Роль песни в годы Великой Отечественной войны

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль песни в годы Великой Отечественной войны

Гоманович Э.А. 1
1МБОУ СОЩ №19 г. Новоалтайск
Пахомова А.Н. 1
1МБОУ СОШ №19 г. Новоалтайск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

2020 год в России объявлен Годом памяти и славы.

В последнее время наблюдаю по телевизору и других источниках СМИ много информации о годовщине Великой Победы и самой войне. Я с родителями каждый год 9 мая хожу на площадь, в перерыве между мероприятиями мы дома смотрим по телевизору трансляцию с Красной площади. В этот день можно услышать много песен не только послевоенных, но и которые были написаны во время войны. Все эти песни вызывают чувство горести и тоски, а также гордости и оптимизма. Поэты, которые писали эти песни, были уверены, что завтрашний день настанет в победе над фашизмом! Всегда замечаю, что старшее поколение знает все песни наизусть и поёт их со слезами на глазах.

Мне стало интересно: «В чём же секрет военной песни?»

В детской библиотеке материала по интересующей меня теме оказалось немного, но в библиотеке имени Л.С. Мерзликина города Новоалтайска хранится много книг, газет, журналов по данному вопросу.

В краеведческом музее им. В.Я. Марусина города Новоалтайска есть «Сборник песен времен Великой Отечественной войны, записи вела ветеран войны Фишман Валентина Васильевна» (НКМ ОФ-1008; П-1176)1

Для поиска интересующей меня информации я обратилась в архив города Новоалтайска, но там сказали, что все печатные издания, которые у них хранятся, датируются в послевоенное время. Обращение в архив Первомайского района также не дало результатов.

В администрации города Новоалтайска я познакомилась с Верой Ивановной Егоровой, председателем городского Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Узнав тему моей исследовательской работы, Вера Ивановна согласилась помочь и рассказала, как можно связаться с ветеранами Великой Отечественной войны города Новоалтайска для изучения материала, так сказать «из первых уст». К Парахневич Алексею Васильевичу и Шевченко Анне Антоновне мы с мамой ездили в гости. С Фишман Валентиной Васильевной, к сожалению, встретиться не получилось, так как во время нашего общения она находилась у дочери в Томске. Жданов Иван Александрович проживает в городе Алейске.

Цель работы: выяснить, почему во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг люди продолжали петь, несмотря на все тяготы военного времени.

Гипотеза: военная песня поднимала боевой дух солдат, вселяла надежду, помогала переносить трудности жизни во время войны.

Задачи:

Провести интервью с ветеранами Великой Отечественной войны.

Узнать, какие песни были популярны в годы Великой Отечественной войны?

Провести анализ некоторых песен, понять, почему их любили в военное время

Провести анкетирование в начальных классах моей школы (МБОУ СОШ №19 г.Новоалтайска Алтайского края)

Объект исследования: фронтовая песня

Работая над темой исследования, я использовала следующие методы:

Наблюдение

Интервью

Поиск и изучение информации

Анализ

Анкетирование

Песни, как люди: у каждой есть своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Именно к таким песням относятся песни военных лет. Они до сих пор живы в наших сердцах, хотя изучив истории написания военных песен, мы увидим, что создание некоторых из них произошло еще задолго до начала Великой Отечественной войны.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь и не отступая.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Глава

Ветераны Великой отечественной войны о фронтовой песне.

Начиная беседу с ветеранами Великой Отечественной войны, они все сетуют на свою старость и забывчивость. Но в результате разговора, я была поражена их памяти! Ветераны помнят всё – даты, события, имена и фамилии своих однополчан, рассказывают стихи и поют песни!

Полные записи интервью, я представлю в приложении.

Фишман Валентина Васильевна о песне

Фишман Валентина Васильевна родилась 1 июля 1928 года в городе Калинине (ныне Тверь). Участник Великой Отечественной войны, председатель Новоалтайского комитета ветеранов войны, солист хора ветеранов войны и труда города Новоалтайска, общественный деятель, человек с активной жизненной позицией. В свои 92 года имеет отличную память. К большому сожалению, встретиться с Валентиной Васильевной не удалось, но у нас получился достаточно продолжительный разговор по телефону. На каждый вопрос у Валентины Васильевны тут же находится ответ в стихотворной форме или песня. На мой вопрос: «Какова же роль фронтовой песни?» Валентина Васильевна ответила мне стихотворением неизвестного автора:

Привезли солдата в медсанбат,

Врач сказал: «Не доживёт до ночи».

«Мне бы песню…, – прошептал солдат;

Я до песен с давних лет охочий…»

Боль невыносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело,

И, сестра, усталая сестра

До рассвета над солдатом пела.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится».2

Валентина Васильевна в годы войны вела фронтовой дневник, куда записывала стихи и песни. Сейчас он хранится в Новоалтайском краеведческом музее имени Марусина В. Я.3

Валентина Васильевна вспоминает песни «Катюша» (несколько вариантов), «Синий платочек» (два варианта), «В землянке», «Жди меня», «Старушка», «Провожала мать сыночка», «Катюша», «Священная война» и много других.

Шевченко Анна Антоновна о песне

Шевченко Анна Антоновна родилась 18 февраля 1922 года в с.Нововоскресенка Черепановского района. Мне повезло, Анна Антоновна пригласила нас с мамой в гости. Очень обаятельная и приветливая женщина. Участница Великой Отечественной войны, участница советско-японской войны

Когда я спросила её про роль песни во время войны, Анна Антоновна спела песню «Священная война».

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!

Далее Анна Антоновна рассказывает: «Всю войну пели. А почему пели? Да, потому что песня помогала от тоски по дому, от печали. Поднимала дух. А в строю попробуй не запеть «строевую», так старшина сразу остановит».4

Анна Антоновна вспоминает песни «Катюша» в двух вариантах, «Синий платочек», «В землянке», «Валенки», «Жди меня» и много других. На фронте участвовала в драмкружке, читала перед солдатами стихи, пела песни.

Парахневич Алексей Васильевич о песне

Парахневич Алексей Васильевич родился 11 апреля 1925 года в деревне Дубровка Зыряновского района Томской области. Участник Курской битвы. Освобождал Украину. Белоруссию, Польшу. Участвовал в штурме Берлина.

