Введение
Никто не забыт, ничто не забыто
Великая Отечественная Война – это не просто история России, тяжелые и страшные четыре года жизни советских людей, 1418 дней ужаса и тревоги, это история нас самих, история наших предков.
Каждый год, 9 мая, мы всей семьей собирались у телевизора и смотрели Парад Победы на Красной площади. А с недавних пор мы участвуем в собственном параде – шествии Бессмертного Полка, который проходит в каждом городе, привлекая в свои ряды все больше и больше участников, не только в России, но и во всем мире. Мы гордо несем над головой портреты наших родных, силами которых Победа стала явью для всех нас.
Именно благодаря этому мы помним и ценим уроки нашей великой истории, потому что это не просто рассказы в школьных учебниках, все это произошло в наших семьях, затронуло каждый дом. Все мы обязаны нашим дедам и прадедам, нашим героическим предкам, которые ценой собственной жизни отвоевали для нас свободное будущее, нашу общую Победу!
И мое рождение – прямое тому доказательство, ведь оно самым непосредственным образом обязано той далекой майской Победе 1945 года. Ведь именно благодаря ей познакомились мои прабабушка и прадедушка, поженились и дали жизнь моей бабушке, которая родила мою маму, от которой появилась я.
Актуальность исследования: с каждым годом величие и мощь России растет и крепнет, в том числе благодаря гордости, с которой мы несем память о нашей истории, о подвигах ушедших поколений, которые доблестно сражались за мир и процветание нашей страны. Именно эта память помогает нам идти собственной дорогой, сохраняя и преумножая историко-культурное наследие нашей Родины. Но история – это не что-то далекое и неизвестное, это конкретные люди, это наши деды и прадеды, которые пожертвовали кусочек, а то и всех себя, ради общей великой цели. А теперь история живет в нас. И мы обязаны помнить ее и рассказать нашим детям и детям наших детей, чтобы подвиги наших далеких героев остались жить в веках.
Цель работы – рассказать о моих прадедушке и прабабушке, судьбы которых переписала, соединила война.
1. «Долгая дорога к Победе»
1.1. Мой прадед - Журавков Михаил Васильевич.
Тяжелыми дорогами войны с самых ее первых дней, от Москвы до Берлина, дошел мой прадед, старший лейтенант артиллерист Михаил Васильевич Журавков. Трижды был ранен в боях отважный солдат. Но в госпиталях не залеживался. Шутя доказывал врачам: «Некогда лежать. Надо Берлин штурмовать».
Его мечта осуществилась – прадедушка стал участником штурма фашистского логова. За ратный подвиг был награжден двумя орденами Красной Звезды и боевыми медалями.
Мне, увы, не посчастливилось пообщаться с прадедом, о его жизни я узнала из рассказов бабушки и Костромских газет. В них он делился воспоминаниями о пройденном боевом пути:
«Я учился на втором курсе сельскохозяйственного техникума, когда началась война. В августе 1941 года, в трудное для нашей страны время, надел солдатскую шинель (Приложение 1). Враг был на подступах к Москве. Первое боевое крещение принял у деревни Крюково. Биться с врагом довелось в знаменитой панфиловской дивизии. Первое ранение получил в районе Волохова.
Часть, куда получил направление после госпиталя, была переброшена на Центральный фронт. Во многих боевых операциях довелось мне участвовать, но наиболее глубокий след в моей памяти оставила ожесточенная битва на Курской дуге».
Курская битва, длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Ее принято разделять на три части:
Курскую оборонительную операцию (5-23 июля);
Орловскую (12 июня-18 августа) наступательную операцию;
Белгородско-Харьковскую (3-23 августа) – наступательную операцию.
Преимущество было на стороне Красной Армии. В течение трех дней советская армия смогла продвинуться до 25 километров. Через 10 дней они захватили орловский плацдарм, а в августе – город Орел. 5 августа освободили Белгород. 23 августа, когда был взят Харьков, считается днем окончания Курской битвы, хотя бои в городе прекратились 30 августа.
Прадедушка, вспоминая то жаркое душное лето 1943 года, рассказывал:
«Мне довелось видеть поле битвы. Это опаленная черная степь, яркие вспышки выстрелов и столбы дыма, запах раскаленного металла. Сама смерть, казалось, висела в воздухе, поджидала на каждом шагу. Небо было темным от дыма и пыли, на неубранном поле горела пшеница. От грохота орудий лопались барабанные перепонки. Здесь, на Курской дуге, перед боем, вручили мне партбилет. Здесь получил я первый орден Красной Звезды»
«И снова вели нас дороги войны. Впереди были Донской, I Белорусский, I Украинский, II Белорусский фронты. При форсировании Дона получил очередное ранение: восемь выстрелов автоматной очередью прошли тело. После госпиталя путь мой продолжался на Берлин. Вторым орденом Красной Звезды был удостоен за форсирование реки Южный Буг.
Победа была близка. Участвовал в переходе через Одер, освобождал Варшаву, дошел до Берлина (Приложение 2). 23 апреля 1945 года во время штурма фашистского логова опять был тяжело ранен. День Победы встретил в госпитале в городе Бернау».
После войны, залечив раны, которые оставила прадедушке война, он решил взяться за столярное дело. Как говорят, по наследству – отец был столяром.
1. «Долгая дорога к Победе»
1.2. Моя прабабушка – Журавкова Раиса Сергеевна.
11 апреля – Международный день освобождения узников фашистский лагерей. По данным Костромской общественной организации бывших малолетних узников фашистских лагерей в нашей области насчитывается более трехсот.
Моя прабабушка - одна из них. Еще в начале войны немцы угнали ее с семьей на принудительные работы в Германию.
