КОЖЕВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО КОМИ - ПЕРМЯКОВ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОЖЕВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО КОМИ - ПЕРМЯКОВ

Клецко В.А. 1
1«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Козьминых И.А. 1
1«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Искусство выработки кож из шкур животных было известно человечеству еще в глубокой древности. Первый способ дубления заключался в том, что охотник смазывал шкуру животного жиром и мозгом этого животного, мял ее руками, а нередко и жевал зубами, осуществляя таким примитивным способом процесс жирового дубления.

Обработка кожевенного сырья была одним из традиционных промыслов на Руси, а в частности в Прикамье и Предуралье. В этом регионе, в силу природных условий и, в силу особенностей жизни людей, кожевенное производство было распространено и имело свои особенности. Именно поэтому исследователи имели представления об особенностях выделки кожи и меха.

В XVIII - XIX вв. кожевенное дело превратилось в одну из главных отраслей промышленности российского государства.

Сегодняшнее кожевенное предприятие отличается высоким уровнем механизации труда, наличием автоматизированного оборудования, применением химических материалов, которые улучшают качество кожи и существенно ускоряют процессы производства. В настоящее время назрела особая необходимость революционизирующего преобразования промышленности путем интенсификации производства, внедрения достижений науки и техники, значительного улучшения качества продукции.

За последнее десятилетие внесены существенные изменения в технологию кожевенного производства. Это вызвано как повышенными требованиями к качеству и ассортименту натуральных кож, так и экологическими соображениями.

Моя семья имеет коми –пермяцкие корни, поэтому мне интересно изучить историю коми - пермяков, а конкретно познакомиться с кожевенным производством коми – пермяков.

Актуальностьпривлечение внимания к изучению истории кожевенного производства в древнем и современном мире.

Цель: изучить особый вид декоративно-прикладного искусства – кожевенное ремесло

Задачи:

Познакомиться с историей развития выделок из кожи на Руси и в других странах;

Узнать виды и этапы обработки кожи для изготовления кожаных изделий;

Рассмотреть историю использования кожи в качестве материала коми-пермяками;

Изготовить коми-пермяцкое приспособление для переноса груза –крошни.

Глава 1. Изготовление изделий из кожи: история развития от первобытности до наших дней.

Можно сказать, что шкуры, стали первым одеянием человека, а значит, искусство обработки кожи, стало одним из первых ремёсел, которыми овладел человек. Это древнейшее искусство продолжает существовать и развиваться и в наше время.

История развития кожаного ремесла берет начало с древних времен. Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней.

Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.

По материалам археологических раскопок можно судить о владении техникой обработки кожи и изготовления из неё аксессуаров и одежды — упоминания о кожевенном ремесле значатся в клинописных табличках библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, в исторических текстах династии Хаммурапи. Много информации о владении египтянами кожевенным делом можно извлечь из росписей гробниц, например, во фрагменте росписи гробницы Рехмира изображен процесс дубления и художественной выделки кожи.

На Руси возникновение кожевенного дела датируется VI - VII веком. Археологические раскопки в Новгороде и Москве указывают на существование кожевенных мастерских в XI -XII веках.1 Упоминания о декоративной отделке кожи можно найти в летописи о князе Даниле, там упоминаются сапоги, шитые золотом, а в летописи о Дмитрии Донском пояс, расшитый золотом и декорированный ювелирными камнями. В Библии есть первое упоминание о кожаной одежде в книге Бытие 3:21 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их».

Сама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Уже в эпоху позднего палеолита простейшая одежда из обычных шкур заменяется сшитыми одеждами из кожи и меха. Сначала кожаные изделия были простыми и практичными (одежда, обувь, аксессуары), но уже в 1350 году до н.э. ремесленники использовали элементы декора — аппликации, гравировку, вышивку золотом.

И даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта, ремесленники продолжали изготавливать ремни, сумки, обувь, доспехи.

Отдельно нужно упомянуть использование кожи для изготовления книг, тончайшая кожа, особым образом обработанная, называлась пергамент. По мере развития печатного дела, научились делать высокохудожественные переплёты для книг из кожи.