К Алексею Васильевичу мы с мамой пошли после школы, но, несмотря на поздний час, Алексей Васильевич гостеприимно встретил нас и поделился своими воспоминаниями. На мой вопрос, почему солдаты пели во время войны, сухо ответил: «Не пели, ведь петь-то было некогда! Воевали мы!» Потом задумался и прочитал отрывок из стихотворения Семёна Гудзенко, написанное в 1942 году

Когда на смерть идут — поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

час ожидания атаки.

«За 75 лет послевоенного мира, никто меня еще об этом не спрашивал. А пели, потому что тоска по дому была, по родным людям. Ждали победу!»5, - сказал Алексей Васильевич.

Алексей Васильевич вспоминает песни «Священная война», «Катюша», «Смуглянка».

1.4 Жданов Иван Александрович о песне

Моя мама из города Алейска и она сказала, что у неё есть знакомый фронтовик, с её родного города. К сожалению, поехать мы туда не смогли, но мы пообщались по телефону. Иван Александрович родился 30 июля 1924 года, в селе Ивановка Топчихинского района. Ветеран Великой Отечественной войны, участник Курской битвы. На мой вопрос «Почему пели на фронте»? Иван Александрович отвечает: «Да, как не петь? Всегда пели! На отдыхе, например, всегда пели, приводили себя в порядок после боя – пели, выводили часть из боя – пели. Песня поднимала дух солдату, пели не только фронтовые песни, но еще и мирные, довоенные песни – это же всё наше, пережитое. Пели и думали, что скоро война закончится и наступит мирное время. Веселила песня, разгоняла тоску».6

Иван Александрович вспоминает песни «Священная война», «Катюша», «Синий платочек», «В землянке», «Жди меня», «Тёмная ночь», «Возлюбленная Миряна».

Проанализировав всё сказанное ветеранами Великой Отечественной войны, я пришла к следующему выводу: песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатами в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Песни пели и от тоски по мирной довоенной жизни, и от горя поражения в бою, и от радости победы.

Самые популярные песни, которые назвали фронтовики – это «Священная война», «Катюша», «Жди меня», «Синий платочек».

Глава

Популярные песни в годы войны.

Узнав, что самыми популярными песнями у ветеранов являются «Священная война», «Жди меня», «Катюша», «Синий платочек», я решила найти в литературе и сети интернет, историю их создания. Мне захотелось понять, чем же эти песни заслужили такую любовь нашего народа.

2.1 Песня «Священная война»

Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми.

Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора - в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства... и, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, слышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой ВОВ.

Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. С этой песней родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала, как воинская присяга. Это была песня Родины, призвавшей своих сыновей на борьбу с вероломным врагом. Песня напоминает всё то, что довелось пережить и прочувствовать нашим прадедам.

«Музыка с её призывным звучанием буквально потрясла нас. От волнения перехватило горло, в глазах стояли слёзы. Интонации клича, мужественного зова вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага»7, - рассказывал Борис Александрович Александров, сын композитора.

2.2 Песня «Жди меня»

Стихотворение "Жди меня" написано в июле 1941 года, на даче Льва Кассиля в Переделкине. Написанное стихотворение Константин Симонов отправляет Валентине Серовой, ведь именно ей посвящены знаменитые строки.

Впервые Константин Симонов читает "Жди меня" в октябре, на Северном фронте, своему товарищу - фотокору Григорию Зельме. Для него же переписывает стихотворение из блокнота, ставит дату: 13 октября 1941 года, Мурманск.

В ноябре 1941 года Константин Симонов читал "Жди меня" артиллеристам на полуострове Рыбачьем, отрезанном от остального фронта. Потом - морским разведчикам, которые берут его в рейд по тылам немцев.

9 декабря 1941-го его просят заехать на радио и прочитать стихи. Симонов вспоминал, что опоздал на тот эфир, и диктор читал уже третье из четырех собранных для этой передачи стихотворений, оставалось прочесть только "Жди меня". Константин Симонов показал диктору жестами, что читать будет сам, «диктору осталось только объявить, что стихотворение будет читать автор". 8

«У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах», - пишет Константин Михайлович читателю в 1969.

В конце декабря 1941 года редактор "Правды" Петр Поспелов спрашивает Константина Симонова нет ли стихов, но Симонов отвечает, что они не для газеты, тем более «Правды». Но Поспелов настаивает, и Симонов отдает ему "Жди меня".

Миллионы солдат выживали, а их близкие не теряли надежды благодаря этому стихотворению, пожалуй, самому известному и ставшему народным.

«Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви» - говорил поэт.9

2.4 Песня «Катюша»

Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи М.Исаковского. Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Война, цветущие сады, любовь и верность. Однажды Известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. «Я не знал, что же делать дальше с Катюшей, которую я заставил выйти на берег на крутой и запеть песню»10, - писал поэт. И берег – то был родной, смоленский, - родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели. Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал на то, что застопорилось стихотворение. А тот возьми да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только Матвей Блантер взял листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою.11

Премьера состоялась в Колонном зале Дома Союзов в ноябре 1938 года. «Катюшу» исполнила Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра.

Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту и красивое имя «Катюши», выйдя из песни, зазвучало грозно. Почему их так называли? Солдат всегда ищет слово, соответствующее его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»

А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная лирическая песня о любви и верности.

2.5 Песня «Синий платочек»

Необычна судьба песни с двойным рождением – «Синий платочек». Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз.

На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся, мелодическую импровизацию. Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы её пела популярная певица Е. Юровская.

Наряду с военными песнями, довоенная лирика обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. Песня-символ имела в военное время несколько вариантов. Например, в начале войны пели:

22-го июля, ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась, война. 

Но самым популярным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко. Это и считается вторым рождением песни.

Песня особенно пришлась по душе пулемётчикам из-за строки: «Строчит пулемётчик за синий платочек…»

Поэт А.Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек»12

2.5 Марш «Прощание славянки»

Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым мощным аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.

Композиция была создана в 1912 году. Автор марша – штаб-трубач седьмого тамбовского кавалерийского полка Василий Агапкин – показал свои музыкальные наброски известному военному композитору и капельмейстеру Якову Богораду, специально съездив для этого к нему в Симферополь. Вместе они доработали партитуру и выбрали название, под которым марш и получил свою известность – «Прощание славянки». 

