вырученные юными тружениками тыла, сдавали в Фонд обороны и на постройку танка «Малютка». Для его создания собирали средства и дети Омской области. Именной танк Т-60 «Малютка» воевал в составе 91-й отдельной танковой бригады, его механиком-водителем была одна из девятнадцати женщин-танкистов РККА сержант Екатерина Петлюк.
§2. Трудовые подвиги и инициативы ямальцев
Ямальцы внесли весомый вклад в общее дело Победы. Трудовые коллективы работали самоотверженно. Мария Александровна Вэнго из колхоза «Красная Москва» Тазовского района стала организатором первой на Ямале женской рыболовецкой бригады. Героем трудового фронта в ЯННО стал председатель Катровожского колхоза В.С. Пуярби. В 1942 г. колхоз сдал государству 4 636 ц. рыбы при плане 3 200 ц.
В путину 1944 г. самостоятельно трудились комсомольцы Салехардского консервного комбината. Лучшими бригадами являлись бригады, которыми руководили: Тафелюк, Пашина, Артеева, Мохунь. Им было присвоено звание фронтовых бригад.
Популярны стали фронтовые декадники, направленные на улучшение производственных показателей, досрочное выполнение планов. Декадник 1942г. проводился под лозунгами: «Ни часа простоя!», «Ни килограмма потерь!».
В первые дни войны на рыбных промыслах развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение производственных заданий (таблица №4). Во Всесоюзном социалистическом соревновании 1943 г. вышли победителями и получили союзные премии в ЯННО: Пуйковский рыбозавод; колхозы им. Сталина, «Родина» (Надымский район), им.Ленина, им.Сталина (Приуральский район); рыбаки Куличева (Шугинский рыбозавод), Алеева (Аксарковский рыбозавод). Значком «Отличник рыбной промышленности» награждены 18 человек, похвальным грамотами 65 человек. Начиная с 1942г на первый план вышло соревнование между комсомольско-молодежными бригадами за звание «фронтовой» или «гвардейской», что означало выполнение плана на 200 и более процентов. В Надымском районе (Надымский рыбозавод) в предоктябрьском соревновании 1944г участвовало 8 колхозов (около 500 колхозников); 19 рыболовецких бригад и звеньев.
Правительство оценило труд работников тыла, наградив 7 тысяч ямальцев медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Таким образом, численность населения округа в годы войны превысила 50 тыс.человек. Основную рабочую силу на добыче рыбы составляли колхозники и члены их семей, ссыльные и коренное население. Ежегодно в рыбодобыче принимало участие до 1тыс. ребят школьного возраста. Подготовка кадров осуществлялась главным образом через производственное обучение, систему краткосрочных курсов и стахановские школы.
Трудовой подвиг ямальцев очевиден. Жители округа отправляли на фронт меховую одежду и продовольствие, снабжали страну рыбой. Это преимущественно результат труда женщин и подростков, вынесших на своих плечах все тяготы войны и обеспечивших победу над врагом.
Глава 3. Арктические коммуникации
§1. Северный морской путь
В годы Великой Отечественной войны в Заполярье при отсутствии развитой системы грунтовых дорог в период навигаций морской транспорт оказался наиболее эффективным средством перевозок. Арктические коммуникации проходили по акватории северного побережья Ямала (таблица №5). В Баренцевом и Карском морях осуществлялись проводки по двум направлениям: внешние, по которым проходило плавание союзных конвоев из США (по закону о ленд-лизе 11.03.1941г), Великобритании через северную Атлантику и Баренцево море в порты Мурманск и Архангельск, а также внутренние, обеспечивающее доставку грузов в порты и населенные пункты на побережье и острова арктических морей (таблица №6).
Всего за годы войны по трассе Северного морского пути, а также союзных конвоев в зимнее время в Белое море в Советский Союз прошло 78 конвоев, по внутренним коммуникациям -1548 конвоев.
Кроме вооружения наша страна получала по ленд-лизу автомобили, тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и другие товары. Советский Союз поставлял союзникам хромовую, марганцевую руды, платину, золото, лес.
§2. Война с врагом на арктических коммуникациях
Самым быстрым и опасным маршрутом были арктические конвои. Арктический конвой -группа гражданских судов, сведенных для совместного перехода Северным морским путем под охраной военных кораблей.
