Танковое противостояние СССР и Германии в Великой Отечественной войне

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Танковое противостояние СССР и Германии в Великой Отечественной войне

Королев А.А. 1
1МОУ "Лицей № 23" г. о Подольск
Подкопаева В.С. 1
1МОУ "Лицей № 23" г. о Подольск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель работы – показать огромное влияние танковой техники на исход Второй мировой войны.

Задачи:

1. Просветительская – рассказать одноклассникам и сверстникам о силе духа и независимости нашего народа, победившего фашизм на примере главных танковых сражений Великой Отечественной войны и истории военной техники.

2. Изучить и использовать сведения о танках из литературы, интернета, документальных фильмов.

3. Опираясь на знания о Великой Отечественной войне и родословной своих прадедов-офицеров внести вклад в популяризацию этой темы и подготовить материалы для публикации в школьной прессе в канун 75-летия Победы.

4. Применить свои знания и навыки по конструированию.

С детства я любил конструировать модели танков, самолетов и устраивал военные "сражения". А когда подрос, то с большим интересом посмотрел по телевизору документальный фильм из 18 серий "Великая война". Видя мою заинтересованность, родители подарили мне большую энциклопедию "Все о танках", а также другие книги об оружии и военной истории. Также мне нравятся художественные фильмы о танках и танкистах – как современные ("Т-34", "Несокрушимый"), так и снятые много лет назад ("Парень из нашего города", "Трактористы").

Поскольку я увлекся историей танковой техники, то решил очередную свою работу посвятить этой теме. А до этого я успешно выступал на городских и областных научных чтениях с докладами о Подольских курсантах и о родословной своих прадедов-фронтовиков.

1. История создания танковых войск и их роль в бою

Танковые дивизии – это главные ударные силы Второй мировой войны. Еще в Первую мировую войну танки сильно влияли на продвижение линии фронта. Первыми в бою их применили англичане 16 сентября 1616 г. в сражении на реке Сомме – это были танки "Mk.I" (Рисунок 1).

Рисунок 1. Первый танк "Mk.I" (Великобритания, 1916 г.)

Почти одновременно внедрялись в танковую индустрию и другие страны. Образцом для многих последующих поколений танков стал созданный во Франции в 1917 г. танк "Renault FT-17" (Рисунок 2) – один из лучших и самый массовый танк Первой мировой войны.

Рисунок 2. Танк "Renault FT-17" (Франция, 1917 г.)

Танк "Renault FT-17" имел следующую компоновку, до сих пор считающуюся классической: двигатель, трансмиссия и ведущие колеса расположены сзади, отделение управления – спереди, а боевое отделение с бронированной башней кругового вращения – между ними.

Следует отметить, что нет согласованных международных стандартов, разделяющих танки на классы. В СССР классификация шла по весу машин: до 20 тонн – легкие, от 20 т до 40 т – средние, от 40 т до 60 т – тяжелые. В других странах были иные критерии. Например, в Германии классификация велась по калибру танковой пушки.

2. Танковые войска СССР и Германии

к началу Великой Отечественной войны

2.1 Танковые войска СССР

В СССР танки начали разрабатывать и выпускать с двадцатых годов XX века. Первым отечественным серийным танком стал "Т-18" или "МС-1" (малый сопровождения), выпускаемый с 1927 г. по 1932 г. (Рисунок 3). Всего было выпущено 962 танка этого типа.

Рисунок 3. Танк "МС-1" (СССР, 1927 г.)

в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники

В начале тридцатых годов СССР были закуплены современные образцы зарубежной бронетехники, определившие на всё предвоенное десятилетие характер советских разработок в этой области. Из Великобритании был получен лёгкий танк "Vickers Mk E" (Рисунок 4), также известный под названием "Vickers 6-ton", ставший прототипом советского танка "Т-26". В США был приобретён легкий танк "Christie М1931" (Рисунок 5), ставший прототипом советских танков серии "БТ" (быстроходный танк).

Рисунок 4. Танк "Vickers Mk E" (Великобритания, 1930 г.)

Рисунок 5. Танк "Christie М1931" (США, 1930 г.)

К началу Великой Отечественной войны на вооружении находилось около 26 тыс. единиц, но только 1 тысяча отвечала требованиям времени. Основу советских бронетанковых войск на тот момент составляли лёгкие танки "Т-26" и "БТ-7". Новых танков "Т-34", "КВ-1" и "КВ-2" было мало. При этом к началу войну наша бронетехника была расположена вдалеке от западной границы СССР (более 100 км). Топлива в войсках не хватало – к 1941 г. его не запасли. А многие современно мыслящие известные полководцы (Тухачевский М. Н., Якир И. Э. и др.) были репрессированы перед самой войной.