Тот же Яков Богорад посодействовал Агапкину в публикации нот: первые сто экземпляров партитуры для духового оркестра были отпечатаны в типографии Симферополя. На обложке первого издания были две надписи, указывающие, что этот марш – посвящение всем славянским женщинам, а также событиям на Балканах. Публичная премьера марша состоялась осенью 1912 года в Тамбове, на строевом смотре полка, где служил Василий Агапкин. Поначалу это была только музыка, в дальнейшем у неё появилось сразу несколько текстов, написанных советскими поэтами в разное время.

О том, насколько быстро марш «Прощание славянки» стал популярным, свидетельствует интересный исторический факт: во время гражданской войны его исполняли оба противоборствующих лагеря: и «белые», и «красные». Под звуки этого марша 7 ноября 1941 года прямо с Красной площади солдаты уходили в бой; звучал он и в 45-м, на параде Победы.

Сегодня марш Василия Агапкина «Прощание славянки» – непременный атрибут торжественных парадов на Красной площади в день Победы.

Изучив и проанализировав историю создания фронтовых песен, я пришла к выводу, что все песни в основном были написаны самими участниками боевых действий, которые прошли сами через войну, боль и страдания. Некоторые песни - это слова, написанные домой любимым и близким, и позже положенные на музыку.

Заключение

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Песни складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.

«В мирное время песня нам строить и жить помогала. Теперь должна помогать бить врага», - говорил полковник Золотарёв.13

Громадное значение песни в духовной жизни солдата великолепно выразил сержант Заречный: «Слушаешь песню в солдатской землянке и забываешь на какое-то время обо всем на свете. На душе легко и тихо. Слова песни, как материнская ласка, доходят до глубины сердца».14 

Когда фашисты железной мощью своих танков навалились на наши позиции, гвардии сержант Кондеев, желая ободрить своих товарищей, запел: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна!»15 Бойцы воспрянули духом, последовали его примеру и атаку отбили.

Музыка помогала бойцам бить врага, ковать победу и выдержать все тяготы войны. «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей не возьмёшь. Пришлите нам песню» - такие просьбы писали солдаты с передовой.16

Многие молодые ребята уходили на фронт, так и не познав радость любви, многие расставались с любимыми в спешке. И там, где гремели оружия, виднелось зарево пожаров, где не было места для нежности и ласки, бойцы помнили о тех, кто ждет их домой. Порой, только вера в победу, надежда на скорое возвращение и встречу с любимыми поддерживали и спасали в трудные минуты.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа.

Со старыми же песнями произошла странная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший ранее смысл, ставший главным.

Песни тех далёких лет мы поём и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Своей жесткой рукой война коснулась каждой семьи. Мы должны быть благодарны им и чтить память тех, кому обязаны счастьем жить на земле, кто отстоял наши жизни на полях войны. Мы должны помнить о страшной цене, заплаченной за победу. В этом нам также поможет песня. 

В данной работе гипотеза, что военная песня поднимала боевой дух солдат, вселяла надежду, помогала переносить тяжелое бремя жизни во время войны, нашла своё полное подтверждение.

Среди учащихся начальных классов школы №19 города Новоалтайска было проведено анкетирование. Результаты показали, что самой известной фронтовой песнью среди учеников является «Катюша».17

К большому сожалению, ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше. Планирую в дальнейшем провести интервью с другими ветеранами и написать более обширную работу по данной теме.

Фронтовик Сергей Орлов в 1954 году написал:

«Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песни пронесли.

Пусть нам теперь завидуют поэты

Мы всё вложили в пёсню, что могли».

                      

Список Использованной литературы и источников информации:

Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 кл.сред.школы. – М.:Просвещение,1988

Великая Отечественная война 1941-1945 годов в 12т. Т.1. – М.: Воениздат, 2011

Великая Отечественная война 1941-1945 годов в 12 т.

Т.10. – Кучково поле, 2014

Денисов В. «Песня, которую подхватил народ, становится национальным достоянием»// Алтайская правда, - 2006.-27 октября. С.18

Зябликов А.В. «Песни Великой Отечественной войны». Литература в школе. – 2015. - №5.- с.2-6.

Луковников А. Песня в гранит. Издательство «Музыка».Москва.1975

Орлова Е. Непобедимая легендарная. – М.: Молодая гвардия, 1983

Очаковская О. Рассказы о песнях. Москва «Музыка» 1985

. Песни Великой войны// Комсомольская правда. – 2014. - 6 мая. С. 6.

10. Уварова Е.Д.. Русская советская эстрада. 1930-1945:

Очерки истории. М.: Искусство, 1976

https://rvio.histrf.ru/activities/news/item

https://zen.yandex.ru/media/conflict/rol-pesni-na-fronte

Приложение №1

Интервью с Фишман Валентиной Васильевной

 

Фото Фишман В.В.

На конкурсе певцов в г.Барнауле

К большому сожалению, с Фишман Валентиной Васильевной встретиться нам не удалось, во время нашего общения Валентина Васильевна находилась в гостях у дочери в Томске. Но у нас получился достаточно продолжительный разговор по телефону. Валентина Васильевна родилась 1 июля 1928 года в городе Калинин (ныне Тверь). Участник Великой Отечественной войны, общественный деятель, председатель Новоалтайского комитета ветеранов войны, солист хора ветеранов войны и труда города Новоалтайска, общественный деятель, человек с активной жизненной позицией. В свои 92 года имеет отличную память. Практически на каждый вопрос у Валентины Васильевны тут же находится ответ в стихотворной форме или песня.

Далее записываю со слов Валентины Васильевны.

После окончания 6-го класса отдыхала в пионерском лагере и вдруг нам на линейке объявляют, что началась Великая Отечественная война. Сразу же нас отправили в город. В конце зимы город оккупировали немцами, т.к. наш город был очень близко расположен к Подмосковью, а немцы пытались захватить Москву. Калинин был в то время текстильным городом, там было много фабрик, заводов. Освободили нас сибирские войска через два месяца. Снова пошла в школу, но не в свою, наша школа к тому времени уже была занята госпиталем для раненых солдат. Весной уехала в Грузию на работу на цитрусовые культуры и на чайные плантации. Мне было в то время 14 лет, но мы работали вместе с взрослыми. Затем моим товарищам, которые были старше меня пришли повестки на фронт, а мне нет. Я, добавив себе три года, ушла на фронт добровольцем. Забрали всех ребят и шесть девчонок.