Понимая важное военное и хозяйственное значение Северного морского пути, гитлеровское командование стремилось взять под контроль движение по Северному морскому пути (операция «Вундерлланд»). В Карское море уже в 1942г. будут направлены подводные лодки. На протяжении 1942-1944 гг. германские подлодки обстреливали полярные станции, заходили в акваторию Обской Губы, минировали Губу, потопляли гражданские суда, арктические конвои.
Безопасность советского судоходства в Белом, Баренцевом, Карском морях обеспечивала Беломорская военная флотилия, входившая в состав Северного флота.
Но в истории внутренних арктических конвоев были и трагические эпизоды.
Один из них - гибель в 1944году транспортного судна «Марина Раскова» и двух эскортных кораблей из конвоя «БД-5». Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник Виктор Александрович Демидов, командиром конвоя - капитан I ранга Александр 3ахарович Шмелев Это была самая крупная наша потеря в конвойных операциях за годы войны в Арктике. Конвой БД-5 (Белое море - Диксон № 5) - советский военно- морской внутренний арктический конвой, был потоплен 12-13 августа 1944 года в 60 милях от о. Белый в Карском море немецкой подводной лодкой. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин.
Пароход «Марина Раскова» - огромное судно, спущенное на воду в Америке еще в 1919г. В 1943 году американцы передали его нашему флоту. В США судно называлось «Айронклайд», в СССР корабль переименовали в «Марину Раскову» в честь легендарной боевой летчицы времен Великой Отечественной.
8 августа 1944 года судно с 55 членами экипажа, взяв на борт 354 пассажира и 6600 тонн грузов, отправилось из Молотовска (Северодвинск) по направлению к Диксону. Цели у «Марины Расковой» были сугубо мирными. Доставить на полярные станции Карского моря и моря Лаптевых рабочих- сменщиков и их семьи, завезти в далекие северные поселки продовольствие, топливо и материалы. Среди пассажиров парохода были женщины и дети. Пароход прикрывали три тральщика Т-114, 116 и 118.
В Карском море уже орудовала «волчья стая», - шесть подводных лодок.
12 августа суда конвоя БД-5 легли на курс к острову Белому. Немецкая подводная лодка U-365 торпедировала суда конвоя БД-5, находившиеся примерно в шестидесяти милях от о. Белого. Потоплены три корабля из четырёх.
Командование Северного флота и Беломорской флотилии приняло меры к повышению безопасности коммуникаций: был увеличен и усилен состав эскортных кораблей при конвоировании транспортных судов; самолеты вели поиск противника в море и прикрывали конвои с воздуха; на кораблях совершенствовались методы и средства борьбы с новым оружием и тактикой фашистских подводников. После гибели «Марины Расковой» противнику не удалось потопить в Карском море ни одного транспортного судна.
Героические дела моряков и летчиков Беломорской военной флотилии, Полярной авиации, проявленные при спасении людей конвоя «БД-5» и потоплении фашистской подводной лодки, были высоко оценены Советским правительством, наградившим их орденами и медалями.
Спустя многие годы 14 июля 2017 года на о. Белый в рамках проекта «Карская экспедиция» от имени губернатора Д. Н. Кобылкина и жителей Ямала был установлен монумент «Глубинам Скорби» с именами погибших 12 августа 1944 года.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны Ямал находился в непосредственной зоне боевых действий, здесь проходил Арктический фронт. В Карском море действовал немецкий линкор «Адмирал Шпеер», немецкие подводные лодки. Но враг не смог заблокировать Северный морской путь и разрушить портовую инфраструктуру.
В тяжелых условиях военного времени по акватории северного побережья Ямала, по Карскому морю проходила часть Северного морского пути - стратегической артерии арктических коммуникаций. За время войны по внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев (2951 транспорт).
История конвоя «Белое море – Диксон № 5» легла в основу регионального проекта «Карские экспедиции». Основная цель проекта - увековечение памяти ямальцев, кто воевал и самоотверженным трудом приближал долгожданную Победу.