В середине X века стало развиваться переплетное дело — кожаные обложки для книг и документов стали украшать орнаментом, вышивкой, тиснением. В словаре Ожегова тиснение – это выдавливание изображений, узоров.2 Мастера того времени применяли блинтовое тиснение – плоское бескрасочное тиснение на книжном переплете.3

Самые старые переплеты были найдены при раскопках на Востоке (позднеегипетский период). Эти способы отделки были наиболее популярны вплоть до XVI века. Кожевник обрел звание не только мастера, но и художника, создающего потрясающие произведения искусства.

Знания по обработке кожи, технологии этого непростого дела, формировались постепенно и к XII веку ремесло стало довольно хорошо налажено, особенно в Новгородских землях.

Эпоха Возрождения характерна уникальным  тиснением изделий из кожи: шкатулки, женские и мужские кошельки для мелочи, одежда.

Позже в Европе вошли в моду кожаные обои с элементами орнамента, а XVIII веке мастера изготавливали сложные аппликации и мозаики из кожи.

Профессия кожевника достигла пика развития в XIX столетии — соединились все достижения прошлых веков: тиснение, вышивка серебром, гравировка, вышивка жемчугом. В разных странах были открыты художественные центры, которые обучали учеников-кожевников тонкостям ремесла.

Старинная профессия прошла эволюцию из производства одной вещи для многих до создания потрясающих предметов гардероба по индивидуальному заказу. Желание человека выделиться не только во внешности, но и одежде открыла новый путь для развития кожевенного дела. Спрос на изделия из кожи ручной работы растет с каждым годом, и современные кожевники не перестают нас удивлять своими уникальными работами.

Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Кожа используется в различных областях, от производства обуви и одежды до переплёта книг и изготовления обивки мебели и кожаных обоев. Производится множество сортов кожи с разнообразными свойствами.

В давние времена профессия кожевника была очень непростым и тяжелым занятием. В наше время для многих это стало не только профессией, но и частью творчества. Профессиональный кожевник — человек, который занимается выделкой кожи или изготовлением изделий из кожи.

Для кожевенного производства требуется специальная обработка шкур животных. Каждая разновидность имеет свои особенности, одна эластичнее, другая прочнее, одна тоньше, другая толще. 

Обработанная кожа делится на три вида: сырая; сыромятная; дублёная. Главная цель этих разных способов одна — сделать кожу прочной, не ломкой, эластичной и долговечной. Итак, разными способами, или применяя жир, или дубильные вещества, есть и другие методы, мастер добивается нужного результата.

Этапы обработки кожи практически полностью дошли до наших времён неизменными. Конечно, в наше время многое механизировано, применяются современные химические вещества, повышающие качество и ускоряющие процесс обработки. 

Сначала, как и много веков назад, кожу очищают от грязи, затем вымачивают и освобождают от шерсти. Для ускорения очистки, уже в XI веке в Новгородских кожевенных мастерских применяли золу и известь.

Затем кожи квасили, а потом дубили. Дубильные вещества получали из коры таких деревьев как дуб, ольха, ива. Способ пересыпания кож для дубления корой сохранялся в некоторых уездах до XIX в.

В письменных источниках подтверждается, что кожу квасили специальной закваской, хлебным квасом. Но лучшее качество  получали вымачивая сырьё в киселях.

Кожевенное ремесло издавна обеспечивает людей очень разнообразными изделиями, без которых, иной раз, трудно обойтись даже в наш век развитых технологий и различных синтетических заменителей.

одежда

обувь

аксессуары

предметы быта

оборудование 

Это лишь основные виды. Из кожи делали вёдра для воды, непромокаемые мешки для сыпучих продуктов и пороха, ремни, ножны. Лёгкая и тёплая обувь, различного вида одежда, в том числе и нарядная, расшитая жемчугом и бисером. По-разному обработанная кожа служила жильём и закрывала оконные проёмы в доме.

Основная масса кожи шла на изготовление обуви. В XIV-XV вв. носили кожаную обувь нескольких фасонов - поршни, мягкие туфли, полусапожки и сапоги. Основными типами обуви в это время были поршни и сапоги, которые делали на мягкой и жесткой подошве с твердым каблуком. Туфли и полусапожки, господствовавшие в X-XIII вв., в течение XIV в. вышли из употребления.