Прабабушка недавно умерла, но я очень хорошо ее помню. Она прожила долгую и счастливую жизнь. Вышла замуж, родила двоих детей, вырастила троих внуков, узнала семерых правнуков, восьмого уже не успела.
Она рассказывала мне о своей жизни мягким и немного хриплым голосом, в котором всегда слышалась грусть, и в тоже время, радость.
Писали о бабушке и в наших Костромских газетах.
Бабушка родилась и свои пятнадцать довоенных лет прожила в городе Дятьково Брянской области.
О том, что началась война, она и ее семья узнали от людей: радио не было. Пришли с мамой на базар и услышали о наступившей беде. Тогда еще не думали, что это будет за война, дойдет ли она до них. Казалось, это происходит где-то далеко», - вспоминала прабабушка.
Слово «война» прабабушке стало понятно осенью 41-го, когда в Дятьково пришли немцы. Расстреляли ее отца, который был партизаном. Партизаны очень редко собирались дома, поскольку основное военное время они проводили в лесу. И в один из таких вечеров, когда партизаны были дома, пришли немцы. В саду росли кусты смородины, там и затаился отец прабабушки. Но немцы его заметили и прямо на ее глазах расстреляли. Прозвучал выстрел, раздался звериный крик – и все. Им с сестрой, она была старше на три года, пришлось выкопать могилку в саду, у смородинового куста. Через два дня приехали на лошадях полицаи – не немцы, а русские предатели. Таких в маленьком городке хватало. Прабабушку, ее сестру и мать, как здоровую рабочую силу, увезли с собой, не объяснив, куда и зачем. Доставили в здание бывшего военкомата. Продержали там дня два-три. Потом - в грузовики и в Брянск. В Брянске загрузили в товарные вагоны. Целый эшелон. Высадили в сосновом лесу, видно, уже в Германии. Народу там собралось много. Приехали «покупатели» - арийцы, брать работников и взяли их в город на фабрику.
Так пятнадцатилетнюю девочку с родными эвакуировали в Зимменштадт, в Берлине. Прабабушка вспоминала: «Небо было затянуто черной пеленой: «американские крепости» (так называли эскадру США) постоянно бомбили город. На фабрике Осрам MGVERG производили колбы для маленьких электрических лампочек. Основная женская работа на фабрике Осрам – резка стекла. Жили они в бараках человек по двенадцать в комнате. Немец - полицай сопровождал людей на фабрику и после завершения рабочей смены, а вечером проверял, чтобы никто не ходил по коридорам. В бараках стояли двухэтажные деревянные кровати. В определенные дни выносили эти кровати на улицу и ошпаривали их кипятком, потому что в комнате было невыносимое количество клопов. На работу надевали какие-то страшные заношенные халаты, носили то, что успели взять из дома, когда уезжали. Обувка называлась «кляп-кляпы» подобие босоножек (вместо подошвы деревяшка, а сверху брезент). Ходили так и зимой, и летом. Питались брюквой, заправленной мукой, и 200-ми граммами хлеба на человека в день. Во дворе, на улице, стоял походный солдатский котелок. По-очереди со своими котелками варили брюкву и потом мыли эти котелки. Эта работа считалась очень хорошей, потому что можно было соскрести пригоревшие остатки еды и съесть «добавку», Суточный хлеб размачивали в воде, чтобы кусочек стал побольше. И мечтали только об одном: война кончиться – хлеба вволю наесться! За войну очень исхудали и осунулись. И все время ужасно хотелось спать. Особенно когда в ночную смену работаешь. И так – все четыре года, проведенные мной в той фашистской Германии.
О Дне Победы, пожалуй, без слез не вспоминает никто из прошедших войну солдат. О Победе узнали в Германии. Освободили весной 45-го. Но никто даже и не ожидал, что доживет до этого дня. Переезд на родину организовали как «для людей». Отвезли сначала в Бернау на пункт сбора, там накормили. Затем на поезде переправили в Брест, где на площади в палаточном лагере уже ожидали своей очереди, чтобы, наконец, отправиться домой»
А когда ехали в Берлин, моя прабабушка познакомилась с русским офицером, костромичом. Вскоре ему дали отпуск, он приехал за ней в Дядьково, где они поженились и уехали обратно в Германию.
Заключение
Через века,
через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, —.
Бабушка бережно хранит медали и ордена своих родителей, моих прадедушки и прабабушки. Я смотрю на них и каждый раз испытываю огромную гордость за то, что они не сдались. За то, что боролись, каждый по-своему, сражались за свободу. За то, что сейчас я живу в большой и свободной стране, говорю на русском языке, и с уверенностью смотрю в будущее (Приложение 3).
Прадедушка мой умер в 69 лет, от рака. Он был настоящим бойцом, до последнего храбро сражаясь с болезнью. Бабушка до самых последних лет оставалась веселым, оптимистичным человеком. Она любила собираться с друзьями, петь застольные песни. Несмотря на все лишения молодости, она не утратила бодрости духа и любви к жизни.
Я хочу, чтобы мои дети тоже гордились тем, что живут в России, гордились, что в их жилах течет кровь славных героев и простых людей, которые шли к победе с гордо поднятой головой. Поэтому я обязательно расскажу им о моих смелых прадедушке и прабабушке, и возможно, дам почитать эту работу.
Потому что, наши предки живы, пока жива память о них, их делах и поступках, их подвигах и победах.
Список источников
Из семейного архива семьи Журавковых – Щавелкиных.
Газета «Костромской строитель» - 9 мая 1984 года.
Газета «Дела, новости, комментарии» № 13 06.04.2005 года.
https://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
12