Рисунок 6. Лёгкий танк "Т-26" (СССР)

Рисунок 7. Лёгкий танк "БТ-7" (СССР)

Рисунок 8. Лёгкий плавающий танк "Т-40" (СССР)

Рисунок 9. Средний танк "Т-28" (СССР)

Рисунок 10. Средний танк "Т-34" (СССР)

на площадке военной техники "Музея Победы"

Рисунок 11. Тяжёлый танк "Т-35" (СССР)

в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот»

Рисунок 12. Тяжёлый танк "КВ-1" (СССР)

Рисунок 13. Тяжёлый танк "КВ-2" (СССР)

По своей огневой мощи Т-35 был самым сильным танком мира. Три пушки и пять пулемётов, расположенные в пяти вращающихся башнях, обеспечивали массированный круговой огонь одновременно во всех направлениях, что для борьбы с пехотой в глубине обороны противника давало (в теории) определённые преимущества. Однако боевой опыт показал несостоятельность идеи рассредоточения огня. Командир не в состоянии дать указания всем стрелкам, а плохой обзор затрудняет выбор главной цели.

Накануне Великой Отечественной войны танковые войска Красной армии состояли из механизированных корпусов, каждый из которых должен был включать две танковые и одну моторизованную дивизии, мотоциклетный полк, отдельный батальон связи, отдельный инженерный батальон и другие подразделения. В целом, механизированный корпус должен был иметь свыше 36000 человек, 1031 танк (в том числе 546 "КВ" и "Т-34"), 358 орудий и миномётов, 268 бронемашин.

К началу войны в разной стадии формирования находилось 29 механизированных корпусов, однако создание столь большого количества крупных подразделений не соответствовало имевшимся в то время возможностям по обеспечению их личным составом, боевой техникой, вооружением и автотранспортом. К середине 1941 года абсолютное большинство данных соединений было недоукомплектовано.

Таблица 1. Характеристики танков, выпускаемых в СССР до начала Великой Отечественной войны

Танк

Годы
выпуска

Масса,
т

Орудие,
мм

Пулеметы,
мм

Скорость,
км/ч

Броня,
мм

Экипаж,
чел

Выпущено,
шт

Т-18

1928-1931

5,3

37

2 × 6,5

16

8 – 16

2

959

Т-26

1931-1941

10,3

45

2 × 7,62

30

6 – 30

3

11 373

БТ-2

1932-1933

11,3

37

1 × 7,62

52

6 – 13

2

620

БТ-5

1933-1935

11,5

45

1 × 7,62

52

6 – 13

3

1 884

БТ-7

1934-1940

13,9

45

2 × 7,62

53

6 – 22

3

4 800

БТ-7М

1936-1940

14,7

45

2 × 7,62

62

6 – 22

3

790

Т-37А

1933-1936

3,2

1 × 7,62

40

4 – 8

2

2 641

Т-38

1936-1939

3,3

1 × 7,62

40

4 – 9

2

1 430

Т-40

1940-1942

5,5

1 × 12,7
1 × 7,62

44

5 – 20

2

960

Т-28

1933-1940

25,4

76,2

4 × 7,62

42

10 – 30

6

503

Т-34

1939-1948

26,5

76

2 × 7,62

54

15 – 52

4

35 330

Т-35

1932-1939

58

1 × 76,2
2 × 45

6 × 7,62

29

10 – 70

11

59

КВ-1

1939-1942

43

76

3 × 7,62

35

30 – 90

5

3 542

КВ-2

1939-1942

52

152

3 × 7,62

35

12 – 110

6

334

Таблица. Количество танков в Красной армии на 22.06.1941 г.

Наименование

Тип

Количество, шт.