К повседневной обуви отнесены виды, бытовавшие на территории Руси на протяжении длительного времени — поршни, «комнатные» или «рабочие» «туфли», мягкие туфли традиционного покроя, сапоги и башмаки.

Поршни — это низкая обувь простейшей конструкции, сохранявшаяся в профессиональном производстве только в средневековой Руси. На их фоне выделены модели «домашнего» пошива. Поршни разделены на простые, ажурные и обувь позднесредневековую.

Как вид обыденной обуви, поршни древнерусского облика выходят из употребления в XIV–начале XV в. Поршни «ажурные» отличало декоративное оформление носка рядами поперечных разрезов. Мода на них в разных землях Руси существовала в XIII–первой половине XIV в. Поршни позднего средневековья отличаются оформлением. В русских городах XV–XVI вв. они были едва ли не единственным видом, кроме сапог.

«Рабочие туфли» отличает простота конструкции и отсутствие декора. Как особый вид древнерусской обуви они выделены в Твери, Торопце, Полоцке, Берестье, Новгороде, Пскове.

Мягкие туфли были основной обувью в древнерусских городах до середины XIV в. В Старой Ладоге выделены 9 видов кроя моделей раннего средневековья (вторая половина VIII–X вв.). К этому времени относится и изделие с Рюрикова Городища. Все модели имеют особенности в раскрое, декоре и способах крепления на стопе.

Башмаки. Такое название обуви в русских городах следует ограничивать временем появления слова в русском языке, т. е. серединой XV в. В работе рассмотрены низкие многочастные модели XVI–XVII вв. из Ивангорода, Мангазеи, Пустозерска.

Башмаки из Мангазеи относятся к первой половине XVII в. Их отличает большое число деталей, сложность раскроя и сборки. Фасоны обуви различаются по форме, высоте и ширине каблуков. Декор башмаков разнообразен. По размерам башмаки были женской обувью–котами. Региональным видом позднесредневековых башмаков русского населения Сибири можно назвать уледи, изученные в Мангазее. В их конструкции использована толстая широкая подошва, без каблука или подпяточных подкладок. В большинстве моделей использован однодетальный крой верха, с суконной обшивкой по верхнему краю. В древнерусских городах встречены сапоги трех конструкций, различаемые по виду соединения верха и подошвы (основной шов).

Погребальная обувь. Археологические находки кожаной обуви в погребениях XI–XV вв. из разных земель Руси показывают только обиходную обувь, сходную с изделиями из культурных слоев древнерусских городов. Письменные источники XVI–XVII в. отмечают половозрастную градацию обуви — мужские, женские, подростковые и детские башмаки и сапоги. Археологические находки показывают, что деление отражает только размер, но не конструкцию. Массовые археологические находки обуви в Твери и Мангазее дают возможность объективного подсчета разных возрастных групп населения.4

Также известно, что из кожи изготавливали кожаные передники и фартуки, это — завес, завеска, каптуръ, запон, передовик, перепряд. Их использовали при работе многие ремесленники и промысловики — рыбаки, мясники, кузнецы, сапожники и кожевники. Фартуки выделены в археологических материалах Твери, Новгорода и Пскова.

В документах отмечены рукавицы, отличные по материалу и манере изготовления – вареги, верхницы, голицы, перстатые и другие. В крое основное различие существует между просто рукавицами и перстатыми, т.е. перчатками. Детали рукавиц в раскопках, после обуви, являются самой многочисленной группой кожаных предметов.

В отдельную группу выделены амулеты и обереги из кожи, среди которых есть христианские атрибуты из монашеских погребений, например, плетеные кожаные крестики. Самые ранние находки известны в XII в., а наиболее поздние – XVI-началом XVII вв. Плетеные крестики встречались в Киеве, Смоленске, Минске, Новгороде, Старой Рязани, Кашине и Москве. Большую группу составляют кожаные изделия различного назначения, на сегодня определенно известные только по письменным источникам. Среди них предметы воинской экипировки и охотничьего снаряжения, в т.ч. ловчих птиц, части мебели и обстановки жилищ, детали ремесленного оборудования.