Отвезли нас в Тбилиси, учились там на водителей, вождение было ночью, так же учились проводить необходимый мелкий автомобильный ремонт. Фронту нужны были машины для перевозки снарядов и продовольствия. И вот, в октябре 1942 года я – боец Красной армии, в руках у меня винтовка со штыком, через плечо противогаз. Курсы я закончила, но у нас было мало наезженных часов, поэтому нам выдали только «стажёрки». Отправили меня телефонистом во вторую бригаду ПВО в городе Тбилиси. После этого переправили меня в 638 зенитно-артиллерийский полк, Который был расположен тоже в Тбилиси для доформирования, после жестоких боёв под Одессой. В полку было восемь батарей, а мы предупреждали о приближающихся самолётах врага. С этим полком я прошла по фронтовым дорогам Кавказа, Белоруссии, Польши, Германии. Победу встретила во Франкфурте-на-Одере в звании ефрейтор. Зазвонил телефон. Беру я трубку, а от туда прозвучала команда: «Открыть огонь боевыми»! А потом в трубке веселый смех «Победа»! И все начали стрелять.

В полку познакомилась со свой судьбой, старшим сержантом Фишманом Николаем. 25 мая 1945 года у нас состоялась фронтовая свадьба во Франкфурте на Одере. Отец мужа – фронтовой хирург, во время нашей свадьбы был на другой стороне Берлина.

У меня на груди медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За освобождение Белоруссии», орден Отечественной войны II степени.

Демобилизовалась 25 июля 1945 года.

У меня 3 детей, 6 внуков и 8 правнуков.

Я всегда очень любила петь песни и часто выступала перед бойцами с новыми песнями, которые приходили на фронт. Во время войны вела дневник, куда записывала стихи и песни. Этот дневник я подарила Новоалтайскому краеведческому музею имени Марусина В. Я.

(Сейчас этот дневник хранится, как «Сборник песен времен Великой Отечественной войны, записи вела ветеран войны Фишман Валентина Васильевна». НКМ ОФ-1008; П-1176)

Однажды перед солдатами на Белорусском фронте я пела песню «Сержант» муз. М. Сидрера, сл. Я. Тайца, написанную в 42 году, и вдруг спустя много лет мне пишет один солдат, который говорит, что эту же песню пели на Керченском направлении. Т.е. одни песни пели на всех фронтах.

«Сержант»

Бывало, в землянке,

Сквозь грохот и взрыв

Мы слышим сержанта

Горячий призыв:

Припев:

«Держитесь, ребята,

Держись, не робей –

Штыком и гранатой

И пулею бей!

Я знаю, ребята,

Вы смелый народ –

Покрепче ударим,

И наша возьмёт!»

Сержант в наступление

С нами пошёл

И в бой отделение

С песней повёл.

Припев.

Атака шла злая,

И вдруг он упал,

И, кровь унимая,

Упрямо шептал:

Припев.

Его схоронили,

Цветами прикрыв,

И в бой понесли мы

Сержанта призыв:

Припев.

Трудное было время, песни поддерживали. Любой человек к песне тянется, даже немцы пели нашу «Катюшу». И вариантов песни «Катюша», было очень много.

Так и шёл солдат на Запад

До победной до весны

И слагали где-то песни

Мира, не войны.

Но как прежде вспоминает

Он войну за годом год

И тогда он запевает ту,

Которую все знают,

Ту, что за душу берёт

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила,
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От катюши передай привет
И бойцу на дальнем пограничье
От катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет

Я говорю сейчас с такой радостью, что песни не умрут, а когда-то где-нибудь прозвучат.

Привезли солдата в медсанбат,

Врач сказал: «не доживёт до ночи».

«Мне бы песню…», – прошептал солдат:

«Я до песен с давних лет охочий…»

Боль невыносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело,

И, сестра, усталая сестра

До рассвета над солдатом пела.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится

   

Песня неизвестного автора 1942 год

«Медсестра Анюта»

Эту встречу и тот зимний вечер
Не забыть ни за что, никогда.
Дул холодный, порывистый ветер,
Замерзала во фляге вода.
Был я ранен, и капля за каплей
Кровь горячая стыла в снегу.
Наши близко, но силы иссякли,
И не страшен я больше врагу.
Мне столетьем казалась минута,
Шел по-прежнему яростный бой.
Медсестра дорогая Анюта
Подползла, прошептала: «Живой»

Оглянись, посмотри на Анюту,
Докажи, что ты парень-герой.
Не сдавайся ты смертушке лютой —
Посмеемся над нею с тобой.
И взвалила на девичьи плечи,
И во фляге согрелась вода.
Этой встречи и тот зимний вечер
Не забыть ни за что, никогда.

В наших песнях дух непобедим!

Наши песни широки, как море.

И мы поём и в радости и в горе.

Наша песня, как народный гимн

Широка, бескрайняя, как море.

«Три танкиста» Муз. Дм. Покрасса, Сл. Б. Ласкина (1939)

На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силен,
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Там живут - и песня в том порука
Нерушимой,дружною семьей
Три танкиста - три веселых друга
Экипаж машины боевой.
На траву легла роса густая,
Полегли туманы, широки.
В эту ночь решили самураи
Перейти границу у реки.

Но разведка доложила точно:
И пошел, командою взметен,
По родной земле дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Мчались танки, ветер подымая,
Наступала грозная броня.
И летели наземь самураи,
Под напором стали и огня.
И добили - песня в том порука -
Всех врагов в атаке огневой
Три танкиста - три веселых друга
Экипаж машины боевой!

Максим Геттуев. «Герои давно отгремевшей войны».