Исправных

В ремонте

Всего

Т-35

тяжёлый танк

42

17

59

КВ-1

тяжёлый танк

410

2

412

КВ-2

тяжёлый танк

134

1

135

Т-28

средний танк

292

150

442

Т-34

средний танк

1 029

1

1 030

Т-26

лёгкий танк

8 423

1 575

9 998

БТ-2

лёгкий танк

492

102

594

БТ-5

лёгкий танк

1 261

427

1 688

БТ-7

лёгкий танк

3 791

772

4 563

БТ-7М

лёгкий танк

688

16

704

Т-37

плавающий танк

1 483

848

2 331

Т-38А

плавающий танк

733

396

1 129

Т-40

плавающий танк

159

1

160

Т-27

танкетка

1 060

1 316

2 376

СУ-5

самоходная установка

16

12

28

ИТОГО

20 013

5 636

25 649

2.2. Танковые войска Германии

Германия перестала соблюдать Версальский договор, запрещающий танкостроение, после прихода к власти Гитлера. С 1934 года немцы приступили к производству танковой техники и очень в этом преуспели до начала второй мировой войны. Немецкие танки PANZER для своего времени имели мощную броню, хорошее вооружение и отличную скорость. Немецкая военная машина была на ходу благодаря мощной бронетехнике.

В конце 1930-х годов стратегической доктриной Германии стала теория "блицкрига" – молниеносной войны. Войну предполагалось вести в исключительно высоком темпе и победоносно закончить в максимально короткие сроки.

По этой военной доктрине решающая роль отводилась танковым войскам и авиации, тесно взаимодействовавшим друг с другом. Танковые части должны были рассечь армию противника на несколько изолированных частей, которые затем предполагалось уничтожить силами авиации, артиллерии и мотопехоты.

Когда германская армия получила свои первые танки, то сразу приступила к формированию крупных соединений. Танковым дивизиям придали разведывательные части – вначале на мотоциклах, а позже на легких танках и бронеавтомобилях. При обнаружении бронетехники противника на ней сосредотачивался главный удар – артиллерия и авиация поражали выбранные цели, после чего танки продвигались вперёд.

Для борьбы с танками противника немецкие танки до 1942 г. не предназначались. В обороне вражеские танки должны были уничтожать артиллерия и пехота своими противотанковыми средствами, а в наступлении – артиллерия и авиация.

В немецких бронетанковых войсках главным было не количество машин, а чёткое управление и организация. В танковой дивизии образца 1941 года насчитывалось 17800 солдат и офицеров, 209 танков, 27 бронемашин, 192 орудия и миномёта, 400 бронетранспортёров, 1500 грузовиков, 60 легковых автомобилей и 1300 мотоциклов.

Рисунок 14. Лёгкий танк PzKpfw-I (Германия)

Рисунок 15. Лёгкий танк PzKpfw-II (Германия)

Рисунок 16. Средний танк PzKpfw-III (Германия)

Рисунок 17. Средний танк PzKpfw-IV (Германия)

в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот»

Рисунок 18. Лёгкийтанк PzKpfw 38(t) (Чехословакия)

на площадке военной техники "Музея Победы"

В отличие от советских механизированных корпусов, стержнем немецкой танковой дивизии была моторизованная пехота на автомобилях и бронетранспортёрах. Благодаря ей немцы могли быстро закрепляться на захваченных территориях. Советские мехкорпуса, в которых пехоты было мало, а передвигалась она пешком, даже в случае успеха не могли как следует закрепиться или организовать надёжную оборону.

Германское командование понимало, что у него нет очень большого количества машин и танкистов, поэтому акцент в учебных и боевых подразделениях был сделан на как можно более тщательную подготовку экипажей, а особенно – водителей танков. В постоянных тренировках членами экипажа до автоматизма отрабатывались все выполняемые ими операции, регламентированные по секундам.

Немецкие военные специалисты были убеждены в том, что функции членов экипажа в танке должны быть разделены самым тщательным образом и смешивать их ни в коем случае нельзя. Поэтому оба средних немецких танка PzKpfw-III и PzKpfw-IV имели экипаж из пяти человек.

Боевое отделение было просторным и удобным, а его компоновка – тщательно продуманной. Поэтому танкисты тратили минимум усилий в бою и длительное время сохраняли высокую работоспособность. Для каждого члена экипажа на танке имелся отдельный люк, благодаря чему можно было быстро покинуть загоревшуюся машину.

Традиционно хорошие германские оптические и радиоприборы помогали немецким танкистам взаимодействовать на поле боя и сосредоточенными усилиями обеспечивать себе перевес над противником даже там, где на самом деле его не было.

Несколько слов следует сказать о системе обозначений танков, принятой в германской армии. Все поступавшие на вооружение Вермахта танки получали буквенную аббревиатуру Pz.Kpfw (сокращённое от Panzerkampfwagen – бронированная боевая машина) и порядковый номер. Модификации обозначались буквами немецкого алфавита по порядку и сокращённым словом Ausfuhrung – модель, исполнение, вариант.