Заключение
До принятия постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 6 января 1942г. «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке» рыбодобыча в округе осуществлялась в традиционных объемах, хотя тенденция к ее увеличению наметилась уже с началом войны. Рыбная промышленность характеризовалась примитивностью и технической отсталостью. После принятия постановления вся экономическая жизнь округа стала меняться: главной задачей стало увеличение не только добычи рыбы, но и пушнины, продукции оленеводства.
Это потребовало реконструкции всей экономики Ямала, мобилизации всех материальных и трудовых ресурсов. Предстояло развернуть новые промыслы в заполярной зоне, мало освоенной и заселенной: в бассейне нижнего течения Оби, в водных пространствах Обской, Тазовской и Байдарацкой губ.
Техника лова и обработка рыбы осуществлялись примитивными способами. Из-за недостатка горючего самоходный флот перевели на такой режим работы: вверх по течению реки лодки шли на моторе, вниз спускались самосплавом. Широко использовались парусные рыбницы. Создаются новые рыбзаводы. В 1941- 1942гг были организованы Мужевский, Пуровский, Красноселькупский рыбзаводы. В Салехарде создается госрыбтрест. В округе началось увеличение рыбодобычи, и в сравнении с довоенным временем оно составило следующую динамику (в тыс. ц): 1938 г.- 98,9; 1939 г. - 97,9; 1940 г. - 104,4; 1941 г.- 115,7; 1942г - 164,0; 1943 г. - 226,4; 1944 г. - 170,5; 1945 г. - 150,7. 1943г. - пик добычи рыбы в округе.
Главным девизом для рыбаков Ямала стал: «Больше рыбы фронту!». Все военные годы страна получала ценную ямальскую рыбу.
Трудовые ресурсы округа пополнялись не только спецпереселенцами, но и женщинами, стариками, подростками, которые заменили мужчин, ушедших на фронт.
Пушной промысел, оленеводство позволяли отправлять с Ямала продукты питания, теплую одежду. В «Красном Севере» за 1942г. сообщалось, что начальник стада Пуровского оленсовхоза Вокуев Николай сдал в Фонд обороны 10 личных оленей, охотник Яр Айси из колхоза «Красная Заря» выполнил годовой план пушмехозаготовок на 240%, Евай Сюнзуку - на 270%. Охотники Антипаютинской тундры (Тазовский район) сдали в Фонд обороны 34 песца на сумму 4 223 руб, собрали теплых вещей на 6 174 руб.
Трудовыми коллективами отправлено бойцам 3340 посылок, сдано в Фонд обороны более ста тысяч шкур, мехов, валенок, полушубков, шапок, шерстяных носков, меховых одежд, одеял и других вещей. В Фонд обороны жители округа внесли деньгами и облигациями 29 млн. рублей.
Стратегической артерией, связывающей европейскую часть страны с Ямальским Севером, был Северный морской путь по акватории северного побережья Ямала. Морской транспорт стал основным средством массовых грузоперевозок в период войны. В арктической навигации августа 1944 г. произошла самая массовая трагедия среди арктических конвоев – гибель конвоя БД-5 в 60-ти километрах от о. Белый.
Для увековечивания памяти погибших моряков, полярников в Арктике, правительство ЯНАО поддержало общественную инициативу по созданию проекта «Карские экспедиции» по сохранению исторической памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны на Ямале. Ямальцы - участники трудового фронта внесли достойный вклад в Великую Победу, делали все возможное, для того, чтобы помочь стране одолеть фашизм. И об этом никогда не будет забыто.