Кожаные ремни (дяг, кзень, поцепка, тасма) широко применялись для связывания, скрепления, соединения разных предметов, например, ремни сенопястные – для крепления сена на возу, паска – перевязь, ремешок для прикрепления сабли, путы и паворозы – петли на рукояти оружия. Археологический комплекс этих предметов описан в Твери, он включал около 200 узлов, сохранившихся отдельно или на изделиях, 2 вида петель, плетеные детали и завязки без узлов.

Инструментарий сапожника состоял из ножей раскроечных, ножей сапожных, прямых и кривых шильев, специальных игл, набора деревянных колодок-правил, сапожных гвоздей, штампов для тиснения кожи, пробойников, сапожных досок, ниток, щетины и т. п.

Оборудование и инструментарий, применявшийся в кожевенном деле на Руси, а впоследствии и в России, в целом, выглядит простым и немногочисленным по составу. В качестве инструментов использовали струги и тупики, крюки для выделки овчин и сыромяти, щипцы-емки для переворачивания и доставания кож из чанов, гладило.

К приспособлениям относятся емкости для разных операций, козлы для строгания и снятия волоса с овчин и шкур, станок для разминания. Среди материалов рассмотрены корье, зола, известь, мел, деготь, а также красители.

Среди инструментов для раскроя и пошива изделий отмечены два вида специализированных ножей, шилья, иглы, басмы, оселки. Из дополнительных инструментов рассмотрены деревянные обувные колодки, шаблоны-лекала, ведьма и лапа, напёрстки, сиденье, кроельницы, затягальник, фартуки. К материалам отнесены верви, гвозди, воск, деготь, береста, подковки.5

В России кожевенное дело было развито повсеместно и к началу XX века мировой рынок охватил буквально «кожевенный бум». В наше время, художественная обработка кожи продолжает быть очень популярной. Помимо больших производств, открывается много частных, а так же есть много индивидуальных художников, постоянно работающих над созданием современных изделий. Есть и такие, которые стараются отдавать дань традиционным техникам.

Технология сапожного ремесла была достаточно сложна и конструктивно и по технике производства. От сапожника требовались большие профессиональные знания и владение специальными навыками и инструментом. Технология по обработке кожи отличалась большим совершенством. Их основные технологические приемы сохранились в России почти без изменений вплоть до XX в.

Сегодняшнее кожевенное предприятие отличается высоким уровнем механизации труда, наличием автоматизированного оборудования, применением химических материалов, которые улучшают качество кожи и существенно ускоряют процессы производства. В настоящее время назрела особая необходимость преобразования промышленности путем интенсификации производства, внедрения достижений науки и техники, значительного улучшения качества продукции.

За последнее десятилетие внесены существенные изменения в технологию кожевенного производства. Это вызвано как повышенными требованиями к качеству и ассортименту натуральных кож, так и экологическими соображениями.

Глава 2. Кожевенное ремесло коми

Коми – это целая группа этносов, включающая в себя зырян, ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев и коми-пермяков.

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища, заканчивая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Народы коми занимались земледелием, выращивали ячмень, рожь, овес, пшеницу, лен. Сажали репу, редьку, картофель, иногда капусту и лук. Разводили коров, лошадей, овец и свиней. Ижемцы выпасали оленей. Охотились на рябчиков, тетерев, глухарей, куропаток, уток, гусей, норок. Давней была традиция рыболовства, собирательства ягод, развивались также традиционные ремесла: ткачество, сапожное, бондарное, гончарное, рогожное дело.6 Из-за северных холодов, к которым пришлось учиться приспосабливаться, коми искусны в валянии валенков, выделке кожи и замши.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Кроме обработки кожи, тиснения и украшения ее металлическими накладками, разнообразных видов плетения из кожи, коми знали обработку металла, ювелирное дело, плетение из бересты, корня, соломы, резьбу по дереву.

Традиционно, коми-пермяками необработанная и дубленая кожа использовалась при изготовлении обуви, ремней, поясов и верхней одежды.

Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.7

Охотники и рыболовы широко использовали во время промысла специальную обувь: осенью это были кожаные сапоги с длинным голенищем (бакило), а зимой – особые лыжные ботинки (лызь ком), которые шились из одного куска тонкой сыромятной кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками. Низкую кожаную обувь носили с длинными шерстяными узорчатыми чулками, которые завязывались под коленом специальными тесемками. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

Летом и осенью носили поршни, сшитые из сыромятной кожи, и стягивали у щиколотки ремешком, коты – кожаную обувь с невысоким суконным голенищем.

Праздничная мужская одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.8

Необходимую часть мужского и женского традиционного костюма составляли рукавицы и перчатки, помимо кожаных, носили и меховые, и вязаные из шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Издавна распространены у коми вачеги – рабочие рукавицы из холста или сукна, обшитые сверху для прочности сыромятной кожей. У ижемских коми кожаные перчатки, покрытые бархатом, вышивали серебряными и золотыми нитями.9

Известно, что коми занимались охотой и рыбалкой, для переноски за спиной капканов, запаса патронов, добычи они изготавливали специальное приспособление – крошни – прообраз современного рюкзака.

Для изготовления крошней коми-пермяки использовали прутья, бересту и кожаные ремни. Вырубали ивовый, черемуховый, рябиновый или березовый прут, диаметром от 2 до 5 см, который сгибали дугой. К дуге во всю высоту прибивали кусок бересты так, чтобы внутренняя сторона бересты приходилась к спине охотника. К нижней части дуги прикрепляли второй согнутый прут, он образует как бы полочку, на которую упирается помещаемый на крошни груз. Полочку заплетали веревочной сеткой, привязывали веревкой, которую продевали через отверстия, проделанные в бересте около прута. К верхней части дуги прикрепляли два широких, не менее 5 – 6см, ремня, желательно из сыромятной кожи. Чтобы закрепить крошни, надетые на спину, нижние концы дуги продевают в отверстия, пробитые на свободных концах кожаных ремней. Затем поклажу в виде мешка помещали на крошни и 2 – 4 раза обматывали веревкой. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Крошни – приспособление для переноски груза

Доска крошни удобно лежит на спине, полностью предохраняя её от натирания какими-либо твердыми предметами, выступающими из ноши. Это делает крошни очень удобной для переноса, например, туши зверей. Абсолютно безопасно носить в крошни самый острый топор.

Удобство такого приспособления заключается в том, что груз лежит на спине плотно, не болтается из стороны в сторону, а плечевые ремни не скатываются и остаются широкими и плоскими. Для того, чтобы ремни не расходились в стороны, на груди имеется соединяющий их ремешок с прорезью, которая надевается на деревянную пуговку. Вполне оборудованные крошни имеют на левом плече защелку для ружейного погона а сзади — ременное кольцо, куда продевается топорище необходимого в лесу топора.

Неудобство крошни заключается в том, что в пути из неё трудно вынуть необходимую вещь, для этого приходится распаковывать весь груз.

«Вместимость» крошни определяется исключительно выносливостью человека.

Такой способ переноски был удобен, позволял переносить тяжести и сохранял добычу, крошни изготавливали прочными, что позволяло применять их многократно.

Глава 3. Практическая часть

В качестве практической части работы, мы приняли решение изготовить крошни из натуральной кожи.

Известно, что коми занимались охотой и рыбалкой, для переноски за спиной топора, запаса патронов, добычи, сухих веток и прочего снаряжения они изготавливали специальное приспособление – крошни – прообраз современного рюкзака.

Крошни можно сделать из различных материалов: бересты, веток, кожи, прочной ткани. Поскольку наша работа посвящена изучению кожевенного ремесла, то для изготовления данного приспособления основным материалом послужила натуральная кожа.

Особенность работы, состоит в том, что весь технологический процесс проделан вручную, без использования механизированного труда, как это и делали сами коми.

Используемые материалы:

1. Натуральная кожа КРС, толщиной 3,5-5 мм

2. Сухие ветви ели

3. Пеньковый канат

4. Нить 0,3 мм

Используемые инструменты:

Линейка

Шило

Пробойник

Молоток

Иглы

Нож для резки кожи

Этапы изготовления:

1. Подготовка кожи.

На данном этапе, была выбрана кожа соответствующая необходимым требованиям: толщина и размер, вид и цвет кожи особого значения не имеют, крошни – унитарный предмет, практического применения.