Таблица 2. Характеристики танков, выпускаемых в Германии до начала Великой Отечественной войны

Танк

Годы
выпуска

Масса,
т

Орудие,
мм

Пулеметы,
мм

Скорость,
км/ч

Броня,
мм

Экипаж,
чел

Выпущено,
шт

PzKpfw I

1934-1937

5,8

2 × 7,92

37

5 – 15

2

1 574

PzKpfw II

1935-1944

9,5

20

1 × 7,92

40

5 – 14,5

3

2 219

PzKpfw III
(Ausf. A – F)

1936-1940

16

37

2 × 7,92

35

5 – 30

5

596

PzKpfw III
(Ausf. G – M)

1940-1943

22

50

2 × 7,92

40

10 – 50

5

4 472

PzKpfw IV
(Ausf. A – F1)

1936-1942

20

75

2 × 7,92

40

5 – 50

5

1 134

PzKpfw 35 (t)
(Чехословакия)

1936-1938

11

37

2 × 7,92

34

8 – 25

4

434

PzKpfw 38 (t)
(Чехословакия)

1939-1942

9,7

37

2 × 7,92

42

8 – 25

4

1 414

Современная техника, высокий уровень подготовки военнослужащих и отлаженное взаимодействие между различными родами войск позволило Гитлеру успешно начать Вторую мировую войну 1 сентября 1939 г.

2.3. Соотношение сил на границе СССР и Германии

К началу войны силы Германии и ее союзников на Восточном фронте (Финляндии, Словакии, Венгрии, Румынии и Италии) насчитывали 4364 танка, штурмовых и самоходных орудий.

Для нападения на СССР в Германии были сформированы 4 танковые группы (Panzergruppe) вермахта, которыми командовали (Рисунок 19):

1 танковой группой – генерал-полковник Эвальд фон Клейст;

2 танковой группой – генерал-полковник Гейнц Гудериан;

3 танковой группой – генерал-полковник Герман Гот;

4 танковой группой – генерал-полковник Эрих Гёпнер.

       

Э. фон Клейст

Г. Гудериан

Г. Гот

Э. Гёпнер

Рисунок 19. Командующие немецкими танковыми группами в 1941 г.

Вооруженные силы СССР к лету 1941 г. были крупнейшей армией мира. Количество танков в советских войсках на Западном театре военных действий составляло 15687 шт. и таким образом соотношение сил к утру 22 июня 1941 г. по танкам было 3,6:1 в пользу Советского Союза.

Однако Красная армия не была отмобилизована и не закончила процесс стратегического сосредоточения и развертывания. Вследствие этого части первого эшелона значительно уступали противнику, войска которого были развернуты непосредственно у самой границы. Подобное расположение советских войск позволяло уничтожать их по частям.

На направлениях главных ударов германскому командованию удалось создать превосходство над войсками Красной армии, которое было близко к подавляющему. Общее соотношение сил позволяло советскому командованию не допустить превосходства противника, но в действительности произошло обратное. Так как советское руководство неверно оценивало степень угрозы германского нападения, Красная армия оказалась 22 июня застигнута врасплох.

3. Начальный этап Великой Отечественной войны. Успехи Германии

Уже в первый день войны немцы продвинулись на 50-70 км. Их "Блицкриг" основывался на тесном взаимодействии танков, авиации, пехоты и артиллерии. Каждую немецкую танковую дивизию, состоящую приблизительно из 300 танков, поддерживало около 4 дивизий пехоты (приблизительно 16 тыс. человек), что позволило немцам уже в октябре подойти к Москве на расстояние около 200 км.

3.1. Сражение в районе Дубно – Луцк – Броды

Сражение началось 23 июня 1941 года, когда механизированные корпуса Красной Армии, дислоцированные на Украине, нанесли первые серьезные контрудары по наступающим немецким войскам. Вначале удар по флангам группы армий «Юг» нанесли 4, 15 и 22 механизированные корпуса, стоявшие в первом эшелоне. А следом за ними к операции подключились выдвинувшиеся из второго эшелона 8, 9 и 19 механизированные корпуса (Рисунок 20).

Стратегически замысел советского командования был верным: нанести удар по флангам 1-й танковой группы вермахта, рвавшейся к Киеву, окружить и уничтожить ее. К тому же у советских войск на этом участке было существенное превосходство в танках – в шести механизированных корпусах числилось около 3900 машин. С немецкой стороны в сражении участвовало около 800 танков и самоходных установок.