Не знает, не ищет земля тишины.
В трудах и тревогах
                           седеют солдаты —
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди
                         сквозь громы и пламя,
Но молодо сердце и руки сильны.
На стройках великих
                             работают с нами
Герои давно отгремевшей войны.
Роса на кустах зажигается ярких,
Листву согревает дыханье весны,
Гуляют с внучатами
                           в солнечных парках

Герои давно отгремевшей войны.
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны.
И солнце, и песню в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
Мы помним про подвиг,
   свершенный когда-то,
Дорогу отцов продолжают сыны,
Спокойны
             и счастливы будьте, солдаты,
Герои давно отгремевшей войны!

Сергей Орлов (1944)

Песня - что-то вроде костра
Золотому огню сестра…
Соберёт она на привале
В тесный круг на лугу солдат
И, подвластная запевале,
Грянет в небо, гармони в лад.
Вот солдаты идут на песню,
Как на светлый огонь костра…

Никому у неё не тесно
Отогрели сердца, как и руки
И легко нам, и хорошо…
Пусть четыре года разлуки-
Мы, друзья, подождём ещё.
Пусть греметь на пути пожарам
И смертям не стихать…Пройдём!
Ведь поётся в песне недаром
О хорошей встрече потом…


ПОВОЖАЛА МАТЬ СЫНОЧКА (1942)
Музыка Дмитрия Васильева-Буглая
Слова Сергея Алымова

Провожала мать сыночка,
Крепко, крепко обняла,
Не отерла глаз платочком,
Горьких слез не пролила.
Враг суровый угрожает,
Тучей черною идет.
Не одна я провожаю
Сына милого в поход.
Горевать мне нет причины:
Я не труса родила.
Отправляйся, сын орлиный,
На великие дела!

Не жалей, родимый, силы,
Бей злодеев до конца!
Я вспоила, я вскормила
Победителя-бойца.
Я даю тебе платочек,
Вытирай им пот и кровь.
Вот платочек, в узелочек
Завязала я любовь.
Как герой с врагом сражайся!
Все отдай за край родной!
К нам с победой возвращайся,
Мой сыночек дорогой.

 

Ответ на песню "В землянке" Музыка: К.Листов Слова: неизвестного автора

Я услышала голос с тоской,

Что ты пел из землянки сырой,

Я услышала голос родной

В белоснежных полях под Москвой...

Ты не просто тоскуй обо мне—

Заплутавшее счастье зови,--

Бей сильнее врага под Москвой,

Своё счастье в бою сбереги.

Это верно, что я далеко...

Хоть дойти до меня нелегко,

Но бываю всегда я с тобой.

Будь героем, любимый, родной!

Никогда не страшись ты врага,

,Хоть до смерти четыре шага,

Если надо-умри за народ,

Но-ни шагу назад,всё вперёд!

Я хочу, чтоб услышал и ты,

Чтоб шептали мне те же кусты.

Через трупы фашистов и кровь,

Ты, мой милый, вернёшься домой.

И вернёшься с войны ты домой,

Будем счастливы, милый, с тобой,

О любви ты тогда мне споёшь,

Что ты пел из землянки сырой...

Фронтовик Сергей Орлов в 1954 году написал такие строки

Кто говорит о песнях недопетых?
                Мы жизнь свою, как песню пронесли.
                Пусть нам теперь завидуют поэты
                Мы всё вложили в песню, что могли.

Люблю петь с детства! Пела перед солдатами и вместе с солдатами песню «В лесу прифронтовом». Слова М.Исаковский, музыка М.Блантер (1942 год)

С берез неслышен, невесом
Слетает желтый лист,
Старинный вальс "Осе-е-енний сон"
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И словно в забытьи
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю ро-одном
Любили мы подруг,
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы
Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом,
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал - дорога к ней
Ведет через войну.

Так что ж, друзья, коль наш черед,-
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не-е замрет,
Не задрожит рука.
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.

Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому
Пусть каждый совершит.
Настал черед, пришла пора, -
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все, что завтра ждем.

С берез неслышен, невесом
Слетает желтый лист,
Старинный вальс "Осе-е-енний сон"
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И словно в забытьи
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.

В 1943 году на фронте пела песню «Мама» Музыка М. Табачникова, слова Г. Гридова, написанную в 1937 году. Солдаты слушали со слезами на глазах.

Мама — нет слов ярче и милей.
Мама — нет глаз мягче и добрей.
Хорошо мне жить любя, мама родная,
Посмотрю я на тебя — ведь ты совсем седая.
Сердце свое мне ты отдала,
Сколько ночей сон мой берегла!
Но согрею я теперь старость твою,
Для тебя сегодня я пою!

Мама, кто на свете тебя родней!
Мама, что теплее любви твоей!
Песня колыбельная, ласка беспредельная,
Радость моих долгих-долгих дней!
Мама, как всегда мне светло с тобой.
Мама, всюду вижу я образ твой.
В горе — молчаливая, в праздник — хлопотливая.
Мама! Милая мама!

Если, мой друг, ты недалеко,
Всё мне ясней, на душе легко.
Любишь вспомнить иногда ты в час покоя
Мои юные года, детство золотое.
Вспомнишь и вдруг отведешь глаза,
Тихо к губам катится слеза.
Можно в радости всплакнуть, если полней
Стало счастье у твоих детей.

Мама, как всегда мне светло с тобой.
Мама, всюду вижу я образ твой.
В горе — молчаливая, в праздник — хлопотливая.
Мама! Милая мама!

Я очень рада, что эти песни, стихи и строки кому-то понадобились!

В 1948 году я приехала вместе с семьей на Алтай, поступила работать на Алтайский вагоностроительный завод вместе с мужем, на котором проработала почти 40 лет. Работала в технологическом отделе. Без отрыва от производства училась в вечерней школе. Получила аттестат зрелости. Закончила в Барнауле строительный техникум. В 1971 году вместе с мужем закончили заочно финансово-экономический институт. Принимала участие в хоровых коллективах завода. 30 лет пела в хоре, заслуженный коллектив Алтайского края, хор ветеранов войны и труда. Продолжаю любить петь и пою везде, где только могу.

Люблю читать. Особенно люблю поэму «Василий Тёркин» Александра Твардовского.

Смолкли раскаты военные

Помните подвиг солдат!

Это остались последние,

Вот их последний парад.

Помните, люди живущие,

Тех, кто суровой порой

С верой в победу грядущую

Встал в тот редеющий строй.