Создать шаблоны из бумаги, предварительно сняв мерку.

Кожу необходимо обработать, очистить от мусора, прогладить, разметить и вырезать необходимые детали.

2. Подготовка древесины.

При подготовки древесины необходимо выбрать породу дерева – ветки должны быть достаточно гибкими, опытным путем было выяснено, что наиболее доступным и подходящим материалом послужат ветви ели.

Ветви были срублены, обстроганы и просушены, после чего предали необходимую форму.

3. Пошив изделия.

Данный этап самый сложный и длительный. Для пошива изначально в коже, с помощью молотка и пробойника пробивались отверстия, после этого детали прошивались седельным швом. Седельный шов является практически самым крепким швом, используемым для прошива кожи. Называется «седельный», потому что этим швом прошивают лошадиные седла и сбрую, для которых крепкий и надежный шов это часто жизненно важный вопрос. При прошиве вручную седельным швом, нитки не переплетаются внутри кожи и не возвращаются каждая на свою сторону, а вместо этого, они пересекаются внутри кожи и переходят на противоположную сторону. Верхняя нить оказывается на нижней поверхности а нижняя – на верхней. При следующем стежке, нитки снова встречаются внутри слоев кожи и возвращаются на свои стороны. Если такая нить протрется и порвется то это не приведет к распадению шва потому что каждый стежок поддерживается двумя нитями.

Сначала было сшито основание, затем вставлены ветви, которые создали необходимый каркас, после этого были сшиты лямки в которые для формы продеты пеньковые веревки, далее сшиты петли для переноски топора, на последнем этапе была закреплена пеньковая веревка для фиксации переносимого груза.

В результате изделие получилось точной копией предмета быта коми – пермяков – крошни.

Заключение

В ходе нашей работы мы изучили историю кожевенного производства на Руси. Познакомились с особенностями использования кожи, как материала у народов Прикамья. Узнали виды кожи и этапы ее обработки. Провели историческую реконструкцию и полностью в ручную изготовили по технологиям коми- пермяков изделие быта – крошни.

В наше время они имеют практическую значимость только для жителей удаленных районов и деревень, а также туристов. Крошни в отличие от рюкзака легче, практичнее, дешевле. К тому же объем и вес носимой поклажи ограничен только физическими возможностями человека.

В результате исследовательской работы мы пришли к выводу, что кожевенное производство имеет древнюю историю возникновения, но актуально и сегодня. В наше время кожа как материал используется для изготовления одежды, сумок, ремней, кошельков и прочих аксессуаров.

Библиографический список

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

Курбатов А.В. Кожевенное ремесло в средневековой России / Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Санкт-Петербург, 2012.

Мальцева Н.А. Традиционное декорирование одежды коми-пермяками: вчера и сегодня / Вестник Пермского научного центра. №4. 2015.

Народы России: Атлас культур и религий. Отв. ред.: В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. М.: Феория, 2008.

Осипов Д. О. К вопросу о дате разделения кожевенного и сапожного ремесел (анализ материалов раскопок в Новгороде Великом и Москве) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 4 (46).

Шарапов В.Э. Коми-зыряне. Коми-пермяки // Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. — М.: Наука, 2000.

1 Осипов Д. О. К вопросу о дате разделения кожевенного и сапожного ремесел (анализ материалов раскопок в Новгороде Великом и Москве) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 4 (46). — С. 63—76.

2 Электронный ресурс - https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31812

3Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

4Курбатов А.В. Кожевенное ремесло в средневековой России / Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Санкт-Петербург, 2012.

5 Курбатов А.В. Кожевенное ремесло в средневековой России / Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Санкт-Петербург, 2012. С. 35.

6 Народы России: Атлас культур и религий. Отв. ред.: В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. М.: Феория, 2008. С. 157.

7 Электронный ресурс: официальный портал республики Коми - http://rkomi.ru/page/331/

8 Мальцева Н.А. Традиционное декорирование одежды коми-пермяками: вчера и сегодня / Вестник Пермского научного центра. №4. 2015. С. 65.

9Шарапов В.Э. Коми-зыряне. Коми-пермяки // Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. — М.: Наука, 2000. — С. 101-102

Просмотров работы: 177