Однако провести единое наступление советские ударные соединения не смогли. Действия механизированных корпусов свелись к изолированным контратакам на разных направлениях. Подразделения вступали в бой после многокилометровых маршей по отдельности, не имея возможности дождаться подхода общевойсковых соединений поддержки. Ещё на марше корпуса понесли большие потери от действий вражеской авиации. Некоторые подразделения попали в окружение и были вынуждены перейти к обороне.

К 1 июля 1941 г. советские механизированные корпуса Юго-Западного фронта были практически уничтожены. В 22-м осталось около 10 % танков, в 8-м и 15-м – около 15 %, в 9-м и 19-м – около 30 %. В несколько лучшем положении оказался 4-й механизированный корпус – в нём осталось примерно 40 % танков.

Одна из главных причин неудач Красной армии в этом сражении – техническая и кадровая незавершённость реорганизации танковых войск. Состав механизированных корпусов мало соответствовали требованиям боевых действий. На вооружении танковых подразделений состояли разнотипные машины: многобашенные Т-35 и Т-28, «пехотные» Т-26 и «кавалерийские» БТ, плавающие Т-38 и танкетки Т-27. Передвижение, обслуживание и совместное использование в бою такой разнообразной техники вызывало многочисленные трудности. Устаревшие образцы танков с выработанным ресурсом соседствовали и сковывали применение новейших КВ и Т-34. Около 700 этих новых танков оказались разбросаны по разным дивизиям и не смогли оказать переломного влияния на ход сражения.

В корпусах не успели организовать технически оснащенные тыловые службы. По докладам командиров корпусов, более 50 % танкового парка вышло из строя по техническим причинам (нередко еще на маршах). Недостаток транспорта часто обрекал танкистов идти в атаки без поддержки мотопехоты, артиллерии, на бездействие из-за отсутствия горючего, нехватки боеприпасов. Отсутствие ремонтной базы, запчастей, средств эвакуации танков вкупе с неподготовленностью экипажей устранять в полевых условиях даже мелкие неполадки и повреждения приводили к огромным небоевым потерям, порой превышающим боевые.

Данные о небоевых потерях позволяют скорректировать многократное танковое превосходство наших механизированных корпусов над немецкими частями. На 22 июня в шести корпусах имелось около 3900 танков; поднято по тревоге было приблизительно на 10 % меньше (около 3500 шт.) из-за техники, находящейся в ремонте; до позиций дошло около 50 %. Таким образом непосредственно в сражение вступили порядка 1750 советских танков. Но и это число после первых же боёв продолжало быстро уменьшаться из-за невозможности эвакуации и ремонта бронетехники. Поэтому количественное превосходство советских бронетанковых сил оказалось не столь значительным, а превосходством по другим показателям обладал противник.

В отличие от советских танков, немецкая бронетехника более соответствовали тактике глубоких прорывов. Немецкие танки имели лучшую обзорность и управляемость, были лучше приспособлены к длительным маршам, оснащались приемопередающими радиостанциями, что обеспечивало постоянную связь и гибкое управление в бою. У многих советских танков ходовая часть не выдерживала длительных переходов, обзорность граничила со «слепотой», радиостанции имелись только на командирских машинах, да и то не на всех. Перечисленными недостатками страдали не только устаревшие машины, но и новейшие КВ и Т-34.

На лучшем немецком танке начала Великой отечественной войны PzKpfw IV была установлена 75-мм короткоствольная пушка, которая не пробивала лобовую броню новейших советских танков КВ и Т-34 из-за низкой начальной скорости снаряда. Поэтому для борьбы с этими танками немцы использовали 88-мм зенитную пушку FlaK (Рисунок 21).

Ещё одна причина неудач Красной армии в сражении под Дубно – Луцком – Бродами – недостатки в организации и управлении боевых действий. Штабы армий оказались не подготовлены к управлению крупными механизированными соединениями и использовали их в сугубо армейских интересах: для поддержки пехоты, для ликвидации десантов, бросали их в лобовые атаки на хорошо подготовленную оборону. Разведка в интересах танковых войск совершенно не велась.