Библиографический список
Источники:
Документальные публикации. Архивы Ямала. https://yamalarchives.ru/publications/;
Моя судьба - судьба России. Воспоминания ветеранов. Департамент социальной политики Управление социальных программ. Совет ветеранов МО г.Надым и Надымский район.- Надым, 2005, с.5 -7;
Победа. Одна на всех. Ямал в годы Великой Отечественной войны: Фотоальбом.-Красноярск, 2015, с.22, 24,28,38,39,40,44,48,72,78,82,84,96,105;
Постановление СНК СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 6 января 1942 г. N 19 "О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке"
http://base.garant.ru/71436242/; http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base
Справочники и энциклопедии:
Атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2004;
Ямал. Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа. Салехард, 2004. Т. 3
Монографии, научные статьи:
Л.В.Алексеева История рыбного хозяйства Ханты-Мансийского национального округа в годы Второй мировой войны (1939—1945 гг.): Нижневартовск, Изд-во Нижневарт. гос.ун-та, 2015; с.57,65,73,98,109,116,118,122,
В.Н.Гриценко, Н.В.Гриценко Надымский район в годы Великой Отечественной войны Тюмень : Тип. "Альфа-СТАМП", 2015;
Н.А.Михалев Население Ямало-Ненецкого автономного округа в годы Великой...https://cyberleninka.ru/article/n/naselenie-yamalo-nenetskogo-avtonomnogo-okruga-v-gody-veliko
Периодические издания:
Х. Боязитова Народное хозяйство ЯНАО в 1940—1960 годы. Ямальский меридиан. 2010. № 5
Ю. Капралов Конвой на Диксон. Север.1974, № 7
Р.Н. Ругин Народное хозяйство ЯНАО в 1940-1960 годы. Ямальский меридиан. 2010, №5
С.В. Шулинин Карское море, обагрённое горем. Ямальский меридиан. 2008, № 5.
С.В. Шулинин Конвой памяти. Ямальский меридиан. 2009, № 1.
С.В. Шулинин Такое желание жить. Ямальский меридиан. 2010, № 1.
Ф.А. Романенко Ушедшие в вечность. Ямальский меридиан. 2009, № 8,
Ф.А.Романенко Ушедшие в вечность (продолжение). Ямальский меридиан. 2009, № 9,
Ф.А. Романенко Ушедшие в вечность (окончание). Ямальский меридиан. 2009, № 10
Электронные ресурсы:
Арктика – фронту. Как помогали Победе северные ученые и рыбаки...https://yamal.aif.ru/society/v
Все для победы: как в военные годы ямальцы поставляли на... https://www.yamal.kp.ru/daily/26675/3700342/
Великая Отечественная война для...https://yamal.aif.ru/society/v_gody_voyny_v_yanao_proshlo_neskolko_ekspediciy_kak_uchenye_pom
Географическое положение Ямала. Полуостров Ямал // URL: http://www.yamal.ru/new/obinf04.htm
География Ямала // URL: http://www.yamal-spb.ru/
Главный музей Ямала рассказал, как жили северяне...
https://ks-yanao.ru/obshchestvo/glavnyy-muzey-yamala-
История Ямала. Т. II. Ямал современный. Кн.1. У истоков модернизации. http://i.uran.ru/nasledie/content/istoriya-yamala-t-ii-yamal-sovremennyy-kn1-u-istokov-modernizacii, с.253, 255,
История образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
http://yamal-24.ru/istoriia-obrazovaniia-iamalo
История Ямала / Правительство Ямало-Ненецкого... https://www.yanao.ru/new/region/about/
Как жил Салехард в годы Великой Отечественной войны...
https://yandex.by/news/story/Kak_zhil_Salekhard_
Конвой_БД-5#История_конвоя https://ru.wikipedia.org/wiki/
Ленд-лиз https://ru.wikipedia.org/wiki/
Трудовой подвиг Ямала в годыВеликой Отечественной войны https://sibac.info/shcoolconf/social/ix
ЯНАО в период Великой Отечественной войны: в судьбах и лицах https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/03/01/yanao-v-period-velikoy-otechestvennoy-voyny-v-sudbah-i-litsah
Ямал в годы войны http://veteranyamala.ru/informatsiya/news/yamal-v-gody-voyny/
Ямальцы на фронтах Великой Отечественной войны https://www.gosarhivyanao.ru/na-frontah/index.html
Ямал: тайны военного времени — Парламентская газета... http://old.t-i.ru/article/14508
Ямал: тайны военного времени. Что поведал последний свидетель? https://yamal-region.tv/news/31287
Эхо борьбы с гитлеровцами на Северном морском пути ... rg.ru › 2019/04/17 › rodina-voina-zapolarie
Приложения
Таблица 1. Национальный состав населения ЯННО по Всесоюзной переписи 1939 г.