Как точно подметил авто данного стихотворения. Нас, фронтовиков осталось так мало. И, для кого-то, это юбилейный парад будет действительно последним.

В.В. Фишман. 2020 год.

   

Фотографии Фишман В.В. Сделаны в годы Великой Отечественной войны (хранятся в городском Совете ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов.)

Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В. Я.

НКМ ОФ-1008; П-1176

Сборник песен времен Великой Отечественной войны, записи вела ветеран войны Фишман Валентина Васильевна

Приложение №2

Интервью с Шевченко Анной Антоновной

 

Шевченко (Пяткова) Анна Антоновна. Фото с водительского удостоверения, выданного14 ноября 1942 года

Шевченко Анна Антоновна родилась 18 февраля 1922 года в с.Нововоскресенка Черепановского района Новосибирской области. Мне повезло, Анна Антоновна пригласила нас с мамой в гости. Очень обаятельная и приветливая женщина с хорошей памятью. С прекрасным чувством юмора. Участница Великой Отечественной войны, участница Советско-японской войны. Далее пишу со слов Анны Антоновны.

В 1935 году переехали всей семьёй в город Алма-Ата. Во время переезда были утеряны документы, когда делали новые, то записали не 1922 год рождения, а 1925 год рождения. Недавно сделали запрос в архив Черепановского района Новосибирской области и действительно, нашли подтверждение, документы подтверждающие, что мой год рождения 1922. В Алма-Ате и узнала о войне. Там сформировался отряд девушек добровольцев и мы пошли в военкомат. И вот 9 мая 1942 года, это же надо, какое совпадение, получили долгожданные повестки. С Алма-Аты отправили 29 девушек учиться на водителей и трактористов недалеко от города Фрунзе. Там стоял автомобильный батальон. Со всего Союза отправляли туда на обучение. В мае мы поступили, а через три месяца получила водительское удостоверение и в августе уже приняли присягу. На присягу выдали нам синие мужские трусы, гимнастёрку , ремень и поношенные туфли и юбки, которые мы сами себе уже подбирали по размеру. Но это, ничего, мы же всё понимали: война идёт. Всё для фронта!

После принятия военной присяги, сформировали эшелон и отправили нас на Восток, а мы рвались на фронт, на Запад. Расформировали нас по всему Дальнему Востоку. В то время все поговаривали, что если бы фашисты взяли Сталинград, то на Востоке, скорее всего, был бы открыт второй фронт. Но, слава Богу, этого не случилось. Была водителем в автороте, в батальоне аэродромного обслуживания. Водила автомобиль ГАЗ-2А (полуторку). Возили авиабомбы на границу с Маньчжурией. Однажды «улетела» в кювет, высотой 3м., а в кузове 20 авиабомб. Хорошо, что всё обошлось.

Дорог не было, всё ямы да ухабы. Однажды машина так застряла, что я не могла выехать. Помогли ученики с авиашколы, молодые же все были, так они машину на руках вынесли.

Довелось мне как-то везти начальника штаба, и на одной кочке мы так подпрыгнули, что он чуть лбом стекло не разбил. После этого нам на дорогу хороший деревянный настил положили.

В декабре 1943 года в степи сломалась машина и я с обморожениями ног попала в госпиталь. После лечения меня перевели в часть связи. Училась на радистку.

Жили в казарме, у нас была печка и большой бак воды – гигиена строго соблюдалась. Туалет был на улице, ходили туда с автоматами группами по 5-6 человек. Враг поджидал везде и убивал бесшумно, с помощью ножей.

Однажды весной 1945 года объявили учебную тревогу. Мы начали с помощью сапёрных лопаток маскировать станцию связи. Подходит старший лейтенант и говорит о том, что война закончилась. Мы сначала не поняли, и ему пришлось объяснять, что наконец-то дождались – «Победа»!

Но для нас война не закончилась. Квантунская армия капитулировала только 2 сентября 1945 года. Наш эшелон возвращался с задания, и под колёса автомобиля, на котором мы ехали, кинулись два смертника. Взрывной волной меня снесло с кузова автомобиля. Когда пришла в сознание, лежу и думаю: «Наверно я убитая! Нет, мёртвые не думают, значит жива!»

Демобилизовали меня 26 октября 1945 года. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги».

Любила петь! Читала стихи на фронте в части. К нам приезжала Русланова, исполняла песни, особенно нравилась мне у неё песня «Валенки», услышала её и сразу домой захотелось. Также к нам приезжали Рязанова, Орлова, Жаров и Ладынина. У нас был клуб. И там были танцы, правда, не всегда нас туда отпускали. Принимала участие в драмкружке. Очень любила танцевать вальс под «Синий платочек». Первая песня – это, конечно же «Священная война». А пели от тоски и от печали. Песня помогала выстоять в это время. А попробуй не запеть строевую, так старшина сразу остановит». Ставили спектакли «Вынужденная посадка», «Нашествие». Ездили с пьесами по частям.

Вырастила вместе с мужем троих детей. У меня семь внуков и 13 правнуков.

Ноги так и болят, поэтому 9 мая смотрю парад Победы по телевизору.

А.А. Шевченко. 2020 год.

 

Шевченко Анна Антоновна и Гоманович Элеонора.

Февраль 2020 год.

Приложение №3

Интервью с Парахневич Алексеем Васильевичем

 

Парахневич Алексей Васильевич (крайний слева) с однополчанами 8 мая 1945 год(фото из семейного архива)

Парахневич Алексей Васильевич родился 11 апреля 1925 года в деревне Дубровка Зыряновского района Томской области.

К Алексею Васильевичу, я пошла после школы. И, несмотря на столь поздний час, Алексей Васильевич гостеприимно встретил меня и поделился своими воспоминаниями. Далее записываю со слов Алексея Васильевича.

Меня призвали на фронт в 1942 году. Я был курсантом военно-пехотного училища в Новосибирске. К тому моменту мы проучились всего-то полгода и не окончили программу до конца. Стало известно, что немцы возьмут реванш за Сталинград. Прямо из полевых лагерей в Юрге нас экстренно погрузили в вагоны и отправили на Центральный фронт, командующим которого был К.К.Рокоссовский. Это случилось накануне Курской битвы. Там я и принял свое боевое крещение.