Рисунок 21. 88-мм зенитная пушка FlaK (Германия)

Столкнувшись с немецкими подвижными соединениями, и с применяемой ими тактикой глубоких танковых прорывов, обходов и охватов, военное руководство Красной армии не смогло сразу найти им эффективные способы противодействия. Бросая в контрнаступление механизированные корпуса советское командование, по-видимому, не вполне осознавало, какими тяжкими потерями оно может обернуться. Но тем не менее, в результате именно этих контрударов войска противника были задержаны на целую неделю, а вражеский план стремительного прорыва к Киеву был сорван.

3.2. Сражение под Сенно (Лепельский контрудар)

После взятия Минска и разгрома основных сил советского Западного фронта в Белостокском и Минском «котлах», немецкие ударные соединения продолжили наступление на Московском направлении. Для того чтобы остановить противника, советское командование решило нанести контрудар в Белоруссии силами двух механизированных корпусов: 5-го, переброшенного из Украины, и 7-го, выдвинувшегося из Московского военного округа.

Контрудар был начат 06 июля 1941 г. в направлении города Лепеля. Перед двумя механизированными корпусами Западного фронта советское командование поставило задачу разгромить оторванные от основных сил танковые группы противника и остановить их наступление на Витебск (рисунок 22).

К началу наступления в составе 5-го механизированного корпуса числилось 927 танков, в составе 7-го механизированного корпуса – 507 танков. Таким образом: в обоих корпусах числилось более 1400 танков, в том числе 47 КВ и 49 Т-34.

С немецкой стороны в сражении приняли участие 7-я и 17-я танковые дивизии вермахта, насчитывающие от 300 до 400 танков. С 9 июля им на помощь подошла 12-я танковая дивизия, имевшая в своём составе ещё 209 танков.

Наиболее ожесточенное сражение в рамках Лепельского контрудара произошло у небольшого города Сенно, который несколько раз переходил из рук в руки. 8 июля немецкая сторона бросила на штурм города все имеющиеся у неё в этом районе резервы и советским войскам пришлось отступить.

9 июля после захвата немцами Витебска советское наступление было приостановлено, и поступил приказ вывести механизированные корпуса из боя. Войска не выполнили ни одну из поставленных перед ними задач. Не удалось пройти и половины пути до Лепеля. За неполную неделю боев было потеряно около 70 % техники.

Главная причина неудачи советских войск при проведении Лепельского контрудара заключается в слабой подготовке операции и отсутствии времени на получение необходимой разведывательной информации. Очень плохо была налажена связь, в результате чего участникам контрудара зачастую приходилось действовать вслепую.

Несмотря на то, что Лепельский контрудар и не достиг своей цели, советским танковым частям удалось временно отбросить противника и несколько дней оборонять занятые рубежи, оттянув на себя значительные силы врага. В результате немецкие войска потеряли почти неделю и наступательный темп вермахта первых дней войны сильно замедлился.

3.3. Оборона Одессы. Танк НИ-1

С 05 августа по 16 октября 1941 года в течение 73 дней Красная армия обороняла Одессу. Против 35 тысяч бойцов советской Приморской армии было брошено более 300 тысяч солдат 4-ой румынской и 11-ой немецкой армий, но защитники города не дрогнули. Против врага были направлены изготовленные на предприятиях Одессы импровизированные танки "НИ-1" ("На испуг" – рисунок 20). Эти машины представляли собой гусеничные тракторы, обшитые стальными листами и вооруженные пулемётами или легким орудием калибра 37 мм. Всего, по различным данным, было изготовлено от 55 до 69 таких бронетракторов. В боях за Одессу они поражали румынскую пехоту и конницу. Потери румынских и немецких войск при захвате Одессы оцениваются до 160 тысяч человек.

Рисунок 20. Эрзац-танк (бронетрактор) "НИ-1" (СССР, 1941 г.)

Первый год войны был серьезным уроком для наших военных. В отличие от немецкой бронетехники, в наших танках не хватало радиосвязи, которая устанавливалась только на командных машинах.

3.4. Танковый ас Д. Ф. Лавриненко

Лавриненко Дмитрий Фёдорович (14.10.1914 – 18.12.1941 г. г.) – старший лейтенант, самый известный танковый ас Красной армии периода Великой Отечественной войны (Рисунок 21).

С октября по декабрь 1941 г. в составе подразделения танков "Т-34" Д. Ф. Лавриненко принял участие в 28 сражениях и уничтожил 52 танка противника, став самым результативным танкистом Красной армии и антигитлеровской коалиции за всю Вторую мировую войну.

