Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее

Дятлова М.В. 1
1МОБУ Гимназия №3 МР Мелеузовский район РБ
Артёмова Т.Г. 1Дятлова И.Ю. 2
1МОБУ Гимназия №3 МР Мелеузовский район РБ
2МОБУ СОШ №5 МР Мелеузовский район РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Т ема военного воспитания никого не оставляет равнодушным. Так и в нашей семье к ней очень трепетно относятся. Мы чтим наших родных, которые погибли на войне, которые сражались за наше мирное небо, за улыбки, за жизнь. Ежегодно я участвую во всероссийской акции "Бессмертный полк". В очередной раз, шагая по центральным улицам города, я воодушевилась атмосферой, и мне стало интересно узнать больше о человеке, чей портрет я гордо несла. Узнать его боевой путь, его возможные подвиги и какие награды у него есть и за что. Было любопытно услышать истории, рассказы, взглянуть на фотографии, возможно, услышать голос. Тогда я отправилась к самым близким, к его дочерям, моим бабушкам.

После беседы с ними и началось мое исследование. Возникали различные вопросы, на которые предстояло ответить.

Мне захотелось узнать, кем был мой прадед? Где воевал? Как сложилась его дальнейшая судьба?

Когда я отвечу на поставленные вопросы, я узнаю много интересного о своем прадедушке. И узнаю, намного больше о Великой Отечественной войне.

Интерес по этим вопросам сталпричиной выбора темы моего исследования. Итак, тема моего исследования «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что через судьбу одного человека можно прочесть историю Родины. Сегодня ветеранов ВОВ остается все меньше и меньше, и мы молодое поколение должны знать, и помнить, какою ценой завоевано мирное небо. Выбранная мною тема, также актуальнав приближающиеся 75-летний юбилей Победы.

В поисках ответа на свои вопросы, была поставлена цель: Изучить биографию и документы моего прадедушки и доказать, что он тоже внес личный вклад в общую победу.

Для реализации данной цели, были определены следующие задачи:

Узнать, кем он был до войны, во время войны и чем занимался в послевоенные годы.

Изучить семейный архив.

Изучить военные архивы.

Подготовить информацию для размещения в галерее «Дорога памяти» Главного храма Вооруженных Сил России.

Гипотеза исследования: Узнав историю жизни прадедушки, я узнаю больше о годах Великой Отечественной войны? А зная о тех страшных дня, будущее поколения не захочет такого повторения прошлого.

Объект исследования: Биография прадеда Темнохуд Федосея Матвеевича.

Методы исследования: Беседа, интервьюирование родственников, изучение и анализ документов, фотографий, семейных видеозаписей, работа с электронными архивами.

Практическая значимость работы: Размещение информации в галереи «Дорога памяти» Главного храма Вооруженных Сил России, знакомство одноклассников с результатами исследования, чтобы память наших героев жила в сердцах, живущих. Ведь без правдивого знания прошлого не может быть нормального настоящего и, тем более, благополучного будущего.

Основная часть

«Гордиться славою своих предков, не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

А.С. Пушкин

«Когда народ забывает свою историю, он становится населением»

К. К. Рокоссовский

Свою работу я посвятила моему прадеду Темнохуд Федосей Матвеевичу. Мой прадед – участник Великой Отечественной войны. Он многое сделал для того, чтобы мы сейчас жили спокойно и счастливо, чтобы над нашими головами было мирное небо. Каждый человек должен знать своих родственников, чтить память о них.

Прежде чем начать работу я решила узнать, где родился мой прадедушка и откуда он родом. С этим вопросом я обратилась к своей бабушке Юдичевой Алевтине Федосеевне.

Она мне рассказала, что мой прадедушка Темнохуд Федосей Матвеевич родился 14 августа 1918 года, умер он в 1998 году. Он родился в Украине в Донецкой области в с. Павловка в семье крестьян. Он был 8 ребенком в семье, самым младшим.

Посмотрев карту, теперь уже, мира и поискав информацию в интернете, я пришла к выводу, что на защиту нашей Родины поднялись люди разные национальностей, разного возраста из разных союзных республик. От мала до велика, встали на защиту своего Отечества.

Семейный архив

В нашей семье есть памятный альбом, в котором бережно хранится история бесценных свидетельств. Всматриваясь в потускневшие и пожелтевшие за годы чернильные записи, понимаешь, сколько пережитого сокрыто между этих строк, невольно начинаешь задумываться, ведь это – зримая память войны.

Посмотрев семейный фотоархив с моими бабушками, родными сестрами и дочками моего прадедушки Юдичевой Алевтиной Федосеевной и Плотниковой Татьяной Федосеевной, я заметила, что война стирает память о наших предках, их жизни, их подвигах. Ведь очень мало сохранилось семейных фотографий, они все пожелтели и бабушки их хранят с огромной любовью, так как это частица их родословной.