До передовой мы добирались пешком. Меня назначили первым номером расчёта станкового пулемёта «Максим». Расчёт пулемёта – это пять бойцов. Нам приходилось отражать одну за другой вражеские атаки. На фронте было очень «жарко». Воевать приходилось и врукопашную, не всегда поддерживала артиллерия. В нашем распоряжении было всего три пушки. Они должны были перевозиться на технике, но вся техника была уничтожена и таскали эти пушки на себе. Бывало и так, что в наступление шли «ползком». Под Курск я прибыл в июле 1943 года, а в сентябре был ранен. Попал в госпиталь в Старый Оскол и пролечился там до 1944 года, а после излечения вновь на фронт.

Меня направили на 1-й Белорусский фронт. Там я стал командиром расчёта 82-милиметровых миномётов, находившихся при стрелковом батальоне. На направлении Киев-Полтава нас посадили на броню танков и самоходных артиллерийских установок. Мы должны были войти немцам в тыл, по дороге у нас подбили один танк, а затем и второй. Мы оказались в окружении. Две недели мы вели оборонительные бои с немцами, а когда подошли наши войск, мы перешли в наступление и прорвали оборону.

Наиболее тяжёлыми были бои за город Ковель. В этом городе располагались две немецкие дивизии. Мы попытались их взять, но сами оказались в окружении, из окружения выходили с боем. Освободив Ковель, мы вышли к границе Польши.

Когда подошли близко к Варшаве, увидели, что мост был взорван. В Варшаве польское правительство дало команду поднять восстание. Немцы загоняли людей на крыши домов и скидывали их вниз. Командование поставило нам новую задачу – форсировать реку Буг. Мы форсировали реку и перешли в наступление.

Затем мы форсировали Вислу, часть по льду, часть на плотах, на лодках. Немцы не знали, что мы уже форсировали реку, в это время их пять машин ехали в Варшаву, а мы вышли на дорогу.

До Берлина оставалось 300 км. В Германии были жестокие бои. Мы были во втором эшелоне. Потом нас оттуда сняли, и мы пошли на юго-запад. В Германии были особенно жестокие бои...

Подошли к Берлину, там соединились с Первым Украинским фронтом. Взяли Берлин в кольцо. 100-тысячная армия немцев прорвала фронт с Запада и немцы кинулись к американцам. Нас посадили на танки. Цель – в бой не вступать, а сгонять немцев в болота, леса, а самим устремиться на Запад.

Мы и наши танки открыли предупредительный огонь около Эльбы, американцы открыли огонь с другой стороны. Немцы стали сдаваться в плен. Немцев строили в колонны и отправляли на Восток. Воевали до 8 мая. А 8 мая приехали гонцы и кричат «Победа!» Мы все начали стрелять в воздух от радости. На берегу Эльбы были неделю, а потом пошли в Берлин. Меня перевели в отдельный автомобильный батальон, который обслуживал Верховный суд ООН.

Трудное было дело! Отдыха на войне практически не было. Не пели мы. Да и петь-то было некогда! Воевали мы! А если и пели, так потому что тоска по дому была, по родным людям. Ждали победу!

В 1945 году у меня было тяжёлое ранение в голову, но я и мои товарищи уговорили не везти меня в госпиталь. Так я и вернулся на фронт с перевязанной головой. За время войны был ранен 4 раза. Самое тяжелое ранение было под Курском, в остальных случаях отказывался от госпитализации. В июне 1945 года мне дали отпуск, и я поехал домой на лечение. Пробыл в больнице 2 или три месяца, а в конце 1945 года вернулся в Берлин. 1946 год – мобилизация! Был назначен в школу учителем. В 1947 году призвали в армию на Дальний Восток, потом 5 лет служил на Камчатке. Потом был переведён сначала на Украину, а затем и во Львов, где я закончил офицерские курсы, и получил звание лейтенант. В 1955 происходило сокращение армии, меня демобилизовали и я прибыл в Новоалтайск. Работал в строительной организации, потом на железной дороге. В конце 80-х годов ушёл на пенсию. Занимался общественной работой в комитете ветеранов Великой Отечественной войны.

Мои награды: медали «За боевые заслуги», медаль «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», орден Красной Звезды, четыре ордена Отечественной войны I и II степеней, юбилейные медали.

А.В. Парахневич. 2020 год.

 

Парахневич Алексей Васильевич и Гоманович Элеонора

Февраль 2020 год

Приложение №4

Интервью с Ждановым Александром Ивановичем.

 

Жданов И.А. (фото из открытых источников в сети интернет)

Жданов Иван Александрович живёт в городе Алейске Алтайского края. С Иваном Александровичем я разговаривала по телефону. Очень общительный и позитивный человек. Как он сам про себя говорит: «В душе вечно молодой».

Далее записываю со слов Ивана Александровича.

Родился я в селе Песчаное Алтайского края 30 июля 1924 года. В 1932 году переехали всей семьёй в совхоз Коммунар, там я закончил 7 классов и объявили войну. Семья 9 человек. Отец 1897 года рождения ушёл на фронт. Старший брат в это время был в армии. Я пошёл учиться в ФЗО (школа фабрично-заводского обучения) в городе Барнаул. В это время в Барнаул прибыл эвакуированный из под Подольска завод № 17, который в мирное время был текстильной фабрикой. Жили в клубах. С 1942 года квартировали мы у одной женщины на окраине Барнаула по ул. Маслозаводская. Нас там было три фэзеушника. Работали от зари до зари. Разгружали станки, ставили под открытым небом и тут же выпускали патроны.