Тактика, которую использовал Д. Ф. Лавриненко – это сочетание действий из засад с внезапными атаками при хорошо проведённой разведке. Прежде чем атаковать противника, он внимательно изучал местность, чтобы правильно выбрать направление атаки и вид последующего манёвра.

Д. Ф. Лавриненко трижды горел в танке, но погиб не на поле сражения. После боя на подступах к Волоколамску во время вражеского обстрела он был сражён осколком мины.

Известно, что в германской армии воевали и более результативные танковые асы: Михаэль Виттман (138 танков и САУ), Отто Кариус (150) и другие. Однако почти все они прошли войну от начала до конца, и поэтому их суммарные результаты столь значительны. А Д. Ф. Лавриненко уничтожил свои 52 танка всего за два с половиной месяца ожесточённых боёв в 1941 году, в самый критический и трагический период, когда Красной армия отступала.

Рисунок 21. Экипаж танка "Т-34" Д. Ф. Лавриненко (крайний слева)

4. Перелом в Великой Отечественной войне. Победа СССР.

4.1 Курская битва. Сражение под Прохоровкой.

Рисунок 22. Схема сражения под Прохоровкой

Несмотря на военное преимущество, немцы не смогли взять Москву и в 1942 г. направили свой главный удар на юг для захвата месторождений нефти на Кавказе, а потом и в Азербайджане.

В новостях я видел лицо бывшего танкиста Александра Петровича Попова, который в 1944 году освобождал Севастополь на своём танке "Т-34". 97-летний ветеран ехал по Крымскому мосту на первом поезде из Санкт-Петербурга и очень надеялся, что посетит те места, которые освобождал много лет назад. Я горжусь такими людьми.

Потеря значительных территорий заставило нашу военную промышленность срочно эвакуировать заводы из Харькова, Ленинграда, Москвы и других городов в Поволжье и на Урал. Производство танков было налажено в Нижнем Тагиле, Челябинске, Омске. Это было великим подвигом наших танкостроителей.

Серьезным испытанием для нашего народа стала Сталинградская битва, где несколько месяцев наши солдаты отражали вторжение 6-ой немецкой армии Паулюса.

Особенно отчаянно сражались при обороне тракторного завода, который в годы войны выпускал танки. "Лица и руки солдат – по свидетельству очевидца тех боев 18-летнего Ивана Михайловича Калинина –не отмывались от пороха и земли, которыми были буквально наполнены и воздух, и почва вокруг. Но оборона Сталинграда увенчалась нашей Победой. Мы их взяли в котел и разбили".

В 1943 году немцы решили предпринять наступление, главной задачей которого было "срезать" Курский выступ и взять в окружение наши армии. Для этого они выдвинули 2700 танков, включая 900 новейших "Тигров". С нашей сторон было 3500 единиц танковой техники. Вначале их "Тиграм" и "Пантерам" удалось пробить две из трёх линий нашей обороны. Для сдерживания противника даже пришлось бросить в бой танковую армию из резерва. 12 июля 1943 года произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны – битва под Прохоровкой. В результате немцы были разбиты. Исход войны уже тогда был предрешен.

4.2 Освобождение Украины и Беларусии

Следующим испытанием для нашей бронетехники была операция "Багратион" под руководством К. К. Рокоссовского в 1944 году в Белоруссии. В этой операции применялась новая тактика: средние танки обходили противника по болотам и ударяли с тыла по немецким войскам. Белоруссия была освобождена, а после этого было успешное освобождение Украины и вывод из войны Румынии.

4.3. Танковые итоги войны.

Наши танки сыграли огромную роль в дальнейшем освобождении Советского Союза и Европы. С 1944 года на вооружение начали поступать модернизированный танк "Т-34-85" и новый тяжёлый танк "ИС-2", который по своим характеристикам превосходил все немецкие танки.

Рисунок 27. Лёгкий танк "Т-70" (СССР)

Рисунок 28. Средний танк "Т-34-85" (СССР)

в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники

Рисунок 29. Тяжёлый танк "ИС-2" (СССР)

в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот»

Рисунок 30. Средний танк PzKpfw-V «Panther» (Германия)

в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот»

Рисунок 31. Тяжёлый танк Pz.Kpfw-VI "Tiger" (Германия)

Рисунок 32. Тяжёлый танк Pz.Kpfw-VI "Tiger II" (Германия)

Рисунок 33. Сверхтяжёлый танк "Maus" (Германия)