Мы с моей бабушкой, Алевтиной Федосеевной, просмотрев весь видеоархив, нашли видеозапись, где прадедушка рассказывает о себе. Мне было интересно увидеть его и услышать голос, ведь он умер задолго до моего появления. Я благодарна моим родственникам за эту бесценную память (Приложение 1).

Вывод: нужно обязательно записывать видео своих родных и близких, бережно хранить и передавать из поколения в поколения историю своей семьи.

Из видеоархива я узнала следующую информацию.

В августе 1938 года Федосей Матвеевич ушел служить в армию. Служил он радистом в пограничных войсках на таджико - афганской границе недалеко от города Кушка (это южная точка СССР). Начало войны встретил на службе. Он не однократно писал рапорт об отправке на фронт, но он нужен был здесь на границе.

И только весной 1943 года его отправили на фронт командиром отделения пехоты. Федосей Матвеевич сразу попал на передовую фронта на Курско-орловскую дугу Брянского направления. В боях за Родину мой прадедушка был серьезно ранен. После очередного ранения (его контузило, у него в бою оторвало пальцы на правой руке, и в груди был осколок, который он проносил всю жизнь), долгое время пролежал в госпитале и в 1944 году был уволен в запас. Возвращаться на Родину было нельзя, так как Украина была еще оккупирована. В госпитале рядом с ним лежал Сайфулла, уроженец Башкирии, он предложил поехать к его семье в город Мелеуз. Сайфулла написал семье письмо, чтобы они встретили его друга как родного. Так дедушка обрел вторую родину. Здесь он женился, вырастил четырех прекрасных дочерей, 10 внуков и 10 правнуков. Здесь на второй Родине он и похоронен.

Узнав, что прадедушка служил на границе, как и мой папа, я решила, что я не зря вхожу в состав Общественной организации Ветеранов пограничной службы Мелеузовского района "Граница". Я всегда вместе с ними принимаю участие в различных мероприятиях и гордо нашу форму пограничников. Я горжусь, тем, что мои родные защищали рубежи нашей родины (Приложение 2).

Вывод: Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения закладывается не только на уроках, но и в участие в различных мероприятиях общественных организаций города и района.

Военные архивы

Узнав, где воевал мой прадедушка, я решила в военных архивах найти информацию о его части, о боевом пути, о нем, о его наградах.

На сайте "Память народа 1941-1945 гг." Я нашла информацию о Федосее Матвеевиче, только фамилия у него там ТЕМНОХОД, а все остальные данные его. Информации там очень мало, там сказано, что он награжден Орденом Отечественной войны I степени и все. И все данные о награде хранятся в Центральном архиве Министерства обороны.

На сайте "Подвиг народа 1941-1945 гг." тоже почти нет информации.

Вывод: Не обо всех участниках Великой Отечественной войны достаточно информации размещено на сайте, и нам потомкам нужно восстановить историю судеб героев войны.

На сайте Министерства обороны Российской Федерации информация об участниках ВОВ выдается только по запросу. На этом сайте есть информация о сражениях, движении наших войск и многое другое. Информацию о боях на Курско-Орловской дуге я почерпнула там.

На многих сайтах я читала о страшных боях на Курско-Орловской дуге и думаю, что этой теме я посвящу еще немало времени. Также летом, вместе с папой, постараюсь найти родственников Сайфуллы, и сказать им спасибо за отзывчивого и доброго человека, встретившегося на пути у моего прадедушки. (Сайт "Курская дуга, там, где плавилась броня», Сайт "Календарь победы", Приложение 3).

Не найдя информацию о воинской части моего прадедушки я решила сделать запрос в военкомат, а также о той части где был приписан Темнохуд Федосей Матвеевич во время войны.

Награды Темнохуд Федосея Матвеевича

Я попросила бабушку показала мне награды своего папы. Из удостоверений я узнала, что в 1943 году мой прадедушка награжден орденом Отечественной войны I степени, за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками. Награда нашла его намного позже в 1985 году только.

П радедушка за мужество и отвагу, проявленные в боевых действиях при защите Отечества награжден Медалью Жукова. Федосей Матвеевич также был награжден юбилейными медалями (Приложение 4).

Подержав орден и медали в своих руках, я испытала волнение и трепет в душе, а также гордость за своего прадеда. Изучив свободную электронную энциклопедию "Википедию" я узнала, что Орденом Отечественной войны 1 степени награждали за особые заслуги перед отечеством. Орденом могли наградить как человека, так и организации, города, области, республики. Медалью же награждают только человека.

Федосей Матвеевич не любил рассказывать о войне, потому что воспоминания тех дней были для него тяжелыми.

Я горжусь своим прадедушкой, который вместе с другими защитниками нашей Родины, подарил нам мирное небо.