И вот мы, три товарища, пошли в железнодорожный военкомат проситься на фронт. Там нам сказали, что повестки регулярно отправляют нам на завод, но руководство завода нас не отпускает. Услышав это, мы попросили прислать нам повестки по месту жительства. И вот мы получили долгожданные повестки. Нас собрали три вагона и отправили на Дальний Восток. Один вагон, в котором был я, отцепили в Новосибирске. Зачислили меня учиться в телеграфисты. Отучился я на III класс, присвоили мне ефрейтора. После этого отправили меня в Тулу, а уже оттуда попал в 22 мотострелковую бригаду танкового корпуса. В нашей бригаде были миномёты, артиллерия, БТРы, пушки. До июля 1943 года мы изучали военное дело. Однажды нас подняли по тревоге, и мы пошли ночью к Курску. Вступили в бой на рассвете. Там же получил первое ранение. Выполнять роль радиста не мог, была совершенно не та обстановка. После окончания боя были большие потери. Нас вывели на окраину Курской области, там мы получили пополнение и пошли догонять немцев. На Днепре произошла задержка из-за лесистой местности. Днепр форсировали на плотах, для этого разбирали сараи, колотили плоты. Переправляли оружие и солдат. На правом берегу Днепра не было тяжёлой техники из-за местности. Негде ей было там развернуться. Сильно нас бомбили там. 7 ноября 1943 года мы отправились к Киеву. В сам Киев не заходили, развернули нас на Житомир - там были бои, которые продолжались практически всю зиму. Житомир мы освободили и пошли по направлению к границе. 16 января 1944 , производя корректировку огня, был ранен и попал в госпиталь в Казахстане. После ранения везли сутки до медсанбата. Бала очень большая потеря крови. Когда очнулся, около меня сидела медсестра, она свою кровь отдала мне и сказала: «Теперь будешь жить долго с моей кровью». Вот я долго и живу. До сих пор жалею, что даже не в состоянии был имени её спросить. Это было не первое моё ранение. После первого своего ранения, через месяц я был уже на передовой. В госпитале пробыл до 7 августа, пролечился. В это время пришёл приказ министра обороны: «Новое обмундирование не выдавать». Все вещи реставрировали сами, обувь ремонтировали. 7 августа 1944 года был комиссован домой.

Война она есть война. Мы же были пацаны совсем. Жаль не фотографировал нас никто. Всегда песни пели. На отдыхе, например, всегда пели. Приводили себя в порядок после боя – пели, выводили часть из боя – пели. Песня поднимала дух солдату, пели не только фронтовые песни, но ещё и мирные, довоенные. Песни же это всё наше, пережитое. Пели и думали, что скоро война закончится и наступит мирное время. Песня веселила, разгоняла тоску.

После того как вернулся домой, работал председателем сельского совета. Появилась семья. Жили в землянке. Когда пошли дети, в нашей землянке стало тесно, ходили по квартирам. Супруга работала на маслозаводе во время войны. Потом меня перевели работать в летнее время бригадиром на сенокос, а зимой работал статистом. Супруга переманила на маслозавод, немного погодя меня отправили директором на маслозавод в с. Боровское, потом переехали всей семьей в село Кашино, поближе к родителям супруги. Дети росли, в Кашино была только четырёхлетка, детей надо было учить и мы всей семьёй перебираемся в Алейск. Там в это время как раз построили МСК (масло-сыр комбинат) Работал я на этом заводе начальником отдела плавленых сырков.

Вырастил 4 сыновей. У меня 6 внуков и пять правнуков.

В годы Великой Отечественной войны награждён медалью «За боевые заслуги», орденом Великой Отечественной войны I степени.

Жданов И.А. 2020 год.

Приложение №5

Письмо Симонова

Приложение №6

Результаты анкетирования.

С Ириной Сергеевной мы подготовили следующие вопросы, для проведения анкетирования среди учащихся начальных классов 19 школы города Новоалтайска:

1.Какие фронтовые (военные) песни вы знаете?

2.Какие эмоции (чувства) у вас вызывают эти песни?

3.В анкетировании участвовало 106 человек.

2 «А» - 32 человека

3 «А» - 23 человека

3 «В» - 27 человек

4 «Д» - 24 человека

Из опроса я узнала:

2 «А»

Популярные песни

Эмоции

«Солдатушки» - 2 человека

Радость – 7 человек

«Катюша» - 4 человека

Грусть – 12 человек

«День победы» - 2 человека

Страх – 1 человек

 

Гордость – 2 человека

 

Печаль – 2 человека

3 «А»

Популярные песни

Эмоции

«Катюша» - 5 человек

Грусть - 1 человек

«Солдатушки» - 9 человек

Печаль – 2 человека

«Я – солдат» - 1 человек

Радость – 2 человека

3 «В»

«Катюша» - 20 человек

Эмоции

«День победы» - 9 человек

Грусть – 14 человек

 

Гордость – 1 человек

 

Радость – 3 человека

 

Благодарность - 1 человек

4 «Д»

«А закаты алые» - 15 человек

Эмоции

«Кукушка» - 1 человек

Грусть – 13 человек

«Катюша» - 1 человек

Радость – 1 человек

«Хотят ли русские войны?» -2 чел.

Гордость -1 человек

«Прадедушка» - 1 человек

Волнение – 1 человек

У солдата выходной – 1 человек

 

1 Читаемые копии в приложении

2Полное интервью в приложении №1

3Дневник Фишман В.В. приложение №1

4 Полное интервью в приложении №2

5Полное интервью в приложении №3

6 Полное интервью в приложении №4

7«Рассказы о песнях». Составитель О.Очаковская. Москва «Музыка» 1985. С.50

8Песни Великой Отечественной войны /А.В.Зябликов// Литература в школе.-2015.- №5. С.3

9 https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-3116 -ссылка на источник

10«Песня в граните» составитель и автор рассказов А.Луковников. Издательство «Музыка» Москва.1975. стр.45.

11«Песня в граните» составитель и автор рассказов А.Луковников. Издательство «Музыка» Москва.1975. стр.45.

12 «Всегда на страже: Рассказы о песнях: Кн. для учащихся 5-8 кл.ср.шк. – М.:Просвещение, 1988. Стр.169

13 https://zen.yandex.ru/media/conflict/rol-pesni-na-fronte-5ac0a2495816697b783ad829 - ссылка на источник

14 https://zen.yandex.ru/media/conflict/rol-pesni-na-fronte-5ac0a2495816697b783ad829 - ссылка на источник

15 https://zen.yandex.ru/media/conflict/rol-pesni-na-fronte-5ac0a2495816697b783ad829 - ссылка на источник

16 «Песня в граните» составитель и автор рассказов А.Луковников. Издательство «Музыка» Москва.1975. стр. 65.

17 Приложение №5

Просмотров работы: 568