Национальность |
городское население |
сельское население |
все населения |
||||||
Всего |
% |
Всего |
% |
Муж. |
Жен. |
Всего |
% |
||
1. |
Русские |
9 783,00 |
76,64 |
9 225,00 |
28,80 |
9 893,00 |
9 415,00 |
19 308,00 |
42,12 |
2. |
Северные народности: |
328,00 |
2,57 |
18,62 |
56,28 |
9 584,00 |
9 361,00 |
18 945,00 |
41,33 |
ненцы |
206,00 |
1,64 |
13 248,00 |
40,05 |
6 803,00 |
6 651,00 |
13 454,00 |
29,35 |
|
ханты |
103,00 |
0,81 |
5 264,00 |
15,91 |
2 727,00 |
2 640,00 |
5 367,00 |
11,71 |
|
3. |
Коми |
1 118,00 |
8,86 |
3 604,00 |
10,90 |
2 275,00 |
2 447,00 |
4 722,00 |
10,30 |
4. |
Татары |
1 031,00 |
8,08 |
605,00 |
1,83 |
1 027,00 |
609,00 |
1 636,00 |
3,57 |
5. |
Казахи |
65,00 |
0,51 |
334,00 |
1,01 |
208,00 |
191,00 |
399,00 |
0,87 |
6. |
Украинцы |
196,00 |
0,54 |
199,00 |
0,60 |
215,00 |
180,00 |
395,00 |
0,86 |
7. |
Прочие |
243,00 |
1,90 |
192,00 |
0,58 |
249,00 |
186,00 |
435,00 |
0,95 |
ВСЕГО: |
12 764,00 |
100,00 |
33 076,00 |
100,00 |
23 451,00 |
22 389,00 |
45 840,00 |
100,00 |
Таблица 2. Орудия лова в путину 1941 года в колхозах округа
Орудия лова |
2 квартал |
3 квартал |
||
план |
факт |
план |
факт |
|
Невод |
212,00 |
196,00 |
308,00 |
382,00 |
Сеть плавная |
1 013,00 |
784,00 |
845,00 |
936,00 |
Сеть ставная |
3 920,00 |
9 302,00 |
15 855,00 |
16 711,00 |
Таблица 3. Численность школьников в ЯННО в 1941—1945 гг.
Учебный год |
Численность учащихся |
1940/41 |
4601 |
1941/42 |
4451 |
1942/43 |
4874 |
1943/44 |
5960 |
1944/45 |
5376 |
Таблица 4. Участие в соцсоревновании персонала рыбозаводов ЯННО
|
На 1 июня 1944 г. |
На 1 октября 1944 г. |
Количество соревнующихся к общему числу работующих |
69,6 |
72,5 |
Количество ударников |
14,1 |
18,2 |
Количество стахановцев к числу сдельщиков |
22,7 |
25,8 |
Таблица 5. Акватория северного побережья Ямала (1941 -1945гг)
Акватория - участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами. (естественные акватории: океаны, моря, заливы, бухты, озёра., искусственные: порты, водохранилища, каналы.)
- Яма́л — полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. Омывается Карским морем и Обской губой.
- Ка́рские Воро́та — пролив между островами Вайгач и Новая Земля (Россия), соединяющий Баренцево и Карское моря. Является проходом южного маршрута Северного морского пути к мысу Челюскин
- О́бская губа́ — самый крупный залив Карского моря, эстуарий реки Обь. Расположена между полуостровами Гыданский и Ямал. В восточной части залива от него ответвляется Тазовская губа, в которую впадает река Таз
- Ю́горский Шар — пролив между берегами острова Вайгач и Югорского полуострова материка Евразия, соединяет южные части Баренцева и Карского море
- А́мдерма — посёлок в Ненецком автономном округе. Основан в 1933 году. Находится в пограничной зоне.
Таблица 6. Основные маршруты и объём транспортированных грузов по ленд-лизу
Маршруты поставки |
тоннаж, тыс. т |
% от общего |
Тихоокеанский |
8244 |
47,1 |
Трансиранский |
4160 |
23,8 |
Арктические конвои |
3964 |
22,6 |
Чёрное море |
681 |
3,9 |
Советская Арктика |
452 |
2,6 |
Всего |
17 501 |
100,0 |