в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники

Советский танк "Т-34" имел вес 22 тонны (первая модификация – "Т-34-76") и 28 тонн (вторая модификация "Т-34-85"). Его разработка началась в 1937 году на Харьковском заводе под руководством главного конструктора М. И. Кошкина. Танк имел высокую скорость (50 км/ч) и надежную пушку (калибром 76 мм для первой модификации). На второй модификации танка было установлено орудие калибром 85 мм, пробивающее броню новых немецких танков – "Пантер" и "Тигров". Благодаря широким гусеницам машина имела хорошую проходимость. Экипаж состоял из 4 человек. Первые серийные танки сошли с конвейера в 1940 году и находились на вооружении до 1993 года. Всего было выпущено около 80 тысяч танков "Т-34" различных модификаций. Танк оказался настолько удачным, что перед командованием всю войну не вставал вопрос о замене основного танка, который претерпел лишь несколько модернизаций.

К концу Великой Отечественной войны советские танковые соединения были объединены в шесть танковых армий. Наиболее известные командующие танковыми армиями показаны на рисунке 34.

     

Катуков М. Е.

генерал-полковник танковых войск

Богданов С. И.

генерал-полковник танковых войск

Рыбалко П. С.

генерал-полковник танковых войск

1 гвардейская

танковая армия

2 гвардейская

танковая армия

3 гвардейская

танковая армия

     

Лелюшенко Д. Д.

генерал-полковник

Ротмистров П. А.

маршал бронетанковых войск

Кравченко А. Г.

генерал-полковник танковых войск

4 гвардейская

танковая армия

5 гвардейская

танковая армия

6 гвардейская

танковая армия

Рисунок 34. Наиболее известные советские командующие танковыми армиями во время Великой Отечественной войны

Выводы:

Победа в Великой Отечественной войне – это беспримерный подвиг не только фронтовиков, но и тех, кто в Нижнем Тагиле и на других заводах конструировал и производил танки, самоходные установки и другую бронетехнику.

Танковая война – это существенная и отличительная составляющая всей Второй мировой войны. Фашисты не учли степень народного гнева и стремление к независимости нашего народа. Мы, молодое поколение, должны пронести в своем сердце эту память о великом подвиге. Поэтому есть замечательный музей военной техники на Поклонной горе и танковый музей в Кубинке, где я побывал.

После войны ГБТУ провело исследование о причинах потерь наших танков. На долю противотанковой артиллерии пришлось около 60%, в боях с танками потеряно 20 %, гаубичная артиллерия уничтожила 5 %, на минах подорвалось 5 %, на долю авиации и противотанковых средств пехоты пришлось 10 %.

Год

Потери бронетехники, шт.

СССР

Германия

1941

20 500

2 851

1942

15 000

3 377

1943

22 400

8 995

1944

16 900

12 079

1945

8 700

1 433

ИТОГО

83 500

28 735

Хорошее вооружение, отличные оптика и средства связи, надёжные двигатели и ходовые части, комфортные условия работы экипажа – всё это вкупе с уже упомянутой отличной боевой подготовкой танкистов позволяло немцам всю войну обходиться меньшим количеством танков и САУ, чем их противники, и наносить им весьма ощутимые потери. В подтверждение этого факта достаточно упомянуть, что во время Второй мировой войны советские танки в среднем ходили в атаку три раза, немецкие же – 11 раз, а за одну подбитую «Пантеру» американцы «платили», как правило, пятью «шерманами»!

Я – правнук фронтовиков. Один мой прадед потерял руку под Сталинградом в дивизии Родимцева. Другой – командир взвода саперов – прошел пол Европы. Третий служил в артиллерии и даже попал в списки погибших, но чудом выжил. Четвертый был партизаном в Калужской области.

Память о них заставляет меня хорошо знать и всерьез интересоваться историей войны. У памяти должно быть пристанище.

Список использованной литературы:

1. Все о танках / Ю. В. Каторин, Н. Л. Волковский, В. О. Шпаковский. – Москва: АСТ, 2018. – 624 с.

2. В. Н. Шунков. Бронетехника. – Минск: Попурри, 2004. – 752 с.

3. Первая мировая война. Большой иллюстрированный атлас / З. И. Бичанина, Д. М. Креленко. – Москва: АСТ, 2019. – 192 с.

4. Вторая мировая война. Большой иллюстрированный атлас / З. И. Бичанина, Д. М. Креленко. – Москва: АСТ, 2019. – 192 с.

Просмотров работы: 331