Практическая часть

Проведя свои исследования, которые я начала с интервью своих бабушек, изучения архивов, и военных сайтов я пришла к выводу, что очень мало информации, об участниках Великой Отечественной войны, размещено на военных сайтах. Поэтому я, вместе с бабушкой, решила поместить информацию о Герое в галерее «Дорога памяти» Главного храма Вооруженных Сил России. Я написала рассказ о своем Прадедушке и на ближайшем классном часе я также расскажу о нем своим одноклассникам.

Выполнив работу, я с бабушкой поместила информацию на сайте "Дорога памяти". Теперь все моя большая страна узнает еще об одном своем Герое (Приложение 5).

Мой интерес к этой теме вырос. Я решила провести анкетирование среди учеников 2-4 классов, чтобы выяснить, знают ли они о своих родных, участвовавших в боях за свое Отечество? Поэтому моя работа не завершена. Проведя анкетирование, я предложу ребятам послушать информацию о моем прадедушке, и если это вызовет у них интерес, а я в этом не сомневаюсь, то и им подготовить информацию о своих родных и поместить ее на проекте "Дорога памяти». Также на сайте "Память народа" можно опубликовать историю и воспоминания людей, чьи судьбы затронула война 1941–1945 года.

Заключение

Свою работу я посвятила моему прадеду Темнохуд Федосей Матвеевичу. Мой прадед – участник Великой Отечественной войны. Он многое сделал для того, чтобы мы сейчас жили спокойно и счастливо, чтобы над нашими головами было мирное небо. Каждый человек должен знать своих родственников, чтить память о них.

Выполнив работу, я больше узнала о своем прадедушке, о его нелегкой судьбе, чувство гордости переполняет меня.

Я сделала выводы:

Не обо всех участниках Великой Отечественной войны достаточно информации размещено на сайте, и нам потомкам нужно восстановить историю судеб героев войны.

Каждый из нас может вписать в летопись истории ВОВ имя своего прадедушки или другого родственника.

Нужно обязательно записывать видео своих родных и близких, бережно хранить и передавать из поколения в поколения историю своей семьи.

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения закладывается не только на уроках, но и в участие в различных мероприятиях общественных организаций города и района, исследовательских работах и сохранении памятников ВОВ.

Приближается 75-летний юбилей Победы. Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби. С каждым годом все сложнее находить бесценные документы, стирается человеческая память, уходят из жизни дорогие наши ветераны. Поэтому мы должны и обязаны помнить своих героев и просто рядовых солдат, которые отдавали жизнь за счастливое мирное будущее.

Но моя работа не закончена!

До сих пор неизвестно, в какой части он служил, каков его боевой путь. Он так мало рассказал моим родным о тех военных днях. Он был скромным человеком и сам никогда не заводил разговор о войне.

Прадедушка и все его братья и сестры встали на защиту Родины.

Работая с сайтом «Память народа» мы с папой нашли архивные данные родного племянника Темнохуд Ильи Игнатьевича (Приложение 6).

Поэтому эту работу я буду продолжать, так как хочу найти всех родственников семьи Темнохуд и узнать их судьбу.

Считаю, что поставленной цель я достигла.

В целом, исследование биографии моего прадеда Темнохуд Ф.М. оказалось интересным, увлекательным и полезным занятием.

Гипотеза о том, что узнав историю жизни прадедушки, я узнаю больше о годах Великой Отечественной войны, подтвердилась.

Без правдивого знания прошлого не может быть нормального настоящего и, тем более, благополучного будущего.

Помните!

Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!

Люди!

Покуда сердца стучатся, — помните!

Какою ценой завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!


Но о тех, кто уже не придет никогда, —
заклинаю, — помните!

Роберта Рождественского

Список используемой литературы:

Сайт "Подвиг народа 941-1945 г.г." http://podvignaroda.ru/?#id=1520725841&tab=navDetailManUbil

Сайт "Память народа 1941-1945 гг." https://pamyat-naroda.ru/

Сайт "Дорога памяти" https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/582681

Сайт"Календарь победы" https://pobeda.elar.ru/issues/osvobozhdenie-bryanska/

Министерство обороны Российской Федерации http://stat.mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=11795520@cmsArticle

Свободная энциклопедия "Википедия" https://ru.wikipedia.org/wiki/

Сайт "Курская дуга, там где плавилась броня" http://kursk-75.mil.ru/

Приложение 1

"Семейный архив"

Бабушки Алевтина Федосеевна и Татьяна Федосеевна показывают семейный архив.

Мы с бабушкой смотрим видеоархив.

Семейные фотографии

Приложение 2

"Общественная организация ветеранов пограничной службы "Граница""

Приложение 3

"Сайты о ветеранах ВОВ"

Приложение 4

"Награды Темнохуд Ф.М."

Приложение 5

"Проект "Дорога Памяти""

Приложение 6

"Племянник Темнохуд И.И."

13

Просмотров работы: 341